Коррупционное преступление это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Коррупционная преступностью является одним из самых распространенных видов корыстных преступлений. Подобного рода преступления в большей мере характерны для стран с отсутствующими демократическими традициями и слабо развитой экономикой.

Коррупция – это уголовно наказуемое преступление, представляющее собой действие или ряд действий, совершаемых гос. служащими, должностными лицами, служащими частных учреждений, общественными и политическими деятелями на основе незаконного вознаграждения в пользу лиц, предлагающих или вынужденных его предложить.

В качестве вознаграждения могут быть расценены: денежные средства, услуга, в том числе сексуального характера, имущество или права на него, либо нечто иное, что подлежит оценке.

Совершенные за вознаграждение действия могут носить правомерный характер, но не производится с целью получения взяток.

Важным моментом является то, что лицо, получающее незаконное вознаграждение, не должно напрямую угрожать жизни или здоровью, а также распространять порочащие сведения, в противном случае это преступление будет относится к категории вымогательства и разбоя. При этом коррупционная преступность несет угрозу безопасности государства и всех его граждан. Коррупция может приводить к военной, экономической или иной угрозе вплоть до гибели населения. Согласно теории С.В. Максимова выделяется три вида коррупционных нарушений:

  • Гражданско-правовой деликт:
    • получение в качестве подарка работником государственного и муниципального уровня имущественных прав или имущества от граждан проходящих лечение, воспитание или находящихся на содержании из рук их родственника, супруга и пр.;
    • получение подарков, стоимость которых превышает эквивалент 3000 руб. гос. служащим или служащим муниципалитета.
    • непосредственно административный проступок;
    • дисциплинарный проступок, основанный на нарушении гос. служащим или служащим муниципалитета законов и/или нормативных актов в сфере государственной службы.
    • злоупотребление своими полномочиями со стороны должностного лица;
    • незаконное занятие должностным лицом предпринимательской деятельностью;
    • получение или дача гос. служащим или иным должностным лицом взяток;
    • совершение служебного подлога;
    • совершение преступления против интересов службы в коммерческой или иной организации;
    • совершение подкупа организатора и/или участника коммерческого конкурса или спортивного соревнования.

    Коррупционная составляющая в действиях должностных лиц на гос. службе или, коммерческой или иной законной структуре направлены на:

    • получение подношений денежными средствами или подарками в качестве условий для выполнения своих должностных обязанностей;

    Гос. служащий получает денежное вознаграждение от частного предпринимателя за оформление необходимых документов или разрешений в установленный срок без проволочек, основанных на мелких придирках и искусственном затягивании сроков оформления.

    • получение вознаграждений за нарушения действующих процедур с целью их ускорения или облегчения при наличии законного основания, или же нарушения законных оснований принятий решений;
    • получение вознаграждений в качестве условий надлежащего рассмотрения дел;

    В процессе оценивания судьями фактов, характеризующих личность подсудимых с целью оценки их опасности для общества полученная или не полученная взятка может оказывать прямое влияние на принятое решение и тяжесть наказания.

    • получение вознаграждения от заинтересованного лица за принятое незаконное решение в его пользу;
    • получение вознаграждения за допущение попустительства, терпимого отношения, то есть ненадлежащего выполнения служебных обязанностей;
    • создание условий, обеспечивающих благоприятное для себя решение в процессе голосования;
    • умышленное использование служебного положения с целью получения личных выгод.

    Виды коррупционной деятельности

    Виды коррупционной деятельности, существующие в качестве общественной проблемы, представляют собой социальные конструкции, определяющие с помощью неформальных конструкций, предмет, время, место, условия и последствия произведения незаконных действия за вознаграждение. Коррупционная деятельность характеризуется:

    • рядом функций социального характера, выражающихся в упрощении части связей административного характера, ускорении и/или упрощении принятия решений в сфере управления, консолидации и реструктуризации межгрупповых социальных отношений, содействии в развитии экономики через снижение количества препятствий бюрократического характера и пр.;
    • наличием четко определяющихся субъектов с распределенными социальными ролями;
    • фактом наличия прописных правил и норм, которыми руководствуются субъекты коррупционной деятельности;
    • наличием сленга и символики;

    Всем хорошо известен жест, который заключается в потирании указательного и среднего пальца руки большим пальцем.

    • установленным и известным субъектам коррупционных действий размер вознаграждения (такса).

    Под коррупцией понимается наличие факта девиантного поведения публичного должностного лица по нелегитимному использованию полномочий, возможностей, какого-либо общественного ресурса, к которому у него есть доступ, а также статуса и фактического положения вразрез с общественными и/или частными интересами с целью получения личной, групповой или корпоративной выгоды.

    Определение коррупционных действий достаточно широкое и из него можно выделить ряд отдельных составляющих. Одной из основных целей коррупции является получение выгоды, блага или преимущества большинство из которых материально измеримы. При этом нематериальная цель, к примеру захват или удержание власти все равно опирается на материальное ресурсное обеспечение. Исходя из этого основным аспектом коррупционной деятельности можно считать отношение к собственности в любой форме, в том числе в виде общественных или государственных ресурсов. При этом процесс овладения собственностью или ресурсами может быть формально правомерным и идущим в разрез з законодательством.

    Преступление не является коррупционным, в случае присвоения и растраты, при вымогательстве, хищении, легализации (отмывании) незаконно полученных денег или имущества или другом корыстном действии, отдаленно напоминающем коррупционное деяние. Это не исключает наличие коррупционной составляющей в процессе совершения такого рода преступлений. Однако к числу коррупционных относятся все преступления, перечисляемые в 23 главе Уголовного кодекса РФ. В этом случае тот факт, что такие деяние не причиняют вред гос. службе или службе в гос. органах самоуправления, не имеет никакого значения. Вред наносится интересам коммерческих и частных организаций, а значит и обществу в целом. По сути взятки должностным лицам коммерческих и государственных организаций мало чем отличаются.

    Типология коррупции преступности и ее связь с другими видами преступной деятельности

    За год на территории Российской Федерации фиксируется в среднем около 15 тыс. фактов получения взяток. Меньше 5-ти процентов из числа такого рода преступлений припадает на крупные и особо крупные. Коррупционная связь с ОПГ и другими преступными сообществами выявлена в около 4% случаев. Общий размер незаконного вознаграждения такого рода составил около 7000000 рублей, из них большая часть выпадает на долю организованной преступности. По существу, такая статистика отражает лишь маленькую часть проблемы, поскольку взяточничество выявляется лишь в 15-20% процентах случаев, а процент осужденных по данным фактам не превышает 50%. Россия находится в числе стран с самым высоким уровнем коррупции. Наименее коррумпированными являются Финляндия и Швейцария. По данным статистики наиболее распространенными видами коррупции являются:

    • взяточничество и совершения служебного подлога – около 40%;
    • факты злоупотребления властью и/или служебным положением – около 20%.

    Большую часть коррупционеров составляют лица старшего возраста. Средний возраст коррупционеров составляет около 37-ми лет. Около 30% лиц, совершающих такого рода преступления – это женщины. В основном женщины попадаются на мелких поборах. Более 50% процентов коррупционеров имеют оконченное или неоконченное высшее образование.

    Типология коррупционной преступности состоит из:

    • коррупции в местных и государственных органах власти;
    • мелких поборов с населения;
    • коррупции в органах охраны правопорядка;
    • коммерческого подкупа организаторов соревнований, мероприятий и разного рода конкурсов;
    • коррупции в низших и средних эшелонах законодательной и исполнительной власти;
    • коррупции в СМИ;
    • коррупции в образовательной сфере.

    Конечно же такой список не является исчерпывающим. Коррупция существует во всех сферах общественной жизни и на всех ее уровнях. Именно поэтому важно понимать ее связь с другими явлениями, в том числе и с несущим опасность обществу.

    Коррупция тесно связана с другими видами преступной деятельности несмотря на то, что не все коррупционные деяния являются преступными. Эта связь не ограничивается взаимным влиянием поскольку коррупция способствует развитию других видов преступной деятельности. Связь коррупционной преступности с другими видами незаконной деятельности прослеживается через взаимодействия:

    • с организованной преступностью в части помощи через взятки, подкупы и запугивание с легализацией и проникновением в политику и избегания уголовной ответственности за совершаемые преступления;
    • с экономической преступностью в части получения разрешений на деятельность, которая может приводить к негативным последствиям для окружающей среды;
    • с налоговой преступностью в части не взыскания или взыскание в меньших объемах налоговых платежей за взятку;
    • с таможенной преступностью в части снижения таможенных сборов за взятку;
    • с преступностью, связанной с присвоениями и растратами в части заимствования необходимых денежных средств, находящихся в распоряжении в связи со служебным положением;
    • с неосторожной преступностью в части, к примеру, использования материалов, не подходящих по нормативам;
    • с иными видами преступной деятельности, например, экономическими.

    Процветание экономики невозможно при господстве коррупции, сопряженным с бедностью. Усугубляет положение сочетание коррупции в экономической и налоговой сфере. Плохое пополнение бюджета ведет к снижению уровня социального обеспечения наиболее незащищенных слоев населения. Коррупционная деятельность в экономической сфере стимулирует отток капитала в теневую сферу и препятствует вхождению иностранных инвестиций. Коррупция выступает в качестве главной причины низкой эффективности экономики. Коррупционные действия неизменно ведут к порождению новых случаев коррупции. Коррупция в государственном аппарате приводит к увеличению расходов и негативному влиянию на уровень жизни граждан. Не всегда ключевым моментом являются размеры взяток. Иногда большее значение имеет цель, преследуемая коррупционерами и взяточниками.

    Отношение к данному явлению и непосредственно к коррупционерам разное в разных странах. Там, где коррупция распространена повсеместно, присутствует даже уважительное отношение со стороны населения и правоохранительных органов. В основной массе западных стран отношение к этому явлению резко негативное, но при этом предприниматель, который не при каких обстоятельствах не пойдет на коррупционное деяние в своей стране, может с легкостью совершить нечто подобное в Азии или Африке.

    В экономической сфере с помощью взяток создаются лучшие условия хозяйственной деятельности, получаются незаконные конкурентные преимущества, в результате чего происходит вытеснение ценового механизма производственного регулирования. Самым распространенным механизмом подобных деяний является закупка по заниженным гос. ценам продукции с целью ее перепродажи по рыночной цене.

    В процессе распределения чиновниками льгот и разного рода разрешений и лицензий последними определяются получатели и стоимость подобных льгот и разрешений. Взятки могут приводить к получению лицензий лицами, не способными на надлежащем уровне выполнить возложенные на них при этом задачи. Большой объем правил и малое количество рычагов экономического влияния порождает огромное количество возможностей для коррупционной деятельности.

    Коррупция, характерная для тоталитарного общества отличается от коррупции в демократических государствах. Цены в тоталитарных странах отсутствуют, а номенклатура тоже имеет собственность. Существуют полностью коррумпированные тоталитарные государства, в которых уровни жизни представителей элит и простых граждан существенно разнятся.

    Может производиться искусственное сдерживание уровня производства с целью поддержания завышенных монопольных цен или поддержание экономической системы, которая способствует личному обогащению главы государства и/или элиты.

    Высокий уровень налогообложения является одним из самых распространенных видов вымогательства. Большое количество налогов и высокие ставки налогообложения приводят к высокому уровню взяточничества с целью неуплаты налогов, потому как это значительно сокращает производственные расходы. Отсутствие эффективных контролирующих органов в тоталитарных странах приводит к появлению все большего количества новых правил, стимулирующих предпринимателей к нарушениям. Чтобы поддерживать свое производство на плаву последние просто вынуждены прибегать к взяткам.

    В России и во многих других странах наблюдается особое положение коррумпированного мелкого чиновничества. В случае изобличения мелкого чиновника чаще всего происходит привлечение к админ. ответственности, а нередко они и вовсе избегает какой-либо ответственности, поскольку переводятся или уходят с должности по собственному желанию. Такого рода чиновники занимаются взяточничеством с целью улучшения материального положения, поскольку абсолютное большинство признает, что даже в случае полной отдаче на работе не могут удовлетворять свои базовые потребности материального характера. Также наблюдается тенденция по росту коррупции в учебных заведениях. Это связано с тем, что деятельность научного характера не способна обеспечивать материальные потребности учителей, преподавателей и научных работников.

    Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна, и, разумеется, не все формы коррупционного поведения подпадают под понятие преступления.

    В настоящее время утвержден перечень преступлений коррупционной направленности.

    В соответствии с вышеприведенным перечнем к преступлениям коррупционной направленности относятся деяния, имеющие следующие признаки:

    - наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния (должностные лица, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением);

    - связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

    - наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

    - совершение преступления с прямым умыслом.

    В частности, это дача взятки или коммерческого подкупа, где субъектом может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, независимо от занимаемой им должности либо вообще являющееся безработным.

    К таким ситуациям относится и мошенничество, сопряженное с хищением чужого имущества под предлогом якобы его дальнейшей передачи уполномоченным должностным лицам в качестве взятки.

    Законодательство в сфере противодействия коррупции постоянно совершенствуется и государством принимаются меры по ужесточению ответственности лиц, совершивших коррупционные преступления.

    Таким образом, государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, также могут быть субъектами преступлений коррупционной направленности как должностные лица.

    В настоящее время вопросы коррупционного характера в России стоят как никогда остро и актуально, уровень коррупционной деятельности, к сожалению, растет с каждым годом.

    Вместе с тем, в современном обществе борьба с коррупцией становится еще более востребованной.

    Действительно, коррупция - сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. Разнообразие формулировок коррупции не всегда позволяет выявить все ее существенные признаки.

    Коррупции - (от лат. corruptio — подкуп) «прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.

    Характерные признаки коррупции:

    - использование публичным должностным лицом своего должностного или иного служебного положения вопреки законным интересам общества и государства;

    - получение неправомерных выгод как имущественного, так и неимущественного характера для себя либо другого физического или юридического лица, а равно незаконное предоставление такой выгоды физическим или юридическим лицом должностному лицу, в своих интересах, а также от имени или в интересах другого физического или юридического лица.

    В юридической литературе к коррупционным проявлениям в деятельности государственных служащих отнесены:

    - использование своих служебных полномочий при решении разнообразных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;

    - предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении на работу/на государственную службу и дальнейшем продвижении по службе;

    - неправомерное предпочтение физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности в ущерб установленном порядку;

    - использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

    - требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;

    - нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц;

    - дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением протокольных мероприятий.

    Особо следует сказать о подарках. Наверное, если даже не каждый первый, то каждый второй гражданин, делал так называемые подарки, и может быть не всегда из корыстных интересах, а благодарности ради.

    Между тем, законом четко установлено, что теперь не только государственный/муниципальный служащий, но и должностные лица при выполнении должностных обязанностей не вправе получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей, вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

    Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются и должны признаваться в соответствии с локальными актами учреждений и организаций соответственно федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации/муниципальной собственностью и передаются служащим /должностным лицом по акту в орган, в котором он трудоустроен, за исключением случаев, установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации.

    Гражданский служащий, должностное лицо, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Может быть, некоторые из перечисленных явлений является нормальным бытовым фактом, но следует знать, что данные проявления влекут за собой установленную законом ответственность.

    Тот же подарок в благодарность государственному, муниципальному служащему или должностному лицу может быть расценен как взятка.

    Важно понимать, что к коррупционным деяниям относятся следующие преступления:

    дача взятки (статья 291 Уголовного кодекса РФ),

    получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса РФ),

    злоупотребление полномочиями (статья 201 Уголовного кодекса РФ),

    коммерческий подкуп (статья 204 Уголовного кодекса РФ),

    злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса РФ, а также иные деяния, попадающие под понятие "коррупция", указанное выше.

    Санкции вышеуказанных статей предусматривают как штрафы в размере от 80 до 500 000 рублей, так и лишение свободы на длительные сроки от 3 до 12 лет, а также конфискацию имущества.

    По ряду уголовно-правовых составов, и прежде всего по коррупционным преступлениям, предусматривается наказания в виде конфискации имущества.

    Согласно ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (в данном случае речь может идти и предоставлении ежегодных справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    В соответствии со ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

    Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения. Безнаказанность за совершение коррупционных административных правонарушений порождает коррупционную преступность.

    Под административным правонарушением коррупционной направленности признаются и нарушения в сфере распоряжения бюджетными средствами.

    При этом Верховный Суд Российской Федерации исходит из следующего.

    Статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

    Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

    Пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

    В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое 5 обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

    Изложенное позволяет сделать вывод о том, что трудоустройство бывшего государственного (муниципального) служащего в такое учреждение, равно как и заключение с ним гражданско-правового договора, не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе.

    Под дисциплинарным проступком коррупционной направленности подразумевается такой вид правонарушения как использование государственным служащим своего статуса для получения преимуществ вопреки интересам государства, общества, граждан или организаций с нарушением (или без такового) нормативно установленного порядка несения службы, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание.

    Например, антикоррупционное законодательство устанавливает обязанность государственных служащих уведомлять обо всех обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение государственным служащим этой должностной обязанности влечет его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае это будет, прежде всего, дисциплинарная ответственность.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности.

    Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.

    Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

    При этом, право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит работодателю, который должен учитывать степень тяжести проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника.

    Если коррупционным правонарушением причинен имущественный ущерб физическим или юридическим лицам, последние могут обратиться в суд с требованием возмещения ущерба в порядке статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Частью 2 ст. 13.3 указанного Закона, установлено, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

    Таким образом, законодатель предоставил организации, в зависимости от специфики ее деятельности и организационно-правовой формы, иных особенностей, возможность выбора мер по предупреждению коррупции.

    В принятых Локальных актах организации, учреждения по предотвращению коррупции должны быть закреплены Основы антикоррупционной политики и антикоррупционного поведения работников организации (в том числе запрет на получение подарков и другие меры, озвученные выше).

    1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев :
    - наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 УК РФ (Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 УК РФ;
    - связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
    - совершения преступления с только прямым умыслом;
    Исключением являются преступления , хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с рацифицированными РФ международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

    3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий :

    3.1 Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности :
    Ст.174 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
    Ст. 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
    Ч.3 ст.210 Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)

    3.2 Преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами при наличии в статистической
    карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности:
    Ст.294 Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
    Ст.295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование
    Ст.296 Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования
    Ст.302 Принуждение к даче показаний
    Ст.307 Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод
    Ст.309 Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу

    4.Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
    Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества незаконного представления такой выгоды:
    Ст.159 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6) Мошенничество
    Ст.169 Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
    Ст.178 Недопущение, ограничение или устранение конкуренции
    Ст.179 Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

    Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 03:00 / 20 февраля 2013 22:07

    Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, утвержденный Генеральной Ассамблеей ОНН.

    Под коррупцией понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в т.ч. совершенное от имени или в интересах юридического лица

    Любые действия или бездействия, не содержащие вышеуказанных признаков, коррупционными нарушениями не являются. Коррупционные нарушения могут выражаться в дисциплинарных проступках, административных правонарушениях или коррупционных преступлениях.

    Дисциплинарный коррупционный проступок – это действие или бездействие лица, нарушающее законодательство о противодействии коррупции, но не являющееся преступлением или административным правонарушением.

    Наиболее распространёнными дисциплинарными проступками являются: неуведомление государственным или муниципальным служащим представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры, правоохранительных органов о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст.9 закона); непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя (непосредственного начальника) о возникшем конфликте интересов либо о наличии заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов (ст.10 закона); непредставление либо представление недостоверных неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного (муниципального) служащего или его супруги (а) и несовершеннолетних детей (ст.8 закона) и т.д.

    Так, например, государственный служащий в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не указал сведения о своих расходах на приобретение в отчетном периоде квартиры на сумму, превышающую совокупный доход с супругой за три года, предшествующих покупке.

    Административным коррупционным правонарушением является обладающее признаками коррупции действие или бездействие, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) , за совершение которого установлена административная ответственность, но не являющееся преступлением.

    КоАП РФ относит к числу коррупционных лишь две статьи: незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в 10-дневный срок (ст. 19.29 КоАП РФ).

    Дела о коррупционных административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.

    Коррупционными преступлениями являются предусмотренные Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ) общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ, например:

    - использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (ст. ст. 285, 286 УК РФ);

    - дача или получение взятки (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и т.д.) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (ст. ст. 290, 291 УК РФ);

    - мелкое взяточничество, то есть получение, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (ст. 291.1 УК РФ;

    - хищение должностным лицом бюджетных средств ( части 3 и 4 ст.159 УК РФ);

    - внесение должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ) и др.

    Если Вас вынуждают дать взятку или вы уже ее дали, сообщите об этом в полицию, следственный комитет или прокуратуру, способствуйте раскрытию и расследованию преступления. Только в этом случае вы не подлежите административной и уголовной ответственности, в отношении вас могут быть применены меры безопасности с целью охраны ваших прав и свобод (ст. 291 УК РФ, ст. 11 УПК РФ).

    Прокуратура
    Ставропольского края

    Прокуратура Ставропольского края

    9 декабря 2020, 08:40

    9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией

    Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, утвержденный Генеральной Ассамблеей ОНН.

    Под коррупцией понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в т.ч. совершенное от имени или в интересах юридического лица

    Любые действия или бездействия, не содержащие вышеуказанных признаков, коррупционными нарушениями не являются. Коррупционные нарушения могут выражаться в дисциплинарных проступках, административных правонарушениях или коррупционных преступлениях.

    Дисциплинарный коррупционный проступок – это действие или бездействие лица, нарушающее законодательство о противодействии коррупции, но не являющееся преступлением или административным правонарушением.

    Наиболее распространёнными дисциплинарными проступками являются: неуведомление государственным или муниципальным служащим представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры, правоохранительных органов о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст.9 закона); непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя (непосредственного начальника) о возникшем конфликте интересов либо о наличии заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов (ст.10 закона); непредставление либо представление недостоверных неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного (муниципального) служащего или его супруги (а) и несовершеннолетних детей (ст.8 закона) и т.д.

    Так, например, государственный служащий в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не указал сведения о своих расходах на приобретение в отчетном периоде квартиры на сумму, превышающую совокупный доход с супругой за три года, предшествующих покупке.

    Административным коррупционным правонарушением является обладающее признаками коррупции действие или бездействие, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) , за совершение которого установлена административная ответственность, но не являющееся преступлением.

    КоАП РФ относит к числу коррупционных лишь две статьи: незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в 10-дневный срок (ст. 19.29 КоАП РФ).

    Дела о коррупционных административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.

    Коррупционными преступлениями являются предусмотренные Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ) общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ, например:

    - использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (ст. ст. 285, 286 УК РФ);

    - дача или получение взятки (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и т.д.) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (ст. ст. 290, 291 УК РФ);

    - мелкое взяточничество, то есть получение, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (ст. 291.1 УК РФ;

    - хищение должностным лицом бюджетных средств ( части 3 и 4 ст.159 УК РФ);

    - внесение должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ) и др.

    Если Вас вынуждают дать взятку или вы уже ее дали, сообщите об этом в полицию, следственный комитет или прокуратуру, способствуйте раскрытию и расследованию преступления. Только в этом случае вы не подлежите административной и уголовной ответственности, в отношении вас могут быть применены меры безопасности с целью охраны ваших прав и свобод (ст. 291 УК РФ, ст. 11 УПК РФ).

    Читайте также: