Влияние нтр на машиностроение кратко

Обновлено: 30.06.2024

На протяжении всей истории развития человечества происходит постоянное усовершенствование орудий производства. На основе поступательного и взаимосвязанного развития науки и техники происходят кардинальные изменения в производстве и в обществе. Это явление называется научно-техническим прогрессом (НТП). Он берет свое начало со времен промышленного переворота в $XVIII$ веке. На протяжении последних веков изобретения и открытия в естественных науках приводили к перевороту в технических отраслях. Со второй половины $ХХ$ века произошел резкий всплеск в развитии науки и техники, резкое ускорение внедрения научных открытий в производственный процесс. Научно-технический прогресс приобрел качественно новую форму.

Явление качественного преобразования производства на основе внедрения новейших научно-технических достижений и превращения науки в производственную силу называется научно-технической революцией (НТР).

НТР является продолжением научно-технического прогресса, но на более высоком научно-техническом уровне.

Характерные черты и составные части НТР

Ученые выделяют четыре главные черты НТР. Рассмотрим каждую из них.

Универсальность НТР проявляется в том, что она преобразует все сферы человеческой деятельности, быт, культуру и психологию людей. НТР охватывает и изменяет все географические оболочки нашей планеты и ближний космос.

Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований является второй характерной чертой НТР. Оно проявляется в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство, в быстром моральном износе и, соответственно, обновлении продукции и средств производства.

Готовые работы на аналогичную тему

К сожалению, четвертая черта НТР указывает на ее милитаризацию. Это означает, что все достижения науки и техники применяются, в первую очередь, в военной сфере.

Основными составными частями НТР являются наука, техника и технология, производство, управление.

Мировое хозяйство в период НТР

В период НТР мировое хозяйство развивается по шести основным направлениям.

  1. Электронизация. Это процесс насыщения всех отраслей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники.
  2. Комплексная автоматизация. Применение ЭОМ дает возможность полностью автоматизировать многие производственные процессы и часть быта человека.
  3. Перестройка энергетического хозяйства основана на применении новых, нетрадиционных видов энергии и усовершенствовании использования традиционных видов энергетического сырья.
  4. Производство новых материалов позволяет экономить сырье и получать материалы с заданными свойствами, существенно облегчить конструкционные материалы, экономить энергетические затраты.
  5. Ускоренное развитие биотехнологии позволит в ближайшем будущем решить продовольственную проблему и проблему борьбы со многими болезнями, способствует развитию сельского хозяйства.
  6. Космизация экономики позволит привлечь к производству ресурсы околоземного космического пространства.

Машиностроение обеспечивает производство самым новейшим оборудованием. Чем совершеннее орудия труда, тем выше качество продукции.

Япония с $1945$ по $1975$ годы четырежды проводила техническое перевооружение станочного парка машиностроительных предприятий.

Энергетика позволяет использовать с максимальной эффективностью энергетические ресурсы.

Продукция химической промышленности находит применение во всех отраслях и сферах человеческой деятельности. Химическое производство выпускает материалы с заданными свойствами, утилизирует промышленные отходы, облегчает быт людей.

Влияние НТР на структуру экономики

Благодаря НТР произошли прогрессивные изменения в отраслевой структуре мирового хозяйства. Благодаря автоматизации и компьютеризации освободилась значительная часть трудовых ресурсов в сфере материального производства. Увеличилось количество людей, работающих в сфере науки, образования, в банковско-финансовом деле и в менеджменте. Появились новые специальности и профессии (например – системный администратор).

Изменился удельный вес некоторых отраслей в хозяйственном комплексе. В тепливно-эненргетическом комплексе возникла новая отрасль – атомная энергетика. Возросла роль цветной металлургии по сравнению с черной. В машиностроении больше внимания стали уделять развитию нематериалоемких отраслей, точного машиностроения.

Не меньшие изменения произошли и в территориальной структуре производства. Если в начале $ХХ$ века на географию промышленности влияли такие факторы, как территориальный, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, то сегодня начали преобладать факторы тяготения к научным центрам, местам сосредоточения квалифицированной рабочей силы, стал учитываться экологический фактор.

НТР продолжается и прогрессивно влияет на мировое хозяйство, стимулируя человечество к новым достижениям и открытиям.

Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.
Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.
Размеры производимой продукции с распределением по главным географическим регионам.
Главные страны-производители.
Главные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отраслей именно в этих районах.
Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.
Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные страны (районы) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.
Перспективы развития и размещения отрасли.

помогите, пожалуйста, МАШИНОСТОРОЕНИЕ! по плану

Значение отрасли в мировом хозяйстве. Ее отраслевой состав. Влияние НТР на ее развитие.
Прогрессивные сдвиги произошли в последние десятилетия в структуре обрабатывающей промышленности, где на передний план постепенно вышла машиностроительная отрасль, которая и ранее занимала ведущие позиции в структуре мирового хозяйственного комплекса. И не удивительно. Современную жизнь вряд ли можно представить без использования продукции машиностроительной отрасли, весьма разнообразной по своему содержанию и включающей как выпуск элементарной продукции массового потребления, вроде калькуляторов, станков и бытовых приборов, так и производство различных высокоскоростных суперкомпьютеров, спутников, элитных автомобилей и авиалайнеров.
Современное машиностроение развивается все более стремительными темпами и затрагивает уже практически все сферы экономической и производственной деятельности человека, глубоко укореняясь в повседневную жизнь. Более того, машиностроение является базовой отраслью обрабатывающей промышленности и, как следствие, способствует изучению и становлению других отраслей, подотраслей и производств.
Машиностроение по праву можно считать двигателем прогресса, так как достижения именно этой отрасли, в частности электроники, во многом способствуют вступлению человечества в эпоху информационного общества, на пороге которого мы сейчас находимся. Все это еще раз доказывает огромную значимость современного машиностроительного комплекса в структуре мирового хозяйства, а также подтверждает необходимость его дальнейшего изучения, развития и модернизации.
Как ведущая отрасль промышленности, машиностроение определяет уровень и темпы индустриализации мирового хозяйства в целом и каждой страны в отдельности. Его основное назначение – производство средств производства и предметов личного потребления.
Машиностроение – главная по числу занятых, по стоимости продукции соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. В развитых государствах на её продукцию приходится 35-40% стоимости промышленного производства и в нем заняты 25-35% всех работающих в промышленности. В развивающихся странах значение данной отрасли много меньше.
Машиностроение играет очень важную роль в хозяйстве: его основная задача – обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйства; удовлетворение потребностей населения в разнообразных приборах и аппаратах бытового назначения. Спрос на такую массовую продукцию – мощный стимул развития многих производств машиностроения, работающих на потребительский рынок. Машиностроение выполняет особую, специфическую функцию в индустрии – производит дорогостоящее вооружение, как для обороны своей страны, так и для продажи на мировом рынке.
По отраслевому составу машиностроение – самая сложная отрасль. Оно состоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от выпускаемой продукции) . Среди них можно выделить:

- транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиастроение и др.) ;

-сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение, производство комбайнов) ;

- производство технического оборудования и т. п.

Значение отрасли в мировом хозяйстве. Ее отраслевой состав. Влияние НТР на ее развитие.
Прогрессивные сдвиги произошли в последние десятилетия в структуре обрабатывающей промышленности, где на передний план постепенно вышла машиностроительная отрасль, которая и ранее занимала ведущие позиции в структуре мирового хозяйственного комплекса. И не удивительно. Современную жизнь вряд ли можно представить без использования продукции машиностроительной отрасли, весьма разнообразной по своему содержанию и включающей как выпуск элементарной продукции массового потребления, вроде калькуляторов, станков и бытовых приборов, так и производство различных высокоскоростных суперкомпьютеров, спутников, элитных автомобилей и авиалайнеров.
Современное машиностроение развивается все более стремительными темпами и затрагивает уже практически все сферы экономической и производственной деятельности человека, глубоко укореняясь в повседневную жизнь. Более того, машиностроение является базовой отраслью обрабатывающей промышленности и, как следствие, способствует изучению и становлению других отраслей, подотраслей и производств.
Машиностроение по праву можно считать двигателем прогресса, так как достижения именно этой отрасли, в частности электроники, во многом способствуют вступлению человечества в эпоху информационного общества, на пороге которого мы сейчас находимся. Все это еще раз доказывает огромную значимость современного машиностроительного комплекса в структуре мирового хозяйства, а также подтверждает необходимость его дальнейшего изучения, развития и модернизации.
Как ведущая отрасль промышленности, машиностроение определяет уровень и темпы индустриализации мирового хозяйства в целом и каждой страны в отдельности. Его основное назначение – производство средств производства и предметов личного потребления.
Машиностроение – главная по числу занятых, по стоимости продукции соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. В развитых государствах на её продукцию приходится 35-40% стоимости промышленного производства и в нем заняты 25-35% всех работающих в промышленности. В развивающихся странах значение данной отрасли много меньше.
Машиностроение играет очень важную роль в хозяйстве: его основная задача – обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйства; удовлетворение потребностей населения в разнообразных приборах и аппаратах бытового назначения. Спрос на такую массовую продукцию – мощный стимул развития многих производств машиностроения, работающих на потребительский рынок. Машиностроение выполняет особую, специфическую функцию в индустрии – производит дорогостоящее вооружение, как для обороны своей страны, так и для продажи на мировом рынке.
По отраслевому составу машиностроение – самая сложная отрасль. Оно состоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от выпускаемой продукции) . Среди них можно выделить:

- транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиастроение и др.) ;

-сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение, производство комбайнов) ;

- производство технического оборудования и т. п.

На развитие машиностроения всегда оказывал сильное влияние научно-технический прогресс, особенно в эпоху НТР, которая радикально изменила всю структуру отрасли, её систему организации и управления. Как следствие, машиностроение – наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии с самой высокой долей выпускаемой инновационной продукции. Эта продукция – материальный носитель всех возможных для практического применения достижений НТР. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависит рост производительности общественного труда.

Научно-техническая революция уже оказала и продолжает оказывать огромное влияние на машиностроительную промышленность: в индустриально развитых странах она поглощает свыше половины всех расходов на НИОКР. В машиностроительной промышленности мира занято более 50 млн. рабочих и служащих; среди них все время растет доля специалистов высокой квалификации.

Общей закономерностью стало быстрое усложнение машин, оборудования, приборов. Теперь создаются уже не просто отдельные машины, а целые их комплексы, например комплекс машин для строительных работ, для укладки трубопроводов, для сбора и переработки сахарной свеклы. Все большее внимание уделяется учету региональных особенностей использования техники (машины для горных, лесных, пустынных районов, для Заполярья и т. д.). Словом, машины сегодняшнего дня многократно превосходят машины прошлого по мощности, скорости, точности, экономичности, производительности, разнообразию.

Машиностроение — самая сложная, самая разветвленная и дифференцированная отрасль промышленности. В его состав входят: энергетическое, электротехническое, транспортное, сельскохозяйственное, точное машиностроение и приборостроение, производство промышленного оборудования (включая станки), приборов бытового назначения и многие другие подотрасли, которые в свою очередь делятся на многочисленные ветви и подветви. Что же касается номенклатуры изделий, то она насчитывает сотни тысяч наименований!

В последнее время в структуре машиностроения растет доля новейших отраслей, рожденных НТР. Это авиационно-ракетное машиностроение, производство реакторов и другого оборудования атомной энергетики, электронная промышленность, которая первоначально возникла в недрах электротехники, но затем отпочковалась от нее. Электронная промышленность выпускает контрольно-измерительную, радиолокационную, навигационную и другую сложнейшую аппаратуру, электронное оборудование бытового назначения — радиоприемники и телевизоры (во всем мире — соответственно около 100 и 80 млн. штук в год) и много других изделий.

Но главные задачи этой отрасли связаны с внедрением электронно-вычислительной техники и созданием на ее базе автоматических систем (линий) машин, которые в ближайшие два-три десятилетия будут определять высшую ступень научно-технического прогресса на производстве. Развитие кибернетизации привело к тому, что к подобным системам стали все чаще подключать промышленных роботов. Они выполняют десятки различных операций и предназначены в первую очередь для использования на работах, вредных и опасных для человека. Быстро растет применение кибернетической техники на транспорте, в отраслях непроизводственной сферы — торговле, финансовой деятельности и др.

Изменение доли отдельных отраслей машиностроения характерно и для социалистических и для капиталистических стран, но при существенных структурных различиях. Так, в капиталистическом мире первое место занимает производство средств транспорта, а в социалистических странах — промышленного и энергетического оборудования. В них значительно ниже доля автостроения, но выше доля электротехнического, сельскохозяйственного и тракторного машиностроения.

В целом размещение машиностроения довольно точно отражает размещение го-родов, особенно крупных, и городских агломераций. Как правило, географический центр этой отрасли лежит в наиболее экономически развитых и высокоурбанизированных ареалах. Так, в СССР важ-нейшие машиностроительные комплексы находятся в Центре, на Северо-Западе, Урале, в Поволжье, Донецко-Придне-провском районе, Прибалтике; в Соединенных Штатах — на Северо-Востоке и в Калифорнии. В ФРГ послевоенный период характеризовался ускоренным развитием машиностроения в южных районах страны. В Великобритании важнейшим сгустком машиностроения оста – \ ется Лондон, во Франции— Париж. В Японии такой сгусток совпадает с контурами мегалополиса, протягивающегося вдоль тихоокеанского берега острова Хонсю.

В большинстве зарубежных социалистических стран Европы благодаря опережающим темпам развития машиностроение вышло на первое место среди всех отраслей промышленности. По его доле в числе занятых и в валовой продукции некоторые страны — члены СЭВ уже сравнялись с ФРГ, Францией, Италией ли даже опередили их.

Все социалистические страны, взятые шесте, дают теперь примерно 40 % мировой машиностроительной продукции. Собственным производством и взаимным обменом они почти полностью удовлетворяют быстро растущие потребности в машинах и оборудовании, углубляя при этом свою специализацию в международном социалистическом разделении труда. Такой специализацией охвачены уже тысячи наименований продукции машиностроения, особенно в отраслях массового, крупносерийного производства — автомобильной, тракторной, в выпуске многих предметов широкого потребления, а также в производстве комплектующих изделий (дизелей, электродвигателей, подшипников).

Наряду с подетальной продолжает развиваться и предметная специализация. Например, производство прокатных станов сосредоточено в СССР, Польше, ГДР и ЧССР, оборудования для добычи и переработки нефти — в СССР и Румынии; Венгрия специализируется на производстве автобусов, Болгария — автокаров и электрокаров.

В капиталистическом мире можно выделить три важнейших ареала машиностроения — Соединенные Штаты, Западную Европу и Японию. На них приходится более 9/10 всех машин и оборудования, выпускаемых в капиталистических странах. Такова же их доля в экспорте машин.

Самое мощное и разнообразное машиностроение имеют США. Одна из наиболее типичных для страны отраслей — автомобилестроение. Оно стало крупнейшим потребителем сырья, промышленного оборудования, рабочей силы и дает ‘/4 всей валовой продукции машиностроения. Кроме того, миллионы людей прямо или косвенно заняты сбытом и обслуживанием автомобилей. Эта отрасль особенно сильно подчинена крупнейшим монополиям, тесно связанным с военно-промышленным комплексом.

По темпам роста машиностроения США уступают не только Советскому Союзу, но также Японии и странам Западной Европы; доля США в капиталистическом мире снижается: например, после второй мировой войны они давали более % мирового производства легковых автомобилей, а теперь— только 1/3. Тем не менее по большинству видов машиностроительной продукции США еще прочно удерживают первенство среди капиталистических стран, а по некоторым важнейшим из них (производство ракет, самолетов, ЭВМ) превосходят другие капиталистические страны, вместе взятые. В машиностроении Западной Европы уверенно лидирует ФРГ, затем идут Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Испания, Швейцария. Первые четыре из этих стран имеют наиболее разнообразное машиностроение, в значительной мере работающее на экспорт. Так, ФРГ специализировалась на поставках металлорежущих станков и кузнечно-ирессового оборудования, электротехнических, оптико-механических изделий, легковых автомобилей; Великобритания поставляет изделия радиоэлектроники, самолеты, реактивные двигатели, тракторы; Франция — приборы, самолеты, автомобили; Италия— автомобили, конторское оборудование, холодильники. Страны Западной Европы, вместе взятые, экспортируют больше машин и оборудования, чем США.

В большинстве развивающихся стран современное машиностроение пока отсутствует; свои потребности в средствах транспорта, бытовой технике они удовлетворяют за счет импорта. В некоторых из этих государств получила распространение простейшая металлообработка, но есть уже и такие, которые освоили производство транспортных средств, сельскохозяйственных и текстильных машин, металлорежущих станков, турбин и генераторов. Наиболее высокого уровня достигло машиностроение Индии, Бразилии, Аргентины, Мексики. Широкое научно-техническое и экономическое содействие в развитии этой отрасли оказывают развивающимся странам СССР, ГДР, Чехословакия, Польша и другие страны — члены СЭВ.

Что касается перспектив развития машиностроения в ближайшем и более отдаленном будущем, то на этот счет существует немало различных прогнозов. Бесспорно, нас ждут новые средства транспорта, новые станки, новые приборы, еще больший контроль над технологическими процессами с помощью ЭВМ, применение обучающих машин и др. Развитие мирового машиностроения во многом будет зависеть от расширения и углубления научно-технического и экономического сотрудничества между всеми государствами мира на условиях взаимной выгоды и равноправия.

Машиностроение – крупнейшая отрасль, продукция которой выпускается по всему миру. По последним данным, на нее приходится около сорока процентов мирового промышленного сектора, согласно стоимости продуктов. Машиностроительный комплекс признан самым трудоемким среди всех сфер обрабатывающей промышленности. Среди наиболее сложных направлений выделяют аэрокосмическое, электротехническое строение машин.

Машиностроение — значение отрасли в мировом хозяйстве

Учитывая особую значимость направления в структуре мирового хозяйства, следует ознакомиться с его особенностями:

  • По международным данным, в данной сфере задействовано более восьмидесяти миллионов человек. Это важнейшая область занятости. Наиболее сложные направления связаны с разработкой и строительством инновационной, тяжелой техники.
  • Намного быстрее развивается машиностроение в местах скопления квалифицированных специалистов. Тяжелое производство требует особых навыков, опыта работы и знаний. Большое значение имеют научные центры, производственные культуры и их удаленность от предприятий.
  • Ключевое значение сырьевая база имеет не для всех направлений. Металлургическое, горное, шахтное оборудование могут изготавливаться исключительно рядом с местом локализации необходимого сырья.
  • Продукция данной отрасли продолжает лидировать по уровню спроса, который ежегодно увеличивается.
  • Машиностроительная промышленность помогает странам кооперироваться в структуру мирового хозяйства, углубляться в специализацию.
  • Научно-технический прогресс в первую очередь внедряют в сферу строения машин и оборудования. Это максимально наукоемкая отрасль, которая стимулирует дальнейшее развитие технологий.
  • Лидерами данного направления являются США, Япония и Германия. Оно составляет две третьих всего японского экспорта.
  • На машиностроении строятся международные экономические связи между странами мира.
  • В настоящее время черная металлургия развивается медленнее, чем химический сектор или цветная металлургия. Это важно для строительства машин, так как каждое оборудование или машина требуют использования определенного сырья.
  • В понятие “машиностроение” входит более трех сотен различных отраслей. С развитием технологий появляются новые направления, формируются инновационные сектора.
  • Примерное количество разновидностей машиностроительной продукции сейчас превышает три миллиона. Отдельный критерий – массовость изготовления. Например, в мире выпускается более пятидесяти миллионов видов авто, до тысячи типов самолетов, один миллиард часов.

Машиностроение

Развитие машиностроения в мире

Практически каждая страна на протяжении многих лет развивает машиностроительный сектор. Ключевые факторы, которые важны для достижения успеха:

  1. Наличие потребителей, точек сбыта.
  2. Высокий уровень развития инфраструктуры.
  3. Научные, исследовательские центры.
  4. Квалифицированные кадры.

Несколько десятилетий назад производством машиностроительной техники активно занимались в развитых странах. Около девяноста процентов изготавливали мировые лидеры. На долю развивающихся стран приходилось не более десяти процентов. Сегодня этот показатель более высокий – двадцать пять процентов. С каждым годом он увеличивается, но Соединенные Штаты Америки удерживают позиции мирового лидера. Им принадлежит тридцать процентов всего дохода.

Развитые государства основывают машиностроительный сектор на опытных и конструкторских разработках, научных исследованиях. На предприятиях работают исключительно высококлассные специалисты. Поэтому здесь выпускается сложная техника высокого качества. В развивающихся странах приоритет отдается массовости, дешевизне. Жители готовы выполнять работу по более низким ценам. При этом они больше заняты трудоемкими, несложными с технической стороны, работами.

Читайте также: