Елизавета бем биография кратко

Обновлено: 30.06.2024

Елизавета Бём никогда не писала больших полотен, как например Репин, Шишкин или Айвазовский, она не примыкала ни к одной группе передвижников и тем не менее, будучи самой по себе, приобрела в России громадное признание и считалась одной из лучших художниц империи. Елизавета Меркурьевна детские годы провела в селе Щепцово Пошехонского уезда Ярославской губернии, где и прониклась большой любовью к русской деревенской культуре. Закончив Рисовальную школу в Петербурге, Бём поначалу работала, иллюстрируя произведениями Некрасова сценками из хорошо известной ей крестьянской жизни. Получилось настолько удачно, что её как художницу стали приглашать оформлять работы Толстого и Лескова. Публиковала она свои работы и в легендарном журнале "Нива".

В результате русская культура обогатилась поразительными по своей красоте поздравительными открытками и изделиями из стекла.

Елизавета Меркурьевна Бём (до брака – Эндаурова) родилась в 1843 году в Санкт-Петербурге. Ее детство прошло в ярославском семейном поместье Щипцы. Столичная штучка воспитывалась среди крестьян.

Как-то так случайно получилась, что в руках у девочки вдруг оказался карандаш, да так там и остался.

Елизавета Меркурьевна вспоминала: «Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет; я иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки.

К счастью, женщина в то время не должна была ни получать образование, ни выстраивать карьеру. Рисует – ну и пусть себе рисует. Однако родители Лизы не ограничились традиционными домашними восторгами. В четырнадцатилетнем возрасте ее отдали в обучение, да не куда-нибудь, а в одно из самых серьезных в то время художественных образовательных учреждений – питерскую Школу поощрения художников.

Впрочем, он в то время еще не был признанным российским мэтром, да и возрастом не слишком превзошел свою талантливую ученицу.

Елизавета Меркурьевна закончила занятия в 1864 году. Из Школы она вышла с золотой медалью и профессиональным владением кистью и карандашом.

Девушка, впрочем, выбрала резец и камень, ее увлек жанр силуэта. Но не облегченный вариант, когда из черной бумаги вырезается чей-нибудь профиль, наклеивается на белую бумагу, и шедевр готов. Нет, ей нравилось другое, литография, когда художник сам на камне вырезает свой рисунок, а потом с камня делают оттиски.

Это давало возможность молодой мастерице самой, по собственному наитию прорисовывать самые мелкие детали, вплоть до усов у котенка. А еще – самостоятельно выпускать собственные книги, пусть и небольшими тиражами.

Она вообще любила все делать сама. И мужа тоже выбрала себе какого захотела – Людвига Франциевича Бёма, венгерских корней, скрипача и педагога, а впоследствии профессора Петербургской консерватории. Обладателя целого состояния – скрипки Страдивари и письма Бетховена. Таковым было дядино наследство.

Пара получилась идеальная, два молодых человека, одержимых творчеством, но каждый своим творчеством. Им было друг с другом очень интересно, а поводов для ссор и разногласий не появлялось вообще.

Художница писала: «Установилось мнение, что с замужеством женщина всегда или большей частью кончает свои занятия искусством, все равно, музыка это или живопись или что другое, не находя для этого достаточно времени.

Вспоминаю при этом слова нашего великого писателя Л.Н.Толстого, который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдется время, как находишь его для того, чтобы пить и есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту.

Очень важно, что Людвиг Франциевич, как и его жена, придерживался прогрессивных взглядов. Он не только позволял своей жене с утра до вечера работать, но и сам, первый, чистосердечно радовался ее успехам.

В конце концов дети роняют готовый пирог и он достается тем самым животным.

Художница делала множество отдельных, авторских работ, иллюстрировала книги, публиковалась в журналах. За портретами ее руки выстраивались в очередь.

Нагрузка на глаза была колоссальная. И ближе к концу восьмидесятых начались серьезные проблемы со зрением. Елизавета Меркурьевна уже не видела тех тончайших линий, которые отличали ее работы, были своего рода их визитной карточкой. И тогда художница взялась за акварель.

Акварель и стекло

Все это выходило, в основном, в виде открыток. Спрос на них в то время был огромный. Фактически, это был единственный способ дистанционного поздравления, да и просто послания весточки о себе.

СМС, электронная почта, месседжеры, социальные сети – всю эту нагрузку, в наши дни распределенную по множеству каналов, брали на себя открытки. Они были единственным средством доставки эмоции.

Елизавета Меркурьевна сразу же сделалась первейшим мастером и в этой области. Большинство дореволюционных открыток, которыми сегодня иллюстрируют журнальные статьи и книги, посвященные нашему прошлому, сделаны именно Елизаветой Бём.

Ей удалось создать свой мир – добрый, ласковый и в то же время с легонькой хитринкой, с этаким подмигиванием. И этот мир оказался безумно востребован. По рисункам Елизаветы Меркурьевны выпустили более трехсот открыток, каждая со своим сюжетом. Это был рекорд.

Зрение, однако же, все ухудшалось, и в 1893 году Елизавета Меркурьевна занялась изготовлением стеклянной посуды. Здесь зрение вообще не столь существенно. Важна идея. С этим, к счастью, было все в порядке. Да и судьба снова сложилась в ее пользу, брат Александр был директором Мальцовского стекольного завода.

И снова головокружительный успех. Ее стопки, чарки и графины пользуются безумной популярностью. Ее солонку преподносят в дар президенту Франции. Ей подражают и другие мастера, которые работают не только по стеклу, но также по фарфору, по металлу и по дереву.

За исключением разве что традиционных народных ремесленников – мастеров Хохломы, Палеха и Гжели.

В 1896 году страна справляла двадцатилетний юбилей творческой деятельностии Елизаветы Бём. Поздравления прислали Стасов, Айвазовский, Репин – сплошь художники самого первого ряда.

В 1904 году скончался Людвиг Франциевич, дорогой супруг, который для нее так много значил. Но работа продолжалась.

По-другому она в принципе не могла.

А в 1914 году Елизавета Бём умерла. За три дня до начала Первой мировой войны, не застав тех ужасов, что начались с этого далеко не самого счастливого для всей Европы года.

Елизавета Бём


Елизавета Меркурьевна Бём (в девичестве — Эндаурова) — рисовальщица, силуэтист, иллюстратор детских журналов и книг.

Содержание

Елизавета Бём / Биография

Елизавета Бём родилась 24 февраля (12 февраля по старому стилю) 1843 года в Санкт-Петербурге. Отец Елизаветы, Меркурий Николаевич Эндауров, служил в 1833–1840 годах в лейб-гвардии в Московском полку, а с 1840 по 1850 — в Санкт-Петербурге в Комиссариатском департаменте Военного министерства помощником бухгалтера. Мать, Юлия Ивановна, была дочерью чиновника VI класса Богуславского полка. Родители Елизаветы были большими любителями искусства.

Детство Елизаветы прошло в родовом поместье в Ярославской губернии. В эти годы началось её увлечение рисованием.

С 1857 года по 1864 год Елизавета обучалась в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Её учителями были такие мастера, как И. Н. Крамской, П. П. Чистяков, А. Е. Бейдеман и Л. О. Премацци. Елизавета стала одной из первых женщин в России, профессионально занявшихся графикой и прикладным искусством. За свои рисунки она получила серебряную медаль Общества поощрения художеств.

В 1867 году Елизавета Меркурьевна вышла замуж за Людвига Францевича Бёма, талантливого скрипача и преподавателя, а позднее профессора Петербургской консерватории, который был венгром по происхождению. Став замужней женщиной, Елизавета Бём не прекратила заниматься рисованием. Людвиг Францевич относился с пониманием к любимому делу супруги и всячески её поддерживал.

В 1870 году Императорская Академия художеств присудила Елизавете Меркурьевне большую поощрительную медаль за акварельные и карандашные рисунки животных. В том же году художница получила золотую медаль на выставке акварельных рисунков и миниатюр в Париже.

Всероссийскую, а позднее и международную известность Елизавете Меркурьевне принесли силуэтные рисунки. Художница создавала свои работы при помощи кисти, используя возможности литографии (при этом литографированием занималась сама Елизавета Бём).

Большое место в творчестве Е. М. Бём занимали иллюстрации. Художница иллюстрировала произведения И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, И. А. Крылова, В. М. Гаршина, Н. С. Лескова. Также Елизавета Бём оформляла книги сказок.


Народная сказка о репке / Художник Елизавета Бём


Народная сказка о репке / Художник Елизавета Бём


Народная сказка о репке / Художник Елизавета Бём


Народная сказка о репке / Художник Елизавета Бём


Народная сказка о репке / Художник Елизавета Бём

Став непревзойдённым мастером силуэта, Елизавета Бём не бросила занятий акварелью. Этой технике художница отдавала предпочтение ещё во времена учёбы в рисовальной школе. С возрастом в связи с ухудшением зрения Е. М. Бём была вынуждена оставить силуэтную графику, которая требовала большого напряжения глаз. С 1900-х годов Елизавета Меркурьевна перешла исключительно на технику акварели.

Художница создавала акварельные портреты детей. Также Елизавета Меркурьевна написала портреты И. Е. Репина и Н. С. Лескова. Облик самой художницы запечатлели такие художники, как Н. П. Богданов-Бельский, М. А. Врубель, И. Е. Репин.

Огромный успех пришёл к Елизавете Бём с наступлением эры иллюстрированной почтовой карточки. Главными героями открыток Е. М. Бём были маленькие дети. Открытки, выполненные художницей в русском стиле, сопровождались пословицами, поговорками, загадками. В общей сложности Елизавета Меркурьевна создала более трёхсот оригинальных композиций для открытых писем. Почтовые карточки-открытки Е. М. Бём печатались многотысячными тиражами и пользовались невероятной популярностью.


Открытка / Елизавета Бем


Открытка / Елизавета Бем


Открытка / Елизавета Бем


Открытка / Елизавета Бем

При жизни Елизаветы Бём достигло расцвета искусство прикладной графики. Елизавета Меркурьевна, как и некоторые другие популярнейшие художники своего времени, работала в этом жанре, создавая подносные адреса, программки, меню.

Заметное место в творчестве Е. М. Бём занимало проектирование изделий из стекла. Художница создавала формы для посуды, ориентируясь на старинные предметы, такие как братины, ковши, стопы, чарки. Расписыванием посуды Елизавета Бём занималась сама, а если росписи делал кто-то другой, то происходило это под наблюдением художницы.


Азбука. Св. пророк Наум, наставь на ум! / Художник Елизавета Бём


Азбука. Св. пророк Наум, наставь на ум! / Художник Елизавета Бём


Азбука. Св. пророк Наум, наставь на ум! / Художник Елизавета Бём


Азбука. Св. пророк Наум, наставь на ум! / Художник Елизавета Бём

Е. М. Бём умерла 7 августа (25 июля по старому стилю) 1914 года в своей квартире в Санкт-Петербурге. До конца своих дней художница не переставала заниматься творчеством.


Жившая на рубежа веков Елизавета Меркурьевна Бём получила широкое признание еще при жизни даже при том, что никогда не писала больших картин, а работала преимущественно с открытками, иллюстрациями, силуэтными зарисовками. Ее миниатюры — большая часть которых посвящена детям — быстро завоевали известность как в высшем обществе, так и в крестьянской среде.

Елизавета Меркурьевна Бем - биография

Азбука Елизаветы Бем. Б - Буки.

Азбука Елизаветы Бем. Б - Буки.

В своих воспоминаниях Бём пишет, что с детства любила рисовать и делала это буквально на всех клочках бумаги, которые попадали к ней в руки. В том числе свои письма подругам и знакомым она всегда дополняла небольшими рисунками, что в дальнейшем способствовало тому, что знающие люди заметили ее одаренность и рекомендовали заняться рисованием серьезно. Семья Елизаветы одобрила ее стремления, так что уже в 14 лет она поступила в Рисовальную школу Общества художников, которую закончила блистательно с золотой медалью.

Азбука Елизаветы Бем. З - Земля

Азбука Елизветы Бем. З - Земля.

Вскоре после завершения учебы она вышла замуж за известного скрипача Людвига Бёма, с которым счастливо прожила всю свою жизнь и родила нескольких детей, но семейная жизнь не охладила ее любовь к творчеству. Елизавета писала:

Открытки Елизаветы Бем

Открытки Елизаветы Бем

Открытки, иллюстрации, черно-белые силуэты Елизаветы Бем

И действительно, невозможно отрицать, что у Елизаветы Меркурьевны было призвание — ее открытки расходились по всей стране многотысячными тиражами и пользовались неизменной всеобщей любовью как в высшем обществе, так и в крестьянской среде. Всего она создала их более 300 — к праздникам, с загадками, с пословицами, с иллюстрацией национальных костюмов…

Открытки Елизаветы Бем. Народы России

Открытки Елизаветы Бем. Народы России.

Кроме того, она создала целый ряд иллюстраций для произведений И. Тургенева, Л. Толстого, А. Крылова, В. Гаршина, Н. Лескова, а также проиллюстрировала русские народные сказки, пословицы и поговорки.

Иллюстрации Елизаветы Бем к И.С.Тургеневу

Иллюстрации Елизиветы Бем к И.С.Тургеневу "Записки охотника"

Иллюстрация Елизаветы Бем к сказке

Иллюстрация Елизаветы Бем к сказке "Репка"

Силуэты детей. Елизавета Бем

Силуэты детей кисти Елизаветы Бем.

Многие известные художники того времени не стесняясь выражали свой искренний восторг от работ Бём. Так, ее учитель Крамской писал:

А Илья Репин, в свою очередь говорил о работах художницы:

Открытки Елизаветы Бем

Открытки Елизаветы Бем

Ковш в русском стиле из стекла. Автор: Елизавета Бем

Стеклянный ковш в русском стиле авторства Елизаветы Бем

В определенный период жизни художница заинтересовалась изготовлением стеклянной посуды и нанесением росписей на эмали. Познакомившись с процессами рождения хрустальной посуды на Мальцевских заводах, она принялась за создание форм по образу старинных русских предметов — братин, ковшей, чарок. Ее работы в этом направлении — в частности по росписи фарфора, эмалей, а также рисунки выполненные для нанесения на стекло и хрусталь — неоднократно занимали призовые места на международных выставках.


Эскиз для росписи стеклянного набора. Елизавета Бем.

Азбука Елизаветы Бем. К - како.

Азбука Елизаветы Бем. К - Како.

Азбука Елизаветы Бем 1913-1914 гг.

В последние годы жизни Елизавета работала над набором иллюстраций для детской азбуки, которая, пожалуй, стала самой известной работой художницы — концентрированным выражением всего ее творческого и жизненного опыта, художественных устремлений и идей. Выполненная в традиционном русском стиле, с учётом тысячелетних традиций, поверий, обычаев нашего народа, она и по сей день не потеряла своей актуальности и может быть использована для обучения и воспитания детей в духе русской культуры и наследия.

Азбука Елизаветы Бем. М - Мыслите

Азбука Елизаветы Бем. М - Мыслите.

4408eac00ae1

Elizaveta_Merkurievna_Bem

Она была дочерью Пошехонского помещика, коллежского асессора Меркурия Николаевича Эндаурова. Меркурий Николаевич Эндауров (1816–1906), родился в Вологде, учился в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, в 1833–1840 годах служил в лейб-гвардии Московском полку, с 1840-го по 1850 год служил в Санкт-Петербурге в Комиссариатском департаменте Военного министерства помощником бухгалтера. В 1850 году он уволился со службы в чине коллежского асессора и переехал с семьей в имение – сельцо Щепцово Пошехонского уезда Ярославской губернии. Мать Е. М. Бём Юлия Ивановна (1820–?) – дочь чиновника 6-го класса Богуславского полка. Оба родителя были большими любителями искусства, отец – страстным меломаном и театралом.

Всего в семье было шестеро детей: Екатерина (1841–?), Елизавета (1843–1914), Николай (1848–?), Александр (1851–1918), Любовь (1853–?), Александра. Александр стал директором Мальцовского хрустального завода, на котором его сестра Елизавета создавала позже свои произведения из стекла. Любовь тоже стала художницей, приверженкой русского стиля, но не такой знаменитой, как сестра. Она прославилась акварелями растений, и Община Св. Евгении выпустила несколько серий ее открыток, на которых строки стихов окружали полевые цветы.

В 1864 году, закончив обучение с медалью, она возвращается в родительское имение, где увлекается рисованием с натуры животных, благо, финансовое положение семьи позволяло это делать без оглядки на заработок; в 1865 году, приехав в Петербург, Елизавета Меркурьевна получает за эти рисунки серебряную медаль Общества поощрения художеств. В Петербурге молодая художница поселилась у своей приятельницы А.Дмоховской (Пинто), чей муж, объявленный политическим преступником, бежал из Италии. Лишенный всех средств и имущества, в Петербурге он зарабатывал уроками итальянского языка, и только после вступления на престол Виктора Эммануила был восстановлен в своих правах и получил место итальянского консула в России. Благодаря этой семье Е.М.Бём узнала артистический мир столицы, подружилась с дочерью цензора профессора А.Никитенко, через которую познакомилась с И.Гончаровым и И.Тургеневым. Благодаря А.Дмоховской Елизавета Меркурьевна встретилась и с Л.Толстым, с которым поддерживала дружеские отношения до его смерти.

В Париже, в 1870 году, она успешно участвовала в выставке акварельных рисунков и миниатюр. Ее работы: "Кошки", "Ягдташ с дичью", "Деревенские дети" - были отмечены Золотой медалью.

За 1875—1889 гг. художница выпустила 14 альбомов с силуэтами. Эти альбомы имели такой успех, что на международном конкурсе в Брюсселе ей за эти работы была присуждена серебряная медаль.
В Брюсселе на международном состязании по технике акварели и силуэта она получила Серебряную медаль.

Позже в своих дневниках Елизавета Меркурьевна писала: "Во мне частично течет татарская кровь, потому что предки были татары, по фамилии Индо-гур, что значит "индейский кур" - петух. А грамотой, дарованной Иоанном III, фамилию переименовали в Эндаурову. Я любила "эндауровскую" деревню. И жалею городских ребят, лишенных сельских радостей. И себя иначе не помню, как в деревне и обязательно окруженной детьми и рисующей на любом клочке бумаги их лица или животных. " "В 14 лет родители оценили мои способности и, перевезя в Петербург, отдали в школу "Общества поощрения художников". Она находилась тогда в здании Биржи на Васильевском. Счастливейшими годами были те, что я занималась в школе! А какие блестящие преподавали мастера! Чистяков, Примацци, Крамской. С каждой новой работой, особенно привезенной после летних каникул, я бежала на Невский в мастерскую Крамского".

Вскоре сложилась и личная жизнь, в 1867 году Елизавета вышла замуж за талантливого скрипача, педагога (а впоследствии профессора) Петербургской консерватории Людвига Францевича Бёма, обрусевшего венгра, с которым ей предстояло счастливо прожить всю жизнь. Его отец и первый учитель – Франц Бём – скрипач, страстный любитель и пропагандист квартетов Бетховена, с 1810-х годов жил в Петербурге, был солистом Императорских театров. Давал уроки музыки царской семье, девицам в Смольном институте, а также М.Глинке. Музыкальное образование Людвиг Францевич получил в Венской консерватории, проживая у своего дяди, знаменитого профессора, скрипача Иосифа Бёма, основателя Венской скрипичной школы, который дружил с Бетховеном и был учителем целой плеяды знаменитых скрипачей. После смерти дяди Л.Ф.Бём получил в наследство скрипку Страдивари и письмо Бетховена.

Людвиг_Бем

Пришел и успех в искусстве, её работы стали с завидным постоянством получать призы и награды на различных выставках. Елизавета Меркурьевна не писала большие картины, но её рисунки пользовались неизменной популярностью. А с середины семидесятых годов стала работать и в технике литографируемого силуэта, который она собственно и создала.
Жили супруги поначалу неподалеку от Франца Бёма — на ул. Офицерской, д. 29, кв. 12. Потом они переехали в д. 22 по той же улице, а еще позднее — на ул. Могилевскую, д. 20. У Людвига и Елизаветы была единственная дочь, родившаяся в 1868 году. Названная по имени матери, она в 19 лет вышла замуж за Николая Григорьевича Барсова, инспектора студенчества Петербургского университета.

Творчество Бём высоко оценивалось современниками — не только читателями её книг, но и крупными художниками.

С началом Первой мировой войны, на 71-м году своей жизни, уже вдовая и одинокая, давно продавшая и Страдивари, и многие полотна, безвозвратно проводившая внуков на фронт, Елизавета Меркурьевна писала: ". Я все еще не оставляю своих занятий, несмотря на слабость зрения и боль в изработанных руках. тружусь не в силу необходимости, а очень любя свое дело. Благодарю Бога за наслаждение, дарованное мне через призвание. А сколько замечательных людей оно мне доставило, сколько подарило дорогих, дружеских отношений. "

Немного о внуках:

Е.Л. Барсова-Каракаш, дочь Е.М. Бем. Сведений о ней удалось найти немного. Известно, что она дважды была замужем, имела четырех детей. Мы приводим ее воспоминания о матери, написанные в 1915 году после смерти Е.М.Бем, которые проливают свет на их взаимоотношения. «Е.М. Бем была известной художницей и общественной деятельницей. Это не мешало ей быть идеальной матерью и бабушкой. Уже с двух лет у меня не было няни, и я росла и начала учиться исключительно под ее надзором. И чего только не придумывала она, чтобы занять меня, рисовала кукол, вырезала и лепила разные фигурки, большинство которых у меня сохранились до сих пор, устраивала различные игры. Во всех случаях моей жизни она была для меня самым близким человеком и другом [. ] В последствии с такой же любовью и заботой она относилась и ко внукам, детям моим. Два старших внука Николай и Александр Барсовы, один студент университета (теперь юнкер Михайловского артиллерийского училища), другой студент технолог (теперь санитар) последние 10 лет жили вместе с ней [. ]

К младшим же внукам Иве и Рафе Каракаш, 10 и 5 лет она приезжала каждый вечер и сама укладывала их спать. Когда Ива был еще совсем маленький, и мне с мужем приходилось уезжать надолго за границу, то он жил в это время с бабушкой на Балтийском море в Мариенгофе (где она, будучи больной, брала ванны).

Е.М. скончалась 25 января 1914 года. (РГАЛИ, ф. 2036, оп. 1, д. 4, л. 42)

35. Николай Барсов, внук ЕМ. Бем. Родился в Петербурге. Отец Г.Барсов. УЧИЛСЯ в Петербургском университете и Михайловском артиллерийском училище




Созданные Елизаветой Бём тончайшие, душевные, живые силуэты навсегда остались в истории русской иллюстрированной книги.

Все творческое наследие Елизаветы Меркурьевны можно разделить на два этапа: силуэт и акварель.

Мое знакомство с ее творчеством началось именно с поздравительных открыток. Чудесный мир детей, праздника пословиц и поздравлений.


В будни поработаем - в праздник погуляем!

Везу счастье на новый год! Кому мало, кому до отвала, а вам больше всех!

С новым годом! За ваше здоровье! В счастье жить, ни о чем не тужить!

За здоровье того, кто любит кого!

За здоровье! Кто за кого, а я за друга своего!

На новый год! Счастья: сто пудов! Здоровья: сколь войдет! Любви: без меры!

На новый годок несу здоровья кузовок, тому, сему кусок, а Вам весь кузовочек!

1-ое Января. Пить не пью, да и мимо не лью! Чарка велика, да и винцо хорошо!

1-ое Января. Первая рюмка колом, вторая соколом!

С новым годом! Первая чарка – на здоровье, вторая – на веселье, третья – на задор!

Пир идёт с утра до вечера, а от вечера до утречка.

Пожелание на новый год: жить в добре, ходить в серебре, одна рука в патоке, другая - в меду!

Пожелание. Новых друзей наживай, старого друга не забывай!

Пожелание: сладко бы елось, пьяно бы пилось, и счастье в доме не перевелось!

Пожелание!! Эх-ма, кабы да нам денег тьма.

Продал на рубль, пропил полтину, пробуянил другую, только и барыша, что болит голова!

Новый год. Пью за того кто живет далеко!

Сердечно поздравляем, всего доброго желаем!

Смех не грех! Веселись, пока весело!

Читайте также: