Специфика политической власти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.

Политическая власть – это право, возможность и способность проводить свои взгляды, выраженные в политике, навязывать их другим социальным общностям, индивидам.

Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти.

К особенностям политической власти относятся следующие:

1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;

3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночно-демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;

5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.

Среди многочисленных разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это проявляется, во-первых, прежде всего в том, что политическая власть устанавливает и определяет политические нормы и законы конкретного общества, которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения. Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает узаконенным правом на применение насилия. [7]

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

- определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

- обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

- регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

- осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т.е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную.

Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а так же юридической базой. (Россия, США)

Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением. (Италия, Франция)

Политическая власть существует в двух основных формах:

1) официальная, легальная власть с формализованной структурой

2) неформальная, неофициальная и нелегализованная власть – власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный характер[8].

Механизм осуществления политической власти имеет довольно сложную структуру. Первичным субъектом власти является народ, реализуя часть властных функций непосредственно, другую часть из них передает своему официальному представителю – государству. Государство, в свою очередь, распределяет властные полномочия между носителями власти. Это распределение властных полномочий называется распределение властей. Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.

Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня.

Разделение властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами – законодательной, исполнительной и судебной[9].

3. Основные концепции власти[10]

Концепции власти занимают в политической науке место, по своему значению и глубине подобное, например, месту в физической науке теории относительности или квантовой механики.

Но уже в ранние периоды истории политической мысли была замечена и вторая сторона феномена власти, а именно ее отчуждающая и отчужденная природа. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) отмечает опасность злоупотребления властью, отчуждения ее от рядовых граждан, когда обладающие властью используют ее для своей частной пользы вместо общего блага.

С периода становления и развития марксизма уже можно говорить о начале современной эпохи в трактовке природы политической власти. Многочисленные концепции власти в современной специальной литературе классифицируются по ряду оснований.

Прежде всего, подходы к интерпретации политической власти можно было бы разделить на два больших класса:

2) реляционных доктрин, дающих объяснение власти как социального отношения или общения, как на элементарном, так и на сложном коммуникативном уровне.

Атрибутивно-субстанциальные концепции власти, в свою очередь, условно подразделяются на:

3) структурно-функциональные подходы.

Потенциально-волевые концепции рассматривают власть как потенциальную способность или возможность политического субъекта навязывать свою волю другим.

Так, в рамках системных концепций можно определить три подхода к пониманию власти.

Первый – истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы.

Второй подход рассматривает власть на уровне конкретных систем – семьи организации и т.п.

Третий подход характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы.

Рядом с атрибутивно-субстанциальными концепциями власти тесно соседствуют реляционные подходы. Они трактуют власть как социальные отношения, которые порой достаточно тесно переплетаются с предыдущими подходами.

Реляционные концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определенное влияние на второго.

Можно выделить три основных варианта теории реляционной интерпретации власти:

К реляционным концепциям некоторые исследователи относят бихевиористские (поведенческие) концепции власти. Они трактуют власть как отношения между людьми, при котором один властвует, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть.

X. Арендт отмечает, что власть - это многостороннее, тотальное общение, а не собственность или свойство отдельного политического субъекта, связанное с необходимостью организации согласованных общественных действий людей, основанных на преобладании публичного интереса над частным.

Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена.

1. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.А. Горелов. –М.: Эксмо, 2009. -256 с.

2. Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учеб. пособие / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Высш. шк., 2007. - 239 с.

4. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2008. – 588с.

5. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2010. – 560 с.

6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для вузов - 4-е изд. –М.: Аспект Пресс, 2007. -599 с.

[1] С 103. Политология: учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2008.

[7] С 110. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаев, А. Е. Хренова – СПб.: Питер, 2010.

[8] С 106. Политология: учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2008.

[9] С 113-116. Политология: учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2008.

[10] С40-44 Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учеб. пособие / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Высш. шк., 2007.

[11] С 101 Политология: учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2008.

Раздел: Политология
Количество знаков с пробелами: 25799
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

К особенностям политической власти относятся следующие:
1) верховенство, т. е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
2) публичность, т. е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;
3) моноцентричность, т. е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т. п. ;
4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;
5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.

Когда в обществе появляется необходимость достижения определённой цели, начинают формироваться группы людей, усилия которых направлены на выполнение поставленной задачи. В такой ситуации совершается размежевание на ведущих и ведомых. Благодаря авторитету, богатству или силе происходит выделение руководителей, определяются подчинённые. Лидеры используют всевозможные ресурсы, чтобы осуществлять политическую власть.

Установление и поддержание определенной формы политической власти

Politica potestas

Признаки политической власти

В политике власть означает возможность и умение подчинить своей воле действия других людей. Могущество предполагает способность определять, направлять и контролировать поведение общественных классов для решения задач в интересах страны и нации. При этом задействуются всевозможные организации, включая государственные учреждения. Политическое господство обладает специфическими атрибутами.

Отличительные черты, которыми характеризуется политическая власть:

Что такое политическая власть

  • верховенство, которое обеспечивает обязательность исполнения принятых постановлений;
  • публичность — управление процессами происходит от имени всего общества;
  • моноцентричность, что предполагает принятие решений в едином центре;
  • возможность использования различных ресурсов;
  • наличие властных институтов, позволяющих легально применить силу в гражданском обществе.

Не следует путать власть политиков с государственным управлением. Основное отличие состоит в соотношении воздействия на социум. Политическое влияние осуществляется не только государственными органами, но и общественными организациями, профсоюзами и партиями. Государственная власть построена по иерархическому принципу — низшие ячейки подчиняются высшим звеньям. В то время как достижение политического могущества происходит по горизонтали в результате соперничества или сосуществования идейных движений.

Осуществление политической воли в обществе не происходит само по себе. Для этого необходимо наличие элементов, которые обеспечивают достижение поставленной цели.

Составные части политической власти:

  • источник;
  • субъект;
  • объект;
  • ресурсы.

Составные части политической власти

Основными источниками власти являются богатство, авторитет и сила. Имущественная состоятельность придаёт вес поступкам и словам лидера общества. Традиционные социальные отношения наделяют авторитетностью уважаемых людей, например, старейшин, аксакалов, шаманов. Авторитетом обладают люди, которые монопольно владеют закрытой информацией, или специалисты. Научные знания также придают значимость и престиж. И, наконец, тот, кто обладает реальной силой, способен управлять народными массами.

Субъект — тот, кто обладает политической властью — может соответствовать одному из двух типов. К первым причисляются яркие личности и лидеры общественных групп. Ко вторым относятся политические организации. Субъекты могут действовать открыто и публично, а также имеют основания для закулисной игры, чтобы не афишировать свою работу.

Объектами политической воли считаются общество в целом, отдельные социальные группы или конкретный индивид. Воля объекта подчиняется главной идее политического движения.

Чтобы доминировать над объектом, субъекту необходимо обладать ресурсами. Силовые методы принуждения предполагают ограничение каких-либо благ. Это могут быть штрафы или судебное преследование. Особыми ресурсами считаются родовые обычаи и народные традиции. Подчинение стимулируется и регулируется различными социальными программами, которыми объект вознаграждается субъектом политической силы.

Функции политической власти

Ошибочно мнение, что политическое могущество является только инструментом ущемления общественных интересов. Притеснение народа вызвано заботой об улучшении благосостояния людей. Когда устанавливаются ограничения в социуме, политическая элита реализует свои интересы, одновременно укрепляя стабильность в обществе, что помогает развитию нации.

Функции, которые выполняет политическая элита:

  • организационная миссия;
  • управление;
  • контроль;
  • воспитание.

Функции политической власти

Организационная роль выражается в формировании плодотворного взаимодействия между различными партиями, общественными ассоциациями и группами, простыми гражданами. Таким образом, создаётся структурная система, которая обеспечивает в социуме господство и руководство.

Управляя жизнью общества, политические силы реализуют на практике стратегический план субъекта власти. Господствующая элита призвана вовремя принимать управленческие решения, обязательные к исполнению повсюду, и давать своевременные корректирующие указания.

Контроль обеспечивает соблюдение законов, правил и норм общественной жизни. Контролирующие функции выполняют силовые структуры, правоохранительные органы и ревизионные комиссии.

Воспитание народных масс делает граждан законопослушными членами общества, укрепляет авторитет политического режима. Совершенствование образования, развитие культуры и науки способствуют формированию у субъекта власти умения и осуществления волевого руководства. При этом объект готовится к добровольному подчинению. В воспитательных целях используется народное образование, издание печатной продукции, публичные библиотеки и средства массовой информации.

Легальность и легитимность

Что такое легитимность

Легальность обозначает существование в рамках правового поля, когда деятельность официальных органов и рядовых граждан основана на законах и нормативных актах. Гарантом легальности выступает государство.

Легитимность подразумевает положительное отношение общества к действующим государственным институтам, добровольное признание правомерности органов власти. Взаимоотношения доверия между господствующим субъектом и многочисленными объектами составляют ядро легитимности.

Классификация факторов, которыми достигается легитимность:

  • традиции;
  • легальность;
  • харизма общественного вождя.

В многовековых национальных традициях закреплены схемы подчинения и управления. Нарушение традиционных отношений оценивается обществом негативно. Наоборот, социум одобряет легальные действия. Харизматические, исключительные качества лидера привлекают народные массы и пополняют ряды его сторонников.

Знаменитости говорят о политике

Политики всех времен

Интересны характеристики власти, которые дали руководители двух великих держав — США и СССР. Авраам Линкольн утверждал, что если есть желание испытать характер человека, то следует вручить ему бразды правления. Иосиф Сталин писал, что портит людей не всевластие, наоборот, к руководству стремятся испорченные люди.

Уинстон Черчилль, говоря о политическом господстве, высказывает парадоксальную, на первый взгляд, мысль, что власть гораздо приятней отдавать, чем брать. А Н. С. Хрущёв в мемуарах, наоборот, не сомневался в том, что может надоесть всё: женщины, драгоценности, еда, и только невозможно пресытиться властью, которую хочется всегда.

Литераторы также не обошли своим вниманием политическое могущество. Вильям Шекспир писал, что опасна власть, когда с ней совесть в ссоре. Русский поэт Гавриил Державин воспевал государственного человека, который отличается тем, что его поступками управляет любовь к Отечеству.

Власть притягивает словно магнит. Это универсальная возможность существенного обогащения и улучшения условий собственного бытия. Но не каждый человек способен достойно нести бремя управления чужими судьбами.

Политическая власть в том смысле слова, в котором мы его используем, существовала не всегда. Она возникла с образованием классовых обществ, когда появилась необходимость в регулировании интересов и согласовании коллективных действий составляющих их социальных групп. Политическая власть, как и любая другая, предполагает возможность управления одних людей другими. При этом она отличается от других форм власти, имеет свою специфику.


Понятие и признаки

Политическая власть – способность социальной группы или индивида осуществлять свою волю в политике. Она реализуется через систему государственных органов и институтов, охватывает систему негосударственных методов воздействия на общество и граждан. Политическая власть носит общественный характер, поскольку затрагивает интересы больших групп людей. Она строится на основе доминирования той или иной группы и используется для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов.

Политическая власть реализуется в политической деятельности людей и через политические отношения в обществе. Она оказывает воздействие на деятельность людей посредством права, авторитета, принуждения, убеждения, насилия, тактику компромиссов. Отличительные признаки политической власти:

  • публичность – действует на основе права и от имени всего общества;
  • обязательность властных решений для подвластных;
  • моноцентричность – наличие единого центра принятия решений;
  • верховенство над другими видами власти внутри государства;
  • монополия на насилие и государственное принуждение;
  • делегирование властных полномочий одними людьми другим через специально уполномоченный аппарат;
  • всеобщность и общепризнанность – распространяется на всех граждан в пределах определенной территории и компетенции и должна быть признана всеми.

Источниками власти являются авторитет и насилие. Авторитет основан на личностных качествах лидера и уважении со стороны подвластных. Насилие внушает страх и принуждает к подчинению. Применяемое со стороны авторитетной власти, оно даже находит оправдание со стороны общества и лица, в отношении которого применено.

Структура

Политическая власть имеет сложную субординационную и координационную структуру, разделяется на виды:

  • Государственная власть – организованное руководство делами общества посредством государственного аппарата. Она имеет принудительный характер, имеет четко определенную институциональную структуру и осуществляется в установленных процедурных формах.
  • Общественная власть – распределение власти на местах, решение вопросов местного значения в рамках территориальных единиц с помощью представительных органов, не зависящих от государственной власти.

Политическая власть выстраивается по вертикали и по горизонтали. Горизонтальная организация власти предполагает деление на 3 обособленные, независимые друг от друга ветви:

  • Законодательную – государственные органы, уполномоченные издавать законы: общегосударственный представительный орган (парламент) и местные законодательные органы.
  • Исполнительную – совокупность полномочий по управлению внутренними и внешними государственными делами, исполнению действующего законодательства, охране прав и свобод человека.
  • Судебную – совокупность полномочий по совершению правосудия, обязательному толкованию норм права и обеспечению субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан.


При вертикальном распределении политическая власть делится на:

  • центральную – главный руководящий властный узел государства;
  • региональную – власть на уровне административно-территориальных единиц первого порядка;
  • местную – властные инстанции на уровне местного самоуправления;

Политическая власть осуществляется на 3-х уровнях:

  1. Макроуровень – высшие центральные политические институты, государственные учреждения, партии и организации.
  2. Мезоуровень – региональное, областное, районное управление.
  3. Микроуровень – политическое взаимодействие людей, малых групп, самоуправление.

Структурными элементами политической власти являются:

  • субъекты – носители политической власти и источники политической активности: государство, социальные общности, политические партии и организации, правящие элиты, группы влияния, отдельные личности;
  • объекты – участники политических отношений, на которых направлено властное воздействие;
  • ресурсы – средства обеспечения влияния на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Политическая власть обусловлена существованием социальной иерархии, проявляется на всех ее уровнях. Отношения власти носят универсальный характер, проникают во все сферы жизни и деятельности людей, охватывают всех членов общества.

Функции

Политическая власть является инструментом социального управления, выполняет следующие функции:

  • формирование политической системы общества;
  • сохранение целостности и равновесия общества;
  • управление делами общества, руководство органами власти и государственным аппаратом;
  • определение целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества;
  • реализация властно значимых интересов социальных групп;
  • регулирование общественных отношений;
  • контроль над соблюдением законов;
  • воспитание уважения к власти и сознательного законопослушания;
  • поддержание баланса производства и потребления.

Политическая власть призвана создавать комплекс условий, обеспечивающих:

  • последовательность реализации основных задач деятельности и развития общества;
  • согласованность действий элементов системы управления;
  • защиту общества от социальных и экономических потрясений.

Функционирование власти направлено на удовлетворение потребностей людей, повышение их уровня жизни и благосостояния. Власть эффективна, если она выполняет свои функции, реализует ожидания граждан.


Главное условие эффективности политической власти – ее легитимность, подразумевающая длительное согласие большинства принять правление данного класса, иерархии в качестве законных и правомерных. Выделяют 3 типа легитимности власти:

  • традиционный– сложился в патриархальных и сословных обществах, характеризуется признанием власти в силу сложившихся традиций;
  • харизматический – возникает в условиях социально-политического кризиса, когда народ наделяет властью человека с выдающимися личностными качествами, вселяющего веру в то, что может изменить сложившуюся ситуацию к лучшему;
  • рационально-легальный – передача власти осуществляется в рамках юридических норм и политических процедур.

Фактор легитимности власти имеет важное значение в политической жизни, обеспечивает ее стабильность. Политическая власть всегда осуществляется меньшинством, элитой. Она возникает на основе взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредотачивают власть и организаций, через которые она концентрируется и реализуется.

Что такое политический режим?

Политический режим – совокупность средств и методов организации политической власти, система взаимоотношений государства, общества и личности. Понятие также включает в себя представления о специфике политических отношений, форм идеологии, типе политической культуры общества. Политическая власть может осуществляться единолично, коллегиально или всенародно. По режиму правления выделяют следующие типы политической власти:

  • Авторитаризм – самый древний и один из самых распространенных видов политической власти. Он характеризуется централизацией власти в руках одного человека или в одном государственном органе, командным методом руководства и безоговорочным повиновением. В авторитарных обществах полностью или частично отсутствуют политические свободы, ограничена деятельность партий и общественных организаций, подавляется оппозиция. При авторитаризме народные массы пассивны, поскольку полностью отстранены от политических процессов.
  • Тоталитаризм – крайнее проявление авторитаризма; вид политической власти, характеризующейся полным подчинением общества, его социальной, идеологической, духовной и бытовой жизни. При тоталитаризме функционирует только одна партия, преданная господствующей идеологии и руководимая одним человеком. Власть осуществляет монополистический контроль над средствами массовой коммуникации, всеми общественными организациями и институтами. Тайная полиция обеспечивает защиту интересов правящей верхушки.
  • Демократия– понимается как власть большинства, предполагает участие народа в управлении государством и контроле над властью. Демократическую форму правления характеризует верховенство закона, свобода и равенство граждан, незыблемость прав человека, политический плюрализм. Народ признается основным источником власти, которая становится результатом его законно осуществляемого свободного волеизъявления.


Ни один из представленных типов власти не представлен в чистом виде, преобладают переходные и смешанные типы.

Политическая власть в политологии

Политическая власть является фундаментальным понятием политологии. Феномен власти не ограничивается политическим пространством, поскольку это явление социальное и социально-психологическое, это всегда отношения между людьми. В изучении политической власти политология использует подходы:

  • Бихевиористский– определяет власть как отношение командования и подчинения, сводит ее к способности одного индивида навязывать свою волю другому вопреки сопротивлению последнего. Согласно это концепции, некоторым индивидам присуще стремление к власти, они видят в ней источник наслаждения.
  • Психологический– объясняет стремление к власти потребностью в доминировании, а свойство подчиняться – стремлением к защищенности, восприимчивости людей к внушению.
  • Системный – рассматривает власть как свойство социальной системы, в которой заложено разделение индивидов на управляющих и управляемых, где система статусов и ролей позволяет контролировать ресурсы и средства влияния.
  • Реляционистский – трактует власть как асимметричное взаимодействие объекта и субъекта, когда неравное распределение ресурсов приводит к господству одних индивидов над другими.
  • Институциональный – рассматривает властные отношения как набор правил, норм, статусов и ролей, регулирующих политическое поведение.

Все эти концепции едины в 2-х моментах: 1) власть – это единство управления и подчинения; 2) главная цель власти – обеспечение преимущественного доступа к социальным благам.

Заключение

Всякая власть – это насилие. Оно неизбежно, потому что невозможно удовлетворить потребности каждого и реализовать интересы всех людей. Всегда будут недовольные, всегда будут те, кто не хочет следовать выбранному пути или установленным правилам поведения. Социальное неравенство тоже будет существовать всегда. Власть необходима для подчинения меньшинства общим целям и задачам, обеспечения правопорядка, сохранения общественного равновесия.

1. Что такое политическая власть? Понятие политической власти. Отличительные признаки:

  • публичность;
  • всеобязательный характер властных решений;
  • моноцентричность;
  • верховенство над другими видами власти;
  • монополия на насилие;
  • делегирование властных полномочий одних людей другим;
  • всеобщность и общепризнанность.

2. Источники власти.

3. Структура власти. Виды власти:

4. Организация власти по горизонтали: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.

5. Организация власти по вертикали: центральная, региональная и местная власть.

6. Уровни политической власти:

  • макроуровень;
  • мезоуровень;
  • микроуровень.

7. Структурные элементы публичной власти:

8. Функции политической власти.

9. Понятие легитимности власти. Типы легитимной власти:

  • традиционный;
  • харизматический;
  • рационально-легальный.

10. Виды власти по режиму правления:

  • авторитаризм;
  • тоталиторизм;
  • демократия.

11. Политическая власть как понятие в политологии. Подходы к анализу власти:

Читайте также: