Основания досрочного прекращения полномочий депутата государственной думы кратко

Обновлено: 30.06.2024

Государственная Дума является палатой парламента, призванной представлять интересы населения России в целом. В ней происходит согласование правил поведения между различными социальными группами, группами интересов, финансовыми группами. В Государственной Думе эти правила согласуются текстуально и становятся законами. Таким образом, происходит лоббирование различными группами населения норм, направленных на самоограничение и ограничение других.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Структура:

Председатель Думы и его заместители, депутатские объединения, комиссии и рабочие группы.

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в Депутаты Государственной Думы. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Госу-дарственной Думы, включает в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Срок полномочий Государственной Думы после изменения, внесенного в Конституцию РФ в 2008 г., составляет пять лет. Такой срок позволяет вновь избранным депутатам приобрести знания, профессиональные навыки законотворческой деятельности, наладить парламентский контроль. Вместе с тем этот срок позволяет гарантировать сменяемость депутатского состава.

Конституция РФ допускает возможность досрочного прекращения полномочий Государственной Думы в следующих случаях.

1. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111).

2. В случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117).

3. Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117).

Конституция РФ предусматривает три ситуации, при которых недопустимо досрочное прекращение полномочий Государственной Думы.

Во-первых, Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.

Во-вторых, Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

В-третьих, Государственная Дума не может быть распушена в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Конституционные функции и полномочия Государственной Думы.

1) Законотворческие (правотворческие)

5) По участию в федеральном законотворческом процессе и иных формах взаимодействия с федеральными органами государственной власти

6) По участию в межпарламентском сотрудничестве

Перечень полномочий Государственной Думы содержится в ст. 103 Конституции РФ.

К числу наиболее важных полномочий относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Конституционный Суд РФ поставил точку в споре о том, вправе ли Президент РФ неоднократно предлагать одну и ту же кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ. Конституционный Суд в своем толковании обозначил, что Президент может предлагать как новые кандидатуры, так и трижды одну и ту же кандидатуру.

Государственная Дума вправе решать вопрос о доверии Правительству РФ как по собственной инициативе (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ), так и по инициативе Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 117). Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы.

Контроль Государственной Думы за деятельностью Правительства осуществляется посредством рассмотрения и утверждения представленного Правительством федерального бюджета и отчета о его исполнении.

К ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Через Председателя Центрального банка РФ Государственная Дума осуществляет контроль за деятельностью Банка России в области защиты и обеспечения устойчивости рубля; развития и укрепления банковской системы РФ; обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту РФ, а также на заключение в Правительство РФ. По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает постанов-ление.

Государственная Дума назначает и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

В числе полномочий Государственной Думы -назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту РФ фракциями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы.

Государственная Дума назначает и освобождает от должности пять членов ЦИК РФ из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также депутатами Государственной Думы.

К ведению Государственной Думы относится объявление амнистии. Амнистия –освобождение от уголовного наказания, прекращение его отбывания или смягчение по решению высшего представительного органа власти.

В числе полномочий Государственной Думы -выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума вправе обратиться с ходатайством в Конституционный Суд РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций (уставов), а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, международных договоров, не вступивших в силу для Российской Федерации. Государственная Дума вправе также обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ о толковании Конституции РФ и по другим вопросам, относящимся к ведению Государственной Думы, предусмотренным ст. 125 Конституции РФ.

У Государственной Думы есть полномочия во внешней политике. Такие вопросы она рассматривает как по собственной ининиативе, так и по предложению Президента и Правительства России. Практика Государственной Думы богата постановлениями об обращениях к зарубежным парламентам по вопросам международной жизни, оценки событии в мире и отдельных странах. Государственная Дума обменивается парламентскими делегациями с парламентами других стран.

По вопросам, отнесенным к ведению Государственной Думы Конституцией РФ, она принимает постановления. Они принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок при-нятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Так, решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой палаты.

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 04.08.2001 N 109-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Полномочия сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) письменного заявления сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) избрания сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или выборным должностным лицом местного самоуправления, а равно назначения сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, поступления сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу;

(пп. "б" в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) участия сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией в случае, предусмотренном пунктом "г" части второй статьи 6 настоящего Федерального закона, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, финансирование которой не противоречит требованиям, предусмотренным пунктом "в" части второй статьи 6 настоящего Федерального закона;

(пп. "в" в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в.1) вхождения сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

(п. "в.1" введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ; в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в.2) открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы, их супругами и несовершеннолетними детьми. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

(п. "в.2" введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в.3) установления фактов, свидетельствующих о несоблюдении требований, ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации в отношении лиц, претендующих на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы:

в отношении сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации - на момент рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации его кандидатуры для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации или соответствующей кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо в период со дня регистрации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации соответствующего кандидата на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и в случае его избрания до дня принятия этим лицом решения о наделении одной из представленных им кандидатур полномочиями сенатора Российской Федерации;

в отношении сенатора Российской Федерации - Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, - на момент подачи в Совет Федерации письменного заявления такого лица, подтверждающего его решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации;

в отношении сенатора Российской Федерации - представителя Российской Федерации - на момент вступления в силу указа Президента Российской Федерации о его назначении сенатором Российской Федерации;

(п. "в.3" в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в.4) непредставления или несвоевременного представления сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

(п. "в.4" введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 303-ФЗ; в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) утраты сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

(п. "г" в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) признания сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) утратил силу. - Федеральный закон от 19.06.2004 N 53-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

и) смерти сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

а) роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

в) несоблюдения требования части второй, шестой или седьмой статьи 7.1 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ (ред. 12.07.2006))

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы по инициативе фракции, в которой он состоит в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона, или по инициативе комитета, членом которого он является, в случае неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей, предусмотренных частями первой и второй статьи 8 и частью третьей статьи 12 настоящего Федерального закона.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.05.2016 N 140-ФЗ)

4. Решение о прекращении полномочий сенатора Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации, в котором определяется день прекращения его полномочий. Постановление Совета Федерации о прекращении полномочий сенатора Российской Федерации по основаниям, предусмотренным пунктами "а", "б", "д" - "и" части первой настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации либо со дня, когда Совету Федерации стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями Совета Федерации, - не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Совета Федерации. Постановление Совета Федерации о прекращении полномочий сенатора Российской Федерации по основаниям, предусмотренным пунктами "в", "в.1", "в.2", "в.3", "в.4" и "г" части первой настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия органом, образованным (определенным) в соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения вопросов, связанных с досрочным прекращением полномочий сенатора Российской Федерации, решения об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации. Указанный орган проверяет и оценивает фактические обстоятельства, служащие основаниями для досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации, а также принимает решение об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации в порядке и сроки, которые устанавливаются Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Постановление Совета Федерации о прекращении полномочий сенатора Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. В течение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока обращения в Верховный Суд Российской Федерации, а в случае обращения в Верховный Суд Российской Федерации до вступления в законную силу решения суда на лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий сенатора Российской Федерации по основаниям, предусмотренным пунктами "в", "в.1", "в.2", "в.3", "в.4" и "г" части первой настоящей статьи, распространяются гарантии деятельности сенатора Российской Федерации, предусмотренные статьей 19 настоящего Федерального закона. Лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий сенатора Российской Федерации, восстанавливается в статусе сенатора Российской Федерации со дня вступления в законную силу решения суда о признании постановления Совета Федерации о прекращении полномочий сенатора Российской Федерации незаконным или необоснованным.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 147-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ, от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 5 ст. 4 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П.

5. Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным частью первой, пунктами "б" и "в" части третьей и частью третьей.1 настоящей статьи, оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами "а", "б", "д" - "и" части первой и пунктами "б" и "в" части третьей настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы либо со дня, когда Государственной Думе стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями Государственной Думы, - не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами "в", "в.1", "в.2", "в.3", "в.4" и "г" части первой настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия органом, образованным (определенным) в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения вопросов, связанных с досрочным прекращением полномочий депутата Государственной Думы, решения об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы. Указанный орган проверяет и оценивает фактические обстоятельства, служащие основаниями для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, а также принимает решение об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы в порядке и сроки, которые устанавливаются Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. В течение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока обращения в Верховный Суд Российской Федерации, а в случае обращения в Верховный Суд Российской Федерации до вступления в законную силу решения суда на лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами "в", "в.1", "в.2", "в.3", "в.4" и "г" части первой настоящей статьи, распространяются гарантии деятельности депутата Государственной Думы, предусмотренные статьей 19 настоящего Федерального закона. Лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы, восстанавливается в статусе депутата Государственной Думы соответствующего созыва со дня вступления в законную силу решения суда о признании постановления Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы незаконным или необоснованным. Фракция вправе обратиться к Государственной Думе с предложением о проверке соблюдения депутатом Государственной Думы ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом. Фракция или иные лица, наделенные надлежащим публично-правовым статусом, перечень которых устанавливается федеральным законом, вправе обжаловать в Верховный Суд Российской Федерации решение (бездействие) Государственной Думы об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы. В случае, предусмотренном пунктом "а" части третьей настоящей статьи, полномочия депутатов Государственной Думы, касающиеся принятия Государственной Думой федеральных законов, а также осуществления ею иных конституционных полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях палаты, прекращаются со дня назначения досрочных выборов депутатов Государственной Думы. Орган, образованный Государственной Думой в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для подготовки к рассмотрению палатой вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, принимает решение об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, предусмотренного частью третьей.1 настоящей статьи. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основанию, предусмотренному частью третьей.1 настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия указанным органом решения об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 147-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ, от 03.05.2016 N 140-ФЗ)

а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации;

в) поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

в.1) вхождения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;

ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

и) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

а) роспуска Государственной Думы,

б) выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит.

Президент РФ распускает Государственную Думу в трех случаях: 1) после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) в случае двукратного выражения ею недоверия Правительству РФ; 3) в случае отказа в доверии, вопрос о котором перед Государственной Думой поставил Председатель Правительства РФ.

Первый случай. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 111 Конституции РФ. Глава государства предлагает палате кандидатуру Председателя Правительства РФ не позднее двухнедельного срока после своего вступления в должность или после отставки Правительства РФ. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения об этой кандидатуре. Каждый другой претендент на должность Председателя Правительства РФ должен представляться Президентом РФ в течение недели со дня отклонения предыдущей кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Президент РФ не имеет альтернативы дальнейших действий. Глава государства назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

В описанной процедуре назначения Председателя Правительства РФ у Президента РФ более сильные позиции, чем у Государственной Думы. Во-первых, Конституция РФ не устанавливает срока, в течение которого Президент РФ обязан принять решение о назначении Председателя Правительства РФ и роспуске Государственной Думы. Поэтому глава государства может в течение неопределенного времени бездействовать и держать в напряжении депутатов, что не придает стабильности российской системе разделения властей. Во-вторых, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ о толковании части 4 статьи 111 Конституции РФ относительно возможности Президента РФ три раза предлагать одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.




Второй случай роспуска нижней палаты российского парламента установлен статьей 117 Конституции РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После однократного выражения недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ имеет альтернативу дальнейших действий. Он объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

В описанной процедуре разрешения конфликта между Правительством РФ и Государственной Думой сильные позиции вновь имеет Президент РФ. Во-первых, Конституция РФ также не устанавливает срока, в течение которого Президент РФ обязан принять решение об отставке Правительства РФ или роспуске Государственной Думы, что может привести к нестабильности в системе разделения властей. Во-вторых, возможность Президента РФ не согласиться с мнением Государственной Думы о негативной оценке действий (бездействия) российского Правительства показывает, что о парламентской ответственности в России не может быть и речи. Правительство РФ ответственно не перед парламентом, а перед Президентом РФ, который в любом случае будет решать вопрос об отставке Правительства РФ. Попытки Государственной Думы призвать к ответственности Правительство РФ, напротив, могут закончиться роспуском Государственной Думы в зависимости от желания Президента РФ в конкретном случае.

Третий случай роспуска нижней палаты российского парламента также устанавливается статье 117 Конституции РФ.Инициатором вопроса о доверии Правительству РФ может быть не только Государственная Дума, но и Председатель Правительства РФ. Он ставит перед нижней палатой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней может принять альтернативное решение: объявить об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы. Несмотря на то, что с точки зрения срока принятия решения Президентом РФ эта процедура в отличие от двух предыдущих является более определенной, позиции Государственной Думы в системе разделения властей не становятся прочнее. Судьбу Правительства РФ и Государственной Думы будет все равно решать Президент РФ. Процедура постановки перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ может выгодно использоваться исполнительной властью в случае политического конфликта между парламентом и Правительством РФ. Не дожидаясь повторного подтверждения Государственной Думой недоверия Правительству РФ, его Председатель может перехватить инициативу в свои руки и ускорить развитие конфликта между исполнительной и законодательной властью. Государственной Думе придется реагировать на инициативу Председателя Правительства РФ и принимать решение о доверии либо недоверии высшему исполнительному органу государственной власти, а, значит, идти на риск быть распущенной. Срок принятия такого решения в Конституции РФ также не установлен.

Таким образом, процедура роспуска Государственной Думы свидетельствует об уязвимости положения парламента в системе разделения властей.

а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации;

в) поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

в.1) вхождения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;

ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

и) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:

а) роспуска Государственной Думы,

б) выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит.

Президент РФ распускает Государственную Думу в трех случаях: 1) после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) в случае двукратного выражения ею недоверия Правительству РФ; 3) в случае отказа в доверии, вопрос о котором перед Государственной Думой поставил Председатель Правительства РФ.

Первый случай. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 111 Конституции РФ. Глава государства предлагает палате кандидатуру Председателя Правительства РФ не позднее двухнедельного срока после своего вступления в должность или после отставки Правительства РФ. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения об этой кандидатуре. Каждый другой претендент на должность Председателя Правительства РФ должен представляться Президентом РФ в течение недели со дня отклонения предыдущей кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Президент РФ не имеет альтернативы дальнейших действий. Глава государства назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

В описанной процедуре назначения Председателя Правительства РФ у Президента РФ более сильные позиции, чем у Государственной Думы. Во-первых, Конституция РФ не устанавливает срока, в течение которого Президент РФ обязан принять решение о назначении Председателя Правительства РФ и роспуске Государственной Думы. Поэтому глава государства может в течение неопределенного времени бездействовать и держать в напряжении депутатов, что не придает стабильности российской системе разделения властей. Во-вторых, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ о толковании части 4 статьи 111 Конституции РФ относительно возможности Президента РФ три раза предлагать одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

Второй случай роспуска нижней палаты российского парламента установлен статьей 117 Конституции РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После однократного выражения недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ имеет альтернативу дальнейших действий. Он объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

В описанной процедуре разрешения конфликта между Правительством РФ и Государственной Думой сильные позиции вновь имеет Президент РФ. Во-первых, Конституция РФ также не устанавливает срока, в течение которого Президент РФ обязан принять решение об отставке Правительства РФ или роспуске Государственной Думы, что может привести к нестабильности в системе разделения властей. Во-вторых, возможность Президента РФ не согласиться с мнением Государственной Думы о негативной оценке действий (бездействия) российского Правительства показывает, что о парламентской ответственности в России не может быть и речи. Правительство РФ ответственно не перед парламентом, а перед Президентом РФ, который в любом случае будет решать вопрос об отставке Правительства РФ. Попытки Государственной Думы призвать к ответственности Правительство РФ, напротив, могут закончиться роспуском Государственной Думы в зависимости от желания Президента РФ в конкретном случае.

Третий случай роспуска нижней палаты российского парламента также устанавливается статье 117 Конституции РФ.Инициатором вопроса о доверии Правительству РФ может быть не только Государственная Дума, но и Председатель Правительства РФ. Он ставит перед нижней палатой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней может принять альтернативное решение: объявить об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы. Несмотря на то, что с точки зрения срока принятия решения Президентом РФ эта процедура в отличие от двух предыдущих является более определенной, позиции Государственной Думы в системе разделения властей не становятся прочнее. Судьбу Правительства РФ и Государственной Думы будет все равно решать Президент РФ. Процедура постановки перед Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ может выгодно использоваться исполнительной властью в случае политического конфликта между парламентом и Правительством РФ. Не дожидаясь повторного подтверждения Государственной Думой недоверия Правительству РФ, его Председатель может перехватить инициативу в свои руки и ускорить развитие конфликта между исполнительной и законодательной властью. Государственной Думе придется реагировать на инициативу Председателя Правительства РФ и принимать решение о доверии либо недоверии высшему исполнительному органу государственной власти, а, значит, идти на риск быть распущенной. Срок принятия такого решения в Конституции РФ также не установлен.

Таким образом, процедура роспуска Государственной Думы свидетельствует об уязвимости положения парламента в системе разделения властей.


ТАСС-ДОСЬЕ. 10 июня 2016 г. в повестку пленарного заседания Госдумы внесен вопрос о лишении депутатского мандата члена фракции "Справедливая Россия" Ильи Пономарева. Решение принято на основании закона о статусе депутатов, предусматривающего, в частности, отзыв мандатов за неисполнение парламентариями своих обязанностей.

7 апреля 2015 г. Пономарев был лишен депутатской неприкосновенности, в отношении него возбуждено уголовное дело о пособничестве в растрате средств фонда "Сколково" (более 22 млн руб.). Он покинул Россию в июле 2014 г., в июле 2015 г. был объявлен в международный розыск. 17 июля 2015 г. Басманный суд Москвы вынес постановление о его заочном аресте.

Основания для досрочного прекращения полномочий

  • В соответствии с законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г., полномочия депутатов прекращаются досрочно либо по их собственному заявлению, либо решением палаты.
  • Депутаты досрочно покидают Госдуму в случае перехода на государственную, муниципальную службу, избрания в региональные и местные выборные органы власти, выхода из состава фракции.
  • Также полномочия прекращаются в связи с утратой гражданства РФ либо приобретения иностранного гражданства, вступления в законную силу приговора суда, судебных решений о недееспособности или признании безвестно отсутствующим.
  • Госдума лишает парламентариев мандата в случае нарушения ими положений закона о статусе депутата. Эта норма применяется, если они занимаются предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой) либо входят в органы управления коммерческих структур и иностранных организаций.
  • Лишение полномочий грозит и тем, кто не представляет в срок сведения о доходах и расходах - как своих, так и членов семьи (жен, мужей и несовершеннолетних детей), либо имеет счета, вклады, ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России, включая принадлежащие супругам и несовершеннолетним детям.
  • 3 мая 2016 г. в закон о статусе депутатов была внесена новая норма, согласно которой мандата может быть лишен парламентарий, не исполняющий своих обязанностей в течении 30 и более дней (отсутствие на пленарных заседаниях, неучастие в работе комитетов, комиссий, с избирателями).

Досрочное прекращение полномочий депутатов шестого созыва

В настоящее время в Госдуме шестого созыва (избрана 4 декабря 2011 г.) свои полномочия прекратили досрочно 76 депутатов. Из них один - Юрий Эм от "Единой России" - дважды за созыв отказывался от думского мандата. В 2012 г. он перешел в правительство Ставропольского края, но в 2013-м вновь стал депутатом, получив вакантное место в Думе. 31 марта 2016 г. Конституционный суд РФ запретил ранее отказавшимся от мандата возвращаться в парламент того же созыва.

Инциденты, происшедшие за время работы Госдумы шестого созыва

Эм был вынужден сложить полномочия.

Еще пять депутатов скончались за время работы Думы (Василий Стародубцев, КПРФ; Вячеслав Осипов, "Единая Россия"; Алевтина Апарина, КПРФ; Людмила Швецова, "Единая Россия"; Валерий Зубов, "Справедливая Россия").

Большинство сложивших мандаты являлись членами фракции "Единой России" - 50 человек. Из фракции КПРФ ушли 10 членов, из ЛДПР - девять, из "Справедливой России" - 7. В основном, депутаты уходили в первый год после выборов - 22 случая. Впоследствии этот показатель незначительно снижался: 17 отказов в 2013 г., по 16 - в 2014 и 2015 гг., в текущем году - шесть.

По личному заявлению

По личному заявлению ушли 74 человека.

Из них 61 перешел на работу в государственные и региональные органы власти. В том числе трое - в Администрацию президента РФ, четверо - в органы правительства, десять заняли посты руководителей регионов, 19 перешли в Совет Федерации РФ. Татьяна Москалькова из "Справедливой России" была избрана Уполномоченным по правам человека в РФ.

Что известно о Татьяне Москальковой - новом уполномоченном по правам человека в РФ

В 2012 г. В Живом Журнале появились публикации депутатов от "Справедливой России" Дмитрия Гудкова и Ильи Пономарева о высоких доходах и владении незадекларированной недвижимостью за рубежом ряда членов фракции "Единая Россия". Комиссия Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах депутатов начала массовые проверки деклараций членов нижней палаты. Обвинения в нарушении закона никому предъявлено не было, но от мандатов добровольно отказались пять членов "Единой России": Алексей Кнышов, Анатолий Ломакин, Василий Толстопятов, Владимир Пехтин и Владимир Гридин.

Решением палаты

Двое парламентариев были лишены мандатов по решению палаты.

Заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия" Геннадий Гудков лишился места в Госдуме 14 сентября 2012 г. из-за нарушения закона о статусе депутата. Поводом послужило занятие им предпринимательской деятельностью и членство в органах управления коммерческих организаций (в частности, компаний "Инглиш вилладж", "Рошан"). Бывший парламентарий попытался в Верховном суде оспорить решение Госдумы, однако суд счел его законным.

Член фракции КПРФ Константин Ширшов был лишен полномочий постановлением Госдумы от 22 мая 2015 г. в связи со вступлением в силу приговора суда. Ранее, 13 февраля 2013 г. он был лишен депутатской неприкосновенности. 26 мая 2014 г. признан виновным в мошенничестве в особо крупном размере и приговорен Мосгорсудом к 5 годам колонии общего режима со штрафом в размере 700 тыс. руб. Вместе со своими соучастниками Ширшов требовал от предпринимателя Александра Чернякова €7,5 млн за содействие в получении депутатского мандата. Приговор в отношении Ширшова вступил в силу 15 апреля 2015 г.

Читайте также: