Проблема культуры в европейской культурологической мысли до xix в кратко

Обновлено: 02.07.2024

Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология система знаний о сущности закономерностях существования и развития человеческом значении и способах постижения культуры.

Структура культурологии, ее методы и отношение к тем или другим научным дисциплинам останется предметом дискуссии. Некоторые авторы рассматривают культурологию как совокупность относительно самостоятельных научных дисциплин. Сложность культурологии как научной дисциплины определяется неоднозначностью культуры как объекта анализа, она слишком многогранна, внутренне противоречива, и сложна.

В настоящее время культурология отчетливо разделяется на два направления различающиеся по своим целям содержанию и методологии. С одной стороны существует гуманитарное культуроведение основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных, представительных вариантах: литература, искусство, язык мифология, религия, идеология, мораль наука.

Социальная культурология предлагает другую модель отношения к культуре. Она основана на объективном и аналитическом не погруженном, а отстраненном отношении к культурной жизни общества, предметом исследования здесь является движущие мотивы реального поведения индивидов и групп, а так же принципов духовной регуляции различных сфер человеческого бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесении с другими сферами социальной жизнедеятельности, н-р экономикой, социальными отношениями и политикой.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, исходящая из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. И в качестве гуманитарной дисциплины культурология подразумевает так же элемент человеческой субъективности, поэтому объяснение не достаточно для постижения сущности культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, позволяющая проникнуть в жизненный мир иных культур и глубже постичь свою собственную.

Культурология изучает не только культуру в целом но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Культурология может изучать любой предмет при условии и даже явление природы, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Проблемы современной культурологии связаны прежде всего с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.

Соотношение философии культуры и культурологии такое же как у других форм конкретного знания от соответствующих философских дисциплин (например, натурфилософия и естествознание). Культурология рассматривая культуру как

Философия культуры отличается органичной связью гносеологического, аксеологического и метафизического углов взгляда на проблему

Структура современного культурологического знания:

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры.

Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Методы культурологических исследований

• Диффузионизм и символический интеракционизм

Понятие культуры в контексте развития европейской гуманитарной мысли.

Проблематика философии культуры в европейском сознании впер-вые затрагивается софистами (так условно, от греч. sophisma-sophia – рассудительность, мудрость, обозначала себя группа древнегреческих мыслителей второй половины V – перв. пол.IV в. до н.э.). Важнейшую роль в их мировоззрении играло противопоставление природы, как элемента относительно постоянного, человеческому закону или уста-новлению - изменчивому, произвольному. Так осмысливалась анти-номия (от греч. anti - против и nomos - закон; противоречие закона са-мому себе, аntinomia – противоречие в законе) природного и нравст-венного, которая в сущности идентифицировалось с культурным. Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, полу-чила свое развитие в философии киников (IV до н.э.), одной из так на-зываемых сократических школ Древней Греции. Основой счастья и добродете-ли они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от бо-гатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независи-мости и внутренней свободы личности. Таким образом, они, по суще-ству, выступили в роли первых в Европе критиков культуры.

Расцвет римского стоицизма (конец IV до н.э.) знаменовал пово-рот культуры Рима целом от внешнего к внутреннему. Стоики, хотя и ориентировались на космос и мировой разум, особое внимание обра-щали на ресурсы человеческого духа. Главная задача философии для стоиков заключается в этике. Знание – лишь средство для приобрете-ния мудрости, умения жить. А жить надо сообразно природе. Это по-зволило им критиковать искусственность и испорченность общества.

В конце IV- нач. III вв. до н.э. происходит усиление и обновление материализма в форме нового учения – эпикуреизма. Эпикуреизм ха-рактерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой человека в нем, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом человек может об-рести столь нужное ему успокоение, невозмутимость и бесстрашие. Его способ объяснения имеет целью невозмутимость самосознания, а не познание природы само по себе.

Прежнее противопоставление природы и культуры, которое было свойственно античной философии, сменилось внутри христианства другой полярностью – Бог и культура. Теологическое понимание природы можно назвать провиденциа-лизмом (от лат. providentia – провидение). Он предполагает проявление воли Бога, осуществление Божественного плана спасения человека.

В эпоху Возрождения культурфилософские сюжеты древних вос-крешаются. Философское постижение культуры теперь связано с уче-нием о природе и человеке, с космологическими и нравственно-этическими концепциями. Немалую популярность обретает стоицизм, который возрождает античные представления о природе и искусстве. Неоплатонизм открыл перед искусством Ренессанса красоту природы как отражения духовной красоты, пробудил интерес к внутреннему миру человека как борьбе духа и материи, раскрыл драматические кол-лизии духа и тела, чувства и разума. Без раскрытия этих противоречий и коллизий искусство Возрождения не могло бы достигнуть того глу-бочайшего чувства внутренней гармонии, которое является одной из самых отличительных особенностей искусства этой эпохи.

Культура Возрождения знаменовала собой поворотный пункт в ис-тории Европы, после которого путь к новой цивилизации был предо-пределен. Гуманизм – великое открытие этой культуры.

Явление гуманизма выразилось в освобождении человека от силь-нейшего влияния церкви. Человек постигал свои собственные силы, прежде всего - духовные, он представал сильным сам по себе, а не только как творение Бога. Он продолжал веровать, но веровал как сильный, мощный ум и даже предполагал, что может понять Бога, стать с Богом на равных. Главное, что эти попытки фактически повер-нули ход истории в сторону Нового времени.

Совокупность идей, выдвинутых европейскими философами XVII- XVIII вв., называют идеологией Просвещения. В идеологии Просвеще-ния было то ядро, которое сохраняет свое значение во всех обществах и во все эпохи. Это – акцентирование свободы и суверенности человече-ского разума. Культура понимается просветителями как отличная от природы искусственная среда существования, в которой возможны всякие усовершенствования и улучшения. Возникли новые принципы, отличные от средневековых, распространяющиеся на все области жиз-ни: натурализм, рационализм, исторический оптимизм, вера в про-гресс.

Вкладом Гегеля в развитие культурологической мысли является анализ всего пути развития мировой культуры во всем многообразии ее форм - от духовной культуры до форм общественной жизни и государ-ственного устройства.

Новый этап в развитии культуры связан с немецкой культурфило-софской мыслью, с романтическими постижениями культуры различ-ных эпох.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

История культурологической мысли

Автор – к.ф.н., доцент
Толстикова И.И.

1. Проблема культуры в истории европейской культурологической мысли
2. Культурологическое знание второй половины ХIX в.
3. Проблема типологии культур
4. Культурологическая мысль ХХ в.

Антиномии (противоречия) культуры и природы в античной философии

Отпpaвной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу "Тускуланские беседы", принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону (106-43 до н.э.). Именно здесь Цицерон не просто описывает ряд явлений, но пытается понять, в чем суть культуры, что и отличает теорию от обыденных представлений.

Софисты - так условно, (от греч. sophis masophia) – рассудительность, мудрость, обозначала себя группа древнегреческих мыслителей (второй пол. V - первой пол. IV в. до н.э.)
киники (IV до н.э.), одна из так называемых сократических школ Древней Греции. Антисфен и Диоген Синопский
римский стоицизм – (конец IV до н.э.) знаменовал поворот римской культуры в целом от внешнего к внутреннему.
антиномия (от греч. anti - против и nomos - закон; противоречие закона самому себе, аntinomia – противоречие в законе) природного и нравственного, которая в сущности идентифицировалось с культурным.

Эпикуреизм - (конец IV - нач. III вв. до н.э.)

Культуркритические мотивы входили неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в которой развивалась раннехристианская общественная мысль.
Софисты, киники, стоики и эпикурейцы разрабатывали в конечном счете антиномии культуры и природы.

Теологическое понимание культуры. Провиденциализм
Бог и культура
Теологическое понимание природы можно назвать провиденциализмом (от лат. providentia – провидение).

Развитое Августином Блаженным провиденциалистское понимание культурного и исторического процесса как пути к эсхатологическому (от греческого eschaton – конец во времени и пространстве, предел, конечная цель и logos – учение) "царству божию" легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

Постижение культуры в эпоху Возрождения
Культура Возрождения знаменовала собой поворотный пункт в истории Европы, после которого путь к новой цивилизации был предопределен. Гуманизм – великое открытие этой культуры.

Итальянское, французское, немецкое Просвещение
и понятие "культура"
Совокупность идей, выдвинутых европейскими философами XVII- XVIII вв., называют идеологией Просвещения.
ядро - акцентирование свободы и суверенности человеческого разума.
натурализм, рационализм, исторический оптимизм, вера в прогресс.

Выдающиеся деятели эпохи Просвещения

Культура как точка разрыва с природой

Культурологические воззрения Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831)
Культура у Гегеля есть реализация, инобытие мирового духа;
только в культуре происходит осознание человеком самого себя;
культура как целостная система;
выделяет прежде всего высокую и низкую культуры, а также теоретическую, практическую, нравственную, моральную, интеллектуальную и культуру высказываний.

Философия культуры немецкого романтизма
Немецкие романтики основывали свое понимание культуры не на разуме, а на интуиции. Истинная жизнь, а, следовательно, и истинная культура достигаются для них в спонтанном творческом акте – в философском созерцании и художественном озарении.

Философия культуры немецкого романтизма
Август Вильгельм Шлегель (1767-1845)
Фридрих Шлегель (1772-1829)
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)
Фридрих фон Харденберг Новалис (1772-1801)

Культурологическое знание второй половины XIX-XX вв.
Критика классического образа культуры. Кризис рационализма.
(А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, Ф. Ницше, К. Маркс)
В осмыслении феномена культуры в XIX в. впервые напрямую столкнулись три подхода:

Искусство представляется Ницше как дополнение и завершение бытия.
Аполлоническое начало - рациональное; золотая середина; иллюзорно-оптимистическое, состояние покоя; индивидуальность;
Дионисическое начало - иррациональное; безмерное буйство; трагико-героическое; нарушение покоя, беспокойность, неудовлетворенность; уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство.

Классический эволюционизм
Основные черты этого подхода:

идея единства человеческого рода и единообразия развития культур;
прямая однолинейность этого развития — от простого к сложному, очень часто обязательность выделенных стадий развития для всех обществ;
идея общественного прогресса и исторического оптимизма;
просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур;
психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида.

Э.Б. Тайлор (1832-1917) - основатель антропологии в Англии, автор знаменитой книги
"Первобытная культура" (1871).

Определение
культуры
Тайлора
считается
первой
дефиницией
в англоязычной
антропологии

"Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества" (Определение из книги "Первобытная культура").

Типология культуры
Типология культуры - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания или сопоставления. При этом в научном сообществе существуют как более или менее равноправные различные основания для типологии культуры.
Основными логическими параметрами культурологической типологии являются диахрония - синхрония и линейность - дискретность.

Диахрония реализует исторический подход к типологии культуры, рассматривая ее в системе пространства-времени, горизонтали и вертикали. Диахронический подход предполагает изучение отношений между последовательно разворачивающимися стадиями художественного развития, то есть стадиями, следующими друг за другом во временной перспективе.
Синхрония рассматривает культуру только в системе пространственных координат, выделяя, как основную, горизонталь. Синхронический подход направлен на изучение явлений и событий, сосуществующих параллельно, одновременно, в рамках одной и той же эпохи, друг рядом с другом, т.е. в большей мере в пространственной перспективе. Синхрония изучает культуру в определенный период времени, делая как бы одновременный срез, что используется прежде всего при сравнительном изучении культур в рамках вполне конкретного временного отрезка.
Линейный подход видит в истории культуры непрерывную неразомкнутую цепь развития, тогда как дискретный подход реализует идею о прерывистости мирового культурно-исторического процесса.

Схема истории представляет собой не однонаправленный линейный процесс (концепции Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, Л. Фробениуса, А. Тойнби и др.).
В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (концепции Вольтера, Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И.Г. Гердера, В. Соловьева, К. Ясперса и др.).

Концепция Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885)
"Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому" (1869) –
первый вариант широко распространенной впоследствии в западной философии и истории концепции локальных цивилизаций

Н.Я.Данилевский выделяет – тринадцать культурно - исторических типов
10 типов: египетская культура, китайская культура, ассирийско-вавилонско-финикийская, халдейская древнесемическая), индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская, или европейская культура.
Особое место - мексиканская и перуанская культуры и
Славянский тип, которому предначерчено стать полным четырехосновным культурно-историческим типом.

Освальд Шпенглер (1880-1936)
"Закат Европы" (1914). Полное название книги - "Закат Европы". Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность".
Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную (греко-римскую) или "аполлоновскую", арабскую, или "магическую", западноевропейскую, или "фаустовскую", культуру народа майя.
В особый тип, находящийся на стадии возникновения, О.Шпенглер выделял "русско-сибирскую" культуру.

Концепция культуры Н. Бердяева
(1874-1948)

"Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся … Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия".

Основные сочинения: "Смысл творчества" (1916), "Смысл истории" (1923), "Философия неравенства" (1923), "Новое средневековье" (1924), "О назначении человека" (1931), "Самопознание" (1949).

Концепция "идеальных типов" Макса Вебера (1864-1920 )
Идеальный тип – это методологический инструмент социального познания, построенный на основе наблюдений и исследовательского воображения; это образ культуры, который накладывается на изучаемую реальность.
различает три "чистых" типа власти: рациональный, традиционный и харизматический.

Проблема кризиса культуры — одна из ведущих в философской и культурологической мысли ХХ века. Проблематика кризиса культуры была порождена теми изменениями в жизни европейского общества, которое оно претерпело в конце ХIХ — начале ХХ века. Атмосфера глобального кризиса, охватившего все сферы европейского общества, обострила ряд противоречий. Экономическая нестабильность, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф, упадок традиционных ценностей, падение веры в науку, в рациональное постижение мира и другие черты кризисного состояния, породившие страшное смятение Духа.

Кризис культуры - традиционная тема в рамках философских и культурологических исследований конца Х1Х-ХХ вв., развитие которой во многом определило становление культурологии как особой сферы гуманитарного знания. Культурологическая проблематика тесно связана с философской традицией и первоначально развивалась в рамках философии истории, философии культуры. Во второй половине XIX в. происходит усиление интереса к вопросам культуры, которое способствовало преодолению абстрактного философствования, субъективистских и панлогистских установок и переходу к изучению проблем культуры как особых явлений. Однако только в XX в. назрела потребность исследования культуры в рамках самостоятельной дисциплины - культурологии. Одним из центральных ее вопросов стал кризис культуры. Проблематика кризиса культуры была порождена теми изменениями в жизни европейского общества, которые оно претерпело в конце XIX— начале XX вв. Атмосфера глобального кризиса, охватившего экономическую, политическую, социальную сферы европейского общества, обострила ряд противоречий. Экономическая нестабильность, растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф, революционных потрясений, ослабление традиционных связей, упадок традиционных ценностей, беззащитность человека перед натиском бессмысленного хода вещей, падение веры в науку, в рациональное постижение мира и другие черты кризисного состояния породили ряд метаморфозов европейского духа и с неизбежностью потребовали осмысления. Поворот к осмыслению проблемы декаданса западной культуры совершается во второй половине XIX в. Назревает необходимость перехода от традиционных философских ценностей Просвещения и классической немецкой философии к новым концепциям философии культуры. Начиная с Шопенгауэра, акценты философствования переносятся в сферу практически-этическую, и на месте проблемы познания оказывается проблема жизни (воля к жизни, воля к действию, воля к власти).

(Смотрите раздел III. Словарь. Термины.).

Однако эти воззрения основывались на идеях эволюционизма, постепенного поступательного движения народов от дикости, варварства к культурным ценностям. Культура мыслилась в одной-единственной форме – европейской. Такая позиция получила название европоцентризма. Ее сторонники были убеждены, что перспектива войти в культуру у других народов появилась только с момента открытия их европейцами, что оправдывало колониальную экспансию особой культурной миссией европейцев. (Смотрите раздел III – Словарь. Термины).

При всем многообразии определений можно выделить у всех авторов общие характеристики: культура - это сущностная характеристика человека, отличающего его от животного; человек создает искусственный мир идей, ценностей, символов, который противостоит миру природы; культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе. Культура – сложное системно самоорганизованное целое, сеть отношений созданной человеком культуры к природе, обществу и самому человеку.

Функции ( действия, влияния ) культуры:

1) адаптивная –приспособление к среде (климат, география), изменение природной среды, создание культурной среды обитания.

2) знаковая, сигнификативная –функция присвоения имен. Предметы и явления, не имеющие имени, для человека не существуют. Именные помогают действовать, избегать опасность.

3) познавательная (гносеологическая) – накопление знаний через науку и иррациональные системы.

4) информативно-трансляционная – межпоколенная трансляция опыта через коды, знаковые системы. Формы трансляции – рефлексивные (осознаваемые): обучение, воспитание; нерефлексивные (неосознаваемые): подражание окружающим.




5) коммуникативная – общениечеловека с себе подобным для решения задач. Вербальные средства – речь, невербальные – мимика, жесты, позы, одежда. Важнейшим изобретением стала письменность (знаковая система).

6) интегративная – объединение, единство социальных общностей на основе взглядов, убеждений, ценностей, контактов государств, народов (этносов), способствует сплочению человечества.

7) нормативная (регулятивная) – система норм и требований ко всем членам общества в данной культуре. Нормы разрешительные и запретительные. Уровни регуляции: мораль, право, обычаи, традиции, элементарно-бытовые.

8) аксиологическая (оценочная) – формирование системы ценностей, т.к. значимость предметов и явлений для жизни неодинакова.

9) социализация –процесс усвоения человеком знаний, норм, ценностей, необходимых для жизни в обществе. В отличие от животного у человека нет врожденных программ. Он получает их от культуры в семье, взрослых, сверстников. В детстве на 70% формируется личность, но социализация происходит всю жизнь и обеспечивает стабильность культуры и общества.

10) инкультурация – процесс усвоения культуры,навыков и знаний, необходимых для жизни в культурной среде данного государства и социокультурной группы.

Все функции переплетены, классификация условная.

Функции культуры Определение функции культуры
адаптивная приспособление к среде
гносеологическая познавательная, накопление знаний через науку и иррациональные системы
информативно-трансляционная межпоколенная передача опыта через коды, знаковые системы
коммуникативная общение человека с себе подобным для решения задач
интегративная объединение, единство социальных общностей на основе взглядов, убеждений, ценностей
регулятивная система норм и требований ко всем членам общества в данной культуре
аксиологическая формирование системы ценностей
инкультурация процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в культурной среде данного государства и социальной группы
социализация процесс усвоения человеком знаний, норм, ценностей, необходимых для жизни в обществе

(Смотрите раздел III. Словарь. Термины.).

Однако эти воззрения основывались на идеях эволюционизма, постепенного поступательного движения народов от дикости, варварства к культурным ценностям. Культура мыслилась в одной-единственной форме – европейской. Такая позиция получила название европоцентризма. Ее сторонники были убеждены, что перспектива войти в культуру у других народов появилась только с момента открытия их европейцами, что оправдывало колониальную экспансию особой культурной миссией европейцев. (Смотрите раздел III – Словарь. Термины).

При всем многообразии определений можно выделить у всех авторов общие характеристики: культура - это сущностная характеристика человека, отличающего его от животного; человек создает искусственный мир идей, ценностей, символов, который противостоит миру природы; культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе. Культура – сложное системно самоорганизованное целое, сеть отношений созданной человеком культуры к природе, обществу и самому человеку.

Функции ( действия, влияния ) культуры:

1) адаптивная –приспособление к среде (климат, география), изменение природной среды, создание культурной среды обитания.

2) знаковая, сигнификативная –функция присвоения имен. Предметы и явления, не имеющие имени, для человека не существуют. Именные помогают действовать, избегать опасность.

3) познавательная (гносеологическая) – накопление знаний через науку и иррациональные системы.

4) информативно-трансляционная – межпоколенная трансляция опыта через коды, знаковые системы. Формы трансляции – рефлексивные (осознаваемые): обучение, воспитание; нерефлексивные (неосознаваемые): подражание окружающим.

5) коммуникативная – общениечеловека с себе подобным для решения задач. Вербальные средства – речь, невербальные – мимика, жесты, позы, одежда. Важнейшим изобретением стала письменность (знаковая система).

6) интегративная – объединение, единство социальных общностей на основе взглядов, убеждений, ценностей, контактов государств, народов (этносов), способствует сплочению человечества.

7) нормативная (регулятивная) – система норм и требований ко всем членам общества в данной культуре. Нормы разрешительные и запретительные. Уровни регуляции: мораль, право, обычаи, традиции, элементарно-бытовые.

8) аксиологическая (оценочная) – формирование системы ценностей, т.к. значимость предметов и явлений для жизни неодинакова.

9) социализация –процесс усвоения человеком знаний, норм, ценностей, необходимых для жизни в обществе. В отличие от животного у человека нет врожденных программ. Он получает их от культуры в семье, взрослых, сверстников. В детстве на 70% формируется личность, но социализация происходит всю жизнь и обеспечивает стабильность культуры и общества.

10) инкультурация – процесс усвоения культуры,навыков и знаний, необходимых для жизни в культурной среде данного государства и социокультурной группы.

Своими истоками наука о культуре уходит в эпоху Просвещения, когда развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя историческую периодизацию и внутренние закономерности, когда формируются основы натуралистической и классической моделей культуры. Но эти и последующие достижения в изучении феномена культуры XVIII–XX вв. во многом стали возможными благодаря культурологическим воззрениям крупнейших мыслителей Нового времени (XVII–нач. XVIII вв.) – предшественников просветителей. К их числу следует отнести Ф. Бэкона (1561–1629), Т. Гоббса (1588–1679), Дж. Локка (1632–1704), а также Дж. Вико (1668–1744), признанного современными отечественными культурологами одним из основоположников теории культуры36.

Таковы некоторые основные идеи главного произведения Дж. Вико, которые оказали заметное влияние на динамику культурологической мысли в XVIII–XIX вв., превращения ее в науку о культуре в ХХ столетии.

Взгляды на культуру, высказанные немецкими просветителями, а затем и немецкой классикой, специалисты относят к классической модели культуры. Она является своего рода результатом освобождения человека от жесткой зависимости от природного и божественного миров. В этой модели человек (субъект культуры) выступает как разумное динамическое существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры. В формирование классической модели культуры особый вклад внесли И. Гердер, И. Кант и Г. Гегель.

Таким образом, И. Гердера можно с полным основанием отнести к числу основоположников науки о культуре. Исследуя культуру с позиций историзма, мыслитель показал ее сложную, противоречивую сущность, попытался выявить ее закономерности.

Концепция философа проникнута идеями гуманизма и просвещения, исторического оптимизма и уважения к культурам всех народов.

Попытку снять противоречия между просветительской и романтической трактовкой культуры, обосновать классическую модель культуры предпринял великий немецкий философ Г. Гегель(1770–1831), который по-новому увидел и культуру, и разум, и человека.

Гегель не просто сформулировал общие принципы своей теории, но проанализировал весь путь развития мировой культуры, который впервые представил как закономерный целостный процесс, а каждую конкретно-историческую культуру он рассматривает как ступень в саморазвертывании мирового духа, стремящегося к своему полному осуществлению.

При этом Гегель верен идеалам Просвещения и, прежде всего, идеалу свободы. Именно свобода является основанием (субстанцией) мирового духа и всей развивающейся культуры.

Однако в самой основе гегелевского подхода кроется источник его ограниченности: у Гегеля субъект (творец) культуры отождествлен с безличным разумом, а развитие культуры представлено как монологическое развертывание замкнутого в самом себе разума. Культура не исчерпывается рационально-логическими формами, но все ее содержание есть реализация логической идеи. В теории Гегеля нет места для самоценности человека. Для Гегеля единичный человек ценен лишь постольку, поскольку он есть воплощение безличного мирового разума. У него субъектом свободы выступает не человеческая личность, а безличный мировой дух.

В гегелевской философии есть замечательные открытия и идеи, оставившие неизгладимый след в культурологии. В его работах множество глубоких и плодотворных мыслей об искусстве, мифе, религии, науке и т. д. Однако к концу XIX – началу ХХ вв. философы и культурологи уже не могли удовлетвориться центральной идеей гегелевского подхода – сведением человека к безличной логике разума. Поэтому дальнейшее развитие культурологии было связано с обращением к человеку, взятому во всей его сложности и противоречивости.

Читайте также: