Лекция черниговской сознание и мозг кратко

Обновлено: 02.07.2024

Татьяна Владимировна Черниговская — российский биолог, лингвист, семиотик и психолог, специализируется в вопросах нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор Санкт Петербургского государственного университета. Заслуженный деятель Высшего образования и заслуженный деятель науки РФ, профессор, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ.

Татьяна Черниговская переворачивает наши представления о собственном мозге, о его строении, предназначении, возможностях. В своих выступлениях на телевидении, радио, в печатных СМИ, на научных конференциях и в публичных лекциях она рассказывает о свойствах мозга, человеческом сознании, интеллекте, человеческих возможностях и утверждает, что будущее невозможно без науки о мозге.

В лекциях и выступлениях этого замечательного ученого поднимаются и обсуждаются такие вопросы;
Как сознание формирует характер и чем искусственный интеллект похож на человеческий мозг.
Сколько энергии потребляет человеческий мозг
Что управляет нашими желаниями — мозг или тело
Как мозг обрабатывает информацию и для чего нужно самопознание.
В чём парадокс разрыва между идеальным и материальным?
Как мысль порождается материей мозга?
В чем специфика человеческого языка? Существует ли ген языка? Всегда ли мы думаем словами?
Какую роль в цивилизационном развитии играет осознание человеком своей смертности?
Представляет ли для нас угрозу искусственный интеллект?
Почему нам важно знать про мозг?
Как ведет себя человеческое сознание в эти смутные времена?
Каково будет новое общество, в котором мы окажемся?
Что будет происходить с человеком, все глубже погружающимся в мир социальных сетей?
Как избежать ухудшения памяти, перегруженной количеством информации?
Как мы принимаем решения? Разве мы делаем это сознательно?

Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.

Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.

Время на чтение: 5 минут

Татьяна Черниговская — замечательный учёный, представительница отечественной когнитивной науки. Она профессор, доктор филологических и биологических наук, и что очень важно, активный популяризатор науки. Татьяна Владимировна одна из немногих в России, кто работает на сегодняшний день в междисциплинарной области когнитивистики.

В круг её интересов входят: лингвистика, психология, искусственный интеллект (ИИ) и нейронаука. И это далеко не все её должности и профессиональные достижения. Сегодня поговорим о том, как эта талантливая женщина смотрит на проблемы мозга, сознания и искусственного интеллекта.

Мозг: орган, принимающий решения за нас

Исследования показывают очень интересную вещь. Представьте, вы встали и пошли налить себе горячий чай. Как вы думаете, кто принял это решение? Вы сами или ваш мозг? Согласно проведённым экспериментам, мозг принимает решение до того, как вы узнаёте об этом. Вернёмся к приведённому примеру. Энцефалограмма показывает, что за несколько секунд до того, как вы решаете заварить себе чай, мозг уже принял это решение.

Интересно, что мозг не только самодостаточен в принятии простых решений, но и хитёр. Он прибегает к уловке: заставляет человека подумать, что это он принял решение закрыть окно, выпить чай, протереть пыль на полке.

Кроме того, мозг — это не просто нейронная сеть, точнее сказать, что это сеть сетей, утверждает доктор. В мозге находится около 5 петабайт информации. Для сравнения, это 3 века непрерывного просмотра видеоматериала! Можете представить, насколько это огромный объём информации? Честно говоря, я не могу. А если вы всё ещё не находитесь под впечатлением, то Черниговская может привести другие поражающие впечатление данные, известные науке.

Например, если теоретически вытянуть в линию нейронную сеть, то она будет равна 7 полётам до Луны. А также в мозге находится приблизительно 100 миллиардов нейронов, причём каждый из них может иметь более 10 000 связей с другими нейронами.

Мозг и искусственный интеллект

исследования мозга

Фото @tv_chernigovskaya

Разница в том, что то, что мы делаем, всегда зависит от контекста. У нас есть возможность множественных трактовок одних и тех же событий. Одного этого достаточно, чтобы понять, что даже самые лучшие базы данных на такое не способны. Компьютер всегда имеет адрес объекта, а мозг – нет.

Сознание человека подобное ветру

Татьяне Владимировне нравится сравнение сознания с ветром. Действительно, мы не можем увидеть сам ветер, но нам заметны результаты его активности. И то же самое происходит с сознанием.

К теме сознания она относится очень осторожно:

Журналист, путешественник. Открываю мир для себя и для читателей

Понравилась статья? Поделитесь ей:

Рекомендуем статьи по теме

5 личностных характеристик, которые помогут вам выжить в самые трудные времена

Психотерапевт Майя Макиева раскрыла причину апатии одиноких людей во время праздников

Как перестать откладывать жизнь на потом и научиться договариваться с собой – инструкция психологов

Задайте свой вопрос эксперту или выскажите мнение!

Для Создателя мы бактерии или плесень, созданная для контроля, за своей системой. В нашем энергетическом мире всё логично и закономерно.
Наш энергетический мир – это один из уровней гармоничного состояния покоя колебаний и амплитуд Вселенской Разумной Энергетической Системы в пределах одного энергетического поля. Остальные миры имеют другой уровень состояния покоя колебаний и амплитуд, отличный от нашего мира. Миры вплетаются и пересекаются между собой, но почти никогда не конфликтуют из-за разности уровней колебаний и амплитуд. Места, где они пересекаются, называются в народе местами силы, они обладают повышенным источником аномальных явлений. Вероятно, в тех точках, где пересекаются одновременно несколько уровней эта сила очень мощная, вся эта конструкция напоминает перепутанную рыбацкую сеть в пространстве и движении. А, при конфликте и сбое происходят аномалии, привидения и НЛО в результате проникновения одного мира в другой. Количество миров бесконечно на всех уровнях.
Наш мир — это Вселенская Разумная Энергетическая Система (ВРЭС), а мы часть этой ВРЭС и служим ей как нервные окончания, для контроля, за собой.
Человек часть этого энергетического мира и находится внутри Вселенской Разумной Энергетической Системы (ВРЭС). Человек — это бессмертное квантовое энергетическое существо, созданное из воды и микроэлементов. Человек подвержен метаморфозу и проживает несколько жизней от сперматозоида до возвращения во ВРЭС, в энергетическое состояние.
Вселенская Разумная Энергетическая Система это организм, частью, которого является и человек. Информация хранится там, а мозг человека — это только приемопередаточный аппарат, в котором ничего не хранится, он может быть только или хороший, или плохой и от качества его зависит то, как человек получает информацию.
Проще говоря, человек — это частичка Бога, он в нас, значит, мы поступаем так, как хочет того он. Ведь такие истины, как ДОБРО и ЗЛО придуманы человеком для лучшей самоидентификации в обществе, но ничто не мешает нам бороться со злом — это наш крест и выбор. Счастья, радости и любви, вам люди!

Черниговская ничего не понимает в нейрофизиологии, поэтому читать о ней и писать о её взглядах — бессмысленная трата времени(если не за деньги).

Раньше кормились при изготовлении изделий зданий теперь на изучении человека и мозга . Время идёт деньги получают результата толком нет и так лет 50.

Утверждение, что мозг не принадлежит человеку — еще один способ верующих в бога доказать, что он есть. Верующие в бога любыми способами стремятся это доказать, но никто никогда не видел, не слышал и не ощущал бога. Его просто нет. Все ощущения, связанные с богом — результат работы мозга. Первичен мозг, а не выдуманный людьми бог. Исследования американских ученых Э.Ньюберга и Ю. Д’ Аквили показали, что религиозные и мистические переживания – это результат активности определенной группы нейронов головного мозга. Например, слабое магнитное поле, сложным образом вращающееся против часовой стрелки возле височной доли головного мозга, вызывает ощущение присутствия некого призрачного существа. Люди религиозного типа могут интерпретировать этот призрак как Бога.

Мозг это антенна… Если это принять в своём сознании, многие проблемы разрешаются….

Попробую объясниться просто и по возможности доступно. Получается,что не нам нужен мозг для осуществления каких то действий,а мозгу нужны мы для лучшего узнавания этого мира. Тогда вырисовывается очень фантастическая картина миропонимания.

Monocler опубликовал интересную подборку лекций и интервью от одной из самых ярких представительниц российской когнитивной науки Татьяны Черниговской – профессора, доктора филологических и биологических наук, заведующую лабораторией когнитивных исследований СПБГУ и неутомимого популяризатора науки, одной из немногих, кто работает сегодня в междисциплинарной области когнитивистики — на пересечении лингвистики, психологии, искусственного интеллекта и нейронаук.

Все эти лекции прочитаны в разное время для разных аудиторий, но их объединяет одно – разговор о мозге, его способностях и загадках. Сразу стоит оговориться, что смотреть все лекции подряд вряд ли имеет смысл – многие примеры повторяются, делаются отсылки к одним и тем же источникам, потому что предмет разговора остаётся неизменным. Но каждое выступление посвящено конкретной проблеме – и именно через призму этой проблемы учёный рассказывает о мозге. Так что лучше выбрать лекции Татьяны Черниговской на самые интересные для вас темы и послушать именно их. Приятно просмотра и добро пожаловать в матрицу.

Почему изучение мозга займет центральное место в 21 веке?

На известной образовательной площадке Ted Talks Татьяна Владимировна Черниговская рассказывает о том, что мы успели узнать о себе и о мозге, как эти знания изменили картину реальности и какие биологические опасности поджидают нас в новом веке после всех открытий (манипуляции с памятью, создание индивидуальных генетических портретов и др.)

Творчество как предназначение мозга

Нить Ариадны, или пирожные Мадлен: нейронная сеть и сознание

Что такое Ум, Мудрость, Гениальность, Интеллект

Метальный лексикон

Конь и трепетная лань: учёный на стыке наук

Как научить мозг учиться


— Те знания, которые сейчас имеет наука генетика и нейрофизиология, могут с успехом применяться в бизнесе, в образовании, в медицине, в подготовке элит и т.д.

Когда каждый вид знания занимается только чем-то одним узким, это абсурд.

— Вклад генетики гигантский: что такое мозг, что такое язык, как дела обстоят с этносами. Этнос — конкретная вещь, она тянет за собой ген. Несмотря на политическую корректность, которую сейчас так любит современный мир, этнос никуда не деть. На сегодня можно исследовать ген вплоть до шумеров. И это очень важная информация. От этого зависят наши болезни, наши предпочтения по вкусам, запахам, тип мышления, психофизиологический тип. Кто кому родственник, какие языки родственны друг другу. Еще 10 лет назад таких сведений было не получить.

Если речь идет о способности осознавать свои поступки, делать осознанные решения, тогда 99,9% вообще не люди.

— А как на энергетику знание о мозге может повлиять! Мозг работает с невероятной эффективностью. Лучший из мозгов в лучшие свои моменты использует энергию равную 30-ваттной лампочке. 30-ти ваттная лампочка, кто ее видел? Разве что в холодильнике. При том, что если будет сделан, что трудно представить, суперкомпьютер такой же, как человеческий мозг, он будет использовать для той же работы энергию города. То есть если бы мы знали, как мозг справляется с такими задачами, используя столь незначительную энергию, у нас бы все поменялось.

Мы что всерьез считаем, что мы ответ найдем от того, что мозг нашинкуем как капусту с помощью томографа?

— Вся наша эволюция — путь от простейших организмов к самому сложному. И это, несомненно, человеческий мозг. И мы обязаны именно ему всеми достижениями человеческой цивилизации и он, более того, меняется. Он меняется от любого воздействия. Мы — существа, которые оперируют знаковыми системами. Мы живем не только в материальном мире, но в мире идей, который более важен, чем стулья и свеклы. Мы живем в мире информации, книг. Я Наташу Ростову терпеть не могу! Но ее нету и не было никогда, я вот к чему клоню. Почему я так волнуюсь насчет Наташи Ростовой, когда она являет собой собрание букв? Ее же не было, Наташи Ростовой, почему столько страданий?! Для нас, людей, вторая действительность, которая представляет собой музыку, поэзию, философию, неважно, какого ранга — для нас это имеет такую же, если не большую ценность. Вот это отличает нас от других живых существ, населяющих эту планету.

— Откуда взялся наш язык? Многие считают, что язык — это слова. Но сколь важны слова, столь и то, из чего они построены. Что это за фонемы, из которых эти слова получились. А также, что получается, когда эти слова начинают сочетаться друг с другом и образовывают фразы, тексты, книги и т.д.

— В гене есть 49 участков, которые вдруг стали очень быстро эволюционировать. Меня вообще поражает способность развития с разной скоростью. В той части генома, которая обеспечивает наши главные умения, там развитие пошло в 70 (!) раз быстрей, чем в других. Когда я это прочла, решила, что это опечатка. Я бы сказала, что Создателю все это надоело, и он решил подкрутить эту историю.

— Нас учили, что приобретенные признаки не наследуются. Например, если я выучила японский язык, из этого не следует, что мои дети и внуки будут знать японский язык. А вопрос тем не менее стоит. Например, если я буду очень умная и начну рожать детей, то эти дети будут лучше, чем если бы я их родила до того, как стала такой умной. Мы знаем, что то, как человек живет, может влиять на его генетику. Это и тревожная, и положительная новость.

Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят.

— Мозг должен тяжело работать. Чем больше мозг занят своим делом, то есть тяжело думает, тем ему лучше. В том числе, он меняется физически. Качество нейронов становится лучше, их структура лучше, они мощнее, лучше сформированы. Чтобы развить мозг, нужны читать сложные книги. Чем сложнее, тем лучше. Уровень сложности у каждого свой. Если старушка сидит на лавочке и решает кроссворд, и это для нее сложная работа, — пусть решает.

Лекции черниговской о мозге и сознании

Татьяна Владимировна Черниговская является доктором биологических и филологических наук. Изучает профессор Черниговская человеческий мозг, его работу, способы и методы развития.

Неоднократно Татьяну Владимировну приглашали и продолжают приглашать в качестве лектора в крупнейшие университеты США и Европы.

Как научить мозг учиться

Основные моменты

Мозг обучается всегда, даже когда мы не обращаем на это внимание.

Важными отличиями человека от других животных является язык и сознание.

У нас в голове вообще есть совсем абстрактные вещи: математика, музыка, время.

Человеку может повезти с генами, но все равно нужно постоянно учиться и прокачиваться. Везение с генами — это как рояль Steinway, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нем все равно нужно учиться.

Мозг знает как учиться и понимает, как он это делает, но не объясняет этого нам. Если бы понять — мы бы по-другому учились.

Возможно, в школах и ВУЗах стоит учить больше не наборам фактов, а тому, как добывать информацию. Важные вопросы: как научиться учиться? Как научиться контролировать внимание или память? Как научиться правильно классифицировать и упаковывать информацию?

Мозг — не решето. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных лежит в папке „Другое“.

Если хотите что-то помнить утром — нужно выучить и заснуть. Какое-то время назад это было догадкой, сейчас это научный факт. Полученные данные должны переместиться в долгосрочную память, и происходит это только во время сна.

Есть исследования, которые показали, что четко есть два разных момента: один, когда решение принято мозгом, и второй, когда мы что-то с этим сделали. Мозг сам все решает и по пути создает иллюзию, что мы что-то контролируем.

На данный момент науке уже довольно много известно о нейронах и их свойствах. Все больше начинаем понимать нейронные сети.

В мозге есть хранилище на 2,5 петабайт. Это примерно 3 миллиона часов сериала.

Маленькие дети не умеют врать потому, что думают, что все остальные знают точно то же самое, что знают они, и врать бесполезно.

У ворон, а точнее даже у врановых в целом, мозг довольно похож на мозг приматов по уровню развития. Вороны узнают свое отражение.

С появлением внешних хранилищ информации с одной стороны сложнее стало учиться ими пользоваться, с другой — достаточно базовых технических навыков, чтобы просто иметь доступ к информации в Интернете, например.

Современная тенденция, что дети сходу играют в айпады — опасна. Прокачивать мелкую моторику очень важно, в том числе для того, чтобы ребенок начал говорить. Поэтому пластилин и все такое по-прежнему актуальны.

В Древнем Китае на руководящие должности было всего два экзамена: каллиграфия и стихосложение.

На картах мозга, в частности, видно быстро или медленно будет обучаться ребенок.

До сих пор не очень понятно, каким образом в мозге хранятся языки, слова, их значения.

Мозг людей, знающих больше одного языка, имеет преимущество перед мозгом тех, кто знает только один. Учить языки очень полезно для развития мозга.

Хороший мозг постоянно учится. Приучите себя постоянно выполнять трудную (но выполнимую) мозговую работу. Это позволит дольше оставаться в сознании. В прямом смысле.

На всякий случай: переучивать левшей на правшей ни в коем случае нельзя. Вы переучиваете таким образом не руку, а мозг, и вытекает это все в тики, заикания, неврозы и т. д.

Мозг женщин и мужчин отличается. Женский эффективнее из-за большего количества серого вещества.

Детей стоит обучать, учитывая эти особенности мозга. С мальчиками говорить краткими предложениями, вовлекать в процесс, давать меньше письменных заданий, хвалить за них и давать больше двигаться, чтобы они сбрасывали агрессию. Плюс, говорят, что мальчики в прохладном помещении быстрее соображают, а в тепле начинают засыпать. Девочкам больше нравится работать в группах, им важно смотреть в глаза и говорить об эмоциях, не стоит повышать тон, полезно привлекать помогать учителям. Важно научить справляться с опасностями, которые им готовит наш мир.

Занятия музыкой положительно влияют на мозг. Усложняют его, улучшают качество нейронных сетей, обеспечивают лучшую пластичность и лучше сохраняют его к старости.

Забывание, отвлечение, перерывы и сон — не помехи для обучения. Скорее наоборот. У всех свой стиль обучения, важнее его найти.

Бывают плохие состояния для умственной работы. В этот момент важно это понять и переключиться на другую работу, а к этой вернуться позже.

Техническая тренировка навыков, как принято в музыке и спорте, не подходит для умственной работы. Есть риск загнать себя в регулярные переживания, и настает момент, когда мозг будет отторгать новые задачи.

Делить проект на мелкие выполнимые части действительно полезно. Как и менять обстановку, окружение, позу в которой сидишь и т. п.

Полезно делать регулярные 15-минутные перерывы для стабилизации выученного.

Устное воспроизведение выученного тоже важно.

Полезно тренировать концентрацию, память, скорость восприятия информации, когнитивную гибкость.

По поводу тренировки памяти, полезно обращаться к опыту древних греков. Например, ложась спать, вспоминать весь день подробно — с момента пробуждения и до момента, когда лег спать.

Гигантский процент того, что мы делаем, мы делаем бессознательно.

Тренируйте мозг . Постоянно. Важно понять себя, найти подходящие методики и регулярно практиковать их.

Читайте также: