Органный зал красноярск история создания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня орган звучит точно так же, как и 34 года назад, когда появился в Красноярске. Время его не портит, наоборот, со временем он становится только дороже. Клавишно-духовой инструмент установили в этом помещении через год после открытия первого в крае органного зала. Сам орган состоит из трех ручных клавиатур и одной ножной. Также здесь 30 регистров и около трех тысяч деревянных и металлических труб. Играть на нем можно любую органную музыку, начиная от древних образцов, заканчивая современными. Сделали орган в Чехословакии в 1983. И он неразрывно связан с этим зданием.

АНДРЕЙ БАРДИН, СОЛИСТ КРАСНОЯРСКОЙ КРАЕВОЙ ФИЛАРМОНИИ: "Каждый орган разрабатывается и проектируется строго под параметры и конфигурацию того помещения, в котором он должен звучать. И в ином помещении, которое не соответствует габаритам, и орган потеряет свои художественные качества. Поэтому я не могу себе представить его в отрыве от этого замечательного Органного зала. И как справедливо заметили в социальных сетях, для рождения Органного зала нашлось все в нашем городе и в Красноярском крае. По большому счету, был приобретен только орган за пределами".

Здание, где находится Органный зал, было построено в 1911 году по проекту архитектора Владимира Соколовского. Выполнено оно в псевдоготическом стиле. Первоначально тут располагался католический храм. Но после революции организовали радиокомитет и позже - кинокомплекс. К началу 80-х здание было сильно разрушено. Поэтому его решили реставрировать и разместить здесь Органный зал. По словам работников, это место имеет по-настоящему особую силу и энергетику. Говорят, здесь даже живет 50 различных духов, которые охраняют здание. Порой ночью слышны посторонние шорохи. Секреты спрятаны и под землей.

— На первый взгляд это обычное подвальное помещение. Но этот коридор под землей приведет в здание, где сейчас располагается музыкальная школа №5. Когда костел проектировали, этого перехода не было. Появился он уже позже, но для каких целей он использовался, никто рассказать не может.

Сейчас коридор упирается в стену. Сколько еще тайн хранит здание, не известно. Но ясно одно: сейчас Органный зал будто совмещает в себе творчество нескольких эпох. Сюда приезжают именитые органисты со всего мира. Программа всегда очень насыщенная. Например, в скором времени состоится концерт органиста из США Колина Эндрюса. Также ждут контратенора Сергея Ванина, который исполнит лучшие произведения под аккомпанемент органа. Ведут активную работу и с молодыми музыкантами.

Новый сезон в юбилейном году откроет народный артист Владимир Ефимов. Во время концерта прозвучат фрагменты классической и современной музыки. Знаменательно то, что именно этот баритон 35 лет назад выступал на открытии Органного зала.

Красноярский Органный зал, который строился как католический костёл на деньги общины, уже много лет является причиной судебных тяжб — в дело просили вмешаться даже самого Папу Римского. Но до сих пор это здание остается краевым учреждением культуры и в нем проводятся как органные концерты, так и католические богослужения. Newslab узнал историю этого примечательного здания.

Красноярский Органный зал, который строился как католический костёл на деньги общины, уже много лет является причиной судебных тяжб — в дело просили вмешаться даже самого Папу Римского. Но до сих пор это здание остается краевым учреждением культуры и в нем проводятся как органные концерты, так и католические богослужения. Newslab узнал историю этого примечательного здания.


Первый храм

Историки говорят, что поляки могли появиться на Енисейской земле еще во времена Ивана Грозного, они были в отряде Ермака, а некоторые исследователи даже предполагают, что основатель Красноярска Андрей Дубенский имел польские корни. Основной верой поляков всегда было католичество, поэтому в 1836 году в Красноярске был учрежден собственный католический приход.

Церковь придает особое значение различным таинствам, поэтому местом богослужения католиков обязательно должен быть храм. В 1855 году Томская духовная консистория ( учреждение при епископе по управлению епархией ) дала разрешение на постройку специального здания под нужды прихода. Разместили его на Благовещенской улице (ныне улица Ленина).


Необходимость перестройки

Но деревянное здание было недолговечным — уже в 1893 году стены сгнили под глиняным покрытием. Было понятно, что надо строить новый храм, который решили сделать каменным. Проект выполнил губернский инженер Павлов, но денег на стройку, которую оценили в 60 тысяч рублей, не было. Поэтому в 1904 году, через два года после утверждения проекта, начался сбор средств.

Деньгами согласились помочь не только католики Енисейской губернии, но и жители многих западных районов страны. К 1 июля 1906 года было собрано 8 865 рублей 13 копеек.

Место, где располагался старый костёл, для постройки нового было не очень удобным. На нем можно было построить только небольшой храм, а по праздникам на служения собирались до 1,5 тысяч человек. К этому времени в Енисейской губернии жило уже больше 10 тысяч католиков. Поэтому в 1905 году настоятель прихода священник Леон Святополк-Мирский присмотрел новый участок площадью 711 кв. саженей (1514 кв. м) в Батальонном переулке (ныне улица Декабристов). Принадлежала земля дочери купца Петра Кузнецова Евдокии, которая согласилась продать его католикам за 4 914 рублей.


Участок позволял возвести больший храм, чем ранее спроектированный, поэтому потребовался новый проект. Для его подготовки наняли красноярского архитектора польского происхождения Владимира Соколовского.

«20 июля 1908 года в присутствии властей, настоятеля римско-католического костёла Мирского, настоятеля Томского костёла, местного викарного священника, монахов и более 2 000 прихожан совершено освящение и закладка нового каменного римско-католического храма во имя Преображения Господня. Храм заложен в Баталионном переулке против военных казарм. Здание будет иметь в длину около 13 сажен, в ширину до 8 сажен и рассчитано на 1 000 человек.

Здание возвели за 2 года, полностью все работы завершились еще через год — осенью 1911 года.



Аренда собственного здания

Трагичная история церквей и их защитников

В 1922 году новая советская власть решила реквизировать все церковные ценности для помощи голодающим. Но в католическом храме, в отличие от православных, разжиться было нечем. Тогда в католиков отобрали само здание и. передали им же в аренду. Теперь за использование надо было платить. Так продолжалось до марта 1936 года.

Органный зал

В 1922 году здание храма было национализировано Советской властью и в 1936 году передано для размещения объектов культуры. На протяжении нескольких десятилетий здание храма фактически разрушалось и лишь на рубеже 1970-1980-х годов началось его восстановление.

Использованы материалы статьи органиста Красноярской филармонии, лауреата Международных конкурсов - Андрея Бардина.

Пройдя по ссылке ознакомтесь с интересной историей памятника архитектуры Римско-католический костёл во имя Преображения Господня.

О рганный зал находится в живописном месте в самом центре города Красноярска. Здание построено в псевдоготическом стиле в 1911 году и является объектом культурного наследия регионального значения. Первый концерт здесь состоялся 20 сентября 1982 года. В этот день пел Владимир Ефимов, народный артист России, солист Красноярского государственного театра оперы и балета. Тогда орган ещё не был установлен, Владимир Викторович выступал под струнную группу симфонического оркестра.

В 1982 году была закончена реконструкция Органного зала, а в 1983 году в зале был установлен единственный в Красноярском крае духовой орган. Инструмент изготовлен на органостроительной фабрике Rieger-Kloss (Чехия, г. Крнов). Орган имеет свыше 2 000 труб, 30 регистров, 3 мануала, педаль. Длина самой большой трубы почти 5 метров, диаметр самой маленькой трубы несколько миллиметров.

Судьба Органного зала продолжает волновать многих красноярцев, обеспокоенных намерением краевой администрации передать это здание католической общине.

photo_5_1

Костёл был разрушен в 1929-1930 годах. Разрушен при жизни его создателя — замечательного красноярского архитектора Владимира Соколовского (он умер в 1959 году). Представляю, каково было ему — католику (очевидно) и автору — видеть совершаемый на его глазах вандализм. Были обрушены обе башни-звонницы, с вершины щипца скинута фигура Христа, орган с хоров выброшен на улицу.

В таком практически руинированном состоянии памятник архитектуры простоял до конца 1979-го — начала 1980 года. Краеведы от случая к случаю в прессе ставили вопрос о его реставрации. В строительном институте (ныне институт архитектуры и дизайна) по инициативе Ю. И. Гринберг студенты иногда выполняли дипломные проекты по восстановлению костёла. К сожалению, эта общественная озабоченность не вызывала интереса в верхах.

Где-то в конце 1978 года, будучи в командировке в Иркутске, я узнал, что там, как и у нас, есть почти такой же по размерам и архитектуре костёл, который тоже поначалу использовался радиокомитетом, затем студией кинохроники; как и у нас, здание сильно пострадало от усердий активного атеизма. Но в середине 1970-х оно было освобождено, профессионально отреставрировано и к 1978 году приспособлено под зал органной музыки с установкой органа из ГДР. Мне даже довелось послушать небольшую пьесу в исполнении немецкого настройщика: не Домский собор, но впечатление было завораживающим.

По возвращении из командировки я тут же направил докладную записку секретарю крайкома КПСС К. М. Чернову, курировавшему культуру: мол, чем красноярцы хуже иркутян? Но обращение оказалось не ко времени: Чернова направили на дипломатическую службу не то в ГДР, не то в Италию, а записка, как водится, не получила ходу.

Руководителем штаба стройки был назначен тогдашний глава города В. Л. Глотов. Текущие планёрки вела его заместитель Л. В. Ноткина, которая была, кроме того, председателем Красноярского отделения ВООПИК. Общая координация всех процессов восстановительных работ осуществлялась секретарём горкома КПСС В. П. Капелько.

Проектирование и строительство велось в напряжённом параллельном режиме, с еженедельными планёрками прямо в костёле.

Соавтором проекта реставрации и реконструкции костёла был А. И. Соловьёв, замечательный архитектор, тонко чувствовавший особенности стиля восстанавливаемого архитектурного памятника.

В костёле не было подвалов, за исключением небольшого помещения под апсидой, где размещался тепловой узел. При реконструкции здания был вырыт подвал под всей площадью костёла для обустройства в нём гардеробов, буфета и туалетов для зрителей.

Между костёлом и домом ксёндза, в котором была организована детская музыкальная школа, сооружён подземный переход.

Цветные витражи в окнах исполнены красноярскими художниками В. В. Жекаловым и С. Лапко. Уникальные светильники-бра и торшеры из бронзы созданы дивногорскими художниками Е. Г. Белоусовым и Г. В. Кузаковым из материалов Дивногорского завода низковольтной аппаратуры. Расцветку кожаной обшивки зрительских кресел (красный цвет — в центральном нефе, чёрный — в трансептах), сконструированных А. Соловьёвым, буквально мимоходом, но весьма удачно, подсказал дизайнер В. О. Кастерин.

Реконструкция костёла закончилась в 1981 году. А в 1982 году известный советский органист Гарри Гродберг выступил с первым концертом в отреставрированном костёле, высоко оценив его акустику и орган.

Эдуард ПАНОВ, главный архитектор проекта реставрации и реконструкции здания костёла.

На снимке: Органный зал — одно из самых примечательных зданий современного Красноярска.

Читайте также: