Техника метания мяча с места кратко

Обновлено: 02.07.2024

Метание мяча – это одно из легкоатлетических упражнений, в котором, с помощью взрывной силы мышц, требуется совершить бросок снаряда как можно дальше. Кроме того, это упражнение является базовым — именно с него начинается освоение навыков метания, развитие силы, ловкости, умения правильно распределять усилия.

Историческая справка

Метание мяча было популярным занятием у всех граждан в античных Греции и Риме. А в древней Спарте мяч бросали для совершенствования физической формы воинов. Снаряды изготавливались из кожи, а набивкой становились перья, шерсть, зерна и семена.

Среди исследователей существует мнение о том, что мяч появился благодаря Атциусу, учителю гимнастики, который впервые изготовил его из бычьего пузыря. Научно этот факт не подтвержден, но доподлинно известно то, что изобрели снаряд еще задолго до Гомера, поскольку в произведениях этого автора уже упоминается мяч.

Метание мяча с места

Этот способ представляет собой перемещение только руки спортсмена со снарядом для метания. Выполняется движение руки над плечом из-за головы.

Одним из средств физического развития и специальной подготовки школьников и молодежи является метание малых мячей. По технике исполнения оно в значительной степени сходно с техникой метания копья. Поэтому на начальном этапе обучения метание мячей становится эффективным средством, используемым для освоения техники данного вида.

Метание копья по объему часов на уроках физкультуры занимает в школе значительное место. Этот вид легкой атлетики изучается как в младших, так и в старших классах.

На занятиях в зале применяются теннисные мячи, которые, отскакивая при ударе о место приземления, безопасны в эксплуатации. При занятиях на улице используются специальные хоккейные мячи.

В соответствии со школьной программой метание малых мячей проводится на дальность с места и с разбега, когда техника движений в основном идентична технике метания копья, а также в вертикальные и горизонтальные цели.


Метание малого мяча с разбега относится к циклическо-ациклической группе скоростно-силовых упражнений. Общая структура движения слагается из ряда фаз. Предварительная часть метания подразделяется на держание снаряда и разбег, который состоит из двух фаз (предварительной и заключительной — бросковых шагов). Финальная часть включает в себя элементы финального усилия и фазу сохранения равновесия после броска (рис. 7.4).

Держание снаряда. Малый мяч удерживается, не прижимаемый к ладони, фалангами пальцев метающей руки. Указательный, средний и безымянный пальцы подобно рычагу размещены сзади мяча, а большой палец и мизинец придерживают его сбоку (рис. 7.5). Перед началом разбега метатель держит снаряд над плечом в согнутой руке.


Попадая на контрольную отметку левой ногой, метатель безостановочно выполняет первый шаг правой. Стопа ставится прямо по ходу движения, а положение таза остается таким же, как и в первой части разбега. Одновременно начинается поворот плеч направо и постепенное отведение назад согнутой в локтевом суставе правой руки с мячом. Левая рука, согнувшись в локтевом, суставе, движется вперед.

Второй шаг, выполненный левой ногой, сопровождается дальнейшим поворотом оси плеч направо почти до угла 90° от и. п. и полным выпрямлением правой руки со снарядом. Таз в этом шаге также поворачивается направо, примерно на 45°. Кисть руки со снарядом располагается немного выше одноименного плеча. Между выпрямленной правой рукой и туловищем образуется прямой угол, который сохраняется в дальнейших движениях. Для поддержания скорости рекомендуется удерживать вертикальное положение туловища. Важно при выполнении шагов разбега свести к минимуму вертикальные колебания ОЦМТ. Подбородок находится у левого плеча. Движения ногами должны быть активными, пружинистыми и выполняться подобно убеганию от снаряда. После второго шага заканчивается процесс отведения снаряда.

Левая нога в этот момент после быстрого снятия с опоры (за счет активного проталкивания в результате предварительного сильного натяжения мышц ее передней поверхности) выносится вперед и завершает разбег

При осуществлении бросковых шагов очень важно соблюдать ритм их выполнения с акцентом на ускорение в последних шагах перед финалом.

Финальное усилие. Заключительная фаза броска начинается до постановки левой ноги в четвертом бросковом шаге в момент прохождения ОЦМТ над правой опорной ногой. Этот шаг выполняется без фазы полета. В финальном движении необходимо скорость, набранную в разбеге, максимально увеличить в момент броска:

Все элементы финального усилия выполняются как единое движение. Эффективность броска зависит от последовательности торможения звеньев тела в финале, начиная с нижних и заканчивая верхними, для передачи общего количества движения в снаряд.

Сохранение равновесия. После выпуска снаряда для погашения инерции движения метатель производит перескок с левой ноги на правую перед дугой, ограничивающей место выполнения броска.

Применяемые на практике варианты метания малого мяча с разбега обусловлены индивидуальными особенностями спортсменов и отличаются способом отведения снаряда и количеством бросковых шагов.

Процесс обучения технике метания малого мяча предваряет создание необходимых условий для усвоения изучаемых движений с помощью специально-подготовительных упражнений. Данные упражнения направлены на развитие соответствующих двигательных качеств и овладение основными закономерностями метательных движений, без которых обучение технике метания будет затруднительно.

Надо помнить, что метание мяча осваивается успешнее теми спортсменами, у которых хорошая подвижность в суставах грудной части позвоночника и плечевого пояса, лучше развиты скоростно-силовые качества, хорошие координационные способности.

В результате проведенной подготовки создаются необходимые предпосылки к обучению и начинается целенаправленное изучение техники метания.

Задача 1. Создать представление о технике метания малого мяча.

  • краткий рассказ об основных закономерностях движений и технике метания малого мяча, показ наглядных пособий;
  • демонстрация техники метания малого мяча с места в цель и с разбега на дальность;
  • ознакомление с правилами соревнований по метанию малого мяча.

Методические указания: при объяснении и показе обратить внимание на ведущие элементы техники, отметить особенность целевых установок в бросках на точность и на дальность.

Задача 2. Обучить держанию снаряда и технике броскового движения в финальной фазе при метании малого мяча.

  • выполнение хвата малого мяча;
  • метание мяча перед собой в пол активным движением кисти из исходного положения (и.п.) рука прямая впереди;
  • то же, но метание хлестообразным движением предплечья и кисти;
  • то же, но в и. п. мяч в поднятой вверх руке, а хлестообразное движение начинается после активного выведения локтя вперед с последующей резкой его остановкой;
  • метание мяча вперед-вверх двумя руками из-за головы, стоя в и.п. ноги врозь на ширине плеч;
  • то же из и.п. левая нога впереди, правая сзади на носке;
  • то же, но метание одной рукой в вертикальную цель, другая рука в и.п. согнута в локтевом суставе и находится перед собой;
  • метание мяча вперед-вверх из и. п. стоя левым боком по отношению броску, рука со снарядом выпрямлена и отведена назад левая рука перед собой, вес тела над слегка согнутой правой ногой, туловище умеренно отклонено назад;
  • то же, но броски выполнять в вертикальные и горизонтальные цели;
  • метание мяча после постановки левой ноги из и. п. стоя левым боком по отношению броска на согнутой правой и приподнятой левой ноге с отведенным снарядом.
  • отведение мяча на месте с имитацией броска;
  • отведение мяча в ходьбе и беге без броска;
  • бег скрестными шагами с отведенным снарядом без броска;
  • бег 20—30 м, рука со снарядом над плечом.

При отведении снаряда в движении каждый счет соответствует выполненному бросковому шагу.

Скрестные шаги следует делать быстро, проталкиваясь вперед, без вертикальных колебаний ОЦМТ.

Пробежки со снарядом осуществляются равномерно и равноускоренно.

Задача 4. Обучить сочетанию элементов предварительной и финальной фаз движения и технике метания малого мяча в целом.

  • метание со скрестного шага с отведенным мячом в и.п.;
  • метание мяча с трех шагов разбега с предварительно отведенной рукой со снарядом;
  • метание мяча с четырех бросковых шагов;
  • то же с предварительного подхода до контрольной отметки;
  • метание мяча с укороченного разбега;
  • метание мяча с полного разбега.

Методические указания: при выполнении броска со скрестного шага необходимо произвести постановку левой ноги на опору синхронно с разгибанием правой ноги и одновременным поворотом правой стороны таза налево-вперед.

При метании с трех шагов разбега ритм движения следует регулировать длиной шагов, размеченной ориентирами (первый шаг равен трем стопам, а второй и третий — четырем), и быстротой их выполнения.

В бросках с укороченного и полного разбега надо корректировать контрольную отметку и следить за ритмом бросковых шагов в сочетании с финальным усилием.

Задача 5. Совершенствовать технику метания малого мяча С учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

  • выполнение специально-подготовительных упражнений;
  • метание мячей, различных по весу;
  • использование вариантов техники, выбранных на основе индивидуальных особенностей метателей;
  • метание мяча на результат с соблюдением правил соревнований.

Методические указания, при совершенствовании техники уточняются длина разбега, ритм выполнения движения, количество бросковых шагов и другие элементы метания. Индивидуализация техники происходит при постоянном развитии необходимых двигательных качеств.

Прочность образования навыка лучше всего проверяется специальными тестированиями и выступлениями на соревнованиях;

Метание малого мяча в цель проводится в младших классах. Техника броскового движения этих упражнений подобна технике финальной фазы, выполняемой при метании мяча с разбега. Однако двигательная установка для приложения усилий здесь направлена не на дальность броска, а на точность выполнения заключительной фазы метания.

Создание представления о технике движения, постановка задач обучения, подбор средств и необходимых методических указаний соответствуют тем, которые применяются для обучения ; технике держания снаряда и выполнения финального усилия при метании малого мяча с разбега (задачи 1 и 2).

Для оценки успешности овладения техникой метания малого мяча, выявления основных ошибок и причин их возникновений можно проводить сравнительный анализ удачных и неудачных попыток (табл. 7.2).

Обеспечение техники безопасности

На учебно-тренировочных занятиях по метаниям для исключения травматизма необходимо соблюдать ряд организационных требований:

  • обеспечить безопасное расстояние при размещении занимающихся;
  • исключить метание легкоатлетических снарядов навстречу друг другу;
  • придерживаться очередности выполнения бросков;
  • выполнять броски и собирать снаряды после попыток только по команде тренера-преподавателя;
  • при метании диска и молота на улице иметь заградительную сетку;
  • на занятиях в зале использовать учебные снаряды и выполнять броски в специальную сетку для погашения энергии выпущенного снаряда.

Таблица 7.2. Ошибки, возникающие при метании малого мяча, их причины и способы устранения

Способы устранения

Ошибки, встречающиеся при разбеге

Скованность метателя в предварительной фазе разбега

Слишком быстрое начало разбега, бег на полусогнутых ногах

Повторный, равномерно ускоренный бег 20—30 м высоко на передней части стопы. Левая рука и плечи, двигаются свободно и разноименно, как при обычном беге, кисть со снарядом над правым плечом

Затруднен переход от предварительной фазы разбега к бросковым шагам

Нет постоянства при выполнении предварительной фазы разбега

Многократное выполнение предварительной фазы разбега со своевременным попаданием на контрольную отметку. Первые беговые шаги от стартовой отметки делать одинаковыми по длине

Нарушение ритма бросковых шагов

Нарушены оптимальные длина бросковых шагов и время их выполнения

Для стабилизации ритма бросковых шагов выполнять их по ориентирам с оптимальной скоростью

Излишний наклон туловища назад при первых двух бросковых шагах

Слишком высокое поднимание бедер в беге и расслабление мышц туловища при выполнении отведения снаряда

Нарушение прямолинейного продвижения в бросковых шагах'

Поворот стоп вправо на первых бросковых шагах при отведении снаряда

Отведение снаряда в беге по прямой линии с постановкой стоп по ходу движения

Пассивное продвижение вперед при скрестном шаге

Скрестный шаг выполняется преждевременно, без маха правым бедром

Бег скрестными шагами с отведенной правой рукой с акцентом на вынос правого бедра вперед

Высокий полет в скрестном шаге

Увеличенный мах правой ногой вверх после слишком активного толчка левой

Бег скрестными шагами с акцентом на быструю постановку правой ноги вперед на внешний свод стопы

Несвоевременное сгибание правой руки в локтевом суставе при выполнении скрестного шага

Излишняя закрепощен-ность плечевого пояса, слишком раннее начало финального усилия. Слишком низко опущена правая рука

Удержание кисти с мячом выше плечевого сустава

Левая нога в четвертом бросковом шаге ставится по линии разбега или правее

Левую ногу следует ставить левее линии разбега на расстоянии одной стопы

Ошибки, встречающиеся при выполнении финального усилия

Затруднен переход от разбега к финальному усилию

Во время двух последних бросковых шагов удерживать голову у левого плеча, направив взгляд по ходу разбега. Следить за правильным углом поворота стоп

Бросок осуществляется только одной рукой. Недостаточное выпрямление левой стороны тела

Бросок согнутой рукой

Бросок рукой сбоку

Нарушено прямое направление движения кистью при выполнении броска

Сгибание левой ноги в коленном суставе перед выпуском снаряда

Слишком короткий четвертый бросковый шаг

Ставить левую ногу дальше вперед с пятки, с дальнейшим переходом на всю стопу. Выпускать снаряд в упор через прямую левую ногу

Ошибки, встречающиеся при сохранение равновесия

Выход за дугу после выпуска снаряда

Малое расстояние от постановки левой ноги в четвертом бросковом шаге до линии дуги

Откорректировать контрольную отметку. Своевременно выполнять финальное усилие

Ключевые принципы выполнения броска

Бросок, относящийся к этому виду упражнений, производится несколькими способами: с плеча, из-за головы, с разбега, с места. Этим методам присущи определённая возрастная градация, индивидуальные физические особенности спортсмена, а также различия в весе и размерах самого мяча. Тем не менее есть правила, которые необходимо соблюдать вне зависимости от возраста всем новичкам. В частности, не следует метать мяч, прикладывая к этому максимум усилий.

Нужно помнить, что связки и мышцы ещё не приспособлены к нагрузкам, и в результате неосмысленного подхода это может обернуться травмой. Дальность броска – это главный критерий, согласно которому определяется мастерство спортсмена. Факторов, оказывающих существенное влияние на дальность, насчитывается всего три:

  • Скорость полёта и то, под каким углом был брошен мяч;
  • Высота той точки, где снаряд отрывается от занесённой руки метателя;
  • Воздушная обструкция, иначе говоря сопротивление.

При этом первые два пункта являются решающими. Если упростить эту формулу, она будет означать: чем выше расстояние и меньше времени, тем сильнее ускорение. По этой причине расстояние будет значительно больше, если бросок будет производиться с разбега. Нельзя забывать и про угол полёта – он также играет не последнюю роль при выполнении бросков. Оптимальными же значениями можно назвать угол от 30 до 45 градусов. Однако этой планки можно достичь лишь путём длительных и усердных тренировок.

Метание мяча с места

Этот метод совершения броска характеризуется лишь движением руки спортсмена с метательным ядром. Это действие производится из позиции заведённой за голову над уровнем плеча руки.


Способ реализации броска с места таков:

  • Участник соревнований занимает позицию на исходной черте;
  • Левая нога располагается спереди с опорой на всю стопу, а правая остаётся позади в лёгком сгибе колена;
  • Руку, в которой находится мяч, спортсмен сгибает в локтевом суставе и фиксирует на уровне головы. При этом другая максимально прилегает к корпусу;
  • Вес метающего снаряд постепенно переносится с левой ноги на правую. Торс поворачивается вправо и совсем немного уходит в наклонное положение, при этом рука с мячом заводится назад;
  • Рука с метательным снарядом поднимается ладонью кверху, левая также поднимается до плеча и слегка отводится в сторону;
  • Резким движением правая нога разгибается, а вес при этом полностью переносится на другую. Обе ноги выпрямляются, а тело метающего натягивается как напряжённая струна. Локоть метающей руки задерживается около головы, а взор направлен на траекторию полёта мяча;
  • Атлет совершает бросок под нужным ему углом. Для того чтобы не произошло заступа за контрольную черту, левая нога сгибается, корпус поворачивается в левую сторону, а левая рука отводится назад, чтобы вовремя перескочить с одной ноги на другую.

Эта техника хорошо подходит для формирования у начинающих спортсменов предрасположенности к броскам повышенной дальности, учит основам метания и вырабатывает чувство координации. У новичка не всегда получается совершить дальний бросок с первого раза. Тем не менее с квалифицированным тренером даже на первых порах результат зачастую сможет удовлетворить начинающего атлета.

Бросок с разбега

Разбег осуществляется на специальной спортивной дорожке длиной 20 м. Считается, что в идеале спортсмен должен сделать не более двенадцати шагов: восемь из них – предварительные, оставшиеся пять – заключительные. Однако на практике это зависит от степени подготовки спортсмена, его возраста и весовой категории, иных индивидуальных факторов.


Чтобы технически верно выполнить бросок, необходимо:

  • Держать мяч в момент разбега на уровне груди;
  • Движение нужно начинать с правой ноги, постепенно увеличивая скорость разбега;
  • Во время завершающих шагов верхнюю часть корпуса развернуть в правую сторону. Поднять руку, держащую снаряд, к плечам, и незначительно отвести ее назад;
  • Движение производить скрестным шагом, что вызовет дополнительное напряжение корпуса;
  • Делать основной упор на левую ногу, при этом правая должна быть выпрямлена;
  • Совершить резкий бросок под углом, близким по значению к 45 градусам;
  • Вовремя перескочить с левой ноги на правую, чтобы избежать заступа за черту.

Этот вид метания мяча доступен более опытным спортсменам. Прежде чем приступать к усложнённым броскам, необходимо в достаточной степени натренировать тело.

В ширину коридор представляет собой десятиметровое открытое пространство. Засчитанным бросок признается тогда, когда ядро приземляется в рамках разметки коридора. Параллельными линиями обозначается дорожка для разбега. При этом ширина линий разметки не включается в общую площадь коридора.

Место, куда должен приземлиться метательный снаряд, также отмечается линией белого цвета. Оно обозначает край планки и то расстояние, которое было проделано снарядом при броске. Величина линий разметки входит в пределы зоны, которая ими очерчена. В точках, где линии пересекаются между собой, устанавливаются указатели с отчётливо выделенными цифрами, которые указывают на расстояние от планки.

Дорожки должны быть ровными, совпадающими с уровнем места приземления снаряда. Длина при этом должна соответствовать чётким критериям: не менее 30 м и не превышать 36,5 м. Ширина последних шагов дорожки при этом варьируется от 4 до 8 метров, а оставшаяся часть дорожки равняется 1,25 м. Разбег атлета ограничивается с обеих сторон белыми линиями по 5 см в ширину, которые не входят в ширину самой дорожки. Мяч похож на тот, каким играют в хоккей с мячом, но иногда предпочитают теннисный.

Распространенные ошибки

Ошибок в этом виде спорта не так много, как может показаться на первый взгляд. Тем не менее они встречаются и могут весьма существенно повлиять на результативность броска. Заключаются ошибки в следующем:

  • Излишнее отклонение корпуса тела влево;
  • Левая нога при выполнении броска согнута.

Именно эти два неверных положения влекут значительную потерю скорости, которую набирает спортсмен во время разбега. Вследствие этого на убыль идёт и дальность полёта снаряда. Ещё одной очевидной ошибкой является заступ за контрольную черту. Чтобы избежать заступа, необходимо вовремя перескакивать с опорной левой ноги на правую.

Упражнения для овладения техникой метания мяча

Спортивной ассоциацией разработан план выполнения упражнений, благодаря которым можно освоить технику метания мяча на профессиональном уровне практически с нуля. Вот то, чему учат начинающих спортсменов на занятиях:


Кроме того, что эти упражнения способствуют улучшению мышечного тонуса, они также развивают в начинающем спортсмене соревновательный дух и командную сплочённость. Приступивший к занятиям человек найдёт не только отдушину в виде занимательного вида спорта, но и новых друзей по интересам. Упражнения также можно выполнять самостоятельно, тренируя стойку, но рекомендуется всё же заниматься в спортивной секции со всем необходимым инвентарём.

Нормативы на дальность для детей

ВОЗРАСТ
метателя
Название
дисциплины
МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
9-10 лет Метание на дальность (м) 24 27 32 13 15 17
11-12 лет Метание на дальность (м) 25 28 34 14 18 22
13-15 лет Метание на дальность (м) 30 35 40 18 21 26

Эти характеристики также означают, какой значок отличия получит молодой спортсмен: бронзовый, серебряный или золотой.

Правила безопасности

Несмотря на то что метание гранат считается наименее травмоопасным видом спорта, существуют правила безопасности, которых необходимо неукоснительно придерживаться. В частности:

  • спортсмены, которые занимаются метанием ядра на одной площадке, должны располагаться на безопасном друг от друга расстоянии;
  • броски снарядов не должны осуществляться в кого-либо или навстречу друг другу;
  • спортсменами должна соблюдаться строгая очередность бросков;
  • бросок или подбирание снаряда осуществляются только по команде тренера.

Важно учитывать то, что при недостаточной подготовке спортсмен, решивший самовольно перейти к упражнениям повышенной сложности, рискует получить вывих плечевого сустава. Придерживаясь вышеизложенных правил и рекомендаций тренера, нужно увеличивать нагрузки постепенно, и тогда эта спортивная дисциплина непременно принесёт удовольствие.

Федерации

Всероссийская федерация лёгкой атлетики – это организация, которая занимается продвижением, развитием и популяризацией в СМИ лёгкой атлетики среди юниоров и уже снискавших славу опытных спортсменов. На постоянной основе входила в состав Международной легкоатлетической организации вплоть до ноября 2015 года и Европейской легкоатлетической ассоциации по сей день.

История метания мяча

В Древних Риме и Греции метание мяча являлось распространенной спортивной дисциплиной. Спартанцы вводили этот элемент упражнений в общие тренировки воинов, совершенствуя таким образом их физическую форму, развивая мускулатуру, чувство равновесия. Производились снаряды преимущественно из кожи, а набивкой для них служили в основном сыпучие материалы: семена, зёрна, а также перья и некоторые виды шерсти.


Исследователи небезосновательно полагают, что родоначальником этого вида спорта является учитель гимнастики по имени Атциус. Именно он изготовил из бычьего пузыря первый мяч для метания. Бычий пузырь – это плёнка, снятая с брюшины парнокопытного животного. В древности она служила заменой оконного стекла. Наука этот факт не подтверждает, однако можно отследить историю первого мяча по литературе того времени: он появился задолго до рождения Гомера, ведь последний упоминал этот вид спорта в своих произведениях.

В России для популяризации этой дисциплины многое сделал Пётр Францевич Лесгафт. В 1912 году вышел в свет его труд по физической подготовке школьников. В нём отечественный биолог классифицировал упражнения с мячом и подробно обрисовал техники совершения бросков.

Литература по метанию мяча

Существует немало учебников, посвящённых легкоатлетическим дисциплинам.

Это отнюдь не все книги, посвящённые лёгкой атлетике, однако указаны те, что получили наибольшее количество восторженных отзывов и были проверены временем.

Несмотря на то что спортивная легкоатлетическая федерация включает множество дисциплин, метание мяча занимает отнюдь не последнюю строку в этом списке. Регулярные упражнения не только укрепят, выровняют осанку или скорректируют лёгкие искривления позвоночного столба, но и положительно скажутся на дыхательных путях, общей гибкости. Особенно важно это для детей и тех людей, чья работа сопряжена с долгим сидением за компьютером. Посещение занятий хотя бы несколько раз в неделю позволит избавиться от такого неприятного недуга, как сколиоз. Ведь жизнь – это движение, а движение – это спорт.

normativ-gto-metanie-snaryadov

Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 г.

Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 м в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см. Нижний край обруча находится на высоте 2 м от пола.

Участнику предоставляется право выполнить пять попыток. Засчитывается количество попаданий в площадь, ограниченную обручем.

Ошибка (попытка не засчитывается):

Метание мяча и спортивного снаряда.

Для испытания (теста) используются мяч весом 150 г и спортивные снаряды весом 500 г и 700 г.

Метание мяча и спортивного снаряда проводится на стадионе или любой ровной площадке в коридор шириной 15 м. Длина коридора устанавливается в зависимости от подготовленности участников.

Участник выполняет три попытки. В зачет идет лучший результат. Измерение производится от линии метания до места приземления мяча, спортивного снаряда.

Участники II — IV ступеней комплекса выполняют метание мяча весом 150 г, участники V — VII ступеней комплекса выполняют метание спортивного снаряда весом 700 и 500 г.

Ошибки (попытка не засчитывается):

Техника ме­тания мяча (гранаты)

Для правильного и точного броска не­обходимо правильное держание снаряда.

Гранату держат так, чтобы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. При этом большой палец мо­жет располагаться как вдоль оси гранаты, так и поперек (рис. 1).

Держание гранаты

Рис. 1. Держание гранаты

Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три паль­ца размещены как рычаг, сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку (рис. 2).

Рис. 2. Держание мяча

Для обучения технике держания и вы­брасывания снаряда последовательно исюльзуются следующие упражнения:

  • ноги на ширине плеч, вес тела пре­имущественно на передней части стоп, рука с малым мячом впереди над плечом, согнута в локтевом суставе, свободная опу­щена вниз. Имитация броска последовательным и непрерывным выпрям­лением руки вперед —вверх (без перерыва 8—10 раз). Затем рука продолжает двигаться вниз, в сто­рону, назад и до исходного поло­жения;
  • из того же исходного положе­ния бросить малый мяч в пол и поймать его после отскока;
  • то же, но метание малого мяча в стену, а затем в мишень (круг диаметром 1 м, расположенный на высоте 2,5 м) с расстояния 3 —5 м (рис.3).

Метание мяча в цель

Рис. 3. Метание мяча в цель

Цель этих упражнений — овладеть движением руки хлестообразным рывком, научиться расслаблять мышцы руки, точно про­носить ее над плечом и последовательно выпрямлять вперед — вверх в направлении броска.

Метание мяча с места

К метанию гранаты и мяча с места следует приступать после того, как у занимающихся отработаны и закреплены мышечные движения грудью вперед и хлестообразные движения метающей руки при хорошей опоре на ногах. Эти ощущения создаются при помощи следующих упражнений:

Имитация финального усилия с партнером

Рис. 4. Имитация финального усилия с партнером

Метанию гранаты (мяча) с бросковых шагов

Для отработки данного вида бросков целесообразно выполнять следующие упражнения:

Техника выполне­ния разбега и отведения гранаты (мяча)

Применяются несколько вариантов выполнения бросковых шагов и спосо­бов отведения снаряда. Рассмотрим их.

Технике метания гранаты (мяча) с полного разбега

Для этого применяются следующие упражнения:

  • из исходного положения, стоя лицом по направлению мета­ния, левая нога находится впереди, снаряд — над плечом, произво­дятся подход и попадание левой ногой на контрольную отметку, в сочетании с отведением гранаты (мяча);
  • то же, но с добавлением выполнения скрестного шага;
  • то же, но с выполнением бросков, акцентируя ускорение И ритм бросковых шагов после контрольной отметки и обращая вни­мание на согласованность движений ног, туловища, рук в фазе выполнения финального усилия.

Перечисленные упражнения выполняются с 6 — 8 шагов разбе­га, сначала с небольшой скоростью, а затем, по мере освоения правильных движений, необходимо увеличивать длину и скорость разбега до контрольной отметки. Длина разбега — путь пробегания от контрольной отметки в обратном направлении по отношению к метанию. В исходном положении перед разбегом занимающиеся встают левой ногой на контрольную отметку, граната (мяч) над плечом. Разбег начинается с правой ноги. На месте постановки ноги делается отметка. Повторными пробежками уточняется длина первой части разбега. Затем занимающиеся встают левой ногой на эту отметку лицом по направлению метания и проводят разбег в Целом. Коррекция разбега осуществляется повторными пробежка-Ми без броска и с броском снаряда.

Техника метания гранаты

Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений

Читайте также: