Проанализируйте историю взаимоотношений старцева и котика кратко

Обновлено: 05.07.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.

Год написания – 1898 г.

История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальные темы и идеи произведения, претерпели значительные изменения, прежде, чем автор создал окончательный вариант.

Тема – Деградация личности, жизнь и быт городских жителей, любовная тема.

Композиция – Рассказ выстроен методом пунктирной композиции: знакомство с доктором и семьей Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной, следом идет конец неудавшегося любовного романа, дальше – новая встреча с Катей, и завершается описанием той жизни героев, какой она и будет продолжаться в ближайшем будущем.

Жанр – Произведение автора относится к жанру рассказа.

Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

В данном произведении всего пять глав, но в них четко определена хронологическая последовательность событий. В каждой из них четко видно, как через незначительные временные промежутки меняется жизнь и облик главного героя Дмитрия Ионыча Старцева. События, описанные в рассказе, происходят в городе С, где жизнь словно застыла вместе с его жителями. На примере семьи Туркиных это отчетливо видно. С момента знакомства Старцева с ними и спустя несколько лет в их семье ничего не менялось.

В первой главе

Дмитрий Ионыч производит положительное впечатление. Приятный молодой человек с блестящими перспективами. Образованный, целеустремленный. Открытый всему новому. Честный и порядочный. Работа доктором нравилась ему. Помогать людям его призвание. Полный надежд и мечтаний он еще не думал о том, как совсем скоро изменится его жизнь и далеко не в лучшую сторону.

Вторая глава

уже начало деградации Старцева. Прошел год после его приезда в этот город на лечебную практику. Дмитрий Ионыч погряз в рутине дел. Большую часть времени доктор проводит в одиночестве. Развлечением стали частые походы в дом Туркиных, где радовала глаз и душу дочь хозяина Екатерина. Старцев увлекся ей, но его чувства безответны. Девушка мечтала уехать в столицу и поступить на актерский факультет. Зачем ей связывать себя узами брака с молодым врачом. Она играла с ним. Приглашение на свидание, полученное от нее, лишнее тому доказательство. Дмитрий прождал ее на кладбище, но Катерина так и не пришла. Он расстроен, подавлен. Апатия и тоска навалились на него. Старцев понимает, что сильно устал. Впервые, возвращаясь домой, он бредет старческой походкой, а не летит, как раньше на крыльях счастья и любви.

Третья глава

переломная в жизни Старцева. Он перестает думать о возвышенном и прекрасном. Даже рассматривая Катерину, как свою невесту, он думает о том, какое приданое сможет получить за девушку. Меркантильность и расчетливость прослеживается во всем: в работе, мечтах, планах. После отказа Катерины стать его женой, доктор горевал недолго. Не сложилось и черт с ним. Старцев за это время сильно располнел. Его беспокоила одышка. Передвигался доктор исключительно на лошадях, которые приобрел не так давно. Его стало раздражать местное общество. Люди казались, неинтересны и скучны. Большую часть времени земской доктор проводил в одиночестве, стараясь избегать общения с кем бы то ни было.

Ионыча перестали интересовать походы в театр, чтение книг, концерты. Любимым занятием стала игра в карты и пересчитывание денежных ассигнаций. Он доставал их из кармана, перебирал пальцами каждую бумажку, наслаждался ее шелестом. Страсть к накопительству взяла верх над впечатлениями от жизни. От прежнего Старцева не осталось и следа. Изменения коснулись его не только внешне, но и внутренне. Он позволял себе накричать на пациентов. Дерзил, хамил. Раньше такого за ним не замечалось.

Ионыч окаменел душой, очерствел. Ничего живого не осталось в этом человеке. Заплывший от жира, с трудом передвигающийся, ненавидящий все, что ему было раньше так мило, он вызывает к себе жалость и презрение. Деградация опустила его на последнюю ступень развития, превратив в озлобленного обывателя.

Происшедшее с Ионычем может случиться с каждым, если вовремя не взять ситуацию в свои руки и не попробовать изменить ход событий. Нельзя позволять себе опускаться до уровня Ионыча. Надо обязательно бороться, пускай иногда ситуация кажется совсем безвыходной, но кто не пробует, изначально проигрывает.

Описание главных героев рассказа

История создания

В записках писателя сохранились данные о том, что история создания рассказа постепенно изменялась. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель дает оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности самого героя.

После выхода в свет этого произведения, критика со стороны литературоведов была неоднозначной, отзывы были как положительные, отдавшие дань гению Чехова, так и отрицательные, увидевшие недостаточную открытость в характеристике героев. Одним из критиков была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под его влиянием.

Такая деградация личности является одной из главных тем произведения. Старцев, когда – то стремившийся к каким-то идеалам, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, и отдающий работе все свое время, медленно, но верно, стал превращаться в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика стала приносить ему стабильный и крупный доход. Все свои средства, доктор Старцев стал вкладывать в недвижимость, покупать себе вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Докторская деградация стала происходить не только в его внутренних изменениях убеждений, но и во внешних проявлениях.

Герой стал грубым и раздражительным, он растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме как жажды обогащения. Любовная тема, затронутая автором в этом рассказе, умирает так же, как и духовное начало Старцева. Если в начале повествования герой и испытывал какое-то чувство к Екатерине Ивановне, то и оно, по мере его духовной гибели, сошло на нет. Старцев даже испытывает облегчение от того, что их отношения не сложились.

Тема любви в романе “Евгений Онегин” – сочинение на тему

Проблематика произведения и в состоянии общества в целом, писатель касается многих нравственных проблем, имеющим место в жизни городка. Это и необразованность граждан, его бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят свое время скучно и однообразно, каждый из них живет в собственном и маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений, серость и низость мышления обывателей превалирует над высокими идеалами.

Роль общества на Старцева оказала большое влияние, он отказался от медицины как от призвания, превратив ее всего лишь в средство обогащения. Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев изжил себя как личность, и смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов, в этом проявляется конфликт человека с силой влияния жизненного окружения.

Главные герои и их характеристика

Рассказ не отличается большой полифонией образов. Главные герои произведения: доктор Старцев и семья Туркиных.


Дмитрий Ионович – маленький человек. Но не такой, как гоголевский Башмачкин или чеховский Червяков. Старцев – человек с амбициями, которые в конце сводятся к жажде наживы. Даже в юности, влюбленный герой думает не только об избраннице, но и о приданом.

Внешность героя заурядная. Он не обладает наружной красотой. Но и неприятного о его внешности не сказано ничего. Только полнеет со временем.

Этапы из жизни Ионыча раскроет таблица.

Этапы жизни, возраст герояОписание
После получения медицинского образования.
Около 25-ти лет.
Полон надежд, энергии. Мечтает о любви, женитьбе. Беден. Много ходит пешком. Своих лошадей не имеет. Любит свою работу. Хочет помогать людям. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания.
Через год. Повторное посещение семьи Туркиных.Испытывает любовь. Восхищается Котиком. Страдает, что чувства безответны. Едет на кладбище в надежде на свидание, хотя понимает, что это безрассудство. Предпринимает попытку объясниться в чувствах, сделать предложение. Получает отказ.
Спустя 4 года, когда Котик вернулась из консерватории. Доктору около 30 лет.Немного пополнел. Приобрел практику в городе. Обзавелся тройкой с бубенцами. Холоден к Екатерине, но еще теплится живой огонек в душе, который вскоре гаснет.
32 — 34 годаОбыватели раздражают разговорами, глупостью, ограниченностью мышления. Поэтому он играет в винт, молча закусывает и выпивает. Толстеет герой и кучер.
Спустя несколько лет.
Возраст 36 — 40 лет.
Событий нет. Имеет большую практику в городе, но не отказывается от земской. Продолжает толстеть. Испортился голос, так как горло заплыло жиром. Все сводится к быстрому приему больных, накоплению денег и покупке недвижимости.

Список героев продолжает Екатерина Ивановна Туркина. Это юная барышня. Дмитрия она поражает контрастом внешности: детским выражением лица и сформировавшейся женской фигурой. Героиня — обычная девушка для своего города. Как все барышни, много читает, играет на рояле, мечтает о поступлении в консерваторию.

Она привыкла, что ее шумные, сложные фортепианные пассажи хвалят родители и гости. Поэтому возомнила себя талантливой пианисткой с большим будущим. Котик не приняла предложение Дмитрия. Она была уверена, что станет артисткой. И не хотела связывать себя узами брака. Но спустя четыре года мечты рассыпались. Героиня жалеет о поспешном решении.


Семья Туркиных знаменита в своем городе. Они считаются самыми интеллигентными, талантливыми, гостеприимными. Даже живут рядом с губернатором.

Глава дома – Иван Петрович сыпет плоскими шутками, остротами. И даже изобрел собственный язык, практикуясь в остроумии. Но анекдоты всегда одни и те же. В театральных сценках он всегда играет старых генералов, смешно кашляет.

Вера Иосифовна – супруга Иван Петровича, мать Котика. Дама пишет повести, романы. Литературные экзерсисы героини совершенно бездарны. А также не имеют ничего общего с действительностью, что напрягает молодого гостя.

Композиция

Композиция рассказа Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьей Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. Доктор приезжает в городок молодым, энергичным человеком, его приглашают в дом Туркиных. В герое пока еще присутствует амбициозность, он понимает, насколько мало развита духовность этого семейства, и не стремится продолжать завязавшееся знакомство.

Старцев увлечен своей работой, он постоянно занят, и вторая встреча с семьей Туркиных происходит по прошествии года с небольшим, во второй части произведения. Хозяйка дома стала часто приглашать молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.

Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. После глупой затеи Котика со свиданием на кладбище, Старцев решил сделать ей предложение, с мыслью о богатом приданном. Когда же девушка отказала ему, он пожалел о том, сколько лишних хлопот доставило ему это предложение.

В третьей части рассказа описывается, насколько обрюзг и располнел телом, но обнищал душой, доктор Старцев. Он уже перестал интересоваться чем бы то ни было, найдя удовольствие в ежевечернем подсчитывании своих денег, которых стало уже много, а хотелось еще больше. Так началось его духовное обнищание, он стал все больше походить на обычных обывателей городка. И в следующей части произведения, Старцев все больше и больше занимается своим обогащением, радуясь тому, что он не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда – то, он делал ей предложение.

Жанр, композиция, направление

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Тема произведения напоминает нам о том, что многое в нашей жизни зависит от нас самих, то как мы ведем себя в разных ситуациях, наши решения и выборы, все это влияет на нашу жизнь. Одним из серьезных испытаний, в жизни человека, является любовь.

Любовь- это одно из самых загадочных человеческих чувств. О любви пишут стихи, песни, романы. У каждого человека есть свое, личное, понятие любви. Кто-то считает, что любовь вечна, кто-то же определяет срок, за который любовь угасает. Многие писатели, в своих произведениях рассуждали о любви. Не обошел эту тему и А. П. Чехов.

При первом знакомстве с Туркиными становится очевидно, что Котик абсолютно бездарна, как и вся ее семья.

Но Старцеву нет дела до того, на сколько Котик бездарна, он видит лишь ее красоту.

Ему приятно смотреть на молодую, изящную девушку.


Именно казалась, Старцев смотрел на девушку и видел в ней идеал. После полученного отказа, Старцев горевал, он не ел и не спал три дня. Через четыре года, когда Котик сама призналась ему в любви, а душе Старцева снова загорелся “огонек” любви, но не на долго. Ему уже не нравилась ни ее улыбка, ни бледность лица. Смотря на нее, он не испытывал прежних чувств. Он даже рад, что не женился тогда.

Любовь оказалась лишь эпизодом в жизни Старцева. Ему казалось, что он не сможет жить без Котика, но чувства быстро прошли, и его жизнь стала серой и однообразной. Между ними не было той настоящей любви, теплых и нежных чувств, греющих душу. Старцев жаждал “любви любой”. Эта жажда- как пожар, неконтролируема и опасна, но она быстро угасает и не оставляет никаких чувств.

Ни Старцев, ни Котик не испытывали друг к другу любви, они просто не были готовы любить. У них не было ничего общего, они не смогли бы понять друг друга, поэтому их увлечение не переросло в крепкое чувство любви.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Тема Сочинения напоминает человеку о том, что, совершая жизненный маршрут, следует помнить, что во многом от человека зависит, будет ли этот маршрут черно-белым, серым или цветным. Серьезным испытанием на жизненном пути человека является любовь, особенно, если речь идет о чеховских героях. Дело, видимо, в том, что писатель умеет открыть в обыденных фактах их внутреннюю глубину и сложность, их неразрывную связь с важнейшими вопросами жизни человека.

О любви А. П. Чехов пишет по-разному. А зависит это от духовного мира его героев, от понимания

ими прекрасного. Светлое ощущение остается после прочтения рассказа “Дом с мезонином”. Это произведение о любви доброй и спасительной.

Нам мила трогательная нежность, с которой герой – Художник – смотрит на любимую девушку, Мисюсь. Чехов пишет о той поре человеческой жизни, которую Ф. И. Тютчев чудесно назвал “предрассветной”. Совсем по-другому видит окружающий мир художник, когда Мисюсь уезжает. Ему становится по-прежнему скучно жить.

Нам понятно и то, что автор не приемлет слабости, духовной пассивности героя, его отказ от борьбы за свою любовь.

Если же проследить историю любви

доктора Старцева и Котика, то ничего светлого, возвышенного мы в ней не увидим. Почему эта любовь угасла? Кто в этом виноват? Все дело в том, что любви, похоже, и не было…

Однотипные ситуации рассказа позволяют оттенить душевные изменения доктора Старцева. Ведь уже в первой сцене его знакомства с Туркиными была очевидна бездарность этого семейства. Однако Старцеву было приятно “смотреть на молодое, изящное и, вероятно, чистое существо, хотя играла Котик бездарно”. Через год, когда Старцев еще сильнее увлекся девушкой, “она восхищала его своей свежестью, наивным выражением глаз и щек”.

А при виде Котика в декольтированном платье Старцев приходил в такой восторг, “что не мог выговорить ни одного слова”. “Она казалась ему очень умной и развитой не по летам”. Слово “казалась” доносит до нас весьма важный нюанс в отношениях главных героев. После полученного отказа Старцев “не ел, не спал…” три дня.

В соединении со словом “казалось” очень меткая чеховская подробность. Через четыре года, когда Катерина Ивановна сама призналась ему в любви, у Старцева затеплился “огонек” и тут же, однако, погас. “Теперь ему не нравились ее бледность, новое выражение лица, слабая улыбка”. И он твердо решил: “А хорошо, что я тогда не женился”.

Жизнь Старцева проходила тускло: без впечатлений, без мыслей. Любовь оказалась в его жизни лишь эпизодом. Вспомним, как звучал голос доктора Старцева на первых страницах рассказа: “О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не написал так верно о любви.

Едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство…” Теперь же для него умерло все, умерло даже его единственное поэтическое воспоминание… Быстрое перерождение героя рассказа подготовлено более чем скромным багажом его личности. Ему многое “казалось”, но сильных чувств у него к Котику не было.

Образом Ионыча Чехов показал закономерную утрату в жизни светлых эмоций. Тем не менее рассказ с таким прозаичным названием “Ионыч” позволяет увидеть краски истинной красоты, услышать чарующие звуки. Ночное кладбище, куда пришел на свидание Ионыч, таит нечто неповторимое: здесь мягок лунный свет, здесь присутствуют тайны, “обещающие жизнь вечную…” Под влиянием красоты лунной ночи и раздумий о таинствах жизни и смерти доктору Старцеву “хотелось закричать, что он хочет, что он жаждет любви во что бы то ни стало”. Такая жажда – как сильная энергия, но она быстро угасает.

А слова Старцева о любви звучат, как знак неприятия серой, однотонной действительности.

Ни Старцев, ни Котик не были готовы любить… Ни общих мыслей, ни общего пути у них нет… Критерия А. А. Блока: “Лишь только влюбленный имеет право на звание человека” – им было не осилить…

Первый вопрос: любит ли Старцев Котика или же он влюблён в неё?

Несмотря ни на что, Чехов чёрным по белому пишет, что Ионыч именно любит Екатерину Ивановну. Хотя многое указывает на простую влюблённость = всплеск эмоций и гормонов. Возможно, это восприятие сами Старцевым своего состояния, а возможно…. Впрочем, об этом позже.

Пока у нас есть врач, потерявший голову: поставивший чувства выше разума, готовый ночью примчаться на кладбище на встречу с любимой. Даже понимая, что обещание свидания всего лишь шутка:

Тут мы также видим внутренний конфликт героя: как я уже и сказала ранее, чувства против разума. Иррациональность против рассудительности. Это характеризует Ионыча как человека отчасти приземленного, практичного и немного скептичного. При этом он вполне может повести себя достаточно наивно, поддаться пусть и глупой, но всё же надежде:

Отметим ещё здесь некую склонность героя к рассуждениям, что характеризует его опять же как человека весьма неглупого.

Однако отвлечёмся немного от чувственных переживаний Старцева, а отметим его развитие в финансовом плане:

То есть врач постепенно богатеет, приобретая статус в обществе.

Вернёмся к эпизоду на кладбище. В нём Чехов показывает читателю, как любовь преображает человека: открывает что-то лучшее, нечто высокое в, казалось бы, сухаре:

Любовь привносит в восприятие Ионычем мира толику поэзии.

Тут же мы сталкиваемся с душевной ненаполненностью героя – прямым следствием его одиночества. Другими словами, жаждой любви, НО! Не желания любить самому кого-то, а потребностью в том, чтобы кто-то любил его. Кратко - стремление получать, а не отдавать:

Вернёмся к Ионычу, в котором разум постепенно стал возвращать утраченный позиции и брать вверх над чувствами.

Во-первых, проявляется меркантильность врача:

Во-вторых, его внутренний конфликт-диалог выходит на новый уровень:

Пика любовь Ионыча достигает, когда мужчина делает предложение руки и сердца Екатерине Ивановне:

Ионыч не только и даже не столько рассуждает о своём чувстве, сколько словно пытается убедить и себя, и Екатерину Ивановну, что он действительно любит девушку. Ведь не может нечто безграничное, неописуемое быть иллюзией?

Однако Екатерина Ивановна отвечает отказом, в котором нас интересует характеристика Старцева – то, как его видят окружающие:

К сожалению, такое впечатление обманчиво, но это не следствие двуличности врача, отнюдь. Скорее, это иллюстрация желания самих людей обманываться: строить определённые образы окружающих, не вникая в суть личности.

Читайте также: