Шкловский о теории прозы кратко
Обновлено: 04.07.2024
Шкловский, Виктор Борисович (1893-1984).
О теории прозы / Виктор Шкловский. - Москва : Советский писатель, 1983. - 382, [1] с.; 20 см.; ISBN В пер. (В пер.) : 1 р. 70 к.
Филологические науки. Художественная литература -- Мировая литература -- История литературы. Идейно-художественные особенности литературы -- История жанров -- Художественная проза
Проза
Литература, теория
Шифр хранения:
FB Б 83-43/293
FB Б 83-43/292
CZ3 Ш40/Ш66
MFK 801-07/1595
Недоступно для просмотра Электронный заказ
Искусство
Быт
Как известно, на Шкловского оказала влияние филология XIX века, особенно работы Александр Николаевича Веселовского (1838—1906). Если внимательнее взглянуть на связи Шкловского с этим более ранним, историческим типом мышления, то можно увидеть, что отношения между искусством и жизнью (бытом) мыслятся им как существующие во времени. Как я постараюсь показать, литературная теория Шкловского оперирует постоянным напряжением между искусством и жизнью.
ЭРОТИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА
Мы невольно переносим на природу наше самоощущение жизни, выражающееся в движении, в проявлении силы, направляемой волей; в тех явлениях или объектах, в которых замечалось движение, подозревались когда-то признаки энергии, воли, жизни. Это миросозерцание мы называем анимистическим; в приложении к поэтическому стилю, и не к нему одному, вернее будет говорить о параллелизме[11].
СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ КАК УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Существенно, что модель, утверждавшаяся Шкловским в качестве универсальной для всего словесного творчества, заимствовалась им у фольклориста, который описывал устное исполнение. Это имело определенные последствия для подхода Шкловского к структуре повествования в целом.
В художественном произведении, кроме тех элементов, которые состоят из заимствований, существует еще элемент творчества, известной воли творца, строящего произведение, берущего один кусок и ставящего его рядом с другими кусками[36].
Я стою на той точке зрения, что произведение, особенно длинное, не создается путем осуществления своего задания. Задание существует, но техника произведения переделывает его до конца. Единство литературного произведения — вероятно, миф, так кажется, по крайней мере, мне, писавшему полу-беллетристические вещи и видавшему много, как их писали[38].
Подход Шкловского к построению сюжета сближает литературу с устным исполнением, отчасти потому, что теоретик опирается на примеры, почерпнутые из фольклорных исследований. Привлекательность этой модели состоит для него в том, что она отчетливо демонстрирует, в какой мере сюжет представляет собой результат применения доступных автору технических средств. В устном построении (исполнении) влияние этих приемов усиливается за счет того, что на размышление о том, какой прием использовать или каким материалом его наполнить, автору остается очень мало времени. Шкловский хотел создать теорию не только устного повествования, но литературы в целом, и поэтому заменил давление времени психологическим и биологическим давлением.
ФАБУЛА VS СЮЖЕТ КАК ЖИЗНЬ VS ИСКУССТВО
ОТКРЫТАЯ ТЕОРИЯ ПРОЗЫ
Как и его коллеги-формалисты, Шкловский хотел создать теорию литературы, при этом он обращался, прежде всего, не к лингвистике как к источнику универсальных законов языка, а к области психологических констант[60]. Формулируя свой подход к литературе, Шкловский опирался на модель устного фольклора. И если литературное творчество и подход к нему основываются на понимании внутренней интегрированности и целостности произведения искусства, зафиксированной в серии неизменных письменных знаков, то устный фольклорный нарратив изменяется всякий раз, когда он исполняется. Соответственно, традиционный взгляд на литературу исходил из понимания автора как уникальной и автономной фигуры, а Шкловский подходит к автору не как к уникальному индивиду, но как к субъекту, реализующему универсальные психологические мотивы. Поэтому произведение искусства для Шкловского есть не проявление индивидуальной психологии конкретного автора, но проявление родовой человеческой природы.
[2] Steiner P. Russian Formalism: A Metapoetics. Ithaca: Cornell University Press, 1984. Р. 48 (таблица модифицирована).
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
О теории прозы: краткое содержание, описание и аннотация
В своей книге В. Б. Шкловский возвращается к давним теоретическим размышлениям о литературе, переосмысливая и углубляя взгляды и концепции, известные по его работам 20-х годов. Это глубоко содержательные размышления старого писателя о классической и современной прозе.
Виктор Шкловский: другие книги автора
Кто написал О теории прозы? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
О теории прозы — читать онлайн ознакомительный отрывок
Виктор Борисович Шкловский
Гамлет приехал в свой дом, вернее, в свои углы (где можно себя вспомнить, куда принято возвращаться), потому что они соединяют в себе разнообразные воспоминания.
А в книгах, и на устах человека, и в мозгу его – слова живут иначе. Они дежурят, ждут.
Мы не знаем судьбу слов, среди которых живем.
Как не знаем природы, которая меняет наше окружение, отсчитывает времена года, испытывает нас холодом и скукой зимы и возвращается как слова, про которые хочу думать или которыми я хочу думать. Меня недавно поразили слова одного китайского рассказа. Человек видел во сне бабочку, и, проснувшись, он задумался о том, он ли видел во сне бабочку, или, может быть, бабочка увидела во сне его.
Он только часть жизни этой неведомой страны, сама же крылатка улетела.
Так что же такое слова?
Слова разные; в зависимости от того, кто их приносит.
Они приносятся, как будто вырванные с корнями, с куском леса мысли, в котором они живут и сталкиваются.
И спор о границе смелости строителя сменяется мыслями о воде, которая вернулась к пологому берегу, берегу без сопротивления, вернулась, проникла в город, построенный великим желанием, и при этом как будто не сказано, что главный герой поэмы – не Петр Первый, а человек, который и не снился Петру; человек, любящий женщину, живущую на плоском острове у берега, который должен быть украшен одним из величайших городов мира.
Мысль возвращается к поэме.
Как челобитчик у дверей
Ему не внемлющих судей.
Преодоленные обстоятельства и само решение Петра оспариваются наводнением.
Вот поиски начала слова. Что такое слово?
Мы все думаем с первого класса, когда нас только начали спрашивать, а мы искали слово нужное в данный момент; как будто начиная додумывать несовершенное свое бытие, несовершенную машину.
Мысли и слова бывают разные, но первым приступом в голову лезут слова несовершенные, ошибочные.
Слово не живет одиноко, слово живет повторениями. Это хорошо знал великий поэт – великий сосед человека, который построил город у широкой реки, построил город, грудью обращенный к ветрам.
Планы создаются в уже созданных вещах.
Но самая главная судьба слова в том, что оно живет во фразе. И живет повторениями.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Так описывается план построения корабля поэзии.
Слово освобождает душу от тесноты.
Здесь говорится о физическом движении, которое начато и которое не подавлено. Почему рифмы здесь так поставлены, выделены, поставлены как флаги, как вехи постройки?
Не потому, что рифмы – это созвучность, а потому, что рифма – это повтор и возвращение к прежде сказанному слову, рифма как будто удивляется тому, что слово, которое разносмысленно, равнозвучно.
Вот этот перебор смысловых значений (через звуковые сочетания), столкновений смыслов держится в поэме рифмами, держится построением строф.
А как же прозаики?
Что же тормозится в прозе?
Что повторяет Достоевский или Толстой в своих нерифмованных строках прозы, сделанных простыми словами, которые кажутся находящимися в простой связи?
Здесь повторяются обстоятельства. Проза возвращает причину события. Она перестраивает историю.
Дальше идет рассказ, где эти обстоятельства по-разному рассматриваются, рассматриваются в своем развитии. И вот эти повторения (как и в стихах) создают плодовитую медленность, глубокую пахоту прозы.
Вот так эпизоды прозы как бы повторяются. Как будто человек возвращается обратно по ступеням своей жизни. И вот так повторяемость эпизодов сближает так называемый сюжет с так называемыми рифмами.
Гиршман М.М. Ритм художественной прозы
- формат djvu
- размер 4.53 МБ
- добавлен 18 апреля 2011 г.
Гиршман М.М. Ритм художественной прозы
- формат doc
- размер 314.05 КБ
- добавлен 23 августа 2010 г.
Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приемы - Текст
- формат pdf
- размер 9.82 МБ
- добавлен 04 октября 2011 г.
Предисл. М.Л. Гаспарова. М. : АО Издательская группа "Прогресс", 1996. 344 с. Статьи, включенные в настоящий сборник, написаны на материале поэзии и прозы XIX - XX вв. и охватывают три десятилетия в области литературоведения известных филологов А.К. Жолковского и Ю.К. Щеглова. Авторами была разработана оригинальнальная концепция, утвердившая себя под названием "Тема - Текст". В ней делается акцент на содержании отдельных литературных произведений.
Злыднева Н.В. Поэтика прозы Андрея Платонова
- формат pdf
- размер 4.08 МБ
- добавлен 02 декабря 2011 г.
М.: Институт славяноведения РАН, 2006. – 224 с. Монография представляет собой опыт прочтения прозы Андрея Платонова 1920–1930-х годов сквозь призму орнаментики мотива – т.е. сочетаемости наиболее значимых в творчестве писателя мотивов-лексем и мотивных комплексов, таких, как ветхость, мусор, город, вещь, трава, пустота, тело, зрение, насекомые, двор, далекое/близкое и ряда других. Автор сделал попытку наметить связи между концептуальным и формаль.
Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века
- формат pdf
- размер 2.97 МБ
- добавлен 04 декабря 2011 г.
М.: Высшая школа, 2008. - 408 с. Учебное пособие рассматривает фантастическую литературу ХХ в. в контекте развития иных типов художественного вымысла, в совокупности составляющих единую систему взаимосвязанных разновидностей повествования о необычайном. На примере прозы и драматургии российских, европейских и американских авторов в книге реконструируются оригинальные художественные структуры – модели реальности, характерные для фантастики, утопи.
Курсовая работа - Особенности современной женской прозы
- формат doc
- размер 35.99 КБ
- добавлен 30 января 2011 г.
Курсовая работа по зарубежной литературе ХХ века Введение Феномен "массовой литературы" Специфика и "женский почерк" в современной прозе Л. Петрушевская - проза новой волны Заключение Список литературы
Шкловский В., Эйхенбаум Б., Якубинский Л. и др. Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. Вып. 1-2
- формат pdf
- размер 10.94 МБ
- добавлен 24 ноября 2011 г.
Шкловский В.Б. Избранное в 2х томах. Том 1
- формат doc
- размер 2.72 МБ
- добавлен 21 июня 2011 г.
Шкловский В.Б. Избранное в 2х томах. Том 2
- формат doc
- размер 2.9 МБ
- добавлен 22 июня 2011 г.
М.: Худож. лит. , 1983. — 640 с. Ви?ктор Бори?сович Шкло?вский (1893—1984) — русский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист. Идеи Шкловского способствовали развитию литературоведения и теории иск-ва. Выдвинутые им и применяемые в худож. анализе понятия остра-нения, материала и формы, сюжета и фабулы, идея диалектического самодвижения иск-ва, наблюдения над историческим бытием структур худож. произв. плодотворны и испол.
Шкловский В.Б. Искусство как прием
- формат doc
- размер 104 КБ
- добавлен 14 августа 2010 г.
Читайте также: