Стефан яворский при петре 1 кратко

Обновлено: 04.07.2024

. Вси вы, Ростова града людие, рыдайте,

Пастыря умершего слезно поминайте,

Димитрия владыку и преосвященна,

Митрополита тиха и смиренна,

Его же митрополит со псалмопением,

Стефан Рязанский со благоговением,

И со священным собором погребе всечестно,

И со множеством народа яко всем известно. [4]

(статья дополненная - прим.)

Протиерей Николай Баринов

2013 г.

[1] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917 // История Русской Церкви. В 9 кн. Кн. восьмая. Часть первая. М., 1996. С. 73; Дегтев Ю.А. Рязань Православная. Рязань, 1993. С. 98.

[3] Святитель Димитрий Ростовский. Келейный летописец. М., 2000. С. 551, 555.

[5] Смолич И.К. Указ. соч. С. 79.

[6] Соловьев С.М. Указ. соч. С. 541-542.

[8] Костомаров НИ. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.,1994. С. 361.

[9] Смолич И.К. Указ. соч. С. 78.

[10] Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2 т. Т. II. М., 2006. С. 473.

[12] Морев И. Указ соч. С.223.

[13] Морев И. Указ соч. С.337.

[14] Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 1996. С. 403; Смолич И.К. Указ. соч. С. 75.

[15] Морев И. Указ соч. С.337.

[16] Костомаров Н.И. Указ. соч. С. 577.

[17] Морев И. Указ соч. С.223

[19] Знаменский П.В. Указ. соч. С. 403.

[20] Там же. С. 403-404.

[21] Костомаров Н.И. Указ. соч. С. 685; Тальберг Н. История Русской Церкви. М., 1991. С. 396.

[22] Морев И. Указ соч. С.320.

[23] Знаменский П.В. Указ. соч, С. 404.

[24] Костомаров Н.И. Указ. соч. С. 531-532.

[25] Знаменский П.В. Указ. соч. С. 404.

[29] Костомаров Н.И. Указ. соч. С. 685-686.

[31] Карташев А.В. Указ. соч. С. 411, 577.

[32] Тальберг Н. Указ. соч С. 352; Чистович ИА Феофан Прокошвич и его время. СПб, 1868. С. 386-403.

[33] Смолич И.К. Указ. соч. С. 203.

[35] Карташев А.В. Указ. соч. С. 675.

[36] Тальберг Н. Указ. соч. С. 465-466.

[37] Знаменский П.В. Указ. соч. С. 307.

[38] Карташев А.В. Указ. соч. С. 467; Дегтев Ю.А. Указ. соч. С. 98.

[39] Знаменский П.В. Указ. соч. С. 307.

[40] Смолич И.К. Указ. соч. С. 73.

[41] Карташев А.В. Указ. соч. С. 467.

[42] Смолич И.К. Указ. соч. С. 85.

[44] Дегтев Ю.А. Указ. соч. С. 98.

[46] Тальберг Н. Указ. соч. С. 393.

[48] Морев И. Указ соч. С.372.

[49] Гнедич П. Прот. Догмат искупления в русской богословской науке последнего пятидесятилетия (первая половина xx столетия). Богословские труды. Сборник 37. М., 2002 – С.132

[53] Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Беседа на псалом 110. Т.5.Ч.1. СПб., 1900 – С.306-307.

[55] Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Толкование на Исайю глава 63.Т.6.Ч.1. СПб., 1900 – С.371.

[56] Серафим Соболев, архиеп. Искажение православной истины в русской богословской мысли. София. 1943 – С.10

[57] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово в Великий Четверток о Святых Христовых Тайнах // Полное собрание сочинений. М, 2002. Т. IV. С. 127.

Из писателей времени Петра I самые известные: Стефан Яворский, Феофан Прокопович, святой Дмитрий Ростовский, Посошков и Татищев. Первые два были близкими сподвижниками Петра Великого, особенно Феофан Прокопович.

Стефан Яворский

Стефан Яворский

Стефан Яворский обладал большим и глубоким богословским образованием, но в светских науках не имел особых познаний; так, например, он не признавал астрономической системы Коперника.

зубов сей Орешек и прекрепких не боялся, зубы первее надобно было сокрушить, нежели Орешек, и невредим бы пребывал доселе, аще бы сицевую твердость твердейший не поразил камень. А камень не иный токмо, о нем глаголет Христос: Петре, ты еси камень. Ныне город сей нарицается Слиссельбург, т. е. Ключ-город, а кому же ключ сей достался? Петрови Христос обещался дати ключи. Зрите убо ныне, коль преславно исполняется обещание Христово.

Нельзя не удивиться тому, что Стефан Яворский в проповеди, произнесенной с церковного амвона, решается сравнивать царя Петра с Апостолом Петром и проводить это сравнение и дальше.

Православный митрополит и экзарх Стефан Яворский — один из наиболее известных писателей эпохи Петра I. Яркий проповедник, представлявший западнорусскую философскую школу. Осуждал насаждавшиеся сверху протестантские идеи и подчинение священнослужителей государству, что привело к конфронтации с царем.

стефан яворский

Детство

Родился будущий митрополит в 1658 г. в семье галицких православных христиан из города Явора. Родители архипастыря происходили из шляхетского рода и, по-видимому, жили небогато. При крещении новорожденного назвали Симеоном.

В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие, вследствие чего правобережная Украина перешла во владение Польши. Не желая становиться униатами, семья Яворских переселяется в село недалеко от Нежина — Красиловку.

Молодые годы

Грамоту Симеон освоил еще в родной Галицкой земле. Когда встал вопрос о дальнейшем обучении, юноша решил поступать в Киево-Могилянскую коллегию. Все предметы в этом заведении преподавались на латыни, во всем чувствовался дух схоластики. Яворский во время обучения познакомился со многими выдающимися писателями и церковными деятелями своего времени.

Среди учителей и покровителей юноши можно выделить:

  • Иоасафа Кроковского;
  • Варлаама Ясинского;
  • Иннокентия Гизеля;
  • Лазаря Барановича.

Близким другом и единомышленником Яворского стал аскет Дмитрий Туптало. Своему покровителю Варлааму Ясинскому, который позже стал митрополитом Киевским, Симеон посвятил панегирик. Сочинение было написано в 1684 г. на латыни, содержало стихи и прозу.

Чтобы завершить образование, Яворский в 1684 г. покидает Киев и направляется в Польшу. На этот шаг он решается под воздействием уговоров Ясинского, который и сам получил обширные знания в иезуитских коллегиях.

Для доступа к католическим школам он формально принимает унию, взяв имя Станислав Симон.

Впоследствии недоброжелатели Яворского постоянно попрекали его данным поступком, но ничего особенного в таком поведении не было. Ряд южнорусских ученых использовали эту хитрость для получения западного образования.

Далее юноша посещает лекции по философии и богословию в ряде европейских городов. По окончании обучения Яворский усваивает приемы схоластики, сочиняет стихи на латыни и польском языке. Католические школы прививают Симеону стойкую неприязнь к лютеранству. В Киев он возвращается уже будучи магистром философии и свободных искусств.

 Киево-могилянская коллегия

Монашество

В 1687 г. Яворский приносит покаяние за отречение от веры, после чего его снова принимают в ряды православных христиан. В 1689 г. он принимает постриг и начинает преподавать в Киево-Могилянской коллегии. В течение нескольких лет Стефан читает здесь лекции по риторике, философии, пиитике и богословию. Ходили толки, что Яворский пропагандирует католические воззрения среди слушателей коллегии.

Курс философии, прочитанный Стефаном в 1691—1693 гг., состоял из:

  • логики;
  • натурфилософии;
  • диалектики;
  • метафизики.

В 90-х годах 15 в. Яворский заводит тесную дружбу с гетманом Мазепой, использует его поддержку. В 1697 г. становится игуменом в Никольском Пустынном монастыре, является правой рукой митрополита Киевского в делах, касающихся Москвы, куда нередко выезжает для выполнения поручений.

В эти годы Яворский уже проявил себя как яркий и талантливый проповедник. Его речи, наполненные многочисленными образами и метафорами, не оставляли равнодушным никого из слушателей. Даже враги Стефана признавали силу воздействия его проповеди, которую он дополнял активной жестикуляцией и богатой мимикой.

Митрополит

В 1700 г. Яворский едет в Москву с поручением от Киевского митрополита. По стечению обстоятельств в это время в столице проходят похороны воеводы Алексея Шеина. Приезжему игумену поручают сказать проповедь на погребении.

Царь Петр сразу отмечает образованность и талант Стефана, поэтому просит патриарха назначить его епископом одной из епархий недалеко от Москвы.

Яворский не выказывает желания оставаться из-за привязанности к Киеву, но его все же назначают митрополитом Рязанским и Муромским. В следующем году умирает патриарх Андриан, после чего новоназначенного митрополита ставят местоблюстителем патриаршего престола. Кроме того, Яворский становится проректором Московской академии.

При выборе местоблюстителя царь руководствовался западным образованием и мышлением митрополита, чего не было в местном духовенстве. Поначалу архипастырь был плохо принят, слыл чужаком и сочувствующим латинской ереси. Митрополит был вынужден постоянно оправдываться, опровергая обвинения патриарха Иерусалимского.

 Петр I

Церковно-административная деятельность

На первых порах, когда царь занимался просвещением, политикой и войнами, владыка во всем поддерживал Петра, восхваляя его действия в проповедях. Чтобы угодить царю, Яворский ставил во главе епархий людей с западной образованностью. В 1708 г. митрополит вместе с другими архиереями торжественно анафематствует гетмана Мазепу.

Однако усвоенная в католических школах неприязнь к протестантизму во всех его проявлениях делала митрополита в глазах Петра чересчур консервативным.

Постепенно царь разочаровался в архипастыре, не поддержавшем его реформаторских идей. Духовенство же, придерживающееся обычаев старины, почувствовало в митрополите единомышленника.

Архипастырь не мог развернуть широкую деятельность, ведь местоблюститель, в отличие от патриарха, обладал небольшой властью. Патриарший приказ устраняется, а вместо него появляется монастырский, управляемый светской властью. Со временем стало ясно, что Петр хочет значительно ограничить церковную власть, упразднив институт патриаршества.

С.Глушков. Подол Московского Кремля в 17 веке

Конфликт с царем

Митрополит Стефан в проповеднических речах завуалированно обличает действия царя, осуждая не только церковные нововведения, но и заточение в монастыре первой жены, введение рекрутских повинностей и налогов. Неоднократно просит Петра об отставке, но безрезультатно. Ни смириться с преобразованиями, ни вести открытую борьбу Яворский не может. В письмах к Дмитрию Ростовскому митрополит называет Москву Вавилоном и признается в тоске по Киеву.

В 1712 г. владыка резко раскритиковал политику царя, назвав при этом царевича Алексея единственной надеждой для страны.

Эти слова тут же донесли царю, который не стал принимать жестких мер, но проповедовать митрополиту было запрещено.

В 1715 г. Петр еще более сближается с протестантами, устраивает шутовские пародии на Православную церковь и ее церемонии. Стефан оказывается во враждебном лагере сторонников старых обычаев и теряет прежнее значение.

Во время дела Тверитинова, где судились увлекавшиеся протестантизмом, митрополит прилагает много усилий для изобличения обвиняемых.

Тверитинов – лекарь, который учился в Немецкой слободе, где он проникся симпатией к лютеранству. Позже Тверитинов создает новую ересь, состоящую из помеси протестантизма с его собственными домыслами. Ересь проникла во все слои общества, дойдя до Московской академии, где вскрылась начальством.

Желая замять дело, Петр отпускает подсудимых после словесного раскаяния. Однако один из последователей Тверитинова врывается в храм и уничтожает икону.

Собор предает анафеме всех еретиков, а покусившегося на икону даже сжигают на костре.

Произошло это частично по вине Яворского, заставившего последователей ереси жить при монастырях для дальнейшего исследования дела, поэтому царь разгневался на митрополита и вынес ему тяжелый выговор.

Косвенным образом Стефан стал обвинителем Петра, благоволящего к протестантам. В этом деле стала ясна разница между идеями и предпочтениями митрополита и царя.

В 1718 г. во время суда над царевичем Алексеем Яворский был вызван в Петербург, где вынужден был оставаться до самой смерти. Этим царь окончательно лишил архиепископа любой власти. К этому периоду относится и конфликт Стефана с Феофаном (Прокоповичем), проявлявшим в своих поучениях склонность к протестантизму. Петр, как и ожидалось, встал на сторону Прокоповича, митрополиту пришлось принести извинения.

 Феофан Прокопович

Последние годы жизни

Во время пребывания в Петербурге архипастырь пытался выяснить у Петра свою дальнейшую судьбу. Царь предписал ему находиться в столице, построив на свои средства подворье. Окормлять Рязанскую епархию следовало через архиепископа Крутицкого.

В 1721 г. архипастырь назначается президентом только что созданного Синода, хотя он же является главным противником этого учреждения.

Формально возглавив Синод, архипастырь не появляется на заседаниях и отказывается ставить подпись под документами. Все законы принимаются помимо митрополита, находящегося под постоянным подозрением и следствием из-за непрекращающихся доносов. Скончался архипастырь в Москве в 1722 г ., похоронен в Успенском соборе города Рязани.

syg.ma — ТРИ ОТРЕЧЕНИЯ РПЦ

Писательские труды Яворского

Виды обширного литературного наследия митрополита:

  • проповедь;
  • поэтическое произведение;
  • памфлет;
  • богословский трактат.

Основные работы Стефана:

Книга была создана с целью обличения протестантизма, поэтому издать ее удалось лишь в 1728 г. при императоре Петре II и только с позволения Верховного тайного совета. Стоит сказать, что цензура изъяла из книги главы о невмешательстве светских властей в церковные дела.

Доказательства истинности догматов он черпает в Священном Писании, соборных правилах, учении отцов Церкви.

Активно используются католические традиционные аргументы.

митрополит Рязанский

В начале 1700 г. в Москве хоронили знатного боярина генералиссимуса Алексея Семеновича Шейна, сподвижника Петра I в Азовских походах. При погребении в присутствии царя прощальное слово произнес приехавший из Киева игумен Стефан Яворский. Представительной внешности, с запоминающимся взглядом и страстной речью, сорокадвухлетний профессор богословия произвел сильное впечатление на царя.

Петр I и митрополит Рязанский 2

Петр искал умных и деятельных сторонников своих преобразований. В борьбе с реакционным духовенством он нуждался в европейски образованных церковных деятелях, каким был Яворский. Его-то Петр и пожелал иметь около себя в Москве.

Патриарх Адриан, выполняя повеление царя, посвятил Яворского в сан митрополита Рязанского и Муромского, что позволило тому жить в Москве, лишь изредка наведываясь в свою епархию.

Талицкий подвергся жестокой пытке и назвал своих ближайших сообщников — иконника Ивана Савина и пономаря Артамона Иванова. Затем в приказ попали и другие его последователи, в числе которых оказались тамбовский епископ Игнатий и игумен Чернеевского монастыря Шацкого уезда Софроний.

Петр I и митрополит Рязанский 4

После кончины Адриана Петр оставил незанятым патриарший престол и блюстителем его назначил Яворского.

Указом от 24 января 1701 г. дела о доходах монастырей и челобитные на духовных лиц были отнесены в Монастырский приказ и поручены боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину.

Яворский все более становился зависимым от светской власти, что его угнетало до болезненного состояния. Он надеялся занять патриарший престол, стать патриархом.

В 1710 г. он поехал в Рязань, чтобы отдохнуть телом и духом в своей епархии.

Рязанцы встретили своего митрополита колокольным звоном. Он вышел из возка с посохом в руке. Его благообразная фигура в теплой рясе и высоком клобуке оказалась в окружении духовенства и прихожан. При виде громадного здания нового Успенского собора Яворский поднял голову и восторженно произнес:

Петр I и митрополит Рязанский 6

— Истинно благолепен сей храм! — ив глазах его появились слезы, взволновавшие сопровождавших его священнослужителей.

По душе пришлась Стефану и гулкая тишина архиерейского дома.

В Рязани, среди подвластного ему духовенства, почитаемый богомольцами, он словно исцелялся от своих недугов. Яворский часто выходил на прогулку на обрывистый берег Трубежа и всякий раз, устремляя взор в просторы лугов и полей, блаженно ронял слова:

— Благодать дивная, неизреченная…— и начинал слагать стихи, чем занимался с давних пор.

Во время торжественных богослужений вдохновенные проповеди Яворского вызывали у молившихся слезы восторга и умиления. Митрополит, казалось, достиг своей мечты — жить независимым владыкой, вне поля зрения грозного царя, утешая паству божеским словом.

Пришлось, тяжело вздыхая, возвратиться в Москву.

При встрече с Петром Яворский решился обмолвиться о патриаршестве:

— Государь, православная русская церковь нуждается в патриархе…

Петр молчал, испытующе глядя на него.

— Если же оного нет,— продолжал, смутившись, Стефан,— то не следует ли вынести из московского Успенского собора патриаршую кафедру?

Читайте также: