Список произведений мендельсона кратко
Обновлено: 18.05.2024
Феликс Мендельсон сочинял практически во всех жанрах и формах своего времени, общее количество работ композитора превышает 770 произведений. Его музыка была очень популярна в своё время и остаётся такой по сей день. Ниже перечислены основные работы Феликса Мендельсона.
Оркестровые произведения
Симфонии
Симфония № 1 до м инор, соч.11, MWV N13, (1824)
Симфония № 2 си-бемоль мажор (симфония-кантата) "Хвалебная песнь", соч.52, MWV A18 (1840)
Симфония № 3 ля минор "Шотландская", соч.56, MWV N18 (1842)
Симфония № 4 ля мажор "Итальянская", соч.90, MWV N16 (1833)
Симфония № 5 ре-минор "Реформационная", соч.107, MWV N15 (1832)
Оркестровые увертюры
Увертюра "Сон в летнюю ночь" ми-бемоль мажор, соч.21, MWV Р3 (1826/1831)
Увертюра до мажор для духовых инструментов, соч.24, MWV P1 (1826/1838)
Увертюра "Гебриды, или Фингалова пе щера" си минор, соч.26, MWV P7 (1832)
Увертюра "Морская тишь и с частливое плавание" ре мажор, соч.27, MWV P5 (1828/1833/1834)
Увертюра "Сказка о прекрасной Мелузине" ми-бемоль мажор, соч.32, MWV P12 (1833)
Увертюра "Рюи Блаз" до минор, соч.95, MWV P15 (1839)
Увертюра до мажор ("Увертюра с трубами"), соч.101, MWV P2 (1825)
Похоронный марш ля минор для духового оркестра соч.103, MWV P14 (1836)
Марш в ре мажор, соч.108, MWV P16 (1841)
Концерты и концертные работы
Концерт № 1 соль минор для фортепиано и оркестра, соч. 25, MWV O7 (1831)
Блестящее каприччио си минор для фортепиано с оркестром, соч. 22, MWV O8 (1832)
Блестящее рондо ми-бемоль мажор, соч. 29, MWV O10 (1834)
Концерт № 2 ре минор для фортепиано с оркестром, соч. 40, MWV O11 (1837)
Шутливые серенада и аллегро си минор/ре мажор для фортепиано с оркестром, соч. 43, MWV O8 (1838)
Концерт ми минор для скрипки с оркестром, соч. 64, MWV O14 (1844)
Прочие
12 струнных симфоний (1821-1823), и симфоническая пьеса до минор (1823, иногда называется "Струнная симфония № 13")
Похоронный марш ля минор для духового оркестра соч.103, MWV P14 (1836)
Марш ре мажор, соч.108, MWV P16 (1841)
Сочинения для органа
3 прелюдии и фуги до минор, соль мажор, ре минор, соч. 37 (1833-1837)
6 сонат, соч. 65, MWV W56-61 (1839-1944)
Фуга/анданте состенуто фа минор, MWV W26 (1839)
Прелюдия до минор, MWV W28 (1841)
Пассакалья до минор, MWV W7 (1823)
Анданте с вариациями ре мажор, MWV W32 (1844)
Камерная музыка
Блестящее аллегро и анданте дуэт, соч 92, MWV T4 (1841)
Фантазия и вариации на тему "Preciosa" Вебера до минор для двух фортепиано и оркестра (в соавторстве с Игнац Moscheles), WoO 25, MWV O9 (1833)
Соната си-бемоль мажор для виолончели и фортепиано № 1, соч. 45, MWV Q27 (1838?)
Соната ре мажор для виолончели и фортепиано № 2, соч. 58, MWV Q32 (1843?)
Концертная вариации ре мажор для виолончели и фортепиано, соч. 17, MWV Q19(1829)
Песня без слов ре мажор для виолончели и фортепиано, соч. 109, MWV Q34 (1845)
Соната фа минор для скрипки и фортепиано, соч. 4, MWV Q19 (1825)
Трио № 1 (большое) ре минор для фортепиано, скрипки и виолончели, соч. 49, MWV Q29 (1839)
Трио № 2 (второе большое) до минор для скрипки и виолончели, соч. 66, MWV Q33 (1845)
3 квартета для фортепиано и струнных: № 1 до мино р, соч. 1, MWV Q11 (1822); № 2 фа минор, соч. 2 MWV Q13 (1823); № 2 си минор, соч. 3, MWV Q17 (1824-25)
2 концертные пьесы фа минор и ре минор для кларнета, бассетгорна и фортепиано, соч.113,114 MWV Q23,24 (1833)
7 струнных квартетов: си-бемоль мажор, соч. 12 (1829); ля минор, соч. 13 (1827); ре мажор, ми минор и ми-бемоль мажор, соч. 44 (1837-1938); фа минор, соч. 80 (1847); 4 пьесы соч. 81 (1827-1947)
2 Струнных квинтета ля мажор, соч. 18 MWV R21 (1831) и си-бемоль мажор, соч. 87, MWV R33 (1845)
Секстет ре мажор с фортепиано, соч. 110 (1824)
Октет ми-бемоль мажор для 4 скрипки, 2 альтов и 2 виолончелей, соч. 20 (1825).
Опера
"Свадьба Камачо", соч. 10, MWV L5 (1825)
"Возвращение с чужбины", соч. 89, MWV L5 (1829)
"Лорелея", соч 98, MWV L7 (незавершена)
Музыка к театральным постановкам
"Антигона" (Софокл), соч. 55, MWV M12 (1841)
"Сон в летнюю ночь" (Шекспир), соч. 61, MWV M13 (1841)
"Аталия" (Ж.Расин), соч. 74. MWV M16 (1845)
"Эдип в Колоне" (Софокл), соч. 93, MWV M14 (1845)
"Рюи Блаз" (В.Гюго), MWV M11 (1839)
Песни для голоса и фортепиано
12 песен, соч. 8 (слова Ф. Грильпарцера, И. Г. Фосса, И. В. Гёте, Л. К. Г. Хёльти и др.) (1830)
12 песен, соч. 9 (слова Г. Гейне, Фосса, Клингемана, Т. Мура, Уланда, Фаллерслебена) (1829)
6 песен соч. 19 (слова Гейне, Э. Эберта, Ульриха ф. Лихтенштейна) (1830-1834)
6 песен соч. 34 (слова Гейне, Гёте, Клингемана, Эберта) (1834-1837)
6 песен соч. 47 (слова Гейне, Клингемана, Ленау, Тика) (1839)
6 песен соч. 57 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, народные слова) (1837-41)
6 песен соч. 71 (слова Клингемана, Ленау, Фаллерслебена, Эйхендорфа) (1841-47)
3 песни соч. 84 (слова Клингемана и др.) (1831-39)
6 песен соч. 86 (слова Гёте, Гейне, Гейбеля, Клингемана и др.) (1826-47)
6 песен соч. 99 (слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа и др.) (1841-45)
6 вокальных дуэтов с фортепиано соч. 63 (слова Гейне, Бёрнса. Клингемана, Фаллерслебена (1836-1844)
3 вокальных дуэтов с фортепиано соч. 77 (слова В. Гюго, Уланда, Фаллерслебена) (1836-1947)
Оратория
оратория "Павел", соч. 36, MWV A14 (1836)
оратория "Илия", соч. 70, MWV A25 (1846)
оратория "Христос", соч. 97, MWV A26 (незавершенная)
Светские и духовные работы для солистов, хора и инструментов
кантата "Ты Пётр" (Tu es Petrus), соч.111, MWV A4 (1827)
кантата "Христос, Агнец Божий" (Christe, du Lamm Gottes), MWV A5 (1827)
кантата "Чело в крови и ранах" (O Haupt voll Blut und Wunden) MWV A8 (1830)
кантата рождественская история "С небес спускаюсь я на землю" (Vom Himmel hoch, da komm ich her) MWV A10 (1831) и A22 (1843)
Псалмы соч. 31 (1830), соч.42 (1837), соч. 46 (1841), соч.51 (1839), соч.91 (1843)
6 мотетов, соч. 79 (1843-1946)
3 гимна, соч. 69 (1847)
кантата "Вальпургиева ночь", соч. 60, MWV D3 (1831/1845)
кантата "Праздничные песни", соч.68, MWV D6 (1846)
Работы для солистов, вокальных ансамблей и хора "а капелла":
соч. 41, 48, 50, 59, 63, 75, 76, 77, 79, 88, 100, 116, 120, составленные 1834-1847, на слова Гёте, Уланда, Эйхендорфа, Гейне, Платена, Хёльти, Гюго, Бёрнса, Клингемана, Фаллерслебена и др.
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) — немецкий композитор, пианист, дирижёр, педагог еврейского происхождения.
Закончив университет, Мендельсон отправляется в гастрольную поездку по Европе, дирижируя оркестрами, исполнявшими его произведения (Шотландия, Италия, Франция, Англия).
Умер Мендельсон в Лейпциге от кровоизлияния в мозг, вернувшись после напряженных гастролей по Англии.
Мендельсон – типичный представитель немецкого романтизма в музыке. Отличительная черта всех его музыкальных произведений, необычайно ясных и простых по своей форме - особая мелодичность и сентиментальность.
Заслугой Мендельсона явилось и то, что он разыскал многие произведения И. С. Баха, опубликовал и добился их исполнения.
Произведения Мендельсона-Бартольди
На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Феликса Мендельсон-Бартольди, просьба сообщить об этом администрации сайта.
Симфонические произведения (всего 14)
Произведения для фортепиано с оркестром
Capriccio brillant для фортепиано с оркестром h-moll op. 22 (1832)
Первый концерт для фортепиано с оркестром g-moll op. 25 (1831)
Rondo brillant для фортепиано с оркестром Es-dur op. 29 (1834)
Второй концерт для фортепиано с оркестром d-moll op. 40 (1837)
Серенада и Allegro giocoso для фортепиано с оркестром ор. 43 (1838)
Произведения для скрипки с оркестром
Фортепианные произведения (всего 30 сборников)
Органные произведения (всего 13)
3 прелюдии и фуги ор. 37 (1833—1837)
6 сонат ор. 65 (1839—1844)
Хоровые произведения (более 25)
Музыка для сцены (всего 8 произведений)
Камерно-инструментальные произведения (более 20)
Октет Es-dur op. 20 (1825)
Фортепианное трио d-moll op. 49 (1839)
Фортепианное трио c-moll op. 66 (1845)
7 струнных квартетов
Вокальные произведения
Более 80 песен для голоса с сопровождением фортепиано
Около 10 произведений для голоса с сопровождением органа
Около 60 вокальных ансамблей
(Примечание: в список включены произведения, опубликованные посмертно и номера опусов после смерти композитора. Только номера опусов от 1 до 72 были присвоены Мендельсоном, более поздние - издателями. Следовательно, порядковый номер опуса не всегда соответствует порядку сочинения). Мендельсон-Веркверцайхнис классификационный код (MWV).
Работает с номером опуса, присвоенным Мендельсоном
Опп. 1–20
Опп. 21–40
- Соч. 21 год, Сон в летнюю ночь, Увертюра для оркестра ми мажор (1826) (MWV P 3)
- Соч. 22, Блестящее каприччио си минор для фортепиано с оркестром (1832) (MWV O 8)
- Соч. 23, 3 Священные пьесы для солистов, хора и органа
- № 1 Aus tiefer Not schrei 'ich zu dir (MWV B 20)
- № 2 Аве Мария (MWV B 19)
- № 3 Mitten wir im Leben sind mit dem Tod umfangen (MWV B 21)
- № 1 Анданте эспрессиво ми-бемоль мажор (MWV U 103)
- № 2 Аллегро ди мольто си-бемоль минор (MWV U 77)
- № 3 Adagio non troppo ми мажор (MWV U 104)
- № 4 Agitato e con fuoco си минор (MWV U 98)
- № 5 Andante Grazioso ре мажор (MWV U 97)
- № 6 Allegretto tranquillo фа-диез минор ("Venezianisches Gondellied" или "Венецианская лодочная песня № 2)" (MWV U 110)
- No. 1 Каприс ля минор (MWV U 99)
- No. 2 Каприс ми мажор (MWV U 112)
- No. 3 Каприс си-бемоль минор (MWV U 95)
- № 1 "Minnelied: Leucht't heller als die Sonne" (MWV K 80)
- № 2 "Auf Flügeln des Gesanges"(MWV K 86)
- № 3 "Frühlingslied: Es brechen im schallenden Reigen" (MWV K 89)
- № 4 "Suleika: Ach, um deine feuchten Schwingen" (MWV K 92)
- № 5 "Sonntagslied: Ringsum erschallt in Wald und Flur" (MWV K 84)
- № 6 "Reiselied: Der Herbstwind rüttelt die Bäume" (MWV K 90)
- No. 1 Прелюдия и фуга ми минор (MWV U 116, MWV U 66)
- No. 2 Прелюдия и фуга ре мажор (MWV U 129, MWV U 105)
- No. 3 Прелюдия и фуга си минор (MWV U 131, MWV U 91)
- No. 4 Прелюдия и фуга ля-бемоль мажор (MWV U 122, MWV U 108)
- No. 5 Прелюдия и фуга фа минор (MWV U 126, MWV U 106)
- No. 6 Прелюдия и фуга си-бемоль мажор (MWV U 135, MWV U 128)
- No. 1 Прелюдия и фуга до минор (MWV W 21, MWV W 18)
- No. 2 Прелюдия и фуга соль мажор (MWV W 22, MWV W 20)
- No. 3 Прелюдия и фуга ре минор (MWV W 23, MWV W 13)
- № 1 Con moto ми-бемоль мажор (MWV U 121)
- № 2 Allegro non troppo до минор (MWV U 115)
- № 3 Presto e molto vivace ми мажор (MWV U 107)
- № 4 Анданте ля мажор (MWV U 120)
- № 5 Агитато ля минор (MWV U 137)
- № 6 Andante con moto ля-бемоль мажор ("Дуэт") (MWV U 119)
- No. 1 Veni, Domine (MWV B 24)
- No. 2 Laudate pueri (MWV B 30)
- № 3 Surrexit Pastor (MWV B 23)
Опп. 41–60
Опп. 61–72
Произведения с посмертным присвоением номера опуса
Опп. 73–80
Опп. 81–100
Опп. 101–121
Работает с номерами WoO
WoO 1 - 10
- WoO 1, Этюд фа минор для фортепиано (1826) (MWV U 125)
- WoO 2, Скерцо си минор для фортепиано (1829) (MWV U 69)
- WoO 3, Скерцо а каприччио фа-диез минор для фортепиано (1835/36) (MWV U 113)
- WoO 4, 2 романса, голос и фортепиано (1833/34)
- № 1 Не будет дочерей красоты, 1833 (MWV K 76)
- № 2 Солнце бессонных, 1834 г. (MWV K 85)
WoO 11 - 20
- WoO 11, 3 народные песни
- № 1 Wie kann ich froh und lustig sein? (MWV J 1)
- № 2 Abendlied (MWV J 2)
- № 3 Wasserfahrt (MWV J 3)
- № 1 Lass ', o Herr, mich Hülfe finden
- № 2 Хоровой. Gebet erhöre из Deines Kind
- № 3 Herr, wir trau'n auf deine Güte
- № 1 Das Waldschloss (MWV K 87)
- № 2 Pagenlied (MWV K 75)
- № 1 Ich hör 'ein Vöglein (А. Бёттгер, 1841) (MWV K 107)
- № 2 Todeslied der Bojaren (К. Иммерманн, 1834 г.) (MWV K 68)
WoO 21–29
- WoO 21, Nachtgesang, для четырех мужских голосов (1842) (MWV G 29)
- WoO 22, Die Stiftungsfeier, для четырех мужских голосов (1842) (MWV G 32)
- WoO 23, Des Mädchens Klage, песня (MWV K 25)
- WoO 24, Кайри Элейсон (1846) (MWV B 57/1)
- WoO 25, Концертный дуэт, вариации на Карл Мария фон ВеберМарш 'La Preciosa' для двух фортепиано (1833) (MWV O 9)
- WoO 26, Ehre sei Gott in der Höhe (1846)
- WoO 27, Хайлиг для хора (MWV B 47 такой же, как MWV B 57/2)
- WoO 28, Псалом 100 Jauchzet dem Herrn, alle Welt для хора (1844) (MWV B 45)
- WoO 29, Te Deum (1832) (MWV B 25)
Работает без опуса или номера WoO
- Трио для фортепиано, скрипки и альта до минор (1820) (MWV Q 3) (1820) (MWV Q 7)
- Die Soldatenliebschaft, зингшпиль, (1820) (MWV L 1)
- 19 пьес (плюс несколько фрагментов) для органа (1820/45)
- Симфония для струнных No. 1 до мажор: И. Аллегро, И. Анданте, III. Аллегро (1821) (MWV N 1)
- Симфония для струнных No. 2 ре мажор: И. Аллегро, И. Анданте, III. Аллегро виваче (1821) (MWV N 2)
- Симфония для струнных No. 3 ми минор: I.Allegro di molto, II. Andante, III. Allegro (1821) (MWV N 3)
- Симфония для струнных No. 4 до минор: И. Граве-Аллегро, И. Анданте, III. Аллегро (1821) (MWV N 4)
- Симфония для струнных No. 5 си-бемоль мажор: I.Allegro di molto, II. Andante, III.Allegro (1821) (MWV N 5)
- Симфония для струнных No. 6 ми-бемоль мажор: И. Аллегро, II. Менуэтто, III. Престиссимо (1821) (MWV N 6)
- Фортепианный квартет ре минор (1821) (MWV Q 10)
- 17 фуг для струнного квартета (1821) (MWV R 1-MWV R 17, некоторые неполные)
- Die beiden Pädagogen, зингшпиль, (1821) (MWV L 2)
- Симфония для струнных No. 7 ре минор: I.Allegro, II. Andante amorevole, III. Menuetto, IV. Allegro molto (1822) (MWV N 7)
- Симфония для струнных No. 8 ре мажор: I.Adagio e Grave-Allegro, II. Adagio, III. Menuetto, IV. Allegro molto (1822) (MWV N 8) (1822) (MWV O 2) (1822) (MWV O 3)
- Die wandernden Komödianten, зингшпиль, (1822) (MWV L 3)
- Симфония для струнных No. 9 до мажор: I. Grave-Allegro, II. Andante, III.Scherzo, IV. Allegro vivace (1823) (MWV N 9)
- Симфония для струнных No. 10 си минор (1823) (MWV N 10)
- Симфония для струнных No. 11 фа мажор: I.Adagio-Allegro molto, II.Scherzo comodo. Schweizerlied, III. Adagio, IV. Menuetto. Аллегро модерато, В. Аллегро молто (1823) (MWV N 11)
- Симфония для струнных № 12 соль минор: I.Fuga. Могила-Аллегро, II Анданте, III Аллегро молто (1823) (MWV N 12)
- Часть "Симфония-зац" (Симфония для струнных № 13) до минор (1823 г.) (MWV N 14)
- Концерт для скрипки, фортепиано и струнных ре минор (1823) (MWV O 4) (1823) (MWV O 5) (1823) (MWV R 18)
- Der Onkel aus Boston, или Die Beiden Neffen, зингшпиль, (1823) (MWV L 4) (1823/24) (MWV Q 14) (1824) (MWV O 6) (1824) (MWV Q 15) (1835) [4] (MWV Q 25) (1838) (MWV Q 26) (изд. / Изд. Иегуди Менухин, 1953)
Утраченные работы
- 3 Kindersymphonien (два выступали в Берлине, в канун Рождества 1827 и 1828 годов, и одно неизвестного датирования, которое сейчас утеряно)
По жанрам
Вокал
Оперы
Завершение Заголовок Жанр Длина Премьера Либретто 1820 Die Soldatenliebschaft Зингшпиль 1 акт 11 декабря 1820 г., частное представление, Берлин Иоганн Людвиг Каспер, в честь неизвестного либреттиста 1821 Die beiden Pädagogen Зингшпиль 1 акт 15 марта 1821 г., частное представление, Берлин. Иоганн Людвиг Каспер, после Эжен Скриб 1822 Die wandernden Komödianten Зингшпиль 1 акт 8 марта 1822 г., частное представление, Берлин. Иоганн Людвиг Каспер, после Луи-Бенуа Пикар 1823 Der Onkel aus Boston, или Die Beiden Neffen Зингшпиль 3 действия 7 февраля 1824 г., частное представление, Берлин. Иоганн Людвиг Каспер, в честь неизвестного либреттиста 1825 Die Hochzeit des Camacho, Соч. 10 Зингшпиль 2 действия 29 апреля 1827 г., Шаушпильхаус, Берлин Фридрих Фойгтс после Людвиг Тикперевод Мигель де Сервантес 1829 Die Heimkehr aus der Fremde, Соч. 89 Лидершпиль 1 акт 26 декабря 1829 г., частное представление, Берлин, 10 апреля 1851 г. Лейпциг Карл Клингеманн 1847 Die Loreley, Соч. 98 только фрагмент: финал первого акта и хор виноделов 8 сентября 1852 г., Ратуша, Бирмингем Эмануэль Гейбель Музыкальное сопровождение
- Антигона, Соч. 55 (1841), сказители, солисты, двойной мужской хор и оркестр
- Сон в летнюю ночь, Соч. 61 (1843), солисты, женский хор и оркестр.
- Атали, Соч. 74 (1845), сказители, солисты, двойной хор и оркестр
- Эдип в Колоносе, Соч. 93 (1845), сказители, солисты, двойной мужской хор и оркестр
Оратории
-
, Соч. 36 (1836) , Соч. 70 (1846)
- Christus, Соч. 97 (незавершенный) (1847)
Хоральные кантаты
Мендельсон написал несколько хоральные кантаты, несколько на Лютеранские гимны:
Феликс Мендельсон - один из лучших композиторов 19-го века, современники сравнивали его музыкальное дарование с талантом Моцарта, что было вполне заслужено, много ли произведений широко звучат сегодня, написанные 16-17 юношей? А у Мендельсона таких произведений не одно. Светлая, примиряющая музыка является отличительной чертой Мендельсона, не только как композитора, но и как человека-эстета. Внешняя простота и прямолинейность его исключительного мелодизма наполнена редким по богатству внутренним содержанием, а высокий искренний романтизм поразительно сочетается с неповторимой глубиной.
1. Скрипичный концерт ми минор, соч.64 (1844)
Любим аудиторией, входит в стандартный классический репертуар исполнителей и является одним из самых исполняемых на концертных площадках во всём мире. Как сказал знаменитый скрипач Йозеф Иоахим: "У немцев есть четыре скрипичных концерта. Величайший и самый бескомпромиссный - Бетховена , один концерт Брамса соперничает с ним в серьезности. Самый богатый и соблазнительный написан Максом Брухом. Но самым душевным, жемчужиной сердца, является концерт Мендельсона."2. Симфония № 4 ля мажор "Итальянская", соч. 90 (1833)
Симфония № 4 стала результатом путешествия молодого Мендельсона по Европе в 1829-1832, на её написание его вдохновила Италия.Композитор в симфонии передаёт свои личные впечатления от искусства, природы и людей Италии, в симфонии звучат сцены итальянской жизни, заканчивается стремительными народными танцами - сальтарелло и тарантелла. Хотя эта симфония является одной из его самых известных его работ, она никогда не была опубликована при его жизни.
3. На крыльях песни, соч.34/2 (1835)
34-й опус Мендельсона включает шесть песен для голоса и фортепиано , написанных приблизительно в 1834–1836. Это был насыщенный и сложный период в жизни композитора - переезд в Лейпциг, смерть отца, работа над ораторией "Павел", встреча со своей будущей женой. Самым известным романсом опуса, да и возможно из всех песен Мендельсона является № 2 - "На крыльях песни". Текст Генриха Гейне под прекрасную мелодию повествует о мечтах влюблённых о ночном саде, с яркими душистыми цветами и журчанием волн. В песне видны благородство и уравновешенность внутреннего мира композитора.4. Фортепианное трио № 1 ре минор, соч. 49 (1839)
Это первое из двух фортепианных трио Мендельсона и возможно его самая известная камерная композиция. Трио - воплощение противоположности, с одной стороны, оно знаменито своим лиризмом, с другой стороны, наполнено энергией, несколько раз сила и текстура перерастают в почти оркестровые пропорции. Этот гибкий и прекрасно построенный баланс противоположностей и делает искусство Мендельсона таким прекрасным, "легким" и естественным.5. Оратория "Илия" соч.70 (1846)
Если музыку сравнивать с водой (погружение в тихое озеро или в буйную полноводную реку), то ораторию Мендельсона "Илия" можно сравнить только с океаном, такой мощью веет от неё. Обе написанные композитором оратории - "Павел" и "Илия" широко исполнялись при его жизни и какое-то время после смерти. Именно они проявляют глубину, сложность и духовную основу Мендельсона.6. Увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера" си минор, соч. 26 (1832)
Концертную увертюру "Гебриды" Мендельсон написал после посещения побережья Шотландии в 1829. Используя в ней модальные гармонии, автор пробуждает древние чувства, рисуя живописные картины дыхания моря. По мнению доктора искусствоведения В.Д. Конен, "Гебриды" - самая яркая из шести увертюр Мендельсона, которые вообще заложили традицию увертюры как особого жанра программной симфонической музыки: "Северный морской пейзаж вначале трактован композитором элегически. Но постепенно музыка приобретает драматизм и динамичность".7. Рондо-Каприччиозо ми мажор соч.14 (1824-1830)
Первый вариант этой пьесы для сольного фортепиано был написан в 1824 году, окончательный в 1830 как подарок знакомому пианисту. Работа состоит из двух частей: начинается с элегантного Andante и вскоре прогрессирует в ритмическое Presto, которое продолжается до конца. Мендельсон использует весь динамический диапазон фортепиано, интересно и выразительно сопоставляя контрастные пианиссимо и фортиссимо, за это пользуется любовью многих пианистов.8. Песни без слов (1829-1845)
"Песни без слов" занимают центральное место в многообразном творчестве Мендельсона. Композитор обращался к этой форме коротких лирических пьес на протяжении всей своей творческой жизни: все 48 песен собраны в 8 тетрадей по 6 пьес в каждой, первая тетрадь начата 20-летним композитором, последняя завершена через 16 лет, за 2 года до смерти. Песни внесли новую традицию и новые средства выразительности для фортепиано и были доступны музыкально образованному любителю. При всей простоте и скромности "Песни без слов" Мендельсона вошли в историю мировой музыки как один из выдающихся памятников лирического искусства 19-го века .9. Струнный октет ми-бемоль мажор, соч.20 (1825)
Ещё одна работа раннего Мендельсона, когда он в свои 16 лет сочинил этот октет, ещё были живы Бетховен, Шуберт , Вебер, этим шедевром Мендельсон чётко подтвердил своё право стоять в одном ряду с такими знаменитыми коллегами. Октет поистине симфонического масштаба, сушествуют его оркестровые переложения и он является мостом между камерными и оркестровым работами Мендельсона.10. "Свадебный марш" из музыки к комедии "Сон в летнюю ночь" соч.61 (1842)
"Свадебный марш" далеко не самая сильная музыка Мендельсона, но волею судеб он стал самой известной и самой исполняемой его работой в мире. Впервые по своему прямому назначению он прозвучал в 1847 году, а популярным стал в 1858 после свадьбы английской принцессы Виктории и принца Фридриха III, будущего императора (кайзера) Германии.
Хочется пожелать всем, для кого ещё персонально не звучал этот марш, услышать его, а тем, кто уже слышал, сохранить те чувства, которые связывали два любящих сердца во время его звучания.Читайте также: