Виктор хара биография кратко самое важное
Обновлено: 05.07.2024
Victor Jara - Plegaria a un Labrador
Виктор Лидио Хара Мартинес (исп. Víctor Lidio Jara Martínez; 28 сентября 1932 - 15 сентября 1973) - чилийский поэт, театральный режиссёр, певец и политический активист, погибший во время военного переворота 1973 года.
Victor Jara - Te Recuerdo Amanda
Виктор Хара родился в семье чилийского крестьянина. Позже его семья перебралась из деревни в трущобы столицы Чили Сантьяго. Мать Виктора умерла, когда ему было пятнадцать, а отец спился. Несмотря на нищету и трудную жизнь в семье, Виктор получил среднее образование. Его мать, неграмотная индианка с юга Чили, очень заботилась о том, чтобы её дети получили настоящее образование. Виктора отправили в католическую школу. Окончив её, он решил стать священником, но в конце концов отказался от этой мысли и сделался актёром. Несколько лет Виктор играл в театре пантомимы и путешествовал по чилийским деревням, собирая народную музыку, а затем поступил в театральную школу, чтобы стать профессиональным актёром. (Его будущая жена Джоан преподавала в этой школе танцы, но поженились они гораздо позже, когда она развелась со своим первым мужем.) Здесь Виктор проявил не только актёрский, но и музыкальный талант и вошел в кружок художников и интеллектуалов, центром которого был поэт Пабло Неруда. Первый большой успех Виктору принесли сборник собранных им и спетых народных песен, записанный вместе с “Cuncumen” - фолк-группой из радикально настроенной молодежи, - а также пьеса “Parecido a la Felicidad” (“Казавшееся счастьем”). Пьеса была настолько популярной, что шла ещё в семи странах Латинской Америки, в частности на Кубе, где Виктор познакомился с Че Геварой. В 1961 году Виктор посетил вместе с “Cuncumen” Советский Союз и европейские страны, входившие в коммунистический блок. В письмах к жене он восхищался стойкостью, с которой русские переносят свою нелёгкую жизнь.
В 1960-е годы Виктор был руководителем Чилийского государственного театра. Он работал главным образом над пьесами других авторов, но в то же время искал способы выразить свою любовь к хранящим традиции чилийским крестьянам и бедноте из трущоб, создавая яркие и жизненные образы этих людей в своем творчестве. Это была возможность отразить на сцене условия, в которых Виктор родился и вырос. Но тем самым он затрагивал и политические проблемы, так как бедняки и индейцы в пьесах других драматургов представали либо безликими, либо отрицательными персонажами. Виктор, естественно, отвергал подобные проявления дискриминации и вопреки всему старался хотя бы на сцене восстановить в правах людей, чьими голосами говорили актёры его театра.
Victor Jara - Luchin
Детство крестьянского сына
Молодость и начало музыкального пути
Коммунисты в Чили
Протестная пора 1960-х
Президент Альенде и противодействие США
Военный переворот. Кровавое убийство на стадионе
Палач ушел от возмездия
После того, как тело Виктора Хары было эксгумировано в июне 2009 г., выяснилось, что его смерть произошла не от пулеметных выстрелов, которые выпустил рядовой Хосе Паредес, а от выстрела из пистолета в голову — то есть, Хару застрелил, скорее всего, лично лейтенант Димтер Бианчи. Но Димтер Бианчи так и не понес заслуженного наказания. В конце 1976 г. Бианчи уволился из вооруженных сил, получил специальность аудитора и работал в Министерстве труда Чили, а сейчас, скорее всего, находился на пенсии — в 2015 году ему исполнилось 65 лет. Когда, узнав место работы Бианчи, туда пришли гражданские активисты с портретом Виктора Хары, он ударил одного из них и убежал по лестнице в служебное помещение.
В июле 2018 года, спустя 45 лет после гибели чилийского поэта и певца Виктора Хары и директора жандармерии Литтре Кироги, виновным в преступлении вынесли окончательный приговор. Восьми из девяти бывших военных дали по 18 лет тюрьмы — 15 за само убийство и 3 по обвинению в похищении обеих жертв, а также обязали выплатить их родственникам более $ 2 млн. Как известно, жена музыканта со дня смерти мужа не переставала добиваться того, чтобы правосудие свершилось.
Детство и юность
Отец с матерью от рассвета до заката пропадали в полях, трудясь на крупных землевладельцев, но значительного дохода это не приносило: денег хватало только на скромное пропитание и кое-какую одежду. Поэтому родители с ранних лет привлекали сыновей и дочерей к работе, но и это не улучшило их положение. Глава семейства не мог прокормить домочадцев, стал часто злоупотреблять алкоголем, а в итоге и вовсе оставил жену с детьми на руках.
Именно от Аманды Виктору передались творческие способности. Женщина виртуозно владела двумя музыкальными инструментами и выступала на местных мероприятиях в качестве исполнительницы народных песен. Кроме того, в отличие от бывшего мужа она настояла на том, чтобы каждый из наследников получил образование и хорошую профессию. Также подогрел в мальчике интерес к искусству и сельский учитель, снимавший комнату в их доме: мужчина научил играть на гитаре.
Из-за несчастного случая (на одну из сестер Мартинес упал котел с кипятком) семья оказалась в Сантьяго, где дети в очередной раз сменили школу, а мать устроилась поваром в дешевый общепит. Впоследствии ей удалось накопить немного денег и открыть маленький трактир для рабочих. Напротив него располагалась винная лавка, где часто выступал Омар Пульгар, ставший очередным наставником Виктора.
Этому чилийцу суждено было стать не только известным певцом, поэтом и музыкантом, но и самой знаковой жертвой режима Аугусто Пиночета. Виктор Хара придерживался левых политических убеждений и стал узником концентрационного лагеря, организованного хунтой Пиночета для сторонников законного президента страны Сальвадора Альенде. Популярность Виктора Хары при жизни была просто фантастической, а после смерти он стал символом сопротивления военному режиму на родине. В Новом Свете того времени его известность, творчество и влияние на народные массы были сравнимы лишь с популярностью Эрнесто Че Гевары и Фиделя Кастро.
Крестьянский сын
Виктор Хара Мартинес появился на свет 28 сентября 1932 года в небольшом чилийском городке Чильян-Вьехо. Родители его были инкилинос – крестьяне, которые батрачили на полях крупных землевладельцев. Отец и мать с самого рассвета отправлялись на работу, но тяжелый труд все равно не приносил семье приличного дохода. Денег хватало лишь на пропитание и самую необходимую одежду. Отец Виктора частенько прикладывался к бутылке, и это не самым лучшим образом влияло на атмосферу в семье.
Шло время, и Виктор стал все четче обозначать сферу своих интересов – в его душе поселилась музыка. Сельский учитель, который арендовал комнату в их доме, познакомил Виктора с гитарой, научил брать аккорды и окунул в песенное творчество. Именно этот человек стал той нитью, которая связала Виктора Хару с богатейшим миром народной культуры Латинской Америки.
Способный ученик
В стремлении к знаниям Виктор Хара был схож с матерью. Несмотря на крестьянскую жизнь, она была грамотной и делала все, чтобы ее дети стали образованными. Вопреки воле отца она отправила их в школу, потому что не хотела обрекать их на жизнь батраков. Виктор быстро стал одним из самых способных учеников, хотя больше всего ему нравилось участвовать в сценках, которые школьники разыгрывали после занятий. Но с этой школой мальчику пришлось попрощаться. На его старшую сестру упал котел с кипятком, и ее отправили на лечение в Сантьяго. Мать забрала детей и поехала с ними в столицу поближе к больной дочери. Там ей удалось устроиться поваром в дешевом ресторане и отдать детей в школу, хотя они по-прежнему помогали ей зарабатывать деньги. Со временем семья накопила достаточно средств, чтобы открыть маленький трактир для рабочих. В соседнем доме располагалась винная лавка, где частенько выступал начинающий музыкант Омар Пульгар. После сельского учителя он стал вторым наставником Виктора в мире музыки.
Путь от счетовода до музыканта
После школы парень поступил в училище, чтобы овладеть профессией счетовода. Но это ремесло ему быстро наскучило, Виктора все больше тянуло к друзьям, которые играли на гитарах и пели. После смерти матери от инсульта ему пришлось уйти из училища, чтобы зарабатывать на жизнь. Его взяли подмастерьем в мастерскую мебели, а в 1950 году Виктор Хара решил поступить в семинарию, чтобы стать священником. Молодой человек искренне верил, что на этой работе он поймет самого себя и будет всегда помогать людям. Но через два года он передумал идти по пути священника. Причина была банальной – Хара не захотел на всю жизнь отказаться от отношений с женщинами.
Его призвали в армию, где он прошел службу в пехотном училище, а после демобилизации Виктор устроился в службу скорой помощи санитаром. Затем его взяли в университетский хор, с участниками которого он поехал на север страны в творческую экспедицию на поиски музыкального фольклора. Вот так и началась его карьера.
Виктор Хара – человек с гитарой
Он понимал, что самодеятельность – не его путь и поступил в 1956 году в театральную школу при Чилийском университете, чтобы стать профессиональным артистом. Там он смог проявить свои незаурядные творческие дарования и стал участником кружка интеллектуалов и художников, куратором которого выступал известный поэт Пабло Неруда. Он-то и стал для Хары одним из основных идейных вдохновителей.
В протестном движении
Обратная сторона славы
Все большая популярность приносила Виктору Харе все новые неприятности. Консервативная пресса обвиняла его в коммунизме и стремлении подорвать основы политического порядка в стране. Во время выступления в одной из элитных школ ученики (дети богачей) начали забрасывать его ручками и прочими школьными принадлежностями в знак протеста против его политической позиции.
Но в 1970 году Сальвадор Альенде все же стал президентом страны, а Виктора Хару провозгласили певцом нового Чили. Концерты и гастроли привели его на Кубу. Вернувшись с Острова Свободы на родину, он с головой окунулся в общественно-политическую жизнь. Но позитивные достижения новой власти быстро отошли в сторону, ведь ситуация в стране продолжала накаляться. В Чили развернулась гражданская война против нового президента и власти. В сложные для государства времена Виктор Хара со своим ансамблем еще больше проникся проблемами простых людей и всеми силами ободрял народные массы.
Кровавое убийство Виктора Хары
Виктор Хара с семьей
Его изрешеченное пулями тело нашли 16 сентября 1973 года в поселке по дороге на стадион. Местные жители долго всматривались в изуродованное лицо, пока одна из женщин не узнала в убитом Виктора Хару. Повторно его опознала жена в морге. После эксгумации останков Виктора в 2009 году эксперты выяснили, что он погиб от выстрела в голову из пистолета, а только потом в него выпустили пулеметную очередь.
Поэт Пабло Неруда сравнил смерть музыканта с убийством поющего соловья. Его песни словно фотоаппарат зафиксировали события в Чили того времени, они выразили дух народных устремлений и всего происходящего, а образ Виктора Хары навсегда остался в сердцах чилийцев. Он верил, что артист раскрывается по-настоящему только когда является частицей своего народа.
ФАКТЫ
Путешествуя по отдаленным чилийским селениям, Виктор Хара интересовался не только фольклором. Он хотел глубже понять стремления и мысли крестьян, чтобы потом передать их в песнях. Он считал, что на сцену должен выходить не сладкоголосый артист, а настоящий труженик, который знает цену хлебу, чтобы зрители ему верили и сопереживали.
Читайте также: