Стих о ломоносове детям кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

Есть люди, которые славили и славят Россию. К таковым относится М.В.Ломоносов. Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.

М.В.Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года. Его малая родина – деревня Мишанинская Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Архангельской области).

Семья Ломоносовых была зажиточнее прочих семей. Дом Ломоносовых был виден издалека. Речка Курополка протекала совсем рядом.

Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеевич, был заправским рыбаком. Его характер закалило море. Он был человеком суровым, мужественным. С весны до осени Василий Дорофеевич со своими братьями ходил на судах в Белое море, ловил рыбу и промышлял морского зверя. Белое море, или как его еще называли, Студеное, слабаков не терпело.

Мальчишка он был смышленый, до всего ему было дело. Русский север навсегда оставил неизгладимое впечатление в его душе. Ему было все интересно. Михайло был очень любознательным и задавал отцу много вопросов, на которые Василий Дорофеевич не всегда знал ответы.

Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной Дмитровской церкви С.Н.Сабельников. Книгочею Ивану Шубному нравился пытливый и любознательный мальчик. Он показывал ему аз и буки, веди и глагол. Читать и писать Михайло научился быстро. Первыми прочитанными книгами были церковные книги. Но эти книги не отвечали на вопросы – почему появляется северное сияние, отчего бывают приливы и отливы?

С течением времени жизнь Михаила в отцовском доме становилась невыносимой. Мачеха придирчиво и сурово относилась к мальчику. Особенно ей не нравилось его пристрастие к книгам.

Михаил принимает решение покинуть родной дом. В конце 1730 года Ломоносов решается идти в Москву вместе с рыбным обозом.

Какие же предметы изучали ученики в то время? Помимо латыни, главной считалась логика, затем шли математика, история, география, церковнославянский язык, нотное пение.

В академии Ломоносов научился многому. Он получил хорошие знания в области естественных наук, познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, освоил латынь и греческий язык.

В 1735 году Ломоносов в составе группы учеников из двенадцати человек был направлен в Петербург, где был зачислен в студенты университета при Академии наук. В последующие годы Ломоносов продолжил обучение в странах Европы.

Он учился на совесть и многого в своей жизни добился. М.В.Ломоносов стал учёным с мировым именем.

Химия, физика, астрономия, филология, история, география, геология, металлургия, стекловедение – чем только не занимался М.В.Ломоносов, и везде он оставил свой уникальный, неповторимый след.

За что мы ценим М.В.Ломоносова?

Он славил новизну открытия, непобедимую волю человека, врывающегося в темные дебри неизвестности, шагающего наперекор стихии.

Ломоносов знал, что многие его труды, особенно те, которые удалось предать печатному тиснению, не потонут в безмолвной пучине времен.

Ему всегда было дело до России. Он трудился не ради собственной славы, он работал на благо народа. Слава – это дым, переживут века лишь добрые дела. Ломоносов душою болел за государство Российское. Он считал, что обширнее и обильнее его нет государства на земле. Улучшение благосостояния народа он считал наиважнейшим делом. Доброе, разумное и бесстрашное слово Ломоносова слушалось не только простыми людьми, но и сиятельными особами.

У Ломоносова всегда были свои взгляды на все. Даже то, что он не писал любовные стихи подтверждает это. Его строчки отражают отношения между ним и окружающими его людьми, друзьями и врагами.

У Михаила классные стихи

Ломоносов — гений, и это не оспоримо. Но задавать учить эти стихи подлое дело. Ребенок учит уже неделю, и вот только выучил. (Ребенок не глупый, все стихи учил легко)

я сама по моему это буду неделю учить (хотя я тоже не глупая)

Мне кажется это очень хорошие стихи

Короткие стихи Михаила Ломоносова: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Тема. Сказание о М. В. Ломоносове.

Цель. Воспитание нравствено-патриотических чувств у дошкольников старшего возраста.

Познание 1. Познакомить с выдающимся великим ученым России М. В. Ломоносовым его становлением как ученый.

2. Развивать познавательный интерес к открытиям М. В. Ломоносова.

Социализация. 1. Развивать умение высказывать свое мнение, выражать свои чувства

2. Воспитывать стремление прилагать усилия к познаниям для достижения поставленных целей.

Оборудование: Презентация с иллюстрациями к данной теме.

Воспитатель. -Как называется страна в которой вы живете?

- Назовите столицу нашей страны.

Наша страна огромная : в ней много лесов, полей, рек и все это является ценностью нашего государства. Но самая главная ценность в стране это люди. которые приносят пользу государству.

-Назовите известных вам людей, которые принесли большую пользу и славу России во всем мире!

1. М. В. Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.

2. М. В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года. Его малая родина – деревня Мишанинская Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Архангельской области). Деревня стоит на большом острове. С одной стороны берег Северной Двины, а с другой стороне острова через речку Курополку раскинулось большое старинное село Холмогоры.

3. В государевых книгах деревенские жители с острова назывались крестьянами. Но были они крестьянами необычными: землю не пахали, хлеб не сеяли, а всё своё пропитание добывали на море. За это их и прозвали поморами.

Семья Ломоносовых была зажиточнее прочих семей. Дом Ломоносовых был виден издалека.

Только маленького сына видел Василий Дорофеевич редко: с весны уходил в море на промысел, а зимой тоже дела да заботы.

— Батюшка твой — мореход известный, — говорили соседи маленькому Михайле Ломоносову. — Подрастёшь — он своё дело тебе передаст.

4. Сначала маленький Ломоносов думал, что вся Земля состоит из их острова, а всё человечество — из тех, кто живёт в его деревне Мишанинской да в соседней — Денисовке. И когда однажды к берегу пристал иноземный корабль, а с него спустились странно одетые люди, говорящие на непонятном языке, мальчик сильно этому удивился.

— Земля, она большая, — объяснил отец, — ещё, говорят, она круглая, и людей на ней столько, сколько на небе звёзд.

И тогда сын решил сосчитать звё зды: сколько же их? Он вглядывался в небесную высоту, но всякий раз сбивался.

Маленького Ломоносова интересовали многие загадочные явления: откуда на небе появляются тучи, почему луна меняет свой лик, превращается в месяц, а потом снова становится круглой и чьё это лицо на ней видится? Или, например, почему звёзды в ясную ночь так странно мигают.

Однажды Михайло принёс с реки домой кусок льда и засунул в горячую печь, прямо в огонь. А рядом положил настоящий камень. Лёд, подпрыгивая, зашипел, быстро превратился в лужу и моментально испарился. А с камнем ничего не произошло, он только слегка покраснел. Так почему лёд, твёрдый как камень, тает, а камни — нет?

Множество тайн окружало его. Куда ни глянь — всё таинственно, загадочно, интересно.

— Всё от Бога, — объяснял отец. — Как Бог задумал, так и случается. А почему — человеку это узнать недоступно. Главное, своё дело хорошо делать, а лишние вопросы только мешают.

— Есть такие люди — учёные. Они на твои вопросы знают ответ, потому что грамотные, много книг прочитали, — соглашался с отцом сосед Иван Шубин. — А мы, по простоте своей, об этом не думаем.

Тогда стал семилетний Михайло уговаривать взрослых, чтоб и его грамоте научили.

Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. Книгочею Ивану Шубному нравился пытливый и любознательный мальчик. Он показывал ему аз и буки, веди и глагол. Читать и писать Михайло научился быстро. Первыми прочитанными книгами были церковные книги. Но эти книги не отвечали на вопросы – почему появляется северное сияние, отчего бывают приливы и отливы?

5. У Василия Дудина, что Приказчиком служил на верфи, где строят корабли. Михайло нашел книги, привезённые из Москвы.

— Хочешь книжную премудрость познать, должен языки выучить: латынь да греческий, — сказал как-то Михайле диакон Семён Сабельников, — на тех языках учёные знания записаны.

Только кто же в деревне этим языкам обучит?

Однако сколько он летом ни искал моряков, чтоб на латыни говорили или на древнегреческом, нигде такие не встречались.

— И не встретятся, — объяснил наконец ему один опытный человек, который плавал по многим морям. — На тех языках люди уже давно не разговаривают, знают их только учёные попы в заморских землях.

— И опять неправда! — заспорил сосед-диакон. — Языки эти изучают в семинарии.

— А где такая семинария есть?

— Есть-то она есть, да не про твою честь. Ибо обучают там только детей духовных особ.

— Как же мне-то знания получить? — затосковал Михайло.

— Разве что в Москве. Там всякие школы, говорят, есть.

7. Отпусти меня в Москву

— Батюшка, а батюшка, отпусти меня в Москву, я учиться хочу! — стал просить отца Михайло.

— Что ещё за глупости ты выдумал! — расстроился отец. — Я тебе своё дело мечтаю передать, а ты — в Москву. Да и чему такому тебя там научат, чего я здесь не умею?

— Наукам всяческим. Отпусти, сделай милость! — продолжал упрашивать Михайло.

— Науки — то барская прихоть, одно баловство. А наше дело — судно водить, рыбу ловить, морского зверя бить. Я уж тебе и невесту присмотрел.

8. В тайне от отца Михайло выписал себе паспорт у знакомого писаря. решается идти в Москву вместе с рыбным обозом. Один друг дал ему три рубля взаймы, другой — полукафтан, чтоб было в чём перед людьми показаться. И, выждав удобный случай, морозной ночью покинул Михайло родной дом. Прихватив припрятанный узелок, заторопился он через реку Двину по льду догонять обоз. А через три недели Михайло Ломоносов входил в Москву. Шёл ему тогда двадцатый год.

9. Михайло думал, что стоит ему до Москвы добраться, так трудности и закончатся. На самом деле трудности только начались.

— Где тут у вас латыни и греческому обучают? — спрашивал он москвичей.

А те тоже спрашивали в ответ:

Ты родом из кого: из дворян? Или из купцов? Или хотя бы из духовных лиц?

Потому как в Москве в те времена ни в школы, ни в училища крестьянских детей не принимали.

Его приняли в первый класс, а вокруг сидели дети лет по десяти-одиннадцати.

11. Но тут случилось невероятное. 15 октября 1735 года из Петербурга прислали указ: лучших учеников переслать в столицу, в академию наук. Лучших было выбрано двенадцать. Они и поехали. Так Михайло Ломоносов оказался в Петербурге.

В то время в Российской академии наук служили одни иностранцы. Многих европейских учёных приглашал ещё сам царь Пётр I. И, слушая лекции профессоров академии, Ломоносов стал изучать те науки, о которых давно мечтал. Его учили математике, физике, географии, истории, философии, даже танцам и немецкому языку.

Пять лет Михайло Ломоносов получал за границей самые передовые познания о том, как устроена природа. Его уже называли высокообразованным человеком, но на свои простые детские вопросы он так и не получил ответа. И тогда, вернувшись в Россию, он стал отвечать на эти вопросы сам.

13. В Петербурге Ломоносов стал академиком и великим учёным — самым первым из русских людей.

14. Стараясь ответить на свои детские вопросы, он сделал много важных научных открытий. Мы и сегодня пользуемся этими его открытиями в физике, химии, астрономии, метеорологии и геологии.

Разведите в стороны десницу и шульцу – соедините их. (пр. и лев. руки)

Поднимите рамена – опустите. (плечи)

Погрозите перстами. (пальцами)

Вытяните выю. (шею)

Наклоните главу – опустите.

Погладьте себя по ланитам. (шеки)

21. Ломоносов нашёл и раскрыл секрет цветных стёкол. В своёй мастерской он создавал картины и портреты удивляющие нас до сих пор.

22. во многих областях наук оставил свой след и сделал открытия.

23. Он делал всё, чтобы в России стало больше образованных людей, и по его проектам в Петербурге открыли Академию художеств, а в Москве — университет.

Ломоносов стал самым образованным человеком в России

• Знал несколько языков.

• Сочинил множество стихов.

• Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.

• Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.

• Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.

Он трудился не ради собственной славы, он работал на благо народа. Слава – это дым, переживут века лишь добрые дела. Ломоносов душою болел за государство Российское. Он считал, что обширнее и обильнее его нет государства на земле.

"Когда не стало света мысли,

Казалось, мир осиротел,

А Ломоносов так хотел,

Добиться своей цели в жизни.

Эх! Не успел, достичь всего!

Но навсегда его ученья

Нам будут символом того,

Что с нами на земле жил гений!"

Итог. Что интересного вы узнали на занятии?

Почему о М. В. Ломоносове говорят во всем мире?

Почему в России люди гордятся М. В. Ломоносовым?

Что нужно делать чтобы стать таким как Ломоносов?

Прикреплённые файлы:

ОДА М.В.ЛОМОНОСОВУ от потомков к 300-летию со дня рождения

Ломоносов пять лет жил в Германии,
Много новых наук постигал,
Получая обширные знания,
С каждым днём кругозор расширял:
Гидротехника, физика, химия –
Механический взгляд и подход,
Геология, геостатистика,
Изучение горных пород.
Как в химических лабораториях,
Так у плавильных жарких печей,
Ломоносов освоил теорию -
Свойства руд, минералов-камней…
И живя далеко, на чужбине,
Своей Родины не забывал,
Всем нутром своим рвался в Россию,
Её власть над собой ощущал!
Чтобы там, вдалеке, он ни делал,
Лишь всегда думал только о ней!
И в её процветание верил -
Величавой державы своей!
* * *
Состоявшимся, зрелым учёным
Возвращается он в Петербург,
И окинув действительность взором,
Изменить всё стремится вокруг.
Государство с растущим хозяйством,
С производством, культурой своей
В прогрессивных реформах нуждалось
Против старых, отживших идей.

Ломоносов - мыслитель и гений,
Прославляя эпоху Петра,
Ставил главной задачей и целью -
Мощь отчизны поднять на века!
Утверждал, что научные знания,
Образованный русский народ,
Свои кадры и их воспитание
Смогут двигать Россию вперёд.
Призывал к просвещенью народа,
Чтобы люди могли постигать
Все явления в мире природы,
И над ней свою власть ощущать.
***
В это время, живя в Петербурге,
Полный сил, он не видел преград,
Ломоносов в большую науку
Устремляет горящий свой взгляд.
В тридцать лет молодому мыслителю
В Академии должность дают,
Назначают адъюнктом по физике -
Перспективы к успеху ведут.

Реформатор стихосложения,
Составитель торжественных од
Стал известным придворным поэтом,
Снискал славу, достигнув высот.
Ломоносов много работает:
Диссертации пишет, статьи,
Занимается переводами,
Издаёт свои книги, труды.
Став позднее профессором химии,
Подготовку студентов ведёт.
Ряд гипотез и первых открытий
Продвигают науку вперёд.

Читайте также: