История заселения и освоения территории волго вятского района кратко

Обновлено: 04.07.2024

Состав: Кировская и Нижегородская области, Республики: Марий Эл, Мордовская и Чувашская.

Экономико-географическое положение: Территория - 263 тыс. км2. Район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение района на важнейших водных артериях и на пересечении железных дорог, связывающих Центр с Северо-западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП западной части района похоже на ЭГП Центрального экономического района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом.

Природные условия и ресурсы: Климат - умеренно- континентальный. Весь районо расположен в лесной зоне.

Собственные ресурсы района не очень велики - торф, строительные материалы, фосфориты (Кировская область). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы - также одно из богатств района. Река Волга - не только важная транспортная артерия. На ее берегах издавна селились люди и вели свое хозяйство.

Население: Численность населения Волго-Вятского района - 8,4 млн. человек (1996 г.); средняя плотность населения - 32 человека на 1 км2. Размещено население неравномерно (показатель плотности варьирует от 14 человек в Кировской области до 74 человек на 1 км2 в Чувашии).

Национальный состав - неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Наиболее древнее население среднего Поволжья - народы уральской языковой семьи (финно-угорская группа) - марийцы и мордва. Их предки жили здесь за много веков до нашей эры. Вторая по времени формирования этническая группа населения - тюркская (чуваши, татары) - освоили этот район в III-' IV вв. нашей эры. Третьим этническим слоем является славянский, представленный в основном русскими, которые пришли в этот район в XIII в., когда был основан Нижний Новгород.

Население Чувашии (1996г.) - 1,36 млн. человек (среди них 26% русских); население Марий Эл - 766 тыс. человек (русских - 47%); Мордовии - 956 тыс. человек (доля русских - около 60%).

Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации - 70%). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению Нижний Новгород с населением свыше 2 млн. человек.

Хозяйство: Район специализируется на машиностроении. Развиты также химическая и лесная промышленность. Ведущая роль принадлежит транспортному машиностроению (автомобиле- и судостроению), а также неметаллоемкому машиностроению (приборостроение, электротехника) и станкостроению.

Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из крупнейших еще в дореволюционной России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при явном недостатке сырьевых и энергетических.

По размерам производства и разнообразию выпускаемой продукции район значительно уступает соседнему Центральному. Хозяйство ориентируется на привозное сырье и топливо с Урала, Поволжья, из Западной Сибири.

Машиностроение представлено автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для химической и деревообрабатывающей промышленности. В этой отрасли занято 50% экономически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет филиалы: автобусный завод (Павлове), завод автосамосвалов (Саранск).

Скоростные суда на подводных крыльях "река-море", речные ледоколы производил ранее завод "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде. Машиностроительные заводы созданы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные тракторы, тягачи, гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др.

Обслуживают машиностроение местные металлургические передельные заводы (Кулебаки, Выкса), но большая часть металла поступает с Урала.

Химическая промышленность - вторая важная отрасль специализации района (основной центр - г. Дзержинск), где вырабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серная кислота и др. В Кстово находится крупный нефтеперерабатывающий завод (к городу подходит нефтепровод из Альметьевска).




Лесная промышленность базируется на собственных ресурсах. Предприятия производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) построены на Волге - в Правдинске, Балахне, Волжске. ЦБК в Балахне - крупнейший в России по производству газетной бумаги.

Сохранились и развиваются старинные кустарные промыслы - хохломская роспись (г. Семенов).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство - многоотраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребности района. Ведущее место принадлежит животноводству (используются естественные луга и пастбища по долинам рек). Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Земледелие специализируется на производстве картофеля, а на юге района - на выращивании зерновых и технических культур.

Топливно-энергетический комплекс. Энергетика района использует торф и гидроресурсы. На реке Волга действуют Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Но основное значение имеют нефть и газ, поступающие из Поволжья и Западной Сибири, а также уголь Печорского и Кузнецкого бассейнов. Большинство электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях. Крупнейшие из них размещены в Балахне, Нижнем Новгороде, Дзержинске.

Транспорт. Самая крупная транспортная артерия - Волга. Район не обладает густой транспортной сетью, но через его территорию проходят важные железнодорожные и автомобильные магистрали в восточные районы страны.

Состав: Кировская и Нижегородская области, Республики: Марий Эл, Мордовская и Чувашская.

Экономико-географическое положение: Территория - 263 тыс. км2. Район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение района на важнейших водных артериях и на пересечении железных дорог, связывающих Центр с Северо-западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП западной части района похоже на ЭГП Центрального экономического района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом.

Природные условия и ресурсы: Климат - умеренно- континентальный. Весь районо расположен в лесной зоне.

Собственные ресурсы района не очень велики - торф, строительные материалы, фосфориты (Кировская область). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы - также одно из богатств района. Река Волга - не только важная транспортная артерия. На ее берегах издавна селились люди и вели свое хозяйство.

Население: Численность населения Волго-Вятского района - 8,4 млн. человек (1996 г.); средняя плотность населения - 32 человека на 1 км2. Размещено население неравномерно (показатель плотности варьирует от 14 человек в Кировской области до 74 человек на 1 км2 в Чувашии).

Национальный состав - неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Наиболее древнее население среднего Поволжья - народы уральской языковой семьи (финно-угорская группа) - марийцы и мордва. Их предки жили здесь за много веков до нашей эры. Вторая по времени формирования этническая группа населения - тюркская (чуваши, татары) - освоили этот район в III-' IV вв. нашей эры. Третьим этническим слоем является славянский, представленный в основном русскими, которые пришли в этот район в XIII в., когда был основан Нижний Новгород.

Население Чувашии (1996г.) - 1,36 млн. человек (среди них 26% русских); население Марий Эл - 766 тыс. человек (русских - 47%); Мордовии - 956 тыс. человек (доля русских - около 60%).

Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации - 70%). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению Нижний Новгород с населением свыше 2 млн. человек.

Хозяйство: Район специализируется на машиностроении. Развиты также химическая и лесная промышленность. Ведущая роль принадлежит транспортному машиностроению (автомобиле- и судостроению), а также неметаллоемкому машиностроению (приборостроение, электротехника) и станкостроению.

Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из крупнейших еще в дореволюционной России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы водных и лесных ресурсов при явном недостатке сырьевых и энергетических.

По размерам производства и разнообразию выпускаемой продукции район значительно уступает соседнему Центральному. Хозяйство ориентируется на привозное сырье и топливо с Урала, Поволжья, из Западной Сибири.

Машиностроение представлено автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для химической и деревообрабатывающей промышленности. В этой отрасли занято 50% экономически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет филиалы: автобусный завод (Павлове), завод автосамосвалов (Саранск).

Скоростные суда на подводных крыльях "река-море", речные ледоколы производил ранее завод "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде. Машиностроительные заводы созданы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные тракторы, тягачи, гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы). Заводы Саранска выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др.

Обслуживают машиностроение местные металлургические передельные заводы (Кулебаки, Выкса), но большая часть металла поступает с Урала.

Химическая промышленность - вторая важная отрасль специализации района (основной центр - г. Дзержинск), где вырабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серная кислота и др. В Кстово находится крупный нефтеперерабатывающий завод (к городу подходит нефтепровод из Альметьевска).

Лесная промышленность базируется на собственных ресурсах. Предприятия производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) построены на Волге - в Правдинске, Балахне, Волжске. ЦБК в Балахне - крупнейший в России по производству газетной бумаги.

Сохранились и развиваются старинные кустарные промыслы - хохломская роспись (г. Семенов).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство - многоотраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребности района. Ведущее место принадлежит животноводству (используются естественные луга и пастбища по долинам рек). Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Земледелие специализируется на производстве картофеля, а на юге района - на выращивании зерновых и технических культур.

Топливно-энергетический комплекс. Энергетика района использует торф и гидроресурсы. На реке Волга действуют Нижегородская и Чебоксарская ГЭС. Но основное значение имеют нефть и газ, поступающие из Поволжья и Западной Сибири, а также уголь Печорского и Кузнецкого бассейнов. Большинство электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях. Крупнейшие из них размещены в Балахне, Нижнем Новгороде, Дзержинске.

Транспорт. Самая крупная транспортная артерия - Волга. Район не обладает густой транспортной сетью, но через его территорию проходят важные железнодорожные и автомобильные магистрали в восточные районы страны.

Экономико-географическое положение Волго-Вятского экономического района предопределило ряд преимуществ по сравнению с другими районами страны: близость к Центральному экономическому району, водные пути (Волга), Близость экономически развитых районов страныы.

История хозяйственного освоения территории региона идет с начала освоения территории страны с начала н.э. Первоначально это были финно-угорских племен, булгары и т.д. присоединение к России произошло поэтапно, закрепилось с момента свержения Казанского княжества.

Волго-Вятский экономический район расположен в цен­тральной части европейской территории России, в бассей­нах рек Волги и Вятки. В его состав входят республики Марий Эл, Мордовия, Чувашская и Нижегородская, Кировская области. Пло­щадь района — 263,3 тыс. км 2 , или 1,5% территории России.

Рельеф территории района представлен холмисто-увалистой равниной с ярко выраженными ледниковыми формами, терри­тория расчленена многочисленными речками в заволжской час­ти, а на юге балками и оврагами. Сложный рельеф затрудняет развитие сельского хозяйства и строительства.

Климат района — континентальный. Континентальность на­растает с юго-запада на северо-восток. Средняя температура ян­варя колеблется от -11°С до -16°С, а июля — от 17°С до 19,5°С. Годовое количество осадков убывает с запада на восток с 600 мм до 350 мм в год. Продолжительность безморозного периода от 190 до 140 дней. Южная часть района подвержена влиянию засу­хи, а северная избыточно увлажнена и заболочена.

Почвы преимущественно подзолистые, а в заболоченных районах представлены торфяниками, поэтому требуют внесения органических и минеральных удобрений и проведения мелиора­тивных работ. В поймах рек

Волго-Вятский район РСФСР — один из самых старых хозяйственных районов нашей страны. Он включает в себя Марийскую, Мордовскую и Чувашскую АССР и две области — Горьковскую и Кировскую. Волга и ее притоки многие столетия служили удобным путем для передвижения людей. Берега рек были заселены издавна. Уже в XI в. сюда начали проникать русские и размещаться по соседству с коренными жителями этих мест — марийцами, чувашами, мордвой. Среди густых лесов они строили селения, воздвигали города.

В XII в. на берегу тихой речки Вятки был заложен городок Хлынов, позднее, в XVIII в., переименованный в Вятку. А южнее, там, где сливается Ока с Волгой, в память о северном городе Новгороде русские переселенцы в 1221 г. основали Нижний Новгород. Так постепенно заселялись берега Волги и ее притоков.

На освоенных местах переселенцы занимались земледелием и разнообразными ремеслами. Каждое поселение обычно специализировалось на каком-нибудь одном виде промысла, а иногда на двух-трех. Особенно славились здешние умельцы, занимавшиеся изготовлением деревянных и металлических изделий, росписью по дереву и т. д. Слава о волжских кустарях разносилась по всей Руси. В деревнях сеяли лен, ткали белоснежные полотна. На тучных лугах разводили домашний скот; развивалось кожевенное и меховое производство.

низкая урожайность и техническая отсталость приводили к постоянному голоданию и нищете. Крестьяне вынуждены были бросать свои дома, наниматься в бурлаки или идти на отхожие промыслы. Им приходилось менять крепостное ярмо на капиталистическое.

Социалистическое строительство совершенно преобразило этот край. Там, где раньше были кустарные промыслы и небольшие заводы, теперь создана крупная индустрия. По автостроению и речному судостроению Волго-Вятский район занимает ведущее место в Советском Союзе. Много здесь и других, новых отраслей промышленности: станкостроение, производство металлоконструкций, различных измерительных приборов, целлюлозно-бумажная промышленность и т. д. На основе старых кустарных промыслов создана крупная государственная промышленность по производству музыкальных инструментов.

Программа построения коммунизма в нашей стране предусматривает в ближайшем десятилетии эти предприятия реконструировать. Например, завод фрезерных станков уже в 1965 г. выпустит станков вдвое больше, чем в 1961 г. Это равносильно строительству второго такого же завода.

Горький — один из крупных культурных центров нашей страны. Здесь 9 вузов, в том числе университет, 11 научно-исследовательских институтов, 5 театров, филармония, планетарий. Как непохож этот город на старый

Нижний Новгород, описанный в романах и очерках М. Горького! Древний кремль и исторические памятники архитектуры рассказывают о славном прошлом города. Отсюда в 1612 г. Кузьма Минин повел народное ополчение, принявшее участие в освобождении Москвы от польских панов. В этом городе родились Н. А. Добролюбов и Я. М. Свердлов. Здесь в 1891 г. организовались марксистские кружки. На собрании одного из них выступал в 1894 г. В. И. Ленин.

На XXII съезде КПСС шла речь о создании вокруг г. Горького специализированных совхозов и колхозов, которые полностью удовлетворят потребности населения города в сельскохозяйственных продуктах.

Трудом советских людей обновляются древние города. А рядом с ними растут новые, молодые — Дзержинск, Волжск и др. В каждом из них — свои крупные заводы и фабрики. И сообщаются между собой они не только водным путем, как прежде, но и железными дорогами, новыми автомобильными магистралями. Железные и автомобильные дороги улучшили связь этого района с другими, особенно с Центрально-Промышленным и Уралом. Эти связи развиваются и крепнут.

Так, например, Горьковская ГЭС дает свою энергию Волго-Вятскому и Центральному районам, а к Горькому устремились нефтепровод и газопроводы из других частей Поволжья, богатых этим ценнейшим топливом и сырьем для химической промышленности.

На глазах меняется великая русская река, реконструированная героическим трудом советских людей. В недалеком прошлом Волга на многих участках мелела летом настолько, что в некоторых местах по ней с трудом проходили даже небольшие суда. За годы социалистического строительства здесь были воздвигнуты мощные плотины, которые подняли уровень воды и затопили опасные для судоходства мели и перекаты. Река стала глубокой и полноводной.

Так была решена первая задача реконструкции Волги — она стала полностью судоходной. Вторая заключалась в том, чтобы заставить воды реки вырабатывать электроэнергию. На волжских плотинах заработали гидростанции. Они дают огромное количество энергии. Так, мощность Горьковской ГЭС—400 тыс. кет. На очереди — новая громадная электростанция у Чебоксар, столицы Чувашской АССР. Энергия рек помогает создавать в районе крупную индустрию и позволяет механизировать сельское хозяйство. Да и не только в этом районе. Она передается по линиям высокого напряжения в другие промышленные районы — в Центр, на Урал.


ИМЕНИ ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ

Автомобильный завод, гигант первой пятилетки, стал набирать пусковые темпы.

В 1932 г. исполнилось 40 лет литературной работы Максима Горького. Поэтому город, где родился юбиляр, получил имя — Горький, а автомобильный завод стал Горьковским.

Город, основанный владимирским князем Юрием Всеволодовичем в XIII в., назывался Нижним Новгородом. Место для города было избрано на холме, у слияния двух больших рек — Волги и Оки.

В прошлом столетии в Сормове, близ Нижнего Новгорода, был открыт большой завод транспортного машиностроения.

Тысячи пролетариев гнули спину на нижегородских предприятиях.

Задолго до Октября к названию Сормово стали прибавлять слово Красное. Первые революционные рабочие кружки организовались здесь за четверть века до революции 1905 г.

В дореволюционные годы нижегородская промышленность страдала технической отсталостью и узкой специализацией. Почти вся она обслуживала только транспорт.

Невозможно перечислить все, что выпускает теперешняя, оснащенная передовой техникой и технологией промышленность Горького.

В Волго-Вятском районе много лесов. В Заволжье деревни и поля лежат, словно островки, среди сплошного океана темно-зеленых лесов. На память приходят рассказы о раскольничьих скитах, строившихся в непроходимых чащах по берегам Унжи, Ветлуги, Керженца. Вспоминается героический поступок костромича Ивана Сусанина, который завел вражеский отряд в непроходимую чащу.

А теперь их широко используют на стройках, при изготовлении мебели и т. д.

Лес — ценное сырье и для химической промышленности. Из древесины изготовляют тысячи видов изделий, в том числе и этиловый спирт, из которого получают синтетический каучук. В районе имеются громадные запасы фосфоритов — в Чувашии, в верховьях рек Вятки и Камы. Из них делают фосфатные удобрения, повышающие плодородие нечерноземных земель. В сельском хозяйстве Волго-Вятского района, как и в промышленности, произошли большие сдвиги. До революции оно было крайне отсталым.

Ныне на полях Приволжской возвышенности волнуется пшеница, невдалеке выделяются своей темно-зеленой окраской посевы конопли. Вокруг многих колхозных сел раскинулись плантации хмеля — старинной культуры здешнего хозяйства. В садах наливаются соком антоновские яблоки, цветет горбатовская вишня, зреет крыжовник.

В Заволжье основной зерновой культурой остается рожь. Однако и в этих местах, где раньше не могло быть и речи о пшенице, сейчас колхозники выращивают много этой ценной продовольственной культуры. Значительно расширяются площади, занятые под кукурузу, горох, гречиху, бобовые, сахарную свеклу.

Колхозная деревня вырастила здесь, как и по всей стране, людей с широкими интересами и высокой культурой, людей самоотверженного труда и гражданской доблести.

Особенно сильны перемены в автономных республиках, входящих в состав Волго-Вятского экономического района.

Здесь издавна жили не только русские, но и марийцы, чуваши, мордва. Страшный гнет испытывали нерусские народности в дореволюционное время. Их уделом была ужасающая нищета, грязь, бескультурье. Постоянно свирепствовали такие страшные болезни, как оспа, туберкулез, трахома, из-за которых людей умирало больше, чем рождалось. Особенно высока была смертность среди детей. Коренное население края стояло на пути неизбежного вымирания.

Быстро развивается и хозяйство автономных республик. У каждой — своя специализация. В Чувашии развито машиностроение, химическая, текстильная, пищевая промышленность, производство строительных материалов. Чувашская АССР становится крупным центром электротехнической промышленности с собственной научной базой. Здесь выпускают различную аппаратуру, сложные приборы. В Марийской АССР одно из важных мест занимают машиностроение, приборостроение, деревообработка. Здесь выросла целлюлозно-бумажная, лесохимическая, строительная промышленность.

А Мордовия, получившая в наследство от царизма два-три десятка карликовых винокуренных заводов и махорочных фабрик, теперь выпускает электротехническую и осветительную аппаратуру, автомобили-самосвалы, экскаваторы, химическое оборудование, электрический кабель, цемент. Ее продукция идет в 24 страны.

В этих республиках выросли национальные кадры. Количество рабочих на предприятиях одной только Чувашской АССР увеличилось более чем в 75 раз.

За годы Советской власти неузнаваемо изменились столицы этих автономных республик. В них развита тяжелая индустрия, имеются национальные театры, Дома народного творчества, институты, техникумы. Поистине, небывалого хозяйственного и культурного расцвета добились освобожденные Великим Октябрем народы автономных республик Волго-Вятского края!

К 1980 г. выпуск промышленной продукции в Советском Союзе возрастет не менее, чем в 6 раз. Следовательно, индустрия и Волго-Вятского экономического района должна примерно вшестеро увеличить производство.

Все это будет достигнуто за счет строительства новых заводов, внедрения самого совершенного оборудования и новейших методов труда. Так было сказано на XXII съезде Коммунистической партии Советского Союза. И так будет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Волго–Вятский экономический районРаботу выполнили: Луконина С, Алешина П, Ка.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Волго–Вятский экономический районРаботу выполнили: Луконина С, Алешина П, Ка.

Волго–Вятский экономический район
Работу выполнили:
Луконина С, Алешина П, Калякина А, Жаренова Н, Дубинская Н, Дорогова Е, Прокофьева К.

Состав района Волго-Вятский экономический район состоит из 5 федеральных с.

Состав района
Волго-Вятский экономический район состоит из 5 федеральных субъектов:
1.Республика Марий Эл
2.Республика Мордовия
3.Чувашская Республика
4.Кировская область
5. Нижегородская область

Границы районаНа западе - с Центральный экономическим районом На юге – с По.

Границы района
На западе - с Центральный экономическим районом
На юге – с Поволжским районом
На востоке – с Уральским районом
На севере – с Северным экономическим районом

ГП Волго-Вятский экономический район находится в восточной половине Русско.

ГП
Волго-Вятский экономический район находится в восточной половине Русской равнины в бассейнах рек Вятки, Ветлуги и Волги, в среднем её течении. Занимает площадь 263.3 тыс. кв. км, а по протяжённости с северо-востока на юго-запад — до 800 км.

Очень выгодное соседское положение. Волго-Вятский экономический район окружен.

Очень выгодное соседское положение. Волго-Вятский экономический район окружен высокоразвитыми территориями.
Важную экономическую роль играет река Волга. Она делит территорию района на две ландшафтные и экономические зоны и является основным судоходным путём, связывающим важные экономические центры, как внутри региона, так и с соседними экономическими районами.
Территорию района пересекают важные железнодорожные магистрали, соединяющие центр с Уралом и Сибирью, нефти - и газопроводы из восточных регионов в Европейскую часть России.
Географическое положение района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны, а также районами потребления производимой в районе продукции. Это ставит Волго-Вятский район по валовому региональному доходу на одно из первых мест в стране.

Природа Территория района вытянута с юго-запада на северо-восток на 1000.

Природа
Территория района вытянута с юго-запада на северо-восток на 1000 км и находится в различных природных зонах: северная часть в лесной, таежной и южная — в лесостепной. Район расположен в Центральной России, в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки. Климат района континентальный, благоприятный для сельского хозяйства. В западной части района наиболее плодородные почвы (встречаются и черноземы), в лесной части преобладают бедные подзолистые почвы.

Южная часть района подвержена влиянию засухи, а северная избыточно увлажнена и заболочена

Природные ресурсыГлавные природные ресурсы района: фосфориты Вятско-Камского.

Природные ресурсы
Главные природные ресурсы района:

фосфориты Вятско-Камского месторождения
лесные ресурсы (лесом покрыто 40% всей территории района, что составляет около 2% всех лесонасаждений России, преобладают хвойные породы)
строительные материалы - гипс, известняки, стекольные пески, глины, цементное сырье
водные ресурсы
каменная соль (Керженское месторождение), торф и горючие сланцы.
Ограниченный набор минерально-сырьевых ресурсов и топлива определил зависимость экономики района от других территорий: промышленность и электроэнергетическое хозяйство базируются на привозных сырье и топливе.

Историко – географические особенности По характеру заселения и хозяйственному.

Историко – географические особенности

По характеру заселения и хозяйственному освоению Волго-Вятского района ярко и мощно выделяется Нижегородская область. Благоприятно отразилась сравнительная близость к Москве, как высокоразвитому центру России. Следующий фактор — река Волга, как важнейшая транспортная и торговая связь с другими районами России; происходил обмен культурными ценностями. Все это послужило более интенсивному развитию Нижегородской области.

В противовес — республика Марий Эл. Отрезанность от внешнего мира непроходимыми лесами и болотами была сильнейшим тормозом экономического и культурного развития этой республики.

Центр Нижегородской области — город Нижний Новгород. Он основан в 1221 году в.

Центр Нижегородской области — город Нижний Новгород. Он основан в 1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем как крепость. Название "Нижний" и "Новград Низовские земли" появилось уже в XIV в.
В Х в. территория Марий Эл входила в состав Волжской Булгарии. C XIII в. находилась под игом монголо-татар. С XV в. марийцы были включены в состав Казанского ханства. В 1552 г., после сокрушения русскими Казани, марийцы включены в состав русского государства. Первое упоминание об Йошкар-Оле относится к ноябрю 1584 г

НаселениеЧисленность населения – 8,5 млн. человек (5,7% численности страны) П.

Население
Численность населения – 8,5 млн. человек (5,7% численности страны)
Плотность – 32 чел/км²
Городское население – 70% Трудоспособное население - 4,3 млн. чел.
доля мужского населения здесь меньше, чем женского
Национальный состав:

Хозяйство1. Промышленность Ведущими специализирующими отраслями являются: Ма.

Хозяйство
1. Промышленность
Ведущими специализирующими отраслями являются:
Машиностроение и металлообработка (40 %),
нефтехимия (10%), лесохимия,
лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность (6%).
Легкая и пищевая (16%).
2. Сельское хозяйство
Сельское хозяйство специализируется на выращивании картофеля, овощей, молочно-мясном животноводстве и птицеводстве.
Значительная часть посевных площадей района занята зерновыми (пшеница, гречиха) и техническими культурами (свекла)

ПроблемыДемографическая ситуация в районе остается сложной. Численность на.

Проблемы
Демографическая ситуация в районе остается сложной. Численность населения ежегодно снижается. Основная причина снижения населения – естественная убыль населения, не перекрываемая миграционным приростом.
Растет уровень безработицы. В республике Марий Эл уровень безработицы составил 6,1% от экономически активного населения, что почти в 2 раза выше, чем в среднем по России.
Слабые минерально-сырьевая и топливная базы оказывают сдерживающее влияние на развитие и размещение материало-, топливо- и энергоемких производств.

Экологические проблемысостояние атмосферы; состояние поверхностных и подземн.

Экологические проблемы
состояние атмосферы;
состояние поверхностных и подземных вод;
состояние недр и разработка полезных ископаемых;
отходы производства и потребления, их возможная утилизация;
состояние и использование лесов;
животный мир и его использование.

Атмосферу Волго-Вятского района в большей степени загрязняют вредные выбросы из Нижегородской области ( более50 %).

Читайте также: