Крестьяне и холопы в 14 15 веках на руси кратко

Обновлено: 30.06.2024

Князья в XIV-XV вв. имели свое обширное и сложное дворцовое хозяйство. Все земли княжества, которые не принадлежали на вотчинном праве боярам, вольным слугам или церковным учреждениям, считались принадлежавшими князю.

Содержание материала

  • Социальные слои русского средневековья
  • Бояре и вольные слуги
  • Крестьяне
  • Судебник 1497 года о социальных отношениях
  • Судебник о холопах
  • Судебник о крестьянах и помещиках
  • Все страницы

Князья

Бояре и вольные слуги

Крестьяне

Судебник 1497 года о социальных отношениях

Судебник о холопах

Институт холопства как таковой сохранялся еще более 2-х веков. Но Судебник сделал важный шаг в приспособлении этого института к новым потребностям развивающегося феодального общества.

Судебник о крестьянах и помещиках

Из этого дохода выплачивались рента (обычно в размере, близком к четверти урожая), государственные налоги, откладывались семена для посева и т. д. Для такого хозяйства выплата пожилого в максимальном размере была далеко не легкой. Но неразрешимой ее назвать тоже нельзя – за несколько среднеурожайных лет крестьянское хозяйство могло накопить требуемую сумму. Основная масса русского крестьянства имела не только право, но и возможность перемены владельца. Общий уровень социально-экономических отношений в стране был еще далек от жесткого крепостничества.

Принципиально важным было положение той же статьи Судебника, ставившее государственные (черные и помещичьи) земли в привилегированное положение по сравнению с боярскими и монастырскими вотчинами: иск о вотчинной земле можно было предъявлять в течение 3-х лет, иск о государственной – в течение шести. Статья допускала и земельный иск черных крестьян к помещику. В этом постановлении отразилась сложившаяся практика великокняжеской политики последних десятилетий – охрана черных земель от захвата феодалами.

Крестьянская масса, уловившая эту тенденцию, чутко на нее реагировала. От 1490–1505 гг. сохранилось гораздо больше судебных дел, отражавших борьбу крестьян за землю, чем за все предыдущие и последующие десятилетия. Формы этой борьбы были разными – от возвращения явочным порядком своих земель, захваченных прежде феодалами, до обращения в суд наместника.

Охраняя волостные земли, великий князь исходил из государственных интересов. Иван Васильевич достаточно хорошо понимал, что черные и оброчные земли и сидящие на них крестьяне – материальный и моральный резерв проводимой им политики создания централизованного государства и укрепления его могущества. Статья 63 Судебника, установившая право крестьянского земельного иска к феодалу, была одним из проявлений этой политики.

укрепленная таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь.

Предметом крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие

крепостные назывались холопами и робами. На древнерусском юридическом языке

холопом назывался крепостной мужчина, рабой — крепостная женщина. В

церковно-литературных памятниках. Холопство и было древнейшим крепостным

состоянием на Руси, установившимся за много веков до возникновения

крепостной неволи крестьян. До конца XV в. на Руси существовало только

холопство обельное, или полное, как оно стало называться позднее. Оно

создавалось различными способами: 1) пленом, 2) добровольной или по воле

родителей продажей свободного лица в холопство, 3) некоторыми

преступлениями, за которые свободное лицо обращалось в холопство по

распоряжению власти, 4) рождением от холопа, 5) долговой несостоятельностью

купца по собственной вине, 6) добровольным вступлением свободного лица в

личное дворовое услужение к другому без договора, обеспечивающего свободу

слуги, и 7) женитьбой на рабе без такового же договора. Полный холоп не

только сам зависел от своего государя, как назывался владелец холопа в

Древней Руси, и от его наследников, но передавал свою зависимость и своим

детям. Право на полного холопа наследственно, неволя полного холопа

потомственна. Существенной юридической чертой холопства, отличавшей его от

других, некрепостных видов частной зависимости, была непрекращаемость его

по воле холопа: холоп мог выйти из неволи только по воле своего государя.

Смерды и холопы: как жили низшие касты на Руси

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок. За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

Разряды холопов

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.


Материал урока даёт представление о социальной структуре и динамике российского общества в 14 – 15 веках. Рассматривает характеристику и положение основных сословий: феодалов, горожан, крестьян. Определяет роль государства и церкви в развитии общественных отношения. Указывает на особенности структуры российского общества конца 15 века.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Основные социальные слои Российского государства XIV–XV вв"

На сегодняшнем занятии мы познакомимся с обществом русских земель, его составом и развитием. Узнаем, какую роль в нем играли основные сословия (феодалы, горожане, крестьяне).

На улицах русского города

Определим роль государства и церкви в развитии общественных отношения. Рассмотрим особенности этого общества и сравним его с европейским и восточным.

Если в период раздробленности и начала объединения структура общества была так же очень пестра. То с периодом централизации связано и упорядочение этой структуры. Выделение более-менее чётких сословий и их иерархии.

Наверху социальной лестницы находились феодалы. К ним принадлежали великие князья, боя̀рство, дворянство и церковь. Ко второй группе относят городское население и купечество. Третья – самая многочисленная – это крестьянство.

Российское общество

Немного особняком стоит группа лично зависимого населения – холо̀пов.

В 15 веке в положении феодалов происходят заметные сдвиги, связанные с усилением процесса централизации Русского государства.

Двор феодала

Наметились новые явления в развитии феодальной собственности на землю. Князья, бояре, монастыри стремились повысить доходность своих владений. Раздавали их своим слугам при условии заселения и обработки пустующих земель и выполнения различных служб (в том числе и военной). В 15 веке из дворян и детей боярских, начинает зарождаться новый слой землевладельцев – помещики.

Если в 14 – начала 15 века основной формой землевладения была во̀тчина. То с середины 15 века распространяются условные земельные держания – помѐстья. Помѐстьем в Московской Руси назывался участок казённой или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, как вознаграждение за службу и как средство для службы. Это владение было временным, пожизненным. Своим условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность.

Крупным феодалом оставалась церковь. Монастырское землевладение расширяется за счёт пожалований местных князей и бояр, в силу завещаний, захвата неосвоенных земель.

Церковь обладала огромным имуществом, в первую очередь земельным. Вместо десятины, церковь в Московском государстве получила иные источники доходов: поступления от княжеских доходов: городских, торговых, таможенных, судебных пошлин.

Доходы церкви

Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувствовать себя независимой от государства и даже добиваться приоритета перед ним. Однако к концу рассматриваемого периода великим князьям удалось взять верх. В обмен за сохранение в неприкосновенности её земельных имуществ церковь признала верховенство светской власти.

На первую половину 15 века приходится быстрое развитие русских городов, игравших важную роль как административных центров, а также центров ремесла и торговли.

Города делились на две части: го̀род – огороженное стеной место, крепость, и окружающий городские стены торгово-ремесленный поса̀д.

Важное положение в городах занимали купцы.


Промежуточную категорию составляло население слобо̀д и дворов, принадлежавших феодалам и расположенных в городской черте. Эти люди были свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина.

Владения можно было продавать, закладывать, дарить или менять. Они были наследственными. Каждый двор вёл своё хозяйство. Несколько селений составляли волость.

Второй группой были частновладельческие крестьяне, в разной степени зависевшие от вотчинников. Они занимали земли по договору с господином и платили за них условленный оброк, а также исполняли работы. По закону они имели право перехода от одного владельца к другому, если надеялись в другом месте найти лучшие условия жизни.

В конце 15 века государство переходит в наступление на права и свободы крестьян. Судебник Ивана 3 (1497 год) установил единый для всей страны срок перехода крестьян – неделя до Юрьева дня и неделя после. Юрьев день стал первым ограничением крестьянской свободы.

В этот период продолжали существовать лично зависимые категории населения. Они носили общее название холопы. Они составляли собственность своих господ, которые могли их продать и купить, подарить и передать в приданое, по наследству. По своему составу были неоднородны.

Часть холопов исполняли обязанности прислуги в домах, на дворах владельцев, другие работали на барской пашне, третьи управляли отдельными отраслями хозяйства. Имелись военные холопы, ходившие с барином в походы.

Последние две категории холо̀пов – самые привилегированные. Холопом можно было стать за долги или преступление.

Все группы населения Российского государства 14 – 15 веков были достаточно неоднородными.

Они ещё не сформировались окончательно. Их оформление приходится на более поздний период.

Но, тем не менее, к концу 15 века были намечены основные сословные группы российского общества и их иерархия и правовой статус.


Главным процессом российской истории была колонизация новых земель. В XII-XV веках зона освоения переместилась с южных (позднее украинских) на северо-восточные земли. Освоение славянами центра и севера Русской равнины шло двумя потоками. Колонизация была крестьянской и княжеской. Крестьяне бежали от княжеской власти. Следом двигались князья и сажали на новые земли зависимых от себя людей. Крестьяне двигались вдоль рек, в поймах которых вели интенсивное земледелие, а также углублялись в леса, где вели комплексное хозяйство, в основе которого были охота, собирательство и экстенсивное кочевое подсечно-огневое земледелие.

Князья предпочитали большие пространства свободных от леса земель — ополий и расширяли их сведением под пашню лесов. Технология земледелия, применяемая при княжеской колонизации, в отличие от крестьянской, была интенсивной — двух- и трёхполье. Такая технология позволяла осуществлять концентрацию населения на небольших территориях, что и давало возможность княжеской администрации держать под своим контролем крестьян.

Монгольское нашествие XIII века внесло коррективы в интенсивность и характер обоих колонизационных процессов. Монгольский каток проехался по княжеским опольям, но не мог сколько-нибудь существенно затронуть бедные и малочисленные селения, созданные в ходе крестьянской колонизации. На первых порах после нашествия княжеская власть была сильно ослаблена. Дружины князей (единственный в то время инструмент власти, поскольку церковь ещё не была в состоянии оказывать сильное воздействие на умы людей) сильно поредели после сражений с кочевниками. Наступил период максимальной независимости личности от власти в Восточной Европе.


Специфический кочевой тип хозяйствования при подсечно-огневом земледелии делал крестьян если не полностью, то в значительной степени независимыми от власти бояр и князей. В населенных пунктах вне леса, насчитывающих более 50 дворов, жило 0,1% населения . Из этих данных, полученных в результате многолетних археологических раскопок и анализа писцовых книг научным коллективом под руководством А. Шапиро, следует, что история Руси, которую мы знаем, есть история древнерусского города, в котором жило менее 0,1% населения страны, а также история князей, бояр и княжеских крестьян, которых было около 10% общего числа жителей. Подавляющее большинство населения жило иначе — вдали от гнёта бояр и князей, от яростных, кровавых и аморальных княжеских междоусобиц, в которых горели и грабились городские посады и попадавшиеся по дороге деревни, от нашествий степных карательных отрядов, наконец, от церковной пропаганды. Мы знаем о том, как жило меньшинство населения, и неправомерно распространяем наше представление о жизни меньшинства на всё население, предполагая, что жизнью одной десятой русских людей жили все.


После того как подсеку забрасывали, угодье вновь становилось ничейным. Подвижность крестьянина (отсутствие у него постоянного жилья) вытекало непосредственно из производственной структуры подсечного земледелия. Для крепостного крестьянина, работавшего на барина на надельной земле, подобная подвижность была исключена. Для осуществления самой трудоёмкой операции при подсечном земледелии — валки леса — был нужен полный состав большой патриархальной семьи, но — что важно — не рода. Трудозатраты на единицу площади при подсечно-огневом земледелии были больше, чем при пашенном, примерно вдвое, но отнесённые к полученному урожаю, они меньше в 1,5-15 раз.



Хозяйственный кризис, спровоцированный демографическим ростом и невозможностью далее эксплуатировать основную технологию земледелия (технологический кризис), ухудшение природных обусловили экономический, политический и идеологический кризисы. Экономический кризис выражался в падении уровня и качества жизни, политический — в неспособности господствующих слоев поддержать прежний уровень жизни населения без радикальных социально-экономических и социально-политических реформ.

Эти реформы требовали идеологического обоснования. Всё это вместе составляло социально-экологический кризис, самый тяжелый вид кризиса, который время от времени переживает общество. Выйдя из леса, точнее, сведя леса, соединив селения дорогами, к середине XV века лесные в прошлом жители, возросши численно, стали сельскими, деревенскими. Одинокий лесовик, в недавнем прошлом член либо парной семьи, либо большой патриархальной семьи, стал членом социума — соседской общины и оказался вовлечённым через церковь и государство в жизнь всего этноса.

С этого момента редкая и разорванная ткань этноса стала более плотной и непрерывной. Одной жизнью начали жить и разбросанные на больших пространствах лесные люди, и люди, живущие компактно в городах и опольях. Былая защищенность лесовика от внешних и внутренних врагов осталась в прошлом, а доступность обложению налогами и повинностями со стороны мелких и крупных феодалов резко возросла. При столь быстрых переменах во многих сферах жизни человек не мог избежать стрессового состояния и не стремиться к выходу из него. Далее сработало универсальное правило: если общество не может найти выхода из кризиса (точнее, его рядовые члены не могут сами остановить падение уровня и качества жизни), оно делегирует свои права государству.


Рядовой крестьянин второй половины XV века, в отличие от предков XIII-XIV веков, выбирал не между свободой и зависимостью, а перед ним был выбор подчинения: боярину, монастырю или государю. Как показало развитие политических событий второй половины XV века, создание централизованного государства если и не отвечало прямо, то никак не противоречило желаниям большинства населения, тем более что государство на первых порах не слишком ущемляло свободного трудящегося человека. Крестьяне явно предпочитали государя вотчиннику.

Самодержавное русское государство в XVI веке получило неограниченные права; самостоятельность государства по отношению к обществу стала максимальной из всех мыслимо возможных вариантов тогдашнего состояния этноса. Полномочия, полученные Московским государством во время первого социально-экологического кризиса, на века (во многом вплоть до настоящего времени) определили путь развития российского государства и общества.


Государство должно было решить проблему сдерживания быстрого падения уровня и качества жизни массы населения. Решить её можно двояко. Предложить обществу искать новую, более производительную, интенсивную технологию земледелия или ввести в оборот новые природные ресурсы (европейский путь), пойти по пути экстенсивной технологии. Московия могла предложить только второй: ограбление соседей и захват их природных ресурсов. В результате колонизация земель в России - при почти рабском положении почти всего населения - продолжалась ещё многие века и стала стержнем всей истории страны.

Ещё в Блоге Толкователя о крестьянстве России:

Переход в России в XV веке от подсечно-огневого к пашенному земледелию был вызван демографическим взрывом, и он стал настоящим Апокалипсисом для крестьян. Просчёты Ивана Грозного в XVI усугубили положение сельского хозяйства, вызвав запустение до 90% хозяйств.



Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк - 410011161317866

Киви – 9166313201

Впредь редакция Блога Толкователя обязуется перечислять 10% благодарственных платежей от своих читателей на помощь политзаключённым. Отчёт об этих средствах мы будем публиковать.

Читайте также: