Список произведений мендельсона кратко

Обновлено: 18.05.2024

Феликс Мендельсон сочинял практически во всех жанрах и формах своего времени, общее количество работ композитора превышает 770 произведений. Его музыка была очень популярна в своё время и остаётся такой по сей день. Ниже перечислены основные работы Феликса Мендельсона.

Оркестровые произведения
Симфонии

Симфония № 1 до м инор, соч.11, MWV N13, (1824)
Симфония № 2 си-бемоль мажор (симфония-кантата) "Хвалебная песнь", соч.52, MWV A18 (1840)
Симфония № 3 ля минор "Шотландская", соч.56, MWV N18 (1842)
Симфония № 4 ля мажор "Итальянская", соч.90, MWV N16 (1833)
Симфония № 5 ре-минор "Реформационная", соч.107, MWV N15 (1832)

Оркестровые увертюры
Увертюра "Сон в летнюю ночь" ми-бемоль мажор, соч.21, MWV Р3 (1826/1831)
Увертюра до мажор для духовых инструментов, соч.24, MWV P1 (1826/1838)
Увертюра "Гебриды, или Фингалова пе щера" си минор, соч.26, MWV P7 (1832)
Увертюра "Морская тишь и с частливое плавание" ре мажор, соч.27, MWV P5 (1828/1833/1834)
Увертюра "Сказка о прекрасной Мелузине" ми-бемоль мажор, соч.32, MWV P12 (1833)
Увертюра "Рюи Блаз" до минор, соч.95, MWV P15 (1839)
Увертюра до мажор ("Увертюра с трубами"), соч.101, MWV P2 (1825)
Похоронный марш ля минор для духового оркестра соч.103, MWV P14 (1836)
Марш в ре мажор, соч.108, MWV P16 (1841)

Концерты и концертные работы
Концерт № 1 соль минор для фортепиано и оркестра, соч. 25, MWV O7 (1831)
Блестящее каприччио си минор для фортепиано с оркестром, соч. 22, MWV O8 (1832)
Блестящее рондо ми-бемоль мажор, соч. 29, MWV O10 (1834)
Концерт № 2 ре минор для фортепиано с оркестром, соч. 40, MWV O11 (1837)
Шутливые серенада и аллегро си минор/ре мажор для фортепиано с оркестром, соч. 43, MWV O8 (1838)
Концерт ми минор для скрипки с оркестром, соч. 64, MWV O14 (1844)

Прочие
12 струнных симфоний (1821-1823), и симфоническая пьеса до минор (1823, иногда называется "Струнная симфония № 13")
Похоронный марш ля минор для духового оркестра соч.103, MWV P14 (1836)
Марш ре мажор, соч.108, MWV P16 (1841)

Сочинения для органа
3 прелюдии и фуги до минор, соль мажор, ре минор, соч. 37 (1833-1837)
6 сонат, соч. 65, MWV W56-61 (1839-1944)
Фуга/анданте состенуто фа минор, MWV W26 (1839)
Прелюдия до минор, MWV W28 (1841)
Пассакалья до минор, MWV W7 (1823)
Анданте с вариациями ре мажор, MWV W32 (1844)

Камерная музыка
Блестящее аллегро и анданте дуэт, соч 92, MWV T4 (1841)
Фантазия и вариации на тему "Preciosa" Вебера до минор для двух фортепиано и оркестра (в соавторстве с Игнац Moscheles), WoO 25, MWV O9 (1833)
Соната си-бемоль мажор для виолончели и фортепиано № 1, соч. 45, MWV Q27 (1838?)
Соната ре мажор для виолончели и фортепиано № 2, соч. 58, MWV Q32 (1843?)
Концертная вариации ре мажор для виолончели и фортепиано, соч. 17, MWV Q19(1829)
Песня без слов ре мажор для виолончели и фортепиано, соч. 109, MWV Q34 (1845)
Соната фа минор для скрипки и фортепиано, соч. 4, MWV Q19 (1825)
Трио № 1 (большое) ре минор для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 49, MWV Q29 (1839)
Трио № 2 (второе большое) до минор для скрипки и виолончели, соч. 66, MWV Q33 (1845)
3 квартета для фортепиано и струнных: № 1 до мино р, соч. 1, MWV Q11 (1822); № 2 фа минор, соч. 2 MWV Q13 (1823); № 2 си минор, соч. 3, MWV Q17 (1824-25)
2 концертные пьесы фа минор и ре минор для кларнета, бассетгорна и фортепиано, соч.113,114 MWV Q23,24 (1833)
7 струнных квартетов: си-бемоль мажор, соч. 12 (1829); ля минор, соч. 13 (1827); ре мажор, ми минор и ми-бемоль мажор, соч. 44 (1837-1938); фа минор, соч. 80 (1847); 4 пьесы соч. 81 (1827-1947)
2 Струнных квинтета ля мажор, соч. 18 MWV R21 (1831) и си-бемоль мажор, соч. 87, MWV R33 (1845)
Секстет ре мажор с фортепиано, соч. 110 (1824)
Октет ми-бемоль мажор для 4 скрипки, 2 альтов и 2 виолончелей, соч. 20 (1825).

Опера
"Свадьба Камачо", соч. 10, MWV L5 (1825)
"Возвращение с чужбины", соч. 89, MWV L5 (1829)
"Лорелея", соч 98, MWV L7 (незавершена)

Музыка к театральным постановкам
"Антигона" (Софокл), соч. 55, MWV M12 (1841)
"Сон в летнюю ночь" (Шекспир), соч. 61, MWV M13 (1841)
"Аталия" (Ж.Расин), соч. 74. MWV M16 (1845)
"Эдип в Колоне" (Софокл), соч. 93, MWV M14 (1845)
"Рюи Блаз" (В.Гюго), MWV M11 (1839)

Песни для голоса и фортепиано
12 песен, соч. 8 (слова Ф. Грильпарцера, И. Г. Фосса, И. В. Гёте, Л. К. Г. Хёльти и др.) (1830)
12 песен, соч. 9 (слова Г. Гейне, Фосса, Клингемана, Т. Мура, Уланда, Фаллерслебена) (1829)
6 песен соч. 19 (слова Гейне, Э. Эберта, Ульриха ф. Лихтенштейна) (1830-1834)
6 песен соч. 34 (слова Гейне, Гёте, Клингемана, Эберта) (1834-1837)
6 песен соч. 47 (слова Гейне, Клингемана, Ленау, Тика) (1839)
6 песен соч. 57 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, народные слова) (1837-41)
6 песен соч. 71 (слова Клингемана, Ленау, Фаллерслебена, Эйхендорфа) (1841-47)
3 песни соч. 84 (слова Клингемана и др.) (1831-39)
6 песен соч. 86 (слова Гёте, Гейне, Гейбеля, Клингемана и др.) (1826-47)
6 песен соч. 99 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа и др.) (1841-45)
6 вокальных дуэтов с фортепиано соч. 63 (слова Гейне, Бёрнса. Клингемана, Фаллерслебена (1836-1844)
3 вокальных дуэтов с фортепиано соч. 77 (слова В. Гюго, Уланда, Фаллерслебена) (1836-1947)

Оратория
оратория "Павел", соч. 36, MWV A14 (1836)
оратория "Илия", соч. 70, MWV A25 (1846)
оратория "Христос", соч. 97, MWV A26 (незавершенная)

Светские и духовные работы для солистов, хора и инструментов
кантата "Ты Пётр" (Tu es Petrus), соч.111, MWV A4 (1827)
кантата "Христос, Агнец Божий" (Christe, du Lamm Gottes), MWV A5 (1827)
кантата "Чело в крови и ранах" (O Haupt voll Blut und Wunden) MWV A8 (1830)
кантата рождественская история "С небес спускаюсь я на землю" (Vom Himmel hoch, da komm ich her) MWV A10 (1831) и A22 (1843)
Псалмы соч. 31 (1830), соч.42 (1837), соч. 46 (1841), соч.51 (1839), соч.91 (1843)
6 мотетов, соч. 79 (1843-1946)
3 гимна, соч. 69 (1847)
кантата "Вальпургиева ночь", соч. 60, MWV D3 (1831/1845)
кантата "Праздничные песни", соч.68, MWV D6 (1846)

Работы для солистов, вокальных ансамблей и хора "а капелла":
соч. 41, 48, 50, 59, 63, 75, 76, 77, 79, 88, 100, 116, 120, составленные 1834-1847, на слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, Гейне, Платена, Хёльти, Гюго, Бёрнса, Клингемана, Фаллерслебена и др.

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) — немецкий композитор, пианист, дирижёр, педагог еврейского происхождения.

Закончив университет, Мендельсон отправляется в гастрольную поездку по Европе, дирижируя оркестрами, исполнявшими его произведения (Шотландия, Италия, Франция, Англия).

Умер Мендельсон в Лейпциге от кровоизлияния в мозг, вернувшись после напряженных гастролей по Англии.

Мендельсон – типичный представитель немецкого романтизма в музыке. Отличительная черта всех его музыкальных произведений, необычайно ясных и простых по своей форме - особая мелодичность и сентиментальность.

Заслугой Мендельсона явилось и то, что он разыскал многие произведения И. С. Баха, опубликовал и добился их исполнения.

Произведения Мендельсона-Бартольди

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Феликса Мендельсон-Бартольди, просьба сообщить об этом администрации сайта.

Феликс Мендельсон-Бартольди / Felix Mendelssohn Bartholdy

Симфонические произведения (всего 14)

Произведения для фортепиано с оркестром

Capriccio brillant для фортепиано с оркестром h-moll op. 22 (1832)
Первый концерт для фортепиано с оркестром g-moll op. 25 (1831)
Rondo brillant для фортепиано с оркестром Es-dur op. 29 (1834)
Второй концерт для фортепиано с оркестром d-moll op. 40 (1837)
Серенада и Allegro giocoso для фортепиано с оркестром ор. 43 (1838)

Произведения для скрипки с оркестром

Фортепианные произведения (всего 30 сборников)

Органные произведения (всего 13)

3 прелюдии и фуги ор. 37 (1833—1837)
6 сонат ор. 65 (1839—1844)

Хоровые произведения (более 25)

Музыка для сцены (всего 8 произведений)

Камерно-инструментальные произведения (более 20)

Октет Es-dur op. 20 (1825)
Фортепианное трио d-moll op. 49 (1839)
Фортепианное трио c-moll op. 66 (1845)
7 струнных квартетов

Вокальные произведения

Более 80 песен для голоса с сопровождением фортепиано
Около 10 произведений для голоса с сопровождением органа
Около 60 вокальных ансамблей

акварельный портрет на чистом фоне молодого человека с темными кудрявыми волосами, лицом к зрителю: одетый в модную одежду 1830-х годов, темный пиджак с бархатным воротником, черный шелковый галстук, высокий воротник, белый жилет

(Примечание: в список включены произведения, опубликованные посмертно и номера опусов после смерти композитора. Только номера опусов от 1 до 72 были присвоены Мендельсоном, более поздние - издателями. Следовательно, порядковый номер опуса не всегда соответствует порядку сочинения). Мендельсон-Веркверцайхнис классификационный код (MWV).

Работает с номером опуса, присвоенным Мендельсоном

Опп. 1–20

Опп. 21–40

  • Соч. 21 год, Сон в летнюю ночь, Увертюра для оркестра ми мажор (1826) (MWV P 3)
  • Соч. 22, Блестящее каприччио си минор для фортепиано с оркестром (1832) (MWV O 8)
  • Соч. 23, 3 Священные пьесы для солистов, хора и органа
    • № 1 Aus tiefer Not schrei 'ich zu dir (MWV B 20)
    • № 2 Аве Мария (MWV B 19)
    • № 3 Mitten wir im Leben sind mit dem Tod umfangen (MWV B 21)
    • № 1 Анданте эспрессиво ми-бемоль мажор (MWV U 103)
    • № 2 Аллегро ди мольто си-бемоль минор (MWV U 77)
    • № 3 Adagio non troppo ми мажор (MWV U 104)
    • № 4 Agitato e con fuoco си минор (MWV U 98)
    • № 5 Andante Grazioso ре мажор (MWV U 97)
    • № 6 Allegretto tranquillo фа-диез минор ("Venezianisches Gondellied" или "Венецианская лодочная песня № 2)" (MWV U 110)
    • No. 1 Каприс ля минор (MWV U 99)
    • No. 2 Каприс ми мажор (MWV U 112)
    • No. 3 Каприс си-бемоль минор (MWV U 95)
    • № 1 "Minnelied: Leucht't heller als die Sonne" (MWV K 80)
    • № 2 "Auf Flügeln des Gesanges"(MWV K 86)
    • № 3 "Frühlingslied: Es brechen im schallenden Reigen" (MWV K 89)
    • № 4 "Suleika: Ach, um deine feuchten Schwingen" (MWV K 92)
    • № 5 "Sonntagslied: Ringsum erschallt in Wald und Flur" (MWV K 84)
    • № 6 "Reiselied: Der Herbstwind rüttelt die Bäume" (MWV K 90)
    • No. 1 Прелюдия и фуга ми минор (MWV U 116, MWV U 66)
    • No. 2 Прелюдия и фуга ре мажор (MWV U 129, MWV U 105)
    • No. 3 Прелюдия и фуга си минор (MWV U 131, MWV U 91)
    • No. 4 Прелюдия и фуга ля-бемоль мажор (MWV U 122, MWV U 108)
    • No. 5 Прелюдия и фуга фа минор (MWV U 126, MWV U 106)
    • No. 6 Прелюдия и фуга си-бемоль мажор (MWV U 135, MWV U 128)
    • No. 1 Прелюдия и фуга до минор (MWV W 21, MWV W 18)
    • No. 2 Прелюдия и фуга соль мажор (MWV W 22, MWV W 20)
    • No. 3 Прелюдия и фуга ре минор (MWV W 23, MWV W 13)
    • № 1 Con moto ми-бемоль мажор (MWV U 121)
    • № 2 Allegro non troppo до минор (MWV U 115)
    • № 3 Presto e molto vivace ми мажор (MWV U 107)
    • № 4 Анданте ля мажор (MWV U 120)
    • № 5 Агитато ля минор (MWV U 137)
    • № 6 Andante con moto ля-бемоль мажор ("Дуэт") (MWV U 119)
    • No. 1 Veni, Domine (MWV B 24)
    • No. 2 Laudate pueri (MWV B 30)
    • № 3 Surrexit Pastor (MWV B 23)

    Опп. 41–60

    Опп. 61–72

    Произведения с посмертным присвоением номера опуса

    Опп. 73–80

    Опп. 81–100

    Опп. 101–121

    Работает с номерами WoO

    WoO 1 - 10

    • WoO 1, Этюд фа минор для фортепиано (1826) (MWV U 125)
    • WoO 2, Скерцо си минор для фортепиано (1829) (MWV U 69)
    • WoO 3, Скерцо а каприччио фа-диез минор для фортепиано (1835/36) (MWV U 113)
    • WoO 4, 2 романса, голос и фортепиано (1833/34)
      • № 1 Не будет дочерей красоты, 1833 (MWV K 76)
      • № 2 Солнце бессонных, 1834 г. (MWV K 85)

      WoO 11 - 20

      • WoO 11, 3 народные песни
        • № 1 Wie kann ich froh und lustig sein? (MWV J 1)
        • № 2 Abendlied (MWV J 2)
        • № 3 Wasserfahrt (MWV J 3)
        • № 1 Lass ', o Herr, mich Hülfe finden
        • № 2 Хоровой. Gebet erhöre из Deines Kind
        • № 3 Herr, wir trau'n auf deine Güte
        • № 1 Das Waldschloss (MWV K 87)
        • № 2 Pagenlied (MWV K 75)
        • № 1 Ich hör 'ein Vöglein (А. Бёттгер, 1841) (MWV K 107)
        • № 2 Todeslied der Bojaren (К. Иммерманн, 1834 г.) (MWV K 68)

        WoO 21–29

        • WoO 21, Nachtgesang, для четырех мужских голосов (1842) (MWV G 29)
        • WoO 22, Die Stiftungsfeier, для четырех мужских голосов (1842) (MWV G 32)
        • WoO 23, Des Mädchens Klage, песня (MWV K 25)
        • WoO 24, Кайри Элейсон (1846) (MWV B 57/1)
        • WoO 25, Концертный дуэт, вариации на Карл Мария фон ВеберМарш 'La Preciosa' для двух фортепиано (1833) (MWV O 9)
        • WoO 26, Ehre sei Gott in der Höhe (1846)
        • WoO 27, Хайлиг для хора (MWV B 47 такой же, как MWV B 57/2)
        • WoO 28, Псалом 100 Jauchzet dem Herrn, alle Welt для хора (1844) (MWV B 45)
        • WoO 29, Te Deum (1832) (MWV B 25)

        Работает без опуса или номера WoO

        • Трио для фортепиано, скрипки и альта до минор (1820) (MWV Q 3) (1820) (MWV Q 7)
        • Die Soldatenliebschaft, зингшпиль, (1820) (MWV L 1)
        • 19 пьес (плюс несколько фрагментов) для органа (1820/45)
        • Симфония для струнных No. 1 до мажор: И. Аллегро, И. Анданте, III. Аллегро (1821) (MWV N 1)
        • Симфония для струнных No. 2 ре мажор: И. Аллегро, И. Анданте, III. Аллегро виваче (1821) (MWV N 2)
        • Симфония для струнных No. 3 ми минор: I.Allegro di molto, II. Andante, III. Allegro (1821) (MWV N 3)
        • Симфония для струнных No. 4 до минор: И. Граве-Аллегро, И. Анданте, III. Аллегро (1821) (MWV N 4)
        • Симфония для струнных No. 5 си-бемоль мажор: I.Allegro di molto, II. Andante, III.Allegro (1821) (MWV N 5)
        • Симфония для струнных No. 6 ми-бемоль мажор: И. Аллегро, II. Менуэтто, III. Престиссимо (1821) (MWV N 6)
        • Фортепианный квартет ре минор (1821) (MWV Q 10)
        • 17 фуг для струнного квартета (1821) (MWV R 1-MWV R 17, некоторые неполные)
        • Die beiden Pädagogen, зингшпиль, (1821) (MWV L 2)
        • Симфония для струнных No. 7 ре минор: I.Allegro, II. Andante amorevole, III. Menuetto, IV. Allegro molto (1822) (MWV N 7)
        • Симфония для струнных No. 8 ре мажор: I.Adagio e Grave-Allegro, II. Adagio, III. Menuetto, IV. Allegro molto (1822) (MWV N 8) (1822) (MWV O 2) (1822) (MWV O 3)
        • Die wandernden Komödianten, зингшпиль, (1822) (MWV L 3)
        • Симфония для струнных No. 9 до мажор: I. Grave-Allegro, II. Andante, III.Scherzo, IV. Allegro vivace (1823) (MWV N 9)
        • Симфония для струнных No. 10 си минор (1823) (MWV N 10)
        • Симфония для струнных No. 11 фа мажор: I.Adagio-Allegro molto, II.Scherzo comodo. Schweizerlied, III. Adagio, IV. Menuetto. Аллегро модерато, В. Аллегро молто (1823) (MWV N 11)
        • Симфония для струнных № 12 соль минор: I.Fuga. Могила-Аллегро, II Анданте, III Аллегро молто (1823) (MWV N 12)
        • Часть "Симфония-зац" (Симфония для струнных № 13) до минор (1823 г.) (MWV N 14)
        • Концерт для скрипки, фортепиано и струнных ре минор (1823) (MWV O 4) (1823) (MWV O 5) (1823) (MWV R 18)
        • Der Onkel aus Boston, или Die Beiden Neffen, зингшпиль, (1823) (MWV L 4) (1823/24) (MWV Q 14) (1824) (MWV O 6) (1824) (MWV Q 15) (1835) [4] (MWV Q 25) (1838) (MWV Q 26) (изд. / Изд. Иегуди Менухин, 1953)

        Утраченные работы

        • 3 Kindersymphonien (два выступали в Берлине, в канун Рождества 1827 и 1828 годов, и одно неизвестного датирования, которое сейчас утеряно)

        По жанрам

        Вокал

        Оперы

        ЗавершениеЗаголовокЖанрДлинаПремьераЛибретто
        1820Die SoldatenliebschaftЗингшпиль1 акт11 декабря 1820 г., частное представление, БерлинИоганн Людвиг Каспер, в честь неизвестного либреттиста
        1821Die beiden PädagogenЗингшпиль1 акт15 марта 1821 г., частное представление, Берлин.Иоганн Людвиг Каспер, после Эжен Скриб
        1822Die wandernden KomödiantenЗингшпиль1 акт8 марта 1822 г., частное представление, Берлин.Иоганн Людвиг Каспер, после Луи-Бенуа Пикар
        1823Der Onkel aus Boston, или Die Beiden NeffenЗингшпиль3 действия7 февраля 1824 г., частное представление, Берлин.Иоганн Людвиг Каспер, в честь неизвестного либреттиста
        1825Die Hochzeit des Camacho, Соч. 10Зингшпиль2 действия29 апреля 1827 г., Шаушпильхаус, БерлинФридрих Фойгтс после Людвиг Тикперевод Мигель де Сервантес
        1829Die Heimkehr aus der Fremde, Соч. 89Лидершпиль1 акт26 декабря 1829 г., частное представление, Берлин, 10 апреля 1851 г. ЛейпцигКарл Клингеманн
        1847Die Loreley, Соч. 98 только фрагмент: финал первого акта и хор виноделов8 сентября 1852 г., Ратуша, БирмингемЭмануэль Гейбель

        Музыкальное сопровождение

        • Антигона, Соч. 55 (1841), сказители, солисты, двойной мужской хор и оркестр
        • Сон в летнюю ночь, Соч. 61 (1843), солисты, женский хор и оркестр.
        • Атали, Соч. 74 (1845), сказители, солисты, двойной хор и оркестр
        • Эдип в Колоносе, Соч. 93 (1845), сказители, солисты, двойной мужской хор и оркестр

        Оратории

          , Соч. 36 (1836) , Соч. 70 (1846)
        • Christus, Соч. 97 (незавершенный) (1847)

        Хоральные кантаты

        Мендельсон написал несколько хоральные кантаты, несколько на Лютеранские гимны:

        http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer13/Rublov10.jpg

        Феликс Мендельсон - один из лучших композиторов 19-го века, современники сравнивали его музыкальное дарование с талантом Моцарта, что было вполне заслужено, много ли произведений широко звучат сегодня, написанные 16-17 юношей? А у Мендельсона таких произведений не одно. Светлая, примиряющая музыка является отличительной чертой Мендельсона, не только как композитора, но и как человека-эстета. Внешняя простота и прямолинейность его исключительного мелодизма наполнена редким по богатству внутренним содержанием, а высокий искренний романтизм поразительно сочетается с неповторимой глубиной.

        1. Скрипичный концерт ми минор, соч.64 (1844)
        Любим аудиторией, входит в стандартный классический репертуар исполнителей и является одним из самых исполняемых на концертных площадках во всём мире. Как сказал знаменитый скрипач Йозеф Иоахим: "У немцев есть четыре скрипичных концерта. Величайший и самый бескомпромиссный - Бетховена , один концерт Брамса соперничает с ним в серьезности. Самый богатый и соблазнительный написан Максом Брухом. Но самым душевным, жемчужиной сердца, является концерт Мендельсона."


        2. Симфония № 4 ля мажор "Итальянская", соч. 90 (1833)
        Симфония № 4 стала результатом путешествия молодого Мендельсона по Европе в 1829-1832, на её написание его вдохновила Италия.

        Композитор в симфонии передаёт свои личные впечатления от искусства, природы и людей Италии, в симфонии звучат сцены итальянской жизни, заканчивается стремительными народными танцами - сальтарелло и тарантелла. Хотя эта симфония является одной из его самых известных его работ, она никогда не была опубликована при его жизни.


        3. На крыльях песни, соч.34/2 (1835)
        34-й опус Мендельсона включает шесть песен для голоса и фортепиано , написанных приблизительно в 1834–1836. Это был насыщенный и сложный период в жизни композитора - переезд в Лейпциг, смерть отца, работа над ораторией "Павел", встреча со своей будущей женой. Самым известным романсом опуса, да и возможно из всех песен Мендельсона является № 2 - "На крыльях песни". Текст Генриха Гейне под прекрасную мелодию повествует о мечтах влюблённых о ночном саде, с яркими душистыми цветами и журчанием волн. В песне видны благородство и уравновешенность внутреннего мира композитора.


        4. Фортепианное трио № 1 ре минор, соч. 49 (1839)
        Это первое из двух фортепианных трио Мендельсона и возможно его самая известная камерная композиция. Трио - воплощение противоположности, с одной стороны, оно знаменито своим лиризмом, с другой стороны, наполнено энергией, несколько раз сила и текстура перерастают в почти оркестровые пропорции. Этот гибкий и прекрасно построенный баланс противоположностей и делает искусство Мендельсона таким прекрасным, "легким" и естественным.


        5. Оратория "Илия" соч.70 (1846)
        Если музыку сравнивать с водой (погружение в тихое озеро или в буйную полноводную реку), то ораторию Мендельсона "Илия" можно сравнить только с океаном, такой мощью веет от неё. Обе написанные композитором оратории - "Павел" и "Илия" широко исполнялись при его жизни и какое-то время после смерти. Именно они проявляют глубину, сложность и духовную основу Мендельсона.


        6. Увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера" си минор, соч. 26 (1832)
        Концертную увертюру "Гебриды" Мендельсон написал после посещения побережья Шотландии в 1829. Используя в ней модальные гармонии, автор пробуждает древние чувства, рисуя живописные картины дыхания моря. По мнению доктора искусствоведения В.Д. Конен, "Гебриды" - самая яркая из шести увертюр Мендельсона, которые вообще заложили традицию увертюры как особого жанра программной симфонической музыки: "Северный морской пейзаж вначале трактован композитором элегически. Но постепенно музыка приобретает драматизм и динамичность".


        7. Рондо-Каприччиозо ми мажор соч.14 (1824-1830)
        Первый вариант этой пьесы для сольного фортепиано был написан в 1824 году, окончательный в 1830 как подарок знакомому пианисту. Работа состоит из двух частей: начинается с элегантного Andante и вскоре прогрессирует в ритмическое Presto, которое продолжается до конца. Мендельсон использует весь динамический диапазон фортепиано, интересно и выразительно сопоставляя контрастные пианиссимо и фортиссимо, за это пользуется любовью многих пианистов.


        8. Песни без слов (1829-1845)
        "Песни без слов" занимают центральное место в многообразном творчестве Мендельсона. Композитор обращался к этой форме коротких лирических пьес на протяжении всей своей творческой жизни: все 48 песен собраны в 8 тетрадей по 6 пьес в каждой, первая тетрадь начата 20-летним композитором, последняя завершена через 16 лет, за 2 года до смерти. Песни внесли новую традицию и новые средства выразительности для фортепиано и были доступны музыкально образованному любителю. При всей простоте и скромности "Песни без слов" Мендельсона вошли в историю мировой музыки как один из выдающихся памятников лирического искусства 19-го века .


        9. Струнный октет ми-бемоль мажор, соч.20 (1825)
        Ещё одна работа раннего Мендельсона, когда он в свои 16 лет сочинил этот октет, ещё были живы Бетховен, Шуберт , Вебер, этим шедевром Мендельсон чётко подтвердил своё право стоять в одном ряду с такими знаменитыми коллегами. Октет поистине симфонического масштаба, сушествуют его оркестровые переложения и он является мостом между камерными и оркестровым работами Мендельсона.


        10. "Свадебный марш" из музыки к комедии "Сон в летнюю ночь" соч.61 (1842)
        "Свадебный марш" далеко не самая сильная музыка Мендельсона, но волею судеб он стал самой известной и самой исполняемой его работой в мире. Впервые по своему прямому назначению он прозвучал в 1847 году, а популярным стал в 1858 после свадьбы английской принцессы Виктории и принца Фридриха III, будущего императора (кайзера) Германии.
        Хочется пожелать всем, для кого ещё персонально не звучал этот марш, услышать его, а тем, кто уже слышал, сохранить те чувства, которые связывали два любящих сердца во время его звучания.

        Читайте также: