Онтологическое и аксиологическое содержание жизни кратко

Обновлено: 02.07.2024

Аксиология – это философская наука, изучающая ценности. Для нас важно теперь определиться с понятием ценности. Ценностью в нашем понимании является все то, что определяет качество существования всякого человека. Поэтому в зависимости от того, как тот или иной предмет (то или иное явление) определяет качество существования того или иного человека можно говорить о большей или меньшей ценности этого предмета (явления). Интересно, что в аксиологии нет единой теории ценностей. И связано это с тем, что сами ценности имеют весьма обширную типологию. Общепринятыми, на сегодняшний день, можно считать следующие статусы ценностного существования, в зависимости от которых строится та или иная типология ценностей. Различают необходимые и не необходимые ценности, положительные и отрицательные ценности, материальные и духовные ценности. В этой книге мы будем опираться на аксиологию, построенную на учении такой эзотерической традиции как Каббала и всех тех эзотерических традиций, которые выросли из учения Каббалы.

Необходимые ценности – это те, отсутствие которых неминуемым образом ведет к смерти человека, т.е. к уничтожению его физической жизни. Не необходимые ценности – все те, отсутствие которых не приводит к физической смерти человека.

Положительные ценности, в нашем понимании, – это те ценности, которые предустановленны Богом. Отрицательные ценности - это те, которые Богом не предустановленны, но допускаются Им к существованию.

Материальные ценности – это ценности, от которых зависит качество жизни нашего физического тела. Духовные ценности – все те, от которых зависит качество жизни нашего духа.

В зависимости от этих аспектов тот или иной предмет (или явление) может быть рассмотрен в трех основных аспектах своего существования – как необходимая или не необходимая ценность, как положительная или отрицательная ценность, как материальная или духовная ценность. В этой главе мы и займемся аксиологическим анализом существования таких явлений, как жизнь и смерть.

Жизнь не может быть абсурдной только по той причине, что существует смерть. Но смерть зачастую накладывает на жизнь того или иного человека печать абсурда. Я имею ввиду те многочисленные случаи смерти человека, которые вызваны не старостью, а кажущейся нелепостью и жестокостью сложившихся обстоятельств. По этому поводу какой-то мудрец сказал, что нет нелепости в том, что человек смертен: нелепо то, что человек смертен внезапно. Эта возможность внезапной смерти – есть отголосок временного существования абсурда, но не доказательство существования абсурдности человеческой жизни. Ведь то обстоятельство, что мы иногда являемся не в силах найти объяснение тому или иному явлению, свидетельствует вовсе не о том, что данное явление абсурдно само по себе, а о том, что мы на данный момент времени оказываемся не в силах объяснить истинный смысл данного явления. Всякий, кто пытается доказать абсурдность жизни человека вообще (т.е. не конкретного человека, а человека как представителя жизни на земле, как представители биологического вида), тот волей-неволей демонстрирует ученому миру свою интеллектуальную импотенцию. Абсурд не может проявить себя через сущность человеческой жизни вообще, но какой-нибудь отдельный человек может проявить через явление своего собственного существования абсурдность своей жизни. Связано это с тем, что самим Творцом предустановлен определенный смысл всякой человеческой жизни, достижение которого гарантировано каждому человеку, но некоторые люди склонны придавать своей жизни тот смысл, который они придумали сами. В этой связи печать абсурдности на их существовании будет лежать до тех пор, пока они не смогут найти тот смысл своей жизни, который извечно был предустановлен Творцом.

Смерть не может быть источником абсурда жизни хотя бы в силу той причины, что она очень часто выступает в роли главного обстоятельства, приведшего человека к поиску смысла жизни. Но из этого вовсе не следует вывода о том, что жить следует для того, чтобы умирать. Смерть не является смыслом жизни. Она является лишь указующим фактором того, что жизнь имеет смысл. Именно потому, что смерть является одним из источников поиска нами смысла жизни, мы вправе говорить, что смерть имеет ценность, т.е. то, что каким-то образом определяет качество самой нашей жизни.

Какова же ценность смерти? Ценность смерти имеет следующие аксиологические аспекты: смерть является отрицательной, материальной, не необходимой ценностью. Следовательно, ценность жизни будет иметь следующие аксиологические аспекты: жизнь является положительной, духовной и необходимой ценностью. Почему это так – нам предстоит разобраться.

Смерть является отрицательной ценностью, потому что существование смерти не предустановленно Богом, но допускаемо Им. Даже смерть микроба, живущего в моем физическом теле и мешающего ему жить, не будет являться для меня положительной ценностью, несмотря на то, что смерть микроба влечет оздоровление моего тела. Самим Творцом было допущено существование этого микроба, жизнь которого расценивается нами как никчемная и паразитическая, но Творцом предустановлен иной смысл жизни этого паразита. Выздоровление моего физического тела, произошедшего по причине смерти микроба, убитого мною, не может быть благом для меня, т.к. не может существовать добра происшедшего из зла. Благом для меня было бы выздоровление организма, происшедшего не за счет убийства микроба, а за счет укрепления своих собственных внутренних сил организма. И если бы это укрепление повлекло за собой смерть микроба, то это означало бы, что Творцу угодно мое существование на земле, а не существование этого микроба. Иными словами, Бог предпочел мое существование, а не существование микроба в моем теле и это предпочтение повлекло смерть микроба. Из подобного рода размышлений, следует вывод о том, что вся медицина, построенная на методе оздоровления организма за счет убийства другого организма, не имеет право на существование в глазах Творца.

В отличие от смерти, смыслом существования жизни никогда не являлось уничтожение своего антипода, т.е. смерти. Это связано с тем, что согласно Торе и другим священным текстам, на земле было время, когда смерти не было. Поэтому у жизни не могло иметься смысла в противостоянии и уничтожении смерти, т.к. смерти не было. Даже тогда, когда смерть появилась на земле, смысл жизни не изменился. Предназначением всего живого, согласно таким эзотерическим традициям, как Каббала, йога и суфизм, было пребывание в абсолютной полноте бытия, что характеризовалось абсолютной слиянностью твари со своим Творцом. Жизнь сама по себе является положительной ценностью, т.к. все живое произошло от Творца, а, следовательно, имеет смысл своего существования – смысл, предустановленный самим Творцом нашего мира, для всякой живой твари в этом мире. Поэтому, даже тогда, когда моя собственная жизнь, переполненная злом, окружающим меня и направленным на подавление и устранение существования меня самого, и кажущаяся мне кромешным адом, - даже в этом случае моя жизнь, как и жизнь всего окружающего меня, будет иметь положительную ценность. Всякая жизнь, будь это жизнь палача или жизнь жертвы этого палача, будет иметь положительную ценность всегда и везде на нашей земле, потому что так предустановленно Творцом этих жизней. Но вот в зависимости оттого, что субъект жизни творит со своей жизнью, Творец взыщет с каждой твари в соответствии с ее собственной жизнью.

Смерть является также материальной ценностью, т.к. ее существование затрагивает лишь качество жизни самых грубых тел человека – физического, эфирного, астрального и ментального. Сама физиология смерти, как мы это узнаем в последующих главах, связана с деятельностью гена смерти, работающего на физическом уровне и приводящего каждое живое физическое тело к такому физиологическому процессу, как старение.

Жизнь, в отличие от смерти, является духовной ценностью, т.к. сам феномен жизни есть не что иное, как функция духа. Эта функция определяет существование как нашего физического, так и тонких тел. Прекращение действия этой функции в том или ином энергетическом теле человека проводит к структурному распаду этого тела и его смерти.

Жизнь, в отличие от смерти, является необходимой ценностью для человека. Ведь без феномена жизни на земле не было бы возможности для существования самого человека.

1. Онтологическое и аксиологическое содержание жизни.
2. Категории человеческого бытия: счастье, вера, жизнь,
любовь, смерть.
3. Сущность жизни. Человек, его смертность и бессмертие.
4.
Проблема смысла жизни в истории философии:
фатализм, гедонизм, волюнтаризм, функционализм.
5.Смысл жизни как основная категория казахской
философии. Любовь в традиции фалсафа

Онтологическое и аксиологическое содержание жизни.
В философской антропологии с проблемой времени связаны проблема
жизни, смерти, чувство принадлежности к вечности, смысла человеческой
жизни.
Никакие частные или комплексные исследования феномена жизни не
решают проблемы, если они не обретут принципиально иную концептуальную
базу, позволяющую выйти на более широкий мировоззренческий уровень
охвата феномена жизни как основополагающего факта бытия и соотнести его с
такими категориями, как космос, реальность, культура.

Категории человеческого бытия: счастье, вера, жизнь,
любовь, смерть.
Счастье – понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное,
самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная
цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры
счастье многоаспектно.
Философско-этический анализ счастья включает различение двух компонентов:
1. того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной
активности (добродетели).
2. того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями
(обстоятельствами, судьбой).
В чем заключается совершенство человека, ведущее его к счастю? Моральное
совершенство и нравственные (этические) добродетели.

В христианстве любовь превратилась в бескорыстную добродетель,
связанную с верой и надеждой.
Суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока
(средневековье). Так, в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в
духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в
сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей
духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу.
Возрождение: попытки вернуть эротической любви ее права,
притесненные божественным авторитетом. Стремление к получению
наслаждений, названных проявлениями человеческой природы.

Смысл жизни – данное понятие имеется в любой
развитой мировоззренческой
системе, оправдывая и
истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и
ценности,
демонстрируя
цели,
оправдывающие
предписываемую ими деятельность.

Прагматизм мы должны искать полезное понимание жизни.
Марксизм – смысл в борьбе за свободу (деятельностный подход).

Сущность жизни. Человек, его смертность и бессмертие
В мировоззрении Коркыт-ата ярко выражена
идея бессмертия. Оно заключается в
творчестве человека.
Кобыз Молыкбая Байсакулы.
Музей Ильяса Жансугурова, г. Талдыкорган

Проблема смысла жизни в истории философии: фатализм,
гедонизм, волюнтаризм, функционализм.
Гедонизм – удовольствие - это высшее благо и смысл жизни (Эпикур и его школа).
Фатализм - вера в то, что над людьми властвует судьба или рок – это:
Эвдемонизм – смысл жизни связывается с счастьем. Аристотель – счастье в
осуществлении сущности (души) человека. Счастье в мышлении и познании, в духовном,
а не материальном, телесном.
Киники – добродетель (счастье) быть независимым, довольствоваться малым. (Диоген
Синопский, Антисфен).
Стоики – цель человеческих устремлений должна быть нравственность, которая
невозможна без истинного познания. Добродетель – жить в гармонии, согласии с
природой и Логосом. Невозмутимость и спокойствие – идеал стоиков. (Сенека)
Волюнтаризм - философское направление, считающее высшим принципом бытия волю.
Артур Шопенгауэр: мировая воля несет человеку боль и страдание (воля к жизни).
Фридрих Ницше: воля к власти

По Шакариму, смысложизненными ориентирами для человека
должны быть честный труд, искреннее сердце, совестливый разум
Для Абая Аллах отождествлялся с любовью, разумом, добром и
справедливостью. Эти всеобщие принципы этики должны быть
положены в основу жизни людей и привести общество к разумному
устройству.

Своеобразие современной постановки философской проблемы жизни связано как с осознанием ее хрупкости и беззащитности перед реалиями меняющегося мира, порождающего новые войны и экологические трагедии, так и с пониманием возможности ее многократного возвеличения и совершенствования посредством развития науки и биотехнологии. Однако статус жизни в моральном и правовом аспектах во многом остается неопределенным, что и вызывает бесчисленные споры и дискуссии о правомерности и допустимости тех или иных научных проектов, связанных со здоровьем и самим существованием человека. Кризис безоценочной науки, стремящейся к открытию объективной истины о природе вещей и явлений, наиболее остро обнаружился с середины XX века, когда результаты фундаментальных исследований в области физики, химии, генетики, кибернетики привели к открытиям, способным уничтожить цивилизацию и жизнь на планете. Дальнейшая эволюция знаний должна быть, вероятно, связана не только со стремлением внести разумное начало в природу, но и с привнесением нравственного основания в саму науку. В этой связи перед исследователями возникают проблемы ценностного анализа не только социальных, но и гносеологических процессов, а также пристального изучения ценностей индивидуального и общественного бытия как ориентиров жизнедеятельности цивилизации. Одной из важнейших среди проблем, подлежащих ценностной рефлексии, является проблема жизни как онтологического основания духовной и социальной реальности.

С другой стороны, безысходность и обесценение жизни как результаты осмысления неизбежного трагического финала могут быть преодолены, по мнению многих мыслителей, только через понимание жизни как единого непрерывного потока. Этот поток может быть понят как жизнь рода или цепь перерождений, но в каждом из случаев он не умаляет ценности индивидуального бытия, а позволяет оценить его как имеющее вневременное, всеобщее значение и смысл.

Противоречивое понимание сущности жизни личности как природно-социального феномена стало причиной многочисленных разногласий и споров о ее цели и ценности среди мыслителей последнего столетия. Но, несмотря на критику ценностного статуса жизни со стороны мистических, экзистенциальных и иных теорий, идея о том, что жизнь оказывается тем всеобщим, что обуславливает и объединяет все прочие ценности в единый комплекс, тем не менее сохранила свою значимость и актуальность. Основания для этого, по нашему мнению, могут исходить из следующих суждений:

3. Жизнь есть единство потенциального и реального, небытия и бытия, возможности и творчества. Главным достижением экзистенциализма, вероятно, можно считать понимание жизни и сущности индивида как проекта и состояния постоянного качественного выбора. С этих позиций понимание жизни обусловлено не только способностями, задатками, условиями и влияниями внешней среды, но и действиями самого субъекта, которые способствуют исполненности, раскрытию и созданию некой новой субъективной реальности. Непрерывный до мгновения смерти процесс становления и осуществления того, что не обладало бытием – это и сама жизнь, и ее творческая сущность. Живое каждое мгновение порождает все новые формы существования, связанные не только с внутренней реальностью, но и переносом ее во внешний мир. Жизнь становится каналом, идущим от небытия к бытию, где созданные и отчужденные объекты способны к независимости от факта смерти самого субъекта. Духовное творчество – высшая часть этого процесса, где происходит создание не только форм и явлений, но и знаков, значений, смыслов, истолкований. Но актуализация может оказаться далеко не полной, что наделяет особой ценностью не только сами результаты и творческие акты, но и не проявленное изначальное состояние жизни как потенции. Ценность потенциального, не проявленного, сокрытого особенно характерна для даосского миропонимания, в то время как для западного типа философствования свойственно оценивание феноменов, исходя из результатов выбора, осуществленного в направлении добродетели. Но в каждом из случаев ценность жизни выступает первичной и обуславливает последующие ряды в системе значений, будь то просветление или творческий прорыв к вечному.

Освобождение духовного есть результат развития личности, осуществляемого не вопреки жизни, а продолжении ее в новом качестве. Жизнь становится пересечением, единством миров и качеств, имеющих самостоятельную ценность и подчиненных различным целям. Выбор человека происходит каждое мгновение, он может обнаружить как пропасть между этими мирами и стать причиной трагического миропонимания, либо осуществить гармонию между ними и стать основой высшей радости. Жизнь выступает основанием для духовного поиска, соединяя в себе индивидуальную реальность и реальность внешнего мира, возможность гармонии и возможность свободы.

Анализ приведенных суждений дает возможность заключить, что жизнь выступает не только первичной ценностью индивидуального бытия, но и тем единым, которое позволяет дать оценку всем иным феноменам и качествам. Но само оценивание жизни происходит, отталкиваясь от субъективных переживаний и потребностей, а потому может иметь и различный статус. В природе происходит не только развитие самой жизни и ее форм, но и эволюция оценивания жизни, связанная со способностью сознания к трансцендированию, выходу на уровень общего и всеобщего. В наиболее обобщенном виде процесс развития понимания жизни как ценности проходит по следующим ступеням:

1. Инстинктивное чувство самосохранения и самоутверждения.

2. Рациональное осмысление жизни как уникального и конечного во времени феномена, требующего заботы.

3. Иррациональный поиск возможности продолжения жизни в иных качествах и формах.

4. Постижение жизни как целого, большего, чем его части: биологические процессы, интеллектуальное познание, духовное видение.

Несмотря на то, что жизнь присуща всем субъектам ценности, ценность самой жизни, как видно, может быть интерпретирована различным образом. Но столь многообразные подходы к определению ее значимости и смысла свидетельствуют, с одной стороны, о предельно высоком интересе к ней, как единственно данной реальности, позволяющий мыслить все прочие сферы бытия и небытия, и с другой – о том, что сравнение ее с чем-либо иным не представляется возможным. Жизнь не может быть оценена, соизмерена с чем либо аналогичным и, следовательно, она бесценна, что, по сути, означает предел оценки.

Смерть есть некое непременное условие жизни, которое есть не столько показатель победы сил зла, сколько – возможность для глубокого наполнения жизни. Ценность жизни, таким образом, становится более полной через переживание и осмысление смерти. Результатом этого может стать любовь к жизни, которая есть важнейшее условие для любви к жизни другого, также, идущего к смерти. Пренебрежение к жизни становится основанием для пренебрежения в отношении к другому, к его настоящему, неповторимому существованию. В этом, вероятно, и состоит глубочайший аксиологический смысл смерти, осознание которого позволяет увидеть жизнь как высшую ценность бытия. Смерть выступает не столько ценностной альтернативой жизни, сколько важнейшим условием исключительно высокого ее оценивания и понимания.

Начало XXI века поставило человечество перед проблемой возможности преодоления единичности и уникальности жизни посредством клонирования. С одной стороны, это свидетельствует о высокой оценке биологической жизни, приумножение которой видится наукой как высшее благо. С другой – способно стать основанием небрежного отношения к жизни и бессмысленности использования телесности, которая может быть механически замененной и почти бессмертной. Ценность жизни, не существующая вне ценности ее смысла, должна стать не только заботой рациональной науки как высшей активности, но и философского и духовного знания, созерцательность которого может привести к окончательной утрате нравственного основания современного общества потребления. Философский идеал молчания тех, кто знает, в реалиях современных техногенных и биогенных открытий уже не является высшей мудростью по отношению к тем судьбам, которые искалечены сегодня еще только потенциально и зависят от развития человеческого гения и уровня его нравственного совершенствования.

[1] Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909. С. 3.

[3] Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996. С. 19.

[4] Трельч Э. Историцизм и его проблемы / Пер. с нем. М., 1994. С. 171.

[5] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 340.

[6] Шелер М. Формализм в этике // Избранные произведения. М., 1994. С. 314.

[7] Хайдегтер М. Время и бытие // Разговор на проселочной дороге. М, 1991. С. 93.

[8] Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Пер. с франц. СПб., 1998. С. 77.

[10] Риккерт Г. Философия жизни. Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. С. 238.

[11] См.: Риккерт Г. Философия жизни. Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. С. 238. Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 141.

[12] О. Murelius. Ethics and Psychology. American Journal of Psychotherapy 12:641, 1958. I. Knikerbocker. Leadership A Conception and some Implications. Journal of Social Issues 4:23. 1948. Ch Buhler. Theoretical Observations About Lifes Basic Tendencies. American Journal of Psychotherapy 13: 561, 1959.

[13] Maslow A. N. Motivation and Personality. New York: Harper & Row, Publishers, 1954. Р. 367.

[15] См.: Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1998.

[16] Франкл В. Воля к смыслу. М., 2000. С. 247.

[17] Трубников Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни // Трубников Н. Н. О смысле жизни и смерти. М., 1996. С. 66.

Особенность философских проблем это то, что они мировоззренческие. Они принципиально не могут быть исчерпаны, окончательно решены. Все философские проблемы в том или ином аспекте раскрывают связь человека с миром его бытия.

Философских направлений и школ очень много, и никакой единой общепринятой или общеобязательной классификации философских проблем и систематизации основных философских понятий не существует. Вместе с тем можно попытаться сгруппировать философские проблемы так, чтобы обеспечить максимальный учёт разных философских мировоззренческих позиций.

Проблема – это важный вопрос, настоятельно требующий исследования или решения. Первой, прежде всего в историческом плане, ибо она действительно была поставлена первой в древнегреческой философии, является онтологическая проблема, т.е. вопрос о том, каков мир по своей сути, что является подлинным, основополагающим бытием. Вторая философская проблема – это антропологическая проблема, т.е. что такое человек, какова его сущность и как она соотносится с его существованием. Отношение человека и мира двояко. Оно может быть практическим, когда осуществляются определённые действия и результатом их выступают изменения во внешнем мире нашего бытия либо духовным, в результате которого меняется внутренний мир человека. В свою очередь, рассматривая духовное отношение человека к миру, следует учесть, что человеческое сознание выполняет две основные функции – познавательную и ценностно-ориентационную. В результате выполнения познавательных действий мы обогащаемся новыми знаниями. Ценностно-ориентационная (регулятивная) деятельность связана с определением основополагающих жизненных ориентиров, ценностно-целевых установок, направляющих человеческую жизненную активность (либо, наоборот, побуждающих к выбору пассивной жизненной позиции).

В качестве третьей мы выделим праксеологическую проблему, связанную с раскрытием основных черт деятельно-практического отношения людей к природным и социальным условиям их бытия.

Четвёртой будет гносеологическая проблема, связанная с решением вопросов о познаваемости мира и о способах достижения надёжного, достоверного знания.

Пятой выступает аксиологическая проблема. Аксиология – это учение о ценностях человеческого бытия.

Состав данных философских проблем образует замкнутую цепочку. В истории философии эти проблемы выдвинулись и стали разрабатываться не одновременно. В русле европейской философской традиции первой выдвинулась онтологическая проблема. Далее, по идее, должна была возникнуть антропологическая проблема, но антропология долгое время не выделялась из онтологии. Вскоре обострился вопрос о познании, т.е. гносеологическая проблема. Сразу же активизируются аксиологическая и антропологическая проблемы.

В разное время разные философские проблемы становились доминирующими. Это доминирование оставляло след в виде развитого понятийного аппарата.

В своё время философия была служанкой богословия. Это была вынужденная мера. В недавнем прошлом философию считали служанкой науки. Философия должна служить возвышению человека. Призвание всей философии – быть философией образования.

Особенность философских проблем это то, что они мировоззренческие. Они принципиально не могут быть исчерпаны, окончательно решены. Все философские проблемы в том или ином аспекте раскрывают связь человека с миром его бытия.

Философских направлений и школ очень много, и никакой единой общепринятой или общеобязательной классификации философских проблем и систематизации основных философских понятий не существует. Вместе с тем можно попытаться сгруппировать философские проблемы так, чтобы обеспечить максимальный учёт разных философских мировоззренческих позиций.

Проблема – это важный вопрос, настоятельно требующий исследования или решения. Первой, прежде всего в историческом плане, ибо она действительно была поставлена первой в древнегреческой философии, является онтологическая проблема, т.е. вопрос о том, каков мир по своей сути, что является подлинным, основополагающим бытием. Вторая философская проблема – это антропологическая проблема, т.е. что такое человек, какова его сущность и как она соотносится с его существованием. Отношение человека и мира двояко. Оно может быть практическим, когда осуществляются определённые действия и результатом их выступают изменения во внешнем мире нашего бытия либо духовным, в результате которого меняется внутренний мир человека. В свою очередь, рассматривая духовное отношение человека к миру, следует учесть, что человеческое сознание выполняет две основные функции – познавательную и ценностно-ориентационную. В результате выполнения познавательных действий мы обогащаемся новыми знаниями. Ценностно-ориентационная (регулятивная) деятельность связана с определением основополагающих жизненных ориентиров, ценностно-целевых установок, направляющих человеческую жизненную активность (либо, наоборот, побуждающих к выбору пассивной жизненной позиции).




В качестве третьей мы выделим праксеологическую проблему, связанную с раскрытием основных черт деятельно-практического отношения людей к природным и социальным условиям их бытия.

Четвёртой будет гносеологическая проблема, связанная с решением вопросов о познаваемости мира и о способах достижения надёжного, достоверного знания.

Пятой выступает аксиологическая проблема. Аксиология – это учение о ценностях человеческого бытия.

Состав данных философских проблем образует замкнутую цепочку. В истории философии эти проблемы выдвинулись и стали разрабатываться не одновременно. В русле европейской философской традиции первой выдвинулась онтологическая проблема. Далее, по идее, должна была возникнуть антропологическая проблема, но антропология долгое время не выделялась из онтологии. Вскоре обострился вопрос о познании, т.е. гносеологическая проблема. Сразу же активизируются аксиологическая и антропологическая проблемы.

В разное время разные философские проблемы становились доминирующими. Это доминирование оставляло след в виде развитого понятийного аппарата.

В своё время философия была служанкой богословия. Это была вынужденная мера. В недавнем прошлом философию считали служанкой науки. Философия должна служить возвышению человека. Призвание всей философии – быть философией образования.

Григорий Нисский – родоначальник антропологии. Его учение о человеке рассматривает само устроение индивида на уровне первоэлементов; в аспекте теории познания, а также с точки зрения механики, медицины и психологии.

Антропология Григория Нисского сравнивает человека с образом Божьим: с точки зрения общих вопросов бытия, а также в его отношении к бытию тварного мира и божественному бытию.

Все творческое наследие Нисского – все его труды, можно условно разделить на три группы:

Онтологический аспект

Главным в произведении выступает человек. Антропология тесно граничит с онтологией, которая представляет собой целостный образ бытия и сущего. Бытие, как и общая картина вселенной, рассматриваются с точки зрения взглядов Аристотеля. Автор подчеркивает ограниченность тварного мира, состоящего всего из четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха.

Также автор говорит, что и сам человек, как часть материального мира состоит из этих четырех элементов. Но автор подчеркивает, что человек создан именно по образу и подобию Божьему, в чем просматривается идея теоцентризма.

Нисский акцентирует внимание на том, что человек, как часть окружающего мира, часть природы, имеет ту же физиологию, что и многие живые существа.

Тварный мир, по мнению Нисского, материален, но также и состоит из энергий. Нисский противопоставляет две противоположно направленные энергии – земля и небо. А тварь, находящаяся посередине, между этими разнонаправленными энергиями, совмещает в себе обе эти энергии, являясь неким посредником между этими крайностями.

Готовые работы на аналогичную тему

Картина мира по Нисскому представлена единением Бога, человека и тварного мира. Но так как тварный мир лишен свободы воли, то прийти к спасению, преобразиться, он может только при посредничестве человека. Так онтология Нисского плавно перетекает в онтологию спасения.

Средневековому пониманию бытия, Нисский добавляет свои размышления и умозаключения, в результате чего возникают некоторые онтологические новации.

Открытия Григория Нисского в сфере онтологии:

Таким образом, онтология Григория Нисского рассматривает бытие, мир как систему взаимосвязанных элементов: Бога, тварного мира и человека. При этом, Нисский пропагандирует идею спасения и утверждает об историчности возникновения мира из ничего, мира, который живет по божественным и природным законам бытия.

Григорий Нисский рассматривает устроение человека с точки зрения общих вопросов бытия, в его отношении к божественному бытию и бытию тварного мира, в аспекте смысла жизни человека. Онтология Нисского выражается в идеях учения об общих и частных законах творения, учения об апокатастасисе, определении сущности человека как образа Божия. То есть здесь можно говорить о теории трихотомии – синтезе материализма и идеализма, поэтому Нисского нельзя причислить лишь к одному из этих направлений.

Гносеологический аспект

Гносеология также играет немалую роль в произведении Нисского. Нисский утверждает, что только истинный процесс познания может привести человека к Богу, к мысли о том, что человек создан по его подобию.

Автор утверждает, что процесс познания Бога возможен только благодарю познанию человеком самого себя. Нисский связывает антропологию с гносеологией, доказывая взаимосвязь физиологического строения тела человека и процесс познания.

Основные новации Нисского в сфере гносеологии:

Таким образом, гносеология Григория Нисского направлена прежде всего на познание Бога человеком через познание себя самого как части Божественного мира и твари, созданной по подобию Божьему.

Аксиологический аспект

Аксиологический аспект произведения Нисского направлен на понимание ценности Божественного влияния на тварный мир. Так как человек является подобием Божьим, он тоже в какой-то мере ценен и важен.

Главной ценностью существования человека, по Нисскому, является стремление постичь непостижимого Бога, постичь свою душу, ведь душа является самым важным для человека.

Можно добавить, что произведение Нисского явилось своеобразным прорывом в христианской теории медицины. Не смотря на ярко выраженный антропологический характер произведения, нельзя не отметить его вклад в сферу космологии, теоцентризма, а также в развитие и формирование восточно-христианского канона и становление символического реализма.

Читайте также: