Транспортная доступность москвы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Транспортная ситуация в Москве похорошела при карантине. Однако красные пятна автодорожных коллапсов в часы пик по-прежнему пестрят на яндекс-карте столицы. Анализ транспортных вопросов это вычислительно-ёмкий процесс, который вдобавок сложно визуализировать традиционными линейными и другими диаграммами, отсюда редкие публикации по теме. Мы решили заполнить эту лакуну в инфографическом медиапространстве. К тому же в последние месяцы многие решили вложиться в московскую недвижимость, может быть, кому-то наша работа поможет с выбором.

Для участия в обзоре были отобраны жилые дома Москвы без посёлков и удалённых участков города. Получилось 30 754 дома во всех районах города. Для каждого дома определён маршрут на авто и общественном транспорте в утренний час пик до центра Москвы — Красной площади. Карты отрисованы с высокой детализацией вплоть до каждого дома и кликабельны.

Для упрощения ориентирования наложен слой водных объектов:

Вопреки центральной симметрии, путь до центра из равноудалённых районов запада и востока различается на полчаса в пользу запада. Южные и юго-восточные районы достигают отметок в полтора часа. Из радиальных направлений лучше всего смотрятся Можайское и Ленинградское шоссе — их окрестности даже около МКАДа подсвечиваются зелёным цветом и добраться до центра реально за полчаса.

Интересно, что районы вне МКАДа на западе и северо-западе выглядят привлекательнее, чем некоторые юго-восточные и северные районы внутри МКАДа. В целом, вся Москва укладывается в один час. Часть домов, выделяющихся относительно соседних, являются статистическими артефактами.

Время поездки из периферийных районов часто страдает не по причине пробок, а из-за большой удалённости от центра. Для различения причин долгой поездки отобразим среднюю скорость для каждой отправной точки при поездке до центра:

Бутово на карте помечено не самым плохим зелёным цветом и в центр можно прокатиться с ветерком на скорости 20-25 км/ч. В отличие от Измайлово, где средняя скорость при поездке в утренний час пик составит 15 км/ч. Если дружить со спортом, то можно на спор обогнать авто на своих двоих. Северо-запад для автомобилистов смотрится удивительно — вплоть до 35 км/ч. Эта цифра уже вблизи максимальной разрешённой скорости во многих европейских городах. Хорошо это или плохо — судить не нам.

Таким образом, иногда спасает наличие быстрого выезда на МКАД. На периферии Москвы просматривается множество перпендикулярных участков, напоминающих Гипподамову систему, как на Манхеттене. А в остальном это прямые участки пути до центра.

Внутри МКАДа негативно смотрятся только Дмитровский район и Бирюлёво, у которых до сих пор нет быстрого доступа к метрополитену.

Граф маршрутов общественного транспорта аналогичен автомобильному. Множество перпендикуляров к радиальным линиям, ведущим в центр:

Метро используется в 86% маршрутах, автобус с троллейбусом в 60%. Трамвай москвичами используется незначительно, как и электрички.

Анализ показывает, что в случае 19’566 (64%) домов победу одержит автомобилист и в 11’188 (36%) домах любитель общественного транспорта. Северная, восточная и южная оконечности Москвы плохо приспособлены для водителей и даже в карантин оттуда быстрее добираться на общественном транспорте, выиграв десяток-другой минут.

Самые большие значения для синего поля, то есть преимущество авто в 40 минут, находятся на окраине Куркино — район спроектирован с низкой плотностью населения, с него есть прямой выход на МКАД и далее на Ленинградское шоссе, а вот с общественным транспортом гораздо хуже — метро и электричка далеко. Из-за отсутствия быстрого доступа к подземке выделяется и Дмитровский район.

Пользователи общественного транспорта получат наибольшее преимущество в случае Бирюлёво и Измайлово, сэкономив полчаса относительно авто.

Медиана распределения средней скорости авто в час пик составляет 22.6 км/ч. Без пробок на 5 км/ч больше:

Московский скоростной диаметр снизит нагрузку на МКАД, ТТК и радиальные магистрали.

Развитие улично-дорожной сети


Развитие системы метрополитена Москвы до 2027 года


Схема развития Московского железнодорожного узла


Система ТПУ Московского региона (перспективная)


Транспортно-пересадочные узлы


Капитальные транспортно-пересадочные узлы


Организация парковочного пространства г. Москвы до 2025 г.


Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве

За минувшие годы транспортная система в Москве преобразилась до неузнаваемости. В городе построили сотни километров новых дорог, для пассажиров открыли десятки станций метро. Кроме того, запустили масштабные проекты на железной дороге, а общественный транспорт столицы стал одним из самых современных в мире. Рассказываем о комплексном развитии столичного транспорта, которое не останавливается ни на минуту.

Новые станции метро


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

С 2011 года столичный метрополитен начал расти рекордными темпами. В Москве построили более 116 километров линий и 56 станций подземки . При этом работы в городе по сей день не останавливаются. В частности, в ближайшие три года в столице построят еще более 58 километров линий , откроют 25 новых станций и четыре депо для поездов.

Директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ Ирина Ильина пояснила, что такой стремительный темп строительства метрополитена в первую очередь связан с большой площадью города и увеличением населения, которому необходима хорошая транспортная доступность.

"Сейчас возвращаются к тому, что общественный транспорт должен доминировать. В связи с этим город должен очень сильно нарастить транспортную составляющую – это и дороги, и развязки, но также нужно расширять сеть общественного транспорта, в том числе и метро", – пояснила эксперт в беседе с Москвой 24.

Помимо этого, надо еще и людей привлекать тем, что они могут достаточно удобно от своего дома – где бы они ни жили – добраться до любой точки в городе. Это очень важно, поэтому в Москве ведется такая масштабная программа, которой никогда до этого не было.

В рамках подземки одним из главных проектов на сегодняшний день является строительство Большой кольцевой линии (БКЛ) , которая после открытия должна стать самой протяженной в мире и достигнуть 70 километров . Сейчас это почетное звание носит второе кольцо метро Пекина: его длина составляет 57 километров. Кстати, само название БКЛ для удобства планируется изменить. Сейчас москвичи выбирают имя для будущего рекордсмена.

Большая кольцевая линия будет состоять из 31 станции и трех электродепо. Первый участок ("Деловой центр", "Шелепиха", "Хорошёвская", "ЦСКА" и "Петровский парк") был открыт в 2018 году, а в декабре к нему добавили станцию "Савеловская". Второй участок БКЛ ("Нижегородская", "Авиамоторная", "Лефортово") запустили для пассажиров в марте 2020 года. До конца этого года планируется открыть движение еще на трех станциях: "Мнёвники", "Карамышевская" и "Электрозаводская".

Также метростроители продолжают протягивать новые радиальные ветки метро. Уже проектируются Бирюлевская и Рублево-Архангельская линии, а также строится линия в Коммунарку, которая должна дойти до Троицка. Кроме того, модернизируют и уже существующие ветки: новые станции скоро появятся на Сокольнической, Люблинско-Дмитровской, Калининско-Солнцевской и Арбатско-Покровской.

Железнодорожный каркас


Фото: портал мэра и правительства Москвы

Рельсовый транспорт в столице развивается не только под землей, но и на поверхности. За последние годы в городе запустили два крупных проекта: Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД).

В 2016 году в Москве полностью вошло в транспортную систему города еще одно кольцо – железнодорожное. Общая длина МЦК составляет 54 километра, оно проходит по 26 районам Москвы, где проживают более двух миллионов человек. Сейчас на кольце для пассажиров открыта 31 станция, с большинства из них можно быстро пересесть на метро. И москвичи с удовольствием пользуются новинкой.

Также знаковым событием стал долгожданный запуск в ноябре 2019 года первых двух Московских центральных диаметров (МЦД). Поезда на МЦД-1 "Белорусско-Савеловский" курсируют от станции Одинцово до Лобни, а на МЦД-2 "Курско-Рижский" – от Нахабина до Подольска. Суммарная длина диаметров составила 132 километра, на них расположилось 60 станций. С момента запуска МЦД перевезли уже более 100 миллионов человек. Всего же планируется открыть пять диаметральных маршрутов. До конца 2024 года должны запустить МЦД-3 "Зеленоград-Раменское", МЦД-4 "Апрелевка-Железнодорожный" и МЦД-5 "Пушкино-Домодедово".

Директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ Ирина Ильина считает, что диаметры очень удачно дополнили транспортную систему города.

"В городе важно иметь разветвленную сеть различных видов транспорта, чтобы можно было легко переходить с одного вида транспорта на другой, чтобы человек мог очень гибко выбирать себе маршрут. Неслучайно существует программа строительства транспортно-пересадочных узлов", – подчеркнула эксперт.

Для этих целей до 2023 года в Москве построят 33 транспортно-пересадочных узла (ТПУ).

Строительство дорог


Фото: портал мэра и правительства Москвы

В Москве также продолжают строить автомагистрали, дорожные развязки и другие важные транспортные объекты. Ежегодно с 2011 года в Москве появляется не менее 100 километров новых автодорог, а за 10 лет было открыто более тысячи километров трасс и почти 300 мостов , тоннелей и эстакад. Также за это время обновили 15 вылетных магистралей и 17 клеверных развязок на пересечении с МКАД. Благодаря тому, что скорость движения на дорогах повышается, соответственно, уменьшается количество выхлопных газов, за счет этого улучшается и экологическая ситуация в прилегающих районах.

До 2023 года в Москве планируют построить еще 270 километров дорог, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов. Кроме того, за это время реконструируют еще пять развязок на МКАД, завершат строить крупные магистрали в ТиНАО, а также закончат формировать систему хордовых магистралей.

Руководитель проекта "Пробок.Нет" Александр Шумский рассказал Москве 24, что строительство новых дорог помогает избежать дорожных заторов в условиях ежегодного увеличения количества автомобилей в городе.

"Если мы посмотрим, то за 10 лет на два миллиона увеличилось количество машин в Московском регионе, это гигантская цифра. А ежедневно в Москве передвигается более 3,5 миллиона уникальных машин. Еще 10 лет назад нам обещали, что будет коллапс, но мы видим, что его не случилось, город едет, средняя скорость даже стала выше. Это удалось благодаря в том числе большим вложениям в развязки и новые связки дорожной сети", – подчеркнул эксперт.

Одним из масштабных преобразований города можно назвать строительство хорд и рокад.
Всего в столице планируется сделать четыре магистрали: Северо-Западная, Северо-Восточная, Юго-Восточная хорды и Южная рокада. Общая их протяженность составит почти 350 километров .

Александр Шумский пояснил, что концепция строительства хордовых связей была заложена в Генплан еще в советский период.

Дороги, которые сейчас строят, образуют некий каркас через весь город, который дает в первую очередь возможность новых маршрутов. Во-вторую очередь – разгружают старые магистрали – как радиальные, так и кольцевые – ТТК и МКАД. Иногда проще, эффективнее и дешевле построить новые дороги, чем расширять и реконструировать старые.

"Москва выбрала стратегию развития, причем комплексную. Хорды – это только часть элементов, так как город большое внимание уделяет и строительству метрополитена", – подчеркнул эксперт.

Северо-Западная хорда


Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Новая магистраль была полностью открыта в 2019 году, длина дороги – 83 километра. Она проходит от Сколковского до Ярославского шоссе и связывает между собой четыре округа столицы: Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный. С запуском новой дороги разгрузился от скопления автомобилей ряд центральных улиц, а также значительно разгрузилось Третье транспортное кольцо (ТТК) и МКАД.

Также с открытием дороги в среднем на 15% стало меньше автомобилей на вылетных магистралях, пересекающих хорду, в частности на Мичуринском проспекте, Сколковском, Можайском, Ленинградском, Рублевском, Звенигородском, Волоколамском и Дмитровском шоссе.

Южная рокада


Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Южную рокаду планируют полностью достроить в 2023 году. Трасса уже готова на две трети, а после окончания строительства новая дорога по сути станет частичным дублером МКАД и ТТК. Она начинается от развязки Рублевского шоссе с МКАД и продлится до улицы Верхние Поля в Капотне.

Рокада должна между собой соединить западную, южную и юго-восточную части города. Предполагается, что новая трасса поможет разгрузить основные магистрали, а также МКАД и ТТК в Южном и Юго-Восточном округе столицы.

Северо-Восточная хорда


Фото: портал мэра и правительства Москвы

Самой длинной хордой после окончания строительства станет Северо-Восточная. Ее общая протяженность составит 106 километров. Начинается дорога от трассы М11 Москва – Санкт-Петербург и пройдет до Косинской эстакады. Она сформирует связь между Ярославским и Открытым шоссе. Кроме того, перераспределит потоки автомобилистов на северо-востоке столицы, а также уберет часть нагрузки с вылетных магистралей – Ярославского шоссе, Дмитровского шоссе, Щелковского шоссе, шоссе Энтузиастов.

Полностью достроить дорогу планируют в 2022 году. Самое важное, что после открытия хорды временные затраты на дорогу для жителей северных и восточных районов Москвы сократятся более чем на 40 минут.

Юго-Восточная хорда


Фото: портал мэра и правительства Москвы/Максим Мишин

Юго-Восточная хорда станет одной из самых длинных среди хорд – ее общая длина составит более 100 километров. В 2023 году она должна соединить 22 столичных района, в которых проживают более 2,5 миллиона человек.

Магистраль будет пересекать несколько крупных московских дорог: шоссе Энтузиастов, ТТК, Рязанский и Волгоградский проспекты, а также строящуюся в ТиНАО трассу Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Будущая трасса должна улучшить дорожную ситуацию в районах между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе.

Фото: Наталья Гарнелис/ТАСС

Создание транспортного каркаса Москвы позволяет комплексно подходить к решению транспортных проблем города, интегрировать все транспортные артерии и системы. Подобный подход начал применяться во многих мегаполисах мира, которые столкнулись с транспортным коллапсом, и столица идет по этому же пути.

Создание транспортного каркаса — это во многом попытка избежать транспортных проблем, которые ждали бы город, если бы он развивался без единой концепции в сфере транспорта, отмечается в аналитической записке о развитии транспортной программы Москвы.

Основные составляющие транспортного каркаса Москвы:

  • подземное метро (БКЛ, новые радиальные линии);
  • наземное метро на базе железнодорожного транспорта (интеграция в сеть общественного транспорта железных дорог — МЦК, МЦД);
  • развитие улично-дорожной сети (ежегодно не менее 100 км новых дорог) с упором на строительство хорд, которые на 20% эффективнее, чем замкнутая кольцевая система;
  • транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), объединяющие все это в единый комплекс. Задача ТПУ — сделать пересадку пассажиров между разными видами транспорта более комфортной и быстрой, снизить загруженность дорожной сети.

Повышение связанности районов и транспортной доступности, сокращение перепробегов транспорта, а также расшивка узких мест и сокращение заторов — основной ожидаемый эффект от развития сети автодорог. Теперь все элементы транспортной системы развиваются комплексно, для того чтобы избежать появления узких мест и заложить основу для их совершенствования в будущем, отмечается в материалах.

Согласованность в развитии разных видов транспорта и городской инфраструктуры позволяет не только решать локальные, точечные проблемы, но в конечном итоге направлено на комплексное развитие города, считают авторы проекта развития транспортного каркаса. Новая стратегия принимает в расчет всю Московскую агломерацию и учитывает все потоки — как пассажирские, так и грузовые.

Метро

Метрополитен — одна из важнейших точек транспортного каркаса столицы. В Москве с 2021 до 2024 года построят 25 станций метро, это около 58 км линий метро. Ежегодно планируется вводить по восемь-девять станций. К 2025 году 90% москвичей будут жить в доступности от метро. Удобное расположение станций метро в каждом районе города позволит многим москвичам отказаться от ежедневного использования автомобиля, фактически появляется альтернатива добраться в любую точку города на общественном транспорте, считают в столичном правительстве.

По оценке столичного правительства, ввод в эксплуатацию БКЛ (в 2022 году) разгрузит радиальные линии метрополитена на 10–30%, таким образом, не останется участков, работающих с существенным превышением пропускной способности. Прокладка новых радиальных линий также является важнейшим направлением развития московского метро.

Фото:Москомархитектура

Развитие улично-дорожной сети

Это ключевое направление транспортного каркаса, которое позволит снизить загруженность дорог Москвы. В Адресно-инвестиционной программе города (АИП) на 2021–2023 годы заложено финансирование строительства 270 км дорог, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов. За это время планируется реконструировать еще пять развязок на МКАД, завершить строительство крупных магистралей каркаса Новой Москвы, а также закончить основные работы по формированию системы хордовых магистралей.

Одним из ключевых моментов для разгрузки дорог Москвы является строительство хорд, которые улучшат связанность районов и позволят отвести большую часть транспорта от центра города. В 2021–2023 годах ключевым проектом на ближайшие годы остается строительство новых хордовых магистралей — СВХ, ЮВХ и Южной рокады. Хорды улучшат связанность 73 районов Москвы с населением 7 млн человек.

Преимущество строительства хордовых магистралей состоит в том, что они, с одной стороны, выполнят функции вылетных магистралей, обеспечивая выезд автотранспорта за МКАД, минуя центр города, с другой стороны — хорды перераспределяют транспортные потоки между вылетными магистралями, которые они пересекают. По мнению экспертов, система организации движения в виде хордовых магистралей на 20% эффективнее, чем замкнутая кольцевая.

Фото:Сергей Бобылев/ТАСС

Столичные хорды и рокады

Северо-Западная хорда (от Сколковского до Ярославского шоссе, 83 км дорог, 32 искусственных сооружения, 30 пешеходных переходов) уже связала четыре округа столицы: Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный. Пробег автомобилей при проездах между соседними районами сократится примерно на 10%. С запуском хорды разгрузились в среднем на 15% вылетные магистрали — Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе, а также ряд центральных улиц, Третье транспортное кольцо и МКАД.

Юго-Восточная хорда (101 км дорог, 59 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) объединит 22 района, в которых проживает около 2,5 млн человек. Запуск ЮВХ улучшит дорожную ситуацию в секторе между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе. Она соединит крупные магистрали: шоссе Энтузиастов, Третье транспортное кольцо (ТТК), Рязанский и Волгоградский проспекты, новую вылетную магистраль от ТТК до развязки МКАД с Бесединским шоссе, улицы Подольских Курсантов, Липецкую и Дорожную, Симферопольское и Варшавское шоссе и магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.

Северо-Восточная хорда (75 км дорог, 58 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) позволит перераспределить все автомобильные потоки на северо-востоке столицы, в том числе улично-дорожную сеть в центре города, восточную часть МКАД и ТТК. Затраты времени на дорогу для жителей между северными и восточными районами Москвы сократятся более чем на 40 минут.

СВХ снимет часть нагрузки с вылетных магистралей — Ярославского, Дмитровского, Щелковского и шоссе Энтузиастов. Кроме того, хорда позволит связать федеральную трассу Москва — Санкт-Петербург и перспективную трассу Москва — Нижний Новгород — Казань, а также создать дополнительные выезды на них.

МЦД и МЦК

Новое направление транспортного каркаса Москвы — интеграция в сеть общественного транспорта железных дорог. Запуск пассажирского движения по Московскому центральному кольцу (МЦК) состоялся в 2016 году. Всего на МЦК открыта 31 станция, большинство из которых интегрированы через прямые пересадки с метрополитеном.

Развитию транспортной системы столицы также способствует запуск Московских центральных диаметров (МЦД), которые соединят между собой территории Москвы и ближайшего Подмосковья. Благодаря открытию МЦД-1 и МЦД-2 улучшилось транспортное обслуживание более 4 млн жителей Москвы и Московской области. До конца 2024 года планируется запуск еще трех диаметров: Зеленоград — Раменское, Апрелевка — Железнодорожный и Пушкино — Домодедово. Как ожидается, общая протяженность всех пяти диаметров составит 375 км со 186 станциями.

С момента запуска движения МЦД воспользовались более 120 млн пассажиров. За счет новой тарифной системы они сэкономили на поездках около 1,4 млрд руб., подсчитали в столичном правительстве.

Фото:Станислав Красильников/ТАСС

Одна из задач создания транспортного каркаса Москвы — связать все виды транспорта в единую систему должны транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Для этих целей в Москве за 2021–2023 годах построят 33 ТПУ.

По оценкам экспертов, создание системы транспортных узлов с удобными пересадками с одного вида транспорта на другой, сопутствующей инфраструктурой и перехватывающими парковками позволит снизить загруженность дорожной сети в среднем на 7%, что немало для мегаполиса. Стройкомплекс столицы ставит перед собой задачу построить ТПУ таким образом, чтобы пересадка пассажиров между разными видами транспорта происходила в наиболее комфортном и оперативном формате.

Читайте также: