Национальное право стран латинской америки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кодификация права началась в XIX в. Гражданские кодексы стран Латинской Америки испытали влияние ГК Франции в разной степени. Французский оригинал положен в основу кодексов Гаити (1825 г.), Боливии (1830—1975 гг.) Доминиканской Республики (1845—1884 гг.), в меньшей степени — Мексики (1870—1884 гг., 1928—1932 гг.). Гражданский кодекс Чили 1855 г. заимствовал ряд положений ГК Франции. В целом он базировался на институтах и категориях испанского права. Его создатель Андрее Белло использовал также традиционные институты римского права и идеи немецкого ученого Савиньи.

4) делегированное правотворчество (акты правительственной власти) как важный источник права;

5) разграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами в федеративных государствах (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Законодательной компетенцией наделены субъекты федерации в тех вопросах местного значения, которые не отнесены к федеральной компетенции;

6) обычай как источник права второстепенного, вспомогательного характера. Однако не во всех странах его роль одинакова. Например, в Аргентине по сравнению с Уругваем обычаю уделено больше внимания;

7) судебный прецедент, который либо слабо признаётся, либо вовсе не признаётся в качестве юридического источника права.

У англо-американского типа правовой системы (в частности, его американской группы) заимствовано следующее:

1) в качестве конституционного образца — Конституция США 1787 г. и закреплённая в ней республиканско-президентская форма правления. Не все признаки американской Конституции нашли воплощение в жизни этих государств. Верховенство и высшая юридическая сила конституции утвердились. Однако конституция во многих латиноамериканских странах стабильна. Например, в Венесуэле за 168 лет поменялось двадцать конституций, в Боливии за 152 года — двадцать одна;

2) ряд конституционных институтов США. Так, взят за основу институт судебного контроля над конституционностью законов, который был дополнен только рядом специфических процедур. Например, процедурой ампаро, характерной для испанского права;

3) конституционность закона. Как и в США, конституционность закона вправе проверяться любым судом;

4) принципы построения и функционирования американской судебной системы, особенно Верховного суда. Вместе с тем американская модель несколько видоизменена с учётом национальных особенностей.

Таким образом, дуализм латиноамериканского права состоит в том, что в сфере публичного права (прежде всего конституционного) за основу взята американская система, в сфере частного права (гражданского и др.) — романская.

Однако было бы неправильным считать правовые системы этой группы стран полностью лишенными национальной самобытности, игнорирующими нормы-обычаи. Тексты законов, включая и основной — конституцию, учитывают особенности национального государственно-правового развития, современное социально-экономическое положение. В Мексике, Перу, Гватемале сохранены остатки общинного землевладения. Лицо, будучи по закону собственником земли, фактически выступает представителем общины, в интересах которой, в соответствии с обычаем, используется земля.

Латиноамериканские правовые системы стремятся к интеграции друг с другом. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Бразилии, ратующей за образование Латиноамериканского содружества наций.

Схожие и отличные черты права стран Латинской Америки с романо-германской правовой системой. Формирование и особенности правовых систем стран Латинской Америки. Кодификация и источники латиноамериканского права. Роль делегированного законодательства.

Рубрика Государство и право
Вид творческая работа
Язык русский
Дата добавления 18.06.2014
Размер файла 20,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Формирование правовых систем стран Латинской Америки

2. Кодификация и источники латиноамериканского права

3. Особенности правовых систем стран Латинской Америки

Список используемых источников и литературы

1. Формирование правовых систем стран Латинской Америки

латиноамериканский правовая система особенность

Многие западные компаративисты безоговорочно относят право стран Латинской Америки к романо-германской правовой семье. Однако звучали и требования выделить право стран Латинской Америки. Р. Давид полагает, что латиноамериканское право, хотя оно и принадлежит по своей структуре и общим чертам к романо-германской правовой семье, заслуживает того, чтобы его ввиду некоторых особых черт классифицировать в рамках этой семьи как отдельную группу.

Близость к романо-германской системе выражается, прежде всего, в том, что в основе своей латиноамериканское право - это кодифицированное право, причем кодексы построены по европейским образцам. Отсюда и другие черты сходства - примерно аналогичная система права, абстрактный характер правовой нормы.

Кодификация, происходившая в течение следующего за завоеванием государственной независимости периода, заложила основу для формирования национальных правовых систем. Если кодификация законодательства, проводимая в европейских странах после революций, представляла собой своеобразное подведение итогов этих революций, то кодификация законодательства в латиноамериканских республиках, с одной стороны, отразила компромисс элементов доколониального и колониального права, а с другой стороны, являлась рычагом, способствовавшим, в конечном счете, закреплению и развитию новых отношений на Латиноамериканском континенте.

К восприятию именно европейской модели кодификации латиноамериканские страны были в определенной мере подготовлены характером колониального права, т.е. права испанского и португальского, перенесенного на Американский континент завоевателями и близкого по своему историческому развитию французскому праву.

Когда у молодых независимых латиноамериканских государств возникла потребность в единых национальных гражданских кодексах, выбор пал на французское право. Право Испании было отвергнуто как право бывшей метрополии. Кроме того, оно не было кодифицировано и по причине применения на местах староиспанского обычного права было раздробленным и разнородным.

Идеологическим стимулом восприятия французской модели явилось и то огромное влияние, которое оказали политико-правовые учения эпохи Просвещения на революционные силы Американского континента, добившиеся национальной независимости. В целом гражданские кодексы латиноамериканских стран несут на себе отпечаток Кодекса Наполеона, хотя и в различной степени.

2. Кодификация и источники латиноамериканского права

Кодификация законодательства в странах Латинской Америки началась не сразу после завоевания государственной независимости и длилась не один год. В ней оказались отражены и многие особенности ситуации на Американском континенте. Был учтен также опыт, накопленный в других странах.

Структура Чилийского гражданского кодекса более совершенна, чем структура ГК Франции, а язык столь же ясен и выразителен. Чилийский гражданский кодекс послужил образцом для появившихся вслед за ним Гражданских кодексов Эквадора (1860 г.) и Колумбии (1873 г.) и многих других центральноамериканских государств. Он оказал также значительное влияние на Гражданские кодексы других латиноамериканских стран - Венесуэлы (1862 г.) и Уругвая (1868 г.).

Создатель Гражданского кодекса Аргентины 1869 г. Долмасио Велес Сарсфильд, профессор университета г. Кордовы, прямо признает, что он строил Кодекс на основе этих двух документов. То же произошло в Уругвае. Парагвай реципировал аргентинскую модель, а Колумбия и Эквадор - с некоторыми модификациями Чилийский гражданский кодекс. Вслед за гражданским правом последовала кодификация других основных отраслей права. Были приняты, в частности, торговые кодексы. Так, Велес Сарсфильд способствовал принятию в 1859 г. Торгового кодекса Аргентины. В своей работе он опирался в значительной мере на Кодекс Наполеона. Но это был не единственный источник.

В XX в. французское юридическое влияние, особенно в сфере торгового права, уменьшилось. Латиноамериканский законодатель стал чаще обращаться к другим источникам, особенно к итальянскому, немецкому и швейцарскому праву, а в отдельных случаях и к англо-американскому праву, когда речь шла, например, об институте доверительной собственности.

Характерно, что даже страны, географически более других тяготевшие к США, тем не менее, также оказались привержены европейским континентальным моделям. В качестве примера можно указать на Мексику, где сформировавшаяся после завоевания государственной независимости правовая система восприняла правовые идеи и юридическую технику, свойственные романо-германской правовой семье. Романские традиции в Мексике проявились также в том, что первые ее кодексы и многие законы, принятые в XIX в., испытали на себе заметное влияние французского и испанского права.

В одних странах некоторые кодексы, принятые в XIX в., были заменены новыми или существенно модернизированы (как в Мексике после принятия Конституции 1917 г.), в других старая кодификация остается в силе, и здесь ситуация сходна с той, что сложилась во Франции и ФРГ. Старые кодексы оказываются окружены большой массой нормативного материала не только законодательного, но и подзаконного происхождения.

В латиноамериканском праве особенно значительна роль делегированного законодательства, т.е. фактически актов правительственной власти, что связано, во-первых, с президентской формой правления и, во-вторых, с длительными периодами правления военных, когда нормальная законодательная деятельность фактически сводится на нет.

Роль обычая как источника латиноамериканского права различна и разных странах. Так, в Аргентине она несколько больше, а в Уругвае, наоборот, меньше. Но в целом это субсидиарный источник, и на Европейском континенте он используется в случаях, оговоренных законом.

Хотя латиноамериканские страны заимствовали у США принципы построения и функционирования судебной системы, следует отметить, что в отличие от США судебная практика большинства латиноамериканских стран не рассматривается как источник права.

3. Особенности правовых систем стран Латинской Америки

В области частного права правовые системы латиноамериканских стран можно объединить в две группы. В первую группу следует отнести правовые системы, которые практически полностью восприняли Французский гражданский кодекс и ограничились лишь его переводом. Сюда можно отнести Гражданские кодексы Гаити (1825 г.), Боливии (1830/1975 гг.), Доминиканской республики (1845/1884 гг.) и, с некоторыми оговорками, Мексики (1870/1884, 1928/1932 гг.). Вторую группу составляет Гражданский кодекс Чили (1855 г.), который, несмотря на значительные заимствования из ГК Франции, подобно Гражданскому кодексу Аргентины, представляет собой вполне самостоятельное и оригинальное творение южноамериканского законодательства.

Что отличает латиноамериканское право от романо-германской системы? Это, прежде всего, сфера публичного права. Если, завоевав государственную независимость, страны Латинской Америки в поисках модели частного права обратили взоры к Европе, то конституционный образец они нашли в США. Конституции этих стран заимствовали американскую форму правления - президентскую республику и другие конституционные институты. У молодых государств Латинской Америки и не было иного выбора. Конституция США была в то время единственной писаной действующей Конституцией. Восприятие американского конституционного образца и дает основание говорить о дуализме латиноамериканского права, о соединении в нем европейской и американской моделей. С последней, связано особое внимание конституций латиноамериканских стран к институту судебного контроля за конституционностью законов, дополненное использованием таких процедур (например, ампаро, заимствованное в испанском праве), которых не знает американская модель судебного конституционного контроля.

Четыре латиноамериканских государства являются федерациями - Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, и, характеризуя право этих стран, следует учитывать разграничение компетенции между федерацией и ее членами. Можно сказать, что основная компетенция принадлежит федерации.

Ученые-юристы подчеркивают, что при изучении политической системы латиноамериканских стран во многих отношениях не следует отождествлять юридические формы с социальными реалиями. Очевидно, это общее для всех стран положение в отношении латиноамериканских стран звучит особенно остро уже хотя бы потому, что в жизни этих стран значительное место занимают периоды военных режимов, чрезвычайных положений и т.п.

Латинская Америка сегодня освобождается, по-видимому, от пассивного подражания иностранным политико-правовым моделям. Усиливается тенденция учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институтов местного, национального происхождения. Тексты конституций стали конкретно и более гибко учитывать изменяющиеся социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще и в Латинской Америке в частности.

Усиливается региональное и одновременно взаимное правовое влияние стран Латинской Америки. Бразилия стремится к региональной интеграции с целью образования Латиноамериканского Содружества Наций.

Список используемых источников и литературы

1. Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права. М., 1981.

2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М.: Международный отношения, 2003.

3. Козлов В.А. Проблемы сравнительного правоведения // Правоведение. 1976. №5.

4. Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения. - М.: Городец, 2002.

5. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). - М.: Юристъ, 2005.

6. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. Основные правовые системы современности: Учеб. (А.Х. Саидов; под ред. В.А. Туманова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2009. - 509 с.)

7. Сравнительное правоведение. Общая часть. - М.: Зерцало, 2001.

Подобные документы

Исторические предпосылки формирования правовых систем стран Латинской Америки. Кодификация и источники латиноамериканского права, региональная интеграция. Сравнительная характеристика латиноамериканского права и романо-германской правовой системы.

реферат [15,4 K], добавлен 14.02.2011

Модели и подходы к ювенальной юстиции в США, которые применялись в разные периоды времени. История ювенальной юстиции в Канаде. Современная ювенальная юстиция в странах романо-германской системы права (на примере стран Латинской Америки и Германии).

контрольная работа [88,3 K], добавлен 13.01.2017

Понятия и элементы правовой системы. Система права и правовая система. Виды правовых систем. Источники права. Значение юридической практики. Исторические аспекты формирования романо-германской правовой семьи. Система права в романо-германском праве.

курсовая работа [33,5 K], добавлен 29.05.2008

Анализ источников романо-германского права. Понятие, формирование, распространение и структура права романо-германской правовой семьи. Особенности норм романо-германского права. Сравнительная характеристика французской и германской правовых групп.

курсовая работа [35,0 K], добавлен 19.11.2014

Правовая система: понятие, юридическая природа, сущность, классификация. Роль судебной практики как источника права в романо-германской и англосаксонской системах права. Значение законов для правовых систем. Правовая доктрина как источник права.

Латиноамерика́нское пра́во — правовая группа, которая является составной частью романо-германской правовой семьи и включает в себя национальные правовые системы государств, расположенных на территории Южной и Центральной Америки (Латинская Америка).

В сравнительном правоведении латиноамериканское право в совокупности с правовыми системами Франции, Испании, Италии, Португалии, Бельгии и Румынии внутри романо-германской правовой семьи образуют группу романского права. По мнению ряда исследователей латиноамериканское право можно выделить в отдельную правовую группу в составе романо-германской правовой семьи, поскольку оно имеет свою специфическую общность и представляет собой уникальный сплав национальных правовых традиций [1] .

Содержание

Характеристика

Несмотря на свою региональную историко-национальную специфику в странах Латинской Америки действует тот же самый правовой механизм, который является базисным для всей романо-германской правовой семьи, заключающийся в том, что основным источником права выступает нормативный акт.

Современные страны Латинской Америки берут свое начало в государственном развитии не от коренного населения Южной Америки (индейцев), а в результате европейской колонизации, начавшейся в эпоху Великих географических открытий и освоения Нового Света европейцами, прежде всего, двумя мощнейшими государствами того времени — Испанией и Португалией. Колонизаторы принесли с собой не только свою культуру и язык, но и своё право, основанное на рецепции римского права.

Сходство исторического развития, социально-экономического строя и политической структуры латиноамериканских государств породили в большинстве из них сходные правовые институты, и как следствие, в результате этого сформировалась общность национальных правовых систем. Указанные факторы позволяют выделить их в отдельную правовую группу в рамках романо-германского права.

В своей основе латиноамериканское право — это кодифицированное право, осуществлённое по европейским образцам. Кодификация в странах Латинской Америки проходила на протяжении всего XIX и части XX века и отличалась своей спецификой в зависимости от национальных черт того или иного государства.

Судебная практика большинства латиноамериканских стран как источник права не рассматривается. В последнее полстолетие происходит интенсивное развитие законодательства в этих государствах.

В области частного права правовые системы латиноамериканских государств образуют две группы: правовые системы, которые полностью повторяют Французский гражданский кодекс (Гаити, Боливия, Доминиканская Республика и Мексика), и вторая группа — правовые системы, отличающиеся в определённой степени самостоятельностью, хотя и не лишённые некоторых заимствований (Чили, Аргентина).

В сфере публичного права государства Латинской Америки копируют конституционную модель США. Все они имеют свои писаные конституции и вводят институт президенства, уже функционировавший в то время в Северо-Американских Соединенных Штатах.

История развития

Историю развития правовых систем латиноамериканских государств делят на доколониальный, колониальный и постколониальный этапы, то есть после обретения территориями (колониями) своей независимости в начале XIX века.

Доколониальный этап

Первым по исторической хронологии источником латиноамериканского права являлось аборигенное или индейское право, которое формировалось на протяжении нескольких тысячелетий. Это было право многочисленных индейских племен, которые населяли земли Северной, Центральной и Южной Америки и создали ряд цивилизаций: майя, тольтеков, ацтеков, инков и др.

Колониальный этап

Колониальная история характеризуется заселением и освоением новых территорий европейскими колонизаторами с привнесением своего правового порядка, ставшего колониальным правом и регулировавшим не только внутренние вопросы колонизированных территорий и их статуса, но и взаимоотношения новых территорий с метрополиями (прежде всего с Испанией и Португалией). Началась эта эпоха с открытием Колумбом Нового Света в 1492 году.

Спор между двумя великими державами того времени — Испанией и Португалией, по поводу принадлежности тех или иных территорий был разрешен Тордесильясским договром 1494 года. Согласно этому документу к Португалии перешли все территории к востоку от островов Зелёного мыса на протяжении около 2000 километров вдоль воображаемой линии, идущей от одного полюса к другому. К Испании отошли земли, расположенные восточнее этой линии: Карибские острова, Центральная Америка, значительные территории Северной и Южной Америки.

После обретения независимости

Постколониальная история начинается с обретением бывшими колониями (территориями) своей государственной независимости и развитием в них уже своего собственного национального права.

Первой свободу обрела Эспаньола (Гаити). Ещё в 1791 году во французской части острова началось восстание рабов под предводительством Туссена-Лувертюра. Вскоре оно перекинулось на испанскую часть острова. Повстанцы захватили весь остров и 1 января 1804 года объявили его независимость. В 1816 году независимость обрела Аргентина, в 1818 году Чили, в 1819 году Колумбия, в 1821 году Мексика, Венесуэла и Перу, в 1822 году Эквадор.

Именно кодификация, начавшаяся после обретения своей национальной независимости странами Латинской Америки и явилась тем отправным пунктом, который дал мощный импульс для развития своего национального права вновь образованных государств. За основу было принято французское право, в то время уже кодифицированное, и в отличие от испанского права, которое являлось раздробленным и разнородным. На выбор французской модели огромное влияние оказали политико-правовые учения эпохи Просвещения, которыми руководствовались революционные силы в борьбе за независимость.

      (4) (3) (13) (20) (7) (6) (1) (1) (1) (16) (22) (8) (12) (5) (7) (2) (1) (3) (18) (11) (8) (1) (32) (20) (4) (5) (5) (16) (5) (7) (7) (1 012) (2) (1) (1) (1) (1) (3) (5) (2) (9) (4) (30) (3) (5) (11) (1) (9) (3) (27) (11) (13) (78) (5) (1)

    Схожие природно-географические условия, общность исторической судьбы латиноамериканских государств, сходство их социально-экономического строя породили в большинстве из них близкие политико-правовые институты.
    В основе латиноамериканское право — это кодифицированное право, причем кодексы построены по европейским образцам. Отсюда и другие черты сходства с континентальной правовой семьей: примерно аналогичная система права, общий характер нормы. Кодификация, последовавшая за завоеванием независимости, заложила базу для формирования национальных правовых систем. К восприятию европейской и прежде всего французской модели кодификации страны Латинской Америки были в определенной мере подготовлены характером колониального права, испанского и португальского, перенесенного на континент завоевателями и близкого по своим историческим корням французскому праву.
    В настоящее время в латиноамериканских странах помимо старых кодексов действует масса иных законодательных и подзаконных актов. Особенно значительна роль делегированного законодательства, что связано в первую очередь с президентской формой правления, а также с длительными периодами правления военных, когда нормальная законодательная деятельность фактически сводилась к нулю.

    Особенности латиноамериканского права обусловлены главным образом тем, что, завоевав независимость, страны Латинской Америки за модель частного права приняли право континентальной Европы, а конституционный образ заимствовали у США. Конституции данных стран переняли главным образом американскую форму правления — президентскую республику и другие конституционные институты. Восприятие американского конституционного образца дает основание говорить о дуализме латиноамериканского права, о соединении в нем европейской и американской моделей. При этом в отличие от США судебная практика во многих странах Латинской Америки не рассматривается как источник права.
    Есть в латиноамериканском праве и свои особенности. В Мексике, Перу, Гватемале,, например, сохраняются остатки общинного земельного владения. Лицо, по закону являющееся собственником земли, в действительности выступает в качестве представителя общины, за счет и в интересах которой согласно обычаю оно должно использовать землю.
    На протяжении XX в. Латинская Америка постепенно освобождалась от пассивного подражания зарубежным правовым моделям, характерного для законодательной политики в области как публичного, так и частного права XIX в. Тексты конституций и других законов стали конкретно и более гибко учитывать изменяющиеся социально-экономические условия своих стран, отражать специфику их государственно-правового развития.

    Читайте также: