Иррационализм это в литературе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.
Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр1788 — 1860. В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.
В своей книге Мир как воля и представление философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта как материалисты, но и не из субъекта как субъективные идеалисты, а только лишь из представления, которое является фактом сознания.
В свою очередь, представления делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона:
• закон бытия — для пространства и времени

• закон причинности — для материального мира

• закон логического основания — для познания

• закон мотивации для действий человека.

Философия воли Шопенгауэра.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, — абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.
Шопенгауэр объясняет свою теорию с позиций волюнтаризма:
• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека

• сущность же мира, его вещей, явлений есть не вещь в себе, а воля

• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде бессознательной, дремлющей воли

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные насущные философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит

пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.
Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.
Философия Шопенгауэра была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии иррационализма, символизма, философии жизни и позитивизма.

Особенности философии Ницше.

Фридрих Ницше1844 — 1900был продолжателем философских традиций Шопенгауэра. Ницше считается основоположником родственной иррационализму философии жизни.
Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как единственная реальность, существующая для конкретного человека.
Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.
В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:
• воля к жизни

• воля внутри самого человека внутренний стержень

• неуправляемая, бессознательная воля — страсти, влечения, аффекты

• воля к власти.
Последней разновидности воли — воле к власти — философ уделяет особое внимание. По Ницше, воля к власти в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе воля к власти близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек как и государство осознанно или неосознанно стремится к расширению своего Я во внешнем мире, экспансии Я.
Философия Ницше особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, воля к жизни, воля к власти была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др

Иррационализм – философское направление, позиционирующее себя как реакцию на век Просвещения. Истоки иррационализма лежат в бесконечности, неисчерпаемости и максимальной сложности основных объектов философского познания – природы, Бога, сознания.

В ответ на господствующее рациональное мировоззрение, иррационализм утверждает, что бытие содержит в себе неразумное, хаотичное начало.

Жизнь - это нечто непознаваемое, то, что принципиально недоступно человеческому разуму.

Представители этого учения ставили перед собой задачу с помощью сил жизни противостоять пафосу рационального познания. Критический подход к разуму послужил развитию нового этапа в развитии философского знания: выявлялись критерии и возможности рационального мышления.

Иррациональный стиль позания носит ярко выраженный мистический характер.

Их творцами выступали О. С. Къеркегор, Э. Шопеншгауэр, Ф. Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее , Дильтей По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Дильтей и Бергсон подробнее , Шпенглер, Бергсон.

Готовые работы на аналогичную тему

Иррационализму характерны:

  • Примат индивидуальной жизни человека над общественной
  • Отход от идеи разумного человека, приоритет познания при помощи чувств, интуиции, созерцания, озарения.
  • Отрицание единых моральных законов

Иррационализм проявил себя в следующих течениях:

  • философия жизни
  • философия воли
  • экзистенциализм

Самый значительный вклад в развитие иррационализма внес А. Шопенгауэр в своем труде "Мир как воля и представление". В нем он обосновывает свою позицию о мире и воле.

Миром правит всеобщая Воля. Она проявляет себя везде через инстинкты, она алогична, бесцельна, бессистемна, едина, безгранична. Воля - бессознательная мотивация. Разум – вторичная реакция, которая не соотносится с этим миром. Воля подталкивает нас жить. Человек – её марионетка. Он не вправе задавать вопросы о смысле своей жизни. Мир наполнен страданиями. Цели человека- не мировые цели. Утверждая цели, человек идёт не тем путём. Это бесцельное, бессмысленное действие. Достигнутая цель открывает огромное количество возбуждающих целей. Человек не исследует себя, а выполняет цели. Нужно действовать вопреки воле. Воля к смерти. Стремление утвердить в себе человеческое, умертвить волю.

Человек – случайное, бесцельное действие воли. Я – не значим. Мир – воля, не приемлет меня. Но это не вражда. У воли нет цели. Мир равнодушен. Человеку нужно просто жить, действовать, вопреки воле выстроить собственный мир, своё предназначение. Этим будет характеризоваться свобода. Эти представления порождают ноуменальный мир представлений. Жизнь – это сон. Мир как представление – иллюзия. Это не подвластно нашему познанию. Воля не заинтересована ни в чем. Она заинтересована сама в себе. Это воля к жизни. Вся энергия тратиться для самоутверждения в таком виде, в каком она есть.

Но есть возможность выхода из величайшего заблуждения. Смотреть на мир нужно другими глазами. Гений в состоянии отрешиться от жизни, сверхъинтуитивным способом проникнуть в сущность, волю. Нет подчинения закону остаточного основания.

В отличие от Шопенгауэра Ницше По данной теме мы уже выполнили эссе Послегегелевская философия: Шопенгауэр и Ницше подробнее исходит из обширного спектра понятий о воле.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis – неразумный)– в широком смысле философские учения, которые ограничивают, принижают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т.д.

2. Реакция на гегелевский рационализм и панлогизм (Кьеркегор, Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше).

3. Признание несводимости человеческой личности к интеллекту (экзистенциализм).

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие мира как целостной и последовательной системы. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир является бессвязным хаосом, не имеет целостности, внутренних законов, законов развития, находится вне контроля разума и подчиняется другим силам, таким как аффекты, воля.

Представители: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтеи.

Иррационализм - Понятие иррационализма

Волюнтаризм

Универсальный принцип философии Шопенгауэра — волюнтаризм (от латинского voluntas — воля), согласно которой главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля.

Воля — это абсолютное начало, корень всего, идеальная сила, способная определять и влиять на все вещи. Воля также является высшим космическим принципом, который лежит в основе Вселенной и является универсальной сущностью вещей.

По мнению Шопенгауэра, истина заключается в том, что мир есть воля, а именно, воля к жизни и к ее продолжению. Это слепое, необузданное, инстинктивное стремление. Из воли возникает страдание. По его мнению, все живое пропитано иррациональной, слепой и ненасытной жаждой жизни. Поэтому наше существование наполнено страхом и болью. Недовольство и боль — наши главные эмоции. Желание — это лишь иллюзия, которая возникает только в преходящий момент удовлетворения этой вечной жажды жизни. Освобождение от агонии жизни может быть достигнуто только путем отказа от воли к жизни.

Любое удовольствие, любое счастье, к которому люди стремятся в любое время, имеет негативный характер, так как удовольствие и счастье — это, по сути, отсутствие чего-то плохого, например, страдания. Наше желание проистекает из действий воли нашего тела, но желание страдает из-за отсутствия желаемого. Удовлетворенное желание неизбежно порождает другое желание (или несколько), и опять же у нас есть желание и т.д. Если все это воспринимать в пространстве как условные точки, то пустота между ними заполняется страданиями, от которых возникают желания (в нашем случае условные точки). Так что не удовольствие, а страдание — это позитивная, постоянная, неизменная, постоянно присутствующая вещь, присутствие которой мы ощущаем.

Фридрих Ницше

Работы Ницше характеризуются иррационализмом и нетрадиционностью. Они написаны в виде притч, афоризмов и т.д. и требуют значительных усилий воображения и воли при чтении.

И жизнь, и мир вокруг нас основаны на воле.

Ницше различает несколько типов человеческой воли:

Жизнь, по Ницше, регулируется законом подчинения слабых сильным, и это — высший великий принцип бытия. Доминирование проявляется в экономических, политических, социальных, межличностных и даже интимных отношениях; оно наполняет реальным содержанием историю человечества. Он также встречается в природе. Вы можете заблокировать его, вы можете противостоять ему в принципе, но вы не можете вычеркнуть его.

Воля к власти, как принцип, разделяет общество на рабов (слабых) и хозяев (сильных); отсюда две морали: аристократическая и нравственность толпы, народа, массы.

Последнее культивируется христианством и гуманистической европейской культурой и поэтому отвергается Ницше. По мнению Ницше, проблема современного общества заключается в том, что массы приняли христианскую доктрину равенства всех перед Богом и теперь требуют равенства на земле. Христианство — это религия рабов. Из-за них, бедных и несчастных, Христос пошел на распятие. Его смерть дала надежду на искупление. Поэтому его заповеди воспринимались прежде всего слабыми.

Мераба Мамардашвили

По мнению Мераба Мамардашвили [грузинского философа ХХ в.] философ обязан высказать те выводы, к которым он пришел, независимо от того, нравятся они ему или нет. Если выводы содержат ошибку, ее обнаружат, если нет — человечество должно думать, как решить указанную проблему.

Действительно, если каждый человек снизит требование к себе, его дети поступят так же, то развитие человечества пойдет вспять. Только превышение над уже достигнутым обществом позволяет обществу развиваться.

Роль Ницше в европейской истории и культуре значительна. Его идеи были активно использованы в фашистской Германии для пропаганды войны и расизма. Не были они чужды и революционерам в России и в других странах. Это, однако, не главное; всё это происходило помимо воли самого Ницше. Главное в другом: своим творчеством он сделал предостережение относительно неизбежных, но уродливых форм развития западной цивилизации; он предупредил нас о грядущем отчуждении в сфере европейской культуры, о её глубинном перерождении, об омассовлении и примитивизации духовной жизни. Ницше — один из предшественников философии экзистенциализма.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: