Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве кратко

Обновлено: 28.06.2024

XVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило кру­шение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеоло­гии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С од­ной стороны, происходит революционный переворот в естество­знании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. С другой — преобладают политический консерватизм, песси­мистические взгляды на общество и человека, развиваются ир­рационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст,

Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно за­печатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631):

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звёзд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Всё стало относительным для нас.

Перевод О. Румера

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,

Арена всех скорбей, превратностей поток,

Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,

Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.

А. Грифиус Перевод Л. Гинзбурга

Переменам в мировосприятии человека во многом способст­вовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о ми­ре как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно кон­цепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Все­ленной, а также сформулированные И. Кеплером законы дви­жения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.

Изобретение микроскопа (Антони ван Левенгук, 1673) и те­лескопа (Галилео Галилей, 1610) позволило заглянуть в голо­вокружительные бездны мироздания — в недоступные ранее бесконечно большие и малые миры. В том, что представлялось спокойным и неподвижным, человек обнаружил удивительное разнообразие. Пространственно-временная модель мира теперь строилась на балансировании упорядоченного космоса и хаоса. Человек всё глубже осознавал иллюзорность и неустойчивость пространства, грозящего в любой миг обернуться неожиданны­ми метаморфозами. Быстротечность жизни, бег времени он из­мерял не месяцами и днями, а часами, минутами и даже секун­дами. Парадокс текучести и постоянной изменчивости времен­ного потока рождал в душе мистический страх и сомнения, заставлял всё чаще задумываться над бренностью человеческого бытия.

Где и в чём человек искал спасение от бед и противоречий жизни? Душевное спокойствие, смысл и равновесие он пытался найти в интенсивной духовной и религиозно-мистической жиз­ни, в обращении к Богу и Вечности. Но, раздираемый сомнения­ми и противоречиями, он далеко не всегда находил ответы на интересующие его вопросы Бытия:

Ты смотришь в небеса? Иль ты забыл о том,

Что Бог — не в небесах, а здесь, в тебе самом.

Не вера, не любовь, не призрак, не предмет,

Не зло и не добро, не в малом он, не в многом,

Он даже и не то, что именуют Богом,

Не чувство он, не мысль, не звук, а только то,

О чём из всех из нас не ведает никто.

А. Силезиус Перевод Л. Гинзбурга

Новую, изменившуюся атмосферу духовной жизни особенно остро почувствовало искусство.

Эстетика барокко

Перемены в мировосприятии, сознание распада прежних ос­нов жизни, отсутствие гармонии, путаница в понятиях породи­ли новые эстетические принципы искусства барокко — нового художественного стиля, по-новому увидевшего и отразившего мир.

В то же время были и общие, не вызывавшие разногласий взгляды на эстетику барокко. Они касались основных задач ис­кусства, понимания роли и места человека в окружающем мире. Главная цель барокко — стремление удивить, вызвать изумле­ние. Вот как об этом писал английский поэт А. Поуп (1688— 1744):

Лишь там, где полускрыта красота,

Достигнута искусства полнота.

Цель мастера — контрастами играть,

Скрывать границы, взоры удивлять.

Перевод С. Антонова

Человек и всё многообразие действительности становятся предметом творческого осмысления в искусстве. В произведени­ях барокко человек выступает как личность со сложным миром чувств и переживаний, вовлечённая в бурный водоворот собы­тий и страстей. Острая жажда жизни и наслаждений сочетается в нём почти с физическим страхом перед смертью и инстинктом самосохранения. Человек мечется между надеждой и отчаяни­ем, на каждом шагу его подстерегают случайности и превратнос­ти судьбы, его героические поступки находятся на грани тра­гедии и ужаса. Он постоянно оказывается перед нравственным выбором, всё чаще к нему приходит понимание тщетности чело­веческого бытия, бренности человеческой жизни. Это удиви­тельно точно выражено одним из героев У. Шекспира:

Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр,

Неистово шумящий на подмостках

И через час забытый всеми; сказка

В устах глупца, богатая словами

И звоном фраз, но нищая значеньем.

Перевод Т. Щепкиной-Куперник

Несмотря на ярко выраженные принципы, барокко, как ис­кусство, не утратило связей с эстетикой Возрождения и продол­жало ренессансные традиции.

В России отдельные черты барокко проявились во второй по­ловине XVII в., а его расцвет приходится на середину XVIII сто­летия. В большей мере влияние барокко испытала русская ли­тература XVII в. (например, поэтическое творчество Симео­на Полоцкого (1629—1680), в гораздо меньшей — архитектура и живопись).

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Тема: «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко

Постренессанс - отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил

Ренессанс – особый комплекс культуры, основанный на соединении идеальной античной формы с чистотой христианской души, телесной красоты с духовностью.

Проторенессанс – время, когда ломались старые вековые устои и зарождались новые социальные и художественные идеи, где целиком сохранялась традиционная религиозная подоснова и связь с поздней готикой.

Проторенессанс – время, когда ломались старые вековые устои и зарождались новые социальные и художественные идеи, где целиком сохранялась традиционная религиозная подоснова и связь с поздней готикой.

Ренессанс – особый комплекс культуры, основанный на соединении идеальной античной формы с чистотой христианской души, телесной красоты с духовностью.

Постренессанс - отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил

XVII век — одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, а в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, появляются новые философские течения, а в искусстве — новые стили и жанры. С другой — преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека, развиваются иррационализм и мистика. В обществе, как справедливо отмечал искусствовед А. А. Аникст:

/Перевод О. Румера/

/А. Грифиус Перевод Л. Гинзбурга/

Переменам в мировосприятии человека во многом способствовали научные открытия в области математики, астрономии, естествознания и географии, расширившие представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Великие географические открытия, выдвинутая Д. Бруно концепция о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, а также сформулированные И. Кеплером законы движения планет вокруг Солнца создали целостное представление о нашей планете, дали огромный эмпирический материал для развития других наук.

Изобретение микроскопа (Антони ван Левенгук, 1673) и телескопа (Галилео Галилей, 1610) позволило заглянуть в головокружительные бездны мироздания — в недоступные ранее бесконечно большие и малые миры. В том, что представлялось спокойным и неподвижным, человек обнаружил удивительное разнообразие. Пространственно-временная модель мира теперь строилась на балансировании упорядоченного космоса и хаоса. Человек всё глубже осознавал иллюзорность и неустойчивость пространства, грозящего в любой миг обернуться неожиданными метаморфозами. Быстротечность жизни, бег времени он измерял не месяцами и днями, а часами, минутами и даже секундами. Парадокс текучести и постоянной изменчивости временного потока рождал в душе мистический страх и сомнения, заставлял всё чаще задумываться над бренностью человеческого бытия.

/А. Силезиус Перевод Л. Гинзбурга/

Новую, изменившуюся атмосферу духовной жизни особенно остро почувствовало искусство.

Основные характеристики эпохи Барокко, образование стиля в Европе и распространение в других частях света, отражение в современной культуре. Художественная концепция, компоненты мировоззрения, символы и особенности этапов эволюции барочного стиля.

Рубрика Культура и искусство
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 25.01.2014
Размер файла 17,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема: Барокко - эстетика и мировоззрение

барокко мировоззрение эстетика эволюция

Известно, что в истории культуры, каждая эпоха представляет собой переплетение различных процессов по-разному отражающих ее сущность и действительность. Ярким примером этому служит эпоха барокко.

Барокко - это европейская культура XVII - XVIII веков, основными характеристиками которой являются контрастность, стремление к величию и роскоши, совмещению реальности с аллюзией, динамичность образов и напряженность. Барокко появилось в Италии (Флоренция, Венеция, Рим) и оттуда распространилась по всей Европе. Эпоху барокко принято считать началом насаждения основ "западной цивилизации" в мире, она во многом предопределила динамику формирования культур других эпох. Стиль барокко, по мере своего распространения, становится популярным и на Западе и в России.

С определенной степенью вероятности можно утверждать, что барокко до сих пор непосредственным образом воздействует на культуру современности - через образцы искусства своих выдающихся представителей, ныне хранящихся в музеях, или выставленных на всеобщее обозрение, в качестве образцов архитектуры европейских городов. Этим определяется актуальность изучения эпохи барокко.

Эстетика барокко

Под эстетикой в целом, понимается сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, искусстве и жизни.

Поговорим о том, что считалось прекрасным в искусстве барокко. Для этого необходимо вспомнить историю этого художественного стиля. Как мы помним, барокко появилось на фоне кризиса идей ренессанса, и появилось там же, где ренессанс достиг наибольшего расцвета - в Италии. Исходя из этого, прекрасным в барокко подчас считалось то, что было безобразным в искусстве ренессанса. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию и одновременно -- тенденция к автономии отдельных жанров. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек перестал ощущать себя "разумнейшим существом" напротив, он, сомневается в совей разумности. Своеобразный барочный период (период крушения, упадка) можно обнаружить в любой эпохе.

Именно эти факты особенно важны при разговоре об эстетике барокко. Далеко не случайно барокко долгое время рассматривали как нечто негативное, вырождающееся. Действительно, такое ощущение может сложиться, если барокко сравнивать исключительно с ренессансом.

В то же время, если смотреть шире, мы увидим, что барокко начинает отвергать авторитеты и традиции не сами по себе, а как предрассудки, как отжившую субстанцию. Для барокко в первую очередь важно не механическое отторжение всего связанного с античностью и возрождением, нет. Барокко скорее ищет новые формы для познания прекрасного, окружающего мира, разума. В эпоху ренессанса во главе угла был человек. Деятели барокко считали, что он достаточно изучен и предпочитали говорить о разуме, отвергая духовную составляющую. В этих тенденциях, суть, основа для понимания эстетики барокко, его извечного антитезиса.

Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не следование сотворенной природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придает этим принципам новый размах, динамику, декоративность. Любовь к метафоре, к аллегории и эмблеме достигает теперь, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натуральное начало.

Различные виды искусства взаимодействуют в барокко (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый "театр жизни", сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного близнеца. Именно поэтому барокко так активно распространяется по Европе, выражается в разных стихиях - архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Причем, с определенной степенью вероятности можно утверждать, что барокко, например Италии, и барокко Испании - это разные традиции и стили в искусстве. Это связано с тем, что барокко представляет собой скорее общую идею, чем четкие руководства к действию, отсюда вытекают причины такого разного и такого одинакового барокко, стиля который распространился от Латинской Америки до России и везде оставил образцы своего развития.

Художественная концепция барокко считает основной созидательной силой остроумие, основа этого остроумия - это умение сводить несхожее. Из этого остроумия рождается особое отношение к метафоре, эмблеме, что эстетически представляет собой более изящный способ выражения художественного смысла, чем символизация, принятая за основу в эпоху ренессанса.

Барокко во главу угла ставит способность удивлять, поражать новизной. Именно поэтому барокко допускает в свои произведения гротескное, безобразное начала, именно поэтому оно так фантастично. Теоретическая мысль барокко отходит от возрожденческой мысли, что искусство (особенно изобразительное) - это наука, что оно основано на законах логического мышления, что искусство вызвано задачами познания. Напротив, барокко подчеркивает тот факт, что искусство глубоко отличается от логики науки. Остроумие, в барокко, есть признак гениальности. Художественный дар дается Богом, и никакая теория не в состоянии помочь его обрести.

В эпоху барокко мировоззрение человека не только было расколото, но окончательно потеряло цельность и гармоничность. Мировоззрение, мироощущение человека постигло глубину, внутреннюю противоречивость бытия, человеческой жизни, мироздания. В этом подлинный смысл эстетики барокко.

Итак, в целом, Барокко - художественное направление, отражающее кризисную концепцию мира и личности. Герои барокко - это или экзальтированные мученики, изверившиеся в смысле и ценности жизни, или полные скепсиса утонченные ценители ее прелестей. Художественная концепция барокко гуманистически ориентирована, однако социально пессимистична в ней присутствуют сомнения в возможностях человека, ощущения тщетности бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом.

В целом барокко, как и другие, культурно - исторические стили характеризуют определенное миропонимание и философия, а также другие специфические черты.

Мировоззрение барокко

Мировоззрение Ренессанса строилось на безграничной вере в гармонию мира, в силу и волю человека - героя, в то, что человек - мера всех вещей. Возрождение дало примеры объединения науки и искусства в одной творческой индивидуальности.

Мировоззрение ХVII столетия пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он подчинен среде, обществу, государству. Наука и искусство уже не идут рука об руку, не объединяются в одном лице.

Мировоззрение эпохи барокко проявилось в литературе и музыке не менее ярко, чем в архитектуре, живописи и скульптуре. Но лучшее свое отражение оно нашло в изобразительном и прикладном искусстве. Во всех видах оно воплотилось в сочетании трех компонентов:

· мастерского владения формой,

· желания создать ощущение движения,

Искусству барокко в отличие от упорядоченности и сдержанности классицизма свойственны динамичность и бурное движение. Стремясь отойти от канонов ордерной архитектуры, заимствованных зодчими эпохи Возрождения у Древней Греции и Рима, мастера барокко часто использовали витые колонны (бронзовый киворий Л.Бернини в соборе св. Петра в Риме).

В эпоху барокко своеобразный взгляд на человека и пристрастие ко всему театральному рождают всепроникающий образ: - "весь мир - театр". Этот образ связан с именем Шекспира. "Театральное" видение жизни пронизывает эпоху барокко - время абсолютизма, драматического искусства, пышных церемоний римско-католической церкви.

Рядом с Шекспиром и Кальдероном стоят другие великие западноевропейские драматурги XVII века: Корнель, Расин и Мольер во Франции, Лопе де Вега в Испании.

Дворцы эпохи барокко отражают представление их создателей о самих себе. Это панегирики в камне, превозносящие добродетели и победы тех, кто в них живет.

Люди эпохи барокко никогда не забывали того, что "жизнь случайна и коротка, особенно с неотвратимостью и бесконечностью смерти. Но не смерть была "роком" для писателей этой эпохи, а время, чья неумолимая поступь искушает и разрушает все живое. Изобретя маятник и часовой механизм, люди все глубже осознали бег времени (уже и минуты, и секунды, а не только годы, месяцы и дни). Это ощущение быстротечности жизни, столь привычное нам сегодня, стало знамением эпохи. Тема бренности пронизывает поэзию, рождая мистический страх. Однако ощущение несущегося времени, поглощающего все и вся, чувство тщетности всего земного - все это вело к необычному жизнелюбию и жизнеутверждению. Этот парадокс стал основной темой барочной поэзии".

Барокко охватывает огромный отрезок времени - примерно с 1550 по 1750 гг., поэтому его часто называют "Эпохой Барокко". В качестве примера барочного мироощущения известный искусствовед И.Д.Чечот приводит музыку И.С.Баха с ее ":соединением остро субъективного духовного переживания, иногда мягчайшего, сентиментального, с укрупленностью чувственной подачи, пышной наглядностью".

Как большой исторический художественный стиль Барокко было впервые рассмотрено в книге Г.Вельфлина "Ренессанс и Барокко" (1888 г.), а также в его книге "Основные понятия истории искусств" (1915 г.).

Ренессанс и барокко у Вельфлина (вновь возвращаемся к работам И.Д.Чечота) - ":не периоды, эпохи, стили, методы, направления, художественные принципы, а две исторические и типологические формы искусства. Это два типа искусства различного статуса. Ренессанс - это искусство бытия, барокко - искусство воздействия".

В работе "Основные понятия истории искусств" (1915), анализируются классицизм и барокко. Г. Вельфлин, рассматривая этапы эволюции барочного стиля, выделяет пять особенностей, они заключаются в следующем:

· классический стиль является линейным. Границы предмета подчеркнуты, он изолирован в пространстве. Барочный стиль живописен, изображенные предметы связаны со своим окружением;

· для классического стиля характерна плоскостность, тогда как барокко - искусство пространственное;

· классицизм - замкнутая система, барокко - открытая;

· единство классического стиля достигается композицией четко выделенных элементов, в произведениях барокко, композиция представляет собой нерасторжимое целое;

· классицизм всегда стремится к ясности, в то время как для барокко отдельные элементы представляют меньший интерес и на первый план выдвигается их соотношение.

По мнению И.Д.Чечота, названные работы Г.Вельфлина о сопоставлении стилей сохраняют "меткость и убедительность". Для Вельфлина барокко - это "явление родственное современности. сильное, совершенное, ставшее историческим наследием и ценностью".

Одно из выразительных средств барокко - неправдоподобие масштабов, нечеловеческие измерения чрезмерно увеличенных деталей. А основополагающий принцип классики - соразмерность человеку - был заменен несоответствием, иррациональностью, фантастичностью.

Внутреннее напряжение стиля барокко выражено в противоречии: с одной стороны, стремление художника сделать "тайну и откровения осязаемыми", чтобы можно было руками потрогать, отсюда часто отталкивающий натурализм, а с другой - общая иррациональная, мистическая атмосфера. Это фантастическое соединение стихийного материализма, чувственности и идеализма особенно ярко проявилось в творчестве живописца фламандского барокко Пауля Рубенса.

Однако, символом "классического" итальянского барокко довелось стать - Лоренцо Бернини.

Подобные документы

Исследование процесса зарождения, становления и распространения художественного стиля барокко. Анализ вклада данного стиля в историю мировой культуры. Описания стиля барокко в литературе, музыке, архитектуре и искусстве. Мировоззрение эпохи барокко.

курсовая работа [45,6 K], добавлен 23.05.2013

Исследование возникновения и развития барокко как стиля искусства, свойственного культуре Западной Европы с конца XVI до середины XVIII века. Общая характеристика и анализ развития направлений стиля барокко в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке.

презентация [7,9 M], добавлен 20.09.2011

Предпосылки появления и распространения стиля барокко в Европе как результата влияния Реформации и эпохи Ренессанса. Броская цветистость и динамичность барокко в живописи, пространственный размах, слитность, текучесть криволинейных форм - в архитектуре.

презентация [1,1 M], добавлен 27.11.2013

Характеристика и специфические особенности культуры эпохи Ренессанса, ее основополагающие идеи и яркие представители. Место стиля барокко в архитектуре, скульптуре и живописи того времени, его сущность и предпосылки развития, распространенность в России.

контрольная работа [23,6 K], добавлен 26.03.2010

Термин: барокко как индивидуальный этап искусства. Эпоха, направление, стиль. Исторические предпосылки возникновения стиля. Идеологическая основа. Философия, антиномии направления барокко. Специфические черты стиля. Русское искусство барокко.

Читайте также: