Специфика словесного образа кратко

Обновлено: 02.07.2024

2. Словесные образы в художественном тексте отображают ту или иную картину мира, преобразуя ее в соответствии с интенциями автора и обновляя восприятие читателя. Различные аспекты этой картины прежде всего находят отражение в чувственных образах: зрительных, звуковых, одоративных и т. п. Образные средства в этом случае прежде всего выполняют изобразительную функцию, служат для визуализации описания (повествования), создают художественную реальность в богатстве красок, см., например: Снежная, пухлая крыша. вся играет белыми и синими бриллиантами (И.А. Бунин); Море, опоенное и опресненное дождем, тускло-оливково (В.В. Набоков).

Круг образов, представленных в художественных текстах, естественно, не исчерпывается наглядно-чувственными образами. Формой образа столь же часто служат, с одной стороны, слова, называющие абстрактные понятия, геометрические фигуры, условные знаки, с другой — слова, обозначающие животных, растения, птиц, бытовая лексика. Словесные образы связаны с разными тематическими сферами (Человек, Время, Пространство, Жизнь — Смерть и др.) и определяют взаимодействие, пересечение разных миров, разных форм бытия. Не случайно словесный образ часто определяют как сближение несходного или даже несовместимого. Изобразительная функция образов сочетается с когнитивной (познавательной). Образные средства актуализируют стоящие за языковыми единицами концептуальные структуры и конденсируют знания о мире.

— сравнением, открывающим рассказ: Отец мой похож был на ворона ;

— метафорой: Невысокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый, темный длинным бритым лицом, большеносый, был он и впрямь совершенный ворон;

— метафорическим эпитетом: поводил своей большой вороньей головой;

— творительным сравнения, завершающим текст: Он, во фраке, сутулясь вороном, внимательно читал, прищурив один глаз, программу;

И сада Летнего решетка, И оснеженный Ленинград Возникли, словно в книге этой Из мглы магических зеркал, И над задумчивою Летой Тростник оживший зазвучал.

Итак, в процессе филологического анализа текста необходимо учитывать системность образных средств, их соотнесенность с сюжетом, изображаемым миром и друг с другом, устанавливать их межтекстовые связи, выявляющие дополнительные смыслы.

fil.mish (Филологический мишка)

ПЛАН:
1. Что такое художественный образ?
2. Из истории учений о художественном образе.
3. Прием остран(н)ения.
4. Специфика словесного художественного образа.
5. Типы словесных художественных образов.

fil.mish (Филологический мишка)

1. Категория образа принадлежит нескольким наукам: философии, психологии и литературоведению. Философия и психология определяют образ как отражение предметов, явлений окружающего мира в сознании человека. Информацию о внешнем мире мы получаем при помощи органов чувств (обоняние, зрение, слух, осязание, вкус), поэтому и при воссоздании какого-либо образа в нашем сознании мы также прибегаем к чувствительным характеристикам.
Там, где нет чувствительных признаков, нет образа.
При помощи воображения мы создаем образ, но это не тот художественный образ. Это образ обыденного мышления. Мы не замечаем, как он формируется в нашем сознании. Это лишь средство мысли и речи.
Художественные образы не только обладают способностью отражать действительность, но и начинают преображать ее, следовательно, формируют вторую художественную реальность.
В художественном образе заложен механизм катарсиса.
Объективное реальное. Органы чувств воспринимают конкретные, реальные предметы. Познание, освоение - первое начало; второе начало - субъективное, идеальное. Образ создается в сознании в зависимости от восприятия, в соответствии с духовным восприятием.

fil.mish (Филологический мишка)

fil.mish (Филологический мишка)

fil.mish (Филологический мишка)

fil.mish (Филологический мишка)

fil.mish (Филологический мишка)

fil.mish (Филологический мишка)

fil.mish (Филологический мишка)

IV. Интерьер - описание внутреннего убранства помещения. Не имеет иной функции, кроме как функции комментария к образу человека.

fil.mish (Филологический мишка)

VI. Обобщенный образ - это совокупность близких по семантике образов (Онегин, Татьяна, Ольга, Ленский - молодое дворянское поколение первой четв. ХIХв.), образы событий, эпохи, социальной сферы.

Вычленить образ для хорошего анализа очень важно, но для понимания текста этого не достаточно. Необходимо установить различные связи между образами, т. е. выявить центр, периферию, связь с сюжетом. Образный анализ – выявление и описание системы образов.

Для характеристики символов
Y X
План выражения и план содержания
формирует в уходит в область
символе образ – транседентального
эмпирический (сверхэмпирического)
(через органы чувств)

2. Словесные образы в художественном тексте отображают ту либо иную картину мира, преобразуя ее в соответствии с интенциями автора и обновляя восприятие читателя. Разные нюансы данной картины в первую очередь находят отражение в чувственных образах: зрительных, звуковых, одоративных и т. п. Образные средства в этом случае в первую очередь делают изобразительнуюфункцию, помогают для визуализации описания (повествования), создают художественную действительность в достатке красок, см., к примеру: Снежная, пухлая крыша… вся играется синими бриллиантами и белыми (И.А. Бунин); Море, опоенное и опресненное дождем, тускло-оливково (В.В. Набоков).

Круг образов, представленных в художественных текстах, конечно, не ограничивается наглядно-чувственными образами. Формой образа столь же довольно часто помогают, с одной стороны, слова, именующие абстрактные понятия, фигуры , условные символы, с другой — слова, обозначающие животных, растения, птиц, бытовая лексика. Словесные образы связаны с различными тематическими сферами (Человек, Время, Пространство, Жизнь — Смерть и др.) и определяют сотрудничество, пересечение различных миров, различных форм бытия. Не просто так словесный образ довольно часто определяют как сближение несходного либо кроме того несовместимого. Изобразительная функция образов сочетается с когнитивной(познавательной). Образные средства актуализируют стоящие за языковыми единицами концептуальные структуры и конденсируют знания о мире.

— сравнением, открывающим рассказ: Папа мой похож былна ворона[117];

— метафорой: Низкий, плотный, мало сутулый, грубо-черноволосый, чёрный долгим бритым лицом, большеносый, был он в самом деле идеальный ворон;

— метафорическим эпитетом: поводил собственной большой вороньейголовой;

— творительным сравнения, завершающим текст: Он, во фраке, сутулясь вороном,пристально просматривал, прищурив один глаз, программу;

Особенности художественного образа в литературе

Художественный образ в литературе – это любое явление, творчески воссозданное автором произведения. Это результат, полученный вследствие глубокого осмысления какого-либо процесса. Свойства художественного образа многогранны. Он не только отражает, но и обобщает реальность.

Понятие и определение художественного образа

По мнению литературоведа Л. И. Тимофеева, художественный образ является конкретной и в то же время обобщённой картиной человеческой жизни. Это важная эстетическая категория, созданная при помощи воображения.

Какой-либо образ в художественном произведении – это преобразование действительности, становящееся возможным благодаря богатой авторской фантазии. Он вовсе не списан с натуры и не похож на реальное явление или предмет. Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью авторский замысел воплощается в нетривиальную форму.

Художественный образ в литературе и искусстве на том или ином этапе человеческого развития имеет весомые отличия. Это происходит по нескольким причинам:

  • каждой эпохе свойственны свои особенности отражения реальности. Это оказывает влияние и на процесс создания художественных произведений авторами-сентименталистами, писателями- модернистами и т. д.;
  • активное развитие искусства предопределяет изменение соотношения реальности и идеала, эмоционального и рационального аспектов жизни, действительности и фантазии.

Писатели-романтики, напротив, считали, что литературный образ – символ бунтарства. Главный герой их произведений, как правило, отвергает общественные устои.

Писатели-модернисты были убеждены в том, что познание мира происходит с помощью иррациональных средств (например, интуиции, вдохновения). Именно таких взглядов они и придерживались при создании образов литературных героев.

Для писателей-реалистов характерно рациональное познание мира. Такие авторы пытаются обнаружить тесные причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В центре повествования в реалистическом литературном творчестве находятся взаимоотношения личности с окружающим миром. Авторов-модернистов и романтиков волнует, прежде всего, внутренний мир их персонажей, субъективные переживания героев.

парадоксальность. По мнению советского психолога Л. С. Выготского, при создании истинного произведения искусства стоит придерживаться принципа невозможности. Ведь сама структура художественного образа предусматривает диалектическое единство противоположных начал;

сочетание общего и конкретного. Согласно эстетике Гегеля, к основной функции художественного образа относится воплощение общих идей в индивидуальном. В частности, образы в живописи конкретны. Ведь художнику не свойственно мыслить абстрактными категориями при создании очередного шедевра изобразительного искусства. Вместе с тем он пытается перенести на полотно какие-то общезначимые идеи. Существует тесная взаимосвязь единства общего и конкретного с проблемой типического. Под последним понимают отображение в индивидуальном наиболее значимых (типичных) черт общего.

Порой может показаться, что в поэтических и музыкальных творениях безраздельно властвует чувство. А рациональная составляющая практически не заметна. Но это не совсем соответствует действительности. Полная характеристика художественного образа подразумевает единство чувства и разума (эмоционального и рационального).

Читайте также: