Фрейд о религии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Фрейд дает удивительное по своей глубине определение мировоззрению, отмечая основное его свойство: полноту охвата. Любой набор информации может стать мировоззрением только в том случае, если является завершенной системой.

На данном этапе исследования получаем, что битва между религией и наукой напоминает битву между индивидами с мыслительным и с чувственным типами психотипов, во время которой каждый из них пытается убедить другого, что его выбор лучше и правильнее. Но ведь убедить друг друга они не могут — доминирующая реакция психотипа индивидуальна и не может быть изменена по воле другого индивида. Битва бесполезна — победителя не будет.

Человечество всегда пыталось понять, что его окружает и как все это ему необходимо понимать. Фрейд ни при каких условиях не соглашается с существованием интуиции, как полноправного источника скрытых от процесса познания знаний.

В этом Фрейд необъективен, религия никогда не утверждала, что ее мировоззрение истинно, но и не сомневалась в этом, а утверждала только то, что оно является последовательным и завершенным.

Может быть, нам удастся найти этот ответ? В отличие от Фрейда, но благодаря ему мы теперь знаем, что ищем. Если нам удастся найти ответ на этот вопрос — мы сможем понять роль религии в жизни человеческого общества.

Фрейд дает определение трем функциям религии:
1. Удовлетворение любознательности путем объяснения происхождения и развития мира.
2. Уменьшение страха перед опасностями и уверенность в завтрашнем дне. Счастье, в конечном счете.
3. Утверждение правил и ограничений общественного поведения.

Обращаясь к изучению религии, необходимо обратить внимание на рассмотренные в предыдущих разделах психические явления Веры и Сопротивления. Эти явления были обнаружены Фрейдом в процессе его практической деятельности, но отнесены им к проявлениям психики больных людей, не представляющим внимания как явления психики здоровых людей.

Представим себе, что к Фрейду на прием приходит пациент и просит избавить его от каких-либо проблем психологического характера, которые мешают ему жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Но этот пациент ничего не знает о психоанализе и о самом Фрейде. Сможет ли Фрейд преодолеть сопротивление пациента и добиться от него веры в доктора, чтобы его терапия могла достичь результата? Скорее всего — сможет, но для этого ему необходимо будет позиционировать пациенту самого себя в мировой психологии, как одного из ее создателей, и кратко изложить суть своей теории психоанализа, не обращаясь к деталям, а в основном подчеркивая ее способность объяснить все проявления психической жизни и успешность предыдущих сеансов психотерапии. Таким образом, чтобы достичь эффекта положительного воздействия на психику пациента, Фрейд вынужден был бы выполнить определенные правила, которые диктуются свойствами этой психики и отнесены равновесной психологией к категории законов функционирования психики живого организма.

Неизвестно, где Моисей действительно взял 10 заповедей, но все, что он сделал в дальнейшем, с точки зрения психологии, было сделано совершенно правильно.

Как видим, Фрейд отмечает беспримерную последовательность и законченность мировоззрения, предложенного религией.

Так что же именно сделали Фрейд и Моисей, чтобы добиться изменения поведения других людей и вынудить их в одном случае совершать действия, необходимые психоаналитику, в другом случае, наоборот, не совершать действия, считающиеся запретными? И тот и другой убедили людей в том, что оба имеют право на совершаемые ими действия. Один благодаря тому, что создал теорию психоанализа, второй — благодаря полученному от Бога поручению. Оба предложили последовательное и законченное мировоззрение, один — на психику человека, другой — на окружающую человека действительность. И оба добились желаемого и предполагаемого ими эффекта.

Чтобы завершить сравнение между Фрейдом и Моисеем, рассмотрим предложенные ими мировоззрения с точки зрения современной науки. И в том и другом случае современная наука не подтвердила истину предложенных мировоззрений, и то и другое мировоззрение, обладая свойством полноты и законченности, не имеет признака истинности. Напомним, что мировоззрение, предложенное Моисеем, живет несколько тысяч лет, и людей, которые его принимают, совершенно не интересует его реальная истинность. Моисей воспользовался идеей существования Бога, предоставив людям необходимые доказательства в виде превращающегося в змею посоха для того, чтобы закрепить в психике человечества 10 заповедей. Безусловно, кроме заповедей, существовали и другие правила поведения, вплоть до перечня типов животных, которых следует употреблять в пищу. Пример с 10 заповедями используется для демонстрации вершины достигнутого результата.

Почему же, позволяя Фрейду в контакте с пациентом придумывать любые теории и допускать любые психологические конструкции (работают они в реальности или нет — никто не знает), соединяя их между собой, мы не позволяем Моисею сделать то же самое? Но у Фрейда возможностей было намного больше, время было уже другое.

Фрейд так и не понял, что психоанализ — это тоже религия, которая действует только при наличии Веры субъекта в объект, являющийся источником информации, но Богом в этом случае является сам Фрейд.

Сейчас мы уже можем ответить на вопрос Фрейда и решить поставленную в исследовании задачу:

Определение задачи религиозного мировоззрения
Мировоззрение необходимо любой религии для того, чтобы закрепить в психике людей правила поведения, обеспечивающие сохранение равновесия социальной группы, их объединяющей.

Данное исследование призвано показать, что абсолютная победа науки, когда дело касается психики человека, независимо от того, кто именно оказывает на нее воздействие — религия или психоанализ, может оказаться опасной, поэтому недопустимо к ней стремиться без учета и анализа возможных последствий.

Читайте также: