Минский китай в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Недоверие минских императоров к корпорации книжников-чиновников, составлявших основу системы государственного управления в императорском Китае, начало чему положил сам основатель династии, проявлялось в том числе и в той роли, которую играли при дворе евнухи. Ничего нового в участии евнухов в политической жизни двора не было, однако новыми были масштабы их вовлечения в государственную политику. Если первый минский император стремился противопоставить администрации свой собственный клан, то его потомки хотели привлечь для этой цели евнухов, обслуживавших императорский гарем.

Минские правители рассматривали евнухов как наиболее лояльную группу приближенных к императорскому двору и рассчитывали использовать их для выполнения обязанностей, связанных с гражданским и военным управлением. Уже в 1420 г. при дворе была основана специальная школа, в которой евнухов обучали основам государственного управления. На протяжении X V I — XVII вв. правление временщиков из числа евнухов становится истинным бедствием политической жизни в Китае. Именно эта проблема выдвигается на первый план в ходе реформаторского движения, начатого представителями минского чиновничества, обеспокоенного положением дел в державе. Отрицательное воздействие евнухов на политическую жизнь усиливалось по мере роста их численности. Если в начале правления династии количество евнухов превышало 10 тыс. человек, то ко второй половине XVI в. их численность превзошла 100 тыс. человек. В своем подавляющем большинстве евнухи были поглощены стремлением к личному обогащению, а не желанием принести пользу отечеству. Они были также повинны в вопиющем непрофессионализме и страшной коррупции, поразившей государственный аппарат империи в период ее заката.

Во второй половине XV в. широкую известность приобрело имя влиятельного любимца императора Лю Цзиня. Этот евнух был знаменит казнокрадством и непотизмом, достигшим беспрецедентных масштабов. После того как он был отправлен в отставку в 1510 г., выяснилось, что размеры его состояния составили около 250 млн лянов, что примерно составляло все военные затраты Империи за 10 лет. Безудержная коррупция, в которой были повинны евнухи, стала одной из причин углубления династийного кризиса на протяжении XVI — начала XVII в.

2. Оппозиция, реформы и репрессии

Первые проявления недовольства сложившейся ситуацией среди чиновничества, добившегося своего положения в результате личных усилий, а не близости к императорскому гарему, имели место уже в конце XV в. Это нашло свое выражение в петиционной кампании, начатой прежде всего чиновниками палаты цензоров, обязанных по долгу службы проверять деятельность всех звеньев государственного аппарата в их меморандумах доказывалась вина ряда евнухов в коррупции, содержалось требование устранить наиболее одиозные фигуры. В 1498 г. оппозиционерам удалось добиться свержения коррумпированной придворной клики. На первом этапе оппозиционного движения, в котором принимали видное участие ученые мужи из императорской академической палаты (Ханьлинь шуюань), преобладали разоблачения фактов коррупции и мздоимства.

В начале XVI в. это общественное движение постепенно перерастает в оппозицию реформаторов, призывающих к осуществлению целого ряда преобразований, призванных оздоровить политическую жизнь империи. Следует подчеркнуть, что выдвигавшиеся предложения не выходили за рамки традиционных представлений о добродетельном правлении и, в сущности, были направлены на возрождение в первую очередь влияния чиновничества, обязанного своим общественным положением личным заслугам и добродетелям. В меморандуме на имя императора, поданном тремя видными сановниками в 1506 г., содержались требования повседневного участия императора в принятии государственных решений, критика за излишнее пристрастие его к развлечениям и роскошному образу жизни. Верховный правитель страны, как говорилось в этом документе, должен вести скромную жизнь, посвящать себя государственным трудам, глубоко изучать конфуцианские каноны, скрупулезно соблюдать положенные ему церемонии.

В докладе содержался призыв провести чистку государственного аппарата, выдвигать на должности людей, известных своей образованностью и безупречными нравственными качествами. Разумеется, евнухи, достигшие своего высокого положения благодаря близости к императору, а не в результате блестящей сдачи государственных экзаменов, должны были быть отстранены от управления государством.

Экономические требования реформаторов также вполне укладывались в традиционные рамки представлений об условиях добродетельного правления. Они рекомендовали повысить внимание к земледелию — основе экономики империи, не допускать повышения налогового бремени, проявлять заботу о поддержании ирригационных систем, настаивали на экономии в государственных расходах, выступали против дорогостоящих проектов, строительства роскошных дворцов и т.д. В числе их требований были и смягчение государственных монополий, проведение преобразований в армии.

В 1508 г. на участников реформаторского движения обрушились тяжелые репрессии. Было арестовано 300 столичных чиновников. Несколько лет спустя аресты оппозиционеров возобновились, удар был нанесен по академии Ханьлинь, около 200 видных книжников и чиновников оказались в тюрьмах. Многих из них приговорили к смертной казни, ссылке, конфискации имущества. Те же, кому удалось сохранить жизнь, лишились ученых званий и чинов, превратившись в простолюдинов.

Еще одной важной мерой, имевшей противоречивые последствия, явились изменения, внесенные в систему сбора налогов. До этого ведущей формой поборов был натуральный налог, взимавшийся зерном (прежде всего рисом, в некоторых случаях пшеницей), а также тканями. Помимо этого в качестве части налога с населения собирались деньги звонкой монетой, а также ассигнациями. Причем исходным считалось зерно, а объем остальных составляющих налога рассчитывался на основе рыночных цен на рис. Суть налоговой реформы, получившей название "единого кнута", состояла в объединении налогов и повинностей в единый налог, а также в коммутации налогов и повинностей, в основу чего было положено серебро. Реформы, проведенные в период правления Чжан Цзюйчжэна, продолжили комплекс мер, принимавшихся минскими правителями начиная с первой четверти XVI в. и получившими завершение лишь незадолго до падения династии. Однако в последней трети XVI в. на этом пути были достигнуты значительные успехи. Переход к новой системе налогообложения отражал сдвиги, связанные с дальнейшим развитием рыночных отношений, а также стремление государства упорядочить систему сбора налогов и увеличить поступления в казну, испытывавшую постоянный дефицит в наличных средствах.

Однако полностью заменить натуральный налог денежным не удалось, но такая цель и не ставилась. Там, где было удобнее продолжать собирать налог в натуральной форме, сохранилась прежняя система (главным образом в рисопроизводящих провинциях, обеспечивавших императорский двор и государственный аппарат зерном). В связи с тем что денежная часть налогов собиралась медными деньгами, а рассчитывалась на основе рыночного курса серебра, реальная величина налога была подвержена колебаниям, зависившим от рыночной конъюнктуры. С одной стороны, это создавало дополнительные возможности для злоупотреблений, с другой — подрывало прежнюю стабильность налоговой системы.

В связи со втягиванием Китая в международную торговлю на протяжении XVI в., в условиях, когда империя имела Положительное сальдо во внешней торговле, в китайскую экономику в значительных количествах поступало серебро, добывавшееся в испанских колониях в Латинской Америке. Однако на рубеже XVI-XVII вв. освоенные залежи драгоценного металла были использованы, рудники выработаны. В связи с этим приток серебра в Китай замедлился, и в этой ситуации произошло изменение рыночных соответствий цен на серебряные ляны и медную монету. Одним из результатов этого было реальное увеличение массы налогоплательщиков, большую часть которых составлял самостоятельное крестьянство, а также увеличение суммы налоговых платежей. Это обстоятельство наряду с прочими, отмеченными выше, стало важной составляющей кризисных явлений охвативших империю в первые десятилетия XVII в.

Реформы, проведенные в годы пребывания Чжан Цзюйчжэна на посту государственного канцлера, включали также меры по осуществлению регулярных проверок деятельности чиновничества Император дал согласие на аудиенции сановникам и личное участие в делах государственного управления. Серьезные меры были приняты в этот период и к усилению войск, пограничной стражи более тщательному подбору офицерских кадров.

После смерти Чжан Цзюйчжэна противники обвинили своего канцлера в государственных преступлениях, а члены е , г о семьи были истреблены. В самом конце XVI в. борьбу за реформы возглавил опальный сановник и единомышленник Чжан Цзюйчжэ-на, видный общественный деятель Гу Сяньчэн. Он нащел опору в среде членов академии Дунлинь, расположенной в Уси. Программа, разработанная дунлинцами, в общих чертах совпадала с предложением более ранних реформаторов и была направлена на предотвращение династийного кризиса путем установления гармонических отношений между государством и обществом в результате сокращения налогового бремени и возвышения роли честных чиновников, радеющих о благе отчизны. Важной Частью их предложений явилось принятие мер по прекращению захватов земель самостоятельного крестьянства крупными землевладельцами.

В 1620 г. реформаторам удалось добиться прихода к власти молодого императора, согласившегося поддержать их планы. Однако враждебные придворные группировки организовали заговор. Правитель был отравлен, и власть вновь оказалась в руках придворной клики, в которой главную роль играли евнухи. Таким образом, те силы, которые стремились к предотвращению развития тенденций, способных привести к глубокому общественному кризису, чреватому падением правящего дома, проиграли, и это делало перспективу внутренней смуты почти неизбежной.

Первая половина правления минской династии была отмечена энергичной внешней политикой, свидетельствовавшей о том, что китайская держава стремится утвердить себя как истинный центр мировой цивилизации, не ограничиваясь той ее частью, которая традиционно была объектом китайской экспансии. Именно в этот период окончательно сложилась и укрепилась внешнеполитическая доктрина китайской империи, в рамках которой весь окружающий мир рассматривался как варварская периферия, с которой возможны лишь вассальные отношения.

Первоначально усилия правящей династии были сосредоточены на решении задачи полного изгнания из страны монгольских завоевателей. Борьба с монголами собственно на китайской территории и в районах, прилегающих к ней, продолжалась еще в течение 20 лет после утверждения на китайском престоле Чжу Юаньчжана. В первые десятилетия XVI в. Китай перешел к наступательным операциям против кочевников. Важную роль в обеспечении безопасности северо-западных границ империи сыграла победа полумиллионной китайской армии в сражении на р. Толе (1410). Успешные для китайских войск военные операции против кочевников продолжались и позднее, однако к середине XVI в. в результате усиления кочевых государств и ослабления империи, втягивавшейся постепенно в виток очередного династийного цикла, ситуация резко изменилась. Свидетельством тому была катастрофа 1449 г., когда китайская армия была разгромлена, а император попал в руки предводителя западных монголов-ойратов Эсена. Как отмечалось выше, в этот критический момент с большим трудом удалось отстоять столицу империи. С этого времени именно защита страны от экспансии с северо-запада, т.е. основное традиционное направление внешней политики, выходит на первый план.

В 70-е гг. XVI в. много беспокойства китайским войскам и администрации доставляли японские пираты, флот, которых был разгромлен китайскими судами вблизи островов Рюкю. В результате военного конфликта в 80-е гг. XVI в. Корея признала свою зависимость от Китая.

В начале XV в. Срединная империя оказалась перед угрозой вторжения со стороны могущественной державы Тимура. Однако поход завоевателей был остановлен в связи со смертью Тимура в 1405 г. В это же время Китай предпринял вторжение во Вьетнам, воспользовавшись внутренней смутой в этом государстве и рассчитывая превратить его в новую провинцию империй. Однако в результате упорного сопротивления вьетнамцев минскому двору пришлось отказаться от своих планов и признать национальное правление во Вьетнаме в обмен на согласие установить с Китаем вассальные отношения (1431).

Несомненно, одним из наиболее любопытных феноменов внешней политики Китая в минский период были активные попытки расширения влияния в регионах, которые традиционно не считались сферой интересов Китая. В период между 1405 и 1433 гг. было организовано семь экспедиций в страны Юго-Восточной и Южной Азии. Перед ними были поставлены широкие задачи: осуществление географических открытий, изучение дальних стран, установление политических контактов и возможное включение этих государств в сферу влияния китайской империи. Во главе флотилий был поставлен Чжэн Хэ, евнух, придерживавшийся исламского вероисповедания. С его именем связаны уникальные результаты, достигнутые во время этих плаваний. В чрезвычайно дорогостоящих экспедициях участвовали десятки судов, на бортах которых насчитывалось около 30 тыс. человек; среди них были моряки, солдаты, ученые. Непосредственным мотивом, приведшим к организации первой экспедиции явилось стремление китайских властей найти возможных союзников в борьбе против Тамерлана, готовившего, как это было известно, широкомасштабное вторжение в Китай. Впоследствии к этому добавилось и стремление установить гегемонию Срединной империи в регионе Юго-Восточной Азии, наладить связи с китайскими общинами, к этому времени уже сложившимися здесь, расширить представления о сопредельных с Китаем государствах. В этом смысле наибольший интерес для китайских политиков и мореходов представляли Малайя, Суматра, Ява и Филиппины. Однако китайским кораблям удалось не только достигнуть берегов государств Юго-Восточной Азии, но и продвинуться дальше на Запад, к берегам Индии, Цейлона, Персидского залива и даже доплыть до восточного побережья Африки. Экспедиции под командованием Чжэн Хэ продемонстрировали способность китайской державы не только распространять свое влияние на сопредельные народы, имевшие сухопутные границы с империей, но и организовывать длительные морские экспедиции на огромные для той эпохи расстояния. Это также свидетельствовало о достигнутом уровне развития империи, ее экономических ресурсах. Тем не менее в 40-е гг. XV в. минское правительство приходит к решению прекратить активную внешнеполитическую деятельность в регионах, находившихся вне сферы традиционного китайского влияния. Это было продиктовано двумя факторами: истощением ресурсов и возрождением опасности, исходившей от кочевых народов, угрожавших границам с северо-запада. Более того, прекращение активной внешней политики в южном направлении сопровождалось, по сути дела, закрытием страны. В 1446 г. из Китая были высланы послы дальних государств, а в 1552 г. было принято решение отозвать весь флот к китайским берегам и прекратить строительство крупнотоннажных судов.

На протяжении XVI в. имели место контакты с европейцами. До этого Китай развивал торговые отношения лишь с арабами и персами. Европейцы, первыми оказавшиеся у берегов Китая, были или торговцами или пиратами, а как правило, — и теми и другими одновременно. Первыми установили более или менее регулярные контакты с империей португальцы, прибывшие в Гуанчжоу в 1516 г. Им удалось наладить регулярную торговлю с Китаем и основать свои поселения в ряде приморских городов. Однако в середине XVI в. эти поселения были ликвидированы китайскими властями, и португальцам для ведения торговли был оставлен лишь небольшой порт у побережья недалеко от Гуанчжоу. Так образовалась португальская колония Макао (1557), и поныне остающаяся ее владением.

За португальцами последовали голландцы, занявшие в 1624 г. Тайвань, затем англичане, первая экспедиция которых подошла к берегам Китая в 1637 г. Помимо торговцев в Китай прибыли католические миссионеры, наиболее известный из которых Маттео Риччи (1552—1610). Он сделал много не только для распространения в Китае христианства, но и для распространения сведений о европейских государствах среди высших сановников империи. Маттео Риччи — один из немногих европейцев, допущенных ко двору, и остаток своей жизни он провел в Китае.

В самом конце XVI в. Китай столкнулся еще с одной опасностью, исходившей от Японии. Объединитель Японии Тоётоми Хидэёси строил честолюбивые планы завоевания соседних стран, а первым шагом в их осуществлении должны были стать Корея и Китай. В 1592 г. началось японское вторжение в Корею. 160-тысячная японская армия, не встретив сильного сопротивления, продвигалась к границе с Китаем, что заставило минское правительство принять меры по организации отпора японской интервенции. На следующий год началась война, закончившаяся поражением японских войск, которые подвергались атакам не только китайской армии, но и корейских партизан и терпели поражения от действий корейского флота

В 1597 г. после срыва китайско-японских переговоров японцы вновь начали вторжение в Корею, на этот раз собрав 100-тысячную армию Китайские гарнизоны в Корее были разгромлены и вытеснены из страны Возобновилась тяжелая и кровопролитная для обеих сторон война. Тем не менее в результате совместных действий китайской армии, корейских партизан, умелых операций корейского флота для японских войск создалась весьма тяжелая ситуация И если бы не смерть честолюбивого правителя Японии, война могла бы затянуться надолго

Между тем в первые десятилетия XVII в. минская династия столкнулась с еще более серьезными проблемами глубоким внутренним кризисом и угрозой, исходившей от маньчжуров — соседей Китая на севере.

Цинский Китай и внешний мир

Цинский Китай и внешний мир Маньчжурская династия в некотором смысле оказалась уникальной для Китая. Ни одному из завоевавших Китай народов не удавалось так удачно вписаться в классическую структуру империи. И не просто вписаться, но найти свое место в этой структуре, не

Внешний мир

Внешний мир Западному сознанию было трудно поверить, что после четырех столетий глобального триумфа Европе кто-то может противостоять — даже учитывая определенно незападный характер значительной части России, которую Петр Великий все же сделал лучшим учеником

Внешний вид

Внешний вид Значительно труднее, однако, восстановить внешний вид скифов, нежели понять их взгляды на мир. Были они небольшого или высокого роста? Имели они овальные или круглые лица? Антропологические данные очень скудны. Мумифицированные останки, обнаруженные в

4. Внешний пролетариат

4. Внешний пролетариат Внешний пролетариат, так же как и внутренний, появляется в результате отделения от правящего меньшинства цивилизации, находящейся в процессе надлома, и раскол, к которому приводит это отделение, в этом случае очевиден. Ибо если внутренний

Внешний ход событий

Внешний ход событий Неудивительно, что арианский спор вспыхнул в Александрии. Она была по-прежнему центром великой богословской школы. Традиция требовала от кандидата на ее кафедру двух доблестей: исповедничества – героизма веры и учено-богословского авторитета, чтобы

ВНЕШНИЙ ВИД

ВНЕШНИЙ ВИД Римские писатели увлеченно описывали внешний вид германцев. Многочисленные скульптурные рельефы греков и римлян, на которых германцы чаще всего показаны как враги империи, дополняют зачастую полные ужаса письменные рассказы. Но у нас есть и другой источник,

Минский процесс

Марвин Минский Патриарх искусственного интеллекта

Марвин Минский Патриарх искусственного интеллекта Я верю, что это так, что мы находимся на пороге эпохи, в которой будут играть большую, а может, и доминирующую роль машины, решающие интеллектуальные проблемы. Марвин Минский Марвин МинскийЕго исследования привели к

Великая Минская империя , правившей в Китае после отделения Китая от монгольской Империи Юань с 1368 по 1644 год. Несмотря на то, что минская столица Пекин пала в 1644 году в результате восстания Ли Цзычена, часть страны оставалась под контролем лояльного к минской семье режима (Южная Мин) до 1662.

В империи Мин был построен флот и создана постоянная армия, общая численность которой достигала миллиона человек. Частный сектор земельных владений в результате продолжительных войн сократился до одной трети всей обрабатываемой площади, в противовес чему возрос государственный сектор. По сути, в империи победила надельная система, хотя её установление формально и не было объявлено. Была проведена жёсткая централизация управления, предпринимались попытки регламентировать все сферы жизни граждан. Несмотря на успешное правление первых двух императоров — Чжу Юаньчжан и его сына Чжу Ди — со временем в государственном аппарате империи появились признаки разложения, и к началу 17 века он уже был насквозь пропитан коррупцие, императоры мало интересовались политикой, и вся высшая власть была сосредоточена в руках их многочисленного окружения (родственников, евнухов и придворных). Кризис затронул также аграрные отношения: после тотальной приватизации земли приближёнными императоров государственный сектор практически исчез. Минский Китай начал проводить политику самоизоляции. В это время на северо-восточных окраинах Китая возникло молодое, но сильное государство маньчжуров под властью клана Нурхаци. Воспользовавшись крестьянским восстанием Ли Цзычэна, они захватили Пекин и присоединили Китай к Манчжурской империи Цин.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Внешняя политика Минской империи в конце XIV – XV вв

В первые десятилетия правления династии Мин, когда новое феодальное государство еще переживало процесс становления, важнейшей внешнеполитической проблемой для правительства являлась угроза реставрации монгольской власти. Изгнанная за пределы страны, но сохранявшая еще немалые военные силы верхушка династии Юань не желала мириться с утратой господства в Китае. Закрепившись во Внутренней Монголии, она стала совершать вторжения на китайскую территорию.

Возобновившийся натиск монголов на северные районы страны представлял серьезную опасность для еще не окрепшей Минской империи. Предпринимались попытки дипломатическими средствами склонить монгольских правителей к установлению мирных отношений с Китаем. Однако юаньский двор отказывался признать власть Минской династии и продолжал питать надежды на реставрацию. Война на северных границах приняла затяжной характер.

Помимо монголов опасным противником Китая с первых лет правления Мин стали японские пираты. Уже в 1369 г. их многочисленные флотилии совершили крупные нападения на приморские районы Шаньдуна. Вскоре опустошительным набегам этих морских разбойников стала подвергаться юго-восточная провинция Чжэцзян, а затем и все морское побережье.

На борьбу с японскими пиратами минский двор бросил значительную часть своего флота, во многих гаванях были построены укрепления и размещены охранные войска. Пиратские корабли обычно маскировались под мирные торговые суда, поэтому правительство стало ограничивать морскую торговлю и запретило населению многих прибрежных районов выходить в открытое море. Однако обстановка в приморских областях Китая продолжала оставаться напряженной.

В 80-х годах XIV в., с изгнанием монголов из Юньнани и подчинением Ляодуна, сложилась устойчивая, в дальнейшем почти не изменявшаяся территория империи Мин. На севере она была ограничена линией Великой китайской стены, на северо-западе — пределами пров. Ганьсу (исключая ее крайнюю западную часть). Западная граница империи проходила по восточным районам пров. Цинхай (к востоку от оз. Кукунор) и далее в южном направлении через территорию Сычуани. Южные рубежи Минского государства в основном совпадали с границами современной провинции Юньнань и Гуанси-Чжуанского автономного района. Завершение борьбы за объединение страны высвободило значительные силы и средства минского правительства, что способствовало успехам его внешней политики.

В 1387—1388 гг. в результате похода большой китайской армии силы юаньского двора за пределами Великой стены были разгромлены; династия Юань перестала существовать, прежняя угроза реставрации ее в Китае отпала.

С начала XV в. империя Мин вступила в период внешнеполитической активности, которая свидетельствовала об упрочении господствующего в стране феодального режима. Возобновились походы против монголов, причем Китай уже не оборонялся, а наступал. Театр военных действий переместился на сотни километров к северу от минской границы. Иногда китайские войска терпели неудачи, однако отсутствие единства мешало монголам добиться сколько-нибудь прочного перевеса. В 1410 г. минская армия нанесла тяжелые поражения монгольским войскам в сражениях у рек Онон и Тола. Успешным для Китая был также поход 1424 г.

Победы в Монголии стоили Минской империи немалых военных усилий и материальных расходов, однако реальные их плоды были невелики. Только некоторые монгольские князья формально признали себя вассалами Мин.

Объектом захватнических устремлений Минской империи стал в начале XV в. ее южный сосед — Вьетнам. Император Чжу Ди в 1407 г. направил туда большую армию, которой удалось завоевать страну. Однако против китайского господства поднялся народ Вьетнама. Непрерывные народные восстания привели к изгнанию захватчиков и восстановлению в 1428 г. независимого Вьетнамского государства.

Бесплодность завоевательных походов Чжу Ди была в известной степени компенсирована важным успехом в насущной для страны оборонительной борьбе на побережье. В 1419 г. китайский флот у Ляодуна нанес сокрушительное поражение армаде японских пиратов, надолго отбив у них охоту грабить приморские районы Китая.

Развитие феодальной экономики Минской империи вызывало потребность расширения ее внешней торговли. Между тем после распада монгольской державы и опустошительных завоеваний Тимура Китай лишился многих Прежних торговых связей на Азиатском континенте, его традиционные сухопутные контакты с Западом были прерваны. В таких условиях особую роль для империи Мин приобретал южноазиатский морской путь, проходивший по районам весьма богатых цивилизованных стран. Чтобы освоить этот путь, утвердить на нем свое господствующее влияние, минский двор с 1405 по 1433 г. снаряжает и отправляет в плаванье вокруг Южной Азии семь больших морских экспедиций во главе со знаменитым китайским флотоводцем Чжэн Хэ.

Стремление продемонстрировать мощь и богатство империи Мин в странах, лежавших на пути китайских кораблей, определило громадные размеры флотилий Чжэн Хэ. Согласно данным источников, первая

экспедиция (1405 г.) состояла из 62 судов с общим экипажем около 28 тыс. Эти цифры позволяют также судить о чрезвычайно крупных для того времени размерах кораблей, о высоком уровне развития тогдашнего китайского судостроения. Маршруты плаваний Чжэн Хэ пролегали вдоль берегов Индо-Китая, Малайского архипелага, Цейлона, побережья Индии, Ирана и достигали Аравийского полуострова и даже берегов Восточной Африки. Такая большая по протяженности и сложная по навигационным условиям трасса путешествий свидетельствовала о мастерстве судовождения, превосходных навыках и сноровке китайских моряков того времени.

Экспедиции в бассейн Индийского океана были крупнейшим внешнеполитическим предприятием империи Мин в XV в. Их успех привел к освоению Китаем важного морского пути, установлению политического влияния минского двора в ряде стран Южных морей и созданию там китайских торговых факторий. Расширив географические познания китайцев, эти далекие плавания способствовали росту внешних связей империи Мин, ее официальных торговых отношений с заморскими странами.

В дальнейшем минское правительство почти полностью отказалось от активного развития связей со странами Юго-Восточной и Южной Азии, не покровительствовало отправлявшимся за море китайским купцам и переселенцам. Это постепенно привело к потере Китаем преобладающих позиций на торговом пути в Индийский океан, которые были захвачены в результате морских походов Чжэн Хэ.

Ослабление заморской экспансии отражало общий спад во внешнеполитической активности Минской империи, который наметился к 30—40-м годам XV в. в связи с новым обострением социальных противоречий в стране. Снова ухудшилось положение на северных границах Китая. Монголо-китайские отношения оставались неустойчивыми: периоды мира сменялись набегами и войнами, последние в свою очередь завершались мирными соглашениями.

В целом же с середины XV в. во внешней политике Минской империи вновь возобладали оборонительные тенденции, порожденные сложными и противоречивыми процессами внутри страны.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Внешняя политика Минской империи в конце XIV – XV вв

В первые десятилетия правления династии Мин, когда новое феодальное государство еще переживало процесс становления, важнейшей внешнеполитической проблемой для правительства являлась угроза реставрации монгольской власти. Изгнанная за пределы страны, но сохранявшая еще немалые военные силы верхушка династии Юань не желала мириться с утратой господства в Китае. Закрепившись во Внутренней Монголии, она стала совершать вторжения на китайскую территорию.

Возобновившийся натиск монголов на северные районы страны представлял серьезную опасность для еще не окрепшей Минской империи. Предпринимались попытки дипломатическими средствами склонить монгольских правителей к установлению мирных отношений с Китаем. Однако юаньский двор отказывался признать власть Минской династии и продолжал питать надежды на реставрацию. Война на северных границах приняла затяжной характер.

Помимо монголов опасным противником Китая с первых лет правления Мин стали японские пираты. Уже в 1369 г. их многочисленные флотилии совершили крупные нападения на приморские районы Шаньдуна. Вскоре опустошительным набегам этих морских разбойников стала подвергаться юго-восточная провинция Чжэцзян, а затем и все морское побережье.

На борьбу с японскими пиратами минский двор бросил значительную часть своего флота, во многих гаванях были построены укрепления и размещены охранные войска. Пиратские корабли обычно маскировались под мирные торговые суда, поэтому правительство стало ограничивать морскую торговлю и запретило населению многих прибрежных районов выходить в открытое море. Однако обстановка в приморских областях Китая продолжала оставаться напряженной.

В 80-х годах XIV в., с изгнанием монголов из Юньнани и подчинением Ляодуна, сложилась устойчивая, в дальнейшем почти не изменявшаяся территория империи Мин. На севере она была ограничена линией Великой китайской стены, на северо-западе — пределами пров. Ганьсу (исключая ее крайнюю западную часть). Западная граница империи проходила по восточным районам пров. Цинхай (к востоку от оз. Кукунор) и далее в южном направлении через территорию Сычуани. Южные рубежи Минского государства в основном совпадали с границами современной провинции Юньнань и Гуанси-Чжуанского автономного района. Завершение борьбы за объединение страны высвободило значительные силы и средства минского правительства, что способствовало успехам его внешней политики.

В 1387—1388 гг. в результате похода большой китайской армии силы юаньского двора за пределами Великой стены были разгромлены; династия Юань перестала существовать, прежняя угроза реставрации ее в Китае отпала.

С начала XV в. империя Мин вступила в период внешнеполитической активности, которая свидетельствовала об упрочении господствующего в стране феодального режима. Возобновились походы против монголов, причем Китай уже не оборонялся, а наступал. Театр военных действий переместился на сотни километров к северу от минской границы. Иногда китайские войска терпели неудачи, однако отсутствие единства мешало монголам добиться сколько-нибудь прочного перевеса. В 1410 г. минская армия нанесла тяжелые поражения монгольским войскам в сражениях у рек Онон и Тола. Успешным для Китая был также поход 1424 г.

Победы в Монголии стоили Минской империи немалых военных усилий и материальных расходов, однако реальные их плоды были невелики. Только некоторые монгольские князья формально признали себя вассалами Мин.

Объектом захватнических устремлений Минской империи стал в начале XV в. ее южный сосед — Вьетнам. Император Чжу Ди в 1407 г. направил туда большую армию, которой удалось завоевать страну. Однако против китайского господства поднялся народ Вьетнама. Непрерывные народные восстания привели к изгнанию захватчиков и восстановлению в 1428 г. независимого Вьетнамского государства.

Бесплодность завоевательных походов Чжу Ди была в известной степени компенсирована важным успехом в насущной для страны оборонительной борьбе на побережье. В 1419 г. китайский флот у Ляодуна нанес сокрушительное поражение армаде японских пиратов, надолго отбив у них охоту грабить приморские районы Китая.

Развитие феодальной экономики Минской империи вызывало потребность расширения ее внешней торговли. Между тем после распада монгольской державы и опустошительных завоеваний Тимура Китай лишился многих Прежних торговых связей на Азиатском континенте, его традиционные сухопутные контакты с Западом были прерваны. В таких условиях особую роль для империи Мин приобретал южноазиатский морской путь, проходивший по районам весьма богатых цивилизованных стран. Чтобы освоить этот путь, утвердить на нем свое господствующее влияние, минский двор с 1405 по 1433 г. снаряжает и отправляет в плаванье вокруг Южной Азии семь больших морских экспедиций во главе со знаменитым китайским флотоводцем Чжэн Хэ.

Стремление продемонстрировать мощь и богатство империи Мин в странах, лежавших на пути китайских кораблей, определило громадные размеры флотилий Чжэн Хэ. Согласно данным источников, первая

экспедиция (1405 г.) состояла из 62 судов с общим экипажем около 28 тыс. Эти цифры позволяют также судить о чрезвычайно крупных для того времени размерах кораблей, о высоком уровне развития тогдашнего китайского судостроения. Маршруты плаваний Чжэн Хэ пролегали вдоль берегов Индо-Китая, Малайского архипелага, Цейлона, побережья Индии, Ирана и достигали Аравийского полуострова и даже берегов Восточной Африки. Такая большая по протяженности и сложная по навигационным условиям трасса путешествий свидетельствовала о мастерстве судовождения, превосходных навыках и сноровке китайских моряков того времени.

Экспедиции в бассейн Индийского океана были крупнейшим внешнеполитическим предприятием империи Мин в XV в. Их успех привел к освоению Китаем важного морского пути, установлению политического влияния минского двора в ряде стран Южных морей и созданию там китайских торговых факторий. Расширив географические познания китайцев, эти далекие плавания способствовали росту внешних связей империи Мин, ее официальных торговых отношений с заморскими странами.

В дальнейшем минское правительство почти полностью отказалось от активного развития связей со странами Юго-Восточной и Южной Азии, не покровительствовало отправлявшимся за море китайским купцам и переселенцам. Это постепенно привело к потере Китаем преобладающих позиций на торговом пути в Индийский океан, которые были захвачены в результате морских походов Чжэн Хэ.

Ослабление заморской экспансии отражало общий спад во внешнеполитической активности Минской империи, который наметился к 30—40-м годам XV в. в связи с новым обострением социальных противоречий в стране. Снова ухудшилось положение на северных границах Китая. Монголо-китайские отношения оставались неустойчивыми: периоды мира сменялись набегами и войнами, последние в свою очередь завершались мирными соглашениями.

В целом же с середины XV в. во внешней политике Минской империи вновь возобладали оборонительные тенденции, порожденные сложными и противоречивыми процессами внутри страны.

Читайте также: