Охарактеризуйте внутриполитический кризис 1999 г кратко

Обновлено: 05.07.2024

21 сентября 1993 года разразился новый политический кризис в рамках продолжавшегося конституционного.

Президент РФ Ельцин издал указ о роспуске Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов, а также о проведении в декабре внеочередных выборов в новые органы государственной власти – Государственную Думу и Совет Федерации, составляющие отныне Федеральное Собрание.

Естественно, руководство Верховного Совета выступило против подобного решения, а большинство судей Конституционного суда признали действия Президента не соответствующими Конституции.

Созванный чрезвычайно Х Съезд народных депутатов поддерживает позицию Верховного Совета, и инициирует отрешение Президента от должности с передачей полномочий вице-президенту А. В. Руцкому.

Основанием для подобного решения выступает неконституционность действий Ельцина, и даже инкриминация ему попытки государственного переворота.

В это время Руцкой начинает формировать новое правительство.

Столкновения сил противников

После произошедшего ситуация еще более накалилась, что вылилось в массовые беспорядки, столкновения и кровопролития:

Захват мэрии и телецентра

Готовые работы на аналогичную тему

Объявление чрезвычайного положения

Следующим действием Президента Ельцина было введение в Москве чрезвычайного положения и мобилизация войск.

Так как оставшиеся в здании Верховного Совета не собирались его покидать, 4 октября начался обстрел Дома Правительства из танков и бронетранспортеров, что привело к пожару части здания.

Войскам удалось проникнуть в Белый дом, и арестовать руководителей сопротивления Руцкого, Хасбулатова и Макашова.

По официальным данным во время обстрела и штурма здания погибло 150 человек.

Итоги политического кризиса

События 1993 года по своему характеру напоминали начало гражданской войны.

Первый выстрел был за оппозицией, а регулярная армия, преодолев сомнения, выступила на стороне Президента. Неизвестно, какой исход был бы у кризиса без поддержки Ельцина войсками.

Одним из главных итогов подавления сопротивления оппозиции стало окончательное крушение советской власти.

Как ни странно, после таких волнительных событий достаточно быстро была стабилизирована политическая обстановка, и уже через 2 месяца состоялся референдум по вопросам проекта Конституции и выборов в Государственную Думу.

Одобренная большинством проголосовавших, новая Конституция закрепила четкое разделение властей и их компетенцию, а также даровала довольно широкие полномочия Президенту.

Впервые выборы в Государственную Думу проходили не только по избирательным округам, но и по партийным спискам.

Их результаты были немного неожиданны, так как принесли победу неожиданным партиям (ЛДПР, аграриям, союзу женщин и т.д.).

Несмотря на отсутствие решения суда, Государственная Дума все же объявила амнистию всем участникам столкновений осени 1993 года 23 февраля 1994.


Разработка новой Конституции

Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I Съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Однако до подписания Беловежских соглашений и распада СССР оппозиционные силы блокировали все попытки пересмотреть Конституцию 1977 г.

В 1992 г. работа над Основным законом России вступила в новый этап. Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя.

Президент выступал за создание президентской республики. Центральной фигурой президентской республики является глава государства. Он обладает большими полномочиями и является гарантом соблюдения Конституции. Президент обеспечивает реализацию принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Б. Н. Ельцин

Другую точку зрения выражали рабочие комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить положение Конституции РСФСР о полновластии Советов как источника всей — законодательной, исполнительной и судебной — власти.

Проект ставил в центр новой политической системы Верховный Совет. Напряжённая борьба Президента и Верховного Совета заняла весь 1992 г. и первые девять месяцев 1993 г.

Противостояние вокруг проекта Основного закона зашло в тупик: ни Президент, ни Верховный Совет не соглашались на компромисс.

Летом 1993 г. Ельцин созвал Конституционное совещание. Он предложил, чтобы в его работе приняли участие представители всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и общественных организаций. Но руководство Верховного Совета от участия в совещании отказалось. Парламент развернул кампанию по отстранению Президента от власти.

Политический кризис 1993 г. К осени ситуация стала неразрешимой. Преодолеть кризис, не меняя действующую Конституцию, было невозможно.

21 сентября 1993 г. Президент издал указ о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти — Государственную думу, нижнюю палату Федерального собрания России. Президент поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всенародное голосование (референдум) согласованный проект Основного закона.

Руководство Верховного Совета во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым этому указу не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий Президента Ельцина. Верховный Совет приступил к формированию подконтрольных ему органов исполнительной власти. Исполняющим обязанности главы государства был объявлен вице-президент А. В. Руцкой.


Ельцин приказал окружить здание Верховного Совета войсками, а депутатам покинуть его. 2 октября в Москве начались организованные оппозицией акции протеста, быстро переросшие в массовые столкновения с милицией. Появились баррикады. 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, подошли к телецентру в Останкино, требуя предоставить им эфир. По демонстрантам был открыт огонь. Для восстановления порядка Президент объявил в столице чрезвычайное положение, ввёл войска и бронетехнику. 4 октября здание Верховного Совета начали обстреливать из танков. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.

За предложенный проект Конституции высказались 58,4 % участников всенародного голосования. Новый Основной закон ликвидировал советскую систему власти.


Конституция закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства — Президент. Он наделён широкими полномочиями: определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России.

Высшим органом исполнительной власти является правительство. Оно разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения.

Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. Порядок принятия законов таков: проекты законов обсуждаются и принимаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту. Президент подписывает закон и публикует его. В случае если глава государства отказывается подписать закон, Дума 2/3 голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие.

Третья ветвь власти — судебная система. Её высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд, высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам, и Высший арбитражный суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями.

Российская многопартийность

Итоги и последствия августовского кризиса 1991 г. имели решающее значение для развития российской многопартийности в 90-е гг.

Деятельность КПСС указом Президента Б. Н. Ельцина в сентябре 1991 г. была запрещена. В 1993 г. была создана Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), которая стала самой массовой политической партией страны. Её численность стабильно удерживалась на отметке 500 тыс. человек.Фракция КПРФ в Государственной думе в 90-е гг. была одной из самых многочисленных. После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии.

ЛДПР сумела найти свой устойчивый электорат — избирателей, поддерживающих её на всех выборах.

Российский парламентаризм

В 90-е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Выборы в Государственную думу проходили в 1993, 1995 и 1999 гг.

С 1995 г. Дума избирается на 4 года. По Конституции Дума утверждает председателя правительства, решает вопрос о доверии правительству, назначает председателя Центрального банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в её деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов. В 90-е гг. принято более 1000 законов по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансам. Среди них такие важные для общества, как Гражданский, Уголовный, Семейный, Налоговый кодексы и др.

Заседание Государственной думы

В Думе работают 450 депутатов. Первоначально 225 депутатов избирались по территориальным округам, 225 — по партийным спискам. Большую роль в деятельности Думы в 90-е гг. играли политические партии. Определённым противовесом им стали объединения и группы, в которые входили депутаты различной партийной принадлежности.

Верхней палатой парламента являлся Совет Федерации. В него входили по два представителя от каждого субъекта Федерации. С середины 90-х гг. ими стали главы местных администраций и руководители законодательных органов регионов. Такой порядок нарушал принцип разделения властей: в высшем законодательном органе работали представители исполнительной власти — главы местных администраций.

В 90-е гг. завершилось формирование системы законодательной власти в России. Таков важнейший результат развития российского парламентаризма.

Президентские выборы 1996 г.


Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. Впервые в истории России вопрос о смене высшей власти решался путём всенародного волеизъявления. В выборах участвовали 11 кандидатов — Президент РФ Б. Н. Ельцин, бывший президент СССР М. С. Горбачёв, лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели. Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов. 3 июля 1996 г. победу во втором туре одержал Б. Н. Ельцин.




Результаты политического развития в 90-е гг. XX в.

Главным событием политической жизни страны 90-х гг. стала ликвидация всевластия Советов и формирование новой политической системы, основанной на разделении властей.

Оформился и стал важным фактором политической жизни страны российский парламентаризм.

Сложилась независимая от высших органов власти система местного самоуправления.

Государственные и местные органы власти впервые избирались путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Важным элементом новой политической системы России стала многопартийность.

Югославия была скроена по советскому образцу и насчитывала шесть республик - Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Черногория, Македония - и две автономные области формально в составе Сербии - Воеводина и Косово, которые мало чем отличались от республик. Югославия не входила в Варшавский Договор и на международной арене занимала позицию неприсоединения. На Европейском континенте она играла роль "серой" нейтральной зоны между сферой ответственности НАТО и Варшавским Договором.

Развитие событий в СССР в период "перестройки" оказывало на Югославию чрезвычайно сильное воздействие, ускоряло созревание государственно-политического кризиса, который во все большей мере приобретал характер борьбы между этнократическими кланами в республиках и областях.

В 1990 г. во всех республиках прошли выборы в законодательные органы власти, впервые на многопартийной основе. Новые представительные органы принимали новые республиканские конституции, в ряде случаев - декларации о независимости, оговаривали приоритет республиканских законов перед федеральными. Наибольшим радикализмом отличались действия Словении и Хорватии, не скрывавших своего стремления к отделению. Самые большие противоречия наблюдались между Сербией и Хорватией, в которой был принят ряд антисербских законов и велась шовинистическая антисербская пропаганда. Но и эти переговоры были прерваны, когда по взаимному согласованию между собой Словения и Хорватия 26 июня 1991 г. провозгласили в одностороннем порядке свою независимость. Это положило начало этногражданскому конфликту на территории Югославии.

Истоки и причины современного балканского кризиса

1) Стремление сербского народа сохранить прежний общественный строй и установить свою гегемонию на всей югославской территории.

2) После отделения Словении и Хорватии некоторые национальности стали дискриминирующим меньшинством во вновь созданных государствах, сербский народ, сам того не желая, оказался разбросанным в разных странах.

3) Югославская федерация была создана с учетом интересов не только народов, проживающих в ней, но и интересов акторов международного порядка, сложившегося в Европе после первой и второй мировой войн, в результате чего она стала одной из первых жертв крушения биполярной системы на континенте.

До ХХ века Югославии на карте не существовало. Южные славяне давно поселились на Балканском полуострове не имели государственности на протяжении многих веков жили под властью более крупных держав: Османской, Австро-Венгерской империй. Они неоднократно восставали против захватчиков, стремясь завоевать себе свободу, но на протяжении нескольких веков терпели поражение. Союзником в своей борьбе за независимость сербы, черногорцы и другие нации видели только Россию, как суверенную православную державу и одно из сильнейших государств мира. Россия постоянно следила за борьбой братьев по вере и оказывала помощь всеми возможными средствами, как материальными, так и военными.

Этапы развития

• Конфликты в период распада СФРЮ:

1. Десятидневная война в Словении (1991) 25 июня 1991г - Брионское соглашения 7 июля 1991 года, по которому ЮНА обязалась прекратить боевые действия на территории Словении, а Словения и Хорватия приостанавливали на три месяца вступление в силу деклараций независимости[5].

2. Война в Хорватии (1991—1995) После объявления Хорватией независимости сербское население Хорватии пыталось создать своё государство на её территории, чтобы не выходить из состава Югославии. Хорватией это было расценено как попытка включения территорий Хорватии в состав Сербии.

Первоначально война велась между силами Югославской народной армии, хорватскими сербами и хорватскими полицейскими. Руководство Югославии силами федеральной армии попыталось сохранить Хорватию в составе страны. После распада страны и прекращения существования ЮНА на территории Хорватии было создано самопровозглашённое государство сербов —Республика Сербская Краина. Затем началась борьба между хорватской армией и армией краинских сербов. В 1992 году было подписано соглашение о прекращении огня, и последовало признание Хорватии как суверенного государства. В Хорватию были введены миротворческие войска ООН, в результате чего конфликт принял вялотекущий, очаговый характер. В 1995 году армия Хорватии провела две крупные наступательные операции, в результате которых значительная часть территории РСК перешла под хорватский контроль. Война закончилась подписанием Эрдутского и Дейтонских соглашений, согласно которым Восточная Славония была включена в состав Хорватии в 1998 году. Конфликт сопровождался взаимными этническими чистками сербского и хорватского населения.

3. Боснийская война (1992—1995) - острый межэтнический конфликт на территории Республики Босния и Герцеговина между вооружёнными формированиями сербов, мусульман-автономистов, боснийцев и хорватов. На начальном этапе войны участие также принимала Югославская народная армия. В дальнейшем в конфликт были вовлечены армия Хорватии, добровольцы и наёмники со всех сторон и вооружённые силы НАТО.

Социалистическая Республика Босния и Герцеговина - боснийцы (44 %, преимущественно мусульмане), сербы (31 %, главным образом православные) и хорваты (17 %, главным образом католики).

Референдум о независимости республики прошёл 29 февраля 1992 года. Однако его результаты были отвергнуты лидерами боснийских сербов, которые бойкотировали референдум и создали свою собственную республику. После провозглашения независимости разгорелась война, в которой боснийские сербы получили поддержку от правительства Сербии, возглавляемого Слободаном Милошевичем, и Югославской Народной Армии. Вскоре боевые действия разгорелись на территории всей республики и начались первые этнические чистки, преимущественно в Восточной Боснии против боснийского населения.

Сербы первоначально превосходили своих противников ввиду большого количества вооружения и снаряжения, доставшегося от ЮНА, однако под конец войны они потеряли преимущество, так как боснийцы и хорваты объединились против Республики Сербской в 1994 году с созданием Федерации Боснии и Герцеговины после Вашингтонского соглашения. После Сребреницы и второго взрыва на рынке Маркале в 1995 году в войну вмешалось НАТО, проведя операцию против армии боснийских сербов, что стало ключевым событием в деле прекращения войны. Война была прекращена после подписания Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине в Париже 14 декабря 1995 года. Мирные переговоры завершились 21 декабря 1995 года подписанием документов, известных как Дейтонское соглашение.

• Конфликты в албанских районах:

1. Косовская война (1998—1999) вооружённый конфликт, вспыхнувший в апреле 1996 года между албанскими сепаратистами и Союзной Республикой Югославией (Сербия и Черногория). Боевые действия были инициированы косовскими албанцами, стремившимися к независимости Косова и Метохии. В марте 1999 года в конфликт вмешалось НАТО, начавшее бомбардировки СРЮ. В июне 1999 года, согласно Военно-техническому соглашению, подписанному представителями НАТО и югославской армии в Куманове, контроль над краем перешел к силам КФОР(межд силы под руководством НАТО). Произошел массовый отток неалбанского населения (сербов, черногорцев и цыган) и многочисленные преступления против тех из них, кто остался в крае. 17 февраля 2008 года косовские албанцы провозгласили независимость Косова и Метохии.

3. Конфликт в Македонии (2001) - интенсивные межэтнические столкновения между македонцами и албанскими сепаратистскими группировками с 22 января по 12 ноября 2001 года. Итог: переход к налаживанию мирной жизни, продолжение партизанской борьбы

• Военные действия НАТО:

2. Война НАТО против Югославии (1999) военная операция НАТО против Союзной Республики Югославия в период с 24 марта по 10 июня 1999 года, во время войны в Косове.Причиной интервенции войск НАТО была названа волна этнических чисток в регионе.

Причины развала Югославии: (Гуськова)

Первое. Югославия мешала потому, что была самым сильным и большим государством на Балканах, обладающим серьезным военным потенциалом. Ставилась задача ее расчленить, разбить на маленькие государства. Затем Югославия стала мешать тем, что сохранила армию, осталась упрямой и не подчинилась планам НАТО.

Второе. Югославия рассматривалась как главный возможный союзник и сторонник России.

Третье. Югославия считалась на Западе последним оплотом коммунизма в Европе, а также лидером осуществления идеи славянской взаимности.

Четвертое. Ватикан давно вынашивал планы потеснить (ликвидировать) на Балканах пространство православия.

Шестое. Именно Балканы должны были стать как поводом для трансформации НАТО из военной организации в миротворческую, так и местом постепенной дислокации войск НАТО в Европе.

Результатами этих ошибок на балканском направлении сегодня стали:

1. Изменение соотношения сил на международной арене не в пользу России.

2. Минимизация роли ООН.

3. Деятельность НАТО как самостоятельного фактора в Европе и мире.

4. Вытеснение России с Балкан, нарушение традиционных экономических, политических, культурных, исторических связей и отношений между Сербией, Черногорией, Македонией, Болгарией и Россией.

5. Большие экономические потери России. Кроме прочего, Россия потеряла, например, в Косове возможность покупать (использовать) хром, запасы которого там составляют 20% мировых.

6. Развал Югославии как многонационального государства.

7. Сильное ограничение влияния России на ход событий на Балканах. Балканы мы проиграли, кредит доверия сербов, черногорцев и македонцев к России полностью исчерпали.

Политическое развитие. В политическом развитии России этого периода можно выделить три основных этапа.Первый этап (1992 — октябрь 1993 г.): политический кризис, вызванный противостоянием законодательной власти в лице Верховного Совета и исполнительной власти в лице президента Б. Н. Ельцина. Причины политического кризиса:

Ключевые даты

31 марта 1992 г. — Федеративный договор о разграничении полномочий между Центром и субъектами Федерации. Подписан всеми субъектами Федерации, кроме Татарстана и Чечни.

Апрель 1993 г. — референдум о доверии президенту.

22 сентября 1993 г. — вице-президент А. В. Руцкой заявил о взятии на себя полномочий президента РФ. Белый дом был оцеплен войсками.

3 — 4 октября 1993 г. — массовые беспорядки в Москве; артобстрел Белого дома; арест лидеров оппозиции.

Итоги: победа Ельцина.

(* Охарактеризуйте с юридической точки зрения правомерность его действий. Можно ли их расценивать как государственный переворот?)

Принятие новой Конституции РФ на референдуме 12 декабря 1993 г.

В этот период происходило обострение межнациональных отношений, рост сепаратизма, в том числе вооруженного, вылившегося в войну в Чечне (1994 — 1996) и контртеррористическую операцию 1999 г., приведшие к многочисленным жертвам.

Ключевые даты

12 декабря 1993 г. — выборы в Государственную Думу, референдум по проекту новой Конституции. Проект одобрили около 55% от общего числа внесенных в списки избирателей.

Необходимо охарактеризовать структуру государственной власти по новой Конституции и сделать вывод, к какой форме правления можно отнести современную Россию.

Читайте также: