Историческое наследие арабского халифата кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура и идеология

Буржуазные ученые обычно называют арабской культуру всех народов, входивших в состав халифата в VII—X вв. Такой взгляд основан на том, что языком этой культуры (как и мусульманской религии, права и государственности) был классический арабский литературный язык. Этот язык в VII — X вв. стал международным языком для мусульманских стран. В созидании их культуры принимали участие не одни арабы, но и в не меньшей степени также иранцы, сирийцы, копты, берберы и др., хотя все они писали по-арабски. В свою очередь арабы усвоили и переработали культурное наследие этих народов.

тами этого времени были также ал-Фараздак, Джарир, христианин ал-Ахталь.

Начиная с середины VIII в. при посредстве сирийцев-христиан было сделано много переводов с языков греческого и сирийского на арабский, познакомивших арабов с наследием эллинистическо-римской культуры. Но это наследие было усвоено мусульманскими народами односторонне: переводились труды по философии, математике, астрономии, медицине, но не замечалось стремление переводить произведения исторические и художественные. Персы тогда же сделали много переводов разнообразных персидских сочинений на арабский язык; с уча-стием персов в халифате были освоены достижения индийцев в области математики и астрономии; от индийцев арабы заимствовали цифры, которые позднее европейцы назвали арабскими.

сделали в IX в. ал-Баттани и ал-Хорезми — автор астрономических таблиц; в начале XI в. — ал-Бируни. Ал-Хорезми был также автором важного труда по математической географии. Создана была и экономическая география; важнейшими трудами в этой отрасли географии были сочинения Ибн Хордадбеха (IX в.), ал-Истахри, Ибн Хаукаля и особенно ал-Мукаддаси (все три в X в.); труд последнего, основанный на материалах 40-летних путешествий автора, посетившего все известные библиотеки мусульманского мира, был вершиной тогдашнего изучения этой отрасли. Но наряду с астрономией и химией были очень распространены лженауки — астрология и алхимия. В IX в. во многих городах халифата появились публичные библиотеки и обсерватории. В X в. окончательно сложился тип высшей мусульманской школы — Мадраса (медресе).

На рубеже VIII и IX вв. была осуществлена реформа арабской письменности — введены по примеру сирийской письменности так называемые харакаты — знаки для обозначения гласных, а также диакритические точки для различения сходных по начертанию, но разных по значению согласных букв.

Вследствие враждебного отношения ислама к изображению живых существ, как ведущему к идолопоклонству, живопись в странах ислама не получила значительного развития и ограничивалась орнаментальной росписью стен. Геометрические, звездчатые и растительные орнаменты сочетались со стилизованными узорными надписями (арабески). Отчасти в связи с этим высоко ценилось искусство каллиграфии. Искусство миниатюры развилось позднее, с XII в.

Господствующей идеологией в странах халифата оставался ислам. Влияние ислама не ограничивалось сферой религии, но распространилось и на право. Поскольку право и законы основывались на религии, а суд и утверждение актов гражданского состояния были переданы в руки духовных судей — кадиев, влияние религии на общественную и частную жизнь и на быт в странах халифата было очень

Период, когда мусульманский мир находился под властью Халифата, назван Золотым веком ислама. Эта эпоха длилась с VIII по XIII столетие нашей эры. Она началась с торжественного открытия Дома Мудрости в Багдаде. Там ученые из разных уголков мира стремились собрать все доступные на тот момент знания и перевести их на арабский. Культура стран Халифата в этот период переживала небывалый расцвет. Закончился Золотой век во время монгольского нашествия и падения Багдада в 1258 году.

Причины культурного подъема

В VIII веке из Китая на территории, заселенные арабами, проникло новое изобретение - бумага. Она была намного дешевле и проще в производстве, чем пергамент, удобнее и долговечнее, чем папирус. Она также лучше впитывала чернила, что позволяло быстрее изготавливать копии рукописей. Благодаря появлению бумаги книги стали гораздо дешевле и доступнее.

культура стран халифата

Правящая династия Халифата, Аббасиды, поддерживала накопление и передачу знаний. Она ссылалась на изречение Пророка Мухаммеда, которое гласило: "Чернила ученого - большая святыня, чем кровь мученика".

Культура стран арабского Халифата возникла не на пустом месте. В ее основу легли достижения более ранних цивилизаций. Многие классические произведения античности были переведены на арабский и персидский, а позже на турецкий, иврит и латынь. Арабы ассимилировали, переосмысляли и расширяли знания, полученные из древнегреческих, римских, персидских, индийских, китайских и других источников.

Наука и философия

Культура Халифата сочетала исламские традиции с идеями античных мыслителей, в первую очередь Аристотеля и Платона. Арабская философская литература переводилась также на латынь, способствуя развитию европейской науки.

Опираясь на греческих предшественников, таких как Евклид и Архимед, математики Халифата первыми систематизировали изучение алгебры. Арабы познакомили европейцев с индийскими числами, системой десятичных дробей.

культура стран арабского халифата

В марокканском городе Фес в 859 году был основан университет. Позже подобные заведения открылись в Каире и Багдаде. В университетах изучались богословие, право и исламская история. Культура стран Халифата была открыта для внешнего влияния. Среди преподавателей и студентов были не только арабы, но также и иностранцы, в том числе не мусульмане.

Медицина

В IX веке на территории Халифата начала развиваться система медицины, основанная на научном анализе. Мыслители этого времени Ар-Рази и Ибн Сина (Авиценна) систематизировали современные им знания о лечении болезней и изложили их в книгах, которые впоследствии получили широкую известность в средневековой Европе. Благодаря арабам христианский мир заново открыл древнегреческих медиков Гиппократа и Галена.

Культура стран Халифата включала в себя основанные на предписаниях ислама традиции помощи бедным. Поэтому в крупных городах существовали бесплатные больницы, оказывавшие помощь всем обратившимся пациентам. Они финансировались религиозными фондами - вакуфами. На территории Халифата появились и первые в мире учреждения для ухода за душевнобольными.

Изобразительное искусство

Особенности культуры арабского Халифата особенно ярко проявились в декоративном творчестве. Исламские орнаменты невозможно спутать с образцами изобразительного искусства других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий.

культура халифата

Использование орнамента связано с религиозным запретом на изображение одушевленных существ. Но он не всегда строго выполнялся. В книжных иллюстрациях изображения людей были широко распространены. А в Персии, которая также была частью Халифата, подобные фрески рисовали и на стенах зданий.

Изделия из стекла

Египет и Сирия еще в античные времена были центрами стекольного производства. На территории Халифата сохранился и совершенствовался этот вид ремесла. В эпоху раннего средневековья лучшие в мире изделия из стекла производились на Ближнем Востоке и в Персии. Высочайшая техническая культура Халифата была по достоинству оценена итальянцами. Позже венецианцы, пользуясь наработками исламских мастеров, создали свою стекольную промышленность.

история культура стран халифата

Каллиграфия

Стремлением к совершенству и красоте надписей пронизана вся культура арабского Халифата. Кратко выраженное религиозное наставление или отрывок из Корана наносили на самые разные предметы: монеты, керамические плитки, металлические решетки, стены домов и т. д. Мастера, владевшие искусством каллиграфии, имели в арабском мире более высокий статус, чем прочие художники.

Литература и поэзия

На начальном этапе культура стран Халифата характеризовалась концентрацией на религиозных сюжетах и стремлением вытеснить региональные языки арабским. Но позднее произошла либерализация многих сфер общественной жизни. Это в частности привело к возрождению персидской литературы.

особенности культуры арабского халифата

Наибольший интерес представляет поэзия того периода. Стихи встречаются почти в каждой персидской книге. Даже если это труд по философии, астрономии или математике. Например, почти половина текста книги Авиценны по медицине написана стихами. Широкое распространение получили панегирики. Развивалась также эпическая поэзия. Вершиной этого направления является поэма "Шахнамэ".

Знаменитые сказки "Тысяча и одна ночь" также имеют персидское происхождение. Но впервые они были собраны в одну книгу и записаны на арабском языке в XIII веке в Багдаде.

Архитектура

Культура стран Халифата сформировалась под влиянием как древних доисламских цивилизаций, так и соседних с арабами народов. Наиболее ярко этот синтез проявился в архитектуре. Здания в византийском и сирийском стиле характерны для раннего мусульманского зодчества. Архитекторами и оформителями многих сооружений, построенных на территории Халифата, были выходцы из христианских стран.

культура арабского халифата кратко

Великая мечеть в Дамаске была построена на месте базилики Иоанна Крестителя и почти в точности повторяла ее форму. Но вскоре появился и собственно исламский архитектурный стиль. Великая мечеть Кейруана в Тунисе стала образцом для всех последующих мусульманских религиозных сооружений. Она имеет квадратную форму и состоит из минарета, большого двора, окруженного портиками, и огромного молитвенного зала с двумя куполами.

Культура стран арабского Халифата имела ярко выраженные региональные особенности. Так, для персидской архитектуры были характерны стрельчатые и подковообразные арки, для османской - здания с множеством куполов, для магрибской - использование колонн.

Халифат имел обширные торговые и политические связи с другими странами. Поэтому его культура оказала большое влияние на многие народы и цивилизации.

Несмотря на то, что халифат, как и другие крупные державы Древнего мира и Средних веков, был недолговечным государственным образованием, арабские завоевания оказали большое влияние на развитие народов Евразии.

Благодаря распространению ислама и арабского языка, который использовался не только в молитвах, но и при решении проблем светской жизни, возросла степень единообразия жизни народов на обширных территориях ― от Западной Африки до границ Китая.

Это, в свою очередь, способствовало развитию торговли и ремесла. На завоеванных землях строились дороги и ирригационные сооружения, стали использоваться водяные и ветряные мельницы.

Значительного развития в исламском мире достигли научные и технические знания. При покорении Египта арабы разрушили библиотеку в Александрии, уничтожив большую часть хранившихся в ней рукописей. Завоеватели считали, что никакие другие книги, кроме Корана, не нужны. Однако со временем образованные слои населения обратились к античной философии и научной мысли. Интерес к трудам Аристотеля, Птолемея и Эвклида пробудился в Западной Европе в значительной мере под влиянием арабов.

мне нужно рочно, и не очень много. мне некагда книги читать,мне нужно по делу. ЗАВТРА УТРОМ УЖЕ РАСКАЗЫВАТЬ!!

Попробуй почитать лекции Грановского по истории средневековья. Проверено временем. Как раз с Арабского халифата начинается.


Появление в VII веке новой монотеистической религии, ислама, привело к созданию государства, которое вошло в историю под названием Арабский халифат. Около сотни лет, с 650 по 750 год н. э., это было самое крупное государство на планете. Арабский халифат и его распад кратко изучают в школьном курсе истории 6 класса. На эту тему ученикам могут задать доклад.

Особенности халифата

Свою историю он вел от Праведного халифата, занимавшего в 632 году территорию современного Аравийского полуострова. Столицей был город Медина.

Арабский халифат

Рис. 1. Арабский халифат.

В 656 году ее перенесли в Эль-Куфу на реке Евфрат южнее Багдада. В 661 году халиф Муавия I сделал столицей Дамаск, где она и находилась до 750 года н. э.. Этот же халиф основал династию Омейядов. В первые годы своего существования она вела экспансию на восток, в сторону Памира и реки Инд, а также на запад, по побережью Северной Африки. И еще на северо-запад, на полуостров Малая Азия, где арабы дошли до Константинополя.

От названия правившей династии халифат получил название Омейядского, а от столицы — Дамасского. Государство делилось на провинции, которыми правили эмиры и султаны. Многое в управлении было заимствовано у персов. Иноверцы платили два налога — поземельный и поголовный (харадж и джизья).

Арабский халифат. Карта

Рис. 2. Арабский халифат. Карта.

Распад государства

В 743 году в халифате началась междоусобица. В 747 году против Омейядов произошло восстание в персидских провинциях под предводительством Аббасидов. Спустя три года они смогли свергнуть 14-го халифа Марвана II. Эти события вошли в историю как Аббасидская революция. Остатки правившей династии Омейядов бежали на Иберийский полуостров, где создали Кордовский эмират, который просуществовал с 765 по 929 год.

Большая часть территории бывшего Арабского халифата досталась династии Аббасидов. Они взяли под контроль земли от Туниса на западе и до Памира на востоке. Северной границей государства стал южный берег Аральского моря, а также Дербент на западном берегу Каспия. Общая площадь халифата Аббасидов составляла 6,8 млн кв. м. По форме правления государство также было теократической монархией. В качестве валюты использовались динар и дирхем. Арабы контролировали торговые пути на Ближнем Востоке и в Индийском океане, а также часть Великого шелкового пути. Халифат Аббасидов распался в 945 году.

Столица государства в 750–762 годах находилась в Эль-Куфе, а в 762 году ее перенесли в Багдад, который стал крупным центром арабской культуры и науки. В 836 году столицу перенесли на 56 лет в Самару, а потом снова вернули в Багдад.

Арабский халифат. Распад

Рис. 3. Арабский халифат. Распад.

Что мы узнали?

Арабский халифат существовал с середины VII века по 945 год и на протяжении 100 лет был самым крупным государством на планете. Он возник вследствие появления ислама. Другими названиями халифата были Омейядский и Дамасский.

Читайте также: