Взаимосвязь способностей и задатков кратко

Обновлено: 04.07.2024

Способности – индивидуально психологические особенности личности, которые определяют успешность выполнения какой-либо деятельности и успешность овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

Б.М. Теплов выделяет три главных признака способностей:

1. Способности – это индивидуально психические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способности имеют отношение к успешности выполнения определенной деятельности или многих видов деятельности.

3. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.

Между знаниями, умениями, навыками и способностями существует двусторонняя связь. С одной стороны, для овладения знаниями, умениями и навыками необходимы соответствующие способности. С другой стороны, формирование способностей к какой-либо деятельности предполагает овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками.

О выраженности способностей можно судить на основе:

- скорости и успешности овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками

- оригинальности и самобытности выполнения работы

- степени легкости преодоления неблагоприятных условий среды.

Различают следующие уровни развития способностей.

1. Неспособность к определенному виду деятельности. Неспособность – это не только отсутствие способностей, а это некоторая отрицательная способность, имеющая определенную структуру свойств личности. Она включает в себя отрицательные для данной деятельности черты. Например, эмоционально-моторная неустойчивость приводит к напряженности во время работы и к снижению эффективности ее выполнения.

2. Способности характеризуются наличием индивидуально-психологических особенностей, составляющих содержание способностей к той или деятельности. Способность позволяет успешно овладевать данной деятельностью и выполнять ее.

3. Одаренность – совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся или выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одаренность проявляется в разносторонних наклонностях.

4. Талант – владение сложной системой способностей, которая позволяет человеку оригинально и самобытно выполнять какой-либо сложный вид творческой деятельности. Таким образом, талант проявляется в высоком уровне творчества при выполнении деятельности.

5. Гениальность – высшая степень развития способностей. Она похожа на талант, но творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта состоит не столько в степени одаренности личности, сколько в получаемых результатах. Гений создает эпоху своей деятельностью.

Виды способностей

Виды способностей выделяются по двум критериям:

- степень сложности способностей,

- принадлежность определенному количеству людей.

На их основе выделяют четыре группы способностей:

1. Элементарные общие способности. Они присущи всем людям в разной степени. Это способности к основным формам психического отражения (способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, запоминать, принимать и осуществлять решения).

2. Элементарные частные способности. Присущи не всем людям и не в одинаковой мере (музыкальный слух, критичность мышления, доброта и так далее).

3. Сложные общие способности. Они присущи всем людям в той или иной степени и представляют собой способности к общечеловеческим видам деятельности (труд, общение, эстетическая и нравственная деятельность, учеба). Эти способности представляют собой сложную структуру свойств личности, поэтому о ней говорят во множественном числе, например, способности к труду.

4. Сложные частные способности. Способности к отдельным видам профессиональной деятельности (специфические способности). Они присущи не всем людям и не в одинаковой мере.

Общие способности.

К общим способностям относят интеллект, креативность и обучаемость.

Интеллект

Интеллект рассматривается как некоторая способность, которая определяет общую успешность адаптации человека и животных к новым ситуациям путем решения задачи во внутреннем плане деятельности. Интеллект рассматривается как универсальная способность, влияющая на решение любых задач.

Креативность




Довольно долго творческие достижения человека объясняли высоким уровнем общих и специальных способностей, фактически не выделяли творческие способности как особый вид, отождествляли их с интеллектом. Толчком для их выделения послужили сведения об отсутствии связи между выполнением тестов интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций. Выделение креативности как специфического вида способностей связана с именами известных американских психологов .Л. Терстоуна и Дж. Гилфорда.

Л. Терстоун проанализировал возможную роль в креативности способностей быстро усваивать и разными способами использовать новую информацию. Он отметил роль в творческих достижениях индуктивного мышления и некоторых особенностей восприятия, а также обратил внимание на то, что творческие решения чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы. Креативность стали рассматривать как способность создавать новые идеи, напрямую связывать с творческими достижениями.

Изучение креативности за рубежом ведется в основном в двух направлениях. В рамках первого направления исследования сосредоточены вокруг вопроса о том, зависит ли креативность от интеллекта, ориентируясь на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотива-ционным чертам.

Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж. Гилфорд и его сотрудники, начиная с 1954 г., выделили 16 гипотетических интеллектуальных параметров, характеризующих креативность. Среди них такие:

беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);

любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира);

способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула);

фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

Дж. Гилфорд объединил эти факторы под общим названием дивергентное мышление, которое проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на известное или подходящее решение проблемы).

Исследование связи интеллекта и креативности показали, что эта связь имеет нелинейный характер. Ее можно описать следующим образом. Если IQ средний или выше среднего, то он связан с креативностью линейно — чем больше IQ тем больше показатель креативности. Но если показатель теста интеллекта выйдет за верхнюю границу нормы, он утрачивает взаимосвязь с креативностью. Этот факт означает, что для проявлений креативности нужен достаточно высокий (выше нормы) уровень умственного развития. Если такой уровень достигнут, то есть индивид обладает достаточно большим объемом знаний и сформированным логическим мышлением, то дальнейшее его увеличение становится безразличным для формирования креативности. Однако очень высокий уровень интеллектуальности часто сопровождается снижением креативности, что, скорее всего, объясняется специфической направленностью личности на обучение, на узнавание новой информации, ее усвоение, систематизацию, анализ, критическую оценку. Такая направленность на критику и логику в суждениях может препятствовать генерации новых идей.

Однако, когда креативность оценивалась не с помощью тестов , а по уровню творческих достижений в том виде деятельности, которым занимались испытуемые, то полученные результаты однозначно свидетельствовали о дихотомии креативности и интеллекта. Такие данные были получены на группах архитекторов, художников, математиков, писателей.

Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым, вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, включенным в это свойство. В отношении личностных особенностей, связанных с креативностью, результаты разных исследователей схожи. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, непризнание социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных от некреативных. По-видимому, это говорит о существовании общего типа креативной личности в отличие от типа личности некреативной. Исследования, проведенные на детях и молодежи, показали, что личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают. Это означает, что, по-видимому, креативность можно предсказывать на основании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте.

Существует точка зрения, согласно которой творческие достижения связаны с неврозами и патологией мозга и нервной системы.

Нет единой точки зрения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения, креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные для него виды деятельности, применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, мотивация креативных основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.

Обучаемость

Обучаемость — система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы — знаний, понятий, навыков и пр. Различают общую обучаемость как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов деятельности). Первая является показателем общей, а вторая – специальной одаренности индивида. Обучаемость как способность к учению и освоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития.

Это общая характеристика психического развития, позволяющая достичь более высокого уровня в формировании обобщенных принципов действия и способов действия. Кроме того, обучаемость свидетельствует и о специфических способностях: если она более развита у конкретного школьника, тот быстрее, в большем объеме, прочнее и гибче усвоит специфичную информацию. Обучаемость характеризуют:

• психофизиологические процессы (возбуждение и торможение, их соотношение, работоспособность, скорость реакций, темп и ритм деятельности);

• сенсорные и перцептивные процессы (схватывающий или детализирующий тип восприятия, избирательность восприятия, чувствительность, особенности развития слухового или зрительного ощущения);

• мнемическая функция (использование приемов запоминания. включение деятельности в запоминание, установка па долговременное и прочное запоминание, активное использование типа запоминания и др.);

• опора на гибкость мышления;

• саморегуляция устойчивости, распределения внимания и др.

Н.А. Менчинская и ее сотрудники выделили типы различий в обучаемости, основанные на ряде критериев:

• восприимчивость к усвоению знаний, степень овладения умственными операциями (интеллектуальные свойства);

• направленность личности, определяющая отношения, оценки и идеалы.

Данные признаки позволили определить 4 типа учащихся:

1. Имеющие положительную характеристику восприимчивости к усвоению знаний, способные овладеть умственными операциями и отличающиеся положительной направленностью — позитивно относящиеся к школе.

2. Имеющие отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями в сочетании с отрицательным отношением к школе, низкой мотивацией.

3. Положительные интеллектуальные свойства и отрицательное отношение к школе.

4. Негативные интеллектуальные свойства и позитивная направленность на школьное обучение вместе с высокой мотивацией 1 .

Ученые подчеркивают: свойства, положенные в основание классификации, могут изменяться так же, как и обусловленные ими типы учащихся. Если первоклассник с большим желанием и усердием начинает выполнять все учебные задания, это еще не гарантия, что все последующие годы пребывания в школе окажутся успешными и станут характеризоваться высокой мотивацией к учению. Все будет зависеть от того, насколько соответствующая направленность школьника проявится в конкретных позитивных успехах, и как этому будут способствовать учителя разных предметов.

Иногда у учеников возникает ряд трудностей (у них и обучаемость низкая, и отношение к учению отрицательное). Чтобы успеваемость школьника была хорошей и вообще повышалась его обучаемость, педагогу необходимо изменить мотивацию учащегося. Разумеется, мобилизовать все ресурсы ребенка, если тот не желает заниматься чем-то для него неинтересным, не представляется возможным. Изменениям же наиболее поддается именно мотивационная сфера.

Специальные способности

В зарубежной психологии выделяют четыре группы специальных особенностей:

1. Сенсорные способности. Способность человека отражать окружающий мир в форме ощущений (зрение и слух – через них поступают основные потоки информации). Наиболее важными визуальными способностями являются острота зрения, различительная чувствительность, восприятие глубины, цветоразличение. Для слухового восприятия важны острота слуха, выделение сигналов из шума, различение громкости, высоты, тембра звука.

2. Моторные (двигательные) способности. Способности к выполнению различных движений. Они характеризуются отсутствием некоторой общей моторной одаренности. Здесь выделяют ряд самостоятельных, не связанных друг с другом моторных способностей (точность, скорость выполнения движений, ловкость рук, твердость руки, время реакции, координация движений и так далее). Моторные способности отличаются своей высокой тренируемостью.

3. Технические способности. Способности, которые проявляются в работе с техническим оборудованием или его частями. В структуре технических способностей выделяют:

- технический опыт, приобретенный в работе с техникой (техническая одаренность),

- пространственные представления – способность оперировать зрительными образами,

- техническое понимание – способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их, узнавать одинаковые и находить разные.

4. Профессионализированные способности. Художественные, музыкальные, артистические и другие способности. Художественные способности включают продуктивность деятельности и понимание произведений искусства. Музыкальные – совокупность свойств, определяющих различение высоты, громкости, длительности, тембра звуков и тональную память.

Задатки и способности.

Способности формируются при жизни человека и не передаются по наследству. В основе способностей лежат задатки. Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения нервной системы, органов чувств и органов движения, выступающие в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки характеризуются двумя важнейшими особенностями.

1. Задатки являются врожденными особенностями, то есть они либо передаются по наследству, либо формируются в пренатальном периоде.

2. Задатки многозначны, то естьна основе одних и тех же задатков могут сформироваться разные способности.

Важным при изучении задатков является вопрос об их сущности, о том, что является задатком?

1.Ф. Галль предположил, что существует связь между анатомическими особенностями мозга и способностями. Он полагал, что качества ума, таланты и способности имеют строгую локализацию в больших полушариях мозга. Но эта гипотеза была отвергнута наукой.

2. Способности человека зависят от величины мозга. Люди с высоким лбом наделялись умом, а низкий лоб считался признаком слабости умственных способностей. Как правило, эта предполагаемая связь не подтверждается на практике.

3. Задатки человека определяются числом извилин мозга. Исследования также не подтвердили это предположение.

4. Гипотезы, которые связывают природные предпосылки способностей с так называемыми парциальными (частными) особенностями нервной системы, т.е. своеобразием типологических свойств, проявляющихся у одних в зрительной, у других в слуховой, у третьих в двигательной сфере. Легко понять, что типологические различия по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов, проявляющиеся, например, в двигательной сфере, могут в различной степени отвечать требованиям того или иного вида спорта и выступать как предпосылки к развитию соответствующих спортивных способностей.

Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Таким образом, задатки, или, что то же самое,природные предпосылки развития, не заключают еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.

Важную роль в развитии способностей играют, поэтому, временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.

Существенное значение в формировании способностей имеют, далее, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций (в особенности дифференцировок), скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков (образование новых условных связей), возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности (легкость дифференцировок), возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями (быстрота переделки динамических стереотипов) и пр.

Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.

Для классификации способностей используют несколько критериев.

1. По критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на

2. По критерию основного вида деятельности на

  • научные (математические, лингвистические и пр.);
  • творческие(музыкальные, литературные. художественные);
  • инженерные и т.д

3. Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с выполнением ведущих форм человеческой деятельности, а специальные - с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и, реже, обучаемость.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

- исходная предпосылка - врожденные задатки

- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес

- всестороннее развитие интересов и способностей

- соперничество и сотрудничество

Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных способностей (в частности, математических, музыкальных). Между тем креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Высокий уровень развития общих (специальных) способностей характеризуется как общая или специальная одаренность, или талант. Высшей степенью развития способностей личности, выражающейся в творчестве, которое имеет выдающееся значение для жизни общества, является гениальность. Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.




Психологические исследования показали, что на основе ранней диагностики общих способностей можно дать вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности .

Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Таким образом, задатки, или, что то же самое,природные предпосылки развития, не заключают еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.

Важную роль в развитии способностей играют, поэтому, временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.

Существенное значение в формировании способностей имеют, далее, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций (в особенности дифференцировок), скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков (образование новых условных связей), возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности (легкость дифференцировок), возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями (быстрота переделки динамических стереотипов) и пр.

Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.

Для классификации способностей используют несколько критериев.

1. По критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на

2. По критерию основного вида деятельности на

  • научные (математические, лингвистические и пр.);
  • творческие(музыкальные, литературные. художественные);
  • инженерные и т.д

3. Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с выполнением ведущих форм человеческой деятельности, а специальные - с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и, реже, обучаемость.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

- исходная предпосылка - врожденные задатки

- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес

- всестороннее развитие интересов и способностей

- соперничество и сотрудничество

Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных способностей (в частности, математических, музыкальных). Между тем креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Высокий уровень развития общих (специальных) способностей характеризуется как общая или специальная одаренность, или талант. Высшей степенью развития способностей личности, выражающейся в творчестве, которое имеет выдающееся значение для жизни общества, является гениальность. Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое. Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Психологические исследования показали, что на основе ранней диагностики общих способностей можно дать вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности .

Способности — это совокупность индивидуальных особенностей личности, являющихся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Для проявления способностей необходимы еще и определенные задатки, заложенные в человеке от природы. Например, можно ли говорить о развитии в человеке способностей исследователя, изобретателя или поэта, если у него нарушен механизм памяти? — Ясно, что нет. Задатки и способности есть у каждого человека, но степень их проявления у разных людей различна.

Задатки — это анатомо-физиологические особенности человека, лежащие в основе развития его способностей. Индивидуальность человека — это особенное в личности и организме, совокупность только ему присущих особенностей. Индивидуальность нельзя ни отождествлять с личностью, ни отрывать от нее. Индивидуальность человека проявляется не только в его личности, но и в анатомо-физиологических особенностях его организма.

Задатки человека не существуют автономно, изолированно и независимо друг от друга. Между ними существует тесная связь, отсутствие или дефект одного задатка неизбежно отражается на других.

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Задатки — это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других.

Задатки могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные. К общим задаткам относятся те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, сердечно- сосудистой, желудочной. К специальным относятся задатки, соотносимые с работой отделов коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, осязательного и других) и мотивационного (сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Периферические задатки связаны с работой периферических отделов органов чувств. Сенсорные задатки характеризуют процессы восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой при помощи различных органов чувств.

Чтобы задатки превратились в ярко-выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования: занятие детей техническим, научным и художественным творчеством, многоплановость деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер его общения. Организуя детскую деятельность, формирующую и развивающую способность детей, необходимо соблюдать психологические требования: создание положительного эмоционального настроения, поддерживающего интерес ребёнка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности.

Изучение психического облика личности, - писал С.А. Рубинштейн,- включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится. Этот вопрос об его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, встаёт вопрос: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
Глава 1 Понятие о способностях, их видах 5
Глава 2 Задатки в психологии 14
Глава 3 Взаимосвязь способностей и задатков 17
Заключение 25
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

Способности – это индивидуально- психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Таким образом, способности – индивидуально- психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные способности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности – не статичные, а динамичные образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно [6, c. 31].

Выделяют следующие уровни деления способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот. (9; 273).

Иногда способности считают врожденными, "данными от природы". Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

На развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители - возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому [2, c. 22].

Глава 2 Задатки в психологии

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем, нельзя считать, что задатки совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора, а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми способностями, и т. п. Таким образом, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических различий как условий развития психических свойств остается еще невыясненным. Конкретно-научные сведения о задатках стали накапливаться в психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их значения для индивидуально-психологических различий (школа Б.М. Теплова).

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающий тип высшей нервной деятельности, особенности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушарий и т.д., благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности.

Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются. При этом важно понять, что, несмотря на биологическую обусловленность способностей, их конкретное развитие определяется социальным. Например, не каждый, кто имеет достаточно развитые музыкальные задатки, становится музыкантом, вокальные -- певцом, художественные задатки -- живописцем и т.п. На эту тему хорошо писал В. Г. Белинский, что создает человека природа, но развивает и образует его общество. В дореволюционной России в народе было немало людей, имевших хорошие природные задатки, на основе которых у них могли бы развиться большие способности. Однако, как пишет В. И. Ленин, "таланты эти гибли под гнетом нужды, нищеты, надругательства над человеческой личностью". Только после Великой Октябрьской социалистической революции широкие народные массы получили возможность учиться и развивать природные задатки, формировать на их основе способности [4, c. 113].

Исключительно большую роль в развитии соответствующих способностей играют и потребностно-мотивационная сфера личности, желание и стремление человека заниматься тем или иным делом.

В целом формирование и развитие у человека соответствующих способностей определяются главным образом тремя обстоятельствами:

1) наличием соответствующих задатков, предрасположенности;

2) потребностно-мотивационными особенностями личности;

3) социальными обстоятельствами, которые в определенном смысле слова имеют решающее значение.

Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы - отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не "требуют", чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.

Задатки, как и способности, могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные.

К общим задаткам относятся те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, эндокринной, сердечнососудистой, желудочной. К специальным относятся задатки, соотносимые с работой отделов коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, осязательного и других) и мотивационного (сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Центральные задатки касаются анатомо-физиологического строения ЦНС и внутренних органов человека. Периферические задатки связаны с работой периферических отделов органов чувств. Сенсорные задатки характеризуют процессы восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой при помощи различных органов чувств, а двигательные относятся к работе мышечного аппарата и управляющих [8, c. 121].

Глава 3 Взаимосвязь способностей и задатков

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в 3 года, Гайдна - в 4. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля - в 8 лет, у Ван-Дейка - в 10, у Дюрера -в 15 лет.

Концепция наследования способностей нашла отражение во взглядах, связывающих способности человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 г. Взвешивание мозга выдающихся людей показало, что их мозг несколько больше средней величины. Так масса мозга И.С.Тургенева-2012г., мозга Д. Байрона - несколько меньше - 1800 г, аналогичные результаты дало взвешивание мозга ряда выдающихся людей. Однако можно привести не меньше примеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины, у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А. Франса - 1017. Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг - более 3000 г - оказался у умственно отсталого человека. Однако в обыденном сознании эта связь оказалась очень стойкой: индивида с высоким лбом заведомо наделяют умом и ожидают от него разумных предложений, а умственные способности человека с низким лбом оцениваются крайне невысоко, без всякой на то научной основы [9, c. 103].

Определенная связь с идеей наследования способностей прослеживается в учении Франца Галля, получившем название френология (от греч. рhrеnоs - "ум", logos - "учение"). Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Основная идея заключалась в следующем: кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной индивидуальной особенности. Среди них "шишки способностей" к музыке, поэзии, живописи; "бугры" честолюбия, скупости, храбрости и т.д. Однако впоследствии многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга. Поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно. Еще менее научным был метод, которым создавалась френологическая карта. Для этой цели изучались скульптурные или живописные портреты таких мифических и легендарных людей, как библейский Моисей, святой Антоний, Гомер и др., само существование которых, а тем более достоверность изображения, являются достаточно спорным.

В то же время следует отметить важность сделанного Ф. Галлем предположения о локализации функций в коре головного. мозга, что впоследствии получило подтверждение в работах Фрича и Гитцига. Одним из известных исследователей этого направления является Френсис Гальтон, объясняющий наследование способностей, исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей, Гальтон пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных; умственно и физически сильных людей. Продолжая линию Гальтона в XX в., Котс определял степень одаренности известных людей по количеству строк, отведенных им в энциклопедическом словаре, и выделил около 400 человек, чьи высокие способности прослеживаются в нескольких поколениях [9, c. 104].

В пользу наследственности способностей свидетельствуют также существующие многочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей, педагогов. Однако скорее всего в большинстве случаев следует говорить не о биологической, а о социальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-за наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию. Концепцию наследственности способностей нельзя признать объясняющей все факты проявления способностей, и следование ей является скорее результатом педагогической и психологической малограмотности. По существу, в настоящее время это "удобное" объяснение способностей (как "дар природы") освобождает от необходимости искать причины плохой успеваемости учащихся и находить способы их устранения [4, c. 21].

Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. Так, еще в XVIII в. К. А. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о случаях социальной, изоляции, ведущих к дефициту общения, в особенностях о так, называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уровне, даже невозможности собственно человеческого развития вне социума. Доказательства представляют также факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур. Пример такого развития был обнаружен в исследовании звуковысотного слуха, которое проводилось 0.Н.Овчинниковой и Ю.Б. Гиппенрейтер под руководством А.Н. Леонтьева.

Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследуя эту перцептивную способность с помощью специального метода, ученые обнаружили сильную недоразвитость ее примерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Как и следовало ожидать, эти же лица оказались крайне не музыкальны. Применение того же метода к испытуемым-вьетнамцам дало противоположные результаты: все они по показателям звукочастотного слуха оказались в группе лучших. По другим тестам эти испытуемые, обнаружили также 100% музыкальности. Эти удивительные различия находят объяснение в особенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к тембровым, второй - к тональным языкам. Во вьетнамском языке высота звука несет функцию смыслоразличения, а в русском языке такой функции у высоты . речевых звуков нет. В русском, как и во всех европейских языках, фонемы различаются по своему тембру. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают музыкальный слух, чего не происходит с русскими или европейскими детьми. Пример этот поучителен, так как показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнений в формирование такой "классической" способности, какой всегда считался музыкальный слух[6, c. 88].

Человеческие способности, их возникновение и развитие являются одной из важнейших и сложнейших тем в психологии. Необходимо отметить, что четкого определения способностей не существует.

Если рассматривать способности индивида, речь будет идти об определенном виде деятельности. В качестве примера можно привести человека, который является хорошим бухгалтером, ему легко дается изучение иностранных языков, а также математические задачи. Если сравнить его с другими людьми, можно заметить, что некоторые хуже владеют данными навыками, то есть не показывают свои способности одинаково. В психологии этот термин может быть определен как доступный потенциал человека, который он может развить для достижения лучших результатов.

Зачастую, когда родители рассказывают о своих детях, они говорят о том, что у ребенка есть те или иные способности. Например, ребенок может хорошо рисовать или быть более развитым физически по сравнению со сверстниками. Когда родители хвастаются достижениями своего ребенка, они испытывают гордость за него.

Очень часть способности человека отождествляют с талантом и одаренностью. Это может быть вполне оправданным, если учитывать, что при оказании содействия ребенку в развитии его навыков, улучшении их, спустя какое-то время действительно можно будет говорить о его одаренности. Например, ребенку нравится рисовать. Если постоянно отводить его на занятия в художественной школе, через определенный период времени вполне возможно, что он станет одаренным ребенком.

Психология рассматривает достижения какого-либо талантливого человека в качестве результата сложения психоневрологических свойств с осуществлением самой деятельности, связанной с этим талантом. Этим можно объяснить постоянную рассеянность и отвлеченность таких людей. Однако, когда этого требуют обстоятельства, они могут достаточно быстро мобилизовать свои силы для того, чтобы достичь высоких результатов в сфере своего таланта.

Готовые работы на аналогичную тему

В конце концов человеческие способности проявляются в их внутренней природе, генетической предрасположенности человека. В то же время процесс развития этих навыков очень важен Не совсем верно говорить о способности человека рисовать, если он не пытался освоить навыки рисования, потому что только в процессе систематического обучения этому виду деятельности можно узнать правду об их наличии или отсутствии. Следовательно, только улучшая то, что присуще от природы, можно достичь высоких результатов.

Понятие и сущность задатков

Под задатками в психологии понимают предпосылки к развитию способностей.

Задатки – это особенности нервной системы, выступающие основой для формирования тех либо иных способностей.

Можно выделить два вида задатков:

  1. Врожденные, присущие человеку с рождения);
  2. Приобретенные, которые обуславливаются социальным развитием человека. Он может приобрести их только с помощью постоянного развития. В качестве примера можно привести необходимость знания элементарной математики, чтобы понять высшую.

Психология индивидуальных различий занимается изучением развития способностей от имеющихся задатков. Одним из главных вопросов, на которые она может дать ответ, это откуда берутся у человека те или иные задатки. Разные психологи по-разному отвечают на данный вопрос. Например, А. Анастази считает, что многочисленные и сложные взаимодействия между наследственностью человека и его окружающей средой порождают индивидуальные различия в способностях людей. Именно наследственность, по ее мнению, оказывает решающее воздействие на способности людей.

Когда ученые начали изучать способности человека, возник вопрос: что представляют собой врожденные или природные задатки с точки зрения их анатомофизиологической основы. Одно время наличие или отсутствие задатков связывали с общей или относительной массой мозга человека. То есть, чем больше масса мозга, тем, соответственно, больше задатков будет у человека. Однако в действительности эта теория была признана несостоятельной, потому что у некоторых животных масса мозга была больше, а также обнаружилось много людей с маленькой массой мозга и высокоразвитыми способностями.

Еще одна концепция появления задатков связывала их со строением мозга. То есть, в зависимости от сложности и дифференцированности строения мозга можно было судить о наличии у человека различных задатков. Эта теория была достаточно популярной. В дальнейшем задатки начали рассматривать в связке с определенными зонами мозга. Однако и эта концепция была отвергнута по следующим причинам:

  1. Отсутствовали убедительные доказательства того, что задатки локализуются в определенных участках мозга;
  2. Зачастую наблюдались проявления одинаковых способностей у людей с разными поражениями участком головного мозга;
  3. Рост определенного участка головного мозга может происходить в результате различных патологий, возникающих в мозге (например, опухоль), и, тем самым, не свидетельствовать о сложности и дифференцированности его строения.

Позднее появились теории, которые связывали способности человека с функционированием головного мозга в целом, а не с отдельными его участками. Например, теория функциональных органов А. Ухтомского.

При изучении способностей и задатков человека следует помнить о влиянии наследственности, которая начинает проявляться с рождения. Например, новорожденные дети-близнецы могут иметь как общие черты в поведении, так и особенности, которые отличают их друг от друга. Человек с рождения обладает многими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств. Тот факт, что у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом состоянии, свидетельствует, что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.

Читайте также: