Куликовская битва в отражении источников кратко
Обновлено: 02.07.2024
Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Сражение, в котором принимали участие русское войско и армия Золотой Орды, во многом предопределило дальнейшую историю Русского государства.
События, предшествовавшие сражению
Причиной Куликовской битвы стал ряд важных событий. Шестью годами ранее отношения у Руси с Ордой начали серьезно обостряться. Именно в 1374 году Дмитрий, Великий князь Московский, разрывает отношения с Мамаем, который в то время от имени монгольских ханов управлял западной частью Золотой Орды. Русские князья уже чувствовали собственную силу и были готовы дать решительный отпор врагу, который долгое время разорял их земли и требовал уплаты дани.
За два года до исторического сражения по Руси распространилась весть, что татаро-монголы выдвинулось большим войском, чтобы расквитаться с непокорными русскими. Дмитрий со своей дружиной направился навстречу неприятелю и встретил его на берегах реки Вожи, впервые углубившись так далеко в южные земли. Манёвр застал противника врасплох, и русский отряд сравнительно легко одержал победу. Это окончательно убедило в том, что Орда не является всесильной. К тому же и внутри нее уже полным ходом развивалась междоусобица.
Подготовка к сражению
Орда стремилась к реваншу. К началу лета 1380 года Мамай подготовил к походу войско численностью свыше 100 тысяч человек. Быть союзником хана изъявил желание Великий князь Литовский Ягайло. Получив сведения о готовящемся объединении Орды и Литвы для войны с Русью, Дмитрий спешно собрал почти такое же большое войско. В конце августа его многотысячная рать из Коломны стремительным ходом направилась на юг. Основная цель быстрого маневра принесла успех: союзники Мамая не успели присоединиться к нему.
В ночь накануне битвы войско Дмитрия переправилось через Дон и вышло к Куликову полю. Место для сражения было выбрано удачно: роща позволяла укрыть засадный полк, а глубокие овраги, невидимые противнику, не давали его коннице возможности проводить атаки с флангов.
Ход битвы
Вначале состоялся поединок двух богатырей. Монах Александр Пересвет представлял русскую сторону, его противником стал богатырь Темир-Мурза, более известный как Челубей. В результате их противостояния они оба поразили друг друга копьями. Такой исход означал, что главная битва станет кровопролитной.
Как только Челубей оказался на земле, конница Мамая ринулась в атаку и сразу же оттеснила передовой полк русских. Однако введенный в бой резерв остановил дальнейшее продвижение татаро-монголов по центру их атаки. Мамай активизировал атаку на левом фланге, где какое-то время ему удавалось теснить русские ряды. Но перелом в сражении, как это часто бывало в старину, принес засадный полк, ударивший в тыл и фланг вражеской коннице.
На исход боя в значительной мере повлияли несколько тактических военных ходов русской дружины:
- Князь Дмитрий предварительно изучил место предстоящей битвы и расставил войска так, словно их можно было без труда разбить;
- Копья русских воинов имели разную длину, что помогло затруднить атаки противника;
- Прорвавшиеся к штабу Дмитрия враги убили, как им казалось, самого Великого князя. На самом же деле это был его верный боярин, специально надевший княжеский кафтан. Увидев спустя некоторое время, что Дмитрий жив, татаро-монголы получили серьезный психологический удар.
Считается, что Мамаева рать была разбита за 4 часа. Князь Ягайло, получив об этом весть, развернул свое войско в обратную сторону. Сам Мамай, ставка которого была захвачена, успел ретироваться. Куликовская битва, в которой татаро-монголы были наголову разгромлены, впоследствии получила название Мамаево побоище. А Великий князь Дмитрий за блестящую победу в этом сражении получил уважительное прозвище Донской.
Итоги и роль Куликовской битвы
Значение баталии для истории страны огромно. Впервые был развеян миф о несокрушимости армии Орды. Куликовская битва позволила русским людям поверить в себя и в свою силу. Около двух лет после Мамаева побоища Русь не платила Орде дань, что в конечном итоге приблизило полное освобождение народа от ненавистного ига и усилило роль Москвы в объединении русских земель в единое и сильное государство.
О битве на поле Куликовом слышали все без исключения. Но почему и как именно она произошла? Какие мифы существуют вокруг этого исторического события? Вместе с историком обращаемся к ключевым моментам великого сражения и узнаем множество любопытных деталей. В конце материала – интересные факты, рекомендуемые фильмы и источники.
Любой привычный нашему уху рассказ о Куликовской битве начинается со слов о возрождающейся под эгидой национально-освободительной борьбы Руси против своих поработителей – татаро-монголов. Судьбоносным моментом должна стать новая битва, к которой и московский князь Дмитрий Донской, и монгольские войска под предводительством Мамая, тщательно готовились.
Сбор в Коломне
Русь на тот момент уже перестала платить дань татаро-монголам, и весь русский народ восстал против заклятого врага. В августе 1380 года около 50 тысяч русских воинов из разных городов собрались в Коломне. Во главе войска стал великий князь Дмитрий Донской. Помогали ему в этой нелегкой борьбе два талантливых полководца – двоюродный брат Донского князь Владимир Андреевич Серпуховской и князь Дмитрий Боброк-Волынский. На поддержку русских войск перед Куликовской битвой пришли сыновья литовского князя Ольгерда: князья Дмитрий и Андрей.
Кто командовал ордынцами?
События битвы
Как не вспомнить предание о Сергии Радонежском, основателе Троице-Сергиева монастыря? По преданию он благословил великого князя и дал ему в помощь двух монахов, отличавшихся невероятной физической силой: Пересвета и Ослябю.
Михаил Нестеров. Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву. 1897.
Эскиз неосуществленной картины
В ночь с 7 на 8 сентября русские войска переправились через Дон и выстроились на Куликовом поле, в треугольнике между течением Дона и его притоком – рекой Непрядва. Именно здесь предстояло сойтись двум ратям. По традиции, битва началась с поединка богатырей. Монах Пересвет сразился в конном бою с монгольским гигантом Челубеем. Оба пали в этом поединке. Что любопытно, Дмитрий Иванович Донской надел доспехи рядового воина и встал вместе с воинами в Передовом полку, в то время как под княжеским знаменем в его латах был боярин Михаил Бренк. Мамай же предпочёл руководить своими войсками с безопасного расстояния.
Натиск монголов был страшен. Сперва им удалось сломить воинов Передового полка, потом начали теснить основной – Большой – полк русских. Монголы прорвались в самый центр и убили боярина Бренка, приняв его за князя. Дмитрий Донской в этот момент находился плечом к плечу со своими воинами и яростно сражался с монголами. Одновременно враги наносили и удары во фланг русским армиям. Правый фланг русских войск устоял под натиском и не дрогнул. Тогда Мамай обрушил всю свою тяжелую конницу на левый фланг и добился значительного успеха в битве: оттеснив Полк Левой руки и Запасной полк, монголы начали заходить в тыл основным войскам.
Казалось, битва проиграна, но у Донского был запасной план: спрятанный в окрестном лесу Засадный полк. Вот тогда и настал момент для нового удара, решившего судьбу битвы. Татаро-монголы сами подставили Засадному полку свои фланг и тыл, и Владимир Серпуховской и Дмитрий Боброк-Волынский повели русских в новую атаку. Прочие русские войска воспряли духом и усилили натиск на врага. Спустя некоторое время татаро-монголы оказались разбиты и бежали с поля боя. Бежал и Мамай, да так, что его никто не догнал.
Победа в Куликовской битве стала переломной в истории Отечества.
Исторические источники и противоречия
Вопрос о численности войск в Куликовской битве до сих пор вызывает дискуссии в исторической науке. Некоторые называют возможную численность русских войск в 10-15 тысяч воинов, некоторые – и того меньше. Историки приходят к выводу, что сражение могло проходить не только на Куликовом поле, но и в других местах у реки Дон. Критикуется и описанная в источниках система разделения русских войск на пять полков, включая засадный. Но вывод напрашивается один – точных данных о тактике и построении русских войск мы до сих пор не имеем.
Почему Тохтамыш становится чуть ли не союзником Дмитрия Донского и едва ли не поздравляет русских? Почему два ордынских деятеля друг другу противопоставлены, учитывая, что два года спустя хан Тохтамыш сожжёт Москву? Ответом на этот вопрос служит происхождение Мамая. Фактически он был лишь узурпатором, а не легитимным правителем, и победа Донского над ним способствовала воцарению истинного хана – Тохтамыша. Более того, само повествование описывает противостояние между Мамаем и Донским как личный конфликт между князьями, а не подъем национально-патриотических сил на освобождение Руси.
Это лишь два маленьких эпизода, которые заставляют нас больше задуматься о том, что происходило на самом деле.
Историкам предстоит ещё много работы. Однако уже сейчас можно сказать, что Куликовская битва была началом нового этапа в развитии Руси. Татаро-монгольское нашествие специфическим образом воспринималось его современниками как кара Господня за грехи. Бог оставил Русь, поэтому её и завоевали. Можно представить себе степень деморализованности воина той эпохи, учитывая общий высокий уровень религиозности. Монголы представали непобедимыми палачами Господа Бога. Эта идея своим лейтмотивом проходит через многие письменные памятники эпохи.
Крупная победа над ордынцами дала возможность для начала перестроения сознания русских людей. Ордынцы победимы, Господь услышал молитвы Великого князя Дмитрия Донского и снова благоволит Руси. Постепенно эти мысли переросли в понимание, что Русь может быть не только составной частью Золотой Орды, но действительно стать самостоятельным государством со своим царем. Именно эти процессы и происходили на протяжении последующих ста лет, вплоть до окончания периода татаро-монгольского владычества в 1480 году в ходе Стояния на реке Угре.
3 интересных факта
Битве на Куликовом поле предшествовали другие столкновения с Ордой. В 1377 г. объединенное русское войско потерпело поражение в сражении на реке Пьяне. Однако годом позже русские войска во главе с Великим князем Дмитрием разбили ордынцев на реке Воже.
После победы князь Дмитрий установил день поминовения воинов, павших в Куликовской битве – Дмитриевскую субботу. Это суббота накануне дня памяти Св. великомученика Димитрия Солунского – 26 октября ((ст.ст.) 8 ноября н.ст.).
Вскоре после Куликовской битвы Москву осадили войска хана Тохтамыша. Во время обороны москвичи использовали огнестрельное оружие против монгольских отрядов (пушку или тюфяк). Это был первый известный случай применения подобного оружия на Руси.
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА - сражение объединённых войск княжеств Северо-Восточной Руси под предводительством великого князя владимирского и князя московского Дмитрия Ивановича против войск Мамаевой Орды.
Состоялась 8 сентября 1380 года. Основные причины, приведшие к походу на русское княжества войск Мамая: многолетняя задержка выплаты ордынского выхода, стремление восстановить его объём в том же размере, в каком он собирался при хане Джанибеке; желание взять реванш за победу моск. войск и их союзников в битве на реке Вожа над эмиром Бегичем (11 августа 1378 года).
Предыстория
Для этого Мамай организовал крупномасштабный поход, прежде всего против правителей Владимирского великого княжества и Московского княжества. В нём должны были принять участие зависимое от Орды население её улусов и войска союзников, находившихся с ней в вассальных и даннических отношениях. В связи с этим в 1-й половине 1380 года Мамай заключил союзы с литовским князем Ягайло, а летом - с великим князем рязанским Олегом Ивановичем, опасавшимися усиления авторитета и власти великого князя владимирского Дмитрия Ивановича.
Маршруты войск. В начале лета 1380 года Мамай начал медленное движение из своей кочевой ставки в низовьях реки Дон к его верховьям, ожидая там к началу осени встретить войска союзников для совместного похода на земли Северо-Восточной Руси. В начале августа 1380 года Мамай достиг устья реки Воронеж.
Общее командование осуществлял князь Дмитрий Иванович. Подчиняясь ему, своими полками руководили князья-союзники, территориальными ополчениями – служилые князья и московские бояре-воеводы. 15 августа русские войска собрались на Девичьем поле у Коломны, 20 августа - выступили оттуда и начали движение вдоль реки Ока. Встав лагерем в устье реки Лопасня, они ожидали прибытия дополнительных сил, собранных князем Владимиром Андреевичем и окольничим Т. В. Вельяминовым, и вестей от разведчиков, следивших за движением войск Мамая от реки Тихая Сосна до реки Красивая Меча. 26-27 августа русские войска перешли Оку и начали движение на юг вдоль границ с Рязанским великим княжеством. Данный манёвр позволил не дать соединиться рати великого князя рязанского Олега Ивановича с войсками Мамая. Далее войска Дмитрия Ивановича двигались по пути, известному позднее как Старая Данковская дорога. Она пролегала через водораздел рек Дон и Мокрая Табола. В начале сентября они достигли Березуя, а 6 сентября - встали в устье реки Мокрая Табола. 7 сентября была разбита ордынская разведка, после чего Дмитрию Ивановичу стало известно, что войска Мамая контролируют Гусиный брод в верховьях реки Красивая Меча, который находился в одном конном переходе от устья реки Непрядва.
Дислокация войск
В ночь с 7 на 8 сентября русские войска форсировали р. Дон и заняли выгодную позицию на Куликовом поле, которое находилось в сев. части лесостепи Русской равнины и включало в себя земли в бассейнах Верхнего Дона и Непрядвы. Здесь между балкой Рыбий Верх и реки Смолка встали русские полки, занимая фронт не более 1,5 километров. Их тыл был надёжно прикрыт реками Дон и Непрядва. Мамаю для атаки был оставлен узкий степной коридор, который не давал ему возможности применить излюбленную ордынцами тактику прорыва по флангам, особенно с левой стороны, позволявшей удачно использовать преимущество их лучников. В лесном массиве Зелёная дубрава за левым флангом русских войск был оставлен общий резерв - засадный полк, которым командовали князья Владимир Андреевич и Д. М. Боброк-Волынский.
Ход сражения
Куликовской битвы началась с поединков утром (с 10–11 часов) 8 сентября. По данным Хронографа русской редакции 1512 года, в них отличился Андрей Ослябя, по данным более поздних источников – его брат Александр Пересвет. После этого началось основное сражение. В течение 2-3 часов Мамай разгромил передовой отряд русского войска и ввёл в действие свои основные силы. Великий князь Дмитрий Иванович, продолжив битву в рядах ратников большого полка, сумел приблизительно оценить силу и численность ордынцев. В середине дня ордынцы прорвали русскую оборону на левом фланге и вышли в тыл к отступавшему большому полку. Великий князь Дмитрий Иванович был ранен. В критический момент боя последовал внезапный удар в тыл ордынцев русских ратников засадного полка, радикально изменивший ход Куликовской битвы. Войска Мамая не выдержали натиска и бежали. Преследование противника продолжалось до ночи, русские войска захватили лагерь ордынского войска на реке Красивая Меча.
Итоги
Историческая память
Важную роль в изучении и увековечении историч. памяти о Куликовской битве сыграл С. Д. Нечаев, положивший начало музеефикации Куликова поля. В 1850 году на Красном холме (высшей точке Куликова поля) открыт столп-памятник Дмитрию Донскому (архитектор А. П. Брюллов, инженер А. А. Фуллон). В 1865-1884 годах близ устья Непрядвы в с. Moнастырщина возведена церковь Рождества Богородицы, сменившая деревенскую церковь, стоявшую, по преданию, на месте погребения русских воинов, павших в Куликовской битве. С 1880-х годов Куликово поле обследовалось военными историками и тульским археологом Н. И. Троицким. В 1913-1917 годах неподалёку от столпа-памятника построена церковь Сергия Радонежского (архитектор А. В. Щусев).
Дополнительная литература:
Шамбинаго С.К. Повести о Мамаевом побоище. Санкт-Петербург, 1906 год;
Куликовская битва и подъем национального самосознания. Ленинград, 1979 год;
Куликовская битва. Москва, 1980 год;
Кучкин В.А. Победа на Куликовом поле // Вопросы истории. 1980 год. № 8;
Кирпичников А.Н. Куликовская битва. Ленинград, 1980 год;
Куликовская битва в литературе и искусстве. Москва, 1980 год;
Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. Москва, 1983 год;
Каргалов В.В. Конец ордынского ига. 2-е издание. Москва, 1984 год;
Куликово поле: материалы и исследования. Москва, 1990 год;
Изучение историко-культурного и природного наследия Куликова поля. Москва; Тула, 1999 год;
Куликово поле: вопросы историко-культурного наследия. Тула, 2000 год;
Дмитрий Донской и эпоха возрождения Руси. Тула, 2001 год;
Н. И. Троицкий и современные исследования историко-культурного наследия Центральной России. Тула, 2002 год. Тома 1-2;
Куликово поле. Исторический ландшафт: Природа. Археология. История. Тула, 2003 год. Т. 1-2;
Крупное боестолкновение на Куликовом поле, в излучине рек Дона и Непрядвы стало не только важным эпизодом в борьбе русских князей за независимость. Если рассматривать только военный аспект Мамаева побоища, то были битвы не меньшие по масштабу и не менее удачливые для русских войск.
Важность битвы на Куликовом поле в другом: в объединённые полки на нём выстраивались ростовчане, рязанцы, белозерцы, смоляне, москвичи… А вернулись с поля, из числа тех, кто уцелел – русские.
То есть это событие консолидировало живущих в окрестностях Москвы и далеко от неё землях и племена, сделав их единым этносом в первом приближении.
Летописи о Куликовской битве
Первый летописный источник о Куликовской битве датируется 1407 годом, то есть описывающий событие вполне мог быть если не его участником, то свидетелем. Тем более, что во врачебном обозе, который вслед за войском переправился за Оку, находились монахи, способные к врачеванию, не исключено, что какой-нибудь молодой инок, выносящий с поля боя раненых, к старости был привлечён к составлению списков летописи.
Большое и развёрнутое повествование, позднейшими переписчиками преобразованное в более современный русский язык, избавленный от церковно-славянских архаизмов.
Особое внимание (едва ли не пятая часть всей повести) уделено истории паломничества князя Дмитрия в Троицкую церковь встречи его с отцом Сергием, своим духовником. Приводится также полный текст молитвы князя в соборной церкви Богородицы о спасении земли Русской и покровительстве на поле боя.
Благоприятная погода, отсутствие дождей и связанного с ними разлива рек, которые помешали бы форсировать Оку, а затем Дон – всё это подано как небесные знамения и божья помощь православному воинству. И само избиение, и изгнание Мамаева войска подано как божья воля, явленная православному воинству как истинным христианам.
Читайте также: