Шкловский о теории прозы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Шкловский, Виктор Борисович (1893-1984).
О теории прозы / Виктор Шкловский. - Москва : Советский писатель, 1983. - 382, [1] с.; 20 см.; ISBN В пер. (В пер.) : 1 р. 70 к.

Филологические науки. Художественная литература -- Мировая литература -- История литературы. Идейно-художественные особенности литературы -- История жанров -- Художественная проза
Проза
Литература, теория
Шифр хранения:
FB Б 83-43/293
FB Б 83-43/292
CZ3 Ш40/Ш66
MFK 801-07/1595
Недоступно для просмотра Электронный заказ

Искусство

Быт

Как известно, на Шкловского оказала влияние филология XIX века, особенно работы Александр Николаевича Веселовского (1838—1906). Если внимательнее взглянуть на связи Шкловского с этим более ранним, историческим типом мышления, то можно увидеть, что отношения между искусством и жизнью (бытом) мыслятся им как существующие во времени. Как я постараюсь показать, литературная теория Шкловского оперирует постоянным напряжением между искусством и жизнью.

ЭРОТИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

Мы невольно переносим на природу наше самоощущение жизни, выражающееся в движении, в проявлении силы, направляемой волей; в тех явлениях или объектах, в которых замечалось движение, подозревались когда-то признаки энергии, воли, жизни. Это миросозерцание мы называем анимистическим; в приложении к поэтическому стилю, и не к нему одному, вернее будет говорить о параллелизме[11].

СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ КАК УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Существенно, что модель, утверждавшаяся Шкловским в качестве универсальной для всего словесного творчества, заимствовалась им у фольклориста, который описывал устное исполнение. Это имело определенные последствия для подхода Шкловского к структуре повествования в целом.

В художественном произведении, кроме тех элементов, которые состоят из заимствований, существует еще элемент творчества, известной воли творца, строящего произведение, берущего один кусок и ставящего его рядом с другими кусками[36].

Я стою на той точке зрения, что произведение, особенно длинное, не создается путем осуществления своего задания. Задание существует, но техника произведения переделывает его до конца. Единство литературного произведения вероятно, миф, так кажется, по крайней мере, мне, писавшему полу-беллетристические вещи и видавшему много, как их писали[38].

Подход Шкловского к построению сюжета сближает литературу с устным исполнением, отчасти потому, что теоретик опирается на примеры, почерпнутые из фольклорных исследований. Привлекательность этой модели состоит для него в том, что она отчетливо демонстрирует, в какой мере сюжет представляет собой результат применения доступных автору технических средств. В устном построении (исполнении) влияние этих приемов усиливается за счет того, что на размышление о том, какой прием использовать или каким материалом его наполнить, автору остается очень мало времени. Шкловский хотел создать теорию не только устного повествования, но литературы в целом, и поэтому заменил давление времени психологическим и биологическим давлением.

ФАБУЛА VS СЮЖЕТ КАК ЖИЗНЬ VS ИСКУССТВО

ОТКРЫТАЯ ТЕОРИЯ ПРОЗЫ

Как и его коллеги-формалисты, Шкловский хотел создать теорию литературы, при этом он обращался, прежде всего, не к лингвистике как к источнику универсальных законов языка, а к области психологических констант[60]. Формулируя свой подход к литературе, Шкловский опирался на модель устного фольклора. И если литературное творчество и подход к нему основываются на понимании внутренней интегрированности и целостности произведения искусства, зафиксированной в серии неизменных письменных знаков, то устный фольклорный нарратив изменяется всякий раз, когда он исполняется. Соответственно, традиционный взгляд на литературу исходил из понимания автора как уникальной и автономной фигуры, а Шкловский подходит к автору не как к уникальному индивиду, но как к субъекту, реализующему универсальные психологические мотивы. Поэтому произведение искусства для Шкловского есть не проявление индивидуальной психологии конкретного автора, но проявление родовой человеческой природы.

[2] Steiner P. Russian Formalism: A Metapoetics. Ithaca: Cornell University Press, 1984. Р. 48 (таблица модифицирована).

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Виктор Шкловский О теории прозы

О теории прозы: краткое содержание, описание и аннотация

В своей книге В. Б. Шкловский возвращается к давним теоретическим размышлениям о литературе, переосмысливая и углубляя взгляды и концепции, известные по его работам 20-х годов. Это глубоко содержательные размышления старого писателя о классической и современной прозе.

Виктор Шкловский: другие книги автора

Кто написал О теории прозы? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Виктор Шкловский: Лев Толстой

Лев Толстой

Виктор Шкловский: Гамбургский счет: Статьи – воспоминания – эссе (1914–1933)

Гамбургский счет: Статьи – воспоминания – эссе (1914–1933)

Виктор Шкловский: Техника писательского ремесла

Техника писательского ремесла

Виктор Шкловский: Повесть о художнике Федотове

Повесть о художнике Федотове

Виктор Шкловский: О теории прозы

О теории прозы

Виктор Шкловский: Энергия заблуждения. Книга о сюжете

Энергия заблуждения. Книга о сюжете

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Виктор Шкловский: Повести о прозе. Размышления и разборы

Повести о прозе. Размышления и разборы

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

О теории прозы — читать онлайн ознакомительный отрывок

Виктор Борисович Шкловский

Гамлет приехал в свой дом, вернее, в свои углы (где можно себя вспомнить, куда принято возвращаться), потому что они соединяют в себе разнообразные воспоминания.

А в книгах, и на устах человека, и в мозгу его – слова живут иначе. Они дежурят, ждут.

Мы не знаем судьбу слов, среди которых живем.

Как не знаем природы, которая меняет наше окружение, отсчитывает времена года, испытывает нас холодом и скукой зимы и возвращается как слова, про которые хочу думать или которыми я хочу думать. Меня недавно поразили слова одного китайского рассказа. Человек видел во сне бабочку, и, проснувшись, он задумался о том, он ли видел во сне бабочку, или, может быть, бабочка увидела во сне его.

Он только часть жизни этой неведомой страны, сама же крылатка улетела.

Так что же такое слова?

Слова разные; в зависимости от того, кто их приносит.

Они приносятся, как будто вырванные с корнями, с куском леса мысли, в котором они живут и сталкиваются.

И спор о границе смелости строителя сменяется мыслями о воде, которая вернулась к пологому берегу, берегу без сопротивления, вернулась, проникла в город, построенный великим желанием, и при этом как будто не сказано, что главный герой поэмы – не Петр Первый, а человек, который и не снился Петру; человек, любящий женщину, живущую на плоском острове у берега, который должен быть украшен одним из величайших городов мира.

Мысль возвращается к поэме.

Как челобитчик у дверей
Ему не внемлющих судей.

Преодоленные обстоятельства и само решение Петра оспариваются наводнением.

Вот поиски начала слова. Что такое слово?

Мы все думаем с первого класса, когда нас только начали спрашивать, а мы искали слово нужное в данный момент; как будто начиная додумывать несовершенное свое бытие, несовершенную машину.

Мысли и слова бывают разные, но первым приступом в голову лезут слова несовершенные, ошибочные.

Слово не живет одиноко, слово живет повторениями. Это хорошо знал великий поэт – великий сосед человека, который построил город у широкой реки, построил город, грудью обращенный к ветрам.

Планы создаются в уже созданных вещах.

Но самая главная судьба слова в том, что оно живет во фразе. И живет повторениями.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

Так описывается план построения корабля поэзии.

Слово освобождает душу от тесноты.

Здесь говорится о физическом движении, которое начато и которое не подавлено. Почему рифмы здесь так поставлены, выделены, поставлены как флаги, как вехи постройки?

Не потому, что рифмы – это созвучность, а потому, что рифма – это повтор и возвращение к прежде сказанному слову, рифма как будто удивляется тому, что слово, которое разносмысленно, равнозвучно.

Вот этот перебор смысловых значений (через звуковые сочетания), столкновений смыслов держится в поэме рифмами, держится построением строф.

А как же прозаики?

Что же тормозится в прозе?

Что повторяет Достоевский или Толстой в своих нерифмованных строках прозы, сделанных простыми словами, которые кажутся находящимися в простой связи?

Здесь повторяются обстоятельства. Проза возвращает причину события. Она перестраивает историю.

Дальше идет рассказ, где эти обстоятельства по-разному рассматриваются, рассматриваются в своем развитии. И вот эти повторения (как и в стихах) создают плодовитую медленность, глубокую пахоту прозы.

Вот так эпизоды прозы как бы повторяются. Как будто человек возвращается обратно по ступеням своей жизни. И вот так повторяемость эпизодов сближает так называемый сюжет с так называемыми рифмами.

Шкловский В.Б. О теории прозы

Гиршман М.М. Ритм художественной прозы

  • формат djvu
  • размер 4.53 МБ
  • добавлен 18 апреля 2011 г.

Гиршман М.М. Ритм художественной прозы

  • формат doc
  • размер 314.05 КБ
  • добавлен 23 августа 2010 г.

Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты - Тема - Приемы - Текст

  • формат pdf
  • размер 9.82 МБ
  • добавлен 04 октября 2011 г.

Предисл. М.Л. Гаспарова. М. : АО Издательская группа "Прогресс", 1996. 344 с. Статьи, включенные в настоящий сборник, написаны на материале поэзии и прозы XIX - XX вв. и охватывают три десятилетия в области литературоведения известных филологов А.К. Жолковского и Ю.К. Щеглова. Авторами была разработана оригинальнальная концепция, утвердившая себя под названием "Тема - Текст". В ней делается акцент на содержании отдельных литературных произведений.

Злыднева Н.В. Поэтика прозы Андрея Платонова

  • формат pdf
  • размер 4.08 МБ
  • добавлен 02 декабря 2011 г.

М.: Институт славяноведения РАН, 2006. – 224 с. Монография представляет собой опыт прочтения прозы Андрея Платонова 1920–1930-х годов сквозь призму орнаментики мотива – т.е. сочетаемости наиболее значимых в творчестве писателя мотивов-лексем и мотивных комплексов, таких, как ветхость, мусор, город, вещь, трава, пустота, тело, зрение, насекомые, двор, далекое/близкое и ряда других. Автор сделал попытку наметить связи между концептуальным и формаль.

Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века

  • формат pdf
  • размер 2.97 МБ
  • добавлен 04 декабря 2011 г.

М.: Высшая школа, 2008. - 408 с. Учебное пособие рассматривает фантастическую литературу ХХ в. в контекте развития иных типов художественного вымысла, в совокупности составляющих единую систему взаимосвязанных разновидностей повествования о необычайном. На примере прозы и драматургии российских, европейских и американских авторов в книге реконструируются оригинальные художественные структуры – модели реальности, характерные для фантастики, утопи.

Курсовая работа - Особенности современной женской прозы

  • формат doc
  • размер 35.99 КБ
  • добавлен 30 января 2011 г.

Курсовая работа по зарубежной литературе ХХ века Введение Феномен "массовой литературы" Специфика и "женский почерк" в современной прозе Л. Петрушевская - проза новой волны Заключение Список литературы

Шкловский В., Эйхенбаум Б., Якубинский Л. и др. Поэтика: Сборники по теории поэтического языка. Вып. 1-2

  • формат pdf
  • размер 10.94 МБ
  • добавлен 24 ноября 2011 г.

Шкловский В.Б. Избранное в 2х томах. Том 1

  • формат doc
  • размер 2.72 МБ
  • добавлен 21 июня 2011 г.

Шкловский В.Б. Избранное в 2х томах. Том 2

  • формат doc
  • размер 2.9 МБ
  • добавлен 22 июня 2011 г.

М.: Худож. лит. , 1983. — 640 с. Ви?ктор Бори?сович Шкло?вский (1893—1984) — русский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист. Идеи Шкловского способствовали развитию литературоведения и теории иск-ва. Выдвинутые им и применяемые в худож. анализе понятия остра-нения, материала и формы, сюжета и фабулы, идея диалектического самодвижения иск-ва, наблюдения над историческим бытием структур худож. произв. плодотворны и испол.

Шкловский В.Б. Искусство как прием

  • формат doc
  • размер 104 КБ
  • добавлен 14 августа 2010 г.

Читайте также: