Значение творчества шекспира кратко

Обновлено: 04.07.2024

Влияние образов, созданных Уильямом Шекспиром, на мировую литературу и культуру, сложно переоценить. Гамлет, Макбет, король Лир, Ромео и Джульетта – эти имена давно уже стали нарицательными. Их используют не только в художественных произведениях, но и в обычной речи как обозначение какого-либо человеческого типа. Для нас Отелло – ревнивец, Лир – родитель, обездоленный наследниками, которых он сам и облагодетельствовал, Макбет - узурпатор власти, а Гамлет – личность, которую разрывают внутренние противоречия.

Шекспировские образы оказали огромное влияние и на русскую литературу XIX века. К пьесам английского драматурга обращались И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие писатели. В XX веке усилился интерес к внутреннему миру человека и мотивы и герои шекспировских произведений вновь волновали поэтов. Мы находим их у М. Цветаевой, Б. Пастернака, В. Высоцкого.

В эпоху классицизма и Просвещения за Шекспиром признавали способность следовать "природе", но осуждали за незнание "правил": "гениальным варваром" называл его Вольтер. Английская просветительская критика ценила жизненную правдивость Шекспира. В Германии на недосягаемую высоту Шекспира подняли И. Гердер и Гёте (этюд Гёте "Шекспир и несть ему конца", 1813-1816). В период романтизма понимание творчества Шекспира углубляют Г. Гегель, С. Т. Кольридж, Стендаль, В. Гюго.

В России Шекспир впервые упомянут в 1748 году А. П. Сумароковым, однако и во 2-й половине XVIII века Шекспира в России знают ещё мало. Фактом русской культуры Шекспир становится в 1-й половине XIX века: к нему обращаются писатели, связанные с движением декабристов (В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. С. Грибоедов, А. А. Бестужев и др.), А. С. Пушкин, видевший главные достоинства Шекспира в его объективности, правде характеров и "верном изображении времени" и развивавший традиции Шекспира в трагедии "Борис Годунов". В борьбе за реализм русской литературы на Шекспира опирается и В. Г. Белинский. Значение Шекспира особенно возросло в 30-50-е годы 19 века. Проецируя на современность шекспировские образы, А. И. Герцен, И. А. Гончаров и др. помогали глубже осмыслить трагизм времени. Заметным событием стала постановка "Гамлета" в переводе Н. А. Полевого (1837) с П. С. Мочаловым (Москва) и В. А. Каратыгиным (Петербург) в главной роли. В трагедии Гамлета В. Г. Белинский и другие передовые люди эпохи увидели трагедию своего поколения. Образ Гамлета привлекает внимание И. С. Тургенева, разглядевшего в нём черты "лишних людей" (ст. "Гамлет и Дон-Кихот", 1860), Ф. М. Достоевского.

Параллельно с осмыслением творчества Шекспира в России углублялось и расширялось знакомство с самими произведениями Шекспира. В 18 - начале 19 веков переводились в основном французские переделки Шекспира. Переводы 1-й половины 19 века грешили либо буквализмом ("Гамлет" в пер. М. Вронченко, 1828), либо излишней вольностью ("Гамлет" в переводе Полевого). В 1840-1860 переводы А. В. Дружинина, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберга и др. обнаружили попытки научного подхода к решению задач художественного перевода (принцип языковой адекватности и т.п.). В 1865-1868 годах под редакцией Н. В. Гербеля вышло первое "Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводе русских писателей". В 1902-1904 годах под редакцией С. А. Венгерова было осуществлено второе дореволюционное Полное собрание сочинений Шекспира.

Традиции передовой русской мысли продолжило и развило советское шекспироведение на основе глубоких обобщений, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом. В начале 20-х годов лекции о Шекспире читал А. В. Луначарский. На первый план выдвигается искусствоведческий аспект изучения шекспировского наследия (В. К. Мюллер, И. А. Аксёнов). Появляются историко-литературные монографии (А. А. Смирнов) и отдельные проблемные работы (М. М. Морозов). Значительный вклад в современную науку о Шекспире представляют работы А. А. Аникста, Н. Я. Берковского, монография Л. Е. Пинского. Своеобразно осмысляют природу творчества Шекспира кинорежиссёры Г. М. Козинцев, С. И. Юткевич.

Критикуя аллегории и пышные метафоры, гиперболы и непривычные сравнения, "ужасы и шутовство, рассуждения и эффекты" - характерные черты стиля шекспировских пьес, Толстой принял их за приметы исключительного искусства, обслуживающего запросы "высшего сословия" общества. Толстой в то же время указывает и на многие достоинства пьес великого драматурга: его замечательное "умение вести сцены, в которых выражается движение чувств", необыкновенную сценичность его пьес, их подлинную театральность. В статье о Шекспире содержатся глубокие суждения Толстого о драматическом конфликте, характерах, развитии действия, о языке персонажей, о технике построения драмы и т. д.

Он говорил: "Вот я себе позволял порицать Шекспира. Но ведь у него всякий человек действует; и всегда ясно, почему он поступает именно так. У него столбы стояли с надписью: лунный свет, дом. И слава богу, потому что все внимание сосредоточивалось на существе драмы, а теперь совершенно наоборот". Толстой, "отрицавший" Шекспира, ставил его выше драматургов - своих современников, создававших бездейственные пьесы "настроений", "загадок", "символов".

Признав, что под влиянием Шекспира развивалась вся мировая драматургия, не имеющая "религиозного основания", Толстой отнес к ней и свои "театральные пьесы", заметив при этом, что они были написаны "случайно". Так, критик В. В. Стасов, восторженно встретивший появление его народной драмы "Власть тьмы", находил, что она написана с шекспировский мощью.

В 1928 году по впечатлениям от прочтения шекспировского "Гамлета" М. И. Цветаева пишет три стихотворения: "Офелия - Гамлету", "Офелия в защиту королевы" и "Диалог Гамлета с совестью".

Во всех трех стихотворениях Марины Цветаевой можно выделить единый мотив, превалирующий над другими: мотив страсти. Причем в роли носительницы идей "горячего сердца" выступает Офелия, которая у Шекспира предстает образцом добродетели, чистоты и невинности. Она становится ярой защитницей королевы Гертруды и даже отождествляется со страстью.

С середины 30-х годов 19 века Шекспир занимает большое место в репертуаре русского театра. П. С. Мочалов (Ричард III, Отелло, Лир, Гамлет), В. А. Каратыгин (Гамлет, Лир) - прославленные исполнители шекспировских ролей. Свою школу их театрального воплощения - сочетание сценического реализма с элементами романтики - создал во 2-й половине 19 - начале 20 веков московский Малый театр, выдвинувший таких выдающихся интерпретаторов Шекспира, как Г. Федотова, А. Ленский, А. Южин, М. Ермолова. В начале 20 века к шекспировскому репертуару обращается МХАТ ("Юлий Цезарь", 1903, постановка Вл. И. Немировича-Данченко при участии К. С. Станиславского; "Гамлет", 1911, постановка Г. Крэга; Цезарь и Гамлет - В. И. Качалов).

Творчество великого английского писателя Шекспира имеет всемирное значение. Шекспировский герой дорог всему человечеству. Мир идей и образов поэта-гуманиста поистине огромен. Всемирное значение Шекспира – в реализме и народности его творчества.

Шекспир (1564 - 1616) родился и вырос в городе Стратфорд-апон-Эйвон. Женился в 18 лет, трое детей. Недостаточность сведений о жизни Шекспира послужила поводом для возникновения, так называемого шекспировского вопроса. 3 периода в творчестве Шекспира:

1.ранний – написаны исторические хроники и комедии, несколько ранних трагедий – Ромео и Дж., Ричард 3.

2.Великие трагедии – Гамлет, Отелло, Король Лир, Магбет

3. В конце своего творчества Шекспир написал несколько трагикомедий, в пьесах доминирует проблематика созвучная обще-человеческим трагедиям, но решается посредством фантастических элементов. – Буря.

Шекспир - бесконечный источник для художественных вариаций на основные темы, когда-либо затронутые в литературе. Так как он является уникальным в своем роде автором, который многое дал английской культуре и литературе, а также внес особый вклад в ее развитие, шекспировский интертекст существует в творчестве многих авторов, например: Джойс (в романе "Улисс"), Хаксли, Элиот, Лоуренс, Даррелл, Стоппард, Фаулз, Байетт, Мердок.

Народность Шекспира в том, что он жил интересами своего времени, был верен идеалам гуманизма, воплощал в своих произведениях этическое начало, черпал образы из сокровищницы народного творчества, изображал героев на широком народном фоне. В творчестве Шекспира – истоки развития драмы, лирики и романа нового времени. Народный характер драматургии Шекспира определяется также языком. Шекспир использовал богатство разговорного языка жителей Лондона, придал словам новые оттенки, новый смысл. Образность языка в пьесах Шекспира достигается частым употреблением сравнений и метафор.

Трагическое у Шекспира диалектично. Общество может нарушать естественные нравственные отношения и привести героев к гибели(Ромео и Джульетта), и герой в силу ряда своих отрицательных свойств может совершить зло и нанести ущерб обществу (Макбет ), и одновременно герой и общество могут быть виновны по отношению друг к другу (Король Лир). Все зависит от реальной сложности общественных противоречий, времени и психологических конфликтов каждой отдельной личности. Борьба между добром и злом идет не только на общественной арене, но и в душе человека. Возникновение жанра исторической хроники обусловлено противоречиями самой английской действительности. Шекспир верно воспроизвел исторические события.

Вершиной английской поэзии эпохи Возрождения и важной вехой в истории мировой поэзии явились сонеты Шекспира, в которых раскрывается сложный и многогранный душевный мир лирического героя. Поэт возвеличивает духовную красоту человека и вместе с тем изображает трагизм жизни в условиях того времени.154 сонета, созданных Шекспиром, объединяются образом лирического героя, который воспевает свою преданную дружбу с замечательным юношей и свою пылкую и мучительную любовь к смуглой леди (The Dark Lady of the Sonnets). Лучшими из них признаны, опубликованные в 1949 году переводы С.Я. Маршака, который сумел передать философскую глубину и музыкальность сонетов Шекспира.

2) Драматург всегда изображал конфликты, характеры и нравы Англии.

3) Воплощал в своих произведениях этическое начало

4) В творчестве Шекспира – истоки развития драмы, лирики и романа нового времени.

5) Шекспир верно воспроизвел исторические события в своих исторических хрониках.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Творчество Уильяма Шекспира – это значимая страница в большой книге мировой Литературы. Созданные драматургом образы пополнили ряды вечных художественных образов. Гамлет, Ромео и Джульетта, Отелло, Король Лир – герои, которые давно вышли за пределы сочинений Шекспира и до сих пор живут в искусстве.

Происхождение


Дом в Стратфорде, где родился Шекспир. Сейчас музей

Великий драматург Уильям Шекспир появился на свет в 1564 году. Точные данные о дне рождения не сохранились. Город Стратфорд-апон-Эйвон (Англия) считается местом его рождения.

Отец – Джон Шекспир, зажиточный ремесленник. Он принимал активное участие в жизни города, был не единожды избранным на разные общественные должности. Так же о нем известно, что он не ходил на церковные собрания, за что платил большие штрафы. Это послужило поводом предположить, что Джон Шекспир был тайным католиком.

Мать – Мэри Шекспир (в девичестве Арден), представительница одного из старейших саксонских родов. Вышла замуж за Джона и родила ему восьмерых детей. Уильям стал третьим.

Детство будущего драматурга прошло в состоятельной многодетной семье.

Образование


Принято считать, что начальное образование Шекспир получил в Стратфордской грамматической школе. Там делали уклон на изучение латыни, учитель даже писал стихи по латыни. Есть версия, что продолжил учебу Вильям в школе короля Эдуарда Шестого. К сожалению, школьные журналы этой школы не сохранились, поэтому нельзя это утверждать.

Юношеская пора

Шекспир обзаводится собственной семьей в довольно юном возрасте – в 18 лет. Его избранницей стала Энн Хатауэй, дочь землевладельца. Девушка была старше Уильяма на 8 лет. В 1582 году состоялась их женитьба. На момент регистрации брака Энн уже ждала ребенка.

Когда Уильяму было 20 лет, он вместе с семьей переезжает в Лондон. Молодой мужчина устраивается разнорабочим в театр. Чтобы нормально жить, ему приходилось соглашаться там на любую работу. Со временем, заметив рвение молодого Уильяма, ему все же стали доверять играть небольшие роли.

Творчество

Литературный дебют Шекспира состоялся в 1594 году, когда была издана его первая книга. С этого момента он становится известным. Но, несмотря на успех, Уильям продолжает работать в театре.


Творчество Шекспира принято делить на четыре периода:

Основные произведения


Последние годы

Есть мнение, что последние годы жизни драматург проводил в родном городе, Стратфорде. Скорее всего, его мучила какая-то болезнь, потому что на всех его последних документах стоит неразборчивая подпись. После 1613 года автор не создает пьес. В 1616 году его не стало.

Хронологическая таблица

Интересные факты

  1. Кроме литературного таланта, у Шекспира была способность к иностранным языкам и отменная память. Он знал французский, итальянский и испанский языки.
  2. Шекспир был человеком с разносторонними интересами: варил пиво, занимался арендой квартир.
  3. Точно неизвестно, кем был Вильям Шекспир: католиком или протестантом. Он это скрывал, как и его отец.

Музей писателя

Дом, в котором провел детство Уильям Шекспир, сейчас является музеем и одним из достояний Великой Британии. Дом-музей находится в городе Стратфорде на улице Хенли.

Гений Шекспира развился и расцвел в климате эпохи, когда совершался исторический переворот в жизни народов Европы. Порыв к освобождению из пут средневековья, раздвижение горизонтов земли и границ человеческой мысли, рождение нового идеала прекрасного в жизни и искусстве – все это отразилось и художественно воплотилось в искусстве Шекспира. Дарование его созревало в пору больших надежд, в ту пору, когда пробуждалось и крепло национальное самосознание английского народа.

Но мечты и надежды гуманистов столкнулись с трагическими контрастами

эпохи, с живучими кошмарами средневековья, с уродствами нарождающегося буржуазного общества. Расхождение идеала и действительности стало источником трагического в творчестве Шекспира.

Трагедия Шекспира ставит коренные вопросы своего века и, утверждая гуманистический идеал, поднимается до общечеловеческого звучания. Шекспир творил не для кучки избранных. Он черпал вдохновение в жизни народа, в его истории, в его преданиях, сказках, балладах.

Народный характер театра Шекспира определил облик его драмы, ее язык, ее дыхание и поступь, ее величавое своеобразие. В творчестве Шекспира искусство

средневековой Европы, достигнув своего зенита, вырвалось из душных келий затворников-одиночек, из пышных хором вельмож-меценатов, вырвалось под открытое небо и с подмостков деревянного театра заговорило с пестрой толпой горожан. Необъятно широк словарь Шекспира.

Книжно-литературная стихия, изощренная поэтическая речь сочетается в его драмах с народным говором. Стих свободно чередуется с прозой.

Кипящее, рвущееся через край изобилие проявляется во всем строе мыслей и образов Шекспира. Его драма как бы стремится впитать в себя и передать людям всю полноту жизни и вместе с тем вобрать и претворить литературный опыт предшественников и современников. Здесь и виртуозное мастерство чеканного сонета, и буйная живописность площадного зрелища.

Здесь и богатырский размах, который, казалось бы, по плечу лишь исполину-коллективу, и невиданное богатство мельчайших деталей, подмеченных острым глазом художника. Здесь и опыт античного театра, и поэзия старинных средневековых легенд.

Народная драма Шекспира еще не ограничена правилами и предписаниями, которым подчинятся следующие поколения писателей. Действие может охватывать целую человеческую жизнь и свободно переноситься из одного места в другое. Трагическое непринужденно сочетается с комическим. Шутовская песенка может прозвучать в сцене, полной напряженной скорби, не нарушив художественного целого.

Контрасты жизни усиливают ощущение ее полноты и подлинности. В жизненную реальность шекспировской драмы иногда вторгается фантастическое (призрак в “Гамлете”, ведьмы в “Макбете”). В правдивую историю человеческой судьбы могут вплестись сказочные мотивы (“Король Лир”).

В ходе действия свободно допускается случайность (“Ромео и Джульетта”).

Но и фантастика, и сказка, и чудесные совпадения: все служит главному – выявлению правды жизненных конфликтов и человеческих характеров. Шекспир вместе со своей эпохой как бы стремится заново открыть мир и человека. Вступая на не исследованные еще земли реалистического искусства, он заглядывает в глубины человеческих душ и сам дивится своим открытиям. В противоположность персонажам средневековых мистерий и моралитэ, воплощавшим тот или иной порок или добродетель, в отличие от схематических героев предшествующих исторических драм герои Шекспира наделены разнообразными страстями, помыслами, желаниями.

Типическое и общечеловеческое выступают в них через индивидуальное. Искусство изображать людей во всей сложности их внутренней жизни и в их реальных связях с миром – искусство реалистическое, хотя реализм Шекспира и отличается от реализма последующих эпох.

Герои Шекспира живут и действуют в реальной обстановке, но лишь в исторических хрониках драматург стремится к точному изображению нравов и обычаев определенной эпохи; в трагедиях задачи его значительно шире. Сюжеты древних преданий в “Гамлете”, “Короле Лире”, “Макбете”, сохраняя колорит седой старины, наполняются звучанием, красками, приметами современности. В них встают вопросы, волновавшие человека Возрождения.

В них как бы запечатлевается связь времен: образы прошлого, наполняясь соками настоящего, обращаются к будущему.

В том же 1616 г., что и Шекспир, умер в Испании его великий современник, автор “Дон Кихота” Сервантес. Другие поколения писателей и мыслителей шли на смену титанам эпохи Возрождения. Изменялся характер культурного движения, перемещались его центры в Европе.

Законодательницей литературных вкусов в XVII в. сделалась абсолютистская Франция, одна из могущественнейших европейских держав того времени. Теоретики искусства эпохи абсолютизма установили строгие “правила” для всех литературных жанров. И драмы Шекспира не соответствовали этим правилам.

Широкие и вольные, они выходили из рамок литературного “этикета”, Законодатели вкуса считали Шекспира “необузданным дикарем”, а драмы его – “чудовищными”. Лишь во второй половине XVIII в. начала возрождаться и расти слава Шекспира в Европе. К его творчеству обращались те, кто стремился раздвинуть пределы литературной вселенной, найти более высокую меру красоты, завоевать новые высоты в искусстве человековедения.

К его творчеству обращались воинствующие гуманисты, смелые мыслители.

В Германии наследие Шекспира привлекло Лессинга и молодого Гете, вступивших в борьбу за создание большой национальной литературы и искавших высоких образцов.

Во Франции творениями Шекспира заинтересовался Вольтер. Поборника разума, ясности, логики пугали “бездны и неровности” английского драматурга. Взявшись за перевод “Гамлета”, Вольтер пересказал французам трагедию Шекспира на свой лад. Так же поступил с “Гамлетом” и русский драматург XVIII в. Александр Сумароков: он представил русским зрителям не шекспировского, а своего “Гамлета”.

В 20-е годы XIX в. поколение писателей Запада, призванное к жизни эпохой буржуазных революций, вступило в решительный бой с защитниками “старого литературного режима”. И на своих знаменах молодые романтики и реалисты написали имя Шекспира.

Они противопоставляли народную драматургию Шекспира салонным худосочным драмам, завладевшим европейскими сценами. У Шекспира учились Стендаль, Гюго и Бальзак. Шекспир помогал им совершать литературную революцию, закладывать основы искусства, отвечающего духу нового времени.

В эти же годы в далеком селе Михайловском просиживал долгие зимние вечера над томиком Шекспира ссыльный поэт Александр Пушкин. “Мудрено отнять у Шекспира в его “Отелло”, “Гамлете”, “Мера за меру” и проч. достоинства большой народности”,- писал Пушкин. “Я твердо уверен, что нашему театру приличны народные законы драмы Шекспировой, а не придворный обычай трагедий Расиновых”,- читаем мы в набросках его предисловия к “Борису Годунову”.

“Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти и такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей и многих пороков,- писал Пушкин,- обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера Скупой скуп, и только. У Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен”.

памятник Шекспиру

Уильям Шекспир (William Shakespeare, англ.) – знаменитый британский поэт и драматург, талант которого признан критиками и ценителями поэзии во всем мире.

Произведения автора переведены на множество языков. Некоторые литературные шедевры поэта включены в школьную программу. Их в обязательном порядке изучают дети.

Кроме того, по пьесам Шекспира ставят спектакли во многих театрах мира. И доказано, что произведения английского автора выбирают для театральных постановок чаще, чем работы других драматургов.

Фото У. Шекспира

Годы жизни и место рождения драматурга

Дата рождения Шекспира – 26 апреля 1564 года.

Дата смерти – 23 апреля 1616.

Город, где родился и вырос поэт − Стратфорд-апон-Эйвон.

Родился поэт в состоятельной семье. Его родители были уважаемыми людьми. Мать драматурга принадлежала к одной из старых саксонских семей. Отец был ремесленником, но при этом видным общественным деятелем. Он неоднократно занимал серьезные общественные должности – был членом муниципального собрания, главой городского совета. Интересный факт из биографии отца – он отказывался посещать церковь, за что ему приходилось платить немалые штрафы.

Семья и детские годы

Семья у Шекспира была большая. Кроме Уильяма, было еще 7 детей. Но, благодаря тому, что торговые предприятия отца приносили неплохую прибыль, у будущего поэта была возможность посещать местную школу и получить базовое образование.

Основным предметом в школе была латынь, но также ученикам преподавали основы риторики и грамматики. В учебную программу входило изучение великих философов и поэтов. И это наложило отпечаток на творчество Шекспира.

Работать Вильям Шекспир начал рано. К тому времени, когда ему исполнилось 16 лет, дела отца шли уже не так блестяще, как ранее. Поэтому ему пришлось начать работать, чтобы помогать семье.

Кем работал будущий поэт, достоверно неизвестно. По разным источникам он мог быть учителем в деревенской школе или подмастерьем в небольшой лавке.

Личная жизнь поэта

Женился драматург, когда ему исполнилось 18 лет. Это произошло в 1582 году.

Его избранницей стала Энн Хатауэй из семьи землевладельцев. Супруга была старше Вильяма на восемь лет.

На момент свадьбы Хатауэй была беременна, и в 1583 году у Шекспира родилась первая дочь, которую назвали Сьюзен. Через два года у пары родились двойняшки – мальчик и девочка, которых назвали Хемнет и Джудит.

К сожалению, Хемнет прожил всего 11 лет и скончался в августе 1596 года (точная дата смерти неизвестна).

Биография Шекспира имеет немало белых пятен. Историки до сих пор не могут восстановить ее полностью.

Так, известно, что из города, где родился Шекспир, он через 3 года после свадьбы переехал в Лондон. Но причины этого переезда достоверно неизвестны. Некоторые исследователи утверждают, что это произошло из-за того, что будущий драматург бежал из родного города из-за гнева помещика, который выяснил, что Вильям занимается браконьерством на его угодьях.

Начало творческой карьеры

С переезда в Лондон началась новая глава биографии Уильяма Шекспира. Но и про эти годы жизни поэта достоверно известно далеко не все.

Считается, что сразу после приезда он устроился работать в театр на самую низшую должность – в его обязанность входило присматривать за лошадьми господ, посещающих храм Мельпомены.

Есть информация, что он занимался не лошадьми, а переработкой старых пьес на современный лад. Также имеются предположения, что Шекспир попытался стать актером, но потерпел неудачу.

Также он писал для труппы пьесы. Поставленные на основе произведений автора спектакли пользовались невероятным успехом у лондонских жителей из всех слоев общества – аристократии, простых горожан.

С этого времени поэт стал считаться одним из самых богатых людей Лондона.

Что за годы творчества написал Шекспир

произведения Шекспира

За годы творческой деятельности из-под пера автора вышло немало литературных шедевров. Но британский поэт не зацикливался на каком-то одном жанре.

Его произведения можно условно разделить на 4 категории. Что написал Шекспир:

  • легкие комедии;
  • античные пьесы и сонеты;
  • трагедии;
  • драматические сказки.

Первые литературные произведения Шекспира отличались легкостью, обилием иронии. Но с течением времени его пьесы становятся более серьезными, глубокими, содержательными.

Гамлет

В XVI веке в Англии были популярны произведения, в основе которых лежит исторический сюжет. И Шекспир не упустил этот момент.

К сожалению, с датированием выхода произведений британского автора у ученых были и до сих пор возникают сложности. Слишком мало сохранилось достоверных источников, чтобы определить точный год выхода работ драматурга. Но исследователи, изучающие, жизнь и творчество великого мастера классической английской литературы, все же постарались выделить годы, в которые могла быть написано та или иная работа.

Середина 1590-х – годы изменения стиля работ автора. Оставив в прошлом легкие и ироничные комедии, он начинает писать романтические произведения.

Всего за годы жизни Шекспиром было написано 154 сонета, 38 пьес, 3 эпитафии, 4 поэмы.

Список всех произведений

Трагедии:

  • Макбет;
  • Ромео и Джульетта;
  • Король Лир;
  • Кориолан;
  • Король Лир;
  • Отелло;
  • Тит Андроник;
  • Антоний и Клеопатра;
  • Гамлет;
  • Тимон Афинский;
  • Троил и Крессида;
  • Юлий Цезарь;
  • Цимбелин.

Комедии:

  • Как вам это понравится;
  • Комедия ошибок;
  • Буря;
  • Мера за меру;
  • Зимняя сказка;
  • Два веронца;
  • Много шума из ничего;
  • Бесплодные усилия любви;
  • Венецианский купец;
  • Все хорошо, что хорошо кончается;
  • Сон в летнюю ночь;
  • Виндзорские насмешницы;
  • Укрощение строптивой;
  • Перикл;
  • Двенадцатая ночь;
  • Два знатных родича.

Поэмы:

  • Жалоба влюбленной;
  • Венера и Адонис;
  • Сонеты Уильяма Шекспира;
  • Феникс и голубка;
  • Обесчещенная Лукреция;
  • Страстный пилигрим.

Исторические хроники:

  • Ричард II;
  • Ричард III;
  • Генрих IV, часть 1, 2;
  • Генрих V;
  • Генрих VI, часть 1, 2, 3;
  • Генрих VIII;
  • Король Иоанн.

Последние годы жизни и кончина поэта

Последние годы жизни английский поэт провел в своем родном городе. По предположениям историков, возвращение из Лондона произошло по причине вспышки чумы, из которой театрам приходилось останавливать деятельность, а у актеров резко снизилось количество работы.

Но Шекспир не осел полностью в родном городе, ему часто приходилось ездить в Лондон по делам.

За 3 – 5 лет до смерти Шекспир перестал заниматься творчеством. Кроме того, по мнению ученых, в 1612 – 1613 гг. драматург был чем-то серьезно болен. Такие выводы исследователи сделали при внимательном изучении почерка автора, который незадолго до его смерти значительно изменился.

Жена Шекспира пережила его на 7 лет, Энн Хатауэй скончалась в 1623 году.

Некоторое замешательство исследователей жизни драматурга вызвало оставленное им завещание. Согласно наследному документу, большую часть имущества получала старшая дочь Сьюзен и ее прямые потомки. Но удивление вызвало не то, что Уильям решил оставить почти все состояние дочери, а то, что он передал по наследству своей жене.

Похоронен Шекспир в церкви Святой Троицы в Стратфорде.

На надгробии поэта нанесена эпитафия, которая в переводе на русский язык звучит так:

Друг, ради Господа, не рой
Останков, взятых сей землей;
Нетронувший блажен в веках,
И проклят — тронувший мой прах.

Перевод выполнен Александром Величанским.

Репутация Шекспира и влияние его творчества на культуру

Хотя всемирно прославился Шекспир уже после своей смерти, при жизни его произведения находили отклик не только у зрителей, но и у критиков.

Так, Френсис Мерис (писатель-священнослужитель) отзывается о поэте как о самом превосходном английском писателе в жанрах комедии и трагедии. Немало похвал получает драматург у критиков XVIII века, а к 1800 году за ним надежно закрепляется звание национального английского поэта.

Еще позже, в XIX веке, известность драматурга выходит за пределы Англии. Восхищение талантом У. Шекспира высказывают такие знаменитые авторы, как Гете, Вольтер и Гюго.

Но не все готовы согласиться с тем, что Шекспир – великий поэт. Есть критики, которые высказывали о его творчестве негативное мнение.

Одним из них был русский писатель Лев Толстой. Он подверг критике талант британского поэта как драматурга.

Некоторые критики высказывают свое неприятие таланта поэта из-за того, что часть из своих знаменитых произведений он писал в соавторстве с другими литературными деятелями.

Есть даже гипотеза, что Шекспир – это не один человек, а псевдоним, под которым создавали пьесы несколько писателей. На чем базируется подобное заявление – не сохранилось ни одной рукописи, которая была бы написана рукой самого драматурга.

Кроме того, противников Шекспира удивляет его богатый словарный запас, хотя не сохранилось источников, подтверждающих получения им серьезного образования.

Что бы ни говорили о Шекспире критики, он уже несколько веков – один из самых популярных поэтов не только Англии, но и мира.

Практически в каждом театре ставят хотя бы одно его произведение. И это неудивительно. Творчество автора оказало серьезное воздействие на культуру и искусство. Под воздействием таланта Шекспира в мире появлялись новые произведения, герои которых имели те же черты, что и персонажи пьес драматурга.

По подсчетам ученых, примерно 20 тысяч музыкальных произведений связаны с творениями английского поэта. Кроме того, считается, что слог языка драматурга послужил основой для формирования современного английского языка.

Внешность драматурга

Уильям Шекспир

Изображение с гравюры

О том, насколько достоверными можно назвать растиражированные фото Шекспира, тоже идут споры между специалистами. Дело в том, что точных описаний внешности драматурга не сохранилось. Поэтому отражающим истинный облик поэта принято считать Друшаутский портрет (гравюра), созданный Мартином Друшаутом.

Шекспир – один из авторов, успех которого трудно повторить, хотя его литературная деятельность продолжалась всего 20 лет. Но, в каком веке жил Шекспир? В 16, а это значит, что уже целых 500 лет люди читают его произведения и находят их интересными.

Читайте также: