Способы уменьшения дефицита бюджета государства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Определим ключевые особенности финансирования бюджетного дефицита, классификацию источников и их особенности.

Дефицитный бюджет: основные понятия и причины

Дефицит бюджета (ДБ) — это разница между поступившими доходами соответствующего бюджета и произведенными расходами за аналогичный период. Размер ДБ устанавливается высшим органом законодательной власти соответствующего уровня. Например, федеральный ДБ утверждается Федеральным законом (ст. 92 и 92.1 БК РФ).

Чтобы покрыть образовавшуюся разницу между доходами и расходами, государство привлекает источники финансирования бюджетного дефицита.

Причины образования ДБ:

  1. Кризисные проявления и колебания в экономическом и финансовом секторах государства.
  2. Неустойчивость финансово-экономических инструментов, цен на мировых рынках и денежно-кредитных систем.
  3. Снижение эффективности управления финансами государства, неактуальность политики.
  4. Чрезвычайные ситуации или следствия неблагоприятных погодных условий.
  5. Напряженная военно-политическая обстановка, как следствие увеличения расходов на оборону государства.
  6. Экономическая зависимость от финансовой поддержки других государств, высокие издержки на обслуживание госдолга.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Представим условную классификацию в удобной блок-схеме:


Законодательством определены отличительные особенности определения и формирования ИФДБ с учетом уровня бюджетной системы (федеральный, региональный, местный).

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Полный перечень внутренних и внешних ИФДБ поименован в ст. 94 БК РФ. К таковым относятся бюджетные кредиты, кредиты кредитно-финансовых организаций, ценные бумаги в национальной и иностранной валюте, которые были выпущены, оформлены или получены от имени Правительства РФ.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ

Исчерпывающий перечень ИФДБ регионального уровня закреплен в статье 95 БК РФ. К таковым относят кредиты, в том числе и бюджетные, ценные бумаги и акции, доходы от продажи имущества, которые оформлены, выпущены или получены от имени правительства субъекта РФ.

Предельный объем ДБ не может превышать 15 процентов от совокупного объема доходов, утвержденных на соответствующий финансовый год. Причем в сумму совокупных доходов безвозмездные поступления включать недопустимо.

Для субъектов РФ, у которых объем дотаций из федбюджета превышает 40 % из расчета за два года из трех последних, предельный объем ДБ установлен в размере 10 %.

Источники финансирования дефицита местного бюджета

Статья 96 БК РФ регламентирует полный состав внешних и внутренних ИФДБ. К таковым относят аналогичные поступления и суммы денежных средств только на местном уровне.

Предельный объем ДБ муниципального уровня не может превышать 10 % от совокупных доходов за финансовый год без учета безвозмездных поступлений, а также налоговых доходов, рассчитанных по дополнительным нормам отчисления.

Предельный лимит ДБ в 5 % установлен для муниципальных образований, объем дотаций федерального и регионального уровней которых превышает 50 % (расчет за два года из трех последних).

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Содержание статьи:

Что такое дефицит бюджета?

Дефицит бюджета возникает, когда расходы превышают доходы и указывают на финансовое благополучие страны. Государство обычно использует понятие дефицит бюджета, когда имеет ввиду свои расходы, а не деятельность предприятий или частных лиц. Понятия государственный долг и дефицит бюджета тесно связаны друг с другом. Накопленный дефицит формирует в перспективе государственный долг.

Суть и понимание дефицита бюджета

В случаях выявления дефицита бюджета текущие расходы превышают сумму доходов, полученных по стандартным операциям. Страна, желающая скорректировать свой бюджетный дефицит, нуждается в сокращении определенных расходов, и увеличении деятельности, приносящей доход, или использовании комбинации того и другого.

Противоположность бюджетному дефициту — это профицит бюджета. Когда возникает излишек, выручка превышает текущие расходы и приводит к избытку средств, которые можно распределить по желанию. В ситуациях, когда приток равен оттоку, бюджет сбалансирован.

В начале 20 века немногие промышленно развитые страны имели большие бюджетные дефициты, однако во время Первой мировой войны дефициты росли, поскольку правительства брали большие займы и истощали финансовые резервы для финансирования войны и своего роста. Эти дефициты военного времени и роста продолжались до 1960-х и 1970-х годов, когда темпы роста мировой экономики упали.

Опасность и риски дефицита бюджета

Одной из основных опасностей дефицита бюджета является инфляция, которая представляет собой непрерывное повышение уровня цен. В США дефицит бюджета может привести к тому, что Федеральная резервная система направит в экономику больше денег, что будет подпитывать инфляцию. Продолжающийся дефицит бюджета может год за годом приводить к инфляционной денежно-кредитной политике.

Стратегии сокращения дефицита бюджета

Страны могут противостоять дефициту бюджета, содействуя экономическому росту с помощью налогово-бюджетной (фискальной) политики, используя сокращение государственных расходов и повышение налогов. Например, одна из стратегий увеличения притока казначейства состоит в сокращении нормативных требований и снижении корпоративного подоходного налога для повышения уверенности бизнеса и содействия экономическому росту, генерируя более высокую налогооблагаемую прибыль и увеличивая налоги на прибыль за счет роста рабочих мест.

Страна может печатать дополнительную валюту для покрытия платежей по долгам, выпускающим ценные бумаги, такие как казначейские векселя и облигации. Хотя это обеспечивает механизм для осуществления платежей, он несет в себе риск обесценивания национальной валюты, что может привести к гиперинфляции.

Пример дефицита бюджета

Бюджетный дефицит может возникать как реакция на определенные непредвиденные события и политику, например увеличение расходов на оборону после террористических атак 11 сентября в США. В то время как первоначальная война в Афганистане обошлась США примерно в 22,8 миллиарда долларов, расходы в Ираке в 2003 финансовом году составили 51 миллиард долларов.

Бюджетный дефицит, выраженный в процентах от ВВП, может уменьшаться в периоды экономического процветания, поскольку увеличение налоговых поступлений, снижение уровня безработицы и ускорение экономического роста уменьшают потребность в программах, финансируемых государством, таких как страхование от безработицы и программы Head Start (в США).

Что касается России, то по итогам 2020 года был дефицит бюджета в размере 3.8% ВВП или 4,102 трлн рублей. Если брать статистику с 2010 года, то профицитными годами были 2011, 2018 и 2019 годы, в остальные же годы бюджет был дефицитным в размере от 0.5 до 3.8 % ВВП.

Резюме

  • Дефицит бюджета возникает, когда текущие расходы превышают сумму доходов, полученных по стандартным операциям.
  • Определенные непредвиденные события и политика могут вызвать дефицит бюджета государства.
  • Страны могут противостоять бюджетному дефициту, повышая налоги и сокращая расходы.

А на этом сегодня все про дефицит бюджета. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Бюджет следующего и последующего годов ещё долго будет обсуждаться и корректироваться, но тренды уже очевидны: денег на всех не хватает ни при каких обстоятельствах при том, что жить элита привыкла на широкую ногу, не по средствам.

Для справки: в 2014-2016 годах планируется дефицитный федеральный бюджет: в 2014 году - на уровне 391,4 млрд рублей (0,5% ВВП), в 2015 году - 817 млрд рублей (1% ВВП), в 2016-м - 485,8 млрд рублей (0,6% ВВП).

Для справки: людей фактически обворовывают, и одновременно президент своим указом задним числом. в 2-2,5 раза поднимает доходы (оклады, надбавки, другие выплаты) практически всем высшим чиновникам (до 500 000-700 000 руб. в месяц).

За счёт чего ещё будут покрывать дефицит бюджета? Есть фишка?

А мы всё талдычим: бизнес-климат, инвестиционный климат.


Основными частями государственного бюджета являются доходная часть и расходная, между которыми должен существовать баланс. Сбалансированный бюджет свидетельствует о проведении в жизнь рациональной бюджетной политики, при которой весь объём предусмотренных расходов обеспечен доходами. Но это в идеале, зачастую бывает так, что расходная часть государственного бюджета значительно превышает доходную часть, что приводит к дефициту бюджета.

Теперь стоит разобраться в причинах такого явления, как дефицит бюджета. К ним относятся:

-экономический кризис как внутри отдельного государства, так и мирового сообщества в целом;

-нежелание или невозможность правительства управлять финансовой ситуацией в стране;

-чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия) ;

- коррупция в государственном управлении;

-периодические спады в экономике;

-рост социальных программ, не обеспеченных государственными доходами.

Не достаточно выявить причины дефицита бюджета, необходимо определить способы преодоления его. Наиболее эффективными из них являются:

-поиск новых источников доходов;

-заимствование денег у банков, фирм, других государств и иностранных финансовых организаций;

-производство денег, или "сеньораж", т.е. печатание денег.

Однако не все перечисленные способы являются высокоэффективными.

Выпуск в обращение доходных государственных обязательств, обращающихся на фондовом рынке, не является эффективным способом преодоления дефицита бюджета, поскольку не происходит прироста денежной массы в результате погашения государственного займа. В результате этого образуется внутренний и внешний долг государства. Если правительство будет использовать только данный способ финансирования дефицита бюджета, то дефицит увеличится настолько, что его финансирование будет невозможным.

На первый взгляд кажется, что увеличение ставок налогов и введение дополнительных налогов способствуют пополнению бюджета. Но в дальнейшем данный способ преодоления дефицита бюджета может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а, значит, к сокращению производства и переходу части экономики в тень.

"Сеньораж" не является простым печатанием денег, поскольку он приводит к инфляции. Современный "сеньораж" выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно.

Существует две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита и государственного долга.

Большинство экономистов считает, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы: наличие дефицита бюджета и государственный долг влекут за собой реальные негативные последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения.

Во-вторых, ужесточение налоговой системы может привести к усилению социальной напряженности в обществе, снижению стимулов развития производства, потери интереса к инвестициям в новые программы.

В-третьих, наличие внешнего долга предусматривает передачу определённой части созданного внутри страны продукта за рубеж.

В-четвертых, увеличение роста внешнего долга страны, безусловно, снижает международный авторитет.

В результате подобных процессов экономическое развитие страны будет иметь снижающийся производственный потенциал, что может привести к ослаблению экономики.

Но существует и противоположная точка зрения, в соответствии с которой дефицит бюджета и государственный долг не всегда влияют на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций. Для состояния национальной экономики подобный дефицит не представляет опасности, так как все расходы, даже если они превышают доходы, осуществляются на территории данного государства, что способствует росту благосостояния страны.

Основные направления бюджетной политики корректируется в зависимости от состояния финансовой системы страны. Глава Минфина Антон Силуанов озвучил последние корректировки федерального бюджета, согласно которым уровень дефицита на 2015 год был пересмотрен в сторону увеличения - до 0,5% ВВП с 0,4% ВВП, доходы планировались на уровне 14,797 трлн рублей, расходы - 15,214 трлн рублей, дефицит должен был составить 416,6 млрд рублей.

По данным Минфина, доходы бюджета в 2015 году составят 15,052 трлн рублей, расходы - 15,483 трлн рублей, дефицит - 430 млрд рублей.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2015 - 2017 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

Формирование бюджетной политики любого государства мирового сообщества, осуществляется Правительством, желающим достичь отсутствия дефицита бюджета или, если это невозможно, максимально сократить бюджетный дефицит. Для этого проводится постоянный мониторинг, способствующий поиску всё новых и новых путей преодоления дефицита бюджета и основной мерой на этом пути становится создание условий для увеличения доходов и снижения расходов.

Список литературы

1.Сомоев Р.Г. Дефицит бюджета: причины, динамика, регулирование.СПб.,1999

2.Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. -М.: 2003. С.529

3. Бездворных М.В. К вопросу о правовом регулировании институтов дефицита бюджета и государственного долга // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. № 4 (42). 2007. С.35-44

4. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 2.

6. Бюджет 2015-2017// "Российская газета" - Федеральный выпуск №6483 (211)

Читайте также: