История возникновения русской пляски кратко

Обновлено: 04.07.2024

Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.

Особенности русского народного танца

Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей. Во-первых, русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души. Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа.

Невозможно выделить один период из истории Древней Руси, когда зародился народный танец, но с полной уверенностью можно сказать, что он абсолютно точно олицетворяет в себе всю нелегкую и насыщенную историю этого великого государства. Очень часто подобные пляски проводились под аккомпанемент песен и текстов о родине, героях и царях. В основном народный танец был привязан к массовым и большим церковным праздникам. Из самых грандиозных можно выделить: свадьбы, Рождество, Масленицу, Ивана Купала и еще много других, ведь русский народ еще славится и своим огромным количеством празднеств. Одним из самых красивых и особенных танцев на Руси можно назвать пляски на плотах в ночь на Ивана Купала. В этот вечер происходило массовое гулянье с песнями и танцами, а незамужние девушки пускали по речной глади венок из цветов в поисках жениха.

Гуляния в ночь на Ивана Купала

Русский народный танец отличается динамикой, большой подвижностью и наличием всевозможных прыжков и трюков, которые требовали очень хорошей физической подготовки, но стоит отметить, что во времена Древней Руси с этим проблем не было. К большому сожалению, русский народный танец уже не исполняется в наше время с такой частотой. В современном мире он используется лишь в качестве сценической изюминки и национальной демонстрации.

RussianТанец — это особый вид народного искусства.

Не поддаётся счёту сколько различных танцев бытовало на Руси и существует даже до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются, иногда по характеру празднества или события, или места где они исполнялись. Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народа, это широта движения, удаль и сила, весёлость и озорство, особенная жизнерадостность, мягкость, лиричность и поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством благородства и достоинства.

Для древних арийцев в основе своей связанных с ведическими представлениями мироздания, танец является выражением медитаций, единения с природой, продолжением её, выражения высоких чувств любви и вечного стремления к красоте.

В древних русских обрядовых танцах, насколько можно судить, проявлялись формы мышления, свойственные ведическому представлению мира. Одухотворение природы по аналогии с живыми существами, представление о том, что за каждым предметом природы скрывается определённый дух и что каждый предмет — живой. Вера в силу слова, ритма, пластического действия, телодвижения, при помощи которых можно влиять на силу природы и вызывать определённые результаты. Гармонизация всех природных сил, понимание единства и общего проникновения всего сущего во всём мироздании.

До нашего времени дошло совсем немного, это уже довольно поздние календарные и бытовые обряды, которые в своё время естественно влияли на всё творчество русского народа.

Целью календарных обрядов было магическое воздействие на окружающий мир, землю, силы природы, вызванное стремлением предохранить себя от стихийных бедствий.

Семейные обряды связаны с событиями в жизни отдельного человека — рождением, вступлением в пору зрелости, созданием семьи, смертью.

Трудно судить какими энергетическими силами обладали древляне-русичи, как они мыслили, что чувствовали. Одно понятно, что они не были подвержены той основной болезнью человечества: деньги и власть, власть и деньги. Можно только судить о том или о другом, но, анализируя те основные постулаты и представления, как был устроен мир древлян, можно осознать, что сегодняшний мир народного танца, значительно искажён, изменён и отошёл от своих древних истоков, но некоторые (базисные истоки) всё же привнесли некий заряд в русскую культуру, что значительно отличает её от многих культур мира.

Народная хореография всегда была тесно связана с жизнью и развитием общества, с его экономическим и социальным укладом, с верой, с эстетическими требованиями времени.

Каждая эпоха как в зеркале отражается в танцевальной культуре народа. Фольклор наполняет душу каждого человека гордостью за свой народ, воспитывает уважение, любовь и чувство патриотизма.

Велико многообразие русского народного танцевального искусства. Хороводы, переплясы, игровые и другие народные танцы поражают своим многообразием, богатством движений. В танце народ раскрывает свой характер, передает мысли, настроения, переживания.

Как красивы и величавы северные хороводы, как стремительны и зажигательны пляски донских или кубанских казаков! А икрящиеся, задорные уральские кадрили? Сколько же ещё всего вмещает в себя русский танец?

В дохристианской Руси были широко распространены яркие народные игрища, которые приурочивались к календарным ведическим праздникам, например: Ярилин день — праздник Солнца, Таусень — Новый год, Обжинки (Овсень) — сбор урожая, Коляда — зимний праздник и разные другие.

Многие из общих для русского народа черт характера — свободолюбие, неукротимость воли, миролюбие, страстное тяготение к искусствам, стремление к красоте, гостеприимство открытость и веселость — особенно заметно проявлялись в играх, плясках и хороводах.

Державин и Жуковский, Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Некрасов, Тургенев и Толстой, Чехов и Достоевский, Чайковский и Бородин, Римский-Корсаков и Рахманинов, Горький и Твардовский и… (всех невозможно перечислить), все они оставили множество восторженных строк, посвящённых народному творчеству и, в частности, русскому танцу, как выразителю самого сокровенного, сердечного и душевного.

Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой трагически-прекрасной истории, великолепные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, необыкновенные изделия из глины, потрясающе интересную и разнообразную резьбу по дереву и кости, красочную роспись по дереву, прелестную лаковую миниатюру, изумительные по красоте и оригинальности ювелирные украшения, а ещё множество богатых по содержанию и ритмически ярких лирических, героических, свадебных, игровых, плясовых песен, создал также яркую, изумительную по красоте и открытости чувств народную хореографию.

Плясовые и хороводные

. Пляски-импровизации

Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации. В них танцоры не были скованы определенной танцевальной хореографической композицией. Каждому исполнителю давалась возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда были неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.

Танцы-игры

Эти народные пляски можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражал повадкам зверей или птиц, а старался придать им черты человеческого характера.

Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли.

Пляс богатырей русских (Танцы русского боевого искусства)

Пляска вприсядку была распространена по всей Руси. В раннем средневековье общая численность русичей не превышала и миллиона, язык был единым, а общение внутри воинского сословия был дружественным. Но рос род славянский, увеличивалась численность, появлялись особенности в языке, культуре, появлялась вариативность в способах боя, видоизменялись и единые прежде боевые танцы.

Изначально техника присядки существовала в двух проявлениях:

1. Как способ боя.

2. Как боевой танец.

Способы боя вприсядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей.

Бой вприсядку включал в себя четыре основных уровня:

2. Ползунки (перемещения на корточках и четвереньках);

3. Удары и передвижения стоя;

4. Прыжки и колёса.

Кувырки применялись в основном как тактические перемещения и как способы самостраховки при падении.

Ползунки, это особый вид перемещения на нижнем уровне, из которого можно наносить удары и выполнять прыжки. Атаки оружием усиливались ударами и подсечками выполняемыми ногами. Руки, поставленные на землю, давали дополнительную опору, в них можно держать оружие и подбирать его с земли.

В пеших схватках бой вприсядку был актуален для воина упавшего на землю, оказавшегося в одиночку против многих противников, в тесноте или в темноте. Такая манера боя требовала хорошей физической подготовки и была очень энергоемкой, поэтому её применяли, как тактический элемент боя, чередуя с экономной техникой.

Необходимые, специфические для такой манеры боя двигательные навыки и особенно выносливость, и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях.

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров и пользовался большой популярностью.

Во время гражданской войны боевая пляска продолжала жить в войсках, как у красных, так и у белых. Хорошо запомнились красноармейцам атаки полков Ижевского и Водкинского заводов, сражавшихся под красным флагом, но против большевиков. Они шли в бой под гармошку, с заброшенными за плечи винтовками а перед строем отплясывали бойцы. Трудно в это поверить, но большевики не выдерживали таких психологических плясовых атак и отступали.

Важность русских хороводов для нашего народа столь велика, что мы, например, кроме, пожалуй, русских народных свадеб, не знаем ничего подобного. Хороводы занимают в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень. В хороводах мы открываем творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий. И только при этом взгляде наша русская культура ничего подобного не имеет в мире. Отнимите у русского народа лирику, романтизм, стремление к красоте — поэзию, уничтожьте его веселый открытый дух, лишите его светлых, восторженных игрищ, и наша народность останется без творчества — без жизни. Этим и отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, да и от всего прочего мира в целом.

Первоначальное значение русского хоровода, кажется, потеряно навсегда. Мы не имеем никаких источников, указывающих прямо на время его появления на русской земле, и поэтому все предположения так и остаются предположениями.

Возле рек и озер, на лугах, рощах…, даже на пустоши и дворах — вот места где водили народные хороводы, там они и получили свои особенные названия и удержали исстари за собою это право.

Бывают хороводы праздничные, бывают повседневные, бытовые. Праздничные хороводы — самые древние: с ними сопряжено воспоминания прошлого, незапамятного народного празднества.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Весна и осень, два времени, в которые поселяне более всего веселились. Принимая разделение хороводов на весенние, летние и осенние, можно увидеть настоящую картину русской жизни и правильнее отследить за постепенным ходом народных обычаев.

Самобытность русского хоровода заключается в многообразии видов, в неразрывной связи его содержания с русской действительностью, в характере исполнения и бытования, в преемстве его с древними обрядами.

С обрядами хоровод связан тематизмом хореографии. Справедливо считаются самыми древними те хороводы, в которых отражается трудовая деятельность народа. Связь с трудом, бытом, интересами народа в обрядах и в хороводах сохраняется до наших дней. Современному русскому хороводу присуща также и театрализация.

Можно относиться к современности по-разному, но нельзя относиться к прошлому с пренебрежением. Необходимо развиваться, но надо всё же знать как было, а к культуре своего народа надо не только относится с почитанием, но и понимать, что народное творчество, это, что мы из себя представляем. Надо бы научиться понимать, что прилипло и что там внутри под этим слоем налипшего. Но как этого достичь?

Когда русская культура достойна, когда русская история достойна, то имеет смысл потратить время и обратиться, разобраться, почувствовать кто есть мы на самом деле.

Но всё же, когда вы обратитесь к изучению материалов русского народного танца, то очень сложно будет понять, а где всё же правда, а где кривда. Вы посмотрите тысячи картинок, фотографий, что-то ещё, и не найдёте ничего, что раскроет вам истоки русской народной хореографии. Обратитесь в музеи, к древним книгам в библиотеках и там будет всё то, что мы называем христианской историей, а всё древнерусское уже плотно обволокла эта липкая паутина.

Но может быть всё же мы что-то найдём в древнерусских сказках, в былинах, но и там уже много наносного, искажённого. Но пусть тогда нам подскажет сердце, что есть настоящее, а что чужеродное.

Русский народный танец является одним — из более распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец, всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т. п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.) и со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика.

В центре земледельческой пляски была имитация явлений приро­ды, животных и птиц, трудовых процессов, в ней человек закреплял приобретенные знания и навыки.




С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра 1, чьи многочисленные внутренние реформы и блестящие военные победы завершили процесс формирования русского государства. Петр, приняв титул императора всероссийского, начал создавать новое государство — Российскую империю, пришедшую на смену старой боярской Руси. Реформы Петра коснулись всех сторон русской действительности, внося резкие изменения в культурную и общественную жизнь России. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а с ними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались самим царем. В обязательную программу петровских ассамблей, входили различные европейские танцы: менуэт — французский танец, польский типа полонеза, английский англез, сочиненный в Петровскую эпоху танец типа немецкого гросфатера и другие.

И лишь в народе русский танец не только сохраняется, но и развивается, принимая новые разновидности. Так, в результате влия­ния западных салонных танцев в русском быту появляются кадриль, ленце, полька и другие. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретают типично русские местные черты, манеру и характер исполнения, лишь отдаленно напоминая своих западных собратьев.

Русское государство в XIX веке проходит сложный процесс своего развития. Появляется рабочий класс, обостряется классовая борьба, растет революционный протест народа и его национальное самосознание. Развитие капитализма в России, частые войны — все это, не могло не отразиться на народном творчестве, в частности на русском народном танце, на его содержании и художественной форме.

После Октябрьской революции, новой формой проявления танце­вального творчества народа, стали профессиональные ансамбли песни и танца, народные хоры, а также самодеятельные коллективы. Эти массовые любительские коллективы, возникшие почти во всех облас­тях России, сумели поднять огромные пласты народного песенного и танцевального искусства, вывести русский народный танец на боль­шую сцену. Художественная самодеятельность стала своеобразным преемником и продолжателем традиций русской народной хореогра­фии. Массовое развитие танцевальной художественной самодеятельности выявило много талантливых исполнителей. Если раньше, русские танцы и пляски исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах, то теперь они занимают большое место в репертуаре профессиональных театров. Появилась группа больших мастеров, знатоков народного искусства, хореографов, педа­гогов, исполнителей. Всем знакомы эти имена: П.П. Вирский, К.Я. Голейзовский, М.С. Годенко, О.Н. Князева, И.З. Меркулов, И.А. Моисеев, Н.С. Надеждина, М.С. Чернышёв.

В настоящее время в хореографической самодеятельности, как взрослой, так и детской, участвуют миллионы людей. Многочисленные хореографические кружки, ансамбли, танцевальные группы при хорах русской песни бережно хранят и изучают русский танцевальный фольклор. На его основе создают новые танцы, развивают народные исполнительские традиции.

Русскому танцу сотни лет, но в современную эпоху он как бы переживает свою вторую молодость. Наряду с устоявшимися видами русского народного танца и традиционными формами его исполнения и построения возникают новые виды, создаются новые формы построения, но то, что было накоплено столетиями, было и остаётся в пляске неизменно.

Русский народный танец является одним — из более распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец, всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т. п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.) и со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика.

В центре земледельческой пляски была имитация явлений приро­ды, животных и птиц, трудовых процессов, в ней человек закреплял приобретенные знания и навыки.

С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра 1, чьи многочисленные внутренние реформы и блестящие военные победы завершили процесс формирования русского государства. Петр, приняв титул императора всероссийского, начал создавать новое государство — Российскую империю, пришедшую на смену старой боярской Руси. Реформы Петра коснулись всех сторон русской действительности, внося резкие изменения в культурную и общественную жизнь России. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а с ними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались самим царем. В обязательную программу петровских ассамблей, входили различные европейские танцы: менуэт — французский танец, польский типа полонеза, английский англез, сочиненный в Петровскую эпоху танец типа немецкого гросфатера и другие.

И лишь в народе русский танец не только сохраняется, но и развивается, принимая новые разновидности. Так, в результате влия­ния западных салонных танцев в русском быту появляются кадриль, ленце, полька и другие. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретают типично русские местные черты, манеру и характер исполнения, лишь отдаленно напоминая своих западных собратьев.

Русское государство в XIX веке проходит сложный процесс своего развития. Появляется рабочий класс, обостряется классовая борьба, растет революционный протест народа и его национальное самосознание. Развитие капитализма в России, частые войны — все это, не могло не отразиться на народном творчестве, в частности на русском народном танце, на его содержании и художественной форме.

После Октябрьской революции, новой формой проявления танце­вального творчества народа, стали профессиональные ансамбли песни и танца, народные хоры, а также самодеятельные коллективы. Эти массовые любительские коллективы, возникшие почти во всех облас­тях России, сумели поднять огромные пласты народного песенного и танцевального искусства, вывести русский народный танец на боль­шую сцену. Художественная самодеятельность стала своеобразным преемником и продолжателем традиций русской народной хореогра­фии. Массовое развитие танцевальной художественной самодеятельности выявило много талантливых исполнителей. Если раньше, русские танцы и пляски исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах, то теперь они занимают большое место в репертуаре профессиональных театров. Появилась группа больших мастеров, знатоков народного искусства, хореографов, педа­гогов, исполнителей. Всем знакомы эти имена: П.П. Вирский, К.Я. Голейзовский, М.С. Годенко, О.Н. Князева, И.З. Меркулов, И.А. Моисеев, Н.С. Надеждина, М.С. Чернышёв.

В настоящее время в хореографической самодеятельности, как взрослой, так и детской, участвуют миллионы людей. Многочисленные хореографические кружки, ансамбли, танцевальные группы при хорах русской песни бережно хранят и изучают русский танцевальный фольклор. На его основе создают новые танцы, развивают народные исполнительские традиции.

Русскому танцу сотни лет, но в современную эпоху он как бы переживает свою вторую молодость. Наряду с устоявшимися видами русского народного танца и традиционными формами его исполнения и построения возникают новые виды, создаются новые формы построения, но то, что было накоплено столетиями, было и остаётся в пляске неизменно.

Танец - это разнообразный и богатейший вид искусства, существующий с незапамятных времен. Его отличительная яркость и эмоциональный посыл никого не оставляют равнодушным и вовлекают в свое действие всех желающих приобщиться к многогранному миру искусства.

Русский народный танец

Русский танец – национальные традиции

Ни для кого не секрет, что русский народный танец является прародителем всех направлений отечественного танцевального искусства, которое формировалось в течение многих лет на его основе. Постоянно меняющаяся мода и стремительное течение времени никак не смогли воздействовать на него и тем более повлиять на полное исчезновение с русской земли. Этот вид творчества гордо несёт в себе всю историю нашего народа. Каждое поколение как святыню сохраняет память о своих далеких предках и трепетно бережёт всё то, что отображает их жизнь.

Те или иные хореографические образы и приемы, используемые в разных странах, зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой. Если говорить о том, какие существуют русские народные танцы, названия которых известны по всему миру, то здесь ситуация является похожей. Определенный стиль, сложившийся уже давно и формировавшийся на протяжении многих столетий, помогает без труда узнать отечественную хореографическую школу из множества других. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть всех этих элементов, определенные отличительные черты есть у каждого из них.

Что такое русский танец?

Являясь ярким и красочным творением, русский народный танец отражает эмоциональное, художественное и характерное представление о его многовековой истории. Он воплощает в себе всю творческую фантазию народа, глубину его мысли и чувства. Этот вид искусства несет в себе конкретную идею, которая очень точно отражается в постановках. В них присутствуют: драматургическая завязка, сюжет, замысловатые художественные образы, рождающиеся благодаря многообразию пластических движений и задуманных рисунков. Исполнительский образ воспринимается нами путем ассоциаций.

Русский народный танец

Танцевальная лексика

Содержание танцевальной лексики плотно связано с характером и ритмом мелодии. Она является самым ярко выраженным средством в танцевальном номере. Ее составляющие инструменты: пластические жесты, мимика, мизансцены, движения рук и ног, головы и корпуса. Русский народный танец отражает лексику в концентрированной форме и прямой совокупности с национальным колоритом. Она помогает определить, к какому месту жительства относится постановка.

Виды народной лексики

Русский народный танец объединяет в себе четыре вида танцевальной лексики:

  • Образная. С ее помощью создается эмоционально-подражательная ассоциация с предложенным образом. Например: ель, заяц, олень, птица и так далее.
  • Естественная. Само действие подсказывает развивающуюся в танце пластику.
  • Традиционная. Техника, наработанная за долгое время и находящаяся в постоянном процессе развития. Современные постановочные работы стилизованных танцев отличаются от старинных своей выразительностью, техникой исполнения и многообразием танцевальных движений.
  • Интонация. Это пример ярко выраженного сочетания характера эмоционального состояния с ритмом произведения. К примеру, одинаковое движение, которое исполняется в различных ритмах, отражает абсолютно разное настроение исполнителя: быстрый темп выражает радость, медленный – подчеркивает нотку грусти и мечтательности.

Основные танцы России

Свою историю этот вид творчества берет еще с Древней Руси. В то время ни одна ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок, основные признаки которых – широта движений и молодецкая удаль, удивительным образом сочетающиеся с поэтичностью и чувством собственного достоинства. Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от мужчин, а от женщин – плавности движений и величавости. Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками – это своеобразная ода отечеству. Так как зачастую подобные выступления сопровождались сказаниями и песнями о героях Родины, о царях и их победах.

Основные русские народные танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими:

  • трепак;
  • хоровод;
  • русская пляска;
  • игровые народные танцы;
  • пляски-импровизации.

Каждый из этих элементов отечественной хореографии требует более пристального внимания, так как необходимо дать описание всех этих номеров и охарактеризовать их основные черты.

Присядка – русский народный танец

русский народный танец

Хоровод как один из основных русских танцев

Русский народный танец

Популярная русская пляска-импровизация

Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть заключается в том, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией.

Русский народный танец

Русский народный танец

Игровые русские народные танцы

Не меньшее внимание следует уделить и этому жанру национальной хореографии, в котором как ни в одном другом выражалась заинтересованность людей явлениями природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно явно видно в подражании, к примеру, метелице, ветру, иногда – медведю, зайцу и пр. Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты. В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни. Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе. А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

русские народные танцы

Народный танец с медведями

Такой вид развлечения впервые датируется 907 годом, когда великий князь Олег со своим народом в Киеве праздновал победу, одержанную над греками. В тот день его величество развлекали 16 переодетых в медведей танцоров, а также 4 настоящих медведя, которые были одеты в костюмы людей. По окончании мероприятия Олег приказал отпустить медведей на волю, а ряженых исполнителей было приказано казнить, так как, по преданию, плохо видящий князь разглядел в них ненавистных ему северных послов, так и не отдавших ему долг, равный нескольким сотням шкурок куницы.

русские народные танцы

Так или иначе, подобные забавы практиковались на Руси очень часто, и выступления с медведями стали постоянной забавой, в особенности для гостей, не привыкших к этим диким зверям. Возможно, именно после этого облик русского человека начал ассоциироваться с этим сильным, могучим, но обычно доброжелательным животным. Во все времена в России ценили и уважали традиции, а поэтому сохранили до наших времен и такое творчество, как народные танцы. Названия основных народных танцев, как становится понятно из всего вышесказанного, полностью отображают саму их суть и олицетворяют собой простоту и широту души. Поэтому важно сохранить подобный фольклор неизменным, чтобы потомки могли лично убедиться в том, что искусство на Руси было в почете, а также сделать так, чтобы народное достояние процветало еще долгие годы.

История народного танца — это история самого становления человечества. Еще в древние времена первобытные люди, испытывающие необъяснимый ужас перед силами природы, старались умилостивить ее, исполняя особые ритмические движения, поддерживаемые иногда специальными словами или выкриками.

Пляска как основа синкретического искусства сопровождала все важные вехи человеческой жизни: рождение и смерть, взросление и инициацию, трудовую деятельность. С помощью пластики человек учился выражать свое отношение к миру, чувства и эмоции.

С развитием общества происходит постепенное отделение танца от поэзии в самостоятельный вид искусства. Постепенно меняется и усложняется рисунок танца, и у каждого народа начинают проявляться свои, характерные для определенного этноса, музыкальные и хореографические особенности.

В погребальных обрядах Древнего Египта танцовщики исполняли ритуальный танец перед быком Асписом, а в Древней Греции под покровительством Терпсихоры танцевальное искусство развивалось широко и всесторонне: особые священные танцы сопровождали религиозные обряды, дополняли действие знаменитых трагедий и комедий на сцене, пиррихи способствовали воспитанию чувства долга и храбрости у юных воинов, а бытовые танцы отражали повседневную жизнь и труд обычных людей.

История народного танца древних восточных славян связана в первую очередь с языческими обрядами и формированием древнерусской народности. Уже тогда между соседними славянскими племенами устраивались игрища, на которых проводили специальные обряды в угоду древним божествам, пели специальные песни, водили хороводы. Хоровод — самый древний вид танцевального искусства. Круг, в который встают люди, символизировал собой солнце, в честь которого и заводили хоровод.

История народного танца не может быть отделена от истории самого народа, его быта, природы, которая его окружает.

Народные танцы не исполнялись для зрителей. Это было действо, в котором принимали участие все желающие. И только в конце XIX — начале XX века их стали выводить на сцену. Тогда стали появляться профессиональные хореографические коллективы, исполняющие народные танцы.

Всемирной энциклопедией народного танца можно назвать творчество великого мастера Игоря Моисеева. С 1937 года Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева занимается возрождением и распространением фольклорных танцев всего мира. Профессиональный уровень воспитанников моисеевской школы и сегодня служит непревзойденным эталоном мастерства хореографического искусства.

Именно творчество таких прославленных коллективов способствует сохранению фольклорного искусства, его традиций. Ведь история народного танца — это история души народа, его мечты и веры. Передаваемые от одного поколения к другому они пришли к нам из глубокой древности, сохранив все свои самые лучшие черты.

Читайте также: