Связь семейной педагогики с другими науками кратко

Обновлено: 02.07.2024

Педагогика –это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни.

Семейная педагогика – отрасль педагогической науки, выделенная по институциональному признаку, т.е. по социальному институту, который занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, – семье.

Семейная педагогика – это наука о воспитании в семье, она изучает специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка.

В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены ее объект и предмет изучения.

Цель семейной педагогики – вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту.

Объект семейной педагогики - состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института.

Предмет семейной педагогики - сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка.

Семейная педагогика решает определенные задачи. Она призвана изучать состояние, основные тенденции и закономерности воспитания детей в семье. Поэтому в круг ее задач входят:

- разработка теоретических проблем семейного воспитания;

- изучение опыта семейного воспитания;

- внедрение научных достижений в практику семейного воспитания;

- исследование путей повышения педагогической культуры родителей;

- обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессиональных педагогов.

Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли педагогической науки, делятся на две группы:

1) методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание:

- анализ произведений искусства и художественной литературы;

- искусство педагогической герменевтики (умение истолковывать и понимать педагогический опыт, который представлен в различных продуктах материальной и духовной культуры);

- метод идентификации (в его основе лежит понимание исследователем другого человека, благодаря способности поставить себя на его место, как бы воплотиться в него).

2) исследовательские методы, которые используются для изучения семьи как воспитательного института:

- сбор фактического материала, который характеризует семью и домашнее воспитание;

- изучение литературных источников;

- метод независимых характеристик;

- изучение и обобщение опыта;

- изучение продуктов деятельности детей;

- опытная работа и др.

- социологические методы (социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия);

- психологические методы (помогают расширить и углубить представления о семье; дают возможность испытуемым осознать свои взаимоотношения, сделать выбор);

- метод изучения семьи глазами ребёнка;

- методы математической обработки полученных экспериментальных данных (шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин);

- методы теоретического анализа и диалектического познания;

- сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ;

- обобщение и систематизация полученных данных;

- прогностическое моделирование и др.

Теоретические методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, конкретизация, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, аналогия, моделирование, математические и статистические методы и др.

Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, обобщение опыта, научная экспедиция, метод педагогического консилиума, опросы, тесты, 5 изучение и анализ документации, продуктов деятельности, близнецовый метод, генеалогический метод исследования и др.

Таким образом, методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

Место семейной педагогики в системе педагогических наук:Педагогика за долгие годы своего становления и развития превратилась в разветвленную систему наук о воспитании.

Система педагогических наук:

- общая педагогика;

- отраслевая педагогика (семейная,производственная, социальная педагогика);

- возрастная педагогика(предшкольная, дошкольная и педагогика школы; педагогика среднего-профессионального обучения; педагогика высшей школы);

- коррекционная педагогика(сурдопедагогика, лагопедия);

- история педагогики;

- частные методики(методика развития речи; экологического, музыкального воспитания).

Концепция семейной педагогики, её научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных условиях внешне оставались неизменными, потому, что они включали формирование общественных ценностей.
Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка.

Содержание

Введение……………………………………………………. …………. …..….3
I. Семейная педагогика………..………………………………..……. …. ….4
1. Семейная педагогика как наука……………….………………….…..4
2. Задачи и методы семейной педагогики……. ………………….……5
3. Связь семейной педагогики с другими науками. 7
4. Источники семейной педагогики. 11
II. Семейное воспитание……………………………………………. ….……20
1. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка. 20
2. Основные функции семьи. 23
3. Воспитание детей в различных по структуре семьях. 27
4. Роль родителей в развитии ребенка, принципы семейного
воспитания…………………………………………………………. …..32
5. Требования в семейном воспитании………………………. …..….38
6. Ошибки семейного воспитания. 42
Заключение. 48
Список литературы………………………. …………………………….…. 50
Приложения………. ……………………………………………..……. …. 51
Приложение 1 Тесты………………………….….……………….…….51
Приложение 2 Рабочая тетрадь. …………………………. 60
Приложение 3 Схемы и таблицы. …………….…………. …..…. 65
Приложение 4 Педагогические ситуации..…….…. 70
Приложение 5 Педагогические задачи. ……………. 72
Приложение 6 Методики. ……………………………. 74
Приложение 7 Тренинги..…..…………………..…………………..…..78
Приложение 8 Цитаты..…………………………………..………..…. 80
Приложение 9 Ответы..………………………………….…………. …81

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

Таким образом, методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

3. Связь семейной педагогики с другими науками.

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объектом исследования многих наук, изучающих те или иные стороны ее развития и функционирования. Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др. Каждая из этих наук касается так или иначе вопросов воспитания детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи.

Философияразрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогике она является теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций. Философию семья интересует как важнейшая сфера самореализации человека. Испокон веков для человека семейная жизнь, воспитание детей в большей или меньшей степени сопряжены с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиски смысла жизни, любви, красоты, истины; соотношение добра и зла и др.

Демография и социология изучают состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук используются для определения государственной семейной политики. В поле зрения демографии находятся проблемы состава семьи, ее занятости трудовой деятельностью, соотношения поколений, деторождения и др. Социология рассматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы и функции семьи, организация и этапы семейной жизни.

Экономикаизучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др.

История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений. В эволюции семейного воспитания историки просматривают некоторые глобальные тенденции, однако в этой области особенно велика специфика менталитета того или иного народа, его традиции, уходящих корнями в далекое прошлое.

В связи с этим очень важны исследования этнографов, которые помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции, обычаи национально-этнического домашнего воспитания.

Объектом изучения психологии является семья как социальная группа. Исследуются особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмосферы, благоприятной для формирования личности.

Семья и семейные отношения традиционно входили в круг научных интересов медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Изучение причин детской смертности, врожденных уродств, взаимоотношения полов и др. имеет непосредственное отношение к современной семье, во многом определяет степень ее благополучия. В этом плане важны данные о наследственности, ее связи со средой, воспитанием и развитием ребенка. Поистине международной проблемой стали физические и психические отклонения в развитии современных детей, обусловленные нарушением наследственных механизмов вследствие аморального образа жизни родителей, их пристрастия к курению, алкоголю, наркотикам. Комплекс проблем, связанных с наследственностью, изучает генетика.

Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

Итак, очевиден вывод о том, что многие науки в границах своего предмета изучают те или иные характеристики современной семьи, важные для семейной педагогики. Однако в последние десятилетия назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так и методов ее изучения в рамках одной науки, которая обеспечит междисциплинарный подход и системный анализ современной семьи, ее функций, важнейшей из которых является воспитательная. Такая комплексная системная наука о семье находится в стадии своего формирования и называется фамилистикой.

В России особое внимание уделяется междисциплинарным исследованиям семьи. Отечественные ученые преуспели в изучении отдельных вопросов, как-то: нравственно-психологические основы семьи, демографические проблемы, факторы социализации детей и др. Наметились научные школы, сделаны важные шаги в направлении создания целостной фундаментальной теории семьи.

Исследование семьи осуществляется на теоретическом (собирается фактический материал, характеризующий семью и домашнее воспитание) и эмпирическом уровнях.

Для сбора фактического материала используется комплекс взаимодополняющих методов:

• социологические методы: социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия

• психологические методы: методика изучения семьи глазами ребенка с помощью рисунков, наблюдения игр и других видов деятельности.

• математические методы применяются для сбора и обработки полученного фактического материала: шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др.

• Мир семьи прямо или косвенно представлен в художественно- образной форме: в литературе, живописи, музыке, произведениях народного творчества.

Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя все ценное, созданное педагогической мыслью прошлых времен.

Народная педагогика.

Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Естественно, что семейная педагогика как отрасль педагогической науки, разрабатывая теоретические основы домашнего воспитания, опирается на семейную народную культуру, в которой, как в фокусе, собран исторический опыт домашнее-семейного воспитания .

Несмотря на определенные различия, обе системы воспитания - народная и религиозная - смыкались в подходах к основным моральным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место занимают семья, категории добра и зла, счастья и др. Из десяти библейских заповедей шесть представляют собой не только религиозные предписания, но, можно сказать, элементарные правила человеческой жизни, следование которым поможет человеку стать лучше, добрее, сделав тем самым счастливее себя и других людей. В Библии, Коране, Талмуде высоко ставятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях.

Древнерусские литературные памятники, сборники более поздних лет.

Анализ педагогических воззрений прошлого.

Семейная педагогика обращается к классическому наследию великих мыслителей, педагогов, к их главным идеям и концепциям, оказывавшим влияние на развитие педагогической мысли.

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объектом исследования многих наук, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др. Каждая из этих наук касается так или иначе вопросов воспитания детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи.

Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для семейной педагогики она является теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций.

Демография и социология изучают состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук используются для определения государственной семейной политики.

Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др.

Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания.

История изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений.

Объектом изучения психологии является семья как социальная группа. Исследуются особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмосферы, благоприятной для формирования личности.

Семья и семейные отношения традиционно входили в круг научных интересов медицины, физиологии. В настоящее время актуальны исследуемые этими науками проблемы здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Комплекс проблем, связанных с наследственностью, изучает генетика.

Педагогику изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни.


Семейная педагогика: источники и связь с другими науками

Откуда же педагогика семейного воспитания черпает знания? Каковы источники этой науки?

Как и другие отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая и вбирая в себя самое ценное, созданное педагогической мыслью прошлых времен и самые передовые современные исследования.

Представим в виде схемы источники семейной педагогики:


В предыдущей статье мы уже говорили о том, что семья является объектом исследования многих наук. Каждую из них так или иначе интересуют вопросы воспитания подрастающего поколения. Давайте представим эти связи в виде схемы:


А теперь рассмотрим подробнее:

Философия – разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому является теоретической основой семейной педагогики. Она помогает осмыслить опыт домашнего воспитания, научные труды в этой области и создает на этой основе педагогические концепции.

Демография и социология – изучают состояние и тенденции развития современной семьи. Данные этих наук позволяют определить государственную семейную политику. Демография занимается проблемами изучения состава семьи, ее занятостью трудовой деятельностью, соотношением поколений, деторождения и пр. Социология рассматривает семью как социальный институт и универсальный фактор социализации ребенка. Ее интересуют типы, формы, функции семьи, организация и этапы семейной жизни.

Экономика – изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и т.п.

Юриспруденция – определяет правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания.

История – изучает становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств и отношений.

Этнография – помогает сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, обычаи национально-этнического домашнего воспитания.

Психология – исследует особенности общения в семье, характер детско-родительских отношений, слагаемые психологической атмосферы, благоприятной для формирования личности.

Медицина и физиология – занимаются изучением проблем здорового образа жизни, профилактикой заболеваний.

Генетика – изучает проблемы наследственности.

Педагогика – изучает семью с точки зрения ее воспитательного потенциала, ищет пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

Итак, многие науки в границах своего предмета изучают те или иные характеристики современной семьи, важные для семейной педагогики. Однако в последние десятилетия назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так и методов ее изучения в рамках одной науки, которая обеспечит междисциплинарный подход и системный анализ современной семьи, ее функций, важнейшей из которых является воспитательная. Такая наука на сегодня пребывает в стадии своего становления.

Это название предложено философами А.Г.Харчевым и М.С.Мацковским еще в 1978 году.

Будем свидетелями становления и развития новой науки!

Читайте также: