Борьба с низкопоклонством перед западом в ссср и других странах социализма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ну, а славянофили – это лапти, соха, самосад, бревенчатые избы, самовар, кафтан на плечах вместо европейского сюртука и особый русский дух нации, основанный на православии, который мы должны донести до Европы.

Но эта проблема для нас не нова. Далеко не нова. Она мешала нам еще и при Советской власти. Именно поэтому хочу обратить ваше внимание на то, как эту проблему описал Сталин на встрече с писателями от 14 мая 1947 года.

«Если взять нашу среднюю интеллигенцию, научную интеллигенцию, профессоров, врачей, у них недостаточно воспитано чувство советского патриотизма.

У них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя еще несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников. Эта традиция отсталая, она идет еще от Петра.

Сначала немцы, потом французы, было преклонение перед иностранцами-засранцами.
Простой крестьянин не пойдет из-за пустяков кланяться, не станет ломать шапку, а вот у таких людей не хватает достоинства, патриотизма, понимания той роли, которую играет Россия.

У военных тоже было такое преклонение. Сейчас стало меньше. Теперь нет, теперь и они хвосты уже задрали.

Почему мы хуже? В чем дело? В эту точку надо долбить много лет, лет десять эту тему надо вдалбливать.

Но вот вопрос – а что это был за Запад такой, которому по мнению Сталина в СССР стали поклоняться во второй половине 40-х годов? Ведь чтобы проникнуться каким-то чувством или уважением к какому-то явлению, восхититься каким-то образом, надо это явление или образ увидеть, услышать, осознать.

Ну а если не США, то что тогда? Какой такой Запад столь прельстил советских людей, что даже мудрый, терпеливый и человеколюбивый Иосиф Виссарионович вознегодовал? Попробуем ответить на этот непростой вопрос.

А остальные в составе своих взводов, рот, батальонов, полков, дивизий и фронтов вторглись освобождать страны Европы. Что это за страны? Польша, Чехия, Болгария, Румыния, Австрия, Венгрия, Германия. То есть всё то, что составляло собственно Рейх, союзников Рейха и оккупированные Рейхом Польшу и Чехию. Вот тот Запад, который увидели миллионы советских мужиков. Вот этот Запад их и поразил, если не сказать, что очаровал.

Особенно она развернулась в своей прозападной агитации и прямой антисоветской деятельности в конце восьмидесятых и в начале девяностых годов. То есть, перед началом развала Союза. Видно прочно это низкопоклонство засело в генах околовластной верхушки СССР, если в девяностые годы она так смогла широко развернуться.

Здравствуйте, Виталий! Согласна я со всем вышесказанным. Не знаю почему в России такое отношение к собственной культуре и зачем ровняться на запад. Русский язык: один из богатейших и красивейших языков мира, этим языком надо гордится, а не пытаться от него открещиваться.
А вот по поводу Европы. она всегда была тёмной, дремучей и отсталой. И я знаю об этом не понаслышке. Наша президент Майя Санду решила нас всей страной европеезировать. Начала с наездов на Россию, продолжила легализацией геев и лесбиянок. Ну, нет в Молдове больше проблем кроме гомосятины. Но мы же в Европу шагаем: а у них уже давно мужчины на улицах целуются и за ручку гуляют. Тьфу! У меня нет слов чтобы передать своё недовольство такой политикой. Люди кроют матом, никто не хочет этот разврат пускать в страну. Но президент наша за всю страну решила и скоро ожидается гей-парад.
Не дай вам Бог таких перемен в России! И ничего мы не тёмные, просто мы чистые, а они на западе совсем в порнухе утонули и пытаются утянуть весь мир за собой на дно.

В свое ввремя Петр Первый, посчитав, что мы - отсталая страна, начал "подлаживаться" к западу. И с тех пор политика "озападневания" элиты Росссии стала для России главной задачей. И осталась такой до сих пор.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Традиционные этнокультурные особенности русских: между Востоком и Западом

Перед приглашением за стол

Перед приглашением за стол В ожидании прибытия всех гостей уже приехавшим посетителям подается аперитив. Гости ожидают приглашения в зале или холле. Позволительно отлучиться в туалетную комнату. Хозяева знакомят гостей друг с другом, гости ведут светскую беседу.Хозяин

“Низкопоклонство перед западом”

“Низкопоклонство перед западом” Совсем скоро, в 1947 году, – в соответствии с “новой внешней политикой” – в СССР была объявлена кампания по “борьбе с низкопоклонством перед Западом”. Да, первые советские стиляги появились в начале “холодной войны” и в разгар

ПЕРЕД ДОРОГОЙ

ПЕРЕД ДОРОГОЙ Мешающие деталиС мыслями в голове действительно не страшно отправляться в путь. Есть возможность заранее выработать тактику и стратеги ю сбора материала, вести поиск не разбросанно, а четко, целеустремленно, без суеты; обеспечить логику будущего

Христос перед Каиафой

inst06 (639x467, 91Kb)


И еще об одном "решении" Сталина. В 1947 году он выдвинул задачу борьбы с "низкопоклонством" перед Западом, притом поначaлy речь шла не столько об идеологии в прямом, собственном смысле слова, сколько о положении в естественных и технических науках. Одним из выражений этого нового курса была сталинская речь перед руководителями Союза писателей 13 мая 1947 года, которую зафиксировал (по памяти на следующий день, то есть, по-видимому, весьма точно) Константин Симонов: "А вот есть такая тема, которая очень важна, - сказал Сталин, - которой нужно, чтобы эаинтересовались писатели. Если взять нашу среднюю интеллигенцию, научную интеллигенцию, профессоров. у них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя еще несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников. Почему мы хуже? В чем дело? Бывает так: человек делает великое дело и сам этого не понимает. . Надо бороться с духом самоуничижения. " и т.д.
Это было, поскольку речь шла не об идеологии, а о науке, принципиально новой постановкой вопроса; до войны, в 1930-х годах, Сталин не раз безоговорочно утверждал как раз необходимость "ученичества" у Запада, прежде всего у США: "Мы бы хотели, чтобы люди науки и техники в Америке были нашими учителями . а мы их учениками" 21 .

Новое "указание" Сталина воспринималось при его жизни как еще одно свидетельство его личной "мудрости", а позднее - как одно из проявлений его - опять-таки личной- тупой зловредности, нанесшей тяжелейший ущерб развитию науки.
Однако есть все основания утверждать, что это сталинское "указание" не было результатом его собственных размышлений: оно было вызвано письмом, которое в предыдущем, 1946 году направил Сталину один из виднейших ученых того времени П.Л.Капица. Посылая ему рукопись книги сложившегося еще до революции писателя и историка науки и техники Л.И.Гумилевского (1890- 1976) "Русские инженеры", П.Л.Капица сообщал, что эта книга была создана по его предложению: ". я ему сказал, что надо бы писать. о наших талантах в технике, которых немало, но мы их мало знаем. Он это сделал, и получилась. картина развития нашей передовой техники за многие столетия. Мы, по-видимому, мало представляем себе, какой большой кладезь творческого таланта всегда был в нашей инженерной мысли. обычно мы недооценивали свое и переоценивали иностранное".

И "один из главных отечественных недостатков", согласно мысли Капицы, - "недооценка своих и переоценка заграничных сил. Ведь излишняя скромность - это еще больший недостаток, чем излишняя самоуверенность. Для того, чтобы закрепить победу (в Отечественной войне - В.К. ) и поднять наше культурное влияние за рубежом, необходимо осознать наши творческие силы и возможности. Ясно чувствуется, что сейчас нам надо усиленным образом подымать нашу собственную оригинальную технику. Успешно мы можем это делать только, когда будем верить в талант нашего инженера и ученого. когда мы, наконец, поймем, что творческий потенциал нашего народа не меньше, а даже больше других. Что это так, по-видимому, доказывается и тем, что за все эти столетия нас никто не сумел проглотить" .

Письмо П.Л.Капицы произвело очень сильное впечатление на Сталина, что явствует из следующего. Капица вообще считал своим долгом делиться различными соображениями со Сталиным (а также другими высшими руководителями страны). Начиная с 1936 года он постоянно отправлял свои послания Сталину; в одном только 1945 году Сталин получил от него по меньшей мере пять писем (если иметь в виду лишь известные, к настоящему времени опубликованные. Однако П.Л.Капица ни разу не получил ответа, и только после цитированного письма Сталин написал ему (в очередном послании вождю Петр Леонидович благодарил: "Спасибо за Ваше хорошее письмо, я был ему очень рад"): "Тов. Капица! Все Ваши письма получил. В письмах много поучительного. Что касается книги Л.Гумилевского "Русские инженеры", то она очень интересна и будет издана в скором времени" (книга вышла в свет уже вначале 1947 года).

При сопоставлении процитированного письма Капицы с записанными Симоновым словами Сталина, обращенными к деятелям питературы, видно, что они близки даже текстуально. И едва ли можно оспорить, что очередное "решение" Сталина, имевшее многообразные последствия, исходило из этого письма. Как уже отмечено, Сталин, говоря о "неоправданном преклонении" перед Западом, усматривал эти настроения в ((средней" научной интеллигенции, в "профессорах" (но не, скажем, академиках), и в таком уточнении естественно видеть проявление того факта, что "высшая)) научная интеллигенция в лице академика (с 1939 года) П.Л.Капицы как раз и открыла ему, Сталину, глаза на "один из главных" недостатков в сфере науки. А виднейший ученый, с давних пор уделявший огромное и страстное внимание общему состоянию отечественной науки, выразил в своем письме Сталину опять-таки не некое личное пожелание, но осознание настоятельной потребности в жизни науки в целом. И при всех возможных оговорках взятый в 1 947-м курс привел к тому, что в 1954-м в СССР начала работать первая в мире атомная электростанция, а в 1957-м стартовал первый в мире искусственный спутник Земли.

Кто-либо может возразить, что великие научно-технические достижения России стали возможными не благодаря вышеупомянутому "решению", а вопреки ему. Однако в письме Капицы Сталину дан точный анализ ситуации, основанный на истории русской инженерной мысли, обрисованной в книге Л.И.Гумилевского: "Из книги, - делал выводы П.Л.Капица, - ясно:
1) Большое число крупнейших инженерных начинаний зарождалось у нас.
2) Мы сами почти никогда не умели их развивать (кроме как в области строительства).
3) Часто причина неиспользования новаторства в том, что обычно мы недооценивали свое и переоценивали иностранное" (с.247). Так, например, А.Ф.Можайский еще в 1881 году сконструировал прообраз самолета, а Б.Л.Розинг в 1911-м осуществил первую лабораторную телепередачу, но практическая реализация этих открытий произошла позже в США.
И русское первенство в создании - в 1954 году - АЭС в Обнинске и полете - в 1 957-м - спутника (что ввело это русское слово во все языки) было в сущности совершенно новым для России явлением, жажда которого и породила письмо П.Л.Капицы Сталину.

Следовательно, в "решении", которое выдвинул Капица и, если воспользоваться модным сегодня словечком, озвучил Сталин, выражалась, если угодно, воля истории, а не своеволие вождя.
Любопытно, что Константин Симонов, рассказывая через тридцать с лишним лет, в 1979 году, и к тому же не надеясь на опубликование своего рассказа (оно состоялось через еще десяток лет) о сталинской речи, счел нужным заявить, что "в самой идее о необходимости борьбы с самоуничижением, самоощущением не стопроцентности, с неоправданным преклонением перед чужим в сочетании с забвением собственного здравое зерно тогда, весной сорок седьмого года, разумеется, было. Элементы всего этого реально существовали и проявлялись в обществе, возникшая духовная опасность не была выдумкой" . Симонов, по всей вероятности, высказался бы еще определеннее, если бы ему было известно, что Сталин говорил, в сущности, со слов П.Л.Капицы. Но нельзя умолчать о другой стороне дела. Симонов заявил тут же, что "здравое", продиктованное "необходимостью" устремление затем "уродливо развернулось в кампанию, отмеченную в некоторых своих проявлениях печатью варварства" (там же). Это, как будет ясно из дальнейшего, чрезвычайно существенная проблема:
необходимые для бытия страны "решения" в 1920-х - начале 1950- х годов реализовывались более или менее "варварски)), и давно уже идут споры о том, не слишком ли велика была "цена" тех или иных "побед".
Впрочем, скажу еще раз, что задача моя пока состояла лишь в выяснении исторических "причин" тех или иных "решений", в опровержении явно господствующего представления, согласно которому все существенные повороты политики в конце 1 920-х - начале 1950-х годов были выражениями личной воли Сталина, а не воли самой истории, заставлявшей вождя принимать то или иное "решение".


Karikatura_na_Cherchillya.jpg


В сложившейся международной обстановке перед Отделом агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), который курировал член Политбюро и Секретариата ЦК А.А. Жданов, была поставлена задача совершенствования идеологической работы.

«С тов. Маленковым.

27 января 1949 г. 2 ч. 55 −3 ч. 55 м.

Поправки к статье “Об одной антипатриотической группе театральных критиков”.

Для разнообразия дать три формулировки: в первом случае, где употребляется слово “космополитизм” — ура-космополитизм; во втором — оголтелый космополитизм; в третьем — безродный космополитизм.

Karikatura_na_kosmopolitov.jpg


Такими же невеждами от науки, как Лысенко, лженаукой была объявлена кибернетика.

В 1926 году окончил юридический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и аграрный факультет Института красной профессуры. С 1926 года — в органах юстиции. С 1935 года работал отделе науки ЦК ВКП(б).

Во время войны Шепилов прошёл путь от рядового до генерал-майора, был награждён боевыми орденами. С 1946 года находился на партийной работе. В 1947 году − первый заместитель начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) , а в 1948 году возглавил Отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).

Шепилов представлял Советский Союз в Совете Безопасности ООН во время венгерской Революции 1956 года и Суэцкого кризиса в октябре-ноябре 1956 года.

Дмитрий Шепилов был высокого роста, крупного телосложения, курил гаванские сигары. Статный, вальяжный, с хорошо поставленным голосом, говорил грамотно и образно, одевался со вкусом. Производил впечатление человека демократичного, доступного, готового внимательно выслушать мнение собеседника. В общении с подчиненными был неизменно корректен и вежлив. Ни разу не накричал ни на одного из своих помощников и, в отличие от своих коллег, не использовал ненормативную лексику. С 1957 года Шепилов вновь был назначен Секретарём ЦК КПСС. Однако допустил явный политический просчет, присоединившись к большинству в составе Президиума ЦК (Маленков, Молотов, Каганович, Булганин, Ворошилов и др.), которое предприняло неудачную попытку сместить Хрущева.

Zasedanie_CK_KPSS.jpg


Подводя итоги идеологической компании, развёрнутой в СССР в конце 40-х годов, можно отметить, что не было такой сферы отечественной культуры и науки, которую не затронула бы борьба с космополитами и низкопоклонством перед Западом.

В начале 1950-х годов кампания пошла на убыль. Главные цели были достигнуты. В душах граждан поселился страх, препятствующий свободному творчеству. Многих одаренных людей погубили: одних физически – других морально. Недоверие и доносительство стали основными приметами времени.

Особо сильно пострадала еврейская культура. Были ликвидированы еврейские театры, журналы, газеты. Исчез из общественной жизни идиш. Пышным цветом расцвёл бытовой антисемитизм.

И в конце очерка небольшая ремарка, показывающая до какого абсурда могут дойти холопствующие чиновники в своём стремлении выполнить указание вождя.

Читайте также: