Становление интонационной стороны речи в норме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ребенок, усваивая русский язык, должен овладеть интонационными средствами, научиться по ним, как и по звукам, распознавать разные по значению высказывания других, а также овладеть умением применять их с теми же целями, т.е. использовать их как фонологические средства языка 9, с.. 120.

По данным Винарской Е.Н., голосовые реакции детей раннего возраста в довербальный период развития имеют богатую эмоциональную семантику. Крики, гуление, лепет, формирующиеся на их основе псевдослова и псевдосинтагмы, еще не обладают языковым значением, но носят функцию коммуникации 3, с. 45.

Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. До двух месяцев голосовые выражения дифференцируются благодаря разным интонациям голоса, крика, плача, но более подробной дифференциации плач уже не получает, так как после двух месяцев дифференцируются звуки. Во время крика ребенка активизируются специфические зоны коры. Ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.

В 2-4 месяца у ребенка появляются короткие звуки - гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого. Прежде всего, дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности, что становится возможным начиная с конца третьего месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации.

Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным. От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Общение осуществляется с помощь эмоциональной интонации. Примерно к 11 месяцам появляются активные лепетные цепи слогов. При этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Beроятнее всего, это начальная стадия формирования ударения 9, с. 125.

Данные онтогенеза свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем начинается формирование словесной речи. Процесс овладения интонационной системой языка начинается у ребенка уже на стадии гуления. Гвоздев А.Н. отмечает, что ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования уже в период однословного предложения. Примерно в то же время появляются разновидности восклицательной интонации, а на втором году жизни – вопросительные. Также рано усваивается и логическое ударение: с момента, когда предложения ребенка начинают включать несколько слов.

Реакции младенца на тон голоса проявляются довольно рано: в 4 месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, реагирует улыбкой, смехом, гулением, может насторожиться и заплакать, то есть адекватно реагирует на тон взрослого.

Восприятие интонации отмечается у детей раньше, чем воспроизведение, еще до года. Это связано с тем, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) заканчивается только в период формирования устной речи.

Таким образом, на основании изученных литературных источников можно сделать следующие выводы:

просодические компоненты речи воспринимаются и воспроизводятся ребенком значительно раньше, чем начинает формироваться словесная речь, и на ранних этапах развития выступают главными средствами коммуникации;

процесс становления просодических элементов заканчивается в период формирования устной речи

Таблица - Становление интонационной стороны речи в онтогенезе

В документе в виде таблицы представлено становление интонационной стороны речи в онтогенезе от первого крика новорожденного до 7-8 лет. Также описаны результаты исследований большого количества различных авторов по вопросу усвоения детьми интонации в процессе онтогенеза.

Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие

  • формат pdf
  • размер 1.99 МБ
  • добавлен 09 мая 2011 г.

Волкова Л.С. Дизартрия

  • формат doc
  • размер 205.5 КБ
  • добавлен 15 февраля 2011 г.

Методическое пособие. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Дизартрия — термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или ф.

Епифанова О.В. Логопедия

  • формат doc
  • размер 1.62 МБ
  • добавлен 16 июня 2010 г.

Разработки занятий с детьми дошкольного возраста. Выпуск 1. Волгоград;2004. 67с. Книга будет полезна логопедам, воспитателям, родителям. В книге даны рекомендации и упражнения по развитию речевого дыхания, по работе над звукопроизношением, по развитию мелкой моторики рук, над интонационной выразительностью речи, по развитию слухового внимания и фонематического слуха, игровые упражнения по развитию грамматического строя речи.

Лекции Общее недоразвитие речи

  • формат docx
  • размер 92.58 КБ
  • добавлен 09 июля 2011 г.

Общие сведения о речи. Закономерности развития речи в процессе онтогенеза.Развитие связной речи у детей в онтогенезе. Общее недоразвитие речи. Причины возникновения ОНР. Специфика усвоения языка детьми с общим недоразвитием речи. Критерии дифференциации состояния речи по уровням речевого развития. Общие сведения об алалии.Причины алалии. Анатомо-физиологические особенности алалии. Симптоматика и механизмы алалии.Классификация алалии. Моторная ала.

Лекция. Речевой онтогенез

  • формат doc
  • размер 330 КБ
  • добавлен 07 сентября 2010 г.

Методические материалы с курсов повышения квалификации для учителей-логопедов. Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе. Развитие фонематического слуха в онтогенезе. Развитие слоговой структуры слова у детей в онтогенезе. Нарушения слоговой структуры слова у детей. Лексическое развитие ребенка в онтогенезе. Закономерности овладения синтаксической системой языка. Формирование грамматического строя речи в онтогенезе.

Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года)

  • формат djvu
  • размер 9.8 МБ
  • добавлен 14 апреля 2010 г.

В книге представлены рекомендации по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у детей, начиная с возраста 3-4 лет. При этом осуществляется организация фонационного дыхания, развитие мимики, развитие выразительности движений и способности понимать и выражать эмоции, формирование темпо-ритмической организации высказывания, а также формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов оформления высказывания.

Таблица - Развитие темпо-ритмической стороны речи в онтогенезе

  • формат docx
  • размер 18.57 КБ
  • добавлен 01 июля 2011 г.

В таблице представлено развитие темпо-ритмической стороны речи в онтогенезе. Возраст: от 5-6 мес. до 10 лет. Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считается сензитивным для развития речи, на этом фоне отмечаются достаточно ограниченные по времени гиперсензитивные фазы, описание которых также дано в последующей таблице.

Филичева Т.Б. Монография

  • формат doc
  • размер 506.42 КБ
  • добавлен 19 апреля 2011 г.

В данной работе раскрываются методологические и теоретические. основы преодоления недоразвития речи. у детей дошкольного возраста. Также рассматривается понятие "речь" как явление физиологическое, социальное и психолого-педагогическое. Становление функций и форм речи. в дошкольном возрасте ребёнка. Развитие речи ребёнка в онтогенезе. И. Сущность, этиология и степени общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Принципы, методы и организ.

Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста

  • формат doc
  • размер 1.56 МБ
  • добавлен 26 июня 2010 г.

М. , 2000. – 314 с. Содержание: Глава I. Методологические и теоретические основы преодоления недоразвития речи у детей дошкольного возраста. (Речь как явление физиологическое, социальное и психолого-педагогическое. Становление функций и форм речи в дошкольном возрасте ребёнка. Развитие речи ребёнка в онтогенезе). Глава II. Сущность, этиология и степени общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Глава III. Принципы, методы и организаци.

Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи

  • формат jpg
  • размер 79.42 МБ
  • добавлен 22 февраля 2011 г.

Учебное пособие для студентов дефектологов/. Содержание: 1. Общее представление об интонации. 2. Интонация с разных точек зрения. 3. Развитие интонации в онтогинезе. 4. Особенности голосообразования у ребёнка. 5. Нарушение интонации. 6. Проведение обследования интонационной стороны речи у детей. 7. Способы коррекции нарушений интонационной стороны речи. Практические упражнения и задания. 8. Речевой материал по формированию интонационной стороны р.

В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания, как специалистов, так и родителей. В настоящее время существует актуальная проблема, которая заключается в том, что, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с речевой патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи [8].

Основными компонентами интонации являются темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов, паузы (перерывы в произнесении речевых элементов, тембр голоса (окраска человеческого голоса, тон голоса (степень высоты звука, мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение (Е. Ф. Архипова) [3].

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи, что в дальнейшем будет служить фундаментом для успешного усвоения школьной программы[6].

Становление интонационной системы - сложный процесс. Его особенность проявляется прежде всего в том, что малыш сначала воспринимает интонацию окружающих, а затем реализует ее в собственной экспрессивной речи. Выявляется определенная последовательность появления различных коммуникативных типов высказывания в экспрессивной речи детей. Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем - восклицательных высказываний[1].

Изучением интонационной стороны речи, ее диагностикой, развитием и коррекцией занимались О. Е. Грибова, О. С. Орлова, Е. С. Алмазова, Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова, Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина, Л. В., И. А. Поварова и др.

У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования[5]. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь, а в связи со всем вышесказанным возникают трудности с интонационным оформлением речи.

Нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению сформированности интонационной стороны речи у детей с ОНР III уровня. В исследовании приняли участие шестеро детей 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровня. Использовалась диагностическая методика по Е. Ф. Архиповой. [3]. Исследование показало, что дети с заданиями справились все, несмотря на то, что были продемонстрированы результаты разной эффективности.

Наиболее легкими для данной группы детей оказались задания на восприятие и воспроизведение ритма и постепенного движения мелодики снизу вверх и сверху вниз. Хорошо испытуемые справились с изменением громкости голоса. Практически все определили характер звучания тона голоса на слух.

А вот с восприятием и воспроизведением интонационных структур речи (повествовательной, вопросительной, восклицательной, а также с пониманием и воспроизведением главного по смыслу слова во фразе (логическим ударением) у большинства детей возникли реальные трудности.

Таким образом, можно утверждать, что у большинства старших дошкольников с ОНР III уровня интонационная сторона речи сформирована не в полной мере.

Развитие интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня должно происходить в рамках логопедических занятий, но с обязательным участием в этой работе родителей ребенка, имеющего маловыразительную речь.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

2. Развитие восприятия различных компонентов интонации.

3. Развитие способности употреблять компоненты интонации в собственном произношении.

4. Развитие дифференциации различных видов интонации на слух и в произношении [4].

В ходе логопедической работы предусматривается ведение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания.

Также широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д.

На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить[6].

Своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у старших дошкольников с ОНР III уровня трудностей с интонационным оформлением речи поможет им в дальнейшей школьной деятельности избежать различных проблем: с письмом ( ошибки в отграничении речевых единиц на уровне предложения: неправильно выбранный пунктуационный знак в конце предложения, отсутствие заглавной буквы в начале предложения); с чтением (дети плохо осваивают технику чтения, им сложнее осмыслить текст, выделить главную мысль, разбить предложения на смысловые отрезки, точно ответить на вопрос учителя); с овладением математикой (дети не понимают условия задания, возникают трудности понимания вопроса) [2].

Также интонационная сторона речи чрезвычайно важна для овладения навыками межличностного взаимодействия; усвоения норм социального поведения; формирования эмоционально-волевых процессов (развитие личности ребенка); коммуникативной деятельности.

1. Алмазова Е. С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. М. : Просвещение. 1973.

2. Артемов В. А. Психология речевой интонации (интонация и просодия) М., 1976.

3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М. : Астрель. 2006.

4. Микляева Ю. В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня) М., 2009.

5. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М. : Владос, 2001.

6. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. М. : Астрель, 2005.

7. Е. Н. Винарская и Р. В. Тонкова-Ямпольская, Становление физиологических механизмов речи // исследование языка и речи : ученые записки, Москва: МГПИИЯ, 1971г., т. 60.

8. Гордеева Н. М. Интонационная выразительность речи как средство коммуникации детей с речевой патологией, Томск: ТОИПКРО, 2011, 24 С.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Актуальность работы. Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи, или звуковая ее культура. Мелодико — интонационная сторона речи - это составная характеристика просодической стороны речи, которая включает в себя интонацию, темп, тембр, логическое и фразовое ударение, смысловые паузы в речи.

Просодические характеристики, обеспечивающие интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении речевой коммуникации. Поскольку именно с их помощью говорящий передаёт не только информацию, но и своё эмоциональное состояние, что способствует лучшему пониманию информации, большей контактности, живости, непосредственности общения.

В младшем школьном возрасте роль мелодико-интонационной стороны речи в развитии коммуникации ребёнка со взрослыми, сверстниками чрезвычайно велика. Этим объясняется актуальность данной работы.

Цель: дать характеристику особенностей становления мелодико-интонационной стороны речи у младших школьников.

Задачи:

- изучить общую характеристику мелодико – интонационной стороны речи;

- дать характеристику возрастным речевым особенностям младшего школьника;

- изучить особенности исследования интонационной стороны речи младших школьников;

- рассмотреть процесс формирования интонационного навыка у младших школьников.

ГЛАВА I . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТКА МЕЛОДИКО – ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Одно из условий успешности вербальной коммуникации это её мелодико – интонационное оформление, которое поможет каждому человеку эмоционально, красиво и понятно донести до собеседника свои мысли.

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации, средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.

Данные компоненты интонации, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции. Важнейшие функции: коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная [2, С.16].

Интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным. Интонация помогает передавать смысловую и эмоциональную нагрузку высказывания, об этом говорили многие авторы: Е. С. Алмазов, В. А. Артёмов [1], Е. А. Брызгунов, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, О. С. Орлова и др.

По мнению Н. В. Черемисиной, в устной речи люди без интонации не смогут правильно оформить слова и словосочетания слов в предложении, придать звучащей речи эмоционально — экспрессивные оттенки, а так же правильно уточнить коммуникативный смысл своего высказывания.

Интонация - это чередование повышения и понижения голоса. Интонация помогает говорящему выражать внутренние чувства, личное отношение к предмету речи [3, с.32].

С помощью использования интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Правильное использование интонации со стороны говорящего залог того, что смыл передаваемой информации будет понятен. Интонация будет воздействовать на слушателя эмоционально – эстетически.

Мелодика является одним из основных компонентов интонации. Мелодика – это чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, восклицание, утверждение). Свой мелодический рисунок имеет каждое слово или фраза.

Мелодика служит для связи речевого потока, а так же для разделения его частей. Более чем другие компоненты интонации мелодика определяет коммуникативный тип предложения (вопросительное, повествовательное, незавершённое повествование восклицательное), по мнению И. Г. Торсуевой.

Автор выделяет следующие типы:

Интонация законченности (завершённости) – сильное понижение голоса на ударном слоге слова. В начале синтагмы мелодический уровень находится на высоком уровне. К концу синтагмы (понижение голоса) уменьшается интенсивность и увеличивается длительность гласного.

Интонация выделенности. Мелодический рисунок такой синтагмы реализуется повышением голоса, увеличения длительности или интенсивности на выделенном слоге. Интонация выделенности очень близка к интонации завершённости.

Вопросительная интонация – повышение голоса на ударном гласном последнего слова. На заударных слогах основной тон понижается, но это понижение голоса менее значительно чем то, которое характерно для интонации законченности.

Интонация завершённости по рисунку мелодики близка к вопросительной интонации. Однако, та синтагма, которая не завершена, начинается с более низкого тона, чем вопросительная, а мелодический пик у неё расположен на меньшей частоте.

Не менее важный компонент логическое ударение – это выделение главного по смыслу слова. Выделяется – это значит, произносится с большей длительностью и силой, в отличие от других слов в предложении. Логическим центром, может быть любое слово из текста, но важно учитывать то, что говорящий хочет подчеркнуть в своём высказывании. Логическое ударение стоит делать на самые важные по смыслу слова или группу слов, которые выражают главную суть предложения. С помощью усиления или ослабления ударения можно выделить слово или группу слов.

Логическое ударение – это выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Формирование правильного логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной стороны речи.

Для литературных норм, закреплённых в русском языке характерно, что логическое ударении падает на слово (иди слова) в конце предложения. А для разговорной речи характерно другое, здесь интонационно новое выносится, как можно ближе к началу предложения, это отмечают языковеды. В задачи школьного обучения входит формирование первоначальных представлений о логическом ударении и о его роли в построении смысла высказывания, но это должно быть также затронуто в период, когда дети ещё находятся в дошкольном учреждении.

Фразовое ударение — это членение текста на интонационно – смысловые отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания. В любом отрезке одно из слов фразы слегка выдвигается вперёд: голос на ударном слоге усиливается. Обычно при произнесении последнего слова фразы.

А. Ф. Сохин объединил два понятия и сформулировал общий термин. Фразовое и логическое ударение – выделение паузами, повышения голоса, большей напряжённостью и долготой произнесения групп слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания [11, С. 18].

Логическая пауза – это деление фразы, предложения, текста на смысловые отрезки, Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах и упражнениях обозначаются символами, которые совпадают, как правило, со стоящими знаками препинания.

Разновидности знаков препинания:

Важно не только запоминать и применять значения пауз, но, самое главное, приучить себя делать фактические доборы воздуха в речевом потоке.

Ритм – это равномерное чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса) [22,32]. Ритм прямым образом зависит от дыхательной системы человека. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильной сменой фаз дыхательного цикла по глубине, продолжительности. Выдох, как правило, длиннее вдоха. Этот факт очень важен для речеобразования и голосообразования. Если изменится ритм дыхания, это повлечёт за собой изменения ритма и в разговорной речи. Удлинение выдоха зависит от физиологического строения дыхательных путей, а конкретно от жизненной ёмкости лёгких.

При помощи мелодики, тембра, темпа, ритма, логического и фразового ударения в процессе коммуникации осуществляется уточнение мыслей и выражений, а так же эмоционально – волевых отношений.

Таким образом, роль мелодико – интонационной стороны речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, побуждения, вопроса, восклицания, пауз, изменения темпа речи и др. компонентов. Она усиливает лексическое значение слов и является одним из важнейших выразительных средств речи, выявляет ее эмоциональное содержание и слушателя.

ГЛАВА II . РАЗВИТИЕ МЕЛОДИКО – ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Читайте также: