Лоббизм в японии кратко

Обновлено: 25.06.2024

  Юбилей японских лоббистов

Победители капиталистического соревнования
Экономический прорыв Японии после второй мировой войны называют экономическим чудом. Чудо, между тем, теряет всякий флер таинственности, если пристальнее взглянуть на систему организации тех, кто творил его все эти годы. И дело не только в объединяющем японцев исторически чувстве общинности. И не в присущей им педантичности. И даже не в чисто социалистических формах поощрения трудящихся, пожизненно взятых под крыло компаний, руководство которых не чурается наглядной агитации вроде досок почета, стенгазет, а также производственных собраний. Рассказывает НАТАЛЬЯ Ъ-КАЛАШНИКОВА.

Все вышеперечисленное может послужить добротной основой успеха. Но успеха одной, отдельно взятой компании. Японцы же изыскали средство развить успех в общенациональном масштабе. Средство немудреное, известное ныне и в России. Называется оно лоббизмом. Причем лоббизм этот — вполне цивилизованный, вписывающийся в структуру политической системы и законности. Вчера японскому лоббизму исполнилось 50 лет. Точнее, полувековой юбилей праздновала организация "Кейданрен", за которой прочно закрепился имидж "малого правительства".

"Кейданрен" — (Японская федерация экономических организаций) — частная некоммерческая экономическая организация, охватывающая практически все сферы экономики страны. Организация поддерживает тесные связи как с частным, так и государственным сектором экономики внутри страны и за рубежом. По данным на конец 1994 года, в "Кейданрен" входят 970 корпоративных (в том числе ведущие фирмы Японии и 53 иностранные компании, работающие Японии) и 123 ассоциированных члена (торговые ассоциации и региональные экономические организации).
Комитет по правительственной реформе "Кейданрен" действует в сфере реформирования управления землепользованием, строительством, телекоммуникациями, маркетингом, транспортом, сельским хозяйством, финансами, энергетикой, торговлей. Главная задача комитета — оказание влияния на правительство в целях передачи его функций региональным администрациям и обеспечение траспарентности действий центральных властей.

В научных и общественных кругах высказываются диаметрально противоположные оценки лоббизма. Одни считают его сугубо негативным явлением, другие видят в нем единственно возможную технологию власти.

Лоббирование - это приемы, с помощью которых заинтересованные группы добиваются реализации своих целей. Лоббисты представляют собой штат людей высокой квалификации. Во многих случаях они хорошо знают свое дело, способны доходчиво объяснить сложные и трудные вопросы, естественно, в свою пользу. В коридорах власти они добиваются финансовых выгод или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода парламентских комитетах и учреждениях исполнительной власти.

Содержимое работы - 1 файл

Лоббирование в Японии.doc

Различные интересы существуют в любом обществе, причем выражают они определенные потребности и устремлены на конкретные цели людей и их групп.

Как показывает опыт стран с устойчивыми демократическими институтами, наряду с системами политического и географического представительства в них была создана и достаточно отработанная система функционального представительства интересов. Проблема создания адекватного представительства организованных интересов вообще и в парламенте в особенности является сегодня одной из наиболее неотложных.

В научных и общественных кругах высказываются диаметрально противоположные оценки лоббизма. Одни считают его сугубо негативным явлением, другие видят в нем единственно возможную технологию власти.

Лоббирование - это приемы, с помощью которых заинтересованные группы добиваются реализации своих целей. Лоббисты представляют собой штат людей высокой квалификации. Во многих случаях они хорошо знают свое дело, способны доходчиво объяснить сложные и трудные вопросы, естественно, в свою пользу. В коридорах власти они добиваются финансовых выгод или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода парламентских комитетах и учреждениях исполнительной власти.

Наиболее активно к тактике лоббирования прибегает крупный, средний и мелкий бизнес, их предпринимательские ассоциации и организации. Важная задача, стоящая перед ними, - воздействие на формирование политической стратегии правительства. Особую настойчивость в этом проявляют руководители корпораций, которые проникают в политические круги, используя личные и партийно-политические связи, участие в предпринимательских и профессиональных ассоциациях и в различных подкомиссиях. Для реализации своего влияния в политической жизни страны бизнес создал широкую сеть различных организаций. Это так называемые совещательные комитеты бизнеса при правительстве, политические организации бизнеса и др. Эти и подобные им организации призваны отстаивать интересы бизнеса в различных государственно-политических институтах и учреждениях, содействовать формированию угодного бизнесу политического курса.

В каждой из стран лоббизм имеет свои историко-культурные отличия. Характер механизма лоббирования в каждом регионе определяется приверженностью традициям, чувством законопослушания, образцами общепринятого поведения.

При всех различиях, характерных для лоббистов в указанных и других странах, в их деятельности есть много общих черт. Бернар Ле Грель в книге "Профессия лоббиста" выдвинул пять золотых правил лоббирования: "20% - права, 20% - политики, 20% - экономики, 20% - дипломатии и 20% - коммуникации. Лишь при сочетании этих ингредиентов в определенных равных долях лоббисту гарантируется успех.

Отличительной особенностью японской модели отношений бизнеса и власти после Второй мировой войны стала концентрация властных полномочий в руках правительственной бюрократии. Наряду с исполнительной властью, правительство Японии, при поддержке американской оккупационной администрации, в тот период фактически монополизировало право на законодательную инициативу. Депутатские законопроекты по сей день занимают незначительное место в их общем числе.

В конце 1950-х – середине 1960-х годов в Японии сформировался так называемый треугольник власти, в рамках которого бюрократия делегировала часть властных полномочий политикам и бизнесу. Сохранявшая в послевоенный период лидирующие позиции в политической сфере высшая правительственная бюрократия к началу 1960-х годов стала постепенно утрачивать былое влияние, столкнувшись с усилением авторитета деловых кругов. Функцию посредников во взаимоотношениях между государственной властью и общенациональными торгово-промышленными группировками, а также лицами, заинтересованными в воздействии на государственную политику элитарными группировками местного уровня, обрели члены выборных органов власти, в первую очередь законодатели. Стремясь восполнить урон своему положению, японская бюрократия стала активно устанавливать контакты с депутатами.

Японские дзайбацу, как голуби, вспугнутые человеком, разлетаются в разные стороны, чтобы потом медленно, прихрамывая, собраться на прежнем месте и продолжить клевать рассыпанные крохи. Однако параллельно с этим усиливается институт неформальных связей, на котором строится японская система представительства интересов на протяжении периода позднего индустриального общества.

С другой стороны, для полноты картины требуется еще одна оговорка, а именно: члены дзоку, какие бы технические должности в Парламенте или партийных органах они не занимали, становятся реальной силой на входе в эту жесткую структуру, и здесь на них замыкаются уже совсем другие политические решения и финансовые интересы.

Принципы дисциплины, привилегированности, сословности и обязательного представительства интересов бизнеса на высшем уровне, свойственные японской политической культуре, были реализованы правительством Японии через создание нескольких предпринимательских организаций. Ключевой из них стала созданная в 1946 г. Кэйданрэн (Федерация экономических организаций), которая объединила под своей эгидой ведущие предпринимательские ассоциации. Эта иерархическая структура характеризовалась высокой степенью административной централизации. Решения Кэйданрэн были на деле обязательны к исполнению всеми участвующими в ней организациями и потому имели вес, по сути сопоставимый с решениями парламента. Зато эта организация эффективно представляла коллективные интересы крупного бизнеса в правительстве и политических партиях. О влиянии Кэйданрэн на политическую жизнь Японии свидетельствует тот факт, что проекты законов о предпринимательстве представлялись в ассоциацию из министерств для предварительной экспертизы и одобрения.

Другими крупнейшими предпринимательскими организациями Японии являлись Торгово-промышленная палата (ТПП), Кэйдзай доюкай и Никкэйрэн. У каждой из них были свои задачи и принципы построения. Членами ТПП могли стать как крупные, так и мелкие компании, формировавшие костяк разветвленной структуры территориальных подразделений В основном она являлась выразителем интересов малого и среднего бизнеса. Кэйдзай доюкай – по существу клуб бизнесменов из крупных компаний, в котором действовало личное членство. К компетенции Никкэйрэн отошли проблемы отношений между работодателями и служащими (в чем-то сродни Федерации независимых профсоюзов в России).

Стремление к гармонизации интересов властей и бизнеса в Японии также подпитывалось укорененными в национальной психологии представлениями. С одной стороны, идея величия государства, сердцевину которого составляло сотрудничество всех подданных империи в рамках иерархической властной системы. С другой – взгляд на представителя верховной государственной власти как на воплощение лучших этических характеристик. Действия госслужащего в современной Японии довольно часто оценивают в соотнесении с такими идеальными понятиями, как честь, долг, преданность и даже – мужество, жертвенность и решимость.

3. Принцип легализма: равенство возможностей, свободный режим вхождения на рынок, необходима легальность и прозрачность лоббизма.

США – эталон деловой этики

Поворотный момент в профессионализации деят-ти лоббистов – создание в 1979 Американской лиги лоббистов.

2009 – Обама запретил администрации Белого дома принимать подарки от лоббистов (ужесточение правил).

Цели лоббизма в США: изменение налоговой политики, получение бюджетных ассигнований, воздействие на законод деятельность в сфере стандартов производимой продукции, взаимоотношения с регулирующими органами, поддержка клиента на рынке госзакупок.

Субъекты лоббизма: классические (наемные) лоббисты, штатные лоббисты, лоббисты предпринимательских ассоциаций, группы, защищающие общественные интересы, профсоюзы.

Другие лоббистские механизмы – финансирование фед и регион органов власти, финансирование СМИ, исследовательских, аналитических и PR-организаций. Косвенное влияние на власть – финансирование политических партий в ходе выборов и после. (К примеру, республиканская партия ассоциируется с интересами крупного промышленного бизнеса США.) Теневой лоббизм.

Япония.

1. Представительство бизнеса через крупные предпринимательские ассоциации. Кайданрэн 1946г - федерация экономических организаций. Объединила ведущие предпринимательские ассоциации. Ее решения были обязательны для всех участников. Проекты законов предоставлялись в Кайданрэн для предварительной экспертизы.

Депутатские кланы - неформальные сообщества в рядах депутатов. Специализировались на проведение через парламент бюджетных законопроектов. Каждый клан имел свою специализацию в экономике и занимался как согласованием интересов между предпринимателями, так и взаимодействием с чиновниками в министерствах и ведомствах. К середине 90х приняли меры, чтобы с кланами покончить. Но они все равно остались.

В японском обществе очень важен кодекс чести и высокие внутренние ограничители, поэтому лоббистская модель не может считаться недоразвитой. Она такая же эффективная, как и американская. Активный судебный и гражданский контроль дополняет эту модель, делая ее более устойчивой.

Для японской версии лоббизма характерно меньшее количество субъектов и бОльшая управляемость. Тоже есть теневые отношения.

Европа ­­­

В Германии конституционные основы лоббизма закреплены в ст.17 Конституции. Термин "лоббизм" не получил законодательного закрепления, предпочитают говорить о группах по интересам, заинтересованных группах или группах, представляющих интересы. Наиболее значимыми актами, регулирующими взаимодействие групп по интересам с государственными органами, являются Регламент Бундестага, Регламент Федерального Правительства, Единое положение о федеральных министерствах, Кодекс поведения депутата Бундестага, Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге. Недостатки германской практики регулирования лоббизма – произвол германских чиновников при отборе групп интересов, участвующих в разработке законопроектов в министерствах, и отсутствие гласности на стадии обсуждения законопроектов в гос.органах.

ЕС

Читайте также: