Модель мухина сестринское дело кратко

Обновлено: 05.07.2024

- универсальные - присущи всем людям в течении всего жизненного цикла (достаточное потребление воздуха, воды, пищи, достаточная возможность выделения, баланс между активностью и отдыхом, предупреждение опасности для жизни, сбалансированное время одиночества и общества, стимулирование желания соответствовать определённой социальной группе)

- потребности, связанные с фазой развития

- потребности, связанные с нарушением здоровья(виды нарушений - анатомические изменения (пролежни, отёки, раны), функциональные физиологические (одышка, контрактуры, паралич), изменение поведения (апатия, депрессия, страх, беспокойство)

№ 13. Иерархия потребностей по А. Маслоу.

Амер. психофизиолог Абрахам Маслоу в 1943г изобразил уровни потребностей в виде пирамиды (любому человеку присущи не только низшие потребности, но и высшие, но не удовлетворив низшие потребности, человек не может перейти на следующую ступень. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни)

Основание пирамиды - физиологические потребности - основа жизнедеятельности- обеспечивают выживание человека (потребность дышать, есть, пить, выделять, спать, двигаться) - уровень примитивен

2 уровень - безопасность и защищённость - забота о поддержании жизненного уровня, стремление к материальной надёжности (одежда, дом, помощь). Многие люди тратят почти всё свое время на удовлетворение первых двух уровней пирамиды.

4 уровень - потребность в уважении окружающих - уважение, признание, престиж, социальный успех. А. Маслоу имел в виду неуклонное совершенствование людей.

Формулу зависимости самоуважения

человека предложил амер. психолог Джеймс:

Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения

5 уровень - самовыражение, самоактуализация - вершина пирамиды - реализация своих потенциальных возможностей и личного роста

№ 14. Сестринский процесс. Цель, этапы сестринского процесса

Последовательность определённых действий, направленных на решение проблем).

Цели сестринского процесса

- обеспечить приемлемое качество жизни пациента, в зависимости от его состояния

- предупредить, облегчить, свести до минимума проблемы П.

- помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой

- поддержать или восстановить независимость П. в удовлетворении основных потребностей организма, либо обеспечить спокойную смерть.

Если суть СД состоит в уходе за П., то суть СП в том, каким образом МС организует этот уход.

Этапы сестринского процесса

1 этап - сестринское обследование - состоит из:

- сбора информации о П. (субъективные данные - при этом используются тесты, опросники, объективные (пульс, измерение АД, температуры) и дополнительные данные - жалобы, имеющиеся заболевания, место работы, социальный статус, бытовые условия.

- оценка психо-социальной ситуации, в которой находится П.

- определение факторов риска, данных об окружающей среде, влияющих на состояние здоровья (место работы и социальные условия жизни).

- анализ собранной информации с целью определения потребностей П. в уходе (на 1 месте - жизненно важные потребности, далее - потр-ти, требующие незамедлительного удовлетворения, на 3 - потр-ти, которые видит сам П. или его родственники.)

2 этап - формируется клиническое рассуждение МС (сестринская диагностика), в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции П. на болезнь, с желательным указанием вероятной причины такой реакции (проблема П., что может быть, если мы не вмешаемся, установить причину)

- определение настоящих (явных) и потенциальных (скрытых)проблем П. и его потребности в уходе

- разработка первоочередных задач ухода: определение приоритетных проблем (не более 3 сестринских диагнозов, требующих незамедлительного решения)

- обсуждение с П. где это возможно, его выявленных проблем, неудовлетворённых потребностей и намеченных приоритетов.

Классификация проблем П.

1 а) настоящие (острая задержка мочи)

б) потенциальные (возникновение пролежней) - проблемы, которые могут возникнуть в будущем

в) приоритетные (первоочередные и второстепенные (решение может быть отсрочено))

По очерёдности

- проблемы, представляющие угрозу для жизни

- проблемы, способствующие ухудшению течения заболевания и развитие осложнений

- представляющие угрозу для окружающих

2 а) физиологические проблемы (жажда, боль, отсутствие аппетита)

б) психологические (страх, депрессия)

в) социальные (приводящие к потере работы, семьи, друзей)

г) духовные (потеря смысла жизни, разрушение идеалов)

3 этап - планирование СУ

План СУ - подробное перечисление специальных действий для достижения целей ухода. Планирование осуществляется при обязательном участии П. Мероприятия плана должны быть ему понятны, и он должен быть согласен на них.

Этап включает в себя

- постановку целей (краткосрочные - до недели (должны быть ступенькой к достижению долгосрочных), долгосрочные - неделя, месяц)

Каждая из целей содержит:

- характеристика времени, места, расстояния

- условия (с помощью кого-либо или чего-либо)

4 этап - логическое обоснование этого этапа базируется на оказании помощи (сестринское вмешательство) по удовлетворению потребностей П. и ссылки на знание, умение, которыми обладает МС (это выполнение раннее намеченного плана СУ). Особое место в реализации планов занимают те пункты, которые включают в себя беседы с П. и его родственниками, обучение их элементам ухода.

5 этап включает:

- оценка эффективности запланированного вмешательства

- дальнейшая оценка планирования, если желаемые результаты не достигнуты

- критический анализ всех этапов СП и внедрение необходимых поправок.

Сестринский процесс документируется в сестринской истории болезни или в сестринском листе наблюдений и ухода по определённой форме, которые определяют и утверждают сами МС.

№ 15 Обучение. Задачи и функции обучения в сестринском деле.

Обучение – целенаправленно организованный планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями и умениями под руководством опытных лиц.

Цель сестринской педагогики – обеспечить достойную жизнь П. в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.

Задачи обучения.

- Удовлетворять нарушенные потребности П., то есть обучить П. самоуходу.

- Адаптировать П. к болезни и способствовать повышению качества его жизни.

- Пропагандировать ЗОЖ или корректировать существующий.

Функции обучения.

Образовательная – стремление к получению знаний и приобретение умений и навыков.

Навык – высшее проявление умения, способность выполнять действие самостоятельно.

Развивающая – способность применить знания и умения на практике.

Воспитательная – целенаправленное развитие личности.

№ 16. Сферы, методы, приемы и факторы обучения.

Сферы обучения.

Познавательная – позволяет анализировать факты и информацию, абстрактно маслить, использовать полученные из окружающей среды знания и впечатления.

Эмоциональная – характеризует настроение личности. Человек, получив информацию, изменяет свое поведение. Выражает это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов.

Психомоторная– изменяет настроение, чувства, двигательную активность П., в зависимости от общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.

Методы обучения.

Словесный – мини лекция, беседа, рассказ.

Наглядный– медицинский атлас, таблица, фантомы, муляжи, видеоматериалы, предметы ухода, научно-популярная литература.

Практический – отработка манипуляций (выполнение инъекций, подача грелки, пузыря со льдом, измерение АД и так далее).

Методы обучения – взаимодействие МС и П. при изучении учебного материала, направленное на достижение желаемого результата.

Приемы обучения – действия, направленные на достижения желаемого результата в обучении.

- Анализ – обобщение или коррекция.

Факторы обучения.

- Желание и готовность П. и (или) родственников.

- Способность к обучению – зависит от возраста, физического состояния, уровня развития, состояния здоровья.

- Окружающая обстановка – время, тишина, температура, мебель, музыка, освещение и так далее.

Успех обучения зависит от формирования у П. мотивации.

Мотивация– осознанное стремление П. получать информацию и выполнять необходимые действия. Информацию следует давать небольшим объемом, доступно, от простого к сложному, для поэтапного овладения знаниями и умениями. У каждого человека мотивация индивидуальна.

№ 18 Определение ВБИ

ВБИ - это любое, клинически выраженное заболевание, обусловленное микроорганизмами, поражающее больного в результате его госпитализации или посещения лечебного учреждения с целью лечения, а также больничный персонал, в силу осуществляемой им деятельности.

Учитывая особенности российского здравоохранения, оте­чественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундаментальным потребностям человека:

1. — нормальное дыхание;

2. — адекватное питье и питание;

3. — физиологические отправления;

6. — личная гигиена и смена одежды;

7. — поддержание нормальной температуры тела;

8. — поддержание безопасности окружающей среды;

10. — труд и отдых.

Теория Д.Орем.

Каждый человек имеет определенные потребности для под­держания своей жизнедеятельности.

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе.

1— универсальные — присущи всем людям в течение всего жизненного цикла:

Ø достаточное потребление воздуха;

Ø достаточное потребление воды;

Ø достаточное потребление пищи;

Ø достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

Ø и сохранение баланса между активностью и отдыхом;

Ø предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

Ø стимулирование желания соответствовать определенной социальной группе в соответствии с индивидуальными способностями и ограничениями;

Ø время одиночества сбалансировано со временем в обще­стве других людей.

Уровень удовлетворения каждой из 8 потребностей для каж­дого человека индивидуален.

Факторы, влияющие на эти потребности, — возраст, пол, стадии развития, состояние здоровья, уровень культуры, со­циальная среда, финансовые возможности.

2— потребности, связанные с фазой развития, — удов­летворение людьми своих потребностей на разных жизнен­ных этапах.

3— потребности, связанные с нарушением здоровья, — виды нарушений:

Ø анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);

Ø функциональные физиологические изменения (одыш­ка, контрактуры, паралич);

Ø изменение поведения или повседневных жизненных при­вычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).

Каждый человек обладает индивидуальными способностя­ми и возможностями по удовлетворению своих потребнос­тей. Основные потребности должны быть удовлетворены са­мими людьми, и в этом случае человек ощущает себя само­достаточным.

Если пациент и его родственники и близкие не могут со­хранить равновесие между его потребностями и возможности ми в самоуходе и потребности самоухода превышают возмож­ности самого человека, возникает необходимость в сестринс­ком вмешательстве.

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ

Иерархия — расположение элементов в порядке от высше­го к низшему.

Контрактура — стойкое ограничение движений в суставе.

Личность — человек как носитель каких-нибудь свойств.

Мотивация — побуждение.

Поведение человека — взаимодействие с окружающей сре­дой, включающее двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде.

Потребность — осознаваемый психологический или физи­ологический дефицит чего-либо.

Притязания — желания.

Состояние здоровья — расписание состояния здоровья на­селения в соответствии со стандартами.

Задания в тестовой форме

Выберите один правильный ответ

1. Иерархия основных человеческих потребностей предло­жена американским психологом

2. Количество фундаментальных потребностей человека по В. Хендерсон

3. Первичные потребности по Маслоу

4. Количество уровней основных жизненно важных потреб­ностей по Маслоу

1. Автор создания 14 фундаментальных потребностей

2. Социальные потребности по Маслоу — уровень

3. Маслоу изобразил уровни потребностей в виде

4. Первичные потребности по Маслоу

5. По Маслоу сон - потребность

6. Количество универсальных потребностей по Д. Орем

11. Низший уровень потребностей по Маслоу

12. Потребности, присущие всем людям в течение всего "жизненного цикла, по Д. Орем

13. Основные потребности человека по В. Хендерсон

14.Вторичные потребности по Маслоу

15. Количество групп потребностей по Д. Орем

16.Потребность в уважении окружающих по Маслоу — уро­вень

17.Вершина пирамиды Маслоу

18. Физиологическая потребность по Маслоу

19. Потребность в защите по Маслоу — уровень

1. Потребность — это состояние нужды.

2. Мотив деятельности людей — желание удовлетворять свои потребности.

3. 1-й уровень потребностей по А. Маслоу — безопасность.

4. Фундамент пирамиды А. Маслоу — социальные потреб­ности.

5. Удовлетворение своих потребностей зависит от способ­ностей человека.

6. Воздух — потребность в безопасности.

7. Потребность в уважении окружающих — 2-й уровень пирамиды А. Маслоу.

8. Поиск места в жизни — это реализация своих потенци­альных возможностей.

9. Социальная поддержка — 2-й уровень пирамиды А. Маслоу.

10. Самовыражение — высший уровень пирамиды Маслоу.

11. Стремление к материальной надежности — социальная потребность.

12. Семья, друзья, любовь, одобрение, общение — 4-й уровень пирамиды А. Маслоу.

13. В основе теории В. Хендерсон — иерархия основных потребностей А. Маслоу.

14. Потребности В. Хендерсон — фундаментальные потреб­ности человека.

15. Цель сестринского дела по модели В. Хендерсон — удов­летворить жизненные потребности пациента.

16. Модель Д. Орем основана на принципе недостаточнос­ти ухода.

17. Полностью компенсирующая система помощи по моде­ли Д. Орем — обучающая.

18. Равновесие между возможностями и потребностями в самоуходе — цель сестринского вмешательства.

В период активного формирования сестринского дела как отдельной профессиональной дисциплины возникли модели сестринского дела. С их помощью труд медицинской сестры приводится в систему и в конечном итоге облегчается. Таким образом, шло развитие не только теории, но и практической деятельности медицинских сестер.

Модели сестринского дела

Оглавление

Развитию моделей сестринского дела способствовали достижения в области физиологии, психологии, философии, социологии. Всего существует более 30 моделей СД. Их авторы со своей точки зрения рассматривают определяющие понятия любой модели СД.

Структура модели сестринского дела

  • Пациент как объект практической деятельности медицинской сестры.
  • Источник (источники) проблем пациента
  • Направленность сестринской помощи (фокус вмешательства медсестры)
  • Цель сестринского ухода, ожидаемый результат
  • Способы сестринского вмешательства (сестринской помощи)
  • Роль медицинской сестры
  • Оценка результатов ухода и качества сестринской помощи

Каждая из концептуальных моделей рассматривает следующие аспекты сестринской деятельности:

  1. Пациент
  2. Сестринское дело
  3. Окружающая среда
  4. Здоровье

На сегодняшний день не существует ни единой модели СД, ни единого мнения по поводу использования той или иной модели. Мы рассмотрим наиболее известные и популярные.

Модель Вирджинии Хендерсон

  1. Нормальное дыхание
  2. Употребление достаточного количества жидкости и пищи
  3. Выделение продуктов жизнедеятельности из организма
  4. Поддержание необходимого положения тела и движение
  5. Сон и отдых
  6. Способность самостоятельно выбирать, надевать и снимать одежду
  7. Поддержание температуры тела в пределах нормы, способность выбирать соответствующую сезону одежду, возможность изменить окружающую среду
  8. Соблюдение личной гигиены, забота о внешнем виде
  9. Безопасность (собственная и окружающих)
  10. Активное общение, способность к выражению своих эмоций и собственного мнения
  11. Возможность совершать религиозные обряды в соответствии со своей верой
  12. Занятие любимой работой
  13. Развлечения и активный отдых
  14. Саморазвитие, удовлетворение любознательности

У здорового человека не возникает трудностей при удовлетворении данных потребностей. Во время беременности, болезни, травмы, выздоровления, длительного умирания, в период детства или старости проблемы могут появиться с большой вероятностью. Весь сестринский процесс (уход) в модели В.Хендерсон направлен на скорейшее восстановление независимости пациента.

Модель Вирджинии Хендерсон: применение в сестринском процессе

Основные положения модели У пациента имеются основные потребности, свойственные любому человеку вне зависимости от того, здоров он или болен
Источник проблем пациента У пациента отсутствует возможность осуществления ухода за собой по причине младенческого либо старческого возраста, болезни, длительного умирания, выздоровления, бессознательного состояния
Направленность помощи Во время и после сестринского обследования медицинская сестра и пациент обсуждают оказание помощи и спектр сестринских вмешательств
Цель ухода Постановка и достижение долгосрочных целей сестринского ухода — самостоятельности и независимости пациента в процессе удовлетворения 14 основных потребностей
Способы помощи Выполнение медицинской сестрой врачебных назначений: выдача лекарственных препаратов, контроль их приема, исполнение и контроль всех назначенных пациенту процедур и исследований. Медицинская сестра привлекает близких пациента к помощи в исполнении сестринских вмешательств
Роль медсестры Независимый специалист сестринского дела (медицинская сестра, фельдшер), помогающий пациенту в выполнении функций, которые пациент не может выполнить самостоятельно.

Модель Доротеи Орем

Модель сестринского дела, основанная на теории дефицита самоухода пациента была предложена Доротеей Орем в 1971 году. Автор модели рассматривает пациента как личность, ответственную за состояние своего здоровья. Сестринские вмешательства по данной модели направлены на профилактику заболеваний и травматизации пациента. Большое внимание уделяется обучению пациента и его близких приемам ухода.

Д.Орем выделяет 3 группы потребностей пациента в самоуходе:.

1. Универсальные:

  • потребление воздуха, жидкости, пищи в достаточном количестве
  • возможность выделения и потребностей, связанных с этим процессом — в полном объеме
  • достаточный баланс активных процессов и отдыха, а также общения и пребывания в одиночестве
  • предотвращение опасных ситуаций для жизни, состояния здоровья, нормальной жизнедеятельности, самочувствия
  • желание гармоничного существования в социальной группе в соответствии с собственными возможностями

2. Связанные с этапами развития:

  • в соответствии с возрастом у пациентов, поддающихся обучению

3. Связанные с нарушенным здоровьем (изменения):

  • в анатомии (травмы, отечность, ампутации и т.п.)
  • физиологии и функции органов и систем (контрактуры, гипергидроз, одышка и т.п.)
  • в поведении и привычном образе жизни (апатия, перемены настроения, нарушения сна и т.п.)

Основная цель медицинской сестры — прийти к развитию у пациента возможных для него навыков самоухода. Если на начальном этапе медицинская сестра выполняет компенсирующую роль в уходе, то в процессе сестринских вмешательств следует достичь, по крайней мере, частично компенсирующей роли медсестры. Такой результат считается положительным.

Модель Доротеи Орем: применение в сестринском процессе

Основные положения модели Пациент рассматривается как гармонично развитая личность с нарушенным здоровьем и стремлением к самостоятельному уходу
Источник проблем пациента Потребность пациента в посторонней помощи в связи с невозможностью к самостоятельному уходу
Направленность помощи Выявление причин дефицита самоухода (отсутствие знаний, навыков, понимания важности самоухода).
  1. Выполнение действий за пациента
  2. Руководство и направление действий пациента
  3. Оказание пациенту физической поддержки
  4. Оказание пациенту психологической поддержки
  5. Создание благоприятной среды для самостоятельного ухода пациента за собой
  6. Обучение приемам ухода близких пациента

Обучающий наставник пациента в обретении навыков самоухода

Модель Калисты Рой

Адаптационная модель сестринского дела Калисты Рой, предложенная в 1976 году, основывается на результатах исследования в области физиологии и психологии. К.Рой предложила теорию стресса и адаптации.

Виды раздражителей, влияющие на адаптационную способность

  • очаговые — те, что окружают человека
  • ситуационные — возникающие при оказании сестринской помощи и влияющие на очаговые
  • остаточные — возникающие в результате переживания жизненного опыта, верований, ситуации при взаимоотношениях людей

Комбинация нескольких факторов-раздражителей влияет на величину диапазона и уровень адаптации.

Способы адаптации в модели К.Рой

Модель Калисты Рой: применение в сестринском процессе

Основные положения модели Пациент рассматривается в плане изменения поведения в четырех способах адаптации. Медицинской сестре необходимо выяснить, какими раздражителями вызваны нарушения адаптации
Источник проблем пациента Недостаток или избыток возможностей и средств для использования какого-то из способов адаптации
Направленность помощи Установление способов адаптации, эффективных для пациента.

Модель сестринского дела

Модель Мойры Аллен

Модель Мойры Аллен, или эволюционная модель здоровья, была предложена автором в начале 70-х годов XX века. Данная модель сестринского дела основывается на поддержании здоровья пациента. Акцент делается именно на здоровье, а не на болезни. Цели достигаются с помощью активного участия как самого пациента, так и его близких.

Модель Мойры Аллен: применение в сестринском процессе

Основные положения модели Пациент рассматривается как индивидуум, на которого огромное влияние оказывает семья. В свою очередь, отдельная личность также влияет на свою семью. В процессе социальных взаимодействий и происходит рост и развитие личности.
Источник проблем пациента Проблемы в семье пациента, в межличностных взаимодействиях. Пациент должен активно участвовать в заботе о собственном здоровье и здоровье членов семьи.
Направленность помощи Активная пропаганда и агитация здорового образа жизни. Обучение пациента и членов его семьи принципам здорового образа жизни, действий, направленных на улучшение состояния здоровья.

Модель Натали Роупер

Натали Роупер предложила свою сестринскую модель в 1976 году. Чуть позднее, в 80-х годах XX столетия модель была дополнена В. Логан и А. Тайэрни. Согласно авторам, медицинская сестра должна сосредоточить внимание на 12-ти видах проявления жизнедеятельности — биологических, а также социальных и культурных.

Первоначально Н.Роупер предлагала 16, но ее коллеги сократили список до 12 видов повседневной деятельности, основанных на потребностях человека:

  1. Дыхание
  2. Питье и питание
  3. Выделение продуктов жизнедеятельности
  4. Сон
  5. Регуляция температуры тела
  6. Содержание в чистоте тела и одежды
  7. Двигательная активность
  8. Общение
  9. Сексуальность
  10. Безопасная окружающая среда
  11. Работа и досуг, развлечения
  12. Умирание

Модель натали Роупер: применение в сестринском процессе

Основные положения модели Пациент — объект сестринской деятельности. В зависимости от того, в каком из 12-ти видов деятельности у человека возникают проблемы, медсестра помогает ему с их решением.
Источник проблем пациента 5 факторов, которые могут определить потребность в сестринском уходе:
  • инвалидность и связанные с ней нарушения функционирования организма
  • патологические, дегенеративные изменения в тканях организма пациента
  • несчастный случай и связанные с ним ограничения
  • инфекционные болезни
  • влияние факторов окружающей среды (физических, социально-психологических)
  • выявление медсестрой нарушений удовлетворения потребностей
  • установление действительных проблем пациента
  • поиск способов решения проблем
  • планирование действий
  • реализация планов
  • Зависимая — выполнение врачебных назначений
  • Взаимозависимая — работа совместно с коллегами
  • Независимая — сестринская оценка состояния пациента

Модель Дороти Джонсон

Модель сестринского ухода Дороти Джонсон опирается не на потребностях человека, а на коррекции его поведения. Д.Джонсон определяет два типа поведения человека:

  • 1-й основан на действиях окружающих людей и происходящих вокруг событий
  • 2-й основан на привычных реакциях прошлого опыта

Подсистема поведения Суть поведения человека
в рамках подсистемы
Достигающая (выполняющая) Контроль над самим собой и своим окружением
Присоединяющая (устанавливающая) Близкие взаимоотношения с другими людьми
Агрессивная Самозащита от угрозы, самоутверждение
Зависимая Зависимость от других
Выделительная Выделение продуктов жизнедеятельности
Пищеварительная Поддержание целостности организма, состояние телесного удовольствия
Сексуальная Сексуальное удовольствие

Модель Дороти Джонсон: применение в сестринском процессе

Основные положения модели Пациент рассматривается как индивид с определенным набором подсистем поведения
Источник проблем пациента Заболевание, травма, смена образа жизни могут способствовать изменению поведения человека
Направленность помощи Оценка состояния пациента относительно каждой из подсистем в 2 этапа:
  • определить, насколько состояние пациента позволяет распознать нарушение баланса в одной из подсистем
  • определить причину этого нарушения
  • контроль или ограничесние поведения пациента
  • защита от факторов, приводящих к стрессу
  • подавление или торможение неэффективных реакций пациента
  • стимулирование пациента к положительному изменению в поведении, помощь в форме опеки

Итак, мы рассмотрели основные модели сестринского дела или ухода, которые пользуются наибольшей популярностью на данный момент. Существуют и другие модели и теории СД таких авторов, как Марта Роджерс, Бетти Ньюман и других исследователей сестринского дела. Они известны уже и в России, их изучают в медицинских колледжах, техникумах, пытаются внедрять в практическую работу. Насколько эффективно получается практическое применение теории, зависит от нескольких факторов. Задача медицинской сестры — всячески способствовать оптимально организованному сестринскому труду.

Основные типы лечебно-профилактических учреждений. ЛПУ стали Медицинскими организациями

Этика и деонтология в работе медицинской сестры. Медбиоэтика

Сестринский процесс: определение, этапы, примеры

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сестринское дело – это наука, которая содержит свои научные теории (модели), которые изучают все варианты возможного поведения медицинских сестер при работе с пациентом
Модель сестринского дела - это образец, по которому действуем, реализуя концепции сестринского дела, средство, помогающее представить, на чем акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмешательства.

Модель сестринского дела - это направление на достижение цели.
В каждой модели по-разному отражено понимание сущности пациента как объекта сестринской деятельности, цели ухода, набора сестринских вмешательств и оценки результатов сестринского ухода.
Модели сестринского ухода называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций.

Современная модель сестринского дела – остов или структура, которая основана на философии сестринского дела, включает в себя четыре парадигмы сестринского дела и разработана в качестве руководства для учебного плана или практики.

Все модели сестринского дела включают в себя четыре аспекта сестринского дела:

В настоящее время в мировой практике сестринского дела насчитывается более 30 моделей сестринской помощи.

Они содержат следующие основные положения:

· Источник проблем пациента

· Приоритетная задача сестры

· Ожидаемый результат
Модель сестринского дела можно определить как базовую структуру, отражающую суть сестринского дела. Она играет важную роль в развитии сестринского дела, направляя образование, научные исследования и практическую деятельность. Она способствует также формированию профессионального сознания и укреплению связей между медсестрами, работающими в различных областях сестринского дела.
Наибольшее распространение получили пять моделей :

· Эволюционно – адаптационная (Канадская Ассоциация сестер).

· Добавочно – дополняющая (Вирджиния Хендерсон, 1955 г.)

· Модель поведенческой системы (Дороти Джонсон, 1968 г.)

· Модель дефицита самоухода (Дороти Орем, 1971 г.)

· Адаптационная модель (Каллиста Рой, 1976 г.)

Добавочно – дополняющая модель (Вирджиния Хендерсон, 1955 г.)

· Обеспечить пациенту нормальное дыхание.

· Обеспечить пациенту адекватное питание и питье.

· Обеспечивать пациенту удаление из организма продуктов жизнедеятельности.

· Помогать пациенту поддерживать правильное положение тела, когда он лежит, сидит, ходит, а также помогать ему менять положение.

· Обеспечить пациенту отдых и сон.

· Помогать пациенту подбирать необходимую одежду и надевать ее.

· Помогать пациенту поддерживать нормальную температуру тела.

· Помогать пациенту содержать тело в чистоте т порядке, а также обеспечивать защиту кожи.

· Помогать пациенту избежать всевозможных опасностей извне и следить за тем, чтобы он не нанес вреда другим.

· Помогать пациенту поддерживать контакт с другими, выражать свои желания и чувства.

· Содействовать тому, чтобы пациент мог отправлять свои религиозные обряды и следовать своим принципам.

· Помогать пациенту найти возможность заниматься каким-либо делом.

· Содействовать отдыху и развлечениям пациента.

· Содействовать обучению пациента.

Каждый из перечисленных пунктов Хендерсон иллюстрировала различными примерами. В одних случаях медсестра действует по своей инициативе, в других выполняет предписание врача. Хендерсон обращает внимание на то, что медсестра должна быть изобретательна в своей деятельности и всегда ориентироваться на мнение пациента.

Основные положения модели В. Хендерсон

Определение пациента: полное и независимое существование заключается в удовлетворении 14 основных потребностей.

Источник проблем пациента: дефицит силы воли и (или) знаний.

Приоритетная задача сестры: обеспечение свободы и независимости в удовлетворении основных потребностей.

Роль сестры: действия по восстановлению и поддержанию независимости в удовлетворении основных потребностей.

Фокус вмешательства: источник проблем пациента.

Способы вмешательства: действия, направленные на закаливание организма, укрепление силы воли, восполнение знаний.

Ожидаемый результат: возрастание независимости (самостоятельности) пациента в удовлетворении 14 основных потребностей.

Данная теория имеет наибольшую известность и популярность среди медсестер.

Действуя подобным образом, новая концепция заменит давно установившуюся иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухода, отвечающего потребностям конкретного пациента. При этом делает особый акцент на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровлении, восстановлении здоровья.
В.Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей, в то же время, больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.
В.Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать, отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Применение модели В.Хендерсон в сестринском процессе

Модель В.Хендерсон предусматривает непременное участие пациента во всех этапах сестринского процесса.
На первом этапе сестринского процесса медицинская сестра совместно с пациентом устанавливает, какие из 14 повседневных потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Принимать решения за пациента, медицинская сестра может только в том случае если пациент не в состоянии этого сделать.
Планирование ухода.
Автор данной модели считает, что пациент должен полностью и самостоятельно удовлетворять свои повседневные потребности, поэтому долгосрочная цель ухода заключается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости.
Поставленная цель должна быть реалистичной и измеримой, чтобы можно было оценить успешность или неуспешность сестринского вмешательства.
Сестринское вмешательство.
Оно направлено на укрепления здоровья пациента, полное решение задач, поставленных перед ним. В конечном итоге вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости насколько это возможно.
Оценка результатов ухода.
Итоговую оценку выполнения плана по уходу, начинают с оценки каждой повседневной потребности, при удовлетворении которой были выявлены проблемы. При недостижении цели, изменяют формулировки цели и планируют новые сестринские вмешательства.
Например:
Пациент находится на лечении в терапевтическом отделении, в течении трех дней у него нарушен сон.
При первичной оценке состояния пациента, медицинская сестра должна выяснить причину нарушения сна (неудобная постель, непроветриваемое помещение, храп соседа по палате, беспокойство перед обследованием или операцией).
Планирование ухода за пациентом предусматривает; обучение упражнениям по расслаблению, проветривание помещения перед сном, прогулки перед сном, перевод пациента в другую палату.
Сестринское вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости насколько это возможно.
Проблемы требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенческий или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.

Эволюционно – адаптационная (Канадская Ассоциация сестер).

Определение пациента: (рассматривает пациента как личность, индивидуум) уникальное биологическое и психосоциальное существование, функционирующее благодаря врожденной и приобретенной адаптации.

Источник проблем пациента: настоящие или предстоящие изменения в его жизни, особенно в ее критические периоды, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья.

Приоритетная задача сестры: оказание помощи пациенту в достижении и поддержании оптимального уровня здоровья в критические периоды жизни.

Роль сестры: наставник – координатор (помощь пациенту на протяжении жизни в развитии и использовании всех способов адаптации).

Фокус вмешательства: способы адаптации пациента к окружающей обстановке во время происходящих изменений в его жизни, требующие усилия или изменения для поддержания оптимального уровня здоровья. Способы вмешательства: применение различных способов стимулирования пациента.

Ожидаемый результат: достижение оптимального уровня здоровья пациента в критические периоды его жизни.

Адаптационная модель (Каллиста Рой, 1976 г.)

Определение пациента: человек, находящийся в постоянном взаимодействии с окружающей средой и приспосабливающегося к ней с помощью различных адаптационных способов.

Источник проблем пациента: дефицит активности (пассивность) в результате имеющегося заболевания.

Приоритетная задача сестры: обучение пациента адаптироваться к окружающей обстановке в период болезни.

Роль сестры: сестра выступает в роли педагога-новатора.

Фокус вмешательства: использование всевозможных способов стимулирования пациента обучению приспосабливанию к окружающей его обстановке.

Способы вмешательства: дозированное использование стимулов (сохранение, отмена, увеличение, уменьшение).

Ожидаемый результат: адаптация пациента в результате адекватного восприятия применяемых стимулов.

Теория Хильдегорд Пеплау, 1952 г .

Теория Фей Абделлах, 1960 г.

«В основе ухода за пациентом лежат принципы холизма – целостного отношения к личности с учетом физических, психологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных и духовных потребностей пациента и их семей. Следовательно, медсестра должна владеть навыками межличностного общения, знаниями в области психологических, физиологических, социологических, базовых и специальных сестринских дисциплин.
Данная теория идентифицирует 21 потребность пациента, возникшую в 4-х основных областях:¨ комфорт ¨ физиологическое равновесие ¨ психологические и социальные факторы ¨ социологические и коммуникативные факторы.

Число исследователей сестринского дела и теорий возросло буквально на глазах. Например: Марта Роджерс, 1970 г. Бетти Ньюман, 1972 г. Маделин Лейнингер, 1978 г. и др. Все они по-своему определяли сестринское дело, внося что-то новое в его теорию, практику и науку.
Столь успешному развитию теорий способствовало развитие сестринских программ в университетах. Первые программы докторантур стали появляться в США к началу 1960-х гг. К концу 70-х гг. число медсестер, имеющих степень доктора наук, достигло 2000. Ни у кого не возникало сомнений, что сестринское дело трансформируется в самостоятельную научную дисциплину. В 1973 г. в США была создана Национальная Академия сестринских наук, а в 1985 – конгресс этой страны принял законодательство, в соответствии с которым в рамках Национального института здравоохранения в стране был создан Национальный центр сестринских исследований.
Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, оно помогает по-другому взглянуть на функции медицинской сестры. Если раньше она только ухаживала за тяжелобольными пациентами, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психологии.
Медицинская сестра, будучи простым исполнителем воли врача, постепенно становится самостоятельным специалистом. Правда, пока профессиональный потенциал сестринского персонала в полной мере не используется и поле деятельности медсестры искусственно ограничивается. Врачи продолжают контролировать работу медицинской сестры, отказывая ей в компетентности. И это недоверие должны в первую очередь преодолеть сами медицинские сестры, проявив больше инициативы и интереса.

Сестра новой формации должна уметь самостоятельно мыслить, научиться работать с больными как с личностью, опираясь на целостное представление о сущности человека. Поэтому ей так нужны знания основ психологии, педагогики, теории межличностного общения. Такой медсестре необходимо овладеть и теоретическими основами сестринского дела, которые определяют принципиальное отличие от профессии врача и других профессий, призванных помочь людям сохранить здоровье.

Сестринское дело должно выработать современные модели, которые отразят многочисленные изменения, имеющие место в нашем здравоохранении, его структуре и целях, модели, связанные с задачами здравоохранения XXI века.

Модель сестринского дела В.Хендерсон ( добавочно-дополняющая модель)

Автор модели

Основные положения модели

Источник проблем пациента

Направленность Сестринского вмешательства

Роль медицинской сестры

Пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей.
Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь ввиду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде, в любви и доброжелательности в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений.

Проблемы возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, младенческий или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.

При обследовании пациента медицинская сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи.

Роль сестры в модели представлена двояко:
- это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения и выполняющий те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя независимым;
- это помощник врача, выполняющий его назначения.

Читайте также: