Ермолай еразм правительница кратко

Обновлено: 05.07.2024

Подобно бы убо в лете един тяжателный ярем носити сим, яко бы всяка тварь - и птицы, и зверие, и скоти - единою летом изнемогают линством. Ратаеве же беспрестани различныя работныя ига подъемлют: овогда бо оброки дающе сребром, овогда же ямская собраниа, овогда же ина. Елицы, иже от даропитателных сих ради царских собраний к ним послани бывают, и си убо подле царскаго уставлениа и себе с ним многа збирают, еще же сих ради посланий, яжьдения ради коней, вь ямская расточения много сребра разходящеся. Многа же и ина ратаем обида от сего, еже царския землемерителнии писарие яздяху сь южем делом мерном, отделяюще царевым воином землю, и меру земли вразнь всяку четверть полагающе, и сим много медляще, изъядаху много брашна у ратаев.

И многа убо царства прочтохом, и сего обычая не видехом. Видехом же се: егда бе Иосиф вь Египте, строяше все Фараона-царя бытие, и во время гладу предержа неизглаголанное множество пшениц.

От егоже руку египтяне вси взимающе пшеница, сокровища своя вся издаяху ему, и уже никомуже не имеющу, что дати, и Иосиф даяше им пшеницу и таку дань возлагаше на них, яко егда приидет жатва, да приимет кождо жит своих четыре части, пятая же часть жит их да будет царю Фараону. И емляше у жнущих жита пятую часть, кроме же сего ничесоже не имаше. И после же сего, во всех языцех кийждо человек своему цареви или властелем воздает урок от приплодов своея земля: идеже бо ражается злато и сребро, ту и воздают злато и сребро, а идеже плодятся множество великих скот, ту и воздают скоти, а идеже плодятся зверие, ту и воздают зверие. Зде же в Русийстей земли ни злато, ни сребро не ражается, ни велицыи скоти, но благоволением Божиим всего дражайши ражаются жита на прекормление человеком. Достоит убо и дань у ратаев царем и велможам всем имати от жит притяжаниа их пятая часть, якоже Иосиф вь Египте учреди. Иосиф бо, пишется, продан бысть в Египет на тридесять сребреник во образ Господень.

Како же правоверным царем и велможам их не достоит сему ревновати, еже в своих селех и весех имати от притяжаниа жит у ратаев житом пятую чясть, кроме же сего ничесоже, злата же и сребра ратаеве недоумеюще, откуду притяжати? Аще же гладни лета, тогда убо мнози мучими суть, ихже и видехом. Како бо о сем мучению достойни, яко лето мала притяжаниа сподобльше? Ратаеве же мучими сребра ради, еже в царску взимается власть и дается в раздаяние велможам и воином на богатество, а не нужда ради. Нужда бо ради кийждо от велмож своя ратая имут и сими доволни будут, пятую часть у коегождо ратая приемлюще и цареви от сего служаще. Их же ратаем ничтоже инаго никомуже не достоит подаяти, ни ямскаго собраниа своих ради велмож или воинов. Ямская бо правлениа подробну достоит устраяти от града по расписанию и до другаго града. Сим, елицыи во градех купующе и продающе и прикупы богатеюще, достоит сим сий ярем межу всех градов носити, понеже суть стяжатели многа прибытка. Кроме же сего ярму ничесомже никиих улишений да не сподобятся, но во вся грады безо всяких возданий купующе и продающе, и сего ради нарицаемая ямская правления от града до града по написанию исправляти сим достоит. Се убо всякого мятежа в земных умалится: писарем умаление, зборы престанут, мзды неправедныя отлучатся. А еже землемерителнии писарие четвертию меряюще и ратаем многу скорбь ото объяданиа приносяще, о сем убо тако достоит разумети: скорости ради мерныя и вражды и тяжеб межных меряти достоит и отделяти поприщми. Вемы бо, яко четверогранное поприще и в долготу и въпреки по обема концема 1000 сажен мужеск имат в себе ржаных семен в сеяниа осмь сот тридесят три четверти с третию, в три же поля разделениа ради житнаго поприще таково наричется 278 четвертей [без полуосмины] в поле, а в дву полех - по толицей же мере.

Се убо поприще удоб ест дати за 250 четвертей в поле и в дву тако же, понеже 28 четвертей без полуосмин изляшняго к коемуждо полю за сено и за лес достоит дати.

Изляшняя же та, аще будет земли чисты, се и лепши есть: с сего бо приим хлеб и продав, и купует сено и лес. И тою мерою землемерителнии писарие скорее поспеет четвертныя меры в десятеро: киими денми ныне град описовати, теми денми возмогут десят град описоватися, понеже четвертинная мера - в частости мешкано, сия же поприщми вдруг все около оградит. Сего ради и о землях тяжа не имат быти: аще бо кто хощет прекривити, и убо мера его обличит, яко излишняя чюжая восхити; и у коегоже отъято, тако же мера обличит, яко обиден есть. Тако убо удобно есть царем повелевати землемерие учрежати поприщми, а не четвертми. Аще убо сам царь во всех своих градех елико восхощет себе поприщ своея ради потребы прияти, и аще где будет в долготу и в преки четверогранно по обема концема десять поприщ, ту есть по сему счетованию 25 000 четвертей в поле, а в дву полех по толицей же мере, да кроме того за сено и за лес 2775 четвертей в поле, а в дву полех по толицей же мере, и повелит на себе житных плодов на лето пятую часть отделити, а Бог даст аще в земли родит зерно пять зерен, и вь едином граде будет его ржы 25 000 четвертей, а яри вдвое того. Аще убо во 100 градех по селику и вь едино лето будет ржи 2000 тысящ и 500 000 четвертей ржи, да яри того вдвое. Есть бо что из сего и продаяти на собрание сребра, а ни един ратай не будет слезен и мучен в недостатцех, еже имати у них з земли хлеб, с лесов же зверие и мед, с рек же рыбы и боброве. Аще ли же где лес вполится, удобно есть медвеннии и звериныя уроки отставляти, понеже уже хлебом дадут с того пятую часть. Такожде же убо достоит и боляром и воином даяти поприщми, а не четвертми, комуждо по его достоинству. Аще убо есть от боляр совершенне, кому 1000 четвертей достоит прияти, сему убо в долготу два поприща и в преки два поприща, четверогранно по обема концема, удобь есть дати по сему счетованию за тысящу четвертий в поле, а в дву полех по толицей же мере кроме того, еже ему будет за сено и за лес по 111 четвертей в поле. Аще же мнии сего, кому от воевод достоит 750 четвертей прияти, сему убо в долготу два поприща, а в преки полтора поприща по обема концема удобь есть дати по сему счетованию за 750 четвертей в поле, а в дву полех по толицей же мере кроме того, еже ему будет за сено и за лес по 83 четверти в поле. Аще ли же кому от воин достоит прияти 500 четвертий, сему убо в долготу два поприща, а в преки едино поприще по обема концема удобь есть дати по сему счетованию за 500 четвертей в поле, а в дву полех по толицей же мере кроме того, еже ему будет за сено и за лес, по 55 четвертей с осминою в поле. Аще ли же кому достоит прияти 400 без два десяти и пяти четвертей, сему убо в долготу полтора поприща, а в преки едино поприще по обема концема удобь есть дати по сему счетованию за 400 без 25 четверти в поле, а в дву полех по толицей же мере кроме того, еже ему будет за сено и за лес по 41 четверти с осминою в поле. Аще ли же кому достоит прияти пол 300 четвертей, сему убо в долготу и в преки четверогранно поприще по обема концема удобь есть дати по сему счетованию за пол 300 четвертей в поле, а в дву полех по толицей же мере кроме того, еже ему будет за сено и за лес по 28 четвертей без полуосмины в поле. Аще же кому достоит прияти 125 четвертей, сему убо поприще в долготу, и в преки полпоприща по обема концема удобь есть дати по сему счетованию за 125 четвертей в поле, а в дву полех по толицей же мере кроме того, еже ему будет за сено и за лес по 14 четвертей в поле. Аще же будет где поприще по поприщу землею неравно, есть бо тако и людие: суть вь едином удобствии, сиречь равенстве, имут же некая отстояния, межю себе суще неравна, по человеку убо разсмотряяи, и поприща разделяет лучешим лучешая. Приемляй же землю болярин или воевода или воин имат своих ратаев доволство по своему достоинству. Аще убо пятую часть жит взимая, и семен же убо не вдает ратаем. Аще же благоволит Богь, в земли едино зерно родит пять, и комуждо убо вдано есть поприще едино, сий с того возмет у своих ратаев пятыя части пол 300 четвертей ржи, да яри того вдвое, и сим убо доволен будет.

Преже бо убо единаго искуса жена срам имат, егдаже во искусе, уже ктому сраму не имат, обыкши в том, блудница бывает. Первое бо всякой блуднице навет дьяволь бывает в беседах пьянственых. Душегубство же такоже во пьянстве. Преже бо прешед в пиршество, восхощет всяк сидети в высочайшем месте, и егда не получит, и трезв молчит, но возненавидит брата своего, в честне месте пред собою седяща, и преже положит на нь в сердцы си гнев. И яко от пьянства изступлен ума бывает, учнет мыслити срамотити и, меща на нь злыя речи, и аще сей претерпит, он же паки з досажением. И той убо такоже от пьянства не умолчит, и бывает брань, и потом един единаго ножем закалает. Где бо есть слышано инако ножеваго убийства, яко еже во пьянственнных беседах и играх, паче же о праздницех, елицы пьянством празднуют? Сиа бо две радости бесовскиа: мужатицам начинание блуда и душегубство от пьянственых бесед. Аще же кто любяи пьянство и сиа блядословит, аще не будет хмелю, то опресноцы служити, таковый себе помогает, абы всегда ему кваситится хмелем. Тесту же квас есть не от хмелю, но от дрождий всяких, а цыи и безхмелни суть, яко бо о служебнем хлебе Писание сего не глаголет, еже бы преквасно, но дабы квасено.

Святым бо апостолом Петром Марко евангелист поставлен бысть во Александреи епископом, и от Марка и поднесь александрейстии патриарси паствою не беша опустели николиже, но, друг по друзе приемлюще, служаху квасеным хлебом от виноградных дрождий: тамо бо несть хмелю, но может тесто кваситися и безхмельными дрождиями. Аще же Бог благоволит, благочестивому цареви достоит по всем градом русийским к правителем наказати, абы строениа хмелеваго заповедовали строити, сим бо душегубству, и блуду, и пьянству упражнение. Еще же душегубства ради да заповедавают во всех странах ковачем, абы ножеве ковали притупо без концев, и от сего бо душегубству упражнение. Цареви же за се отдание согрешением и воздание будущих некочаемых благ от Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа в веки веком, аминь.

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ.

ПРАВИТЕЛЬНИЦА


НАСТАВЛЕНИЕ В ЗЕМЛЕМЕРИИ ЦАРЯМ ЕСЛИ ИМ УГОДНО


Гласит Соломонова премудрость: "Услышьте, цари, и поймите, научитесь, судьи земных пределов, внемлите, управляющие множеством и кичащиеся толпами народов, что от господа дана вам власть и сила от вышнего". Если же поищем мы теперь благоверного царя, ни у одного народа, кроме русского народа, не увидим царя православного. И уж если справедлив он по вере, то стоит ему без устали стараться, принимая во внимание то, что к благополучию подданных, заболтаться в делах управления не только о вельможах, но и о самых последних. Необходимы вельможи, но вовсе не трудом своим снабжаются они. Необходимы прежде всего земледельцы: от их трудов хлеб, а от него начало всех благ - хлеб на литургии в бескровную жертву приносится богу и в тело Христово обращается. И вся земля потом от царя и до простых людей питается от их трудов. А они всегда пребывают в скорбных волнениях, ибо всегда несут тяжесть не одного бремени. Следовало бы им одно тяглое бремя нести в году, как и всякое животное - и птицы, и звери, и скоты - однажды в год мучается линькой. А земледельцы постоянно поднимают гнет разных работ: то платя оброк деньгами, то ямские поборы, то еще какие. Те, кто из дармоедов направлены бывают к ним за царскими поборами, и те еще много себе с них берут, кроме назначенного для царя, да из-за этих направлений, из-за корма лошадям, ямских издержек много к тому же расходуется денег. Много и других обид земледельцам от того, что царские писари-землемеры ездили с землемерной цепью, наделяя царских воинов землей и всякую четверть полагая по отдельности мерой земли, сильно этим затягивая, проедали много съестного у земледельцев.
О многих царствах мы читали, но такого обыкновения не видели. А видели вот что: когда Иосиф был в Египте, ведя хозяйство Фараона-царя, то во время голода придержал несказанное множество пшеницы. Принимая из рук его пшеницу, египтяне отдали ему все свои сокровища, а когда не осталось ни у кого что дать, то давал им Иосиф пшеницу и возложил на них такую дань, чтобы, когда будет урожай, каждый взял себе четыре части своего хлеба, а пятая часть их хлеба пошла Фараону-царю. И брал он у жнущих пятую часть урожая, но сверх этого ничего не брал. И, наконец, у всех народов каждый человек отдает своему царю или владыкам часть плодов своей земли: где родится золото и серебро, там золото и серебро и дают, а где во множестве плодится многочисленный скот, там скот и дают, а где водятся дикие звери, там зверей и дают. Здесь же в Русской земле не родится ни золото, ни серебро, ни многочисленный скот, но божьим благословением лучше всего родится хлеб на пропитание людям. Так и нужно, чтобы цари и вельможи в дань с земледельцев брали пятую часть от их хлеба, как положил Иосиф в Египте. Ведь написано, что Иосиф как прообраз господа продан был в Египет за тридцать серебреников. Разве же не стоит подражать этому православным царям и вельможам, чтобы в селах своих и деревнях брать с земледельцев от собственного их хлеба пятую часть хлебом же, а сверх того ничего, поскольку невдомек земледельцам, где приобрести золото и серебро? Если же голодные годы, тогда многих мучают, как мы знаем. Разве же заслужили они муку за то, что год доставил малый прибыток? Земледельцев мучают из-за денег, которые поступают в царское распоряжение и даются на раздачу для обогащения вельможам и воинам, а не для необходимости. Для необходимости каждый из вельмож пусть имеет своих земледельцев и довольствуется ими, взимая пятую часть с каждого земледельца и исполняя за это царскую службу. И их земледельцы ради своих вельмож или воинов не должны ничего никому давать, как и ямского сбора.
Нужно тщательно наладить все ямское устройство по росписи от одного города до другого. Те, кто покупает и продает в городах и богатеет от прибыли, те должны взять на себя бремя связей между городами, потому что они собиратели больших доходов. Кроме же этого бремени, пусть не подвергаются они другим повинностям, но, безо всяких пошлин ведя куплю и продажу по городам, пусть поэтому обеспечивают так называемое ямское устройство по росписи от города до города. Так и уменьшится в областях всякое недовольство: уменьшится писарей, отменятся поборы, прекратятся бесчестные прибытки.
А что писари-землемеры меряют четвертями и земледельцев объедают и великую скорбь им причиняют, об этом вот что нужно знать: ради быстроты в землемерии, из-за межевых тяжеб и вражды, нужно мерить и наделять в поприщах. Мы имеем в виду, что квадратное поприще - в длину и в ширину по обеим сторонам в тысячу саженей мужских - нуждается для своего засева в восьмистах тридцати трех четвертях с третью ржаных семян, при трехпольном севоразделе таким поприщем назовется поле в двести семьдесят восемь четвертей без полуосьмины, по этой же мере - и два поля.
Это вот поприще удобно дать за поле в двести пятьдесят четвертей или два таких же, поскольку излишек в двадцать восемь четвертей без полуосьмины следует прибавить к каждому полю вместо сенокосных и лесных угодий. Если земли будут чистые, это и лучше, что такой излишек: сняв с него хлеб и продав, купят и сено, и лес. С такой мерой писари-землемеры вдесятеро быстрее управятся, чем с четвертинной мерой: за те дни, что теперь один город обмеряют, за те же дни смогут десять городов обмерить, потому что четвертинная мера - задержка в скорости, а поприщами сразу все вокруг обмерят. Потому не будет и тяжб о землях: если кто захочет покривить, то обличит его мера, что захватил лишнее и чужое; у кого же будет отнято, мера также обличит, что он обижен.
Так что уместно, чтобы повелели цари учредить обмер земель поприщами, а не четвертями. Если же сам царь во всех городах своих для своих потребностей захочет взять себе сколько-то поприщ и если окажется где в длину и ширину с обеих сторон квадрата по десять поприщ, то и будет по этому счету поле в двадцать пять тысяч четвертей или же два поля такого размера, а кроме того, поле в две тысячи семьсот семьдесят пять четвертей за сено и лес или же два поля такого размера, тогда велит он ежегодно пятую часть хлебного приплода отделять себе, и если даст бог и родится в земле из зерна пять зерен, то в одном только городе окажется у него двадцать пять тысяч четвертей ржи, а ярового вдвое больше. И если в ста городах будет постольку, то за один год ржи будет два миллиона пятьсот тысяч четвертей, а ярового вдвое больше. Будет из этого и что продать для скопления денег, и ни один земледелец не будет в слезах и мучениях из-за недоимок, как бывает, когда с земли берут хлеб, с леса зверей и мед, с рек рыбу и бобров. Если же в наделе будет лес, нужно отменить налог медом и зверьми, потому что дадут за это пятую часть хлебом.
Точно так и боярам и воинам нужно давать каждому по его положению поприщами, а не четвертями. Если кто боярского достоинства и заслуживает получить тысячу четвертей, тому нужно дать по этому счету за тысячу четвертей квадратное поле в длину два поприща и поперек два поприща с обеих сторон или же два поля такого размера кроме того, что за сено и лес будет ему поле в сто одиннадцать четвертей. Если же кто из воевод, кто поменьше, заслуживает получить семьсот пятьдесят четвертей, тому нужно дать по этому счету за семьсот пятьдесят четвертей поле длиною два поприща и поперек полтора поприща с обеих сторон или же два поля такого размера кроме того, что за сено и лес будет ему поле в восемьдесят три четверти. Если же кто из воинов заслуживает получить пятьсот четвертей, тому нужно дать по этому счету за пятьсот четвертей поле длиною два поприща и поперек одно поприще с обеих сторон или же два поля такого размера кроме того, что за сено и лес будет ему поле в пятьдесят пять четвертей с осьминою. Если же кто заслуживает получить четыреста без двадцати пяти четвертей, тому нужно дать по этому счету за четыреста без двадцати пяти четвертей поле длиною полтора поприща и поперек одно поприще с обеих сторон или же два поля такого размера кроме того, что за сено и лес будет ему поле в сорок одну четверть с осьминой. Если же кто заслуживает получить двести пятьдесят четвертей, тому нужно дать по этому счету за двести пятьдесят четвертей квадратное поле поприще в длину и поперек с обеих сторон или же два поля такого размера кроме того, что за сено и лес будет ему поле в двадцать восемь четвертей без полуосьмины. Если же кто заслуживает получить сто двадцать пять четвертей, тому нужно дать по этому счету за сто двадцать пять четвертей поле длиною поприще и поперек полпоприща с обеих сторон или же два поля такого размера кроме того, что за сено и лес будет ему поле в четырнадцать четвертей. Если же будет где поприще поприщу неравно землею, такое есть и среди людей: бывают одного достоинства, то есть равные, или же имеют некоторые отличия, оказываясь неравны друг другу, так что оценивай по человеку, чтобы лучших наделять лучшими поприщами.
Боярин, воевода или воин, имеющий землю, по своему достоинству имеет достаточно и своих земледельцев. Взимающий пятую часть урожая уже не дает земледельцам семян. Если благоволит бог и одно зерно родит в земле пять, то тот, кому дано одно поприще, получит с него от своих земледельцев в качестве пятой части двести пятьдесят четвертей ржи, а ярового вдвое больше, и этого будет ему достаточно.
Не следует никому из бояр, воевод или воинов, имеющих своих земледельцев, с других собирать деньги. Ведь если кто велик перед другими воинами, то по своему достоинству получает больше земли, так что и земледельцев приобретает больше, чем другой, вдвое или же втрое, или же всемеро и восьмеро. Пусть он так велик, что достоин быть воеводой, но не следует все же ему быть чуть ли не государем рядом с другими воинами. В этом излишнее богатство и гордыня, чтобы, собирая со своих земледельцев достаточный доход, к тому же и с чужих взимать деньги. Ведь если кому нужны деньги на расходы, то имеет он у себя излишек хлеба, продав который городским жителям и тем, кто покупает хлеб, добудет деньги на свои потребности. Как можно хотеть от земледельцев денег и ради этого подвергать их мукам, как нам случается видеть? Они ведь деньги не создали, но хлеб создали. Поэтому нужно брать с них хлеба по правилу Иосифа Прекрасного пятую часть, также нужно брать пятую часть сена и дров.
А на ополчение нужно так являться. Кто имеет царскую дачу на пользование землей в длину и поперек квадратное поприще, тот должен явиться со слугой в полном вооружении. И другим по такому же расчету. Если же царь пожелает, чтоб его войско собралось на ополчение за один день, должен он велеть всем воинам жить не в селах и деревнях, но в городах, чтобы положенное им - хлеб, сено и дрова - получали от своих земледельцев, а сами жили в городах. Поэтому как только поступит к ним царская грамота о военных сборах, тотчас все, узнав, постыдятся друг от друга отстать, но единодушно за один день явятся на назначенную им службу.
Разве же захочет сам царь, чтоб не отвечать ему за всю землю, как всякому человеку за свой дом? Ведь сказал господь: "Кому больше дано, с того больше и взыщется, а кому дано особенно много, с того особенно много и спросят". И апостол говорит галатам, что блудники и прелюбодеи и пьяницы не удостоятся царства божия. Мы же тут видим, что в городе по названию Псков и во всех городах русских - корчмы. А пьяницы в корчмах без блудниц никогда не бывают. Если же не будут уничтожены корчмы, а это есть, как известно, пьянство, распутство холостых, прелюбодеяния женатых, отвечать за это будут те, кто обогащается на этом.
Но смилуйся, господи, и вразуми нашего царя уничтожить это, и не только это, но и всякое хмельное питье. Ведь если в земле нашей не будет пьянства, не будут блудить замужние, не будет и убийств, помимо разбоя. Но если какой злодей и замыслит разбойное дело, один раз исполнит, другой раз из осторожности не исполнит. А эта напасть губит не желая и осторожности не знает. Как сойдутся по нашему обычаю на хмельное питье мужчины и женщины, тут же приходят скоморохи, берут гусли и скрипки, и дудки, и бубны, и другие бесовские инструменты, играют на них перед замужними женщинами, бесятся, прыгают, поют непристойные песни. А жена эта уже сидит от хмеля как в обмороке, трезвая твердость пропадает, и приходит ей охота к сатанинской игре, так же притом и муж ее распустился и за другими женщинами в мечтах пустился, и взгляды туда и сюда устремляются, и каждый муж чужой жене питье подносит с поцелуем, и тут случается прикосновенье руками и сплетение речей потаенных и дьявольские связи. Ведь женщина испытывает стыд, прежде чем однажды не вкусит, когда же вкусит, больше уже не знает стыда и, привыкнув к этому, становится блудницей. Всякой блуднице впервые дьявольское искушение случается на пьяных сборищах.
И смертоубийство тоже в опьянении. Придя па пир, всякий хочет прежде всего занять почетное место, и если не выйдет это, то, будучи еще трезвым, молчит, но начинает ненавидеть брата своего, сидящего на более почетном месте, и тут уж затаит гнев на него в своем сердце. А когда в опьяненье уже потеряет разум, начинает злоумышлять и оскорблять того, осыпая злобными словами, и если тот стерпит, этот снова пристает. Но тот в опьяненье тоже не смолчит, тогда случится драка, и один другого ножом заколет. Разве бывает слышно о ножевых убийствах, кроме как в пьяных обществах и игрищах, особенно по праздникам, которые празднуют в пьянстве? Вот две радости дьяволу: в пьяных обществах начало разврата замужним и смертоубийства.
Если же кто из любителей пьянства болтает, что если не будет хмеля, то придется с опресноками служить, такой о себе старается, чтобы самому всегда хмелем закваситься. Тесто квасится не от хмеля, а от всяких дрожжей, а те бывают и нехмельные, ведь не говорит Писание о хлебе, употребляемом на службе, чтоб он перебродил.
Святой апостол Петр поставил в Александрии епископом евангелиста Марка, а от Марка и до сего дня ничуть не обеднели александрийские патриархи паствою, но, наследуя друг другу, служили хлебом, квашенным виноградными дрожжами: нет в них хмеля, и тесто может кваситься нехмельными дрожжами. Если благоволит бог, следует, чтобы благочестивый царь наказал правителям всех русских городов, чтоб запрещали делать хмельные изделия, от этого упразднится смертоубийство, блуд, пьянство. А еще бы из-за смертоубийств наказать во всех областях кузнецам, чтоб ковали ножи с тупыми концами, и от этого упразднится смертоубийство. Царю же за это простятся грехи и воздадутся в будущем бесконечные блага от господа бога и спасителя нашего Иисуса Христа во веки веков, аминь.

Ермолай-Ерамз (Ермолай Прегрешный, Иеразм) - писатель, богослов. В 40-е годы XVI века служил священником в Пскове. В начале 50-х годов переехал в Москву, где служил в соборе Спаса-на-Бору. Позднее состоял в свите митрополита Макария. По его поручению написал жития муромско-рязанских святых, в которых отчетливо проявился светский характер. За это, а также за самостоятельность своих суждений подвергался опалам. В начале 60-х годов постригся в монахи под именем Еразма и начал изучать теорию церкви. Выступал с предложениями государственных реформ (в сфере совершенствования податной системы, военной службы, экономики и др.), особенно настаивая на свободе беспошлинной торговли. Призывал царя учитывать интересы различных слоев населения страны (в частности, в трактате "Благоходящим царям правительница" и др.). Автор многих церковно-ортодоксальных трудов ("Книга о Троице", "Зрячая пасхалия" и др).

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 22.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература: Ржига В. Ф., Литературная деятельность Ермолая-Еразма, ЛЗАК, т. 33, Л., 1926; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958 (библ.); Колесникова Т. A., Общественно-политические взгляды Ермолая-Еразма, Тр. ОДРЛ, т. 9, М.-Л., 1953; Клибанов А. И., Сб. соч. Ермолая-Еразма, там же, т. 16, М.-Л., 1960; его же, Повесть о Петре и Февронии как памятник рус. обществ. мысли, ИЗ, т. 65, М., 1959; его же, "Самобытийная ересь", ВИРА, т. 4, М., 1956.

Хотя Ермолай-Еразм и находился в непосредственном общении с влиятельными церковными и политическими деятелями своего времени, он не принадлежал к какой-либо определенной группировке или к какому-либо из существовавших в то время идейно-политических направлений. В его сочинениях, с одной стороны, прослеживаются идеи, близкие нестяжателям, противникам церковного землевладения, с др. — исследователи отмечают наличие концепции иосифлян в вопросе о соотношении церковной и царской власти. Не имея поддержки со стороны какой-либо определенной политической группировки, Ермолай-Еразм не смог сыграть сколь-либо значительной церковно-политической роли.

Благодаря счастливой случайности в настоящее время мы имеем сравнительно полное представление о творчестве Ермолая-Еразма. Дело в том, что его произведения (за исключением посланий) дошли до нас в 2 сборниках, написанных самим автором.

Однако надо отметить, что он стоял на твердых официальных позициях в вопросах церковной догматики, на протяжении многих лет он тщательно разрабатывал проблему троичности божества, имеющую в XVI в. принципиально важное значение в споре с еретическими учениями.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Сочинения:

Повесть о Петре и Февронии Муромских / Древнерусский текст и пер. Л. А. Дмитриева // Русская литература XI—XVIII вв. М., 1988.

Хотя Е -Е. и находился в непосредственном общении С. влиятельными церковными и политическими деятелями своего времени, он не принадлежал к какой-либо определенной группировке или к какому-либо из существовавших в то время идейно-политических направлений. В его сочинениях, С. одной стороны, прослеживаются идеи, близкие нестяжателям, противникам церковного землевладения, С. другой – исследователи отмечают наличие концепции иосифлян (см. Иосиф Волоцкий) в вопросе о соотношении церковной и царской власти. Не имея поддержки со стороны какой-либо определенной политической группировки, Е -Е. не смог сыграть сколь-либо значительной церковно-политической роли.

Благодаря счастливой случайности в настоящее время мы имеем сравнительно полное представление о творчестве Е.-Е. Дело в том, что его произведения (за исключением посланий) дошли до наС. в двух сборниках, написанных самим автором.

Однако надо отметить, что он стоял на твердых официальных позициях в вопросах церковной догматики, на протяжении многих лет он тщательно разрабатывал проблему троичности божества, имеющую в XVI в. принципиально важное значение в споре С. еретическими учениями.

Изд.: Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая Еразма // ЛЗАК. – 1926. – Вып. 33 – С. 103–200; Клибанов А. И. Сборник сочинений Ермолая Еразма // ТОДРЛ. – 1960. – Т. 16 – С. 178–207; Повесть о Петре и Февронии / Подг. текста и примеч. Р. П. Дмитриевой // Изборник (1969). – С. 454–463, 757; Повесть о Петре и Февронии / Подг. текстов и исследование Р. П. Дмитриевой – Л., 1979; Повесть о Петре и Февронии Муромских; Повесть о рязанском епископе Василии; Правительница / Подг. текстов и комм. Р. П. Дмитриевой, Переводы Л. А. Дмитриева и А. А. Алексеева // ПЛДР: Конец XV – первая половина XVI века – М., 1984 – С. 626–663, 763–768; Ермолай Еразм Повесть о Петре и Февронии Муромских / Древнерусский текст и перевод Л. А. Дмитриева // Русская литература XI – XVIII вв. – М., 1988. – С. 153–171.

Дмитриева Р. П. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.

Источник: Составитель Л. В. Соколова Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. Под ред. О. В. Творогова. - М.: Просвещение, 1996.

В конце 15-го – начале 16-го веков русская литература ознаменовалась интенсивным развитием публицистики. Наиболее распространенными темами были: политика, нравственность, церковь и богословие, власть. В то время выходило большое количество трактатов, посланий и других форм публицистических произведений, в которых авторы размышляли о принципах государственного устройства, о царской власти, о конце света, о том, как во время молений правильно возглашать аллилуйя, имеют ли право монастыри на владения, о Троице и т.д.

Имена этих авторов в большинстве сохранились и до наших дней, и было бы несправедливо не отметить среди них выдающегося писателя и публициста Ермолая-Еразма.


Происхождение и ранние годы

О происхождении и ранних годах Ермолая-Еразма ничего не известно. Его биография доступна с сороковых годов, со времени Псковского периода его жизни, когда он служил священником в этом городе, а после этого – в соборе Спаса-на-Бору в Москве.

Творчество


Святые Петр и Феврония

Писатель безмерно сочувствовал крестьянам, так как считал их труд основным источником благосостояния государства. Ермолай выступал против притеснения крестьян боярами, считая, что это приносит им непомерные лишения. Все виды повинностей, относящихся к крестьянам, он предлагал заменить натуральным платежом из расчета одной пятой части урожая. Такая реформа привела бы к улучшению жизни крестьян и облегчила бы их тяжелое положение.


Памятник святым в Муроме

До некоторых пор Ермолай все еще возлагал надежды на царскую справедливость по отношению к народу, но они не оправдались. Неблагоприятная обстановка, царившая в государстве, продолжала оставаться стабильной. Поэтому, в начале шестидесятых годов писатель принял монашеский постриг. Какое-то время его имя как писателя еще было на слуху, но постепенно о нем забыли, а его труды стали переписываться как анонимные.

Главные произведения


Памятник в Самаре

Уже одно то, что память о них особо чтил и поклонялся их гробам Иван Грозный, говорит о значимости этого произведения. В летописях того времени почти не имелось сведений о Петре и его жене, поэтому Ермолай писал свою повесть на основе устных преданий.

Эти пересказы произвели на Ермолая столь сильное впечатление, что он, будучи большим знатоком церковных и богословских текстов, правил жизнеописания святых, создал не совсем традиционное в этом смысле произведение. Повесть получилась больше похожей на сказку, чем на описание жизни святых.


Памятник в Ярославле

Тематика обеих повестей связана с историческим прошлым. Кроме того, они содержат много общих черт: для того и другого произведения источниками были муромские легенды, созданы они также в едином стилевом ключе. Отсюда и напрашивается вывод о том, что написаны они были именно по поручению Макария. Вопрос о третьем произведении до сих пор остается открытым.

Последние годы

Читайте также: