Представление о героизме русского народа в былинах добрыня и змей кратко

Обновлено: 30.06.2024

На горах ли, горах ли да окатистых,
На крутых горах да желтых песках,
Да там стоял шатёр, нов да белополотнян.
Да как в том шатре новом белополотняном
Тут стояли могучие богатыри
Да берегли - стерегли стольно Киев-град

Богатыри - герои, захватывающие дух поединки, необыкновенный и чарующий язык - всё это незабываемый и родной эпос, мир русской былины. Наши предки, восточные славяне, селившиеся с незапамятных времён по степям, лесам Западной Европы, вели жизнь , полную лишений и опасностей. Им приходилось бороться не только с суровой природой, но и с воинственными соседями: половцами, печенегами. Кочевники безжалостно разоряли селения, забирали в полон женщин и детей, жгли храмы. Страшные потрясения, трудные испытания не могли не взволновать поэтическую душу народа, самые талантливые его представители не остались в стороне от важнейших исторических событий. Они создали героические песни - былины.

2. Реализация домашнего задания по группам

Представление былины "Илья Муромец и Идолище" по заранее предложенному плану:

А) Своеобразие зачина былины (представление героев былины, времени и места действия, завязка действия).

Б) Как изображён в былине Идолище, враг князя Владимира?

"Царище неверный ", "идолище поганое ", "корова обжорливая", враг коварный и беспощадный.

"Я ведь выжгу Киев-град, церкви божии, займу палаты белокаменны, пущу в палаты только Апраксеюшку, а Владимир-то князя я на кухню пошлю"

В) Каков богатырь Илья Муромец?

(Слайд с изображением репродукции картины М. Врубеля "Богатырь")

Удалой добрый молодец, могучий, умный и предусмотрительный, незлопамятный, забывает личную обиду ради общего дела: "Не тужи ты теперь, да красно солнышко! Я теперь тебя из неволюшки повыручу". "Он рубил - то силу татарскую, рубил силу татарскую, басурманскую: он избил, изрубил всю силу великую!" Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине человека. Служение народу русскому, отстаивание его чести, защита справедливости - вот смысл его деяний.

Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри - Добрыня Никитич, Алёша Попович, Сухман, Дунай-сват и другие. С большой любовью рассказывают былины о славном богатыре Добрыне Никитиче.

Представление былины "Добрыня и Змей" по плану

А) Что мы узнаём о Добрыне Никитиче в зачине? Какие средства художественной выразительности используются при описании богатыря?

Спородила Добрыню родна матушка,
Возрастила до полного возраста;
Стал молоденький Добрынюшка Никитич
На добром коне во чисто поле поезживать,
Стал он малых змеёнышей потаптывать!

Постоянные эпитеты "родна матушка", "добра коня", "чисто поле" помогают создать особый былинный поэтический мир. Язык былин с их помощью достигает необыкновенной точности, глубины. Даже суффиксы играют большую роль в выражении отношения к персонажам. Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждаются любимые герои: Добрынюшка, матушка, Забавушка, Алёшенька. Уничижительными - их противники: Змеище, Идолище. Молод Добрыня, это его первый подвиг, но он истинный богатырь. Об этом свидетельствует его бой со Змеем.

Б) Выразительное чтение эпизода первого боя Добрыни со Змеем. ( Необходимо учитывать особенности былинного тонического стиха: первое ударение падает на третий слог с начала строки, а второе ударение на третий слог с конца строки).

- Почему Добрыня пошёл на соглашение со Змеем?

Доверчив Добрыня, не учитывает коварства врага, способен на великодушный поступок.

- Как рисуется сила и удаль богатыря?

С одного удара повержен враг, "на сыру- то землю пал - во ковыль траву! Добрыня - "смелый и сноровистый" воин.

В) В чём смысл подвига Добрыни?

"И убил Добрынюшка Змеища-то Горынища!
А и брал он Забавушку Путятичну за ручушки за белые,
Да повёл её из нор змеиных;
Говорил Добрыня таковы слова:
"Ай вы полоны, да все русские!
Выходите-ка из нор вы из змеиных,
И ступайте-ка да по своим домам!"

Богатырь любит свою землю, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от унижения, жизни в неволе.

Представление былины "Алёша Попович и Тугарин"

Часто богатырь стоит перед выбором (по какому идти пути) и останавливается на труднейшем, выбирает дорогу, на которой ждут его враги, дорогу подвига. Судьба богатыря - идти по предуказанному пути, спасая людей и устанавливая мир.

А) Как представлен Алёша Попович в Зачине былины?

Говорит тут удалый добрый молодец:
"Меня зовут Алёшей да Поповичем,
Сын я попа Леонтия Ростовского

Алёша Попович - младший из славной когорты русских богатырей. Его отличительные черты - ловкость и хитрость.

"Чудо поганое", "Тугарин Змеевич", "вышина у собаки трёх сажень, ширина у собаки ведь двух охватов", "промеж глаз его да калена стрела". Он бросает вызов Алёше Поповичу на бой: "Ты будь-ка, Алёша, со мной на поле!" Богатырь смело принимает решение биться с врагом.

В) Выразительное чтение эпизода боя Алёши Поповича с Тугарином

- Какую роль в этом эпизоде играют повторы?

Задают напряжённый ритм повествованию, подчёркивают стремительность происходящего события. Кажется, что бой только начался, а Алёша Попович уже поверг врага: "Он махнул шалыгой подорожною по Тугариновой по буйной голове - покатилась голова с плеч, как пуговица, свалилось трупьё да на сыру землю!"

3. Обобщение и вывод по прочитанным былинам

(Слайд с изображением репродукции картины В. В. Васнецова "Богатыри")

Через века пронесла народная память великие подвиги наших предков. Былины о богатырях возбуждали в народе надежды и героический дух, веру в возможность одолеть любого врага, готовность к борьбе за свою землю.

Что спасибо вам, удалы добры молодцы.
Послужили вы верой правдою,
Верой - правдою за Отечество!

4. Домашнее задание: подготовить пересказ наиболее понравившихся эпизодов из былин, проиллюстрировать их.

Дополнительный материал (краткая справка о художнике В. В. Васнецове, написавшем картину "Богатыри".)

Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. "Я жил среди мужиков и баб, слушал их песни и сказки: Отец привил нам любовь к русской старине, народу". В глуши вятских лесов зародилась страстная привязанность будущего художника к русской сказке и эпосу. Рисовать начал рано, под руководством гимназического учителя рисования Н. А. Чернышёва. В 1868 году был принят в Академию художеств. Несмотря на нужду, с увлечением занимался любимым делом: рисовал с натуры, создал первые жанровые картины. В семидесятые годы принимает решение "начать новый жанр". Эпос, народная поэтика всё более привлекают к себе, одна за другой появляются картины, прославившие имя художника на весь мир. Среди них особенное место занимает картина "Богатыри".

В начале 19-го века русские собиратели фольклора обратили внимание на жанр, непохожий на другие. В нем были активно действующие герои: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Дюк Степанович, Гордей Блудович, Иван Годинович, Садко. Былины были собраны преимущественно на севере и в центре России. На Украине подобный жанр назывался думой.

Собрав и записав тексты нового жанра, ученые П.В. Киреевский, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг изучили их с точки зрения происхождения, тематического состава, художественного содержания. Так в фольклористику вначале вошли тексты, а потом и понятие "былины" (в народе - "старины", т.е. песни о старине). Само слово "былина" введено в науку Н.П. Сахаровым в первой половине 19-го века. Он взял его из "Слова о полку Игореве".

Былины - особый вид древних народных эпических песен. Особенность эта заключается в том, что былина, как правило, повествует об исторических событиях, о том, что имело место в жизни. Однако часто былины включают в себя элементы фантастической сказки.

На данный момент имеется своеобразное описание этого жанра с точки зрения его временно-пространственного происхождения, тематических особенностей и прочего.

Время и место происхождения былин определялось по историческим событиям, в них изображенным, и поэтическим особенностям. Поэтому одни былины датировались 13-15 вв. - периодом перехода от Киевского государства к Московскому. Другие относятся ко времени зарождения Киевского государства, то есть, к 9-му веку; а содержащие элементы мифологического мировоззрения (превращение, например, Волхва Всеславьевича в рыбу, волка) считаются еще более древними. Этап завершения формирования былин - период создания Московской Руси 15-17 вв. Былин последующих веков просто нет.

Традиционно принято считать, что русские былины делятся на два цикла:

1) Героические, в центре которых герой-воин

2) Социально-бытовые и новеллистические, изображающие бытовую сторону жизни государства (былины о Садко, Василии Буслаевиче, Микуле Селяниновиче)

В героических (иначе - богатырских) былинах, одну из которых нам предстоит рассмотреть, отразились те моменты жизни русского народа, когда ему приходилось бороться с иноземными захватчиками, темными силами и отстаивать свою свободу, бороться за свою честь, веру и независимость.

Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому один из его видов - былины - сохранился и дожил до наших дней. Стоит заметить, что хотя народ осознавал историческую роль к8888888888888888888нязей (например, весьма часто одним из героев является князь Владимир), подлинным героем былин богатырских являлась Русь и защитники русской земли - богатыри.

Буквально с раннего детства нам знакома известная тройка: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Мы узнаем их с первого взгляда на картину Васнецова "Богатыри". Во многих героических былинах они действуют вместе, однако в отдельно взятой нами былине "Добрыня и Змей" противостоит Змею один воин - Добрыня Никитич, прообразом которого многие русские ученые считают дядю великого киевского князя Владимира Святославича.

Каждый из богатырей русских былин имеет особые, присущие только ему черты. Добрыня Никитич - богатырь сильный и смелый. Но искусен он не только в бою: может и одним нырком реку переплыть, и в шашки-шахматы играть, обучен церковному пению, а особенно славится талантливой игрой на гуслях. В былине "Добрыня и Змей" мы видим его немного легкомысленным (не послушался он мудрого совета своей матушки), но в то же время, когда он видит перед собой реальную опасность, не пасует, а находит верный выход из положения.

Мы видим, как резко противопоставляются Добрыня и Змей. Во-первых, место, где каждый обитает. Добрыня живет в доме вместе с матерью, "честной вдовой". И в одиночестве, не считая маленьких змеенышей, которых постоянно топчет Добрыня, в норе глубокой обитает Змей. Во-вторых, жизненные установки обоих, их действия, поступки. Добрыня, когда гуляет на горе сорочинской, раз за разом освобождает "русских полонов" (пленников), Змей же неустанно приносит горе людям, пленяя их близких. В-третьих, это внешность обоих. Портрет Добрыни нам не дан (кстати, это одна из особенностей русского фольклора, дающая право слушателям песни самим догадываться и представлять себе внешность героя), но мы без труда представим себе могучего светловолосого мужчину в расцвете сил. А вот у Змея "двенадцать хоботов". Таким образом, добавляя биологически нерациональные лишние хоботы, народ, создатель былины, показал уродство Змея, отделил его от мира людского. И тогда борьба Добрыни со Змеем представляется нам не просто битвой, а войной мира людей с миром зла.

Тем не менее, ничто человеческое и Змею не чуждо. Иначе зачем бы он, рискуя собственной жизнью, хватал красну девицу "молоду Забаву дочь Потятичну", племянницу князя Владимира, и уносил к себе в нору? Ведь был же заключен с Добрыней договор, по которому Добрыня обязуется "не топтать больше младыих змеенышей, а не выручать полонов да русскиих", а Змей со своей стороны: «не летать да на святую Русь, не носить людей мне да русскиих, не копить мне полонов да русскиих".

Таким образом, перед нами не просто змей в привычном понимании этого слова, а некий нелюдь, умеющий летать, у которого 12 хоботов, приспособленных, судя по тексту для хватания: "В хобота возьму, Добрыня, в нору снесу". Этот Змей может вести открытый наземный бой, однако предпочитает нападать исподтишка и выбирает жертву значительно слабее себя, например, красну девицу.

Кстати, в былинах русского народа женщина не всегда слаба. Очень часто женщина несет в себе ту мудрость, которая так помогает богатырям одолеть врага. В нашей былине такая женщина - мать Добрыни. Еще в самом начале она уговаривала его не ходить на гору сорочинскую и не топтать змеенышей. Далее, по возвращении Добрыни с князева пира, проницательная женщина в ответ на рассказ сына ("А накинул службу да великую А то солнышко Владимир стольно-киевский") говорит: "Мудренее утро будет оно вечера". И, как всегда, оказывается права. И перед битвой, когда она дает Добрыне плеточку шелковую, она выступает в роли Великой Матери воина, которая знает, что бой может окончиться смертью Добрыни. А плеточка - не что иное, как материнский оберег, призванный помочь сыну.

Любовная тема, несмотря на присутствие красной девицы, в былине не раскрывается. Если сравнить английский "happy end" , то ту мы видим, что, освобождая Забаву, Добрыня не влюбляется в нее тут же, а просто доволен, что выполнил возложенную на него задачу: "А ты, молода Забава, дочь Потятична, - для тебя я эдак теперь странствовал - ты поедем-ко ко граду ко Киеву а й ко ласковому князю ко Владимиру". Для объяснения такой нетрадиционной, с точки зрения Голливуда, концовки существует несколько версий. Первая заключается в том, что богатыри русские по законам жанра не имели права связывать себя брачными узами, сродни украинским козакам (см. "Тарас Бульба"), боявшимся "обабиться" и позабыть о мужских радостях боя. А вторая - в классовых различиях. Добрыня - выходец из крестьян, а Забава - племянница самого Владимира, поэтому вполне вероятно, что ее выдадут замуж за боярина, князя.

Как нам известно, до крещения Руси народ поклонялся не одному Богу, а для каждого случая имел разных богов, и каждое божество отвечало за ту или иную часть людского бытия. С переходом всей Руси в христианство, идолы постепенно исчезли, хоть их смутные образы и можно еще разглядеть в "Слове о полку Игореве". И так же, как уходили языческие боги из русского фольклора, пришли "силы небесные". Это были святая троица и святые старцы (вспомним "Исцеление Ильи Муромца"). Мы видим, что по воле Божьей исцеляется Илья Муромец, становясь защитником русской земли, а раз его крестовый брат, Добрыня Никитич, оказался в сложной ситуации, то по логике вещей, в тяжелом, нескончаемом бою кто-то свыше должен ему помочь. Читаем:

Они дрались со Змеею тут трои сутки,

Но не мог Добрыня Змею перебить.

Хочет тут Добрыня от Змеи отстать -

Как с небес Добрыне ему глас гласит:

- Молодой Добрыня сын Никитинец!

Дрался со Змеею ты трои сутки,

Подерись со Змеей еще три часа:

Ты побьешь Змею да ю, проклятую!

Вот оно! "Глас гласит" уже отчаявшемуся победить Добрыне, что нужно еще потерпеть, приложить еще сил, и все получится.

В данном изложении можно понять, что поддержка "гласа с небес" была лишь моральной, а победил Добрыня благодаря своей силе и выносливости. Но эту былину пели не только певцы из крестьянства, но и слепцы-нищие, исполнители религиозных песен. Они вносили в былину некоторые свои изменения: богатырь побивает чудовище колпаком земли греческой, то есть головным убором паломников в Византию; другая версия: Добрыня слышит в бою глас с неба и волею высших судеб одолевает Змею. Все же версия о личном мужестве Добрыни, которую мы и рассматриваем, кажется более правдоподобной и более близкой простому человеку, вселяя в него веру не только в богатырей русских, но и в свои силы.

Рассматриваемая нами былина по композиции мало чем отличается от других: она построена по тому же принципу, позволяющему рассказчику наиболее точно обрисовать ситуацию (в зачине), далее развить действие и, в конце концов, закончить свой рассказ так называемым "исходом", то есть итогом: "И повез молоду Забаву дочь Потятичну".

И все же былина оставалась бы лишь скучным репортажем с места событий, если бы ее не украшали различные сравнения, метафоры, эпитеты. Присутствуют обязательные постоянные эпитеты: "добрый конь" - друг богатыря, без которого в бою тяжело, "солнышко Владимир стольно-киевский, дающий "порученьица, службу немалую". В описаниях природы мы встречаем: "гора высокая", "нора глубокая", "река быстрая" и т.д. И появлялись такие эпитеты в текстах не от бедности языка, а вероятно, оттого, что они придавали особую плавность и напевность такому величественному жанру, как героическая былина.

Завершая анализ текста, хотелось бы выразить свое восхищение перед тем, насколько было развито искусство слова на Руси, как тонко с помощью единственного слова, образа народ умел передать все тончайшие оттенки изображаемого, и благодарность тем людям, которые сумели увидеть великое искусство в народном творчестве.

Из-за первой же струйки как огонь сечет,
Из-за другой же струйки искра сыплется,
Из-за третьей же струйки дым столбом валит,
Дым столбом валит да сам со пламенью.

А нет у Добрынюшки добра коня,
Да и нету у Добрыни платьев цветных – Только-то лежит один пухов колпак,
Да насыпан тот колпак да земли греческой;
По весу тот колпак да в целых три пуда.

Как ухватит он колпак земли греческой,
Он шибнет во Змею да во проклятую –
Он отшиб Змеи двенадцать да всех хоботов [9, с. 106].

Основные персонажи былины

  • Добрыня Никитич, русский богатырь. Красив и строен, силен, умен, образован. Нравом спокоен, воспитан. Очень честный и справедливый, бесстрашный.
  • Змей Горыныч, гадюка трехголовая. Самоуверенный, наглый разбойник. Жестокий и безжалостный. Лжец и клятвопреступник.
  • Мамелфа Тимофеевна, мать Добрыни. Вдова, очень мудрая и опытная женщина. Все знает, во всем сына поддерживает.
  • Князь Владимир, грозен, сердит, ругается, угрожает.
  • Забава Путятишна — молодая и красивая племянница князя, ее украл Горыныч.

Краткая былина о Добрыне Никитиче для читательского дневника:

Богатырь Добрыня Никитич живет под Киевом вместе с матерью, вдовой Мамелфой Тимофеевной. Все любили Добрыню за его силу, добрый нрав и веселый характер.

Как-то в жаркий день отправился он к Пучай-реке искупаться, и там напал на него Змей Горыныч. Стали они биться. Отбил Добрыня одну голову Змею, и начал тот пощады просить. Пообещал Змей Горыныч, что больше не станет русских людей в плен брать. Поверил ему Добрыня и отпустил.

Узнала про это Мамелфа Тимофеевна, опечалилась, но виду не подала. Наутро велела она Добрыне вывести из стойла дедова коня Бурку и оседлать его. И дала сыну плетку-семихвостку.

Приехал Добрыня к змеиному логову, а там ползают змееныши. Стал Бурка их топтать, но их было много, обвили они ноги коню, тот сдвинуться не может. Тогда Добрыня ударил его меж ушей плеткой-семихвосткой, и у Бурки силы появились. Потоптал он всех змеенышей до последнего.

Тут и Змей Горыныч прилетел, и начался у них бой, который длился целых три дня и три ночи. И победил Добрыня врага. Еще три дня ждал богатырь, пока земля впитает всю кровь Змея, а потом отправился к пещерам змеиным. Освободил там множество народа, а среди них и Забаву. Посадил ее на коня и отправился в Киев.

Так русский богатырь освободил родную землю от страшного врага и выполнил волю своего князя.

Главная мысль:

Если начал дело, обязательно его закончи, чтобы возвращаться не пришлось. Былина эта учит быть честным, добрым, сильным. Учит стоять за родную землю на смерть, защищать стариков и детей, спасать женщин. Учит не верить лживым речам врагов. Учит слушаться родителей и не нарушать своего обещания.

Под стольным градом Киевом жила женщина вместе с сыном своим Добрыней. Добрыня знаменит был: красивый, умный, смелый и веселый.

Как-то летом захотел Добрыня от жары спастись и искупаться. И начал он просить у матушки разрешения съездить к Пучай-реке. Мать стала его отговаривать, потому что очень уж эта река сердитая. Тогда стал проситься Добрыня просто по берегу поездить и отпустила его мать. Оделся Добрыня, сел на коня, взял с собой оружие, слугу и поехали они к реке.

Приехали они к берегу, слез с коня и приказал слуге на берегу коня посторожить. Снял с себя одежду, оружие и в воду бросился. Поплыл Добрыня по реке, а река тихая, спокойная. Удивился Добрыня, ведь мать ему совсем другое рассказывала. И вдруг все вокруг загрохотало, а небо стало темным.

Летит к реке Змей Горыныч трехголовый. Увидал Змей богатыря и решил его в плен взять. Много, говорит, у меня в плену русских людей, а Добрыни нет. А богатырь под воду нырнул, доплыл до берега и до коня побежал. А слуга, когда услышал Змея, струсил и ускакал на коне вместе со всем оружием.

Горыныч уже летит, а на берегу нет ничего кроме шляпы, в которой богатырь к реке приехал. Схватил богатырь шляпу, насыпал туда песка и хлестнул Змея, да так, что голову ему отбил. Уронил Горыныча на землю и убить хотел, но злодей пощады запросил.

Предупреждала его матушка, чтобы не ездил он, но Добрыня ее не послушал. Приехал богатырь русский на пир, а там тоже невесело. Рассказал тут князь Владимир про то, что выкрал и унес Змей Горыныч его племянницу и спросил, кто сможет спасти Забаву. А никто не хочет, не вызывается помочь горю княжескому.

Вышел тут Алеша Попович и сказал князю, что видел, как Добрыня змея братом своим называл. И повелел тогда Владимир Добрыне привезти племянницу назад, а коли нет – не сносить ему головы.

Загрустил Добрыня, приехал домой да поведал матушке, что все на пиру хорошо было, только приказал князь ему вырвать племянницу княжескую Забаву из лап злодея – Змея Горыныча. Стала мать богатыря думать, как сыну помочь, а Добрыне в это время сказала спать ложиться.

Добрыня спит, а матушка его бодрствует. Ночь напролет сидит и плетет плеточку-семихвостку из семи шелков. С рассветом подняла матушка Добрыню да повелела ему в старую конюшню пойти, найти там коня Бурушку. Конь этот еще деду Добрыни Никитича верно служил.

Нашел богатырь Бурушку, почистил, покормил, к избе подвел да оседлал. А тут и матушка вышла, да плеточку сыну подала. Ту самую, которую всю ночь глаз не смыкая плела. И посоветовала мать сыну на гору Сорочинскую, в логово Змея прибыть, когда злодея дома не будет, и притоптать всех его змеенышей.

Приехал Добрыня в змеиное жилище, а там змееныши стали коню богатырскому ноги обвивать. Выхватил тогда богатырь плеточку да стал коня стегать. И стал Бурушка с удвоенной силой змеенышей бить копытом. Так и прибил всех.

Слез Добрыня Никитич с коня и к пещерам направился. Прилетел тут Змей Горыныч и стали герой со злодеем биться. Сражались они три дня и три ночи, достал потом богатырь плеточку и стал ей Змея охаживать. Так он Горыныча укротил и отрубил ему все головы.

Хлынула из Горыныча кровь, залила Добрыню по пояс. Стоит Черная кровь и в землю не впитывается. Тогда достал богатырь свою плеточку да стал сыру землю хлестать, чтобы расступилась она и кровь приняла. Послушалась его мать-сыра земля.

Пошел тогда богатырь к пещерам, все замки сорвал да пленников освободил. А в последней пещере нашел богатырь Забаву Путятишну и в княжеский дворец ее привез.

Вывод:

Эта былина учит никогда не сдаваться и бороться на стороне добра, защищать слабых.

Надвинулась великая беда. Чудовищный многоголовый Змей стал совершать на Русь налёты, похищая как неповинных мирных людей, так и славных воинов, которые не могли воспротивиться ему. Добрыня Никитич решил сразиться со Змеем. Он не послушался матери, которая остерегала его от того, чтобы ехать далеко в чисто поле, на Сорочинскую гору, где ползают малые змеёныши. Ещё не велела она купаться в Пучай-реке.

Добрыня повергает его навзничь, вскакивает ему на грудь и достаёт булатный нож, который всегда носил с собой на нательном кресте. Змей молит о пощаде, заклинает не убивать его и предлагает сговор: он больше не летает на Святую Русь, не берет в полон православных людей, Добрыня же не появляется на Сорочинской горе и не топчет змеёнышей.

Добрыня соглашается и выпускает Змея. Тот вмиг уносится под облака. Однако чудовище не сдержало слова. Достаточно было ему, пролетая над Киевом, положить глаз на племянницу князя Владимира Забаву, чтобы все клятвы Горыныча оказались забыты. Он спускается на землю, хватает девицу и уносит ее в свою мерзкую нору.

Однако сам Добрыня хорошо понимает, что предстоит тяжёлый бой. Он возвращается от князя, понурив молодецкую голову. На тревожные расспросы матери, не обидели ли его, не обнесли ли чаркой на пиру, не насмеялся ли над ним какой дурак, отвечает, что дело совсем не в этом. Его беспокоит великая служба, которую предстоит выполнить для князя Владимира. Мудрая мать Ефимья Александровна советует сыну отправляться в горницу и хорошо выспаться.

Добрыня просыпается полный богатырской силы. Умывается белёшенько, снаряжается в поход на Змея. На конюшне он выбирает Бурка — старого, но верного и ещё доброго коня, которого любовно поит и кормит. Затем он седлает коня — долго и очень тщательно:

«Седлал Бурка в сёдлышко черкасское,

Он потнички да клал на потнички,

Он на потнички да клал войлочки,

Клал на войлочки черкасское сёдлышко,

Все подтягивал двенадцать тугих подпругов,

Матушка вручила сыну шёлковую плётку, наказав, когда змеёныши обовьют у Бурка ноги так, что конь не сможет двигаться с места, покрепче стегать его сзади и спереди этой плёткой. Так оно и случилось. Змеёныши налипли на ноги Бурка, обвили его и стреножили. Добрыня вовремя постегал коня шёлковой плёткой. Бурушка стал подскакивать, отряхивать гадов с ног и потоптал их всех до единого.

Они дерутся без перерыва трое суток, и никто не добивается перевеса. Добрыня чувствует, что силы на исходе, и в это время слышит голос, идущий с небес:

«Молодой Добрыня сын Никитинич!

Дрался со Змеёй ты трое суточки,

Подерись со Змеем ещё три часа:

Добрыня, забыв об усталости, все исполняет. Земля расступается и поглощает ядовитую кровь. Добрыня идёт в змеиное логовище, где находит по сорок пленных царей, царевичей, королей и королевичей, не считая множества простого народа. Он выпускает всех из подземелья на волю. Затем выводит с поклоном Забаву Путятичну и провожает ее в Киев, заметив, что именно ради неё предпринял весь этот опасный поход:

«Для тебя я эдак теперь странствовал,

Ты поедем-ка ко граду ко Киеву,

Видео былина о Добрыне и Змее

Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен, заботливый сын и верный супруг. Во всех былинах раскрываются эти черты его облика. В ряде былин Добрыня выполняет различные дипломатические поручения князя Владимира.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Читайте также: