Опишите настроение увертюры в тетради кратко
Обновлено: 07.07.2024
Его отец Леопольд Моцарт был скрипачом и композитором. В четыре года отец начал разучивать с ним небольшие пьесы и менуэты. Отец записывал на бумаге пьесы, сочиненные юным Моцартом. Отец был для сына лучшим преподавателем и воспитателем: он дал ему прекрасное домашнее образование.
Обобщающий урок-концерт в пятом классе по теме: “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?”.
Музыка – вид искусства, обращенный к нашему “внутреннему зрению”, слуху. Сила ее воздействия не в конкретности образов, а в выражении человеческих чувств.
Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосвязаны. Это и слово о музыке: яркое, образное, предельно точное, и стихи песен или романсов, и, конечно, творческие работы детей, созданные под воздействием музыки.
“Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты…, искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом”. (Р.Роллан).
Слово и музыка – два великих начала. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и балеты. Поэтический текст придает музыке новое звучание. А талантливая музыка становится открытием известного стихотворения.
Начиная с первого класса, дети рассказывают о музыке, придумывают свое название музыкальному произведению или создают свою музыку на заданное стихотворение. В старших классах пишут сочинение-отзыв на услышанную музыку. Часто даже взрослому человеку трудно найти слова, чтобы выразить невыразимое. А большинству ребят удается найти литературный образ, адекватный музыке.
Море, берег, суша, волны…
В парусах тот ветер вольный,
Что качает корабли
От зари и до зари.
Море, волны, суша, брег…
Пена белая, как снег.
Волны поднялись всё выше.
Чайки там кричат, ты слышишь.
Это стихотворение написала ученица 6 класса Гребенкина Елена под впечатлением музыки Н.А.Римского-Корсакова “Океан – море синее”.
Но чаще всего говорим о взаимосвязи музыки и литературы в 5 классе, тема которого “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?” и “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?”.
Уже традиционными стали конкурсы сказок, созданных детьми. Опираясь на опыт, приобретенный на уроках литературы и музыки, дети создают удивительные истории, где герои музыка и музыканты.
“Музыка рождается из того же необыкновенного вещества, что и наши сны. Она, как сон, слагается из разноцветных “стёклышек калейдоскопа”, отражающих яркие мгновения жизни” – из сказки ученицы 5 класса Беловой Веры.
Сказка… Ее удивительный мир, где вымысел и реальность тесно переплетаются, очень близок и понятен детям. Мы знаем сказку в разных ее обликах: и в литературе, и в театре, и в кино; есть сказка в музыке, в живописи, в скульптуре, – на все лады она разыгрывается, варьируется. Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники – звери, птицы, фантастические существа – помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели. На уроках музыки дети слышат фрагменты известных сказок в музыкальном изложении: “Спящая красавица” и “Щелкунчик” П.И.Чайковского, “Конек-Горбунок” Р.К.Щедрина, “Золотой петушок” и “Садко” Н.А.Римского-Корсакова и др.
А логическим завершением первого полугодия 5 класса может стать урок-концерт “Сказка в музыке и литературе”, который поможет обобщить полученные знания, познакомит учащихся с новыми музыкальными сказками для детей. Подготовку к этому уроку необходимо начать заранее, так как учащиеся являются активными участниками всего действа.
Главным героем этого урока стал кот и не случайно. Ведь он в славянских сказках фигура особая. Кот Баюн – необычный кот: роста огромного, шерсть черная, как уголь, а глаза горят огнем. Он – главный помощник Бабы-Яги, существо, наделенное большой мудростью и силой. А еще у него особенный голос. Звук его слышен за семь верст. Знает он много сказок и песен и сам является персонажем колыбельных. Помните?
– Приди, котик, ночевать,
Нашу Машеньку качать.
С учащимися пятых классов я разучила разные фрагменты из музыкальных сказок:
5А – “Кот в сапогах” муз. С.Соснина, сл. Е.Добродеевой и К.Ибряева;
5Б – “Кошкин дом” муз. В.Золоторева, сл. С.Маршака;
5В – “Истории кота Филофея” муз. Я.Дубравина, по пьесе В.Гина и В.Зимина.
Продумали костюмы для всех героев. Кроме музыки на этом уроке звучали и стихи.
Вспомнили на этом уроке приметы и суеверия, связанные с котом. Вы их тоже знаете:
– Черная кошка – к несчастью;
– Кошка умывается – к гостям;
– Кошка прячет нос – к холодам.
Провести этот урок мне помогали мои ученики: мальчик и девочка. Они соглашались и спорили: нужна ли музыка литературе? И как в любом споре к концу урока родилась истина. Это урок-концерт, поэтому прошел чуть ярче и торжественнее. И даже традиционный вывод по уроку на этот раз прозвучал в стихах:
И нет предела красоте,
И нет предела счастью.
А музыка царит везде,
Борясь со злым несчастьем.
Урок закончен.… Но дети не расходятся,- им хочется общаться в прекрасном мире искусства. А я благодарна всем соавторам этого урока: и ученикам, и тем, кто написал музыку, и авторам стихов, прозвучавшим на этом уроке.
История создания
Герой произведения – граф Эгмонт, мужественный и безрассудно храбрый человек, возглавивший в 16 веке сопротивление фламандского народа против испанских поработителей. В результате борьбы Эгмонт попадает в тюрьму и погибает от рук палача. Но народ Нидерландов, вдохновленный решительностью графа, продолжает начатое им дело. Смерть героя была не напрасна, фламандцы побеждают и получают желанную свободу.
Герой Гёте Эгмонт был наиболее близок Бетховену по духу. Возможно, поэтому он является одним из самых любимых персонажей творчества Бетховена. Великая мощь, красота, благородство и совершенная ясность музыки поражают слушателя.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРТЮРА? — Увертюра – это инструментальная пьеса для оркестра, которую обычно исполняют перед началом представления (оперы, балета, кинофильма). Увертюра относится к программной музыке, т. е. к такой, которая рассказывает историю средствами музыкальной выразительности, без текста.
Композитор с энтузиазмом принялся за работу, отказываясь от гонорара по причине своего глубокого уважения к И. В. Гёте. Репетиции постановки и сочинение музыки Бетховеном происходили одновременно. Но композитор работал над произведением долго и тщательно. Вся музыка к драме была уже создана, а увертюру обычно пишут в последнюю очередь. И Бетховен не успел закончить ее к премьере. Первый спектакль состоялся без музыки, второй – тоже. И только на третьем зрители смогли восхититься гениальным звучанием музыки великого маэстро. От этого произведение не стало менее популярным. Его любят и ценят во всем мире.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.
Увертюра — это инструментальное произведение к крупному произведению (опере, балету, спектаклю), а также самостоятельное сочинение.
Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, носитель музыкального содержания.
Жанр – род музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и другими признаками.
Сюжет – последовательность событий (музыкальных образов), выстроенных по смыслу.
Музыкальный стиль – совокупность признаков, характеризующих музыку определённого времени, направления или индивидуальную манеру композитора.
Обязательная литература
Дополнительная литература
1. Большой толковый словарьрусского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.
2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Идея написать увертюру к знаменитой истории любви Ромео и Джульетты возникла у Петра Ильича Чайковского еще в юности, когда сам он пережил подобные чувства.
В 1868 году композитор был безнадёжно влюблен в певицу Дезире Арто, однако та вышла замуж за другого.
Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, дирижёр, пианист, автор десяти опер и трёх балетов. Его произведения входят в число самых часто исполняемых в мире.
Положив на музыку драматическую историю Ромео и Джульетты, которая случилась в Вероне, композитор отразил в ней и свою собственную душевную боль.
Эту музыкальную тему до сих пор считают одной из самых красивых мелодий в мире.
Уильям Шекспир – английский поэт и драматург, считается одним из лучших драматургов мира.
Увертюра – музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.
Чаще увертюры пишутся как вступления к музыкальным произведениям (опере, оперетте, балету).
Однако иногда их можно услышать в драматических произведениях. А порой - в вокально-инструментальных. Таких, как оратории, кантаты, сюиты.
В увертюре развиваются три образа:
образ Добра в лице Лоренцо (хорал медленного вступления),
образ Вражды семейства Монтекки и Капулетти (главная партия),
образ Любви (побочная партия).
Музыкальный образ – это то комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения, стиля композитора.
Он передаёт чувства, переживания, размышления, действия одного или нескольких людей, явления природы, события из жизни человека, народа, человечества.
Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, носитель музыкального содержания.
Интонация бывает лирической, драматической, спокойной, тревожной, радостной, грустной, торжественной…
Главная идея сюжета произведения – любовь побеждает смерть.
Пётр Ильич Чайковский в своей увертюре-фантазии намеренно отказался от характеристик конкретных персонажей, сосредоточив внимание на центральной идее трагедии, лежащей в основе драматургического конфликта.
Драматический сценарий – полноценное художественное произведение, где с учётом зрительных и звуковых образов даётся описание эпизодов.
Музыкальный сценарий — это последовательность мелодий в соответствии с ходом основного действия, с сюжетом.
Сюжет – это основная идея музыкального произведения, краткое изложение главной темы. Увертюра-фантазия Чайковского написана в сонатной форме и состоит из вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды.
Во вступлении – теме монаха Лоренцо, который благословил двух влюбленных Ромео и Джульетту, – мы с первых нот слышим интонации скорби, отчаяния и тревоги.
В экспозиции увертюры Чайковский отразил яростный конфликт враждующих семей.
Экспозиция звучит тревожно, вызывая у слушателя чувство страха и беспокойства.
Мы слышим литавры и тарелки, стремительные пассажи струнных инструментов, звуки духовых – всё это создаёт образы вражды между Монтекки и Капулетти на улицах Вероны.
В разработке основное развитие получают две темы: спокойная тема патера Лоренцо, которая постепенно приобретает грозное звучание, символизирующее злой рок, и главная партия, которая получает стремительное развитие.
Нарастает тревога, звучит труба – образ смятения, образ насилия.
Перейдём к Репризе.
Звучание темы Любви становится более торжественным, ей противопоставляется тема Вражды, нарастает волнение.
Конфликт получает новое драматическое развитие.
Главные герои погибают, о чём нам сообщают удары барабанов и последующая пауза.
В финале произведения мы снова слышим тему любви, но уже с настроением безысходности.
Мы слышим звуки траурной процессии. Так композитор показал слушателю, что сила любви безгранична и даже смерть не может победить ее.
К образам Ромео и Джульетты обращались многие композиторы, например, Винченцо Беллини, Гектор Берлиоз, Сергей Прокофьев.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
опера; балет; увертюра-фантазия.
Поскольку в названии уже заявлен жанр, мы можем с лёгкостью ответить на этот вопрос.
Что такое увертюра, история увертюры
Театр - истинный храм искусства! В нашем отечестве это изречение выдающегося литературного критика Виссариона Белинского стало поистине знаменитым. Необходимо напомнить, что театры, всегда изначально привлекающие публику блеском огней и роскошью декораций, отличаются большим жанровым разнообразием. Однако особым вниманием среди них пользуются храмы Мельпомены, в которых спектакли проходят в сопровождении симфонического оркестра, то есть театры оперы и балета. Этот удивительный мир музыкального перевоплощения начинается с красивого зала с хрустальными люстрами и огромного бархатного занавеса. Затем в оркестровой яме с музыкантами к пульту выходит капельмейстер. Первый взмах дирижёрской палочки и, привлекая внимание зрителей, начинает звучать музыка – это своеобразное предисловие к спектаклю, которое называется увертюрой. Она играет весьма важную роль, так как заранее подготавливает зрителей к действию, которое далее будет происходить на подмостках сцены.
Что такое увертюра
Популярные увертюры
История увертюры
Интересные факты
Увертюра. За всё время существования этого жанра было создано немало замечательных творений, вошедших в золотой фонд мировой музыкальной культуры. К большому сожалению, композиторы в нынешнее время не любят сочинять оперы и балеты с развёрнутыми вступлениями, тем не менее, найдя достойное место, увертюры сегодня ярко и запоминающее звучат в мюзиклах и кинофильмах.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Увертюра
Читайте также: