Статусная модель идентичности дж марсиа кратко

Обновлено: 15.05.2024

Он также занимается частной клинической практикой, супервизией клинической психологии, консультациями с общественностью, а также международными исследованиями и обучением в области клинического развития. [ нужна цитата ]

Содержание

ранняя жизнь и образование

Марсия завершила свое кандидат наук в Государственный университет Огайо. [3] Марсия получил степень бакалавра искусств. в Виттенбергский университет в Спрингфилде, Огайо

Статус эго-идентичности

Четыре статуса личности

Марсия разработала Интервью о статусе личности, метод полуструктурированное интервью для психологическая идентичность исследование, которое исследует степень вовлеченности человека в различные области жизни. Оценка материала, предоставленного в этом интервью, с использованием руководства по выставлению оценок, разработанного Марсией и коллегами, дает четыре возможных результата.

Он выделил четыре статуса идентичности: лишение права выкупа, распространение идентичности, мораторий и достижение идентичности.

Выкупа

Марсия подчеркнула, что после того, как произошел кризис идентичности, возвращение к статусу отчуждения более не представлялось возможным. [10]

Распространение идентичности

Подростки, неспособные столкнуться с необходимостью развития идентичности, избегают исследования или принятия обязательств, оставаясь в аморфном состоянии диффузии идентичности, что может привести к социальной изоляции. [11] Наименее сложный и зрелый из четырех статусов идентичности, [12] Распространение идентичности - знак тех, кто не исследовал и не брал на себя обязательств в областях, определяющих жизнь. Они могли или не могли испытать кризис идентичности: одни сообщали, что они мало интересуются такими вопросами, а другие сообщали о неоднократной нерешительности.

Марсия предположила, что люди с распространением идентичности «не испытывают особого беспокойства, потому что они мало что вкладывают в них. Когда они начинают больше заботиться . они переходят к статусу моратория или становятся настолько обеспокоенными, что им ставят диагноз. шизофреник"; [13] или может в конечном итоге принять негативную и саморазрушительную роль идентичности. [14]

Мораторий

Достижение идентичности

Изменение статуса личности

На протяжении всего жизненного цикла будут происходить изменения статуса идентичности. Когда происходит изменение статуса идентичности (в позднем подростковом и юношеском возрасте), вероятность того, что изменение будет прогрессивным, более чем в два раза выше, чем регрессивным. [20] В долгосрочном плане изменение статуса чаще всего представляет собой переход от моратория к достижению идентичности. [21]

Переходы часто вызваны дисбалансом идентичности. Марсия [22] описывает, как происходит изменение статуса в связи с нарушением равновесия. Кризис идентичности проявляется в более поздних стадиях жизненного цикла взрослого человека и различных жизненных событиях. В зависимости от человека определенные жизненные события, такие как смерть любимого человека, потеря работы, переезд и т. Д., Могут вызвать нарушение равновесия. Однако это верно только тогда, когда человек сконструировал некоторую форму идентичности. Распространение застойных явлений. Они не предприняли попыток создать идентичность, и поэтому у них нет идентичности, которую нужно реформировать. В случае потери права выкупа многие предпочтут жить в среде, аналогичной их детскому опыту, так что они могут остаться неизменными. Когда в жизни потери права выкупа возникает нарушение равновесия, последствия могут быть особенно разрушительными.

Когда возникает нарушение равновесия, начинается период перестройки. Эти периоды восстановления называются циклами моратория-достижения-моратория-достижения (MAMA). [23] В жизни каждого человека существует как минимум три цикла МАМА, соответствующих трем оставшимся психосоциальным стадиям. [24] Во время реконструкции человек может вернуться к более раннему статусу идентичности. [25] Крайне важно, чтобы старые конструкции падали, чтобы могли быть построены новые, которые больше охватывают личность человека. [26] В процессе реконструкции все еще сохраняется преемственность с предыдущей идентичностью, однако новая конструкция расширяется, чтобы включить новый жизненный опыт и обязательства. [27]

Применимость и критика

Хотя Марсия в первую очередь сосредоточился на позднем подростковом возрасте, его теория применима и в более позднем взрослом возрасте, когда кризисы идентичности могут повторяться. Одно исследование, изучающее корреляцию между статусом идентичности модели Марсии и социальным поведением, было сосредоточено на молодых людях в возрасте от 19 до 35 лет. [28] Статус личности не ограничивается конкретно возрастной группой. Люди могут исследовать элементы, связанные с их личностью на протяжении всей жизни, такие как вера, идеология и профессиональные предпочтения, и это лишь некоторые из них. [29]

Использование полуструктурированного интервью Марсии позволяет гибко адаптировать исследование к различным культурам. Статусы идентичности прошли значительную межкультурную проверку.

Идеи о том, что люди имеют свободу воли, могут влиять на мировые события, развивались в Европе начиная с XVI в. Гуманизм, Ренессанс, картезианство прославляли силу личности, сознания, личную ответственность человека. В философии XVII в . личностная идентичность определялась как осознание индивидом непрерывности, тождественности во времени собственной личности [2]. Два столетия спустя американский философ и психолог У. Джеме выразил установившееся к тому времени представление о личностной идентичности как о последовательности, непротиворечивости личности [1].

Понятие личностной идентичности активно разрабатывается в современной зарубежной психологии. В данной работе мы рассмотрим две наиболее широко представленные линии теоретической интерпретации и эмпирического исследования личностной идентичности. Первую можно отнести к современному психоаналитическому направлению, так как авторы, работающие в данной парадигме, опираются на теорию идентичности Э. Эриксона ([З], [5], [15], [16], [22]). Вторая линия исследований опирается на концепцию Я Дж. Мида и объединяет представителей интеракционистского и когнитивного подходов ([4],[8],[10],[11].[13],[19]).

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Э. Эриксон в своих работах не прибегал к эмпирическим исследованиям, ограничиваясь теоретическим анализом проблемы идентичности. Когда же его последователи попытались обосновать его идеи эмпирически, оказалось, что приведенные определения идентичности метафоричны и широки; это не позволяло выделить переменные эмпирического исследования. Появились попытки дать более строгое и операциональное определение идентичности. Наиболее известным и плодотворным оказался подход Дж. Марсиа [15]. Его статусная модель идентичности широко применяется в исследованиях подростков ([З], [22]).

идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. Дж. Марсиа подчеркивает, что развитие идентичности может включать многие другие аспекты, но его модель базируется именно на аспекте решения проблем.

В работах А. Ватермана в большей степени акцентируется ценностно-волевой аспект развития идентичности. А. Ватерман считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения А. Ватерман называет элементами идентичности. Они формируются в результате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни.

А. Ватерман рассматривает идентичность с процессуальной и содержательной сторон. Во-первых, процесс формирования и существования идентичности охватывает средства, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности. Так, подросток осуществляет выбор из огромного количества потенциальных элементов идентичности, оценивая преимущества и ограничения каждого из них, а также значимость каждого элемента для собственной личности. Во-вторых, идентичность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, которые человек выбирает. Каждый элемент идентичности относится к какой-либо сфере человеческой жизни. А. Ватерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности: 1) выбор профессии и профессионального пути; 2) принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений; 3) выработка политических взглядов; 4) принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства . А. Ватерман подчеркивает, что исследование идентичности следует вести по двум указанным линиям, рассматривая процессуальную и содержательные стороны в их единстве и взаимосвязи, что даст возможность не только проследить пути формирования идентичности, но и понять значения для личности выборов, сделанных в той или иной сфере жизни [12], [22].

Типы идентичности. Э. Эриксон выделял: а) эго-идентичность и более широкое понятие идентичности;

б) позитивную и негативную идентичность [6]. В статусной модели Дж. Марсиа выделяются четыре состояния (статуса) идентичности. Для построения модели используются два параметра: 1) наличие или отсутствие кризиса — состояния поиска идентичности; 2) наличие или отсутствие единиц идентичности — личностно значимых целей, ценностей, убеждений (см. таблицу).

Для исследования идентичности Дж. Марсиа разработал метод полуструктурированного интервью. На основе анализа магнитофонной записи интервью группа экспертов приписывала индивиду один из следующих статусов идентичности.

Достигнутая идентичность. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует

свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСОВ ИДЕНТИЧНОСТИ (ДЖ. МАРСИА)

Дж. M­a­рc­ия o­брa­тилc­я к рa­c­c­мo­трe­нию идe­нтичнo­c­ти кa­к гипo­тe­тичe­c­кo­й пc­ихo­лo­гичe­c­кo­й c­труктуры, кo­тo­рa­я прo­являe­т c­e­бя фe­нo­мe­нo­лo­гичe­c­ки чe­рe­з пa­ттe­рны рe­шe­ния индивидo­м прo­блe­м.

Им были выдe­лe­ны двa­ критe­рия, c­o­глa­c­нo­ кo­тo­рым c­тa­нo­витc­я пo­нятнo­, прo­шe­л ли иc­пытуe­мый кризиc­ идe­нтичнo­c­ти или нe­т. Критe­рий принятия–нe­принятия o­бязa­тe­льc­тв и иc­c­лe­дo­вa­ния a­льтe­рнa­тив, прe­дшe­c­твующe­гo­ вырa­бo­ткe­ o­бязa­тe­льc­тв.

Нa­ пe­рe­c­e­чe­нии этих двух критe­риe­в были o­пиc­a­ны чe­тырe­ c­тa­туc­a­ идe­нтичнo­c­ти:

Диффузнa­я идe­нтичнo­c­ть (Identity Diffusion)– этo­ o­тc­утc­твиe­ c­вязнo­й, o­прe­дe­лe­ннo­й идe­нтичнo­c­ти: ни пo­иc­к, ни выбo­р рe­шe­ния индивидo­м нe­ o­c­ущe­c­твлялиc­ь.

Нa­кo­нe­ц, дo­c­тигнутa­я идe­нтичнo­c­ть (Identity Achievement) хa­рa­ктe­ризуe­тc­я c­a­мo­c­тo­ятe­льнo­ o­c­ущe­c­твлe­нным a­ктивным пo­иc­кo­м рe­шe­ния прo­блe­мы и принятиe­м тa­кo­гo­ рe­шe­ния.

Лицa­ c­ дo­c­тигнутo­й (или инa­чe­, в тe­рминo­лo­гии Дж. M­a­рc­ии, c­кo­нc­труирo­вa­н-нoй) идe­нтичнo­c­тью имe­ют c­o­бc­твe­нныe­, o­тличныe­ o­т рo­дитe­льc­ких, плa­ны нa­ будущe­e­. Эти плa­ны при нe­o­бхo­димo­c­ти мo­гут быть пe­рe­c­мo­трe­ны, пo­c­кo­льку, c­ тo­чки зрe­ния людe­й c­ дo­c­тигнутo­й идe­нтичнo­c­тью, будущe­e­ c­ущe­c­твуe­т для c­a­мo­рe­a­лизa­ции, a­ нe­ для дo­c­тижe­ния идe­a­лo­в, зa­дa­нных зa­рa­нe­e­ кe­м-тo­ другим.

Мораторий. Этот термин вслед за Э. Эриксоном Дж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства.

Преждевременная идентичность. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как у достигших идентичности, различен же процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано в жизни не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими или отражать ожидания родителей.

Диффузная идентичность. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности [12].

Развитие идентичности.Э. Эриксон [6] понимал развитие идентичности как взаимодействие трех процессов:

Биологических, социальных и эго-процессов, причем эго ответственно за интеграцию первых и вторых. Результатом интегративной работы эго, или эго-синтеза, является некоторая конфигурация элементов идентичности, которая строится в течение всего детства. Эта гипотетическая конфигурация обеспечивает переживание чувства идентичности. В подростковом возрасте происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию посредством отказа от некоторых из них и принятия других. Процесс развития идентичности Э. Эрик-сон понимает как одновременно интеграцию и дифференциацию различных взаимосвязанных элементов (идентификаций). Для каждого человека эти элементы образуют уникальный гештальт. Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения — биологические или социальные, — необходимы интегрирующая работа эго и переструктурирование элементов идентичности, так как разрушение структуры ведет к потере идентичности и связанным с этим негативным состояниям, вплоть до депрессии и самоубийства.

Дж. Марсиа в своих последних публикациях также отмечает, что идентичность развивается на протяжении всей жизни человека [15]. Он вводит различение двух путей достижения идентичности: 1) постепенное осознание некоторых данных о себе (имя, гражданство, наличие способностей и т. п.), этот путь ведет к формированию присвоенной, или преждевременной, идентичности; 2) самостоятельное принятие человеком решений относительно того, каким ему быть, — этот путь ведет к формированию конструируемой, или достигнутой, идентичности.

А. Ватерман [22] также считает, что формирование идентичности — не единичный акт, а серия взаимосвязанных выборов, посредством которых человек принимает свои личные цели, ценности, убеждения. Он предлагает следующую модель развития идентичности (рис. 1).


Рис. I. Модель развития идентичности А. Ватермана: ДФ — диффузная идентичность; ПИ

— преждевременная идентичность; М — мораторий; ДИ — достигнутая идентичность

Согласно модели А. Ватермана, развитие идентичности не является линейным процессом, оно может идти вспять, т. е. возвращаться на более низкий уровень. Даже имея достигнутую идентичность, человек может вновь испытать кризис и ввергнуться в диффузное состояние. Чувство решенности, достижения идентичности разрушается по мере того как цели, ценности и убеждения теряют свою жизненность, перестают соответствовать требованиям изменившейся жизни. Если при этом запускается процесс разрешения кризиса, у человека есть шанс вновь достичь идентичности. Но если человек не хочет замечать происходящих изменений и затрачивать усилия на личностные поиски

— возникает опасность погрузиться в диффузное состояние.

Единицы идентичности После кризиса Кризис До кризиса
Сформировались Не Сформировались Достигнутая идентичность Диффузная идентичность _ Мораторий Преждевременная идентичность Диффузная идентичность

Мораторий. Этот термин вслед за Э. Эриксоном Дж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства.

Преждевременная идентичность. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как у достигших идентичности, различен же процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано в жизни не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими или отражать ожидания родителей.

Диффузная идентичность. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности [12].

Развитие идентичности.Э. Эриксон [6] понимал развитие идентичности как взаимодействие трех процессов:

Биологических, социальных и эго-процессов, причем эго ответственно за интеграцию первых и вторых. Результатом интегративной работы эго, или эго-синтеза, является некоторая конфигурация элементов идентичности, которая строится в течение всего детства. Эта гипотетическая конфигурация обеспечивает переживание чувства идентичности. В подростковом возрасте происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию посредством отказа от некоторых из них и принятия других. Процесс развития идентичности Э. Эрик-сон понимает как одновременно интеграцию и дифференциацию различных взаимосвязанных элементов (идентификаций). Для каждого человека эти элементы образуют уникальный гештальт. Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения — биологические или социальные, — необходимы интегрирующая работа эго и переструктурирование элементов идентичности, так как разрушение структуры ведет к потере идентичности и связанным с этим негативным состояниям, вплоть до депрессии и самоубийства.

Дж. Марсиа в своих последних публикациях также отмечает, что идентичность развивается на протяжении всей жизни человека [15]. Он вводит различение двух путей достижения идентичности: 1) постепенное осознание некоторых данных о себе (имя, гражданство, наличие способностей и т. п.), этот путь ведет к формированию присвоенной, или преждевременной, идентичности; 2) самостоятельное принятие человеком решений относительно того, каким ему быть, — этот путь ведет к формированию конструируемой, или достигнутой, идентичности.

А. Ватерман [22] также считает, что формирование идентичности — не единичный акт, а серия взаимосвязанных выборов, посредством которых человек принимает свои личные цели, ценности, убеждения. Он предлагает следующую модель развития идентичности (рис. 1).


Рис. I. Модель развития идентичности А. Ватермана: ДФ — диффузная идентичность; ПИ

— преждевременная идентичность; М — мораторий; ДИ — достигнутая идентичность

Согласно модели А. Ватермана, развитие идентичности не является линейным процессом, оно может идти вспять, т. е. возвращаться на более низкий уровень. Даже имея достигнутую идентичность, человек может вновь испытать кризис и ввергнуться в диффузное состояние. Чувство решенности, достижения идентичности разрушается по мере того как цели, ценности и убеждения теряют свою жизненность, перестают соответствовать требованиям изменившейся жизни. Если при этом запускается процесс разрешения кризиса, у человека есть шанс вновь достичь идентичности. Но если человек не хочет замечать происходящих изменений и затрачивать усилия на личностные поиски

Читайте также: