Классический психоанализ это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Идеи, техники психоанализа

Какие философские идеи, техники классического психоанализа? В основе психоанализа как метода изучения неосознаваемых психических процессов лежит анализ ассоциаций, сновидений, воспоминаний, описок в письме, оговорок с целью восстановления в сознании человека психотравмирующих ситуаций, вытесненных в бессознательное поле и являющихся возможной причиной психических расстройств.

Какие наиболее существенные постулаты психоанализа кратко?

Психоанализ: принцип общего детерминизма

Принцип общего детерминизма в психоанализе полагает, что все поступки человека (мужчины, женщины, парня, девушки, мальчика, девочки), в том числе случайные, сознательные, ошибочные, зависят не только от сознательных, но чаще от неосознанных мотивов.

Психоанализ: ведущая роль неосознанных мотивов и психических процессов

Проблема бессознательного. Неосознанные процессы превалируют над осознанными процессами. Ведущая роль принадлежит неосознанным мотивам и психическим процессам. Они обычно подавляются в сознании человека. Выявить их можно в так называемых символах, оговорках, сновидениях, при психоаналитическом рассмотрении свободных ассоциаций. Чаще выявляются проявления сексуального инстинкта, которые человек не пропускает через ограничители сознания в соответствии с общепринятыми в обществе нормами морали и поведения.

Психоанализ: огромное значение в жизни человека имеет либидо, половое, сексуальное влечение

Существенное значение в жизни человека имеет половое влечение, сексуальное влечение, либидо. Либидо у ребенка проходит ряд стадий.

Оральная стадия удовлетворяется путем сосания груди мамы, сосание сосков молочных желез (грудных желез). Анальная стадия удовлетворяется актом дефекации.

Фаллическая стадия характеризуется тем, что у мальчиков ощущается сильная привязанность к матери, а отец расценивается как соперник на пути этой привязанности. Развивается Эдипов комплекс. У девочек отмечается привязанность к папе (отцу), формируется комплекс Электры и комплекс кастрации в связи с отсутствием у девочки полового члена (пениса). Либидо у ребенка до 3-х лет проходит прегенитальную стадию развития. В дальнейшем сила либидо уменьшается, а с началом пубертатного периода опять возрастает и наступает генитальная стадия. Психоаналитики в Саратове также выделяют деструктивный, или агрессивный, инстинкт.

Психоанализ: трехмерная структура личности

Структура личности по Фрейду состоит из 3 компонентов: оно, я, сверх-я.

В чем заключается неосознанный конфликт полового влечения, либидо и сверх-я? В жизни человека либидо, обладающее энергией (катексис), встречает в процессе реализации многочисленные преграды, в том числе и от сверх-я, что может приводить к развитию такого заболевания, как невроз. Сублимация – энергия сексуального влечения. Если удается перевести энергию сексуального влечения в социально приемлемые виды деятельности, то наступает успокоение. Могут приводить к определенным расстройствам или появлению некоторых отрицательных форм поведения Эдипов комплекс, неудовлетворенность, нарушения фаз оральной или анальной сексуальности.

Психоанализ и лечение в Саратове

Псхоанализ в Саратове стоит на ряде принципов. Лечебные принципы психоанализа заключаются в ряде этапов.

1. Преодоление психологического сопротивления больного человека (мужчины, женщины, парня, девушки, мальчика, девочки).

2. Перевод травмирующих психику неосознанных переживаний в сознательные.

3. Помощь в разрешении внутреннего конфликта.

Средства психоанализа в России

Основные средства психоанализа в России – это катарсис и перенесение. Катарсис - это очищение души. Перенесение – это трансформация.

Катарсис

Катарсис заключается в освобождении больного от комплексов, находящихся в скрытом состоянии, что способствует улучшению его состояния или излечению.

Трансформация, перенос в психоанализе

Перенос в психоанализе. В процессе трансформации врач играет роль катализатора. Трансформация заключается в переносе в процессе беседы пациентом на врача враждебных отношений, которые были к близкому человеку со времени детства.

Берн, психоанализ Берна

Эрик Леннард Берн выделял 3 эго-состояния: взрослый, родитель, ребенок. Когда человек контактирует с окружающей средой, он находится в одном из трех соcтояниях.

Юнг, психоанализ Юнга

Карл Густав Юнг является отцом глубинной аналитической психологии. Заслуги Энга в психологии огромны. Он развивал концепцию психологических типов, проводил интерпретацию архетипических образов, считал индивидуацию личности важным пунктом психотерапии, нашел источник общечеловеческой символики, символы либидо и изучил метаморфозы. Сильно его коллективное бессознательное учение.

Адлер, психоанализ Адлера

Альфред Адлер является предшественником такого направления, как неофрейдизм, изучал индивидуальную психологию (теорию и практику), пропагандировал концепцию индивидуальной теории личности, компенсаторную теорию власти, отрицал влияние сексуального желания в психоанализе. Активно занимался изучением проблем смысла жизни, постигал человеческую природу, образ жизни, чувство неполноценности и ее компенсацию, функциональный финализм, невротическую конституцию.

Лакан, психоанализ Лакана

Хорни, психоанализ Хорни

Карен Хорни – женщина психолог, основатель психологической теории личности, сторонница неофрейдизма. Она придавала большое значение воздействию окружающей среды социума на формирование личности человека, изучала невротические наклонности, патогенные стремления, самоанализ, личностный рост, невроз, отношения полов, тревожность базисный конфликт. Очень важным Карен Хорни считала потребность в любви, а также невротическое соперничество, полагала, что беспокойство является основой мотивации человека. Карен Хорни основала Американский институт психоанализа.

Куттер, психоанализ Куттера

Петер Куттер - франкфуртский психоаналитик, член Немецкого психоаналитического общества, изучает психоанализ страстей. Петер Куттер изучает современный психоанализ, психологию бессознательных процессов, групповую психотерапию. Петер Куттер - опытный психоаналитик, из взглядов которого, можно почерпнуть много интересного.

Психоанализ

Что такое классический психоанализ Фрейда в Саратове и в России, гуманистический Э Фромма, Юнга (Carl Gustav Jung, Карл Густав Юнг), Берна (Eric Lennard Berne, Эрик Леннард Берн, Леонард Бернстайн), Адлер (Альфред Адлер, адлеровский психоанализ), В. М. Лейбин (Валерий Моисеевич Лейбин), Карен Хорни (Karen Horney, Хорнай), Ж Лакана (Jacques Marie Emile Lacan, лакановский), П Куттер (Петер Куттер, Peter Kutter), Томэ Кэхеле, Райх, Анны Фрейд в психологии, где располагается институт психоанализа и практической аналитической психологии в России.

Зигмунд Фрейдр, психоанализ Зигмунда Фрейда

Чем знаменит Зигмунд Фрейд, почему трудна философия и теория психоанализа, бихевиоризм, культура? Что такое введение в психоанализ личности человека, в чем заключается развитие психоанализа? Бывает психоанализ сновидений, любви, огня, страстей, агрессии, зависти, секса, страха, сказок, власти, в рекламе, по рисункам, глубинная психотерапия, детский психоанализ (детства), свободных ассоциаций. Почему возникает сопротивление, трансакции, как рушатся межличностные отношения? Как включить защитные механизмы человека, мужчины, женщины, парня, девушки, мальчика, девочки, взрослого, подростка, ребенка?

Центр современного психоанализа

Центр современного психоанализа поможет решить Ваши глубинные проблемы. Какие существуют основы, техники, проблемы, современные направления, примеры, этапы. Чем интересны основные идеи и задачи, суть, а также цель, практика и виды психоанализа?

Лечение психоанализом

В психологическом консультировании важны структурный бесплатный и платный современный социальный практический, векторный, детский и взрослый психоанализ в консультировании. При некоторых заболеваниях лечение психоанализом весьма эффективно. Клинический психоанализ, квантовый нанопсихоанализ может помочь. Эволюция, история, философия жизни Вам подвластна.

Ясное понимание цели, сущности, основных технических приемов и правил, психологических элементов (механизмов) психоаналитического метода психотерапии затруднено без знания основных источников его происхождения.

На этот счет имеются достаточно различающиеся, хотя и не противоречащие в основном друг другу точки зрения. Сам 3.Фрейд, например, отмечал: «Я чувствую себя вправе утверждать, что и в наши дни, когда я давно уже не единственный психоаналитик, никто не может знать лучше меня, что такое психоанализ, чем он отличается от других способов исследования психической жизни и что именно следует этим словом обозначать.

Можно привести еще ряд высказываний — психоаналитиков , психологов, философов, врачей, других ученых — по поводу происхождения психоаналитического метода Фрейда, в одних из которых Фрейда упрекали в единоличном присвоении и узурпации открытия психоанализа, в других умаляли роль и значение заслуги И.Брейера в области психоаналитического метода и т.д. [1; 2; 3; 4 ; 10 ; 15 ; 16 ; 26 ; 28 ; 41].

Были даже заявления о том, что Фрейд вместе с Брейером использовали учение французского психолога П. Жане. Представители французского гипнотизма утверждали, что психоанализ как метод психотерапии стал наследником только гипноза [20, 27].

Изучение этого вопроса позволяет предположить, что психоаналитический метод оформился на благодатной почве его предшественников, имел свои генетические корни в психотерапевтических методах, философских и психологических учениях.

Как известно, сам Фрейд полагал, что основными источниками психоанализа как метода психотерапии были классический гипноз Ж.М.Шарко и Нансийской школы, катартический метод И. Брейера и закон образования ассоциаций- один из древнейших в психологии[2] /20; 22; 23; 39; 42/.

Отправным пунктом в его медицинской карьере стало знакомство с историей Анны О. (Берты Паппенгайм), пациентки его друга и духовного учителя Брейера.

Это событие поставило перед Фрейдом две важнейшие, связанные друг с другом, проблемы — истерии и гипноза. Именно при исследовании истерии интерес ученого сместился от физиологии к психологии. Чем же заинтересовала в 1882 году история Анны О. Фрейда?[3] В ряде источников самого основателя психоанализа , его последователей и критиков мы находим признания того, что Фрейда всегда привлекали занятия философией, но он никогда не любил медицину[4]. Не исключено, что пациентки, больные истерией, интересовали ученого вследствие специфики его личности[5]. Не осталось без внимания и то, что случай с Анной О. демонстрировал возможность успешного лечения истерии нетрадиционным способом, от разработки которого Брейер отказался и долгие годы не публиковал историю случая. Более того, при публикации Брейер опустил существенное событие, положившее конец лечению Анны О.: неожиданное для врача проявление пациенткой мощного непроанализированного положительного переноса неопровержимо сексуальной природы.

Но главное, на наш взгляд, заключается в том, что история заинтересовала Фрейда в силу уникального сочетания в этой болезни проблем души и тела, психического и соматического, интуитивного понимания возможности потрясающего по своим последствиям сдвига в ее лечении от медицины к загадочной психологии.

Шарко применял гипноз с целью вызвать истерические симптомы, усматривая в них искусственную истерию. Он показал, что истерическому субъекту (и женского, и мужского пола) можно в гипнозе навязать известные представления. Например, легкий удар мог вызвать истерический паралич или нечувствительность кожи на каком-либо участке тела.

Будучи сторонником гипнотизма, Фрейд применял прямое гипнотическое внушение с декабря 1887 по май 1889 года, пока не перешел к катартическому методу Брейера.

Таким образом, исходным пунктом в будущем здании психоанализа было пристальное изучение истерии — уникального сочетания психического и соматического факторов. Это явление исследовалось с психологических позиций.

Классический гипноз в школе Шарко применялся директивно, в виде прямого гипнотического внушения в основном с целью вызова симптомов у пациентов и последующего их снятия в виде запрета.

Главным выводом на этом этапе, на наш взгляд, следует считать то значение гипноза в открытии Бессознательного (огромных возможностей скрытых от сознания мощных психических процессов), которое стало фундаментом будущего психоаналитического метода.

Катартический метод Брейера

В истории и практике катартического метода можно выделить два этапа:

"Брейеровский анализ«[8]. Удовлетворяя жажду знаний ученого — врача, пытающегося понять происхождение тех явлений, которые он стремится излечить, Фрейд перешел от гипнотического внушения к катартическому методу Брейера. Австралийский невропатолог, профессор физиологического института в Вене Брейер наряду с Шарко и Бернгеймом был учителем и духовным наставником Фрейда. Именно ему основатель психоанализа отдает наибольшую дань уважения и приписывает исключительные, самые выдающиеся заслуги в открытии психоаналитического метода[9].

. Анна О. — прелестная 21-летняя девушка, интеллигентная, эрудированная, с богатым воображением, критическим умом , что делало ее невнушаемой. Настойчивость, доходящая до упрямства, и доброта завершали ее первоначальный портрет. В июле 1880 года горячо любимый ею отец оказался прикованным к постели тяжелой болезнью. Первые месяцы Анна беззаветно ухаживала за ним, одновременно пребывания, как и раньше, в сказочных выдумках своего воображения. Однако вскоре у нее появились слабость ; малокровие; отвращение к пищи; кашель; желание отдохнуть днем, переходящее в сноподобное состояние к вечеру и в сильное возбуждение к ночи; косоглазие. В начале декабря 1880 года пациентка слегла и смогла подняться только в апреле 1881 г., за несколько дней до смерти отца. В постельном режиме у нее быстро развилась серия новых нарушений: расстройство зрения, паралич мышц конечностей и других участков тела, тревожность. В таком состоянии Брейер взялся за ее лечение.

Пациентка к этому времени пребывала в двух чередующихся состояниях сознания: относительно нормальном , сопровождающемся меланхолией, и галлюцинаторном, в котором была непослушной, бранящейся и прочее. Первое становилось все кратковременнее, а во втором отчетливо вы выступали разговоры с собой. В ясном сознании она жаловалась на мрак в голове, проявления слепоты и глухоты, раздвоенность. Через некоторое время наступило глубокое функциональное расстройство речи, с восстановлением которой она бессознательно перешла с родного немецкого на английский язык, а при сильном волнении — на мешенину из разных языков. (Брейеру потребовалось несколько месяцев для того, чтобы убедить ее в этом.)

После смерти отца истории стали более трагичными. Однако и в этой ситуации после выговаривания она становилась совершенно спокойной, на следующий день с утра была в хорошем состоянии, однако на 3-й день ее настроение быстро ухудшалось до невыносимого. В эти часы ее трудно было разговарить даже в гипнозе. Брейер настойчивым упрашиванием и всякими ухищрениями обычно добивался своего, но она никогда не начинала говорить до тех пор, пока не убеждалась в его тождественности осторожным ощупыванием рук психотерапевта. Если же выговаривание не приводило к успокоению, применялся хлорол, после чего она на несколько часов засыпала. Если Брейер при этом присутствовал, то сон был эйфоричным, в его отсутствие сон был неприятным и беспокойным.

Самым же примечательным было то, что продукты ее воображения и каждое событие, ассимилированное патологической частью ее души, упорствовали как психические стимулы до тех пор, пока не выговаривались в состоянии гипноза, после чего полностью исчезали. Однако в декабре 1881 г. последовало ухудшение ее состояния с последующим расщеплением: в одном состоянии она была в текущем времени, в другом — в событиях годичной давности, переживая их день за днем и рассказывал ,о них доктору, после чего возникшие в то время нарушения исчезали. Через некоторое время пациентка стала вспоминать и события 2-летней давности (1880 г.) и как только они проговаривались, обусловивший их симптом исчезал.

Существуют разные точки зрения на причины отхода 3.Фрейда от гипнотерапии — Э.Джонса, Д.Лагаша, Л.Шертока, Ф.Виттельса, Р.Гринсона и др. Опираясь прежде всего на высказывания, замечания самого Фрейда в разное время, а также имея собственную позицию по этому вопросу, мы считаем, что целый ряд причин в совокупности обусловил отказ будущего психоанализа от применения гипнотического метода. Перечислим основные.

Ассоциации (закон ассоциаций)

Напомним некоторые основные аспекты истории развития ассоциаций (закона ассоциаций) в психологии.

Обращение к рассмотрению нами этой проблемы обусловлено несколькими факторами:

— недостаточными исследованиями[21] непосредственного влияния идей ассоцианизма, роли психологического закона ассоциаций в создании психоанализа;

— тем, что именно свободные ассоциации стали основным вкладом в открытие Фрейдом его метода (часто в психоаналитической литературе и клинической практике метод свободных ассоциаций отождествляют с психоанализом);

Ассоциации (лат. associare) — соединение , объединение, союз; в психологии — это ассоциация идей — связь представлений, появившись в сознании, вызывает по сходству, смежности или противоположности другое.

Подобно тому, как ствол дерева, развиваясь, обрастает новыми кольцами, эти понятия, передавая от эпохи к эпохе мудрость веков, обогащались новым содержанием. Закон образования ассоциаций веками считался главным законом психологии. Сущность его сводилась к тому, что если какие-либо объекты воспринимались одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них влекло за собой осознание другого. Различным видам ассоциаций было посвящено множество психологических трактатов и концепций. Приведем лишь несколько наиболее известных учений.

Начало классическому ассоцианизму было положено концепцией бессознательного английского врача Гартли, центральной идеей которого была универсальная категория ассоциации[22] (человеческое познание представало как ассоциация идей).

Он также считал, что на основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображение. Память же — это воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каких они были получены. Англичанин Д.Юм развил понятие ассоциаций, объясняя механизмом их образования работу познания, дал классификацию ассоциаций[23] и утверждал, что все эти ассоциации встречаются в повседневной жизни, лежат в основе научного мышления (причинно — следственные отношения сводились к привычной последовательности явлений).

Идеи ассоциативной психологии своеобразно преломились в концепции И.Ф.Гербарта. Понятия о бессознательной психике, сочетаниях представлений (комплексах), хотя и не осознаваемых, но способных воздействовать на процессы, в отношении которых индивид способен дать себе отчет, может рассматриваться как свидетельство влияния Гербарта на Фрейда, создание его психоанализа.

В ассоцианизме было дано детальное описание, как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Когда психология превратилась в самостоятельную науку, ассоциации стали изучать экспериментально, чтобы определить законы памяти, воображения и других умственных процессов.

Применялся ли метод свободных ассоциаций до Фрейда?

Безусловно, ни Гарт-Вилкинсон, ни Шиллер не имели прямого влияния на выбор психоаналитической техники.

Замечательный биограф Фрейда Джонс приводит исторический факт, когда Фрейд настойчиво расспрашивал Элизабет фон Р. и она упрекнула его в том, что он прерывает ход ее мыслей. Тогда он принял ее совет, и метод свободных ассоциаций сделал гигантский шаг вперед. Мы уже имели возможность заметить, что и факт переноса, и явление сопротивления, а теперь и свободные ассоциации были выявлены (или применены, как в случае со свободными ассоциациями) при лечении фрейлин Элизабет фон Р.

Психологические, философские концепции ассоцианизма, господствовавшие в XIX веке, оказали свое благотворное влияние на формирование медицинских, психологических, философских взглядов Фрейда на создание его метода свободных ассоциаций.

Гениальность, научное предвидение, клиническая проницательность Фрейда проявились в создании им метода свободных ассоциаций с целью познания глубинного мира Бессознательного человеческой психики.

Исследование генезиса психоанализа показывает, что он имел глубокие корни, источники, основанные на богатстве мысли, психологических, философских, медицинских знаний и психотерапевтической практики.

Надо было обладать гением Фрейда, научной проницательностью, даром воображения и теоретического осмысления, смелостью ученого и человека, чтобы:

— пройти через терни зашоренных медицинских кругов, применяя гипноз и катарсис, отказаться от них;

— осознав силы сопротивления и преодолев их, проникнуть в глубины Бессознательного;

— открыть перенос — особые чувства между пациентом и аналитиком, модификацию опыта прошлых отношений в детстве со значимыми для больного людьми;

— извлечь вытесненные аффекты, понять природу психического детерминизма явлений и, применив свободные ассоциации как свое главное психотерапевтическое открытие, создать психоаналитический метод.

15.Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. I. N° М., РОУ, 1991.

[1] К р у к Владимир Михайлович — кандидат психологических наук, специалист в области истории психоанализа, психоаналитической психотерапии, член Правления РПА.

X а р и т о н о в Александр Николаевич — психолог-психотерапевт, специалист в области истории психоанализа, психоаналитической психотерапии, член Правления РПА.

[6] На протяжении почти 20 месяцев он применял электростимуляцию, водолечение, массаж и т. д. И неудовлетворенный результатами начал использовать гипноз в декабре 1887 г. (Э.Джонс).

[14] Поездка в Нанси могла свидетельствовать также о нетвердости убеждений Фрейда в гипнотерапии (В.Виттельс, 1925).

[15] Мы специально не рассматривали до этого методический подход Бернгейма в психотерапии, так как по логике развития психоаналитического метода именно на этом этапе более правильно приводить этот факт и исторически именно в этот момент Фрейд вспоминал о «технике напора соотнося с ней свою методическую уловку при отказе от гипноза — „процедуру надавливания“.

[16] У „зрелого“ Фрейда в „Введении в психоанализ. “ (1933) в 27-й лекции мы находим очень оригинальное суждение: „В нашей технике мы отказались от гипноза только для того, чтобы снова открыть внушение в виде перенесения“. Что самое серьезное здесь, что заслуживает особого подхода к пониманию причин отказа от гипноза, так это сравнение перенесения с внушением. В других источниках Фрейд вообще считает несовместимым внушение и психоанализ.

[17] Кстати , Бернгейм демонстрировал возможность „оживления“ воспоминаний пациентов, используя чисто психологические приемы опроса: настойчивость (напор), внушение, увещевание.

[20] Здесь мы впервые выходим на ассоциирование как следующий источник будущего психоаналитического метода. Фактически уже обозначились основные контуры психоанализа, за исключением решающего довеска — свободных ассоциаций.

[21] Все имеющиеся исследования по генезису, истории психоанализа посвящены в основном изучению влияния гипноза, катартического метода (что часто тоже отождествляется с гипнозом) на рождение психоанализа. В них практически не прослежена роль ассоциаций в создании психоаналитического метода, за исключением некоторых упоминаний зарубежных и отечественных ученых (Э.Джонс, Ф.Виттельс, М.Г.Ярошевский). Нами же предпринята попытка выделить в данной работе закон ассоциаций как самостоятельный источник генезиса психоанализа в качестве метода психотерапии.

[22] Это была вторая попытка соединить рефлекс с ассоциациями после Р.Декарта. Третьей такой попыткой было учение отечественного психолога , физиолога И.М.Сеченова (см. М.Г.Ярощевский. История психологии. — М. , 1985 г.).

[23] Д.Юм различал следующие ассоциации: случайные и неправильные (ассоциации по закону смежности в пространстве и во времени); естественные и правильные (ассоциации по закону сходства и причинности). См. Ждан А. Н. История психологии от античности до наших дней. — М., 1990.

[25] Не исключено, что именно в то время ему пригодился опыт его знакомства с сочинениями Бьерна, и Фрейд со свойственной ему научной проницательностью и тонким клиническим чутьем прибегнул к свободным ассоциациям.

[26] При этом пациент, так же как и при гипнозе, и при катартическом методе, лежал на кушетке, а психотерапевт садился у головы пациента так, чтобы тот его не видел (его реакций, мимику, движения и др.)

Психоанализ – это психологическая теория, разработанная на рубеже XIX и XX веков (первые исследования Фрейда на эту тему датированы 1880 годом). Ее до сих пор используют для лечения психических расстройств, но чаще встречаются модификации оригинальной концепции. Разберем кратко и понятно, что такое психоанализ Фрейда, каковы основы этой теории и как ее использовать. А также узнаем, как к ней относятся другие психологи. Забегая вперед, скажу, что отношение противоречивое.

Что такое психоанализ: суть теории

психоанализ в психологии

Таким образом, психоанализ простыми словами – это научная теория и метод лечения психических расстройств. В настоящее время его рассматривают в трех областях:

  • как психологическую и философскую теорию личности;
  • как совокупность принципов и методик изучения бессознательного личности;
  • как направление в психотерапии, которое помогает избавиться от внутриличностных конфликтов, неврозов, комплексов, психозов, депрессии, фобий и других проблем.

Психоанализ в психологии рассматривается как теория и как практика. Разберем, в чем суть теории психоанализа З. Фрейда.

Что изучает психоанализ? Бессознательные мотивы и желания личности. Если говорить о психоанализе как о теории, то ее суть можно отразить в нескольких тезисах (особенностях):

  • конфликт сознательного и бессознательного приводит к развитию неврозов, страхов, депрессии и других психологических проблем;
  • мысли и поведение обусловлены бессознательными желаниями;
  • осознание истинных мотивов, потребностей, желаний затруднено из-за включения защитных механизмов психики;
  • психологические проблемы можно решить, если вывести их на уровень сознания (это можно сделать при помощи методов психоанализа).

Базовая идея психоанализа Фрейда состоит в том, что в психической природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. То есть все, что человек имеет в настоящем, – результат прошлого. Если сейчас что-то не устраивает, то причину нужно искать в прошлом. А теперь будем разбирать все подробнее и по порядку.

Кто является основоположником психоанализа

Зигмунд Фрейд

Автором теории, основоположником метода психоанализа является австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд. Он же был основателем школы психоанализа. Иногда теоретическую основу психоанализа (философию Фрейда) называют фрейдизмом. Теория Фрейда оказала значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

Интересно! Ближайшими последователями Фрейда были К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм и др. Некоторые из современных психологов тоже опираются на учение Фрейда.

Основы психоанализа

Бессознательное, сексуальный инстинкт, сублимация, оговорка по Фрейду – возможно, вы слышали эти понятия. Все они относятся к психоанализу. А знаете ли вы их определения и суть? Сейчас во всем разберемся, рассмотрим основы психоанализа личности, разберем ключевые понятия.

Сознание и бессознательное

В теории психоанализа Фрейд выделил 2 структуры психики. Каждая из них имеет три слоя, но между собой эти структуры несколько отличаются. Сначала разберем слои первой структуры:

  1. Бессознательное. Здесь хранятся все тайные желания, вытесненные воспоминания, животные инстинкты, аморальные влечения.
  2. Предсознание, или подсознание. На этом уровне расположилось то, что человек знает и помнит в настоящее время или при желании может вспомнить.
  3. Сознание. Это мысли, чувства, эмоции, планы человека в настоящем.

Это первичная структура психики по Фрейду. Позже психоаналитик открыл метод свободных ассоциаций и разработал новую структуру (концепцию) строения психики. В ней он выделил три элемента: Оно, Я и Сверх-я.

Согласно теории психоанализа, наша психика имеет три уровня:

Часто Оно и Сверх-Я вступают в конфликт, а Я пытается примирить их. По сути, большую часть своей жизни каждый человек проводит в таком вот поиске баланса между животными инстинктами и высшими моральными ценностями, запретами, нормами. Не всем и не всегда удается выдержать баланс, иногда нас мотает то в одну сторону (поддаемся желаниям, эмоциям), то в другую (слишком рационализируем жизнь, блокируем свои чувства и подавляем желания). И то, и другое опасно. Если падение в одну из сторон происходит слишком часто, у человека развиваются комплексы, неврозы и другие психологические проблемы.

Важно! Подавленные желания приводят к развитию комплексов. Избавиться от фрустрации (переживание из-за невозможности удовлетворения потребности) помогает сублимация.

Защитные механизмы

вытеснение

Кроме сублимации, психоаналитик выделил еще 7 защитных механизмов (позже другие психологи расширили эту классификацию):

    . Если человек не понимает, как ему удовлетворить свои желания социально приемлемым путем, но и забыть об этом не может, то он вытесняет их на уровень бессознательного. И как бы забывает (действительно не помнит). Однако это не означает, что импульсы исчезли. Они продолжают влиять на мысли и поведение человека. На сдерживание желаний тратится много энергии, поэтому в скором времени человек заболевает. . Человек убеждает себя, что ему показалось, что это произошло случайно, что он ослышался и т.д. В общем, он всеми силами внушает себе, что чего-то неприятного не было или что это случилось не с ним. . Человек убеждает себя, что не мог поступить иначе. Да, он совершил постыдный поступок, но так было нужно. В большинстве случаев объяснение и правда выглядит логично, но к истинным мотивам это не имеет никакого отношения. . Человек обвиняет других в том, что не принимает в себе. Например, изменщик обвиняет в измене своего партнера, предатель подозревает своего друга и т.д. . Когда человек не может выместить свою злость на одном объекте, он вымещает агрессию на другом. Например, ребенок, которого бьют родители, избивает детей помладше и издевается над животными. Мужчина, который не может ударить начальника, срывается дома на детях и жене. К слову, замещение касается не только агрессии. Любая эмоция и чувство может принимать в этом участие. Например, молодому человеку нравится одна девушка, но он не может быть с ней, поэтому встречается с более доступной, представляя ту пассию (а иногда и пытаясь сделать из второй девушки первую).
  1. Инверсия. Это попытка вызвать у себя прямо противоположные чувства к объекту. Например, чтобы пережить болезненное расставание, девушка начинает концентрироваться на реальных и выдуманных недостатках мужчины. Цель – сделать объект противным, не таким притягательным. Тогда и желание, влечение к нему исчезнет. . Это возвращение на предыдущую ступень развития, то есть включение детских моделей поведения. Возможно, вы подумали, что речь идет об истериках, криках, плаче, обидах, демонстративном уходе и т.д. Да, но не только. Алкоголизм, игромания, наркомания, заедание проблем, курение – это тоже форма регрессии. Взрослые люди не уходят от реальности – они решают проблемы.

Защитный механизм психики – это набор бессознательных реакций, защищающих человека от негативных эмоций и переживаний. Защитные механизмы помогают поддерживать психическое равновесие. Однако нельзя все время полагаться только на эти силы. Частое обращение к защитным механизмам приводит к деформации личности, препятствует социализации. А также защитные механизмы иногда дают сбой, что тоже не идет на пользу личности.

Психосексуальное развитие

Согласно Фрейду, каждый человек проходит 5 стадий психосексуального развития, каждая из которых имеет свою ведущую потребность:

Например, застревание на анальной стадии развития приводит к формированию анального характера. Такому человеку присуща скупость, жадность, упрямство, педантичность, склонность к агрессии и саморазрушению, импульсивность, конфликтность.

Комплексы

комплекс неполноценности

Часто говорят о комплексе неполноценности – это совокупность переживаний человека из-за субъективного восприятия собственной неуспешности. Проще говоря, человек считает себя хуже других, менее достойным. Он видит счастье и успех окружающих, хочет ощутить то же, но не может и не знает, как этого добиться.

На самом деле психоанализ человека рассматривает куда больше комплексов. Вот лишь некоторые из популярных:

Методы психоанализа

Как мы уже выяснили, психоанализ – это не только теория, но еще и практика. С его помощью можно диагностировать и корректировать психическое состояние. Психоанализ включает в себя множество приемов для работы с бессознательным, но все их можно разделить на три группы.

С помощью этих методов можно заглянуть в бессознательное человека, определить подавленные желания, эмоции и воспоминания, понять мотивы поступков и скорректировать поведение.

Важно! Не путайте психоанализ с психотерапией. Психоаналитик в большей степени отвечает за то, чтобы человек свободно выговорился и сам нашел истоки проблем, а также их решение. Психоаналитик направляет, но не дает прямых указаний и советов.

Концепция

Мы уже многое сказали о теории Фрейда, но все это как-то обобщенно, вперемешку (новое и старое). В чем же состоит концепция оригинальной теории психоанализа Фрейда? Обозначим основные положения (черты) психоанализа:

В теории психоанализа предметом изучения являются бессознательные мотивы, ведущие к психическим расстройствам.

А теперь перейдем к разбору видов психоанализа.

Какие направления (виды) психоанализа существуют сегодня

В современных теориях психоанализа акцент с сексуальности смещен. Психологи рассматривают не только эту потребность, как причину всех бед, но и другие неудовлетворенные потребности.

Например, люди с обостренной и неудовлетворенной потребностью во власти зачастую становятся тиранами дома или на работе. Люди, которым не хватает теплого социального контакта, окружают себя животными. Люди, которые не могут или бояться иметь детей, но хотят этого, тоже направляют свою энергию в сторону животных, например, котов. Женщины, которые не могут состояться как профессионалы, находят себя в воспитании детей.

Лакан

Классический психоанализ Фрейда – один из известных психологии видов этого учения. Существуют и другие школы (направления) психоанализа. Кратко осветим их:

  1. Эго-психология. Если Фрейд уделял больше внимания Оно, то здесь все внимание приковано к Эго (Я), то есть сознательной части личности.
  2. Теория объектных отношений. В основе этой теории лежит положение о том, что психика – это система внутренних объектов, которые являются отражением людей и ситуаций из внешнего мира. Специфика отношений с людьми в настоящем и сценарий жизни обусловлены детским опытом субъекта. То есть во взрослой жизни человек воспроизводит то, к чему привык в детстве.
  3. Школа М. Кляйн. Психоаналитик уделяла больше внимания детскому психоанализу, в частности разбору Эдипова комплекса. В качестве основных движущих сил психики рассматривала любовь и агрессию. Первое – исцеляет, второе – расщепляет психику.
  4. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Психоаналитик рассматривал человека строго как субъекта и предлагал решать психологические проблемы через речь. Базой личности считал тандем трех элементов: воображаемое (представление человека о себе на основе познания других людей), символическое (поиск отличий у себя и других), реальное (ситуация, место, где индивид впервые познакомился с другим). Психоаналитик изображал это символом из трех связанных колец. Если хотя бы одно кольцо разомкнуть, то психическое равновесие индивида нарушится.
  5. Интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, Клара Томпсон). Внимание сконцентрировано не на анализе личности, а на анализе межличностных отношений. Именно этот элемент психоаналитики считали самым важным и значимым в психическом развитии субъекта.

Существуют и другие современные направления психоанализа, но эти пользуются наибольшим спросом.

Как психоанализ повлиял на развитие психологии

Теория психоанализа Фрейда способствовала развитию психологии. Психоанализ произвел настоящую революцию в мире психотерапии и психиатрии. Эта теория нашла свое отражение в трудах других психологов (представителей психоанализа): А. Фрейд, Д. Винникотта, Х. Гартмана, М. Малера, Э. Глоувера, Э. Эриксона, М. Кляйн и других. Прямыми последователями Фрейда являются Карл Юнг, Альфред Адлер, Отто Ранк, Х. Хартман, Э. Крис, Анна Фрейд (дочь известного психоаналитика).

Интересно! Учение Фрейда повлияло даже на кинематограф. Его трудами вдохновлялись Альфред Хичкок, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Паоло Пазолини.

Критика

критика психоанализа

Теория Фрейда сразу же привлекла внимание общественности. Но нельзя сказать, что оно было исключительно позитивным – нашлось немало критиков. И до сих пор учение Фрейда подвергается критическому анализу. Вот, за что его критикуют:

Некоторые психологи до сих пор считают психоанализ Зигмунда Фрейда лженаукой. Они сомневаются в ее обоснованности, достоверности и эффективности.

Альтернативы

когнитивно-поведенческая психотерапия

К альтернативам психоанализа относится когнитивно-поведенческая психотерапия, арт-терапия, аналитическая психотерапия Юнга, бихевиоризм, гештальт-терапия, логотерапия, позитивная психотерапия, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия, эриксоновский гипноз. Все это, как и психоанализ, методы психотерапии. Они не могут полноценно заменить друг друга, потому что это совершенно разные направления, но цель у них одна – помочь человеку осознать внутреннюю проблему и избавиться от нее.

Заключение

Какое бы отношение не сформировалась к психоанализу З. Фрейда, нельзя отрицать факт: это официально признанный метод психотерапии. Его не просто так включают в практику и программу обучения студентов. Большинство исследователей признает его эффективность и безопасность. Для сравнения: столь популярный в наши дни метод расстановок по Хеллингеру не признан официальным сообществом психологов, а в некоторых странах, например, Германии даже запрещен. Значит, как минимум, относительно этого метода психоанализ куда эффективнее и безопаснее.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ" в других словарях:

КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ — См. классическая теория … Толковый словарь по психологии

Психоанализ — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • … Википедия

ПСИХОАНАЛИЗ — Психотерапевтический метод, разработанный Фрейдом (Freud S.). Основополагающим понятием, объединяющим учение Фрейда со взглядами Адлера (Adler А.) и Юнга (Jung C. G.), а также неопсихоаналитиков (см. НЕОПСИХОАНАЛИЗ), является… … Психотерапевтическая энциклопедия

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ — – название, предложенное немецко американским психоаналитиком Эрихом Фроммом (1900–1980) для обозначения учения, в основу которого положены идеи гуманистической этики, рассматривающей человека как деятельное и любящее существо. В работе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ — – одно из направлений современного психоанализа, теория и практика которого основаны на использовании идей, почерпнутых из классического психоанализа З. Фрейда, структурной антропологии К. Леви Строса (1908–1997), археологии знания М. Фуко… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Комплексы (психоанализ) — Психоанализ (нем. Psychoanalyse) семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в… … Википедия

АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ — Классический психоанализ признавал противопоставление активности – пассивности. Первый связывается с маскулинностью, агрессией, садизмом и вуайеризмом; последний с феминин ностью, подчиненностью, мазохизмом и эксгибиционизмом. Кроме того, 3.… … Толковый словарь по психологии

Эдипов комплекс — У этого термина существуют и другие значения, см. Эдипов комплекс (значения). Эдипов комплекс (нем. Ödipuskomplex) понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю… … Википедия

Психосоматические заболевания — (от греч. ψυχή душа и греч. σομα тело) группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом… … Википедия

Читайте также: