Опишите настроение увертюры в тетради кратко

Обновлено: 07.07.2024

Его отец Леопольд Моцарт был скрипачом и композитором. В четыре года отец начал разучивать с ним небольшие пьесы и менуэты. Отец записывал на бумаге пьесы, сочиненные юным Моцартом. Отец был для сына лучшим преподавателем и воспитателем: он дал ему прекрасное домашнее образование.

Обобщающий урок-концерт в пятом классе по теме: “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?”.

Музыка – вид искусства, обращенный к нашему “внутреннему зрению”, слуху. Сила ее воздействия не в конкретности образов, а в выражении человеческих чувств.

Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосвязаны. Это и слово о музыке: яркое, образное, предельно точное, и стихи песен или романсов, и, конечно, творческие работы детей, созданные под воздействием музыки.

“Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты…, искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом”. (Р.Роллан).

Слово и музыка – два великих начала. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и балеты. Поэтический текст придает музыке новое звучание. А талантливая музыка становится открытием известного стихотворения.

Начиная с первого класса, дети рассказывают о музыке, придумывают свое название музыкальному произведению или создают свою музыку на заданное стихотворение. В старших классах пишут сочинение-отзыв на услышанную музыку. Часто даже взрослому человеку трудно найти слова, чтобы выразить невыразимое. А большинству ребят удается найти литературный образ, адекватный музыке.

Море, берег, суша, волны…
В парусах тот ветер вольный,
Что качает корабли
От зари и до зари.

Море, волны, суша, брег…
Пена белая, как снег.
Волны поднялись всё выше.
Чайки там кричат, ты слышишь.

Это стихотворение написала ученица 6 класса Гребенкина Елена под впечатлением музыки Н.А.Римского-Корсакова “Океан – море синее”.

Но чаще всего говорим о взаимосвязи музыки и литературы в 5 классе, тема которого “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?” и “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?”.

Уже традиционными стали конкурсы сказок, созданных детьми. Опираясь на опыт, приобретенный на уроках литературы и музыки, дети создают удивительные истории, где герои музыка и музыканты.

“Музыка рождается из того же необыкновенного вещества, что и наши сны. Она, как сон, слагается из разноцветных “стёклышек калейдоскопа”, отражающих яркие мгновения жизни” – из сказки ученицы 5 класса Беловой Веры.

Сказка… Ее удивительный мир, где вымысел и реальность тесно переплетаются, очень близок и понятен детям. Мы знаем сказку в разных ее обликах: и в литературе, и в театре, и в кино; есть сказка в музыке, в живописи, в скульптуре, – на все лады она разыгрывается, варьируется. Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники – звери, птицы, фантастические существа – помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели. На уроках музыки дети слышат фрагменты известных сказок в музыкальном изложении: “Спящая красавица” и “Щелкунчик” П.И.Чайковского, “Конек-Горбунок” Р.К.Щедрина, “Золотой петушок” и “Садко” Н.А.Римского-Корсакова и др.

А логическим завершением первого полугодия 5 класса может стать урок-концерт “Сказка в музыке и литературе”, который поможет обобщить полученные знания, познакомит учащихся с новыми музыкальными сказками для детей. Подготовку к этому уроку необходимо начать заранее, так как учащиеся являются активными участниками всего действа.

Главным героем этого урока стал кот и не случайно. Ведь он в славянских сказках фигура особая. Кот Баюн – необычный кот: роста огромного, шерсть черная, как уголь, а глаза горят огнем. Он – главный помощник Бабы-Яги, существо, наделенное большой мудростью и силой. А еще у него особенный голос. Звук его слышен за семь верст. Знает он много сказок и песен и сам является персонажем колыбельных. Помните?

– Приди, котик, ночевать,
Нашу Машеньку качать.

С учащимися пятых классов я разучила разные фрагменты из музыкальных сказок:

5А – “Кот в сапогах” муз. С.Соснина, сл. Е.Добродеевой и К.Ибряева;

5Б – “Кошкин дом” муз. В.Золоторева, сл. С.Маршака;

5В – “Истории кота Филофея” муз. Я.Дубравина, по пьесе В.Гина и В.Зимина.

Продумали костюмы для всех героев. Кроме музыки на этом уроке звучали и стихи.

Вспомнили на этом уроке приметы и суеверия, связанные с котом. Вы их тоже знаете:

– Черная кошка – к несчастью;
– Кошка умывается – к гостям;
– Кошка прячет нос – к холодам.

Провести этот урок мне помогали мои ученики: мальчик и девочка. Они соглашались и спорили: нужна ли музыка литературе? И как в любом споре к концу урока родилась истина. Это урок-концерт, поэтому прошел чуть ярче и торжественнее. И даже традиционный вывод по уроку на этот раз прозвучал в стихах:

И нет предела красоте,
И нет предела счастью.
А музыка царит везде,
Борясь со злым несчастьем.

Урок закончен.… Но дети не расходятся,- им хочется общаться в прекрасном мире искусства. А я благодарна всем соавторам этого урока: и ученикам, и тем, кто написал музыку, и авторам стихов, прозвучавшим на этом уроке.

Краткая история создания увертюры

История создания

Герой произведения – граф Эгмонт, мужественный и безрассудно храбрый человек, возглавивший в 16 веке сопротивление фламандского народа против испанских поработителей. В результате борьбы Эгмонт попадает в тюрьму и погибает от рук палача. Но народ Нидерландов, вдохновленный решительностью графа, продолжает начатое им дело. Смерть героя была не напрасна, фламандцы побеждают и получают желанную свободу.

Герой Гёте Эгмонт был наиболее близок Бетховену по духу. Возможно, поэтому он является одним из самых любимых персонажей творчества Бетховена. Великая мощь, красота, благородство и совершенная ясность музыки поражают слушателя.

ЧТО ТАКОЕ УВЕРТЮРА? — Увертюра – это инструментальная пьеса для оркестра, которую обычно исполняют перед началом представления (оперы, балета, кинофильма). Увертюра относится к программной музыке, т. е. к такой, которая рассказывает историю средствами музыкальной выразительности, без текста.

Композитор с энтузиазмом принялся за работу, отказываясь от гонорара по причине своего глубокого уважения к И. В. Гёте. Репетиции постановки и сочинение музыки Бетховеном происходили одновременно. Но композитор работал над произведением долго и тщательно. Вся музыка к драме была уже создана, а увертюру обычно пишут в последнюю очередь. И Бетховен не успел закончить ее к премьере. Первый спектакль состоялся без музыки, второй – тоже. И только на третьем зрители смогли восхититься гениальным звучанием музыки великого маэстро. От этого произведение не стало менее популярным. Его любят и ценят во всем мире.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

Увертюра — это инструментальное произведение к крупному произведению (опере, балету, спектаклю), а также самостоятельное сочинение.

Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, носитель музыкального содержания.

Жанр – род музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и другими признаками.

Сюжет – последовательность событий (музыкальных образов), выстроенных по смыслу.

Музыкальный стиль – совокупность признаков, характеризующих музыку определённого времени, направления или индивидуальную манеру композитора.

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарьрусского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Идея написать увертюру к знаменитой истории любви Ромео и Джульетты возникла у Петра Ильича Чайковского еще в юности, когда сам он пережил подобные чувства.

В 1868 году композитор был безнадёжно влюблен в певицу Дезире Арто, однако та вышла замуж за другого.

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, дирижёр, пианист, автор десяти опер и трёх балетов. Его произведения входят в число самых часто исполняемых в мире.

Положив на музыку драматическую историю Ромео и Джульетты, которая случилась в Вероне, композитор отразил в ней и свою собственную душевную боль.

Эту музыкальную тему до сих пор считают одной из самых красивых мелодий в мире.

Уильям Шекспир – английский поэт и драматург, считается одним из лучших драматургов мира.

Увертюра – музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.

Чаще увертюры пишутся как вступления к музыкальным произведениям (опере, оперетте, балету).

Однако иногда их можно услышать в драматических произведениях. А порой - в вокально-инструментальных. Таких, как оратории, кантаты, сюиты.

В увертюре развиваются три образа:

образ Добра в лице Лоренцо (хорал медленного вступления),

образ Вражды семейства Монтекки и Капулетти (главная партия),

образ Любви (побочная партия).

Музыкальный образ – это то комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения, стиля композитора.

Он передаёт чувства, переживания, размышления, действия одного или нескольких людей, явления природы, события из жизни человека, народа, человечества.

Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, носитель музыкального содержания.

Интонация бывает лирической, драматической, спокойной, тревожной, радостной, грустной, торжественной…

Главная идея сюжета произведения – любовь побеждает смерть.

Пётр Ильич Чайковский в своей увертюре-фантазии намеренно отказался от характеристик конкретных персонажей, сосредоточив внимание на центральной идее трагедии, лежащей в основе драматургического конфликта.

Драматический сценарий – полноценное художественное произведение, где с учётом зрительных и звуковых образов даётся описание эпизодов.

Музыкальный сценарий — это последовательность мелодий в соответствии с ходом основного действия, с сюжетом.

Сюжет – это основная идея музыкального произведения, краткое изложение главной темы. Увертюра-фантазия Чайковского написана в сонатной форме и состоит из вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды.

Во вступлении – теме монаха Лоренцо, который благословил двух влюбленных Ромео и Джульетту, – мы с первых нот слышим интонации скорби, отчаяния и тревоги.

В экспозиции увертюры Чайковский отразил яростный конфликт враждующих семей.

Экспозиция звучит тревожно, вызывая у слушателя чувство страха и беспокойства.

Мы слышим литавры и тарелки, стремительные пассажи струнных инструментов, звуки духовых – всё это создаёт образы вражды между Монтекки и Капулетти на улицах Вероны.

В разработке основное развитие получают две темы: спокойная тема патера Лоренцо, которая постепенно приобретает грозное звучание, символизирующее злой рок, и главная партия, которая получает стремительное развитие.

Нарастает тревога, звучит труба – образ смятения, образ насилия.

Перейдём к Репризе.

Звучание темы Любви становится более торжественным, ей противопоставляется тема Вражды, нарастает волнение.

Конфликт получает новое драматическое развитие.

Главные герои погибают, о чём нам сообщают удары барабанов и последующая пауза.

В финале произведения мы снова слышим тему любви, но уже с настроением безысходности.

Мы слышим звуки траурной процессии. Так композитор показал слушателю, что сила любви безгранична и даже смерть не может победить ее.

К образам Ромео и Джульетты обращались многие композиторы, например, Винченцо Беллини, Гектор Берлиоз, Сергей Прокофьев.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

опера; балет; увертюра-фантазия.

Поскольку в названии уже заявлен жанр, мы можем с лёгкостью ответить на этот вопрос.

Что такое увертюра, история увертюры

увертюра

Театр - истинный храм искусства! В нашем отечестве это изречение выдающегося литературного критика Виссариона Белинского стало поистине знаменитым. Необходимо напомнить, что театры, всегда изначально привлекающие публику блеском огней и роскошью декораций, отличаются большим жанровым разнообразием. Однако особым вниманием среди них пользуются храмы Мельпомены, в которых спектакли проходят в сопровождении симфонического оркестра, то есть театры оперы и балета. Этот удивительный мир музыкального перевоплощения начинается с красивого зала с хрустальными люстрами и огромного бархатного занавеса. Затем в оркестровой яме с музыкантами к пульту выходит капельмейстер. Первый взмах дирижёрской палочки и, привлекая внимание зрителей, начинает звучать музыка – это своеобразное предисловие к спектаклю, которое называется увертюрой. Она играет весьма важную роль, так как заранее подготавливает зрителей к действию, которое далее будет происходить на подмостках сцены.

Что такое увертюра

Что такое увертюра


Популярные увертюры

История увертюры


Клаудио Монтеверди

Кристоф Виллибальд Глюк
Вольфганг Амадей Моцарт

Джоаккино Россини
Людвиг ван Бетховен

Мюзиклы

Интересные факты

Увертюра. За всё время существования этого жанра было создано немало замечательных творений, вошедших в золотой фонд мировой музыкальной культуры. К большому сожалению, композиторы в нынешнее время не любят сочинять оперы и балеты с развёрнутыми вступлениями, тем не менее, найдя достойное место, увертюры сегодня ярко и запоминающее звучат в мюзиклах и кинофильмах.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Увертюра

Читайте также: