Специфика политических конфликтов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Политический конфликт – это спор и противостояние между различными субъектами политики, центрами силы, политическими партиями и государствами.

С этим понятием тесно связан социальный конфликт. В интерпретации понятия социального конфликта сложилось большое разнообразие подходов. В широком значении социальный конфликт распространяется на абсолютно все сферы человеческой жизни. В сущности политического конфликта есть схожие представления и взгляды. Политический конфликт зарождается и развёртывается в политической сфере. Но всё же имеются разные аспекты интерпретации политического конфликта, под которым понимаются:

  • непрерывно функционирующая форма борьбы за максимальное получение власти в каком-то конкретном сообществе;
  • соперничество различных социально-политических субъектов за влияние и главенствующее положение в системе общественно-политических отношений;
  • нацеленные друг на друга усилия сторон, предопределённые несовместимыми, взаимоисключающими идеологическими расхождениями (идеалами, традициями, целями).

Ключевой характеристикой политических конфликтов признаётся их связь с вопросом получения, организации, приложения власти и её удержания.

Ключевые аспекты политических конфликтов

Ключевые аспекты политических конфликтов

Исходя из данных основополагающих понятий, описывающих суть политических конфликтов, можно выявить ряд их ключевых аспектов:

  • столкновение в политической сфере 2-х и более субъектов, а также коммуникаций между ними;
  • главной предпосылкой столкновения субъектов политики считается власть (захват, удерживание, применение государственной власти ради достижения собственных целей);
  • субъективной причиной для активизации политического противостояния является понимание субъектами политики имеющихся противоречий, их несочетаемости и неосуществимости разрешения иными методами;
  • конфронтация является причиной активных действий субъектов политики, которые направлены на противостояние (при этом односторонняя активность одного субъекта не может называться политическим конфликтом: примером могут служить уничтожение соперника, захват государства, порабощение народа и др.);
  • политический конфликт – самый распространённый метод разрешения накопленных общественно-политических глубоких противоречий.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить комплексное определение термина. Политический конфликт – это конфронтация 2-х и более противоборствующих субъектов политики, главными причинами которой считаются несовместимые общественно-политические идеалы, интересы, традиции, ценности, идеологии и цели, в непосредственной либо опосредованной форме связанные с властью в государстве.

Структура конфликта

По Максу Веберу, любой политический конфликт состоит из ряда ключевых элементов:

  • 2-х и более конкурирующих между собой субъектов;
  • объекта;
  • целей;
  • предмета;
  • как вероятный компонент – третьей стороны и косвенных сторон;
  • окружающей общественной среды (общественно-политическое поле).

Все вышеназванные компоненты могут включать в себя свои собственные элементы.

Каждая конфликтующая сторона может состоять из ряда компонентов:

Характерные черты политических конфликтов

Характерные черты политических конфликтов

В науке выделяются ряд характерных черт политических конфликтов:

  • открытость и публичность;
  • глобальность, всеобщая значимость;
  • идейная направленность мотивации конфликта;
  • обусловленность властью;
  • присутствие легитимных лидеров;
  • односторонняя легитимация насилия;
  • институциональная организация субъектов конфликта;
  • правовые трудноразрешимые противоречия;
  • конфликт двусторонних намерений;
  • особые национальные черты;
  • вероятность фатальных последствий.

Открытость и публичность проявлений противостояния конкурирующих сторон связаны с тем, что политические расхождения происходят прежде всего в кругу больших общественных групп. Именно поэтому социально-политический конфликт подразумевает обращение сторон к общественности. Помимо этого, приковывание максимального внимания к важнейшим конфликтным проблемам (а значит – к объекту конфликта) прибавит субъектам дополнительное значение и будет содействовать умножению ими политического капитала.

Глобальная и всеобщая значимость выражается в том, что конфликты касаются законных интересов больших общественных групп, общественных слоёв, классов и всего общества. Благодаря этому стороны конфликта всякий раз выступают исключительно от имени некоторой социальной общности (общественного слоя, класса, этнических групп и т. п.).

Зависимость от властных отношений проявляется в том, что первопричинами конфликтов могут быть всевозможные идеологические расхождения, появляющиеся как в политической, так и в иных сферах жизни общества. Они способны трансформироваться в общественно-политическое противостояние по поводу власти. Дело в том, что основополагающим объектом конфликта всегда является власть в самом широком смысле, а предметом – властные полномочия, методы и последствия осуществления власти.

Идеологический образ мотивации конфликта означает наличие конкретных идеологических основных принципов. Общественно-политическая идеология является духовным образованием, преднамеренно подготовленным для целенаправленной идейной ориентации общественно-политических действий граждан. Она осуществляет функции организации, интеграции, идентификации и активизации действий субъектов конфликтов.

Важна и институциональная подготовленность субъектов конфликта, чтобы в действительности претендовать на получение власти, иметь возможность представительства одной из сторон на международной арене. Каждый субъект конфликта обязан представлять собой публичную организацию, общественно-политическую партию, социальный институт и т. п.

Немаловажная роль в определении, самоорганизации и широкой мобилизации масс в конфликтах принадлежит идеологическим символам. Например, главным символом пролетарской революции в СССР было красное знамя. Символы применяются как способ самоидентификации и противопоставления сторон в конфликте.

Противоборствующие стороны конфликта

Противоборствующие стороны конфликта

Конфликт зарождается между 2-мя и более субъектами, считающихся главными, или непосредственными участниками конфликта. Помимо основных, встречаются также и косвенные участники (целые государства, блоки стран, партийные коалиции и т. п.), не принимающие интенсивных действий в процессе конфликта, но помогающие той или иной стороне.

Субъекты политического конфликта

Субъект всегда активен и имеет чёткую цель своих действий. Он самым активным образом вовлечён в процесс конфликта, способен спровоцировать конфликтную ситуацию и воздействовать на динамику конфликта в соответствии с собственными интересами.

К важнейшим функциям субъекта конфликта относится:

Если в процессе противостояния из конфликта убывают те или иные участники, то автоматически меняется расстановка сил в глобальном плане. При этом суть конфликта преимущественно не изменяется. В ситуации, когда из конфликта выходит один из 2-х конкурирующих субъектов, конфликт либо останавливается, либо изменяет свои характерные свойства (т. е. это уже будет совершенно другой конфликт). Исключение возможно только при большем количестве участников (3 и более).

В целом, под субъектом конфликта можно понимать реального или потенциального субъекта, который обладает определёнными общественными и политическими ресурсами, имеет личные политические интересы и готов их защищать в реальном противостоянии.

Участники политического конфликта

Участники политического конфликта

Понятие участника гораздо шире понятия субъекта конфликта. К участникам относятся:

  • индивиды;
  • общественные группы;
  • общественные организации;
  • трудовые коллективы;
  • политические институты;
  • сами государства.

Все перечисленные участники могут принимать участие на стороне одного из субъектов. Участник может осознанно или случайно вовлекаться в конфликт, например, во время противостояния крупных государств (в глобальных международных военных конфликтах). Небольшие государства оказываются вынужденными воевать на стороне одного из крупных государств, даже если это вступает в противоречие с их национальными интересами.

  • как результат развития конфликта и действий противостоящих сторон;
  • как повод или причина для начала политического конфликта.

Третья сторона конфликта

Третья сторона конфликта

В каких-то конфликтах нужда в 3-й стороне может и не появиться. В других конфликтах роль в разрешении конфликтной ситуации третьей стороны может стать решающей.

Согласно классификации, третья сторона представлена:

  • посредниками;
  • судьями;
  • миротворцами и др.

Ключевые цели третьей стороны:

Ключевые качества третьей стороны:

  • политический капитал – опыт в формировании и принятии существенных политических решений, а также в конструктивном разрешении глубоких политических противоречий;
  • компетентность – наличие знаний и навыков, которые нужны для конструктивного разрешения определённых конфликтов;
  • авторитет и доверие в глазах как противоборствующих сторон, так и общества;
  • беспристрастность, которая означает наличие максимально нейтральной позиции 3-й стороны в переговорах.

Косвенные стороны конфликта

Косвенные стороны конфликта

К косвенным субъектам относятся:

  • (латентные) скрытые субъекты (организаторы-сценаристы);
  • различные подстрекатели;
  • заинтересованные спонсоры;
  • незаметные провокаторы и др.

Главное качество косвенной стороны заключается в достижении личных целей, не принимая открытого и формального участия в противостоянии других субъектов. Помимо этого, у косвенной стороны могут быть в достаточном количестве экономические и социально-политические ресурсы для провоцирования полезного для неё противостояния в определённом месте и в нужное время. Косвенная сторона преимущественно оказывает на конфликт опосредованное влияние:


Проанализировав приведенные определения, можно выделить ключевые понятия, характеризующие сущность политического конфликта. Итак, политический конфликт предполагает:

  • столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики (политических отношений);
  • причиной столкновения является власть и властные отношения, т. с. отношения по поводу захвата, удержания государственной власти или использования власти для достижения своих целей;
  • субъективным основанием для начала противоборства является осознание субъектами несовместимости существующих противоречий и невозможности их урегулирования иными способами;
  • противоборство порождает действия субъектов, направленные друг против друга, т. е. реальную борьбу. Односторонние (безответные) действия (захват, порабощение, уничтожение) не являются конфликтом;
  • политический конфликт является одним из способов урегулирования (разрешения) политических (социально-политических) противоречий.

Таким образом, политический конфликт — это столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики, причинами которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью.

Особенности политического конфликта

Особенности политического конфликта заключаются в следующем.

Публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика — это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому политический конфликт предполагает апелляцию сторон к самим социальным группам и к широкой общественности. Кроме того, привлечение повышенного внимания к решаемым проблемам (объекту) придаст субъектам конфликта дополнительную значимость и способствует накоплению ими политического капитала.

Всеобщая значимость. Политический конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Поэтому субъекты политического конфликта (политические ор- типизации, институты элиты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности (социального слоя, класса, этноса, группы интересов, всего общества).

Обусловленность властью (властными отношениями). Основным (интегральным) объектом в политическом конфликте является политическая власть. В качестве предмета политического конфликта могут выступать тс или иные властные полномочия, способы и результаты реализации власти. Причинами политических конфликтов могут быть различные противоречия, возникающие как в политической сфере, так и в других сферах общества, но трансформировавшиеся в политическое противоборство по поводу власти.

Идеологический характер мотивации конфликта. Политический конфликт, как правило, имеет определенные идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан. Она выполняет функции организации, идентификации и мобилизации субъектов и участников политического конфликта.

Институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в обществе или на международной арене, субъект политического конфликта должен быть организационно оформленным — представлять собой общественную организацию, политическую партию, государственный институт или являться легитимным представителем этих органов.

Структура политического конфликта

  • две и более противоборствующие стороны (субъекты) конфликта;
  • объект (предмет) конфликта;
  • косвенные стороны конфликта (как вероятностный элемент структуры);
  • третья сторона (как вероятностный элемент структуры);
  • окружающая социальная среда (социальное и политическое поле).

Каждый из названных элементов структуры социально-политического конфликта, в свою очередь, может представлять собой сложную систему, включающую множество составляющих. Противоборствующая сторона, как сложная структура, может включать следующие элементы:

Противоборствующая сторона конфликта

Субъекты политического конфликта

Итак, субъект политического конфликта — это реальный или потенциальный субъект политических отношений, обладающий определенными политическими ресурсами, имеющий свои политические интересы и готовый их защищать (уже защищающий) в реальном политическом противоборстве.

Участники политического конфликта

Участники конфликта — это индивиды, группы, организации, институты, принимающие участие в конфликте на стороне того или иного субъекта. Участник может сознательно или не вполне сознавая цели и задачи противостояния принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо своей воли вовлеченным в конфликт. Например, во время крупных международных военных конфликтов небольшие государства вынуждены воевать на стороне крупной державы, даже если это противоречит их национальным интересам; родственники и друзья помогают отстоять интересы близкого для них человека; случайные прохожие помимо их воли могут быть вовлечены в уличную драку.

Участники политического конфликта — это индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности, политические институты, государства, в силу тех или иных причин и обстоятельств вовлеченные в конфликт и принимающие в нем участие.

Итак, противоборствующая сторона политического конфликта сама может представлять достаточно сложную, состоящую из многих элементов структуру, основу которой составляет субъект конфликта.

Третья сторона конфликта

Итак, кроме противоборствующих сторон, в структуру социально-политического конфликта может входить третья сторона, которая включает посредников, судей, миротворцев и др. Структура и функции третьей стороны в конфликте достаточно подробно описаны в зарубежной и отечественной литературе. Поэтому мы остановимся только на ее основных характеристиках и функциях.

Функции и значение третьей стороны в переговорном процессе во многом обусловлены ее статусом на переговорах. М. М. Лебедева выделяет следующие функции третьей стороны:

Третья сторона должна обладать определенными качествами и характеристиками, а именно:

  • политическим капиталом - опытом в разработке и принятии важных политических решений, в успешном разрешении сложных политических противоречий;
  • компетентностью - знаниями и навыками, необходимыми для успешного решения конкретных (типичных) конфликтов;
  • авторитетом и доверием договаривающихся сторон и общественности;
  • беспристрастностью — позиция третьей стороны в переговорном процессе должна быть максимально нейтральной.

Третья сторона может не только выполнять посреднические функции в конфликте, но и непосредственно принимать окон- нательное решение по его урегулированию (разрешению). Таким статусом третья сторона может обладать в следующих случаях:

  • конфликтующие стороны наделяют третью сторону необходимыми полномочиями и обязуются выполнять принимаемые ею решения. Такое посредничество можно назвать арбитражем;
  • соответствующие государственные или международные организации наделяют третью сторону необходимыми полномочиями для урегулирования конфликта (обязательный арбитраж).

Косвенные стороны конфликта

Политический конфликт — противоборство между реальными общественными силами, состоящими из лидеров, партий, организаций, элит, других объединений и общностей людей, с одной стороны и противоположными политическими целями, взглядами, ценностями и интересами.

К основным причинам образования политических конфликтов относятся объективные факторы, которые можно объединить в основные группы:

  • Сформированные общественные отношения, в основе которых понятие принципов господства и подчинения, распределение индивидов и их групп, социальных слоев таким образом, когда одна сторона обладает властью, а другая — предоставляет для этого необходимые полномочия.
  • Наличие коренных расхождений в политических идеалах и предпочтениях, отличия ценностных ориентаций в зависимости от индивидов, их групп и общностей.
  • Идентификация гражданского общества, в результате которой определяются политические, социальные, этнонациональные, религиозные, субкультурные общности.
  • Особенности политической системы современного общества, характерные для организации актуальных систем управления.

Согласно теории М.Вебера, структура социально-политического конфликта является статичной. В данном явлении можно выделить следующие элементы:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • субъекты в виде двух или более противоборствующих сторон;
  • объект или предмет;
  • третья косвенная сторона;
  • окружающая социальная среда или политическое пространство.

Основной характеристикой политического конфликта служит его уникальность. Процессы отличаются по предпосылкам, причинам, поводам, действиям, позициям и другим свойствам. Однако, исходя из теории М.Е.Бабосова, существует типичная социодинамика развертывания политического конфликта. Согласно данному утверждению, процесс состоит из следующих этапов:

Известно множество случаев из истории, когда политические конфликты приводили к войнам. Побочным эффектом данного процесса является консолидация населения враждующих государств.

На последней стадии конфликт решается с помощью интеграции с противоборствующей стороной, кооперации с соперником или подавления противника.

При урегулировании споров применяются следующие процедуры:

  • обмен данными о целях и задачах каждой стороны;
  • обозначение периода переговоров по обоюдному согласию сторон, в течение которого не применяется сила;
  • обращение к правовым нормам и административным процедурам;
  • помощь посредников в лице авторитетных фигур;
  • отказ демонстрировать собственное превосходство или абсолютную непримиримость;
  • стремление достигнуть консенсуса, согласия в целом или по отдельным вопросам.

Политический конфликт обладает разрушительным действием. Деструктивными функциями процесса является, прежде всего, истощение материальных, духовных, человеческих ресурсов. Конфликтные ситуации в политике приводят к ослаблению существующей системы власти, общепринятых ценностей и устоев жизни общества.

Существуют множество теорий о том, что характер политических конфликтов является в большей степени конструктивным. Процесс служит катализатором для изменений социально-политической сферы, мотивирует на принятие действий, публичное заявление позиций разных сторон. Внешнеполитические конфликты способствуют объединению общества внутри государства, влияют на ход истории.

Виды конфликтов

Основными типами объектов политических конфликтов являются идентификация, ценности и интересны. Для развивающихся стран характерны спорные ситуации относительно свободы, равенства, терпимости и прочих убеждений. Урегулирование подобных споров требует больших усилий из-за сложности или невозможности достижения компромисса. Ярким примером таких конфликтов является противостояние разных частей общества, одна из которых поддерживает антидемократические ценности, а другая сторона выступает за принципы рыночной экономики и демократии.

Конфликты идентификации являются распространенным явлением для обществ, в которых человек причисляет себя к конкретной религиозной, языковой, этнической общности, а не к целому государству, на территории которого он проживает. Подобные споры часто встречаются в странах, которые ранее входили в состав СССР. Более устойчивые государства с высоким уровнем экономического развития часто встречаются с конфликтами интересов такими, как противостояние либеральных и консервативных политических партий.

Конфликты невозможно оценивать в позитивном или негативном ключе. В спорах существуют и положительные, и отрицательные аспекты.

Виды конфликтов, исходя из области развертывания:

  • внутриполитические;
  • внешнеполитические.

Классификация споров по качественным параметрам:

  • с нулевыми суммами;
  • с ненулевыми суммами.

В зависимости от структуры и организации системы управления выделяют конфликты:

Типы конфликтов, относительно нормативной регуляции:

  • институционализированные;
  • неинституционализированные.

Степень открытости характеризует споры:

В зависимости от времени протекания конфликтные ситуации различают:

Существует несколько форм проявления конфликтов:

  • пикеты;
  • митинги и манифестации;
  • забастовки;
  • политический протест;
  • неповиновение власти;
  • путч;
  • переворот;
  • революция;
  • политический шантаж.

Локальные политические конфликты

Локальный конфликт — военные действия, которые ведутся между разными государствами.

Для локальных войн характерны ограничения политических целей, исходя из интересов противоборствующих сторон, и территории, которая занимает небольшой географический регион, расположенный в границах страны-участника конфликта.

Конфликты локального характера весьма часто встречаются в современном мире. Причинами развития военных действий могут быть:

  • разные религиозные убеждения;
  • территориальные споры;
  • экономические проблемы в регионах;
  • противоречия в идеологии и политике;
  • дипломатические и другие конфликты.

Локальные войны отличаются от других типов конфликтов следующими признаками:

  • ограниченность по политическим целям, территории, используемым средствам;
  • государственность сторон конфликта;
  • неуправляемость действий, когда локальный спор перерастает в региональное противостояние.

Особенность локальных конфликтов заключается в том, что события затрагивают интересы не только противоборствующих сторон, но и государств, которые не принимают в них участие. Последствия воин могут носить экономический, дипломатический, военный, идеологический характер, касаться тактических и стратегических интересов стран, находящихся в стороне от конфликта. Высокая степень неопределенности в протекании локальных войн затрудняет прогнозирование конфликтов в современном мире. Причинами этого является множество факторов, которые оказывают влияние на действия противоборствующих сторон.

Глобальные конфликты

Глобальными конфликты — конфликты планетарного характера, причинами которых являются общемировые проблемы современности, затрагивающие интересы всего человечества и содержащие в себе угрозы для существования цивилизации.

Глобальные конфликты отличаются масштабом и обладают рядом особенностей:

Управление глобальными конфликтами заключается в их прогнозировании и своевременном предотвращении. Низкую эффективность такого менеджмента можно объяснить отсутствием единого органа управления, адекватного объекту. Ключевым аспектом в прогнозе мировых споров является анализ жизненно важных противоречий, путем разрешения которых возможно предотвратить глобальный конфликт.

Межклассовые политические конфликты

Межклассовый конфликт — это политическая напряженность или экономический антагонизм, зарождающийся в обществе в результате социально-экономической конкуренции в разных классах социума.

Классовые противостояния служат средством для изменений радикального характера в социальном обществе и политике. Известные философские труды Карла Маркса и Михаила Бакинина были построены на принципах классовой борьбы.

  • прямое насилие;
  • косвенное насилие;
  • принуждения;
  • идеологическое воздействие.

Формы протекания классовых споров могут носить законный или незаконных характер. Различают конфликты прямые и косвенные. Межклассовые противостояния неизбежны по нескольким причинам:

  • распределение власти и материальных благ;
  • равенство и возможности;
  • жилищные условия;
  • образование;
  • условия труда и другие социополитические вопросы.

Межклассовым конфликтам присущ антагонистический характер. Споры разрешаются по средствам социальной революции, результатом которой является разрушение существующего строя. Как правило, коллективные конфликты не касаются непосредственной основы классовой системы и редко служат основанием для мобилизации классов целиком.

Высшая точка межклассового конфликта наблюдается в процессе революционного кризиса. Это крайне редкое явление в современном мире, так как в протекающих спорах участвуют союзы и коалиции, принадлежащие к различным классовым группировкам с разнообразной основой, наряду с собственностью и отсутствием собственности на капитал.

Межгосударственные конфликты

Межгосударственный конфликт — конфликт, выражающийся в политических отношениях между двумя или несколькими сторонами, включая народы, государства, группы стран.

Споры принимают косвенные или прямые формы столкновения по экономическим, социально-классовым, политическим, территориальным, национальным, религиозным и иным по природе и характеру интересов.

В основе межгосударственных конфликтов могут лежать политические или неполитические противоречия. Основными разногласиями являются:

  • экономика;
  • политика;
  • военные стратегии;
  • геополитика;
  • идеология;
  • социальная сфера;
  • этнические принадлежности;
  • религия.

Исходя из пространственно-временного масштаба, международные споры могут носить глобальный характер. Такие конфликты затрагивают интересы всех участников международных отношений. Региональные и локальные межгосударственные противостояния формируются ограниченным числом участников. По времени протекания конфликты подразделяются на следующие категории:

  1. Затяжные.
  2. Средней длительности.
  3. Краткосрочные.

Международные конфликты различают по применяемым средствам. Это могут быть вооруженные противостояния или мирные переговоры. Субъектами межгосударственных политических конфликтов являются преимущественно страны.

Национальные конфликты

Национальный конфликт — итог национализма, в котором принимают участие этносы и нации.

В данном типе противостояний могут быть задействованы традиционные, модернизируемые, капиталистические, социалистические нации и государства.

Исходя из теории Э.Геллнера, предметом национальных споров являются:

  • ценности нации, включая язык, религию, историю, традиции, символы;
  • стремление народа сохранить и развивать природокультурную идентичность в процессе борьбы с другими народами, которые претендуют на аналогичные национальные ценности.

Особенностью национальных конфликтов является самодовлеющая ценность национального достояния, которое не сводится к экономике. В основе современного национализма лежит желание сохранить духовность, культуру и природу определенного этноса. Подобные стремления трансформируются в экспансию во внешний мир, где сталкиваются с сопротивлением других наций.

Отличительные характеристики национальных конфликтов:

  • длительность;
  • эскалация;
  • ожесточение;
  • достижение целей любыми способами;
  • отсутствие компромиссов;
  • существенные человеческие и материальные жертвы.

Национализм служит основой для межнациональных конфликтов. В спорах могут принимать участие разные субъекты в виде индивидов, этносов, наций, социальных институтов и организаций. Проявлением национальных споров является идеологическая, политическая, экономическая, военная борьба за национальные ценности.

Межнациональные политические конфликты

Межнациональный политический конфликт — противостояние с участием нескольких национальных акторов, которое приводит к международно-политическим последствиям в то время, когда объект споров перерастает рамки юрисдикции любого из его участников.

Актор — действующий субъект, индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других.

Межнациональные конфликты обладают рядом характерных особенностей:

  • в качестве участников выступают государства и иные международные акторы, преследующие политические цели;
  • нередко внутренние споры перерастают границы юрисдикции противоборствующих сторон и трансформируются в международные конфликты;
  • развитию способствуют специфические условия анархии международной системы, характеризующейся низкой эффективностью международно-правовых инструментов по решению споров.

Одной из основных предпосылок к развитию межнационального конфликта являются взаимные притязания этносов территориального характера. Такие споры бывают межрегионального, межгосударственного, местного уровня и могут характеризоваться следующими мотивациями:

  • историческое прошлое этносов, культурные, исторические, культовые и иные этнические памятники на конкретной территории;
  • неопределенность демаркации существующих границ;
  • процесс возвращения нации на историческую родину после депортации;
  • произвольное изменение границ;
  • принудительное включение территории этноса или нации в рамки соседней страны;
  • расчленение нации между различными странами.

В качестве целей политических межнациональных конфликтов рассматриваются:

  • власть;
  • отстаивание собственного политического статуса в формате единого государства;
  • абсолютная политическая независимость.

Наиболее эмоционально насыщенными и болезненными конфликтами являются споры, возникающие в результате ущемления национальных ценностей. Такие противостояния случаются в разных сферах общества.

Четкое проявление специфики межнациональных конфликтов можно наблюдать в противоречиях связанных с такими ценностями, как язык, культура, религия и иные социокультурные этнические особенности. Длительные противостояния приводят к массовой неприязни в отношении наций. Межнациональные интересы, как правило, выражает не вся нация, а лишь ее небольшая часть в виде элитных группировок, преследующих личные интересы.

Примеры политических конфликтов из истории

Множество политических конфликтов, как следствие сепаратистских веяний, возникало в 90-е годы ХХ века в России. Причинами противостояний являлись стремления автономных республик к собственной независимости. К примеру, формирование Чеченской Республики спровоцировало войну в Северном Кавказе.

Другим ярким примером политического конфликта из истории является спор между Россией и Японией по поводу права на Южные Курильские острова.

Западные страны обладают развитой экономикой и прочными институтами демократии, поэтому политические конфликты формируются на основании вражеской агрессии извне. К примеру, теракт в США в сентябре 2001 года привел к развязыванию войны на Востоке.

Известные политические конфликты из истории:

  • Междоусобные войны на территории Руси.
  • Тридцатилетняя война за управление Священной Римской империей и Европой, в которой принимали участие практически все европейские государства с 1618 года по 1648 год.
  • Наиболее масштабная и кровопролитная за всю историю Первая мировая война.
  • Вторая мировая война.
  • Распад СССР.
  • Гражданская война на территории Сирии с 2011 года продолжается в настоящее время.

Примеры политических конфликтов в современности

Политические конфликты в современном мире — явление нередкое. Борьба за власть, национальные ценности, территории, права и свободы общества ведутся годами. Споры могут протекать в рамках одного государства или между разными странами. Примерами таких противостояний являются:

Способы решения политических конфликтов

Центральной проблемой политических конфликтов является их разрешение, которое состоит из этапов управления, контроля и регулирования споров. В процессе участникам или посредникам необходимо разработать и применить систему мер, направленную на ограничение интенсивности, размеров конфликта, его деэскалацию. В качестве основных способов рассматриваются компромисс и консенсус.

Задачи урегулирования политических споров:

  • предупредить открытые формы проявления конфликтов, которые сопровождаются насильственными действиями, включая войны и массовые беспорядки;
  • устранить причины конфликта, сформировать новый уровень отношений участников для разрешения противоречий.

Исходя из основных направлений процесса решения конфликтных ситуаций, можно определить ключевые методы, с помощью которых осуществляется поиск средств для выхода из конфликта. К первой группе методик относится разработка мероприятий по предотвращению насильственной стадии конфликтов. Вторая категория включает пути разрешения противоречий, лежащих в основе спора. Третья группа методов призвана снизить уровень противостояния участников конфликта, заставить стороны отказаться от односторонних действий и перейти к поиску совместных решений проблем.

Основные способы решения политических конфликтов:

  1. Достижение консенсуса путем совпадения мнений всех сторон.
  2. Принятие соглашения под действием законодательной или моральной воли внешних сил.
  3. Соглашение, навязанное одним из участников конфликта.
  4. Потеря актуальности противоречий со временем.

Наиболее популярным способом разрешить конфликт являются переговоры. Процедура предполагает обмен мнениями, которые высказывают разные стороны. В процессе оппонентам удается более точно оценить соотношение сил, определить условия для примирения, суть взаимных претензий, возможные альтернативы. Эффективный метод проведения переговоров представляет собой соглашение, в основе которого лежит компромисс.

Конфликт политический – это состояние политических отношений, в которых их участники ведут борьбу за ценности и определённый статус, власть и её ресурсы, борьбу, в которой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Суть конфликта в несоответствии между тем, что есть, и тем, что должно быть по представлению вовлечённых в конфликт групп и индивидов, субъективно воспринимающих своё место в обществе и своё отношение к другим людям, социальным группам и институтам.

Основоположниками теории политического конфликта считаются К. Маркс (1818–1883) и А. Токвиль (1805–1859, французский социолог, государственный деятель – министр иностранных дел Франции в 1848 г.). В основе их теории лежала идея неизбежности солидарности внутри социальных союзов и конфликтов между ними. По Марксу, эти группы были классами, по Токвилю – местными общностями и добровольными ассоциациями.

К. Маркс абсолютизировал роль политического конфликта, считая его стержнем всего политического процесса (революции, по Марксу, – локомотивы истории, повивальная бабка).

Токвиль был первым, кто выдвинул идею о том, что демократия включает баланс между силами конфликта и консенсуса. Он опасался исчезновения политических конфликтов из-за возникновения одного центра власти – государства, у которого не будет конкурирующих групп. Его изучение политических процессов в Америке позволило указать на два института, способных атаковать новый Левиафан: местное самоуправление и добровольные ассоциации.

Ныне существуют многочисленные концепции, стремящиеся объяснить источники политических конфликтов, их цели и последствия. Обычно указывают на три основных типа политических конфликтов: конфликт интересов, конфликт ценностей и конфликт идентификации (отождествление, уподобление).

Конфликт интересов преобладает в экономически развитых странах, устойчивых государствах, где политической нормой является торг вокруг дележа экономического пирога (борьба по поводу размеров налогов, объёма социального обеспечения и т.п.). Этот тип политического конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение.

Ценностные конфликты более характерны для развивающихся стран с неустойчивым государственным устройством. Они требуют больших усилий для урегулирования, поскольку трудно поддаются компромиссам (действует правило или-или). Но своему содержанию ценностные конфликты – это борьба вокруг принятых неосознанно понятий о том, что является правильным или важным. Приоритетные ценности, которые являются основой подобных политических конфликтов – это свобода, равенство, справедливость, автономия, терпимость и т.п.

Конфликты идентификации характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определённой группой (этнической, религиозной или языковой), а не с обществом (государством) в целом. Конфликты идентификации возникают в условиях противоположности рас (в недавнем прошлом – ЮАР), этнических противоположностей (бывший СССР), религиозных (Северная Ирландия) и языковых (Бельгия, нынешняя Украина) противоположностей.

В политическом конфликте противоборствующими сторонами выступают: государство, определённые классы, социальные общности, политические партии и движения, политические лидеры. Конфликты происходят как между субъектами одного порядка (государство с государством, класс с классом и др.), так и в различных вариантах (определённая социальная общность с государством, политический лидер – с политической партией и др.). Выделяются также горизонтальные и вертикальные политические конфликты. Горизонтальные – это конфликты между индивидуумами, социальными группами, классами. Вертикальные – между субъектами политической власти, представляющие её различные уровни. Например, конфликты между центральными и местными государственными органами, между гражданами и различными государственными структурами.

Как уже отмечалось, предпосылки и условия возникновения политических конфликтов разнообразны. Они могут быть связаны с экономическими, социальными, политическими процессами, развитие которых ведёт к возникновению конфликтных ситуаций. Резкое обострение ситуации может вызвать усиление международной напряжённости, стихийное бедствие, крупная катастрофа и т.п.

Любой политический конфликт проходит, как правило, 4 стадии: зарождение, начало, нарастание и разрешение.

Первая стадия – зарождение или предконфликтная ситуация – характеризуется следующими признаками:

а) наличие и рост недовольства существующим положением в наиболее важных сферах общественной жизни (например, галопирующая инфляция, быстрый рост цен, критическое загрязнение окружающей среды, не говоря уже об обнищании широких масс и др.), настроения неудовлетворённости вообще существующим социально-политическим устройством в данном обществе;

б) утрата доверия к власти, рост беспокойства за ближайшее будущее, повышение политической активности значительной части населения страны;

в) напряжение проявляется не только в общественных настроениях, но и в массовых действиях (миграция части населения в другие регионы и за границу, активизация общественно-политических движений в борьбе за влияние на массы и др.).

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Вторая стадия – начало конфликта, когда антагонизм перерастает в противостояние, в собственно конфликт в открытом виде. Поводом перерастания процесса в эту стадию могут быть:

а) серьёзные просчёты высшего политического руководства страны, приведшие к резкому ухудшению материального положения значительной части населения;

б) заранее запланированная провокация;

в) принятие решения, ущемляющего права другой группы;

г) запаздывание в принятии радикальных мер, направленных на решение проблем, взбудораживающих население и др.

Третья стадия – нарастание конфликта, на которой и разворачиваются конфликтные действия:

а) в борьбу вовлекаются через блоки, договоры всё большее количество других участников;

б) кризис охватывает всех участников с обеих сторон и превращается в общенациональный;

в) одна из сторон переходит к практическому применению силы, в начале в демонстрационных целях или ограниченных масштабах;

г) наконец, вооружённый конфликт, начинающийся с ограниченных масштабов, но способный развиться до войны, как продолжение политики всех участников конфликта.

Четвёртая стадия завершает весь процесс, это стадия разрешения конфликта, когда либо под давлением более сильной стороны, либо по обоюдному согласию, удаётся прийти к однозначному решению, состоянию, приемлемому для обеих сторон, когда собственно конфликтная ситуация исчерпывается.

При определённых условиях, например, когда исчезают причины конфликта из-за смены обстоятельств, могут возникнуть сами собой тенденции постепенного ослабления и даже прекращения конфликта. Однако чаще для более безболезненного выхода из конфликта используется ряд конкретных методов.

Специфика объекта и субъектов политических конфликтов придает им ряд характерных особенностей, отличающих данный вид межгрупповых конфликтов от всех других. В их числе следующие.

(1) Преимущественно открытый характер, большая проявленность столкновения интересов. Политика — это сфера разрешенной обществом борьбы, способ ослабить социальное напряжение разрядкой эмоций в политическом состязании. Отсюда — склонность к внешним эффектам, известная театральность политической жизни.

(2) Непременная публичность. Эта характеристика означает, во-первых, что политика нынче профессионализировалась и осуществляется особой группой лиц, не совпадающей с массой народа. А во-вторых, это значит, что любой конфликт в этой по-настоящему профессиональной среде предполагает апелляцию к массам (непрофессионалам), активную мобилизацию их на поддержку той или иной стороны.

(3) Повышенная частота. Конфликтов в политической сфере сегодня много больше, чем в остальных. И не только потому, что конфликт есть как бы главный способ действия, образ мышления и манера поведения политиков. Но главным образом потому, что многие конфликты неполитической сферы жизни людей (которую принято называть гражданским обществом), не находя своего мирного разрешения, переливаются в сферу политическую, то есть требуют для урегулирования государственного вмешательства. Так, любой трудовой конфликт в принципе является делом двух договаривающихся сторон и может быть разрешен их полюбовным соглашением. Но если такого соглашения достичь не удается, острота конфликта нарастает, и каждая из сторон начинает апеллировать к государственным инстанциям, пытаясь использовать их возможности себе на благо.

(4) Всеобщая значимость. Каким бы частным или локальным ни был политический конфликт, но завершается он принятием решения на государственном уровне, а оно обязательно для всех членов данного общества. Таким образом, чуть ли не любой политический конфликт поневоле затрагивает каждого из нас.

(6) Возможность использования силовых ресурсов как средства разрешения конфликта. Из всех видов власти в обществе только государственная обладает правом легального применения силы. Поскольку государство как политический институт является непременным участником практически всех политических конфликтов, всегда существует большой соблазн в качестве последнего аргумента использовать силу, причем на совершенно законных основаниях. Это делает политические конфликты потенциально более опасными и разрушительными по своим последствиям.

Специфика объекта и субъектов политических конфликтов придает им ряд характерных особенностей, отличающих данный вид межгрупповых конфликтов от всех других. В их числе следующие.

(1) Преимущественно открытый характер, большая проявленность столкновения интересов. Политика — это сфера разрешенной обществом борьбы, способ ослабить социальное напряжение разрядкой эмоций в политическом состязании. Отсюда — склонность к внешним эффектам, известная театральность политической жизни.

(2) Непременная публичность. Эта характеристика означает, во-первых, что политика нынче профессионализировалась и осуществляется особой группой лиц, не совпадающей с массой народа. А во-вторых, это значит, что любой конфликт в этой по-настоящему профессиональной среде предполагает апелляцию к массам (непрофессионалам), активную мобилизацию их на поддержку той или иной стороны.

(3) Повышенная частота. Конфликтов в политической сфере сегодня много больше, чем в остальных. И не только потому, что конфликт есть как бы главный способ действия, образ мышления и манера поведения политиков. Но главным образом потому, что многие конфликты неполитической сферы жизни людей (которую принято называть гражданским обществом), не находя своего мирного разрешения, переливаются в сферу политическую, то есть требуют для урегулирования государственного вмешательства. Так, любой трудовой конфликт в принципе является делом двух договаривающихся сторон и может быть разрешен их полюбовным соглашением. Но если такого соглашения достичь не удается, острота конфликта нарастает, и каждая из сторон начинает апеллировать к государственным инстанциям, пытаясь использовать их возможности себе на благо.




(4) Всеобщая значимость. Каким бы частным или локальным ни был политический конфликт, но завершается он принятием решения на государственном уровне, а оно обязательно для всех членов данного общества. Таким образом, чуть ли не любой политический конфликт поневоле затрагивает каждого из нас.

(6) Возможность использования силовых ресурсов как средства разрешения конфликта. Из всех видов власти в обществе только государственная обладает правом легального применения силы. Поскольку государство как политический институт является непременным участником практически всех политических конфликтов, всегда существует большой соблазн в качестве последнего аргумента использовать силу, причем на совершенно законных основаниях. Это делает политические конфликты потенциально более опасными и разрушительными по своим последствиям.

Читайте также: