Начало рыночных отношений и политическая борьба в постсоветской россии 1992 1993 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Шубин Александр Владленович — доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории Российской академии наук.

План лекции

1. Начало радикальной экономической реформы. 2. Обострение политической борьбы. 3. Конституционный кризис. 4. Октябрьские события. 5. Конституция 1993 г.

Аннотация

Вопросы по теме лекции

Литература

Безбородов А., Елисеева Н., Шестаков В. Перестройка и крах СССР. 1985–1993. СПб., 2010. Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. М., 2001. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Потери и обретения в России девяностых. М., 2000. Ельцин — Хасбулатов: Единство, компромисс, борьба. М., 1994. Ельцин Б.Н. Президентский марафон. М., 2000. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. Коржаков А.В. Борис Ельцин: от рассвета до заката. М., 1997. Современная Россия (1985–2010): Хрестоматия по истории. М., 2014. Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации. М., 1993. Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. М., 2001.

Проведение реформ вызвало небывалое нарастание социальной напряженности в обществе. Стачки, голодовки, стихийные манифестации, пикеты и другие формы социального протеста стали повседневным явлением в постсоветской России.

Состоявшийся в апреле 1992 г. VI съезд народных депутатов Российской Федерации впервые открыто и широко выявил разногласия между тремя ветвями власти по вопросу о реформировании государства. В декабре 1992 г., на VII съезде народных депутатов, Ельцин пошел на уступки Верховному Совету. Он согласился назначить премьером правительства В .С .Черномырдина, ранее занимавшего пост вице-премьера и руководившего работой топливно-энергетического комплекса.

Конституционный кризис 1993 г. В Российской Федерации и его итоги.

Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин, Совет Министров — Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть депутатов Верховного Совета — сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство и большая часть депутатов Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти.

Началом политического кризиса можно считать декабрь 1992 года, когда на VII Съезде народных депутатов подспудный конфликт ветвей власти перешел в открытую фазу, а окончанием — декабрь 1993 года, когда была принята и вступила в силу новая Конституция Российской Федерации.

Президент Ельцин 21 сентября 1993 подписал указ о Конституционной реформе, которая предусматривала:

Роспуск Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета

Выборы в новые органы власти

Референдум о новой Конституции

22 сентября Верховный Совет признает указ Президента неконституционным и объявляет президента низложенным. Исполняющим обязанности Президента назначен вице-президент генерал Руцкой

В октябре 1993 политический кризис приобретает открытый характер:

2 октября проходят массовые демонстрации оппозиции (строительство баррикад, столкновения с ОМОНом) и разгон этих демонстраций

Президент объявляет чрезвычайное положение в Москве и вводит войска

4 октября производится артиллерийский обстрел здания Верховного Совета

Руководители сопротивления были арестованы

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Все это стало основой для достижения согласия между представителями властей, политических партий, общественными деятелями, руководителями субъектов Федерации.

Конституционная реформа. Конституционная реформа в России в 1992-1993 гг. была вызвана ликвидацией СССР.

Существовавшая тогда Конституция, несмотря на многочис­ленные поправки, была конституцией республики, входив­шей прежде в состав СССР. После Беловежского соглаше­ния требовалось принять конституцию суверенного, неза­висимого государства.

Реформа проходила в условиях борьбы, обусловленной экономическим курсом сформированного и возглавленного президентом России правительства. Правительство наста­ивало на форсированном переходе к свободной рыночной экономике, частному капитализму.

Это требовало максимальной концентрации власти в руках исполнительной власти и президента. Парламент от­стаивал более мягкий, не шоковый вариант перехода к рын­ку, к государственному капитализму, стремясь контроли­ровать реформу. В конституционном плане борьба велась между двумя вариантами государственного строительства страны — быть ли России президентской или парламентс­кой республикой.

Борьба, как и конституционная реформа, прошла в сво­ем развитии два этапа: 1-й (1992 г.) вылился в борьбу меж­ду парламентом и правительством, 2-й (1993 г.) — между парламентом и президентом. Она закончилась разгромом парламента, ликвидацией советской власти, всенародным голосованием по новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.

Поскольку президент России, став в ноябре 1991 г. по совместительству премьер-министром, прикрыл собой ми­нистров-реформаторов, Верховный Совет решил созвать VI съезд народных депутатов. На съезде намечалось обсудить вопрос об отмене постановления V съезда о наделении пре­зидента особыми полномочиями, в соответствии с которы­ми он единолично, без участия парламента, назначал пра­вительство и руководил им.

Временный компромисс. VI съезд народных депутатов России состоялся в апреле 1992 г. На нем произошло пер­вое острое противостояние законодательной и исполнитель­ной ветвей власти по двум основным вопросам — о ходе эко­номической реформы и о проекте новой Конституции.

В свою очередь, Р. И. Хасбулатов как Председатель Вер­ховного Совета и заместитель председателя Конституцион­ной комиссии заявил, что вопрос о том, президентской или парламентской будет Россия, — второстепенный; главное, чтобы она была демократической. По его докладу съезд одоб­рил проект новой Конституции, созданной на основе кон­цепции парламентско-президентской республики. Парла­мент мог смещать членов правительства, выражать вотум недоверия правительству и президенту.

VI съезд стал своего рода компромиссом между ветвями власти: президент добился одобрения проводимого его пра-



вительством курса реформ, пожертвовав при этом Г. Э. Бур­булисом и С. М. Шахраем (их съезд отстранил с вице-премьерских постов), а парламент укрепил свои политические позиции.

Серьезный отчет правительства о ходе реформы был от­ложен на конец 1992 г. К тому времени истекал срок допол­нительных полномочий президента.

Т. Гайдара от исполнения обязанностей премьера.

Правительство В. С. Черномырдина, однако, в основу своей политики на 1993 г. положило гайдаровские, т.е. мо­нетаристские подходы: укрепление рубля, финансовую ста­билизацию, борьбу с инфляцией.

Вскоре после VII съезда Верховный Совет Российской Федерации во главе с Р. И. Хасбулатовым и председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин объявили предстоя­щий референдум ненужной и опасной затеей. Президент, в свою очередь, заявил, что он не присягал Конституции с поправками, которые разрушили баланс властей и утверди­ли всевластие Советов. Он выразил готовность, в случае про­тиводействия народных депутатов, призвать россиян на ре­ферендум, минуя съезд и Верховный Совет.

В свою очередь, народные депутаты считали, что они тоже всенародно избраны, тоже в ответе за реформы и за Россию и за неполных три года приняли почти 700 норма­тивных актов. На прошлом, VII съезде они ошиблись, при­няв постановление, предусматривавшее референдум. Его надо отменить. В итоге VIII съезд наложил мораторий на проведение любых референдумов. Кроме того, делегаты по­требовали от главы правительства В. С. Черномырдина снять с работы А. Б. Чубайса (председателя Госкомимуще­ства, идеолога и организатора приватизации), В. Ф. Шумей­ко (первого заместителя премьер-министра), А. В. Козыре­ва (министра иностранных дел).

Согласно документу, в стране фактически вводилось президентское правление, работа съезда и Верховного Со- !§§ приостанавливалась, на 25 апреля назначался референ­дум о доверии президенту и правительству, а также по вопросу о проекте новой Конституции и выборах нового парламента.

Б. Ельцин предложил съезду принять одно-единствен­ное решение — утвердить его решение о референдуме 25 апреля с вопросами о доверии не только президенту, но и I съезду.

Референдум 25 апреля 1993 г. Съезд не смог набрать квалифицированное большинство (две трети) для отреше­ния президента от должности. После неудачи с отрешением съезд был вынужден согласиться на референдум. Однако он предложил свои 4 вопроса: 1) Доверяете ли вы президенту РФ Б. Н. Ельцину? 2) Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом РФ и правительством РФ с 1992 года? 3) Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента РФ? 4)Считаете ли необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?

Политический кризис осени 1993 г. Одновременно с по­литической подготовкой победы над своими противниками президент провел и военную подготовку, посетив в августе элитные воинские части, расположенные вокруг Москвы. 20 сентября дополнительные контингенты войск специаль­ного назначения прибыли в столицу. Исполнительная власть была нацелена на жесткий вариант борьбы.

В целях сохранения единства страны, вывода ее из кри­зиса, обеспечения безопасности и восстановления авторите­та государственной власти президент распорядился: 1) пре­рвать функции съезда и Верховного Совета, полномочия народных депутатов прекратить; 2) 12 декабря представить проект новой Конституции; 3) наделить Совет Федерации (образован летом — от каждого субъекта по 2 представите-

ля) функциями палаты Федерального Собрания, которая начнет работу после выборов в Государственную Думу; 4) 11-12 декабря провести выборы в Государственную Думу; 5) министерствам внутренних дел, безопасности и обороны принять меры по обеспечению общественного порядка.

23 сентября в Белом доме начал работу последний, X чрезвычайный съезд .народных депутатов России. Он одобрил линию Верховного Совета.

В тот же день президент Ельцин издал указ о гарантиях депутатам, обещал их трудоустроить, дать высокую зарп­лату, годовую компенсацию, иные льготы. Цель этих мер — перекупить и переманить депутатов на свою сторону. Это сыграло свою роль. За 10 дней противостояния около поло­вины депутатов воспользовались возможностью остаться во власти.

В ночь с 27 на 28 сентября по распоряжению мэра Моск­вы Белый дом, где заседал съезд, был блокирован милици­ей и ОМОНом, огражден колючей проволокой. Здание ли­шили света, воды, тепла, канализации.

В ночь с 3 на 4 октября в Останкино сторонники Белого дома совершили нападение на телецентр в Останкино и, в свою очередь, были атакованы войсками. Утром 4 октября

Согласно официальным данным, трагические события в Москве 3-4 октября 1993 г. унесли жизни около 150 чело­век. По неофициальным данным — в 10 раз больше.

Парламентские выборы 1993 г. 12 декабря 1993 г. состо­ялись выборы в Государственную Думу. 225 депутатов из­бирались по партийным спискам, 225 — по одномандатным округам.

Отныне высшим законодательным органом в России ста­ло Федеральное Собрание, состоявшее из двух палат: Сове­та Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Конституция провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция утвердила в стране президентскую форму правления, а Россию — президентской республикой. Пре­зидент провозглашался главой государства, гарантом Кон­ституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент сосредоточил в своих руках всю исполнительную власть и наделялся законодательными полномочиями. Он мог нала­гать вето на решения Федерального Собрания. Для его пре­одоления требовалось две трети голосов в каждой из палат. В сравнении с другими президентскими республиками мира, в России президент наделялся наибольшими преро­гативами: фактически власть его была необъятна, безгра­нична, бесконтрольна. Это позволяло резко ускорить про­цесс реформирования страны.

Помимо президента, государственную власть в России осуществляли, согласно Конституции, двухпалатное Фе­деральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство, федеральные суды.

Глава 2 Конституции декларировала широкий круг прав и свобод человека и гражданина, включая охраняемое за­коном право частной собственности.

Конституция закрепила новое федеративное устройство, сложившееся после заключения Федеративного договора 1992 г. Субъектами федерации стали 89 национально-госу­дарственных и административных образований: 21 респуб­лика, 6 краев, 2 города (Москва и Санкт-Петербург), 1 авто­номная область (Еврейская), 10 автономных округов. Кон­ституция утвердила субъектом РФ Чеченскую республику.

Конституционная реформа. Конституционная реформа в России в 1992-1993 гг. была вызвана ликвидацией СССР.

Существовавшая тогда Конституция, несмотря на многочис­ленные поправки, была конституцией республики, входив­шей прежде в состав СССР. После Беловежского соглаше­ния требовалось принять конституцию суверенного, неза­висимого государства.

Реформа проходила в условиях борьбы, обусловленной экономическим курсом сформированного и возглавленного президентом России правительства. Правительство наста­ивало на форсированном переходе к свободной рыночной экономике, частному капитализму.

Это требовало максимальной концентрации власти в руках исполнительной власти и президента. Парламент от­стаивал более мягкий, не шоковый вариант перехода к рын­ку, к государственному капитализму, стремясь контроли­ровать реформу. В конституционном плане борьба велась между двумя вариантами государственного строительства страны — быть ли России президентской или парламентс­кой республикой.

Борьба, как и конституционная реформа, прошла в сво­ем развитии два этапа: 1-й (1992 г.) вылился в борьбу меж­ду парламентом и правительством, 2-й (1993 г.) — между парламентом и президентом. Она закончилась разгромом парламента, ликвидацией советской власти, всенародным голосованием по новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.

Поскольку президент России, став в ноябре 1991 г. по совместительству премьер-министром, прикрыл собой ми­нистров-реформаторов, Верховный Совет решил созвать VI съезд народных депутатов. На съезде намечалось обсудить вопрос об отмене постановления V съезда о наделении пре­зидента особыми полномочиями, в соответствии с которы­ми он единолично, без участия парламента, назначал пра­вительство и руководил им.

Временный компромисс. VI съезд народных депутатов России состоялся в апреле 1992 г. На нем произошло пер­вое острое противостояние законодательной и исполнитель­ной ветвей власти по двум основным вопросам — о ходе эко­номической реформы и о проекте новой Конституции.

В свою очередь, Р. И. Хасбулатов как Председатель Вер­ховного Совета и заместитель председателя Конституцион­ной комиссии заявил, что вопрос о том, президентской или парламентской будет Россия, — второстепенный; главное, чтобы она была демократической. По его докладу съезд одоб­рил проект новой Конституции, созданной на основе кон­цепции парламентско-президентской республики. Парла­мент мог смещать членов правительства, выражать вотум недоверия правительству и президенту.

VI съезд стал своего рода компромиссом между ветвями власти: президент добился одобрения проводимого его пра-

вительством курса реформ, пожертвовав при этом Г. Э. Бур­булисом и С. М. Шахраем (их съезд отстранил с вице-премьерских постов), а парламент укрепил свои политические позиции.

Серьезный отчет правительства о ходе реформы был от­ложен на конец 1992 г. К тому времени истекал срок допол­нительных полномочий президента.

Т. Гайдара от исполнения обязанностей премьера.

Правительство В. С. Черномырдина, однако, в основу своей политики на 1993 г. положило гайдаровские, т.е. мо­нетаристские подходы: укрепление рубля, финансовую ста­билизацию, борьбу с инфляцией.

Вскоре после VII съезда Верховный Совет Российской Федерации во главе с Р. И. Хасбулатовым и председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин объявили предстоя­щий референдум ненужной и опасной затеей. Президент, в свою очередь, заявил, что он не присягал Конституции с поправками, которые разрушили баланс властей и утверди­ли всевластие Советов. Он выразил готовность, в случае про­тиводействия народных депутатов, призвать россиян на ре­ферендум, минуя съезд и Верховный Совет.

В свою очередь, народные депутаты считали, что они тоже всенародно избраны, тоже в ответе за реформы и за Россию и за неполных три года приняли почти 700 норма­тивных актов. На прошлом, VII съезде они ошиблись, при­няв постановление, предусматривавшее референдум. Его надо отменить. В итоге VIII съезд наложил мораторий на проведение любых референдумов. Кроме того, делегаты по­требовали от главы правительства В. С. Черномырдина снять с работы А. Б. Чубайса (председателя Госкомимуще­ства, идеолога и организатора приватизации), В. Ф. Шумей­ко (первого заместителя премьер-министра), А. В. Козыре­ва (министра иностранных дел).

Согласно документу, в стране фактически вводилось президентское правление, работа съезда и Верховного Со- !§§ приостанавливалась, на 25 апреля назначался референ­дум о доверии президенту и правительству, а также по вопросу о проекте новой Конституции и выборах нового парламента.

Б. Ельцин предложил съезду принять одно-единствен­ное решение — утвердить его решение о референдуме 25 апреля с вопросами о доверии не только президенту, но и I съезду.

Референдум 25 апреля 1993 г. Съезд не смог набрать квалифицированное большинство (две трети) для отреше­ния президента от должности. После неудачи с отрешением съезд был вынужден согласиться на референдум. Однако он предложил свои 4 вопроса: 1) Доверяете ли вы президенту РФ Б. Н. Ельцину? 2) Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом РФ и правительством РФ с 1992 года? 3) Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента РФ? 4)Считаете ли необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?

Политический кризис осени 1993 г. Одновременно с по­литической подготовкой победы над своими противниками президент провел и военную подготовку, посетив в августе элитные воинские части, расположенные вокруг Москвы. 20 сентября дополнительные контингенты войск специаль­ного назначения прибыли в столицу. Исполнительная власть была нацелена на жесткий вариант борьбы.

В целях сохранения единства страны, вывода ее из кри­зиса, обеспечения безопасности и восстановления авторите­та государственной власти президент распорядился: 1) пре­рвать функции съезда и Верховного Совета, полномочия народных депутатов прекратить; 2) 12 декабря представить проект новой Конституции; 3) наделить Совет Федерации (образован летом — от каждого субъекта по 2 представите-

ля) функциями палаты Федерального Собрания, которая начнет работу после выборов в Государственную Думу; 4) 11-12 декабря провести выборы в Государственную Думу; 5) министерствам внутренних дел, безопасности и обороны принять меры по обеспечению общественного порядка.

23 сентября в Белом доме начал работу последний, X чрезвычайный съезд .народных депутатов России. Он одобрил линию Верховного Совета.

В тот же день президент Ельцин издал указ о гарантиях депутатам, обещал их трудоустроить, дать высокую зарп­лату, годовую компенсацию, иные льготы. Цель этих мер — перекупить и переманить депутатов на свою сторону. Это сыграло свою роль. За 10 дней противостояния около поло­вины депутатов воспользовались возможностью остаться во власти.

В ночь с 27 на 28 сентября по распоряжению мэра Моск­вы Белый дом, где заседал съезд, был блокирован милици­ей и ОМОНом, огражден колючей проволокой. Здание ли­шили света, воды, тепла, канализации.

В ночь с 3 на 4 октября в Останкино сторонники Белого дома совершили нападение на телецентр в Останкино и, в свою очередь, были атакованы войсками. Утром 4 октября

Согласно официальным данным, трагические события в Москве 3-4 октября 1993 г. унесли жизни около 150 чело­век. По неофициальным данным — в 10 раз больше.

Парламентские выборы 1993 г. 12 декабря 1993 г. состо­ялись выборы в Государственную Думу. 225 депутатов из­бирались по партийным спискам, 225 — по одномандатным округам.

Отныне высшим законодательным органом в России ста­ло Федеральное Собрание, состоявшее из двух палат: Сове­та Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Конституция провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция утвердила в стране президентскую форму правления, а Россию — президентской республикой. Пре­зидент провозглашался главой государства, гарантом Кон­ституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент сосредоточил в своих руках всю исполнительную власть и наделялся законодательными полномочиями. Он мог нала­гать вето на решения Федерального Собрания. Для его пре­одоления требовалось две трети голосов в каждой из палат. В сравнении с другими президентскими республиками мира, в России президент наделялся наибольшими преро­гативами: фактически власть его была необъятна, безгра­нична, бесконтрольна. Это позволяло резко ускорить про­цесс реформирования страны.

Помимо президента, государственную власть в России осуществляли, согласно Конституции, двухпалатное Фе­деральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство, федеральные суды.

Глава 2 Конституции декларировала широкий круг прав и свобод человека и гражданина, включая охраняемое за­коном право частной собственности.

Конституция закрепила новое федеративное устройство, сложившееся после заключения Федеративного договора 1992 г. Субъектами федерации стали 89 национально-госу­дарственных и административных образований: 21 респуб­лика, 6 краев, 2 города (Москва и Санкт-Петербург), 1 авто­номная область (Еврейская), 10 автономных округов. Кон­ституция утвердила субъектом РФ Чеченскую республику.

Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин, Правительство России во главе с И.О. Председателя Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть депутатов Верховного Совета - сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство и большая часть депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3—4 октября 1993 в центре Москвы.

Содержание

Предпосылки противостояния

Какая сила затянула нас в эту черную полосу? Прежде всего — конституционная двусмысленность. Клятва на Конституции, конституционный долг президента. И при этом его полная ограниченность в правах. [1]

Мнения о причинах конституционного кризиса

Согласно действовавшей тогда Конституции две ветви власти пережимали друг друга. По дурацкому советскому закону "всю полноту власти" имел Съезд народных депутатов. Но поскольку ни 1000 депутатов, ни 200 с лишним членов Верховного Совета, очевидно, страной руководить не могли, то реально власть оказалась у президента и назначаемого им (утверждаемого съездом нардепов) правительства. Возник вечный пакт, постоянный, неразрешимый конфликт президента и Верховного Совета. Да еще между ними болтался ни к селу ни к городу вице-президент

Хронология политического кризиса

Началом политического кризиса можно считать декабрь 1992 года, когда на VII Съезде народных депутатов РФ подспудный конфликт ветвей власти перешел в открытую фазу, а окончанием — декабрь 1993 года, когда была принята и вступила в силу новая Конституция РФ.

Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

    1992 года — в Москве открылся седьмой Съезд народных депутатов, на протяжение всей его работы депутаты и руководство Верховного Совета критиковали Правительство Е. Т. Гайдара1992 года — Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства 1992 года — Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике его работу, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов 1992 года — по инициативе Председателя Конституционного Суда В. Д. Зорькина прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова 1992 года — Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, в котором наметил на 11 апреля1993 года референдум по основным положениям Конституции 1992 года — по итогам многоступенчатого голосования Председателем Совета Министров — Правительства назначен В. С. Черномырдин

Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

Следует отметить, что результаты референдума были весьма противоречивыми. Например, в списки для голосования было внесено 107 310 174 участника, а бюллетеней для голосования выдано почти вдвое меньше — 69 222 858 [7] . Конкретные результаты апрельского референдума 1993 г также не совсем понятны: голоса, отданные Б. Н. Ельцину, не добавили исполнительной власти полномочий или ясности целей в проведении экономической программы. Однако, противоречивые результаты референдума были истолкованы Ельциным и его окружением в свою пользу. Впрочем, несмотря на юридическую неопределённость по третьему и четвёртому вопросам, победа Ельцинской команды в борьбе за умы граждан прямо следовала из результатов голосования.

Читайте также: