Вербальное общение это в обществознании кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вербальное общение – это один из видов коммуникации между людьми. В предыдущей статье рассматривали невербальное общение , а потому сегодня разберём, что такое вербальное общение и какие виды, функции, а также компоненты оно имеет. Во время любой коммуникации возникает ряд проблем, которые принято называть барьерами, а потому их также придётся обсудить. Для успешной коммуникации необходимо обязательно разобрать важные принципы, которые помогут правильно построить речь и беседу в целом.

В конце статьи расскажем, как повысить качество данной коммуникации, ведь от неё зависит многое в жизни каждого человека. Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной медицинской помощью.

Вербальное общение: разбор понятия

Большинство знает, что обмен информацией между людьми происходит двумя путями:

Вербальное общение – это передача информации словами. Люди взаимодействуют друг с другом или с группой других людей с помощью речи. Это и является основным отличием от невербального, где всё зависит от жестов и интонации.

Вербальное общение имеет два средства коммуникации , а именно устная и письменные разновидности речи. В процессе такой коммуникации происходит обмен очень большого объёма информации. В некоторых сферах жизни вербальное общение является более важным, чем невербальное. Например, при проведении деловых переговоров, на работе. В этом случае важно именно содержание, а не форма речи.

Вербальное общение: виды

Выделяют три типа, которые составляют вербальное общение (речи):

  1. Внешнее.
  2. Внутреннее.
  3. Дактильное.

Внешняя речь разделяется на устную и письменную. Устная бывает диалогической (общение между двумя людьми) и монологическую – например, сольное выступление на конференции. Письменная разделяется на непосредственную (обмен записками на уроке, например) или отсроченную (написание писем и их ожидание). В современных реалиях более актуально общение в мессенджерах, по электронной почте, что относится к непосредственному виду.

Внутреннее общение – это формирование мыслей, то, что человек проговаривает у себя в голове. Например, когда особа готовится к выступлению или написанию письма.

Дактильная речь – это специфическая форма вербальной коммуникации, которая была разработана специально для людей с ограниченными возможностями и теми, кто работает с ними. Она заменяет устную речь с помощью специальных знаков, которые человек воспринимает тактильно – на ощупь.

Вербальное общение: функции

Разобравшись с тем, что такое вербальное общение, необходимо обсудить несколько функций:

  1. Коммуникативная – связь между людьми, обеспечение их взаимодействия.
  2. Познавательная – обмен информацией, изучение нового ( саморазвитие ).
  3. Аккумулятивная – возможность показать собственные знания.
  4. Эмоциональная – выражение личных чувств и эмоций с помощью речи, слов.
  5. Этническая – объединение разных народов с помощью общего языка.

Вербальное общение: компоненты

Это то, что необходимо личности, чтобы она могла общаться с другими особами. В первую очередь, это лексика, то есть словарный состав. Чтобы развивать этот компонент, необходимо читать, слушать грамотную речь, общаться с умными личностями. Это не только расширяет словарный запас, но и обучает правильному использованию слов, их значению. Для устного общения лексика – самый важный компонент.

Письменная коммуникация

Конечно, в современном мире всегда есть возможность переспросить и уточнить значение фразы, если возникнут сложности, но в целом неграмотность будет формировать о человеке не самое выгодное впечатление.

Существуют барьеры во время разговора

Существуют барьеры во время разговора

Даже ведя диалог на одном языке, что и имеет такое название, как вербальное общение, собеседники могут столкнуться с барьерами, которые мешают общению и эффективному обмену информацией. Следует понимать, что все существует компромисс . Вот некоторые из них:

  • Фонетический, когда звучание речи мешает понимать её смысл. Например, дефекты речи, неправильно расставленная интонация.
  • Смысловой, возникающий между людьми из разных стран, религий, различного менталитета и т.д.
  • Логический – появляется между людьми, чей уровень развития, тип мышления и интеллект слишком разнятся.
  • Стилистический. Собеседник может неправильно выстроить цепочку повествования, из-за чего другой участник разговора не заинтересуется или просто не поймёт смысл сказанного.

Вербальное общение: принципы

Чтобы вербальное общение было успешным, очень важно, чтобы речь отвечала таким принципам:

  • Содержала такое количество информации, которое необходимо для цели диалога. Лишние данные могут утомить, запутать или отвлечь собеседника.
  • Была правдивой. Лживые факты вводят в заблуждение.
  • Соответствовать предмету разговора или соблюдать тактичность . Если спрашивают о работе – нужно отвечать о ней, а не о своей семье или хобби.
  • Быть понятной. Содержать простые, соответствующие теме выражения. Должны отсутствовать слова-паразиты, многословность.
  • Быть вежливым собеседником. В речи должна просматриваться тактичность, скромность, одобрение и другие проявления уважения к собеседнику.

Важные моменты

Если вербальное общение выстроено правильно, человек избегает недопонимания, конфликтов и других неприятностей. Если личность часто становится участником открытых конфликтов или страдаете от того, что другие люди искаженно воспринимают информацию, которую она пытается донести, попробуйте изучить литературу по оптимизации вербальной коммуникации. Это поможет правильно выстроить любые отношения как в личной жизни, так и на работе, в семье или бизнесе.

Вербальное общение: как повысить качество коммуникации

Вербальное общение как повысить качество коммуникации

Чтобы научится правильно использовать вербальное общение, достаточно проследить за теми, чья речь и умение выстраивать коммуникацию с другими людьми нравится.

Обычно, эти люди:

  1. Разговаривают тезисно, логически, чётко формулируют основную мысль.
  2. Обладают искусством яркой, убедительной речи.
  3. Внимательно слушают собеседника. Задумайтесь, можете ли вы дословно повторить фразу, которую вам только что сказали, или ограничиваетесь улавливанием общего смысла.
  4. Могут услышать, понять сказанное. Не просто слушать звуки, а вникать в их смысл. Бывает, что собеседник не умеет разговаривать правильно, путается, отвлекается на лишнее и т.д. Мастера, которые досконально изучили тонкости такого навыка, как вербальное общение, всё время будут проделывать немалую интеллектуальную работу, чтобы всё-таки понять собеседника. Более того, они помогут ему сориентироваться, облегчить общение.
  5. Умеют понимать мотивы собеседника, его намерения. Даже если интонация собеседника или внешний вид внушают страх, смысл речи может быть вполне безобидным.
  6. Являются интересными собеседниками. Знают много нового, могут поддержать разговор на любую тему.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Вербальное и невербальное общение – это как бы две стороны одного и того же процесса. С помощью языка и речи можно сказать многое, но есть такие моменты, которые лучше всего передаются именно языком тела. Знание возможностей разных форм общения позволяет многое. К примеру, добиваться расположения других людей, предугадывать последствия своих действий и их влияние на окружающих.

Вербальное и невербальное общение

Что такое вербальное общение

Вербальное общение может производиться путём взаимного обмена информацией, и тогда это диалог. А может производиться и в форме монолога – выступления одного лица. При этом факт общения всегда осознаётся всеми его сторонами. То есть чтобы что-то сказать словами, нужно очень этого захотеть. Это составляет одно из главных различий вербального и невербального общения.

Что такое невербальное общение

Под невербальным общением понимаются такие средства общения, как мимика, жесты, позы, прикосновения, интонации, изменение обстоятельств общения – то есть такие, которые осуществляются без использования слов. Инструментом такого общения становится человеческое тело, имеющее огромное количество выразительных возможностей.

Способы невербального общения

Дополнительные способы невербального общения – это позы, а также прикосновения. Такие телодвижения также могут многое рассказать о человеке, его мыслях и отношении к происходящему.

Даже расстояние между собеседниками может многое сказать об участниках разговора.

Так, существуют виды предельно допустимого расстояния в зависимости от обстоятельств беседы:

  • Интимное расстояние – до полуметра. Так разговаривают собеседники, которые в максимальной степени доверяют друг другу, готовы поделиться самым сокровенным. В частности, очень близко друг к другу стоят влюблённые. Лучшие друзья тоже общаются на максимально близкой дистанции. На таком расстоянии возможны телесные контакты, прикосновения, которые тоже отражают максимально близкие, доверительные и интимные отношения.
  • Межличностное расстояние – от полуметра до 1,2 метра. На такой дистанции ведут дружескую беседу обычные друзья, приятели, близкие знакомые. Здесь также могут допускаться прикосновения, хотя и невозможны такие сильные телесные контакты, как в первом случае.
  • Социальное расстояние – от 1,2 до 3,7 метров. Оно предназначается для неформального взаимодействия в обществе, во время деловой встречи. Чем расстояние больше, тем разговор более формальный. Само собой, что прикосновения на таком расстоянии уже невозможны.
  • Публичное расстояние – более 3,7 метров. Это наиболее подходящее расстояние для лектора, выступающего перед большой группой людей.

Потирание подбородка, лба, переносицы являются известными показателями сосредоточенности. Глаза при этом могут быть закрыты. Раскинутые руки, прямая голова, расслабленный корпус говорят об открытости собеседника.

Важное значение имеет и мимика. Она может рассказать и о мыслях человека, и о его чувствах, при этом разные половины лица несут разную информацию. Как известно, за интеллект отвечает левое полушарие мозга, которое управляет правой стороной лица; правое полушарие мозга отвечает за эмоции и управляет левой половиной лица.

Свой пласт информации несут даже интонация и тембр голоса. Так, растянутое произношение слов и монотонная интонация характерны для высокомерного человека. Чёткая, уверенная речь и высокий тон голоса говорят об энтузиазме, приподнятости. Низкий тон голоса и понижение громкости к концу предложения свидетельствуют об усталости; так же передаётся и взволнованность, но речь при этом более быстрая, высказывания отрывистые. Если в речи много пауз, собеседник покашливает, делает ошибки в словах – значит, он демонстрирует неуверенность.

Роль и важность средств общения для человека

Роль

Внеречевое общение, в частности, становится необходимым тогда, когда речевое взаимопонимание невозможно. Например, если собеседники разговаривают на разных языках или кто-то из них глухонемой. Для таких целей разработаны различные языки жестов. Любопытно, что в Новой Зеландии местный язык жестов имеет статус официального языка; на этом языке англоязычное белое население общается с маори – коренным народом, представители которого далеко не всегда соглашаются учить английский язык.

У животных позы, интонации голосовых выкриков, мимика выражают отношения превосходства и подчинения, выбор партнёра для спаривания, дружеское расположение или вражду и другую информацию. Часто обмен угрожающими позами и выкриками помогает избежать драки, которая может быть невыгодна обеим сторонам. Наиболее богатой системой жестов, поз и мимики обладают, конечно же, приматы, однако и у многих других животных существуют свои наборы сигналов.

Внеречевое общение даже позволяет контактировать с братьями нашими меньшими. Положение хвоста кошки или собаки может многое рассказать о настроении животного в данный момент. Пристальный взгляд для собак и кошек является зловещим сигналом, особенно если смотреть им прямо в глаза.

Древние люди использовали звуковые сигналы, чтобы предупредить об опасности или передать важную информацию о том, что рядом вырос куст со съедобными ягодами.

Язык общения

На сегодняшний день вербальное общение – это то, без чего не может обойтись каждый человек. Начиная от утреннего кофе за мессенджерами до разговоров на работе с коллегами о новых отношениях боса.

Вербальное и невербальное общение — что это такое

Вербальное общение бывает трех типов:

  1. Речь — общение посредством слов (диалоги, монологи).
  2. Письменное общение — от руки, печать на компьютере, смс-ки и т.п.
  3. Внутреннее — ваш внутренний диалог (формирование мыслей).

Невербально — другие виды общения, кроме словесных. Что это может быть:

  1. Жесты, мимика и позы — все это нам много о чем говорит, если уметь их считывать.
  2. Визуальное — сканирование человека в первые секунды, когда его видите: определение пола, возраста, оценка внешнего вида и выражения лица.
  3. Акустическое невербальное восприятие — это оценка голоса (его ритм, тембр, громкость, яркость, паузы, кашель, слова-паразиты).
  4. Тактильное невербальное общение — прикосновения (имеет очень весомое значение).
  5. Запахи — какие-то привлекают, а какие-то отталкивают.
  6. Подвижность — оживляет восприятие, но при слишком высокой подвижности наступает утомление.
  7. Границы личного пространства — переход их выводит человека из зоны комфорта или, наоборот, сближает.

Вербально — это наше отличие от другого живого мира

Слова, которые составляются в речь – это единица нашего с вами общения. Используем их как в устном произношении, так и при письме. Или печатании (набивании на клавиатуре), если говорить о реалиях, которые ближе к нам. Такое общение делится в зависимости от того, кто какую роль исполняет: говорить – слушать, писать – читать.

Мужчина с микрофоном

Важно не только правильно интерпретировать эти сигналы, но и правильно их посылать собеседнику. Служит невербальное общение не только дополнением к разговору с помощью слов, но и в некоторых ситуациях может полностью его заменить.

Есть жесты, которые обозначают приветствие или прощание. К коммуникативным также относят выражение непонимания, повышенного внимания, отрицания или соглашения. Также есть модальные – они показывают отношение человека к тому, что говорит ему другой. Мимика может показать как доверие, так и полное его отсутствие.

Невербальное общение

Акценты – это то, что можно удачно расставить с помощью невербальных средств, если не удаётся это сделать в полной мере интонацией. Ведь часто нужно обозначить для собеседника, что действительно считаете важным, на чём остановить своё внимание. Чтобы второстепенная информация не занимала много времени для анализа и принятия решения.

Грусть, злость, радость, печаль, удовлетворение – это то, что лучшим образом можно подчеркнуть именно вербальными средствами (можно даже полностью показать эти чувства своими жестами и мимикой). Поэтому, если быть внимательным к собеседнику, можно прочитать его состояние и без слов (славятся этим эмпаты, о которых мы уже говорили).

Не стоит забывать о позах и осанке. Это та форма и поведение тела, которая предоставляет не меньше информации. Может быть доминирующей или покорной, спокойной или напряжённой, скованной или совсем открытой.

Расстояние между собеседниками тоже можно проанализировать. Чем ближе они расположены, тем больше доверяют друг другу. Если уж совсем далеко, стоит ли говорить о хотя бы небольшом его наличии?

Различия между видами общения

Общение с помощью слов характерно исключительно людям, поскольку требует сильно развития головного мозга. Другие животные на такое не способны. Но невербальные сигналы посылают абсолютно все.

Если кошка виляет хвостом – она недовольна, если собака – испытывает радостные эмоции. Получается, что даже на уровне зверей нужно уметь правильно трактовать подаваемые ими знаки, учитывая, кто именно стоит перед тобой. Что уже говорить, если перед тобой стоят разные люди.

Общение с кошкой

Стоит подметить, что язык жестов является более искренним, поскольку мы его почти не контролируем. Поэтому так легко обмануть человека по телефону или переписке. Но если мошенник будет пытаться это сделать стоя перед вами, то есть вероятность, что вы прочитаете по его мимике о том, что ему верить не стоит.

Почти каждый наш день связан общением с теми или иными людьми. Поэтому стоит научиться как правильно выражать свои мысли, подавать информацию в нужном порядке. Так и изучать сигналы от других, чтобы получить больше знаний о собеседнике, или обезопасить себя от обмана.

Мы люди, а значит для нас открыты оба вида общения (вербальное и невербальное), поэтому стоит использовать их по максимуму в своих целях. Это отличный инструмент, позволяющий добиться желаемого и получить от жизни все, что вам требуется.

Автор статьи: Марина Домасенко

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Мошенники тренируют невербальное общение тоже. Они знают, как стоять, какие движения делать руками и как смотреть на собеседника.

Невербальные сигналы часто могут сообщить больше информации, чем обычная речь. Даже искусного лжеца могут выдать непроизвольные реакции. Главное их правильно интерпретировать.

вербальное общение: что это такое, примеры, виды, значение

Вербальное или невербальное — что это и какой вид общения важнее

Люди не могут существовать без общения. Передаём друг другу знания и предположения, факты и слухи, страхи и сомнения, чувства и эмоции. Принято считать, что существует всего 2 способа передачи информации: невербальный и вербальный. Первый предполагает, что доступны все каналы коммуникации, а во втором случае мы пользуемся только речью и письмами.

  • Речевое. Общение происходит с помощью слов (монологов и диалогов).
  • Письменное. Слова написанные (напечатанные).
  • Внутреннее. Это наши мысли, внутренний диалог.

Выходит, что всё очень сложно

  • Поза, жест, мимика лица. Те, кто умеет в них разбираться — могут вынести сразу правильное мнение о говорящем.
  • Визуальное (зрительное) восприятие, когда мы видим внешность, пол, возраст.
  • Акустическое. Оценка тембра голоса, правильность речи, яркость выражений, паузы, громкость, слова-паразиты, кашель и пр.
  • Тактильное. Большое значение имеют прикосновения. Одно показывают дружеские намерения, а другие вызывают опаску.
  • Запах. Одни привлекают к себе, а другие, наоборот, способны оттолкнуть.
  • Движения. Излишняя жестикуляция может утомить. Но если пользоваться в меру, то возможно добиться большего расположения к своей персоне. Политиков, артистов, дипломатов искусству жестов учат специальные тренеры.
  • Личное пространство. Согласитесь, что не каждому понравится, когда во время разговора его держат за пуговицу рубашки или бесцеремонно похлопывают по плечу.

Что же это такое?

Попробуем в этом разобраться сообща

Оно характеризуется однозначностью и точностью формулировок, которые исключают двоякое трактование.

Исследователи вывели несколько разновидностей:

  • Обмен знаниями с целью повышения образования.
  • Передача информации, которую собеседник считает важной.
  • Выражение своих эмоций, мыслей, страхов, опасений, желаний и пр.
  • Служащее для налаживания контактов.
  • Необходимое для накопления информации.

Как можно понять, многие функции тесно переплетены между собой.

Значение

Кроме обычных фраз немалую роль играют мимика, жесты и интонация, с помощью которых можно понять искренность говорящего. И сделать выводы о его правдивых выражениях. Может стоит отнестись к ним крайне скептически?

Подобные взаимоотношения являются важным инструментом, для отношений между собеседниками. Если уметь им пользоваться, то можно добиться больших успехов в курьере и в личной жизни. Многие учатся красиво говорить, кратко и лаконично излагать свои мысли, пополняют словарный запас. Самым правильным способом улучшить коммуникативные навыки является чтение книг.

Основные правила

С грамотным человеком всегда приятно иметь дело. Своими знаниями мы вызываем к себе уважение и доверие. Не зря же хорошие ораторы добиваются больших успехов в жизни. Прислушайтесь к нашим нескольким полезным советам.

Тут уже возможно сделать некоторые выводы. Развивать в себе подобные навыки не только можно, но и крайне необходимо. Всё вместе взятое пригодится как на работе, так и в личной жизни.

Читайте также: