Становление права международной ответственности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одним из основополагающих принципов в современном международном праве является принцип суверенного равенства государств. Руководствуясь данным принципом, государства участвуют во взаимных отношениях и в многостороннем международном общении, обладая суверенитетом как политико-правовым свойством, выражающим верховенство каждого из них внутри страны и его независимость во внешних делах.38!> тоже время указанный принцип не является признаком отсутствия взаимодействия и взаимозависимости государств, поскольку ни одно государство не может существовать и развиваться в изоляции от всего мирового сообщества.

Данный принцип позволяет государству осуществлять любые действия, не противоречащие установленным принципам и нормам международного права. Если же государство не выполняет или нарушает свои обязательства, вытекающие из норм международного права, вполне закономерно встает вопрос об его ответственности перед отдельными государствами или мировым сообществом в целом.

Международно-правовая ответственность — один из старейших институтов международного права, сложившийся на базе обычно-правовых норм. Но тот институт — классического международного права — отличен от института, сформировавшегося в современном мире39. В прошлом ответственность главным образом сводилась к обязанности государства возместить ущерб, причиненный личности или имуществу иностранцев.

Применение норм международно-правовой ответственности приводит к возникновению нового международного правового отношения, которое порождает, с одной стороны, обязанность государства-правонарушителя прекратить неправомерные действия, восстановить нарушенное право пострадавшего государства, возместить причиненный ущерб или подвергнуться санкциям, а с другой стороны — право пострадавшей стороны требовать от государства-правонарушителя выполнения этих обязанностей и получить соответствующее возмещение и удовлетворение40.

В недавнем прошлом институт ответственности, наряду с обычаем, включал и статьи в отдельных договорах, а кроме того, предпринимались попытки кодифицировать общие нормы ответственности в международном праве.

Процесс кодификации норм ответственности в современном международном праве прошел долгий нелегкий путь и в настоящее время еще незавершен, прежде всего, это связано с деятельностью Комиссии международного права ООН (далее — Комиссия).

На своей 1-й сессии, проведенной в 1949 г., Комиссия определила список из четырнадцати вопросов, касающихся кодификации норм. Здесь впервые был включен вопрос об ответственности в международном праве.

Приступив к разработке вопросов, касающихся международной ответственности, Комиссия столкнулась с рядом проблем. Одна из них состояла в том, каким образом проводить кодификацию: начать ли ее с совокупности норм об ответственности государств как общей и независимой темы, или же с рассмотрения некоторых определенных вопросов международного права, например положения иностранцев, пытаясь одновременно в рамках данной программы кодифицировать нормы, из-за нарушения которых возникает международная ответственность, и нормы об ответственности в узком смысле слова.

В январе 1963 г. на своей сессии Подкомитет по вопросу об ответственности государств, созданный в 1962 г. Комиссией международного права и состоящий из 10 членов, единогласно решил рекомендовать Комиссии, чтобы она в целях кодификации рассматриваемых норм отдала приоритет проблеме определения общих норм о международной ответственности государств. Специальным докладчиком по этой теме был назначен профессор Роберто Аго.

В резолюции Генеральной Ассамблеи 2272 (XXII) от 1 декабря 1967 г. была высказана рекомендация Комиссии международного права ускорить изучение вопроса об ответственности государств. На XXIII сессии Генеральной Ассамблеей была утверждена резолюция 2400 (XXIII) от 11 декабря 1968 г., в которой Комиссии международного права рекомендовалось приложить все усилия к тому, чтобы начать на своей следующей сессии работу по существу вопроса об ответственности государств, принимая во внимание мнения и соображения, на которые указывалось в резолюциях 1765 (XVII) и 1902 (XVIII) Генеральной Ассамблеи.

Первый доклад Р.

Р. Аго напомнил, что в конце обсуждения его первого доклада, Комиссия решила ограничить изучение вопроса международно-правовой ответственности вопросами ответственности государства с тем, чтобы для ясности ответственность других субъектов международного права изучить после42. В соответствии с общим понятием международного правонарушения, которое охватывает весь комплекс правовых отношений, могущих возникнуть при совершении каким- либо государством международного правонарушения, Комиссия выработала метод исследования данной проблематики. Однако ряд членов, в том числе и специальный докладчик, высказались за то, чтобы этот аспект проблемы изучался отдельно, либо после завершения исследования вопроса об ответственности за правонарушения, либо параллельно с ним.

Исследование данных вопросов было продолжено и завершено в четвертом докладе Специального докладчика, представленном в 1972 г. на 24-й сессии Комиссии. В частности, в докладе рассматривалась особо сложная проблема присвоения государству действия его органов в случаях ultra vires, а также присвоеш!я государству как субъекту международного права действия или бездействия отдельных лиц, выступающих в своем качестве или от имени национально- освободительных движений.

Седьмой доклад, сделанный в 1978 г., завершил работу по рассмотрению главы о нарушении международного обязательства. В данном докладе уделялось внимание вопросам, относящимся к нарушению международных обязательств по предотвращению события, времени нарушения международного обязательства, причастности одного государства к противоправному деянию другого государства. В восьмом докладе Аго были изложены обстоятельства, исключающие противоправность.

Часть вторая - содержание, формы и объем международной ответственности. Следует определить условия ведущие к возникновению обязательств по возмещению нанесенного ущерба государством, совершившим противоправное деяние, и когда данное государство признается объектом применения санкций. Аспекты, связанные с различиями между правонарушениями государства, которому был причинен непосредственный ущерб, с государством-виновником и правоотношения последнего по данному поводу с другими государствами или международным сообществом в целом, также были исследованы. Необходимым представляется осветить вопросы, касающиеся конкретных видов ответственности, критериев определения репарации, типов и форм санкций.

На своей 31-й сессии в 1979 г. специальным докладчиком по этой теме был назначен Биллем Рифаген. Им было сделано семь докладов в период с 1980 по 1986 гг., которые были посвящены содержанию, формам и объему международной ответственности (ч.2 и 3 проекта Статей об ответственности государств).

В 1987 г. Специальным докладчиком стал Гаэтано Аранджио - Руис, который с 1988 по 1996 г. сделал восемь докладов.

Необходимо обратить внимание на то, что названный проект Статей касается ответственности только государств и только за международные правонарушения. Важно и то, что указанный проект устанавливает нормы, регулирующие ответственность, не затрагивает норм, возлагающих на государства обязательства, нарушение которых влечет за собой ответственность. Данным проектом была поставлена цель кодифицировать нормы, регулирующие ответственность государств не за конкретные категории деяний, а ответственность государств за международно- противоправное деяние в целом.

Исходя, из этого можно сказать, что данный проект Статей относительно общих норм международной ответственности государств за международно-противоправное деяние, регулируют всю совокупность новых правоотношений, могущих возникнуть в результате международно- противоправного деяния государства, независимо от конкретной сферы, к которой относится нарушенная таким деянием норма,

В декабре 1996 года Генеральный Секретарь ООН в соответствии с резолюцией 51/160 Генеральной Ассамблеи передал правительствам государств международного сообщества просьбу о представлении своих мнений и замечаний по данному проекту Статей об ответственности.

3 июля 1997 г. Комиссией назначен новый Специальный докладчик Дж. Кроу форд, который в 1998 — 2000 гг. предоставил три доклада, подготовленных с учетом замечаний правительств.

Итак, настоящий проект состоит из четырех основных частей: Часть первая — международно-противоправное деяние государства; Часть вторая — содержание международно-правовой ответственности; Часть третья — имплементация международной ответственности государства; Часть четвертая — общие положения.

Еще при обсуждения третьего доклада Р. Аго члены комиссии выразили свое согласие с тем, что объективным элементом правонарушения является нарушение права, а субъективным — противоправное поведение государства, выразившееся в действии или бездействии. В теории международного права случаи наступления международной ответственности в результате бездействия государства более многочисленны, чем случаи международно-правовой ответственности, которая основывается на противоправном действии государства.

Весьма существенным вопросом, рассмотренным Комиссией, является вопрос о том, достаточно ли наличия субъективных и объективных элементов правонарушения для того, чтобы констатировать нарушение государством международного обязательства. С этой точки зрения Комиссией был рассмотрен вопрос о необходимости введения третьего условия — наступление в результате поведения государства определенного внешнего события. Однако Комиссия пришла к выводу, что до тех пор, пока в результате поведения государства не произошло нарушение его международного обязательства, то налицо нет международного правонарушения, иначе говоря, наступление внешнего события может явиться одним из условий нарушения международного обязательства, но не новым элементом, который необходим в дополнение к этому нарушению с тем, чтобы было налицо противоправное действие45. Также Комиссия уделила внимание вопросу установления наличия в каждом конкретном случае третьего элемента — ущерба, который в результате определенного поведения государства был нанесен потерпевшему субъекту международного права.

поведение органов административно-территориальных подразделений государства, органов, не принадлежащих к официальной структуре государства или указанным выше органам, но в соответствии с внутренним правом уполномоченных осуществлять определенные прерогативы государственной власти; аналогичное поведение в том случае, когда упомянутые органы превысили свои полномочия, установленные для них внутренним правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности; •

поведение лица или группы лиц, фактически действовавших от имени государства или фактически осуществлявших определенные прерогативы государственной власти; •

поведение органа другого государства или международной организации, осуществляющего определенные прерогативы государственной власти государства, на территории которого находится.

Поведение органов государства или международной организации, действующих на территории другого государства, не считается деянием этого другого государства.

Под указанное правило подпадает также поведение органов повстанческого движения, утвердившегося на территории данного государства (ст. 10). В случае, когда повстанческое движение становится новым правительством государства, или в результате его деятельности возникает новое государство в части территории существовавшего ранее государства, его поведение должно рассматриваться в качестве деяния этого нового государства (ст. 10-11).

Если предметом регулирования гл. II является такой элемент международно-противоправного деяния, как поведение государства и (или) его органов, то гл. III посвящена нарушению международно-правового обязательства. Ст. 12 и 13 устанавливают, что нарушение международного обязательства — это деяние государства, не соответствующее требуемому от него международным обязательством поведению, причем независимо от природы обязательства (обычной или договорной). Та же самая природа международного обязательства не влияет на международную ответственность государства, вытекающую из его противоправного деяния.

Международным преступлением признается международно- противоправное деяние государства, которое вытекает из нарушения им международного обязательства и которое всем международным сообществом расценивается как преступление. В данном случае имеются в виду международные обязательства, представляющие особо важное значение для обеспечения жизненно важных интересов всего международного сообщества. Согласно ст. 19 к ним относятся: обязательство, запрещающее агрессию; обязательство, запрещающее установление или сохранение силой колониального господства; обязательство запрещающее рабство, геноцид, апартеид; обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы и морей. И соответственно нарушение перечисленных обязательств считается международным преступлением. Всякое иное международно-противоправное деяние является международным правонарушением.

Глава IV затрагивает проблему ответственности одного государства в связи с деянием другого государства. Статья 16 предусматривает, что в случае оказания помощи или содействия одного государству другому в целях совершения международно-противоправного деяния последним, действия первого государства расцениваются как международно-противоправное деяние, если данное государство делает это сознательно, а также если деяние явилось бы международно-противоправным в случае его совершения данным государством.

Статья 17 посвящена ответственности государства за осуществление руководства и контроля в совершении международно-противоправного деяния. В соответствии с данной статьей государство, которое руководит другом государством, несет ответственность за международно- противоправное деяние этого государства, если данное государство делает это, зная об обстоятельствах международно-противоправного деяния, и если деяние явилось бы международно-противоправным в случае его совершения данным государством.

Содержанию, формам и степени международной ответственности посвящена часть вторая проекта Статей. В данной части устанавливаются юридические последствия международно-противоправных действий государств (ст. 28). Однако, если юридические последствия предусмотрены другими международными актами, непосредственно касающимися определенного деяния, данные положения применяться не будут. Все те последствия международно-противоправных деяний, которые отсутствуют в этой Части, регулируются нормами обычного международного права.

В главе II Части второй определены права потерпевшего государства (под ним понимает любое государство, право которого было нарушено международно-противоправным деянием другого государства) и обязательства государств, совершивших международно-противоправное деяние.

В соответствии с проектом Статей потерпевшее государство имеет право получить от совершившего международно-противоправное деяние государства: реституцию (ст. 35), компенсацию (ст. 36), сатисфакцию (ст. 37).

Потерпевшее государство имеет право также на получение заверений и гарантий недопущения противоправных деяний в отношении себя.

Кроме того, потерпевшее государство может не соблюдать своих обязательств, касающихся государства, которое совершило в отношении первого международно-противоправное деяние, до тех пор, пока последнее не выполнит перечисленных выше обязательств. Это так называемые контрмеры, которым посвящена глава II части третьей проекта. Контрмерами нс могут считаться угроза силы или ее применение; политическое либо экономическое принуждение, угрожающее территориальной целостности или независимости совершившего международно-противоправное деяние государства; нарушение неприкосновенности дипломатических или консульских агентов, архивов, документов; ущемление основных прав человека; нарушение императивных норм общего международного права.

Глава III части второй рассматривает серьезные нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права.

Часть третья проекта Статей говорит об имплементации международной ответственности государства. Глава I посвящена вопросу призвания к ответственности потерпевшим государством (ст. 42-48).

Часть четвертая содержит общие положения, в которых говорится, что применяемые нормы международного права продолжают определять вопросы ответственности государства за международно-противоправное деяния в той мере, в какой они не регулируются данными статьями.

Такова общая структура проекта Статей об ответственности, принятого 12 декабря 2001 года Резолюцией 56-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН по докладам Шестого комитета.

Кроме вопроса ответственности государств Комиссия занимается разработкой норм международной ответственности международных организаций. Так, в 2002 г. Комиссией был одобрен доклад, представленный рабочей группой по ответственности международных организаций. Но поскольку международные организации сравнительно недавно стали активно выступать в международных отношениях, проблема их ответственности как субъектов международного права находится только на стадии разработки. Доклад наметил направление для будущей работы Комиссии международного права.

Процесс кодификации норм об ответственности не закончен, он продолжается. Еще не достигнуты соглашения по некоторым основополагающим вопросам. Однако, на наш взгляд, сам этот процесс, активность государств и их заинтересованность в его функционировании показывают, что международное сообщество осознает всю необходимость и важность проделанной работы. Ведь главным назначением института ответственности является обеспечение эффективности действия норм международного права.

Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях – на основе чего и за что возникает ответственность.

Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.

Международное правонарушение –деяние (действие или бездействие) субъекта международного права, нарушающее международные договоры или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему международному сообществу материальны либо нематериальный ущерб.[7][7]

Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.[8][8]

Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой – если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.

Юридические основания.Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.

Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решение международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государств (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

Последующие статьи проекта конкретизируют общее правило и устанавливают, что не имеет значения, к какой власти принадлежит орган государства – учредительный, законодательный, исполнительный, судебный или иной, а также какой – международный или внутригосударственный - характер имеют эти функции.

Презумпция, следовательно, такова, что государство несет международную ответственность за действия любых своих органов, независимо от их функций.

Процессуальные основания ответственностипредставляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально регламентирована в международно-правовых актах, в других – ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.[9][9]




Итак, международно-правовая ответственность возникает при необходимых юридических и фактических основаниях – конкретного правового обязательства и наличия правонарушения в действиях субъекта.

Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях – на основе чего и за что возникает ответственность.

Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.

Международное правонарушение –деяние (действие или бездействие) субъекта международного права, нарушающее международные договоры или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему международному сообществу материальны либо нематериальный ущерб.[7][7]

Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.[8][8]

Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой – если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.

Юридические основания.Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.

Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решение международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государств (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

Последующие статьи проекта конкретизируют общее правило и устанавливают, что не имеет значения, к какой власти принадлежит орган государства – учредительный, законодательный, исполнительный, судебный или иной, а также какой – международный или внутригосударственный - характер имеют эти функции.

Презумпция, следовательно, такова, что государство несет международную ответственность за действия любых своих органов, независимо от их функций.

Процессуальные основания ответственностипредставляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально регламентирована в международно-правовых актах, в других – ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.[9][9]

Итак, международно-правовая ответственность возникает при необходимых юридических и фактических основаниях – конкретного правового обязательства и наличия правонарушения в действиях субъекта.

Читайте также: