Ранневизантийский период архитектура кратко

Обновлено: 05.07.2024

Архитектура Византии — термин, введённый современными историками, чтобы обозначить Восточную Римскую империю. К сожалению, многие из самых впечатляющих зданий и памятников были снесены или разрушены. Большинство конструкций, переживших падение Византийской империи, претерпело многочисленные изменения и модификации. Сохранились лишь некоторые чистые примеры, о которых мы расскажем в этой статье.

Византийский стиль в архитектуре

Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.

Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:

  • усложнение геометрии зданий;
  • более свободное использование классических элементов;
  • использование кирпича и штукатурки для декора строений;
  • бросающуюся в глаза контраст в убранстве интерьеров и экстерьеров сооружений.

Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.

Периоды развития архитектуры Византии

Византийское архитектура и искусство обычно делятся на три исторических периода:

  • ранний с 330 г. до 730 г.,
  • средний ок. 843-1204 гг и
  • поздний от 1261 г. до 1453.г.

Надо учитывать, что художественная преемственность империи (так же как политическая и социальная) была нарушена

  • сначала иконоборческим спором 730-843 годов,
  • а затем, периодом латинской оккупации (завоевание крестоносцами) 1204-1261 годов.

Особенности византийского стиля в архитектуре

  1. Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
  2. Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
  3. Особенностью является куполообразная крыша.

Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки. Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России, она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

Ранний период (330-730 г)

Создавая фрески, мозаики и панно, раннехристианское или византийское искусство опиралось на стили и мотивы римского искусства, перенося их на христианские сюжеты. Расцвет византийской архитектуры и искусства произошел во времена правления императора Юстиниана I в 527-565 годах.

Ипподром Константинополя, Стамбул, Турция

Сегодня это площадь под названием Султанахмет Мейданы (Площадь Султана Ахмета) в турецком городе Стамбул, с несколькими сохранившимися фрагментами оригинальной структуры.

Хотя Ипподром обычно ассоциируется со днями славы Константинополя как имперской столицы, он, в реальности, предшествует этой эпохе. Изначально построен в провинциальном городе Римской империи — Византии, ставшим только в 324 году столицей.

Император Константин Великий решил перенести резиденцию правительства из Рима в город Византий, который он переименовал в Новый Рим. Это имя не прижилось, и вскоре город стал известен как Константинополь. Император значительно расширил границы города, и одним из его главных начинаний была реконструкция ипподрома.

Предполагается, что Константинский ипподром имел длину около 450 м (1476 футов) и ширину 130 м (427 футов). Его трибуны могли вместить около 100 000 зрителей. Он был местом проведения гонок на колесницах и связанных с ними мероприятий.

К сожалению, большая часть некогда богато украшенного ипподрома давно исчезла, но несколько статуй, обелисков и других элементов украшения, частично сохранились: Змеиная колонна, Обелиск-крепость, Обелиск Тутмоса III и статуи Порфириоса.

Архитектура Византии. Horses of Basilica San Marco.jpg

Квадрига с константинопольского ипподрома. By Tteske — Own work , CC BY 3.0, Link

Некогда украшавшую ипподром знаменитую квадригу, венеты вывезли в 1204 году в Венецию. Сейчас она выставлена в музее собора Сан-Марко, выполненного в византийском стиле. А её копия украшает лоджию базилики.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия

Король остготов Теодорих Великий, (475-526) в начале 6-го века построил арианскую церковь. Когда византийцы завоевали Италию во время готической войны 535-554 годов, Юстиниан I преобразовал ее в православный храм и посвятил его святому Мартину Турскому, одному из активных борцов с арианами.

Настоящее имя базилика получила в середине 9-го века, когда стала домом для мощей Святого Аполлинария. Великолепная ранняя византийская мозаика, украшающая храм, стала причиной включения базилики в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

Эксперты обращают внимание: «…как экстерьер, так и интерьер базилики наглядно иллюстрируют слияние между западным и восточным стилями, характерными для конца 5-го — начала 6-го века”.
Некоторые историки искусства утверждают, что одна из мозаик содержит первое изображение сатаны в западном искусстве.

Mosaic of Justinian I - Sant

Мозаичный портрет Юстиниана (по другой гипотезе, Теодориха) в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово Автор: © José Luiz Bernardes Ribeiro, CC BY-SA 4.0, Ссылка

Базилика Сан-Витале, Равена, Италия

Архитектура Византии

Базилика Сан Витале, Равенна, Италия

Как и Сант-Аполлинаре-Нуово, её построили остготы, но завершили уже византийцы. Несложный план правильного восьмиугольника ещё не представляет элементов центрально-купольной системы.

Она украшена впечатляющими мозаиками, которые считаются лучшим и наиболее сохранившимся образцом византийского мозаичного искусства за пределами Константинополя. Предположительно базилику построили на месте мученичества святого Виталиса.

Однако существует некоторая путаница в отношении того, является ли этот святой Виталисом Миланским или святым Витале, чье тело было обнаружено вместе с телом святого Агриколы в Болонье в 393 году. Освятили базилику в 547 году.

Здание это имеет огромное значение в византийском искусстве, как единственная крупная церковь периода императора Юстиниана I, которая практически без изменений сохранилась до наших дней. Кроме того, считается, что она отражает дизайн зала аудиенций Византийского императорского дворца, от которого вообще ничего не осталось.

Церковь св. Ирины или Айя-Ирина (Айя-Айрен, Агия-Ирэна), Стамбул, Турция

Одна из самых первых церквей, построенных в византийской столице. Её заказал основатель Константинополя, римский император Константин Великий (р. 324-337). Но, к сожалению, первоначальную церковь разрушили во время восстания Ника в 532 году. Император Юстиниан I восстановил ее в середине 6-го века, но два столетия спустя, она серьёзно пострадала во время землетрясения.

Hagia Eirene Constantinople July 2007 001.jpg

Церковь Святой Ирины в Стамбуле (Hagia Eirene) Автор: Gryffindor — собственная работа , Общественное достояние, Ссылка

Церковь св. Ирины в настоящее время является музеем, но здесь также проводятся различные музыкальные мероприятия. Одна из немногих церквей в Стамбуле, которая не была превращена в мечеть.

Собор Святой Софии (Айя София, Санта София, Божьей Премудрости)

Самый известный и самый впечатляющий пример ранней византийской архитектуры был построен в удивительно короткое время, между 532 и 537 годами на месте сгоревшей базилики начала 5-го века. Хорошо известны имена архитекторов здания — Трамлского Антемия и Исидора Милетского — два крупных математика своего времени.

Собор Святой Софии сочетает в себе продольную базилику и центральный неф совершенно оригинальным образом с огромным 32-метровым главным куполом. Его поддерживают сферические треугольники, называемые парусами и подпружные арки. Два колоссальных полу-купола, по одному с каждой стороны от продольной оси, на востоке — над алтарём и на западе — над главным входом, воплотили гениальное решение зодчих, благодаря которому было создано впечатление расширяющегося пространства.

Основной объем собора Св. Софии имеет три нефа: широкий средний и боковые — более узкие. Равносторонний крест, образуемый главным и дополнительным залами, стал обязательным для возведения христианских храмов. Стены над галереями и основание купола пронизаны окнами, которые при ярком солнечном свете затемняют опоры и создают впечатление парящего в воздухе купола.

По завершении церковь была самым крупным и внушительным религиозным зданием в христианском мире вплоть до османского завоевания византийской столицы. После падения Константинополя в 1453 году базилика была превращена в мечеть и использовалась для богослужений до 1931 года. Собор Святой Софии открыт для посещения как музей с 1935 года.

Византийская архитектура: Собор Святой Софии

Собор Святой Софии в Стамбуле (константинополь)

Но у многих посетителей экстерьер собора Святой Софии в Стамбуле вызывает разочарование. Почему? Читайте на канале Архитектура.

Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)

Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция

Монастырь 10-го века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельфи) и один из лучших примеров византийской архитектуры из так называемого второго золотого века или среднего византийского периода. Это примерно соответствует правлению македонской династии, с середины 9 до начала 11 века.

Monastery of Hosios Loukas winter.jpg

Вид на алтарную часть храмов монастыря преподобного Луки. Автор: Sogal — собственная работа , transferred from el.wikipedia; transferred to Commons by User:MARKELLOS using CommonsHelper., Attribution, Ссылка

Этот монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, прославился по всей империи своим великолепным убранством, включая роскошные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, как и план церкви в виде креста в квадрате, были типичны для среднего византийского периода, переживших иконоборчество.

Монастырь Дафни, Греция

Gotic Dafni.jpg


Автор: Dimkoa — собственная работа , Общественное достояние, Ссылка

А тот, в свою очередь, построили на месте древнегреческого храма, посвящённого Аполлону, который был разрушен в конце 4 в.. Монастырский комплекс в настоящее время находится на реконструкции и закрыт для посетителей.

Крестово-купольный храм монастыря является одним из хорошо сохранившихся образцов зодчества эпохи Македонской династии и средневизантийского периода в целом.

Крепость Ангелокастро, Греция

Расположенный на вершине холма высотой 305 метров на острове Корфу, Греция, замок Ангелокастро был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он сыграл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турок-османов.

Angelokastro (Corfu).jpg

Вид на Ангелокастро, возникающий по дороге из деревни Крини. Можно видеть остатки зубчатых стен (на правой стороне) замка, церковь Архангела Михаила на Акрополе (левый верхний угол замка), круглую защитную башню перед главными воротами. By Dr.K. — Own work , CC BY-SA 3.0, Link

Когда его построили, пока точно неизвестно. Но называют 13 век. Вероятно, во времена правления Михаила I Комнина Дукаса, основателя и первого правителя Эпирского деспотата от 1205 г.. Хотя некоторые датируют его концом 12 века.

Поздний период развития архитектуры Византии (1261-1453)

Церковь св. Екатерины, Греция

Церковь св. Екатерины в старом городе Салоники, является одной из самых прекрасно сохранившихся византийских церквей позднего периода. Точное время строительства и освящения неизвестно. Но приурочили к периоду правления династии Палеологов с 1261 года до распада Византийской империи в 1453 году.

Архитектура Византии. AGIA-EKATERINI-1.JPG

Храм Святой Екатерины. Автор: Macedon-40 — собственная работа , CC BY-SA 4.0, Ссылка

Византийские бани, Салоники, Греция

Архитектура Византии. Solun - bizantsko kupaliste.jpg

Бани перед реставрацией. Оригинальная архитектура соответствует типичным правилам римских бань. By Marijan — Own work , Public Domain, Link

Единственная сохранившаяся византийская баня в Греции использовалась как мужчинами, так и женщинами. Причём она действовала и в византийскую эпоху, и в более поздний османский период. Только османы разделили здание на две отдельные секции: одну для мужчин и одну для женщин. В течение византийского периода мужчины и женщины использовали ванну попеременно.

Нео-византийская архитектура

Нео-византийская архитектура имела небольшое количество последователей после готического возрождения 19-го века, в результате чего появились такие шедевры, как Вестминстерский собор в Лондоне и в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год.

Родственный стиль, известный как Бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий, объединяющей элементы византийского стиля с мавританской архитектурой.

Русско-византийский стиль в архитектуре

  • Владимирский собор в Киеве,
  • Никольский военно-морской собор в Кронштадте,
  • Александро-Невский собор в Софии,
  • церковь Святого Марка в Белграде и
  • Новоафонский монастырь в Новом Афоне близ Сухуми.
  • Крупнейшим нео-византийским проектом 20-го века был Храм Святого Саввы в Белграде.

Поствизантийская архитектура в православных странах

В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Белоруссии, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах архитектура Византии сохранилась и после падения империи. С 16 по 18 века она породила местные поствизантийские архитектурные школы.

В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы.
В средневековой Сербии: Рашкинская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.

Архитектура Византии так же достигла замечательных результатов в возведении мостов, дорог, акведуков, резервуаров и крытых многоярусных подземных цистернах для воды и иных целей.

Заберите статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять.
Ставьте оценку, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Пишите комментарии.
О новаторских идеях зодчих собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) читайте на Дзен канале Архитектура.

Архитектура раннего христианства и Визинтии

Основы архитектуры

Базилика

Христианство было официально признано в 313 г., когда римский император Константин, издал Миланский эдикт. К 326 г. оно стало официальной религией Римской империи. Византия, восточная часть Римской империи с новой столицей, Константинополем (ныне — Стамбул), протянулась от Милана и Кёльна на западе, до Сирии на востоке, Греции и Египта на юге. Христианство нуждалось в новых архитектурных формах, но первоначально была использована античная базилика с прямо-угольным залом для собраний, которая могла служить для различных общественных целей и не была связана с язычеством. Она прекрасно подходила для христианских богослужений.

Базилика была обычной прямоугольной в плане, с полукруглой апсидой с восточной стороны и входом — с западной. В апсиде располагался алтарь. Интерьер базилики делился двумя рядами колонн на три нефа.

Внешний облик раннехристианских базилик был чрезвычайно простым, например фасад базилики Св. Петра. Это также относится и к храмам Ближнего Востока, например, церкови V в. в Турманине. Она типична для Сирии, с широкой аркой входа и двумя соединенными колоннадой башнями над западным фасадом.

bazilika_san-vitale

Стены базилик обычно были из кирпича или перемежающихся кирпича и бетона с облицовкой из камня. Тип зданий в виде базилики оказался очень удобным для церковной архитектуры. Он использовался как в ранних христианских постройках, так и в поздних, как в римских, так и в византийских. Трансепт — поперечный неф между апсидой и пространством продольных нефов. В плане пересечение трансепта и нефа образует латинский крест.

Базилика Св. Петра. Рим (319- 322 гг.)

Базилика Св. Петра построена в Риме при Константине над могилой св. Петра. Этот пятинефный храм с большим трансептом и нартексом был ориентирован с запада (где находилась апсида) на восток. Атриум — это большой перистильный двор, расположенный перед входом. За ним находился широкий притвор, или нартекс, куда допускались верующие, еще не принявшие крещение.

Интерьеры храмов

Простой внешний облик ранних христианских церквей (III-V вв.) контрастировал с роскошью интерьера. Легкие арочные колоннады и тонкие, с большими окнами стены среднего нефа казались хрупкими, нематериальными. Это ощущение подчеркивал еще и свет, падающий из окон и из апсиды. Стены были покрыты полированным мрамором, мозаикой и фресками. Мраморные колонны завершались позолоченными капителями. Пол был покрыт мраморной мозаикой, перекрытия позолочены. На всем этом играли блики света, подчеркивая переход от освещенной средней части к затененным боковым нефам. Апсида была украшена мозаикой с изображением Христа. В Риме капители, колонны и антаблемент часто переносились из античных построек. Апсида — полукруглый выступ, который находится в восточной торцовой части храма. Ее перекрывает полукупол или сомкнутый полусвод (конха). В апсиде находится часть алтаря.

Центральный и боковые нефы были разделены рядами колонн с аркадами, опирающимися на них. Аркада могла быть двухъярусной. Перекрытие боковых нефов было ниже, чем центрального, позволяя окнам в верхней части стен центрального нефа — клерестория — освещать помещение сверху.
Боковые нефы иногда имели второй ярус, или хоры. Часто женщины во время службы стояли на хорах; если их не было, то мужчины и женщины находились вместе.

Алтарь в храме был приподнят на несколько ступеней и отделен от центрального нефа парапетом и алтарной преградой. Алтарная часть — вима, предназначалась только для священника. Отсюда он мог проследовать к амвону. Амвон в раннехристианских и византийских церквях — кафедры, расположенные по сторонам хора или под центральным куполом. Символизирует камень у Гроба Господня. Обычно он был вырезан из камня и богато декорирован. Стены и пол многих церквей были декорированы мозаикой из цветных мраморов, составляющих орнаментальный геометрический рисунок.

Базилика святого Димитрия в Салонниках

Базилика святого Димитрия в Салонниках

В центральном нефе базилики Св. Димитрия в Салониках были использованы античные колонны и капители.
Эта капитель украшена листьями аканта и орлами. Над ней расположен импост — верхний камень столба, служащий опорой арки. Здесь — в виде четырехгранной перевернутой пирамиды.

Центрический план

Раннехристианская архитектура заимствовала у римских построек центрический план, основывающийся на круге, кресте или многоугольнике. Эта форма была характерна для погребальных сооружений типа тумулусов. Идея храма- мавзолея (мартириума), воздвигнутого над могилой христианского мученика, возникла в первые века христианства. Развитие конструктивных возможностей таких храмов-мавзолеев привело к выделению купольной части со световым барабаном и развитию крестовокупольной системы во многих христианских храмах и баптистериях.

Мавзолеи

Раннехристианские гробницы следовали традиции римских мавзолеев, которые также были центричны. Они отличаются от своих римских прототипов тем, что строились обычно возле базилики. Большинство имело центральное пространство с колоннами и галереей.

Раннехристианские мавзолеи


Интерьеры мавзолеев были богато украшены, как, например, в мавзолее Констанции. Здесь мозаика покрывала стены. Ее сюжеты следовали четкой схеме: сначала геометрические орнаменты, затем виноградные лозы и путти и наконец ветхозаветные сцены в куполе.

Латеранский баптистерий. Рим (ок. 315 г.)

В эпоху раннего христианства строились специальные здания для крещения — баптистерии. Чаще всего они были центричны в плане, с куполом, опирающимся на цилиндр или восьмиугольник. Число 8 символизирует возрождение, потому что мир начался на восьмой день после Сотворения.

м

Мавзолей Констанции. Рим (350 г.)

Эта гробница, построенная для дочери Константина Констанции, — круглое, перекрытое куполом пространство. Прорезанный окнами барабан опирался на арки, которые поддерживал двойной ряд коринфских колонн, соединенных попарно импостами.

Мавзолей Констанции

Равенна

В 395 г. Римская империя была разделена. Пока на востоке Византийская империя процветала, запад был под угрозой постоянных вторжений.
В результате, в 402 г. западная столица была перенесена из Милана в Равенну, и в конце V в. остготский король Теодо- рих (495-526 гг.) перевел двор в Равенну, поддерживающую близкие связи с Константинополем. Когда в VI в. Италия была вновь завоевана Юстинианом, Равенна стала местом пребывания византийских вице-королей. Политически и географически она соединяла Запад и Восток, и многие постройки демонстрируют влияние зарождающегося византийского стиля.

Равенна

Сант-Аполлинаре-ин-Классе (532-549 гг.)

Хотя это всего лишь простая трехнефная базилика, Сан-Аполлинаре-ин-Классе сочетает множество восточных элементов: нартекс, с двумя башнями по бокам; центральная апсида, скорее многоугольная, чем полусферическая снаружи;
и две апсиды по бокам.

Мозаики создавались из маленьких кусочков камня или пекла. Стекло покрывалось с оборотной стороны золотом, что создавало особый эффект блеска и мерцания света. Мозаики покрывали большие поверхности, создавая монументальные композиции. Эта мозаика изображает императора Юстиниана в церкви Св. Виталия в Равенне.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Ранневизантийская архитектура

Эпохой наивысшего расцвета Византийской империи был VI век, время правления Юстиниана (527- 562 гг.). Константинополь доминировал как политический и культурный — если не религиозный — центр. Огромное строительство, которое велось в Византии, привело к тому, что раннехристианские формы развились в византийский стиль. Пока базилика оставалась доминирующей формой на западе, на востоке возрастала центричность, квадратное подкупольное пространство, барабан с окнами и купол. Такая схема храма частично была обусловлена особенностями литургии. Новый центрический план фокусировал внимание на центральном нефе и подкупольном пространстве.

Церковь Сергия и Вакха. Константинополь (527-536 гг.)

Построенная Юстинианом, церковь в плане представляет собой восьмиугольник, вписанный в квадрат. Переходом между ними служат угловые ниши. Восемь столбов несут купол. На первом этаже церкви капители несут следы античности в некоторой скульптурности объемов, но применение прорезного орнамента говорит о стремлении к легкости и ажурности форм.

Церковь Сергия и Вакха

Купол церкви Сергия и Вакха в диаметре — 16 м. Он опирается на восьмигранник. Купол не скрыт под деревянной крышей и виден снаружи.

Святая София. Константинополь (532-537 гг.)

Собор Св. Софии — самый грандиозный и выдающийся памятник византийской архитектуры. Он совершенно уникален — ничего похожего никогда больше не было построено. Он воздвигнут императором Юстинианом на месте разрушенной базилики с тем же названием. Строители Софии в Константинополе — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были не просто квалифицированными ремесленниками, но выдающимися инженерами и архитекторами, людьми, прекрасно образованными.

Святая София. Константинополь

В соборе Св. Софии учтены все основные достижения архитектуры прошлых веков, вое назначение, новые конструктивные приемы, новые художественные особенности. Св. София является памятником своей эпохи, обладающим необыкновенной силой воздействия. Основной строительный материал собора — кирпич, но также использован и камень для восьми столбов подкупольного пространства.
В 558 г., через 20 лет после завершения работ купол, видимо из-за землетрясения, упал. В 563 г. он был восстановлен.

Собор Св. Софии — купольная базилика в плане, Здесь сохраняется центральный и боковые нефы и большое полку мольное пространство. Купол в диаметре 32 м опирается на четыре арки, поддерживаемые четырьмя большими столбами.

Система полукуполов связывает купол Св. Софии с ее базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых, шестой полукупол заменен цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса.

Различные купола и полукупола были покрыты свинцом и четко вырисовывались во внешнем облике собора. направляя взгляд к центральному куполу. Построенный из кирпича, без украшений снаружи, храм массивен и аскетичен.

Архитектура после Юстиниана

В Византии никогда больше уже не было построено столь грандиозного собора, как Св. София. После смерти Юстиниана в 562 г. империя потеряла часть своих территорий. В VIII в. на западе стало возрастать значение франков. Завоевания Карла Великого привели к созданию обширной империи, и в 800 г. папа провозгласил его императором. Веря в то, что упадок Византийской империи является результатом божественного гнева из-за почитания икон, император Лев III в 726 г. начал иконоборческое движение. Церкви рас-писывались теперь лиственными и геометрическими орнаментами, крестами. Аскетичность была характерна и для внешнего вида храмов. Церкви строились маленькие, доминировали купольные базилики и крестово-купольные храмы.

Крестово-купольная церковь Св. Софии в Салониках (780-е гг.)

Крестово-купольный тип церкви был очень распространен в течение долгого времени после смерти Юстиниана. Купол опирается на четыре столба, а перекрытые цилиндрическими сводами концы креста почти одинаковы. Этот центральный объем был окружен боковыми нефами и нартексом-галереей.

церковь Св. Софии в Салониках

Это типичная крестово-купольная церковь, ее крестообразная в плане центральная часть отделена от крайних боковых нефов аркадами, которые опираются на столбы и колонны. Такое чередование разных опор характерно для ранневизантийской архитектуры. В восточной части расположены три апсиды.

Архитектура средневизантийского периода

Период, начиная с 843 г, с конца иконоборчества до захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г., известен как средневизантийский период. Первые 180 лет правления Македонской династии были почти золотым веком: возвращены территории в Греции и Италии, завоеваны новые земли на Востоке, и культурное возрождение соеди-нилось с появлением множества новых типологий в церковной архитектуре.
В 1057 г. власть захватила династия Комнинов. Их правление было относительно стабильно. В 1054 г. произошел раздел христианской церкви на западную, римско-католическую, и восточную, греко-кафолическую (православную). К восточной церкви примкнули Сербия, Болгария и Россия.

Тромп — это свод в форме половины или четверти конуса, применяемый как переход от квадратного основания к многогранному или круглому куполу. Был особо распространен в армянской архитектуре VII в.

Купольный октагон. Неа Мони. Хиос (1042-1056 гг.)

Схема возведения купола при помощи тромпов на восьми опорах, которыми служат торцы стен и свободно стоящие столбы, является одной из наиболее распространенных в Греции. Таков собор монастыря Неа-Мони. Тромпы в углах центрального нефа образовывали октагон, поддерживающий круглый купол.

Неа Мони. Хиос

Церковь Успения Богоматери монастыря в Дафни близ Афин (ок. 1080 г.)

Храм крестово-купольный с использованием тромпов. От центрального подкупольного пространства отходят четыре цилиндрических свода, образующих крест. Небольшие пространства между рукавами креста и стенами были перекрыты сводами.

Церковь с обходом. Мечеть Фетие/церковь Паммакаристос (Богоматери Радующейся). Константинополь (XI в.)

Церковь Успения Богоматери монастыря в Дафни близ Афин

Церковь с обходом была похожа на более раннюю крестово-купольную церковь, но ее неф меньше, рукава креста редуцированны до арок в стене. Окружающее пространство было также более широким и одной ширины, в то время как галереи были устранены, создав простой обход вокруг подкупольного ядра.

Поздневизантийская архитектура

Церковь Св. Феодора. Константинополь

Церковь XI в. была расширена за смет пристроенных нартексов с тремя куполами в 1320 г. Тщательно разработанный фасад с высокими нишами, аркадами в первом и втором ярусах.

Церковь Св. Феодора. Константинополь

Храм Богородицы монастыря Константина Липса. Константинополь

Церковь Св. Иоанна Крестителя была пристроена к более раннему храму Богородицы монастыря Липса. Церкви были соединены нартексом. и к ним была пристроена погребальная капелла.

Храм Богородицы монастыря Константина Липса

Эта церковь имеет портики, возможно, это влияние грузинской архитектуры. Ее удлиненные нефы делают ее похожей на ранневизантийские постройки.

Читайте также: