Веберовская концепция лидерства и господства кратко
Обновлено: 04.07.2024
В политологии широко известна веберовская концепция правомочности политической власти или систем господства.
1) традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. В рамках этого типа лидерства отношения между лидерами и последователями основываются на личной преданности последних своему руководителю отчасти в силу традиции, отчасти в силу произвола лидера, которому позволительная свобода действия, основывающаяся на традиции. Безграничное почитание лидера – основа его легитимности. Деятельность лидера как опирается на традиции, так и ограничена ими.
3) рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов. В отличие от двух предыдущих типов, рационально-легальное лидерство в наибольшей степени институционализировано. Оно подчиняется официально установленным нормам, правилам и процедурам.
Глобальных вызовов века
1.Ускорение исторического времени.
3. Угроза мировой продовольственной безопасности.
5. Потребность в энергии.
6. Исчерпаемость природных ресурсов.
7. Третья индустриальная революция.
8. Нарастающая социальная нестабильность.
9. Кризис цивилизационных ценностей.
10. Угроза мировой дестабилизации.
Новая экономическая политика в стратегии "Казахстан - 2050"
В стратегии указано всего 7 направлений: управление, энергетика, экология, наукоёмкая экономика,
человеческий капитал, урбанизация и международная интеграция.
Политические конфликты: сущность, типология, способы преодоления.
Теоретики: Козер, Дарендорф
Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.
Различают три основных типа политических конфликтов.
1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах.
2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем.
3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой).
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), государственным (субъекты ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты региональные политические силы), местным.
В самом общем виде политические конфликты можно разделить на внутриполитические и внешнеполитические (международные).
Внутриполитические конфликты протекают внутри общества, государственной и политической системы, политической партии и т.д. Они обусловлены различными интересами своих субъектов по вопросам политической власти и подразделяются на:
- конфликты между классами, социальными слоями и группами - конфликты между политическими партиями или между фракциями внутри партии - конфликты между основными ветвями власти
- конфликты на межличностном уровне (между отдельными политическими деятелями).
Внешнеполитические (международные) конфликты.
Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу.
1. Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
o достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
o соглашение, основанное на взаимных уступках;
o истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
o обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
В политологии широко известна веберовская концепция правомочности политической власти или систем господства.
1) традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. В рамках этого типа лидерства отношения между лидерами и последователями основываются на личной преданности последних своему руководителю отчасти в силу традиции, отчасти в силу произвола лидера, которому позволительная свобода действия, основывающаяся на традиции. Безграничное почитание лидера – основа его легитимности. Деятельность лидера как опирается на традиции, так и ограничена ими.
3) рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов. В отличие от двух предыдущих типов, рационально-легальное лидерство в наибольшей степени институционализировано. Оно подчиняется официально установленным нормам, правилам и процедурам.
Глобальных вызовов века
1.Ускорение исторического времени.
3. Угроза мировой продовольственной безопасности.
5. Потребность в энергии.
6. Исчерпаемость природных ресурсов.
7. Третья индустриальная революция.
8. Нарастающая социальная нестабильность.
9. Кризис цивилизационных ценностей.
10. Угроза мировой дестабилизации.
Новая экономическая политика в стратегии "Казахстан - 2050"
В стратегии указано всего 7 направлений: управление, энергетика, экология, наукоёмкая экономика,
человеческий капитал, урбанизация и международная интеграция.
Политические конфликты: сущность, типология, способы преодоления.
Теоретики: Козер, Дарендорф
Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.
Различают три основных типа политических конфликтов.
1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах.
2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем.
3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой).
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), государственным (субъекты ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты региональные политические силы), местным.
В самом общем виде политические конфликты можно разделить на внутриполитические и внешнеполитические (международные).
Внутриполитические конфликты протекают внутри общества, государственной и политической системы, политической партии и т.д. Они обусловлены различными интересами своих субъектов по вопросам политической власти и подразделяются на:
- конфликты между классами, социальными слоями и группами - конфликты между политическими партиями или между фракциями внутри партии - конфликты между основными ветвями власти
- конфликты на межличностном уровне (между отдельными политическими деятелями).
Внешнеполитические (международные) конфликты.
Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу.
1. Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
o достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
o соглашение, основанное на взаимных уступках;
o истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
o обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Бесспорно, пионером научного подхода к проблеме лидерства принято считать М. Вебера. Он впервые дал системный анализ взаимосвязи лидерства и общества, вывел типологию лидерства, опирающуюся на социологический, экономический и исторический аспекты этого явления.
Цель веберовской классификации состояла не в конкретном описании или объяснении лидерства, а в определении типов власти или легитимного правления, которое может существовать в различных обществах. Многие из проблем, поставленных схемой Вебера как основы для анализа лидерства, вытекают из особенностей развития концепции харизмы.
Традиционное лидерство опирается на веру в правомочность власти. Лица, осуществляющие власть в данной системе, являются правителями на основе унаследованного социального положения. Их приказы правомочны, если они соответствуют традициям. Правители обладают также правом произвольного решения. Традиции и личная власть переплетаются и образуют основу лидерства. Члены аппарата исполняют приказы на основе личной лояльности и почтения к традиции. Аппарат управления состоит из лично зависимых от господина домашних служащих, родственников, личных друзей или лично верных ему вассалов. Не служебная дисциплина, не деловая компетентность, а именно личная верность служит основанием для назначения на должность и для продвижения по иерархической лестнице.
Этот тип лидерства соответствует, по Веберу, формально – рациональной структуре экономики. Бюрократическое управление означает господство посредством знания, и в этом состоит его специфический – рациональный характер.
Вебер не возражает против бюрократического типа лидерства, так как он предполагает безличность отношений, равенство всех перед законом и учреждением, выравнивание социальных и экономических различий благодаря законности, концентрации средств управления и администрирования.
Таким образом, рационально-легальное лидерство возникает тогда, когда появляются законы, используемые в правовой и административной деятельности. Чиновники в этой системе назначаются или выбираются согласно правовым процедурам. Они поддерживают порядок, установленный правом. Такое лидерство устойчиво и стабильно и предполагает обязательный принцип документации всех решений.
К харизматическим качествам Вебер относит пророческий дар, магические способности, выдающуюся силу духа и слова. Харизмой, по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники, выдающиеся политики, основатели мировых религий – Будда, Иисус, Мухаммед, основатели государств – Солон, Ликург, великие завоеватели – Александр, Цезарь, Наполеон.
Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего социального порядка и отличается политическим радикализмом. А удачный исход восстания или революции троекратно увеличивает веру в необыкновенные способности вождя. Харизматическое лидерство, считает Вебер, ведет к внутренней революции человеческого опыта в отличие от внешних революций, - когда люди просто приспосабливаются к новому социальному порядку, оставаясь безразличными к идеям и идеалам, которые способствовали его возникновению. Внутренняя революция – это максимальная степень веры в вождя, и в ней еще одно отличие харизматического лидерства.
Вебер считал, что харизматическое лидерство существовало там, где была распространена вера в магию. Племенные вожди сосредоточивали в себе все свойства и функции харизматиков – главы рода, предводителя. Однако систематизация руководящих функций неизбежно ведет к возникновению социальных институтов и упадку личной харизмы. В результате отношение между вождем харизматиком, его учениками и народом теряет кризисный характер и воплощается в создании постоянных политических организаций.
В этом заключается родство между харизмой и традицией. Оба типа лидерства – харизматическое и традиционное – базируются на вере в отдельных лиц, власть которых считается священной, а отношения между руководителями и подчиненными включает религиозные почести и обязанности
Таким образом, харизма и лидерство, основанное на ней, имеют, по Веберу, ряд особенностей: 1) харизматические качества не свойственны обычному человеку, они приписываются божественному происхождению; 2) харизматическое лидерство характеризуется высокой личной преданностью со стороны последователей; 3) харизматиком является всякий, кто способен воздействовать на массу с большой эмоциональной силой; 4) через признание харизмы вождя происходит признание его идей. Без признания со стороны масс харизмы не существует.
С.Московичи солидаризируется с Блонделем в том, что харизма – странное понятие, и оно не поддается какому-либо ясному выражению. Мысль Вебера здесь не отличается четкостью. Вебер, как пишет Московичи, формулирует общее утверждение относительно некоего феномена или концепта и набирает примеры, призванные его подтвердить. Результат этой сомнительной операции называется идеальным типом.
Двойственное отношение у Вебера было не только к принципу рациональности, эта двойственность проявлялась и в отношении к харизме, а также в отношении к традиции. Возможно, двойственность теоретической позиции Вебера объясняется противоречиями того исторического времени, непоследовательностью социально-политической ситуацией конца Х1Х – начала ХХ века в Германии. Тем не менее, несмотря на двусмысленность некоторых положений Макса Вебера он остается одним из наиболее крупных мыслителей ХХ столетия, оказавшим значительное влияние на понимание лидерства.
Рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его "разумность". Чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы. Бюрократическое лидерство присуще индустриальному обществу. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности, а с помощью законных бюрократических структур. Бюрократическое лидерство обезличено.
Харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, на культе его личности. Подобный лидер обладает в глазах последователей магической, сверхъестественной силой. Понятие "харизма" означает "божья благодать". Этот термин применяется к индивиду, который выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями. Они рассматриваются как исходящие из божества, и на их основе индивид признается лидером. Для этого типа характерна фанатичная преданность последователей лидеру. В этом М. Вебер видит важнейшие отличия этого типа лидерства от двух предыдущих. Харизматическое лидерство, по М. Веберу, возникает в критических ситуациях. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое лидерство, происходит так называемая "рутинизация харизмы".
Типология лидерства по м. веберу: Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной об-щественно-политической мысли, Кудряшова Елена Владимировна, 1996 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В последнее время заметно вырос интерес к проблеме лидеров и лидерст-ва как со стороны исследователей, так и общества в целом. Появляется все больше публикаций на эту тему - от газетной статьи до монографии.
Типология лидерства по м. веберу
Как мы уже говорили, Вебер различает три идеальных (чистых) типа господства.
Традиционное господство основано на вере не только в законность, но и в священность существующих испокон веков порядков и властей; в его основе лежит традиционное действие. Чистейшим типом такого господства, по Веберу, является патриархальное господство, характерное для тех обществ, которые существовали в доиндустриальную эпоху.
К такому типу Вебер относит современные развитые индустриальные государства, где управляющие и управляемые подчиняются не^личности, а установленным законам. Аппарат управления в этих странах состоит из высококвалифицированных чиновников, к которым предъявляется требование действовать по строго формальным и рациональным правилам. Технически наиболее чистым типом легального господства по Веберу является бюрократия.
1) существование определенных служб, а стало быть, компетенции, строго ограниченных законами и правилами;
2) защита служащих в выполнении их функций в соответствии с тем или иным положением (несменяемость судей, например). Государственная служба становится основной профессией, а не второстепенным занятием, дополняющим другую работу;
3) иерархия в выполнении функций, что подразумевает четкую административную структуру, разграничивающую управленческие посты; обычно в такой структуре соблюдается единоначалие, а не коллегиальное руководство, существует тенденция к максимальной централизации власти;
4) подбор кадров производится на конкурсной основе по прохождении экзаменов или по предпочтению дипломов, что требует от кандидатов наличия^соответству-ющего специального образования.
5) регулярная оплата труда служащего в виде фиксированной заработной платы и выплаты пенсии при уходе с государственной службы;
6) право контроля со стороны администрации за работой подчиненных (скажем, путем создания контрольно-дисциплинарных комиссий);
7) возможность продвижения по службе на основе оценки по объективным критериям, а не по усмотрению администрации;
8) полное отделение выполняемой функции от личности служащего, поскольку никакой служащий не может быть собственником своего поста или средств управления218.
Придавая большое значение идее бюрократии, Вебер считал^что эта система потенциально выше систем, основанных натрадиционной или^харизматйческоиувлас-ти. В идеале бюрократия способна к достижению высокого уровня эффективности, и в этом смысле она является наиболее рациональным из всех известных средств управления людьми. В идеале такая форма правления точна, стабильна, надежна и обеспечивает высокий уровень предсказуемости результатов.
Однако следует помнить, что Вебер не идеализировал рационально-правовую бюрократию, подчеркивая, что та лишь потенциально является самой эффективной формой управления. Он признавал, что в реальности она таковой может и не быть. С одной стороны, большой потенциал, которым обладает бюрократическая организация, может остаться нереализованным, а ее эффективность и оперативность окажутся подорванными в результате сбоев в работе217. С другой стороны, отлаженный бюрократический механизм может дать сбой в работе и переродиться в разного рода бюропатологии, при благоприятных на то условиях.
Харизматическая власть авторитарна. Она вытекает из способности конкретного человека вызывать и поддерживать веру в себя как источник легитимности.
Однако при больших различиях традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: и тот и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом смысле оба типа противостоят формально-рациональному типу господства как безличному. Источником личной преданности харизматическому лидеру является не традиция и не признание его формального права, а эмоционально окрашенная вера в его,харизму и преданность этой харйзмё. Именно поэтому, подчеркивает Вебер, харизматический лидер должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие. Как от формально-эмоционального, так и от традиционного типа господства харизматическое отличается тем, что здесь нет установленных правил: решения по всем вопросам выносятся иррационально, на основе откровенного творчества, деяния и личного примера.
Вебер рассматривает харизму безотносительно к содержанию того, за что выступает, что несет с собой ха-ризматик; верный своему принципу, согласно которому социология как наука должна быть свободна от ценностей, Вебер подчеркнуто безразличен к ценностям, вносимым в мир харизматической личностью.
В-четвертых, объектом харизмы является непосредственно и исключительно личность лидера. Однако Вебер не дает четкого определения харизматической власти. Понятие харизмы от взял из церковной культуры и перенес его в область политики (то есть гражданского общества), однако содержание этого понятия им не демифологизируется.
Веберовская концепция породила большую дискуссию. Часть исследователей целиком и полностью принимают ее, пытаясь некоторые положения усилить или создать свои собственные модели на ее основе. Другие относятся к ней критически. Но, во всяком случае, модель_Веберга не оставляет никого равнодушным.
В-пятых, Вебер, подчеркивает, что харизматическая власть появляется в тех случаях, когда общество переживает серьезный кризис, поражающий всю его структуру. Отсюда вытекает основное различие между харизматической властью и двумя другими формами власти. Традиционная и законно-формальная власти имеют место в стабильных ситуациях. Харизматическая власть может проявляться только в обстоятельствах, граничащих с национальной катастрофой.
Читайте также: