История купчино спб кратко

Обновлено: 02.07.2024

История Купчино начинается в 1676, когда оно впервые упоминается как деревня Купсино на шведской карте топографа Бергенгейма [1] . Деревня эта располагалась в квартале, прилегающем к Белградской улице, между Альпийским переулком и улицей Димитрова. Таким образом, Купчино на 27 лет старше Санкт-Петербурга, районом которого оно в наши дни является. В те годы земля, на которой расположено Купчино, принадлежала Швеции.

В составе Российской империи

В 1702 деревня Купсино занята русскими войсками в ходе Северной войны и по мирному договору 1721 вошла в состав России. Купсино переводится в подчинение Александро-Невскому монастырю. Позже, на короткое время с 1714 по 1718 деревня жалуется царевичу Алексею, но после вновь возвращается монастырю. В 1759 деревня Купсино упоминается в связи с линчеванием трех карлиц, пытавшихся похитить детей [2] . В 1837 через территорию Купчина была проложена Царскоселькая железная дорога. В 1851 году по восточной границе района прошла линия Николаевской железной дороги, а в 1885-м в районе Волковой деревни — линия Окружной дороги, соединившей южную часть города с северной через Финляндский железнодорожный мост.

Советские годы

В 1930-х годах территория Купчино входит в городскую черту Ленинграда как часть Московского района [3] . Жители деревни подвергаются коллективизации и объединяются в колхоз им. Тельмана [4] . В годы Великой Отечественной войны деревня Купчино эвакуируется, а линия фронта проходит к югу. Таким образом, территория Купчино оказывается на территории блокадного Ленинграда. Здесь были возведены инженерно-фортификационные сооружения. В 1961 территория Купчина переподчиняется Фрунзенскому району и здесь разворачивается массовое жилищное строительство, определившее современный облик района. Район застраивается сначала хрущёвками, затем - блочными 9-этажками, а в названиях улиц преобладает балканская тематика: улицы Белградская, Будапештская, Бухаресткая, Малая Балканская, Софийская, Олеко Дундича, Ярослава Гашека, Загребский бульвар, Шипкинский переулок. Важным событием в жизни района становится открытие в 1972 одноименной станции метро. В то же время большая часть русла Волковки была засыпана и прорыт прямой Волковский канал от улицы Димитрова вдоль Белградской до улицы Салова. В районе Альпийского переулка сохранился пруд - остаток старого, естественного русла Волковки [5] . Афганская война отразилась в появлении в Купчине в 1982 Парка Интернационалистов. В конце 1970-х молодежь Купчина испытала влияние панк-культуры [6]

Современность

Территории, где сейчас расположено Купчино, в XV веке принадлежала Новгороду . В начале XVII века эти земли были захвачена шведами и заселялась финнами-переселенцами. На старинных шведских картах конца XVII века на берегу реки Сетуй (позднее Черная речка, ныне Волковка) были обозначены деревни Антололла, Сутилла, Куаралассия. В ходе Северной войны, эти земли были возвращены России, а возникшие в начале XVIII века на месте старых шведских поселений деревня Волкова и деревня Купсино (позднее Купчино) были переданы Александро-Невскому монастырю.

В 1714 году указом царя Петра I эти земли были подарены сыну - Алексею. Позднее они вновь отошли к монастырским владениям. В документах XVIII века уже встречается название Купчино, а на картах указывается месторасположение данного селения. Таким образом Купчино - одно из самых старинных названий в нашем городе. Однообразный равнинный пейзаж местности оживляла река Волковка, петлявшая почти по всей территории нынешнего Купчино, направляясь сначала на северо-восток, а затем меняя направление на северо-западное. Ее излучина находилась недалеко от пересечения проспекта Славы и Софийской улицы, где она сливалась с безымянным ручьем.

В 1972 - 1973 годах большая часть русла Волковки была засыпана и прорыт прямой Волковский канал от улицы Димитрова вдоль улицы Белградской одо улицы Салова. В 1922 году большая часть нынешнего Купчино (севернее Южного шоссе) вошла в городскую черту и входила в Володарский (ныне Невский) район; в 1930 г. перешла к Московскому, а с 1961 г. - к Фрунзенскому району Ленинграда. К осени 1941 года линия фронта проходила уже между Шушарами и городом Пушкиным. В первые месяцы блокады с Витебского вокзала в специальных поездах жители города отправлялись в район Купчино для возведения оборонительных сооружений. 4 июля 1941 г. была сформирована 3-я фрунзенская дивизия Народного ополчения, бойцы которой приняли боевое крещение на Лужском оборонительном рубеже и в Карелии. Между домами 4 и 12 на проспекте Славы в начале 1990-х гг. бойцам дивизии установлен памятный знак. Между домами 16 и 30 по проспекту Славы к 50-летию Победы установлен гранитный бюст одного из величайших российских полководцев - Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, работы скульптора В. И. Винниченко и архитектора А. Н. Васильева. Первый крупнопанельный пятиэтажный дом и первый торгово-бытовой центр были смонтированы у перекрестка Бухарестской улицы и проспекта Славы в 1965 г.

Библиотека эта уникальна. По архивным данным, была создана в 1926 году. Тогда она не носила еще имени великого писателя. Библиотека существовала до Великой Отечественной войны, а с началом военных действий почти весь книжный фонд был уничтожен бомбежкой. Все, что удалось спасти, было отдано передвижному фонду района. В октябре 1943 года, по инициативе Ленгорисполкома, библиотека была открыта вновь. В марте 1993 года библиотека переехала на ул. Турку, дом 11 в более просторное помещение. ЦРБ им. А. П. Чехова - это центр библиотечных, информационных, культурных инноваций. В 1995 году ЦРБ вошла в сообщество вузовских библиотек для совместной аналитической обработки и обмена электронными библиографическими записями статей из научных журналов. В настоящее время на базе библиотеки существует межбиблиотечная компьютерная сеть ЦБС. Документный фонд библиотеки им. А. П. Чехова уникален. Читальный зал располагает большим количеством источников, которых больше нет нигде в районе. В фонде редкой книги имеются сотни раритетов.

Район расположен в Приневской низине, в среднем течении одного из южных притоков Невы реки Волковки, ранее также называемой Сетуй. По времени застройки Купчино делится на Северное (Старое) и Южное (Новое). Северное (Старое) Купчино, застраивалось с 1964 года, и Южное (или Новое) — с 1970-х годов.

Деревня Купчино

Посёлок Купчино 1969–1970 г.

Естественной границей являлось русло реки Волковки, оно находилось примерно в районе современного Альпийского переулка (до его засыпки массовое строительство велось к северу от реки, после её частичной засыпки в 1972—1973 гг.)

Затем река была спрямлена и заключена в Волковский канал, протекающий вдоль Витебской линии Октябрьской железной дороги, далее началась застройка территории, расположенной южнее.

В восточной части района расположены купчинские карьеры. На холмах, сформированных отвалами Кирпичного завода южнее улицы Ярослава Гашека, в 1999 году группа энтузиастов обустроила так называемое капище Перуна, просуществовавшее до 2007 года.

Общая информация.

Территории, где сейчас расположено Купчино, в XV веке принадлежала Новгороду . В начале XVII века эти земли были захвачена шведами и заселялась финнами-переселенцами. На старинных шведских картах конца XVII века на берегу реки Сетуй (позднее Черная речка, ныне Волковка) были обозначены деревни Антололла, Сутилла, Куаралассия.

В 1714 году указом царя Петра I эти земли были подарены сыну — Алексею. Позднее они вновь отошли к монастырским владениям. В документах XVIII века уже встречается название Купчино, а на картах указывается месторасположение данного селения. Таким образом Купчино — одно из самых старинных названий в нашем городе.

В ходе Северной войны, эти земли были возвращены России, а возникшие в начале XVIII века на месте старых шведских поселений деревня Волкова и деревня Купсино (позднее Купчино) были переданы Александро-Невскому монастырю.

На месте современного исторического района ранее располагались деревни (Купчино, Романово и другие), совхозы, огороды. 12 июня 1950 года населённый пункт Купчино вместе со Средне-Рогатским поселковым советом был передан в пригородную зону Ленинграда — подчинён Московскому районному совету Ленинграда. 1 января 1958 года село Купчино вошло в состав Московского района Ленинграда.

В 1961 году территория Купчина переподчиняется Фрунзенскому району. В 1962 году по Южному шоссе пошёл автобусный маршрут от станции метро Парк Победы. Практически все улицы спального района были проложены заново по бывшим полям, выгонам и пустырям, только Альпийский переулок и Южное шоссе прошли по трассе Куракиной дороги конца XVIII в.

Застройка.

Интенсивно росла численность населения нового спального района. Так в 1968 году в Купчине проживало около 70 тыс. человек, в 1972 году — 170 тысяч, в 1975 году — 250 тысяч, в 1985 году — более 300 тысяч, а в 1991 году — около 370 тыс. человек.

В 1982 году южнее проспекта Славы был разбит парк, который с 1988 г. называется— парк Интернационалистов, также в конце 1980-х годов появилась зелёная зона вдоль Загребского бульвара.

Варианты происхождения названия.

На данный момент нет однозначного ответа о происхождении названия района и эта неопределённость связана с тем, по одной версии — деревня Купчино получила своё название от шведов (её первое официальное упоминание было зафиксировано в шведских документах). Однако само Купчино было основано русскими задолго до прихода шведов на эти земли.

Деревня Купчино

Посёлок Купчино 1969–1970 г.

Однако в действительности границы Купчина несколько шире. Простота коммуникаций внутри района и, наоборот, сложность прохода – проезда за его пределы позволяют четко выделить территорию, ограниченную линиями железных дорог: старой окружной (Соединительной) железной дорогой (станция Волковская) с севера, современной окружной железной дорогой (станция Купчинская) с юга, путями московского и витебского направлений с запада и востока.


Купчино на шведской карте, 1704 г.

В 1619 г. здесь проживали четыре хозяина, три из которых были православными, а также находилось поместье польского боярина Кристофера Канарского. До Русско-шведской войны середины XVII в. деревня оставалась православной, а после войны в ней было три двора, в двух из которых жили ижоры. К деревне Купсила относилось и соседнее поселение Куккарова, которое во время шведского владычества, по словам Сауло Кепсу, бывало и пустошью, и заселенной деревней.

В начале XVIII в. местность передали Александро-Невскому монастырю. В 1711 – 1718 гг. она была подарена царевичу Алексею Петровичу, затем снова стала владением монастыря. Население здесь было преимущественно финское, как и в подавляющем большинстве селений в окрестностях Петербурга.


Купчино на карте Петербурга 1868 г.

К середине XVIII в. Купчино уже представляло собой средних размеров деревню, расположенную близ дороги от Московского тракта до слободы Фарфорового завода и усадьбы князей Куракиных. Согласно списку населенных мест Российской империи за 1862 г., в казенной деревне Купчино насчитывалось 42 двора и 273 жителя обоего пола.

В начале прошлого века жители деревни Купчино занимались молочным животноводством, выращиванием овощей. Особенно славились купчинские капуста и картофель. В деревне существовали школа, читальня, кузница, пожарное депо, где дежурили члены добровольной дружины…

В начале ХХ в. город стал проявлять интерес к Купчино. В 1903 г. собрание крестьян предложило продать свои земли городу, заново распланировать эти территории и проложить новые улицы. На следующий год городская управа обратилась к крестьянам с ответным предложением – передать городу безвозмездно те земли, которые не должны были отойти под новые улицы, а также принять на себя расходы по полному обустройству этих мест. Прошло еще пять лет, и крестьяне ответили положительно на первое предложение, но не согласились на второе.

Как указывает краевед Денис Шаляпин, к началу XX в. в деревне Купчино было три улицы: Старая, Новая и Купчинская. Исторически деревня Купчино располагалась на правом берегу реки Волковки западнее Витебской железной дороги, между нынешним Альпийским переулком и участком южнее улицы Димитрова. Современный Альпийский переулок – это часть Куракиной дороги, самой древней магистрали на территории нынешнего Купчина. От основной дороги шло ответвление к деревне. Перед самой деревней находился мост через Волковку. Далее начиналась главная улица деревни. Восточнее деревни, на правом берегу реки, было кладбище с деревянной Троицкой часовней.

Русло реки Волковки еще в начале 1970-х гг. проходило через всю территорию, которую сейчас называют старым или северным Купчиным, направляясь сначала на северо-восток, а затем меняя направление на северо-западное. Излучина реки находилась недалеко от пересечения проспекта Славы и Софийской улицы. В 1972 – 1973 гг. бо?льшую часть русла засыпали. Остатки русла реки можно увидеть на Будапештской улице и в парке Интернационалистов. В начале 1980-х гг. еще существовали пруды на пустыре между Пражской улицей, улицей Турку и проспектом Cлавы. До недавнего времени были еще прудик во дворе дома № 11 по улице Турку и заболоченная местность между Бухарестской улицей, улицей Турку и улицей Белы Куна. Ныне все это застроено.

«После засыпки реки образовалось несколько прудов, – считает Денис Шаляпин. – Произошло заболачивание территории в результате действия подземных ключей. Впоследствии один из прудов расширили и соорудили систему отвода воды в канализацию. Существует несколько версий, основанных на воспоминаниях, которые не во всем совпадают друг с другом. Если попробовать собрать все воедино, то картина может представляться следующей.

Северный берег реки и северный берег нынешнего пруда – это одно и тоже. После засыпки реки образовавшийся пруд был расширен на юг. Так как кладбище находилось именно на южном берегу, велика вероятность, что частично или полностью оно было раскопано при расширении водоема. Размеры кладбища неизвестны. У современного южного берега пруда в 1980-х и даже в начале 1990-х гг. можно было найти старые надгробия. Весьма вероятно, что это и было кладбище или часть кладбища. В таком случае, захоронения и поныне находятся на этом месте. Но возможно и то, что при раскапывании пруда отдельные надгробия были отброшены южнее изначального места расположения, где и могли пролежать длительное время. Основываясь на воспоминаниях, можно предположить, что северный берег пруда – это русло реки Волковки, а южная часть пруда – это и есть само или кладбище или часть кладбища.

Главная улица деревни проходила почти параллельно линии железной дороги, пересекала современную улицу Димитрова и заканчивалась чуть западнее современной Купчинской улицы. Ныне от деревни остались лишь воспоминания.


Вид на главную улицу бывшей деревни Купчино с севера на юг. Фото Дениса Шаляпина, май 2007 г.

По мнению краеведа Дениса Шаляпина, если отталкиваться от известных карт А. Суворина 1913 и 1916 гг. и Ю. Гаша 1914 г., на которых, вероятнее всего, и показана эта церковь, то можно предположить, что находилась она приблизительно на пересечении нынешних улиц Димитрова и Белградской. Это же место указывается на советской топографической карте 1939 г. Есть другое предположение, что церковь находилась на месте нынешних домов № 44 и № 46 по Белградской улице.


ДОТ во дворе дома № 10, корп. 2, по проспекту Славы. Фото Дениса Шаляпина, март 2007 г.

После засыпки Волковки произошло сильное заболачивание местности в результате действия подземных ключей. Образовалось несколько небольших прудов. Постепенно большинство из них были осушены или застроены.

Одной из самых древних дорог в современном Купчине является магистраль Южное шоссе – Альпийский переулок. Прежде она называлась Куракиной дорогой – под таким именем была известна с начала XIX в. и служила основной магистралью, соединяющей поселения и предприятия левого берега Невы с Новгородской, Московской и, далее, с Петергофской дорогами. Название получила от фамилии князей Куракиных, к усадьбе которых, в частности, вела. В 1952 г. Куракину дорогу переименовали в Южное шоссе. С 1962 г. по всему шоссе на территории Купчина открыто автобусное движение (маршруты № 11, № 52), хотя еще с начала 1950-х гг. действовал автобусный маршрут № 15, ходивший до кирпичного завода.

До конца 60-х гг. XX в. Южное шоссе служило здесь единственной дорогой. После окончания строительства проезда под железнодорожными путями, соединившего проспект Славы с улицей Типанова, был ликвидирован железнодорожный переезд у платформы Купчино. В 1978 г. часть шоссе от бывшего переезда до Бухарестской улицы назвали Альпийским переулком. От Бухарестской улицы до путей Московской железной дороги шоссе сохранило название Южное.


Железобетонная огневая точка, расположенная на территории радиостанции, ограниченной Южным шоссе, Софийской улицей, улицей Димитрова (новой ее частью) и карьерами. Фото Дениса Шаляпина, апрель 2009 г.

В начале XX в. севернее деревни Купчино возникло село Романово, находящееся на территории современного Купчино – между Белградской и Софийской улицами. С начала 1920-х гг. оно называлось селом Рылеево.


Вид на проспект Славы со стороны Московского района. Фото 1970 г. из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

В 1974 г. вступил в строй Невский путепровод, известный также как Сортировочный мост. Он связал Купчино с Невским районом. С этого времени Куракина дорога, являвшаяся в прошлом основной южной магистралью, утратила актуальность. Еще раньше был ликвидирован железнодорожный переезд, соединявший московскую и купчинскую части Южного шоссе. Главной магистралью Купчина стал проспект Славы.


Памятник воинам-интер националистам в парке Интернационалистов. Фото Дениса Шаляпина, май 2007 г.


Храм Георгия Победоносца в парке Интернационалистов. Фото Д. Шаляпина. Май 2007 г.

Естественные водоемы парка представляют собой остатки русла реки Волковки, на берегах которой выше по течению располагалась когда-то деревня Купчино.

На территории парка в 1998 г. открыли монумент воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане в 1979 – 1988 гг. Авторами памятника являются скульптор Н. Гордиевский и архитектор Н. Тарасова. В состав мемориала входит статуя Скорбящей Матери, две фигуры бойцов, скалы, установленные на подиуме из полированного гранита, и десять гранитных стел с фамилиями погибших воинов.

Еще одной достопримечательностью парка Интернационалистов служит храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в память всех павших за Отечество. Первоначально здесь предполагалось создание большого храмового комплекса, но впоследствии из-за нехватки средств было решено выстроить небольших размеров храм, проект которого выполнили архитекторы И. Солодовников и И. Куминов при участии инженера К. Торшина.


Памятник бравому солдату Швейку. Фото Дениса Шаляпина, май 2009 г..

Строительство церкви началось в 1997 г. и велось на частные пожертвования. В стены храма укладывались кирпичи с выгравированными именами жертвователей. В декабре 1999 г. был освящен нижний храм во имя Рождества Христова, после чего в нем стали проводиться регулярные службы. К началу 2003 г. вчерне закончили строительство и внутреннюю отделку верхнего храма во имя Святого Георгия Победоносца. В феврале 2003 г. настоятельница Горненского монастыря игуменья Георгия передала в дар храму частицу святых мощей Великомученика Георгия Победоносца.

Вторым современным купчинским храмом стала церковь преподобного Серафима Вырицкого на пересечении Загребского бульвара и улицы Ярослава Гашека. Ее торжественная закладка состоялась 18 сентября 2005 г. Еще одна церковь появится на улице Димитрова – в честь Святого великомученика Димитрия Солунского. Этот храм в Купчино станет уже третьим по счету.

Одна из визитных карточек современного Купчино – скульптура бравого солдата Швейка, установленная в апреле 2003 г. на Балканской площади (скульптор Д.Б. Пахомов под руководством А.С. Чаркина, архитектор Г.И. Ваха). Авторы использовали известный художественный образ Швейка, созданный чешским художником-иллюстратором Йозефом Ладой. Они взяли за основу истинный рост литературного персонажа – 160 сантиметров, а постамент, на который водрузили бравого солдата, выполнили в виде пивной бочки. За спиной Швейк держит кружку – символ своей неисчерпаемой любви к чешскому пиву.

Есть в Купчино и достаточно экстравагантные достопримечательности. К примеру, недалеко от пересечения улиц Ярослава Гашека и Бухарестской в 1999 г. группа современных язычников устроила капище Перуна (Всеславянское святилище Перуна). Язычники самостоятельно благоустроили заброшенную территорию и установили деревянные изваяния. Капище, имевшее скандальную известность, просуществовало с 9 мая 1999 г. по 27 апреля 2007 г. На его территории проводились различные праздники, на которых ряженные в древнеславянские одежды родноверы устраивали шоу для горожан.


Капище Перуна в Купчино. Фото Дениса Шаляпина, май 2007 г.

Ку́пчино (финск. Kupsila — от одного из финских обозначений зайца) — спальный район на юге Санкт-Петербурга, прежде деревня в Ингерманландии.


История Купчино начинается в 1676, когда оно впервые упоминается как деревня Купсино на шведской карте топографа Бергенгейма. Деревня эта располагалась в квартале, прилегающем к Белградской улице, между Альпийским переулком и улицей Димитрова. Таким образом, Купчино на 27 лет старше Санкт-Петербурга, районом которого оно в наши дни является. В те годы земля, на которой расположено Купчино, принадлежала Швеции.

В составе Российской империи


В 1702 деревня Купсино захвачена русскими войсками в ходе Северной войны и по мирному договору 1721 вошла в состав России. Купсино переводится в подчинение Александро-Невскому монастырю. Позже, на короткое время с 1714 по 1718 деревня жалуется царевичу Алексею, но после вновь возвращается монастырю. В 1759 деревня Купсино упоминается в связи с линчеванием трех карлиц, пытавшихся похитить детей. В 1837 через территорию Купчино была проложена Царскоселькая железная дорога. В 1851 году по восточной границе района прошла линия Николаевской железной дороги, а в 1885-м в районе Волковой деревни — линия Окружной дороги, соединившей южную часть города с северной через Финляндский железнодорожный мост.

Советские годы


В 1930-х годах территория Купчино входит в городскую черту Ленинграда как часть Московского района [3]. . Жители деревни подвергаются коллективизации и объединяются в колхоз им. Тельмана. В годы Великой Отечественной войны деревня Купчино эвакуируется, а линия фронта проходит к югу. Таким образом, территория Купчино оказывается на территории блокадного Ленинграда. Здесь были возведены инженерно-фортификационные сооружения. В 1961 территория Купчино переподчиняется Фрунзенскому району и здесь разворачивается массовое жилищное строительство, определившее современный облик района. Район застраивается блочными 9-этажками, а в названиях улиц преобладает балканская тематика: улицы Белградская, Будапештская, Бухаресткая, Малая Балканская, Софийская, Олеко Дундича, Ярослава Гашека, Загребский бульвар, Шипкинский переулок. Важным событием в жизни района становится открытие в 1972 одноименной станции метро. В то же время большая часть русла Волковки была засыпана и прорыт прямой Волковский канал от улицы Димитрова вдоль Белградской до улицы Салова. В районе Альпийского переулка сохранился пруд - остаток старого, естественного русла Волковки. Афганская война отразилась в появлении в Купчино в 1982 Парка Интернационалистов. В конце 1970-х молодежь Купчино испытала влияние панк-культуры

История Купчино (спальный район С. -Петербурга) начинается с упоминания деревни КУПСИНО в Ингерманландии на шведской карте 1676г. . что на 27 лет старше С. -Петербурга. В ходе Северной войны было захвачено русскими, а в 1721 г. вошло в состав России

Купчино не склоняется.
Географические названия населенных пунктов, станций, городов на -О в современном русском языке постепенно переходят в разряд существительных, не изменяемых по падежам. Вероятно, это объясняется тем, что в последние десятилетия в разговорно-обиходной речи эти топонимы все чаще употребляются как несклоняемые. Справочники семи - десятилетней давности строго требовали изменения этих слов по падежам, современные же издания отмечают тенденцию к несклоняемости географических наименований на -О, ныне особенно широко распространившуюся. Из устной речи неизменяемая форма проникла и в письменные источники, в частности в публицистику.

Читайте также: