Физиопсихопрофилактическая подготовка к родам кратко

Обновлено: 30.06.2024

Роды - значительная физическая и психическая нагрузка для организма женщины. Поэтому должна проводиться как физическая, так и психопрофилактическая подготовка беременных женщин к родам.

Физическая подготовка к родам начинается уже в ранние сроки и продолжается в течение всей беременности. Физическая подготовка включает утреннюю гимнастику и специальные упражнения при проведении физиопсихопрофилактической подготовки к родам, двигательный режим. Утренней гимнастикой могут заниматься все здоровые женщины, однако во время беременности необходимо исключить прыжки, бег, поднятие тяжестей. Занятия должны быть посильными, не вызывать перенапряжения, переутомления и направленными на укрепление мышц брюшного пресса и промежности.

Противопоказания для занятий беременной женщины физическими упражнениями: заболевания сердечно-сосудистой системы с явлениями декомпенсации кровообращения, хронический аппендицит, заболевания печени и почек, токсикозы беременных, маточные кровотечения, предлежание плаценты, многоводие, гнойные процессы любой локализации. Компенсированные пороки сердца, гипертоническая болезнь 1 и II стадии, варикозные расширения вен нижних конечностей (без изъязвления) — не противопоказания для занятий физкультурой. Однако при этом должны быть использованы специальные (щадящие) комплексы упражнений.

Лучший вариант проведения эффективных занятий по физической культуре - это обучение беременной женщины комплексу упражнений методистом или специально подготовленной акушеркой в женской консультации. Для проверки правильности выполнения упражнений необходимо 1 раз в 2-3 недели обратиться к методисту в женской консультации.

Весьма полезны воздушные ванны и гидропроцедуры (души, влажные обтирания), являющиеся элементами физической культуры.

Для укрепления мышечной системы необходимо соблюдение двигательного режима.

Систематические занятия физкультурой во время беременности способствуют более благоприятному течению родов, уменьшению разрывов промежности и значительному снижению осложнений в послеродовом периоде. Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных женщин к родам представляет собой психопрофилактическую подготовку в сочетании со специальной физической подготовкой.

Психопрофилактическая подготовка к родам проводится начиная с пер­вого посещения беременной женщины женской консультации, однако специ­альные занятия осуществляются с 30-ти недельного срока через каждые 10 дней всего 5 занятий. Занятия проводит подготовленная акушерка в специально оборудованном кабинете. Для каждого занятия должен быть разработан план, занятия проходят обязательно с перерывами (ни в коем случае не ежедневно) с таким расчетом, чтобы последнее, заключающееся в повторении и закреплении полученных знаний и навыков, было проведено ближе к сроку родов.

Болевые ощущения у женщин в родах могут иметь место, так как обу­словлены материальным субстратом (раскрытие шейки матки, сжатие и растя­жение при сокращении матки кровеносных сосудов, имеющих собственную систему нервных рецепторов, давление предлежащей части на нижний сегмент матки, богатый нервными окончаниями, сжатие и перемещение мышечных пластов при сокращении матки). Устранить указанные причины невозможно. Но есть факторы, которые во много раз могут усиливать родовые боли - это страх, отрицательные эмоции, тормозное состояние коры головного мозга. Вот на их устранение и направлена психопрофилактическая подготовка. Главное, чего нужно добиться, - это снять чувство страха в родах, который снижает по­рог болевой чувствительности, и уже начальные, не очень сильные схватки мо­гут восприниматься корой головного мозга как болевые ощущения. Тормозное состояние коры, ослабление процессов возбуждения и торможения способст­вуют иррадиации болевых ощущений на обширную область, и как следствие они ощущаются как сильные боли. Задача специалистов - вывести кору го­ловного мозга из тормозного состояния. Родовые боли значительно уменьша­ются у беременных женщин, прошедших психопрофилактическую подготовку, а если они все же имеются, то применяются дополнительные методы обезболи­вания (медикаментозные и др.).

Кроме обезболивания родов, на занятиях беременных женщин обучают правильному поведению во время родов (выполнение всех указаний медицин­ского персонала, умение тужиться, понимание необходимости осмотра родовых путей врачом после родов и др.).

Ультрафиолетовое облучение проводится для группы или индивидуально (в зависимости от наличия соответствующей аппаратуры). Выполнение данной процедуры весьма существенно в условиях нашей республики, где солнечного света для беременных недостаточно. Ультрафиолетовое облучение улучшает функциональное состояние нервной системы, повышает иммунологическую ак­тивность. Последнее способствует защите организма беременной женщины от инфекции, профилактике рахита у плода.

Санитарно-гигиеническое обучение, входящее в комплекс физиопсихопрофилактической подготовки беременных женщин к родам, включает вопросы режима жизни, труда и отдыха, рационального питания, личной гигиены и ис­пользования природных факторов, благотворно действующих на организм.

Физиопсихопрофилактическая подготовка к родам, кроме обезболиваю­щего эффекта, способствует нормальному течению родов и предупреждению различных осложнений родов.

Метод психопрофилактической подготовки беременных к родам основан на учении о сущности родовой боли, в формировании которой принимают участие не только раздражение нервных окончаний со стороны матки и других половых органов, но и условно рефлекторный компонент, связанный с воздействием на вторую сигнальную систему. При этом признается, что ведущая роль в возникновении болевых ощущений принадлежит коре головного мозга.

Сущность метода заключается в том, чтобы путем словесного воздействия снизить возбуждение в подкорковых центрах и уравновесить процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Цель психопрофилактической подготовки состоит в устранении страха перед родами и других отрицательных эмоций, возникающих во время беременности, в выработке и закреплении представлений о родовом акте как о физиологическом и неболезненном процессе, в воспитании нового положительного чувства, связанного с предстоящим материнством.

Психопрофилактическая подготовка к родам начинается с первого посещения женщиной женской консультации. Врач выясняет социально-бытовые условия жизни беременной, ее отношение к беременности и предстоящим родам, наличие вредных привычек. Женщину знакомят с правами беременных и кормящих матерей, льготами для них. Врач выясняет, нет ли у женщины страха перед родами, убеждает беременную в необходимости специальной подготовки к родам, которая помогает устранить болевые ощущения. Врач должен стремиться оказывать благоприятное воздействие на психику беременной, постоянно подчеркивая, что роды – физиологический акт и их течение во многом зависит от подготовленности женщины к родам и материнству.

С 30 недели (начала дородового декретного отпуска) занятия проводятся особенно тщательно. При хорошей предварительной подготовке ограничиваются 4-5 занятиями с таким расчетом, чтобы последнее состоялось за 6-7 дней до родов. При позднем взятии на учет, патологическом течении беременности, отягощенном акушерском анамнезе, экстрагенитальной патологии количество занятий увеличивается до 6-9, провдятся они индивидуально 2 раза в неделю. Здоровые беременные занимаются в группах по 8 – 10 человек, которые по возможности составляются из однотипных в эмоциональном отношении женщин.

Первое занятие . Беременным сообщаются краткие сведения об анатомическом строении женских половых органов, о матке как плодовместилище и органе питания плода. Приводятся сведения и развитии плода, его положении в мате, роли плаценты, околоплодных вод. Разъясняется сущность изменений в организме беременной, обеспечивающих физиологическое течение беременности и родов.

Второе занятие. Дается представление о родах как о физиологическом акте, о трех периодах родов. Объясняются особенности правого периода родов, субъективные ощущения рожающей женщины, дается понятие о схватках, их продолжительности и регулярности. Рассказывается о механизме сглаживания и раскрытия шейки матки, о роли плодного пузыря и околоплодных вод.

Третье занятие . Разъясняется, как вести себя при появлении схваток и в течение всего первого периода родов. Указывается на то, что не следует отождествлять боль и схватку, у многих женщин схватки протекают совершенно безболезненно. Женщин обучают специальным приемам, с помощью которых можно уменьшить болевые ощущения: правильное, равномерное и глубокое дыхание во время схватки; легкие поглаживания переднебоковых поверхностей живота на вдохе и выдохе; поглаживания кожи поясничной области; прижатие большими пальцами кожи к внутренней поверхности гребешка подвздошной кости у обеих передне-верхних остей; прижатие кулаками точек, соответствующих наружным углам ромба Михаэлиса; ведение счета схваткам; отдых и по возможности попытка дремать между схватками. Беременные должны хорошо усвоить указанные приемы и точно выполнять их. В конце занятия разъясняются причины, которые могут усилить болезненные ощущения в родах (страх, беспокойное поведение, переполненный мочевой пузырь). Необходимо подчеркнуть, что эти причины легко устраняются в родах правильным поведением женщины.

Четвертое занятие . Дается представление о течении второго и третьего периодов родов, характере ощущений роженицы в это время. Рекомендуются рациональные положения в начале и конце периода изгнания, когда роженица должна проявлять максимум физических и психических усилий, уметь задерживать дыхание для повышения эффективности потуг и расслаблять мускулатуру в момент рождения головки плода. Подчеркивается, что продолжительность второго периода родов зависит не только от правильного применения приемов, но и от достаточной физической подготовки. Рекомендуется дома повторять предложенные приемы для полного их усвоения. Рассказывается о течении и содержании последового периода, его продолжительности, характере схваток. Женщины обучаются правильному поведению при рождении последа.

Пятое занятие . Как правило, это заключительное занятие, на котором контролируется усвоение материала прошлых занятий. Рассказывается о порядке и обстановке в родильном доме, о правилах асептики и антисептики. Дается представление об обязательных и возможных лечебно-диагностических мероприятиях (наружное и влагалищное исследование, вскрытие плодного пузыря, внутривенные и внутримышечные инъекции, вдыхание кислорода и т.д.). Объясняется их обоснованность и необходимость для благополучного течения и завершения родов.

Психопрофилактическую подготовку беременных к родам необходимо сочетать с физическими упражнениями, которые рекомендуется проводить с самого начала беременности.

Занятия физкультурой проводятся чаще группами под руководством инструктора п лечебной физкультуре или специально обученной акушерки. Допускается выполнение упражнений на дому после соответствующего обучения.

Заниматься физкультурой рекомендуется утром до еды или через 1 – 2 часа после завтрака в хорошо проветренном помещении, в свободной, не стесняющей движения одежде. Продолжительность занятий не должна превышать 15-20 мин. Комплекс упражнений не должен вызывать у беременной усталости, затруднения дыхания, сердцебиения, одышки и т.п.

Исключаются прыжки, значительное натуживание, резкие движения. Систематические занятия физкультурой повышают сопротивляемость организма инфекции, укрепляют нервную систему, придают ощущение бодрости, улучшают общее состояние, аппетит, сон, работу сердечно-сосудистой системы, дыхания, желудочно-кишечного тракта. Физические упражнения укрепляют мышцы тазового дна, передней брюшной стенки, устраняют застойные явления в малом тазу и нижних конечностях, способствуя нормальному течению родового акта и послеродового периода.

Занятия физкультурой рекомендуются только здоровым женщинам, с физиологическим течением беременности.

Противопоказания для занятий:

  • острые инфекционные заболевания,
  • декомпенсированнные заболевания сердечно-сосудистой системы,
  • болезни печени и почек,
  • осложнения беременности (гестозы, угроза невынашивания, кровотечения во время беременности).

Кроме занятий физкультурой используются и другие средства закаливания: прогулки на свежем воздухе, воздушные дозированные ванны, витаминотерапия, рациональная диета и т.д.

Подготовка беременных к родам представляет собой комплекс мероприятий, включающий лечебную физкультуру, ультрафиолетовое облучение и специальные занятия.

В чем сущность психопрофилактической подготовки к родам?

Метод психопрофилактической подготовки беременных к родам основан на учении о родовой боли, в формировании которой участвует не только раздражение нервных окончаний со стороны матки и других половых органов, но и условно-рефлекторный компонент, связанный с воздействиями на вторую сигнальную систему. При этом признается, что в возникновении болевых ощущений ведущая роль принадлежит коре головного мозга.

Сущность метода заключается в том, чтобы путем словесного воздействия создать более правильные функциональные взаимоотношения между корой головного мозга и подкорковыми образованиями, снизить возбуждение в подкорковых центрах и уравновесить процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Какова цель психопрофилактической подготовки к родам?

Цель психопрофилактической подготовки — устранить страх перед родами и другие отрицательные эмоции, возникающие во время беременности, выработать и закрепить представления о родовом акте как о физиологическом и неболезненном процессе, воспитать новое положительное чувство, связанное с предстоящим материнством.

Как проводится психопрофилактическая подготовки к родам?

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам начинается с первого посещения женской консультации.

Для занятий по психопрофилактической подготовке беременных к родам, которые проводит врач или специально обученная акушерка, выделяется особая комната, оборудованная кушетками и учебными пособиями (рисунки, плакаты, муляжи). Всего проводится 5 занятий.

Какова роль физических упражнений в нормальном развитии беременности?

Систематические занятия физкультурой повышают сопротивляемость организма, создают чувство бодрости, укрепляют нервную систему, улучшают общее состояние, аппетит, сон, работу сердечно-сосудистой системы, дыхания, желудочно-кишечного тракта. Физические упражнения укрепляют мышцы брюшной стенки, тазового дна, устраняют застойные явления в малом та зу и нижних конечностях, способствуют правильному расположению плода в полости матки, нормальному течению родов и послеродового периода. Физически тренированные женщины умеют управлять своим дыханием, что позволяет быстрее и полнее насыщать организм кислородом.

Как проводятся занятия физкультурой?

Занятия физкультурой проводятся преимущественно групповым способом в женской консультации под руководством инструктора по лечебной физкультуре или специально обученной акушерки при постоянном врачебном контроле. Допускается выполнение физических упражнений после соответствующего обучения индивидуально на дому с условием посещения женской консультации через каждые 10 дней для проверки правильности выполнения упражнений.

Физические нагрузки следует изменять в зависимости от срока беременности. Продолжительность занятий не должна превышать 15—20 минут. Заниматься физкультурой рекомендуется утром до еды или через 1—2 часа после завтрака в хорошо проветренном и освещенном помещении в специальной, не стесняющей движения одежде. Если физические упражнения вызывают чувство усталости, затруднение дыхания, учащение сердцебиения — необходимо их облегчить и посоветоваться с врачом. Из комплекса упражнений должны исключаться прыжки, значительное натуживание, резкие движения.

Занятия физкультурой можно рекомендовать только здоровым женщинам при нормальном течении беременности.

Что включает в себя физиопсихопрофилактика родов?

Подготовка беременных к родам представляет собой комплекс мероприятий, включающий лечебную физкультуру, ультрафиолетовое облучение и специальные занятия.

В чем сущность психопрофилактической подготовки к родам?

Метод психопрофилактической подготовки беременных к родам основан на учении о родовой боли, в формировании которой участвует не только раздражение нервных окончаний со стороны матки и других половых органов, но и условно-рефлекторный компонент, связанный с воздействиями на вторую сигнальную систему. При этом признается, что в возникновении болевых ощущений ведущая роль принадлежит коре головного мозга.




Сущность метода заключается в том, чтобы путем словесного воздействия создать более правильные функциональные взаимоотношения между корой головного мозга и подкорковыми образованиями, снизить возбуждение в подкорковых центрах и уравновесить процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Какова цель психопрофилактической подготовки к родам?

Цель психопрофилактической подготовки — устранить страх перед родами и другие отрицательные эмоции, возникающие во время беременности, выработать и закрепить представления о родовом акте как о физиологическом и неболезненном процессе, воспитать новое положительное чувство, связанное с предстоящим материнством.

Как проводится психопрофилактическая подготовки к родам?

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам начинается с первого посещения женской консультации.

Для занятий по психопрофилактической подготовке беременных к родам, которые проводит врач или специально обученная акушерка, выделяется особая комната, оборудованная кушетками и учебными пособиями (рисунки, плакаты, муляжи). Всего проводится 5 занятий.

Какова роль физических упражнений в нормальном развитии беременности?

Систематические занятия физкультурой повышают сопротивляемость организма, создают чувство бодрости, укрепляют нервную систему, улучшают общее состояние, аппетит, сон, работу сердечно-сосудистой системы, дыхания, желудочно-кишечного тракта. Физические упражнения укрепляют мышцы брюшной стенки, тазового дна, устраняют застойные явления в малом та зу и нижних конечностях, способствуют правильному расположению плода в полости матки, нормальному течению родов и послеродового периода. Физически тренированные женщины умеют управлять своим дыханием, что позволяет быстрее и полнее насыщать организм кислородом.

Как проводятся занятия физкультурой?

Занятия физкультурой проводятся преимущественно групповым способом в женской консультации под руководством инструктора по лечебной физкультуре или специально обученной акушерки при постоянном врачебном контроле. Допускается выполнение физических упражнений после соответствующего обучения индивидуально на дому с условием посещения женской консультации через каждые 10 дней для проверки правильности выполнения упражнений.

Физические нагрузки следует изменять в зависимости от срока беременности. Продолжительность занятий не должна превышать 15—20 минут. Заниматься физкультурой рекомендуется утром до еды или через 1—2 часа после завтрака в хорошо проветренном и освещенном помещении в специальной, не стесняющей движения одежде. Если физические упражнения вызывают чувство усталости, затруднение дыхания, учащение сердцебиения — необходимо их облегчить и посоветоваться с врачом. Из комплекса упражнений должны исключаться прыжки, значительное натуживание, резкие движения.

Занятия физкультурой можно рекомендовать только здоровым женщинам при нормальном течении беременности.

Одним из важных элементов ведения беременных является физио-психопрофилактическая подготовка к родам, включающая комплекс психопро­филактических, психотерапевтических и физических мероприятий. Основными задачами психофизической подготовки беременных к родам являются: выработка у женщин сознательного отношения к бере­менности и восприятия родов как физиологического процесса; создание благоприятного эмоционального фона и уверенности в нормальном течении беременности и родов; формирование у беременных умения мобилизовать свою волю для преодоления страха перед родами.

При первом посещении беременной врача важно выяснить характерологические особенности женщины, ее эмоциональные и волевые качества, отношение к беременности, характер взаимоотношений в семье, наличие психических травм, уточнить представление беременной о родах, обоснованность страха перед ними, боязнь боли. В том случае если выявляются какие-либо психологические проб­лемы, то при необходимости пациентка может быть направлена на консультацию к психологу или к врачу-психо­терапевту.

Отношение женщины к беременности и к родам формируется под влиянием различных факторов, включая социальные, морально-этические, экономические и др., и зависит от особенностей личности женщины. Наряду с индивидуальной психопрофилактической работой, которую врач должен проводить при каждом посещении беременной, целесообразным является проведение групповых занятий по психопрофилактической подготовке к родам с началом доро­дового отпуска. Для проведения таких занятий формируются группы по 6-8 человек с учетом психо-эмоционального статуса пациенток. Так, например, целесообразно формировать отдельные группы из социально-активных женщины, у которых с наступлением беременности может отмечаться бо­лее выраженная психическая неустойчивость в связи с лишением их привычных активных социальных позиций. Другую группу могут составить женщины, привыкшие к опеке в семье, и поэтому плохо подготов­ленные к материнству. Подобные однородные группы могут составить матери-одиночки, беременные после перенесенных травм или стресса, беременные с большим числом искусствен­ных абортов в анамнезе. Следует также принимать во внимание, что в тщательной психофизической подготовке нуждаются беременные с высоким риском возможных осложнений при беременности и в родах, а также женщины с низким порогом болевой чувствительности.

В группе, беременных с однородными психо-эмоциональным особенностям, легче создается атмосфера взаимного доверия, чувства внутренней свободы и раскованности, что позволяет более эффективно формировать установки правильного поведения во время беременности и в ро­дах. Занятия следует начинать с 33-34 недель беременности , проводить их еженедельно в течение месяца. Таких занятий, соответственно будет 4. Про­должительность каждого из них должна составлять 25-30 минут, кроме самого первого, которое может продолжаться около I часа.

Первое занятие

Первое занятие обычно состоит из двух частей: вводной и основной. В вводной части разъясняются возможности обу­чения беременных управлять своей волей и активностью в родах. Одной из форм такого обучения является аутогенная тре­нировка, так как с ее помощью можно эффективно мобилизовать энергию женщины в родах и ос­лабить болевые ощущения. Для этого используются методы аутогенной тренировки, которая позволяет научиться осознанно управлять некоторыми функциями организма путем волевого воздействия на них.

Снятию психо-эмоционального напряжения способствует также самомассаж определенных биологически активных точек, которому обучаются беременные. Точечный самомассаж при регулярных занятиях обладает общеукрепляющим и оздоравливающимим воздействием, что оказывает благоприятное влияние на течении беременности, и способствует поддержанию высокого нсихо-змоционалъного и физического тонуса пациентки. Кроме того, применение элементов пальцевого самомассажа в родах способст­вует уменьшению родовой боли, нормализации схваток и мобили­зации волевых усилий.

В основной части первого занятия пациенткам сообщаются краткие сведения об анатоми­ческом строении женских половых органов, особенностях развития плода, течении беременности и родов. Важно обратить внимание беременной на то, что роды представляют собой естественный физиологический процесс. Следует проинформировать пациентку о том, как правильно распределять свои силы в родах и об особенностях физического напряжения в зависимости от пе­риодов родов. Следует убедить беременных в необхо­димости спокойного поведения в родах, в выполнении указаний медицинского персонала, обра­тить внимание на необходимость регулярного мочеиспускания для правильного течения родов.

Далее беременным предлагаются занятия по обучению аутотренингу и точечному самомассажу .

В конце всего занятия дается возможность еще раз про­анализировать все свои ощущения после аутотренинга и само­массажа, добиться ощущения максимального отдыха и покоя. Для объективного контроля за состоянием беременной регистрируют показатели пульса до, и после за­нятия. Для закрепления полученных навыков беременным реко­мендуется ежедневно повторять занятия дома, продолжитель­ность 7-10 минут.

Второе занятие

На втором занятии беременных знакомят с характером течения I периода родов, что сопровождается соответствующими иллюстрациями. Пациенткам излагают механизм схваток, которые приводят к постепенному раскрытию шейки матки. Разъясняют длительность и чередование схваток, интервал между ними.

Беременные должны узнать, что болезненность схваток восприни­мается по-разному в зависимости от порога боле­вой чувствительности. В некоторых случаях схватки ощущаются, как неболь­шие напряжения матки, в других случаях - как более сильные боле­вые ощущения. При этом пациенток обучают ряду приемов для уменьшения болезненности схваток. Этому, например, помогает регуляция дыхания. При этом предпочтение отдается диафрагмальному дыханию, позволяющему наиболее полно исполь­зовать жизненную емкость легких.

Одновременно с дыханием во время схваток должен осуществ­ляться контроль за мышцами. Следует принимать во внимание, что мышечное напряжение вызывает только напрасную трату сил, и поэтому в момент схватки не следует напрягаться, а надо оставаться в расслабленном сос­тоянии. Но это расслабление не пассивное, а активный созна­тельный процесс, требующий концентрированного внимания. Между схватками роженица должна применять приемы последовательного расслабления мышц под собственным контролем, начинал с мышц лица и заканчивая мышцами нижних конечностей. Вне схваток роженице следует контролировать дыхание, которое должно быть диафрагмально-грудным и ритмичным.

Далее беременных обучают сочетанию дыхательной гимнастики с самомассажем биологических точек, оказывавшим болеутоляющий эффект во время схваток. Занятие заканчивается упражнением, направленным на релаксацию.

Третье занятие

На третьем занятии беременных знакомят с течением II и III периодов родов. При этом пациенток необходимо проинформировать, что период изгнания требует максимальной отдачи физических сил роженицы. Пациенткам важно объяснить значение наиболее оптимальной позы во время потуг и еще раз обратить их внимание на технику дыхания, мышеч­ного напряжения при потугах и умение расслабляться между ни­ми. После каждой потуги следует все внимание сосредоточить на полной релаксации и отдыхе.

Женщинам нужно объяснить, что во время потуг может быть отхождение кала, мочи, газов, и это не должно травмиро­вать роженицу, так как является для всех естественным и привычным актом. Необходимо убедить пациенток, что они должны выполнять все команды акушерки, принимающей роды, что будет способст­вовать бережному рождению ребенка.

На этом занятии с беременными отрабатываются элементы аутотренинга, облегчающие период изгнания. При этом обращают внимание на необходимо че­редования мышечного напряжения в момент потуги и полного расслабления между ними. Если возникает необходимость временно сдержать потуги, то дыхание должно быть частым и поверхностным.

Пациенток также кратко информируют о характере течения последового и раннего послеродового периода. При этом демонстрируют точки самомассажа, способстующие профилактике нарушений сокращения матки и уменьшения молока в послеродовом периоде .

Четвертое занятие

На четвертом занятии повторяется кратко весь курс предыдущих занятий, и закрепляются приобретенные навыки и приемы, полезные в родах. Занятия по психопрофилактической подготовке к родам целесообразно пройти всем беременным. В особо тщательной пси­хопрофилактической подготовке нуждаются беременные с пси­хологическими проблемами. В отношении этой группы необходимо добиваться глубокого освоения ими методов психической подготовки к родам.

Для определения эффективности проведенного цикла занятий по психопрофилактике можно использовать некоторые психоло­гические тесты, применяя их у беременных в начале каждого занятия и после его окончания, или в начале первого заня­тия и после окончания последнего. Психическую подготовку беременных к родам следует сочетать с физическими упражнениями. Систематические заня­тия гимнастикой при беременности оптимизируют функциональное состояние жизненно важных органов и систем, повышают защитные силы организма, адаптируют его к физическим нагрузкам в предстоящих родах.

Занятия гимнастикой

Использование комплекса гимнастических упражнений , предназначенных для беременных, предусматривает последовательное включение и тренировку мышечных групп и функциональных систем организ­ма женщины, принимающих активное участие в процессе родов. Все физические упражнения делятся на 3 комплекса соответст­венно для сроков беременности до 16 недель, от 17 до 32 не­дель, от 32 до 40 недель.

Гимнастическим упражнениям предшест­вует 15-минутный отдых в положении сидя. Такой отдых осо­бенно полезен беременным, посещающим занятия физкультурой после работы, так как организм в это время приходит в сос­тояние эмоционального покоя. Гимнастика продолжается 20-25 минут в медленном темпе. В процессе проведения занятий осуществляется контроль за частотой пульса, дыхания, величиной артериального давления. После неко­торого обучения женщины самостоятельно контролируют вышеуказан­ные физиологические параметры. Занятия проводятся в утрен­ние и дополнительно в вечерние часы для работающих беременных. Если по каким-либо причинам беременная не может по­сещать кабинет физкультуры, ее знакомят с комплексом гим­настических упражнений соответственно сроку беременности, после чего под контролем инструктора через каждые 10-12 дней, она выполняет гимнастические упражнения в домашних условиях.

Физкультура противопоказана беременным с острыми или часто обостряющимися и некомпенсированными формами заболеваний, с привыч­ными выкидышами в анамнезе, при кровотечении во время беременности.

Читайте также: